Город зилантов
3 поста
3 поста
Это пугающее слово - Москва. Всего два раза в жизни я бывала в столице - в далёком детстве, и 6 лет назад, да и то это была только пересадка с вокзала на вокзал. Поэтому было волнительно. Очень.
Предновогодняя Москва невероятно красивая. Но не о ней речь. А, собственно, о Международной ярмарке интеллектуальной литературы "Non/fictio№27".
Мероприятие с моим участием было 6 декабря, в субботу. И, видимо, это был пик посещаемости ярмарки. Как ни странно, зайти внутрь Гостиного двора мне удалось очень быстро. Но в гардеробе мест уже не было. Штош. Потащила верхнюю одежду к стенду своего издательства, ничего страшного. А потом пошла смотреть ярмарку. И поняла, что зря. Толпа, нет ТОЛПА! Я не витрины рассматривала, а лавировала между людьми. Не прикольно вообще. Поэтому, сделав небольшой круг почёта, вернулась к стенду и стала торговать своими книгами.
Ой, как мне это понравилось! Видишь, что человек остановился и смотрит на твою книгу в раздумье - начинаешь нахваливать товар, говоришь, что сегодня он с автографом автора, а автор перед вами, покупайте, не пожалеете... Метод, кстати, сработал на ура, книги покупали, автографу радовались.
Самая важная для меня часть мероприятия началась в 14.00. Я выступала в числе спикеров на паблик-толке "Прошлое и настоящее: мифологизм в современной янг-эдалт литературе". В рамках встречи победители Всероссийского литературного конкурса им. Натальи Маркеловой "Крылья ветра" (а я заняла на нём второе место) обсудили фольклорное фэнтези, секреты популярности жанра, место национальных сказок и мифов в современном обществе.


Немного сложно было сосредоточиться на выступлении, когда со всех сторон доносятся звуки с других мероприятий, за спинами зрителей ходят люди, но всё прошло очень хорошо, хотя и слишком быстро, я не наговорилась и не договорила.
После выступления решила подкрепиться в буфете. Встала в конец длиннейшей очереди, постояла, постояла... плюнула и вернулась за стенд. Водичка стала моим единственным питанием на ближайшее время.
Вместе с другими авторами мы снова стали торговать и раздавать автографы. Я уже говорила, как это здорово? За два часа вся партия моих книг была раскуплена. Жаль, не было нового завоза на следующий день, я бы ещё пришла торговать.


С коллегами-писателями книги рекламируем, автографы раздаём.
Книги проданы, дальше - глинтвейн на Красной Площади, путь в гостиницу, на следующий день прогулка по ВДНХ... Но это уже другая история.
Подводя итог скажу, что выступление на таком мероприятии - это прямо таки новый уровень в моей писательской жизни. О таком я совсем недавно и мечтать не могла. Очень хочу повторить этот опыт, надеюсь, получится.
Спасибо за прочтение, всех обнимаю! 💖
В детстве я точно знала - сказка это реально существующее место. Доказательством этого служили всевозможные фильмы. Ну вы знаете, "Про Красную Шапочку", "Варвара-краса, длинная коса", " Новогодние приключения Маши и Вити"... В общем, всё то, что с удовольствием смотрели советские дети. Вот же я своими глазами вижу на экране Бабу Ягу и её избушку на курьих ножках, Кощея Бессмертного и всех остальных! Значит, правда всё это. А потом в одной детской передаче я увидела сюжет о том, как снимаются фильмы. И в голове моей всё сложилось. Ну конечно! Когда нужно съемочная группа во главе с режиссёром выезжает в Сказку, расставляет аппаратуру (почему-то в мою душу тогда запали софиты, я даже немного мечтала работать осветителем), а потом собирают сказочных героев и объясняют им, какой сюжет надо играть. Сняв нужный материал киношники уезжают, а сказочные герои возвращаются к своей рутинной сказочной жизни. Отсюда логичный вывод - раз простые люди могут попасть в это Место, то и я смогу. Знать бы только, где оно находится. Разумеется, Сказка расположена где-то поблизости. И непременно в лесу.
Помог случай. Мы с родителями ехали вечером на электричке. За окном сгущались сумерки. Вдоль железной дороги росли деревья. В моём детском воображении это был густой тёмный лес. И вдруг между деревьями мелькнул яркий белый свет. Я сразу поняла, что это такое - софиты! А значит... Значит именно в этом месте в этот самый момент и снимали фильм-сказку! А что ещё могли снимать посреди леса, верно?
Я обрадовалась. Совсем недалеко, надо бы в гости съездить. Разумеется, нужно было подготовиться. С пустыми руками же в Сказку не сунешься. Я взяла небольшую корзинку и начала откладывать в неё гостинцы. Тогда ещё не было такого изобилия сладостей, которое есть у современных детей. Но я откладывала в свою корзинку по конфетке-другой, мармеладку, жвачку... Даже целую плитку очень вкусного шоколада с изюмом.
Я мечтала. Вот приду в гости к Бабе Яге, угощу её сладким, она сразу станет доброй, и мы подружимся... А ещё я постоянно спрашивала родителей, когда же мы поедем в Сказку. Они говорили, мол, да-да, скоро-скоро, как-нибудь поедем обязательно... Никто, конечно, никуда не поехал. Шоколад пришлось съесть, чтобы не испортился. А вскоре моё внимание заняли совершенно другие вещи. Так я в Сказку и не попала, эх! Но может, именно эта нереализованная детская мечта и оказалась одной из причин, почему я стала детским писателем.
P. S. Кто-нибудь помнит такой шоколад конца 80-х - белая обёртка, спереди нарисованы трое детей, которые едят шоколад, а на другой стороне - эти же дети, но их лица измазаны шоколадом?
P.P.S. Загляните также в пост о моей сказочной книге про Казань.
И это я, снова здравствуйте. Несколько лет назад я показала вам свою первую книгу сказок. Затем - вторую. А совсем недавно вышла и третья, самая крутая книга - "Город зилантов".
Что мне больше всего нравится в писательстве? Нет, не написание рукописи, как бы странно это не звучало. Я обожаю встречи с читателями! Особенно с самими маленькими. У них столько фантазии, столько интереса, искренних эмоций.



Однажды я пришла на встречу в школу к младшеклассникам. До начала мероприятия ко мне подошла девочка, и между нами состоялся забавный диалог.
Д.: А вы кто?
Я.: Писатель.
Д.: О_О А что, живые писатели бывают?!
Да, милый ребёнок, не ещё не всё писатели вымерли😐
Невероятное чувство, когда по моим сказкам ставят детские спектакли. Несколько лет подряд казанская Детская театральная студия "Арлекин" ставила по моим пьесам новогодние уличные представления. А однажды в моей родной школе ученики младших классов поставили очень трогательный спектакль, с феечками и волшебной музыкой! Моё писательское сердечко растаяло в тот момент.


С подростками сложнее. Они более закрытые, стеснительные. Но оживляются, если с ними затронуть знакомые темы: как я писала стихи, посвящая тому самому симпатичному мальчику; как увлеклась тяжёлым роком и стала писать мрачные стихи, от которых моя мама приходила в ужас; как важно творить и не стесняться своего творчества (очень многие подростки признавались, что пишут стихи и рассказы, но не показывают никому).
А вот если приходится выступать перед взрослой аудиторией... то я просто сообщаю зрителям, что на время мероприятия они превращаются в маленьких мальчиков и девочек, и мы фантазируем, играем, придумываем. Да-да, взрослые это тоже любят.
Кстати, всех казанцев приглашаю на презентацию моей книги "Город зилантов" 28 сентября в 13.00 в Национальной библиотеке РТ (Казань, ул. Пушкина, 86). Поговорим о сказочной Казани, героях татарских мифов и не только.✨
Регистрация тут: https://nbrt.timepad.ru/event/3589047/
Товарищи казанцы, гости города и просто неравнодушные! Кто с точностью скажет, сколько фигур и рисунков зилантов можно найти в Казани? В моей книге "Город зилантов" они встречаются чуть ли не на каждом шагу. А как обстоят дела в действительности?
В этом посте те, кого я сама нашла. Да-да, это самые известные экземпляры, и я их вам покажу.
Как известно, зиланты - символы Казани. Вообще, слово "зилант" происходит от татарского "елан", что в переводе означает "змея". По легенде Казань сначала располагалась на возвышенности, а потом город решили перенести в низину. В которой и обитали змеи во главе с Зилантом. Тут подоспел Батыр, сразился со змеем, все дела, Зилант смотался на Зилантову гору... Ну это очень краткий пересказ:))
А теперь считаем манулов зилантов.
Самые красивые зиланты, имхо, находятся возле Центра семьи "Казан" (он же - Чаша). А ещё там крылатые барсы. В общем две семьи - взрослые особи и детёныши. Малыши милые и забавные.





Зиланты и Барсы у Чаши
Самый известный зилант стоит возле станции метро "Кремлёвская". Бирюзовые глаза, алый язык, золотая корона.
Внутри станции метро тоже есть зилант, только на потолке. Мне кажется, он сделан больше в азиатском стиле, чем в татарском.
Зилантики, большие и маленькие, оккупировали фонтан в Парке Тысячелетия.


Фонтан в Парке Тысячелетия
Целых двух зилантов можно найти в Национальном комплексе "Туган авылым".


Деревянные зиланты
Приветствует гостей Казани зилант на остановке возле вокзала.
А на днях я узнала, что в Казани есть сквер "Зилант" и там тоже установили скульптуру городского символа. Надо сходить и посмотреть.
Наверно, в Казани есть ещё куча не попавших в пересчёт зилантов. Если знаете - пишите, желательно с фото 😉
Какой громкий заголовок получился))
Писать книгу на основе народных мифов и легенд - невероятно увлекательно. Это я поняла, работая над "Городом зилантов". С одной стороны дело кажется простым - ну все же слушали в детстве народные сказки, с героями более-менее знакомы... Но как начнёшь копать глубже - ого, сколько всего оказывается, не известно или забыто. И из этих мифических существ мне нужно было отобрать самых интересных и сделать их героями своей книги.
Так что дальше - небольшой познавательный пост о некоторых героях татарской мифологии.
Спроси любого татарина, кого из сказочных героев он знает - и с вероятностью 99% получите ответ: "Шурале". Спасибо поэту Габдулле Тукаю за популяризацию этого лесного духа.
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака!
Злобно вспыхивают очи, в черных впадинах горят.
Даже днем, не то что ночью, испугает этот взгляд!
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых!
Перевод С. Липкина.
Лесной дух, который заманивает людей в чащу, чтобы защекотать до смерти. В сказке Тукая смекалистый дровосек обманул Шурале и защемил его пальцы в бревне. Те, кто бывали в Казани, наверняка видели изображение Шурале на станции метро "Площадь Тукая", а также его скульптуру на площади перед театром Камала.



Шурале и тут, и там))
Вторая по известности героиня татарских сказок - Су анасы, мать воды, водяная. И снова к её популярности приложил перо Габдулла Тукай.
Я домой уже собрался, оглянулся на мостки:
Глядь! - там ведьма водяная ноги свесила с доски!
Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой
Космы ведьма продирает, прядью тешится седой.
Пер. Р. Бухараева.
Далеко не привлекательная женщина представляется, не так ли? Иллюстрация выше это демонстрирует. Но постепенно образ Су анасы совершенствовался. Её изображение также можно увидеть на станции метро "Площадь Тукая", и здесь она довольно миловидна.
Как оказалось, Су анасы - не единственный водный дух. Вместе с ней в реках и озёрах Татарстана живут Су бабасы - водяной дед и Су иясе - дух воды. Целая водная семья, получается.
А дальше - три дамы, о существовании которых я и не подозревала до начала работы над книгой.
Итак, знакомьтесь - Бичура. Маленькая женщина в старинном головном уборе, часто - в красной рубахе или платье. Характеризуется вздорным нравом - любит, устраивать дома бардак, шуметь и пугать хозяев, бить посуду. Эдакий татарский полтергейст.
Юха. По легендам в Юху превращается змей, доживший до 1000 лет. Существо это злое и опасное. Чаще всего предстаёт в образе красивой девушки. Ни о чем не подозревая, человек вступает в брак с Юхой, а затем та забирает его жизненную энергию.
И, наконец, Албасты - главная злодейка "Города зилантов". Обычно еë представляют в виде уродливой женщины с длинными неухоженными волосами, тремя глазами и страшными когтями. Больше всего Албасты ненавидит маленьких детей.
Есть ещё в "Городе зилантов" див, и пери, и говорящий кот. А в татарской мифологии - не вошедшие в книгу Убыр, и Убырлы Карчык (Баба Яга), и Аждаха (дракон), и крылатый конь Тулпар... И, конечно, сами зиланты. Но о них в следующем посте.
Я считаю, что Казань - идеальное место действия для городского фэнтези. Хоть драконов над Кремлём запускай, хоть нечисть в метро заводи - интересных локаций на всех хватит. И решила я взять дело в свои руки. Вжух - и вот она, книга! "Город зилантов", автор Олеся Феоктистова. Для детей и подростков 10-14 лет.
Нет, конечно всё было не так легко и быстро. Идея написать книгу, где сказочные драконы-зиланты живут бок о бок с людьми, пришла мне несколько лет назад. И долгое время оставалась лишь записью в блокноте. То герои были не те, то сюжет не складывался... Пока однажды я не увидела пост в ВК о приёме рукописей на литературный конкурс им. Натальи Маркеловой "Крылья ветра". Принимается подростковая литература в жанре фэнтези, базирующаяся на культуре и фольклоре народов России? Вот то, что нужно! Пазл в моей голове сложился, история написалась, заявка ушла... Спустя долгий (по моим ощущениям) срок ожидания - та-дам! - второе место! И договор на издание книги с Издательским Домом Мещерякова. Вот оно, счастье!
Ну и аннотация.
Эту сторону Казани не показывают туристам. Сюда не ездят такси и не забредают прохожие. Здесь в реках и каналах скользят водные девы, покрытые чешуей, а в городскому парке когти шурале поджидают тех, кто нарушит невидимую границу. Здесь в квартирах шуршат по углам, лохматые домовые-бичура, а на улице можно встретить говорящего кота (и лучше проявиться к нему уважение). Именно здесь обитают могучие крылатые зиланты - защитники города, лишь несколько раз в год являющиеся восхищенным жителям.
Тринадцатилетняя Дилия узнаёт об этом, когда на празднике в день города пропадает её младший брат Айрат. И он - не первый.
Полиция бездействует, отчаявшимся родителям бесполезно доказывать, что виной всему - черный зилант, уводящий детей в иной слой реальности. Чтобы найти брата Дилия отправляется на тайную сторону - которая в последнее время странно и зловеще изменилась.
Кто стоит за этими переменами? Неужели зиланты действительно обезумели и похищают детей? Удастся ли Дилие спасти Айрата и так ли чужда ей самой волшебная начинка Казани, как кажется сначала?
Ну а в следующих постах расскажу немного о татарской мифологии и о том, где в Казани найти зилантов.
Дверь кухни скрипнула.
Папа отвлекся от телефона. Надо бы уже смазать дверные петли. А то скрипят каждый раз, как Мама или Ванька заходят на кухню, особенно когда хотят среди ночи воды попить. Ладно, сейчас они сидят рядышком, Мама вяжет, а Ванька возится со своим конструктором… Так, стоп! Не успела какая-то пугающая мысль оформиться у Папы в голове, как на кухне раздался оглушительный звон чего-то разбившегося.
- Это еще что? - встрепенулась Мама.
- Не знаю, - пожал плечами Папа. Идти и узнавать что это ему вовсе не хотелось.
Тяжело вздохнув Мама отложила спицы и пошла на разведку. Из кухни она вернулась с разбитой напополам стеклянной миской.
- Она стояла прямо посреди стола, - голос Мамы немного дрожал. - В ней крекеры лежали. А теперь все на полу!
- Упали? - единственное, что смог спросить Папа.
- Говорю же, на самой середине стола стояла миска! Не могла она упасть.
- Значит, смогла, - философски заметил Ванька, не отвлекаясь от своего занятия.
- Ага, - пробормотал Папа и снова уткнулся носом в телефон. Он гуглил: "Как узнать, что в квартире завелось привидение". Первая же статья о полтергейсте, двигающем предметы, привела в отчаянье. Но виду Папа не подал.
Скрипнула дверь кухни. На этот раз Папа был готов поклясться, что в коридоре послышался шелест лёгких шагов.
- Вань, похоже, у нас сквозняк на кухне, иди окно проверь а.
- Ага! - Ванька даже не стал ныть, как обычно. Просто взял и сразу послушался.
Вернулся сын абсолютно спокойный и сообщил, что никакого сквозняка на кухне нет.
Папе совершенно некстати вспомнился фильм ужасов, в котором призрак вселился в ребенка, и тот стал вести себя не как обычно. Загуглил "Влияние привидения на людей". Лучше бы не гуглил.
Перед тем, как лечь спать, Папа набрался смелости и заглянул на кухню. Мама уже убрала рассыпавшийся крекер. Хотя нет, вон одна печенька закатилась в угол. Папа наклонился, чтобы её подобрать, и увидел капли. Крохотные белые капельки, словно следы, шли к двери и обрывались в коридоре. Белые капли. Белые, как призраки. Какого цвета кровь у привидения Папа гуглить не стал. Себе дороже.
Ночью не спалось. Рядом на кровати сопела Мама, в глубине квартиры капала в раковину вода. За окном проехала по лужам машина. Вот и все, чего сам себе ужасов напридумывал называется.
Дверь спальни скрипнула.
Папа замер в холодном ужасе. Ему кажется, или это едва слышные шажки маленьких ножек? Осторожно, стараясь не издать ни звука, Папа приподнялся на кровати и посмотрел вниз. В свете уличного фонаря блестел ламинатный пол, возле кровати стояли мамины тапочки, левая, правая и… На полу лежали три тапочка. Папа дернулся и схватил с прикроватной тумбочки телефон. В ту же секунду третий тапочек бесшумной тенью юркнул под кровать. Папа судорожно включил фонарик и осветил пол. Разумеется, ни следа от существа. Потому что оно сейчас прямо под кроватью. Ждет, когда Папа опустит ногу, чтобы вцепиться в неё. Папа всегда, с самого детства этого боялся, хотя во взрослой жизни ни за что бы не признался.
- Ты чего? - пробормотала проснувшаяся Мама.
- Там что-то под кроватью, - шепотом ответил Папа.
- Так посвети фонариком и посмотри.
С этими словами Мама перевернулась на другой бок и уснула. А Папа продолжал сидеть, стараясь осветить телефоном как можно больше пространства в комнате. "Так посмотри!". Легко сказать! А ведь сейчас оно ждет, там, внизу. Точит острые когти, чтобы…
Скр-р-р-рт.
Словно в подтверждение папиных мыслей что-то начало царапать снизу кровать. А потом снова тишина.
Этого Папа уже не смог вынести. Одним молниеносным движением он слетел с кровати как можно дальше, поскользнулся на гладком ламинате, с грохотом рухнул на пятую точку, но не замечая боли подскочил и бросился к выключателю. Комнату залил благословенный тёплый свет. Испуганная мама сидела на кровати, прижимая к груди одеяло и смотрела на Папу, выпучив глаза. В коридоре раздался шум и в спальню вбежал заспанный Ванька.
- Сын, возвращайся в свою комнату, - как можно более спокойно сказал Папа.
- А вы чего тут расшумелись? - сын недовольно осмотрелся вокруг.
- Тут у нас… Небольшое ЧП…
- Да объяснишь ты, что происходит?!- наконец обрела голос мама. - То у тебя кто-то под кроватью сидит, то носишься, как сумасшедший…
- Под кроватью? - оживился Ванька. - Погодите, ща гляну!
- Стой!!! - закричал Папа и попытался остановить сына, но тот уже распластался на полу и по плечи залез под кровать.
Ну вот и все! Папе хотелось вытащить сына за ноги из западни и одновременно закрыть глаза и не видеть, что с ребенком сделает призрак. Но единственное, что на самом деле мог Папа - это стоять и смотреть, как Ванька копошится под кроватью.
- Ага! - раздался приглушенный голос сына.
Извиваясь, как червяк, Ванька вылез наружу, прижимая одну руку к груди. В ней он держал тьму.
- Вы только сейчас не ругайтесь, ладно...- пробормотал сын и протянут тьму Папе.
На одно страшное мгновение сердце замерло, а потом застучало сильнее прежнего. Да, это была не галлюцинация, не сон, как в глубине души надеялся Папа. Вот он, призрак тьмы, в руках у сына… или же это Ванька в плену у чудовища?
- Ой! - подала голос Мама. И это всё, что она может сказать?!
Призрак пошевелился. Он выглядел словно темная свалявшаяся пыль и ошметки паутины, некогда сотканной не знавшими света пауками. И сейчас оно ворочалось в ванькиных руках, раскрывалось, разворачивалось вовне, распускало свои чёрные волосатые щупальца...
- Это Блэки.
- Ч-ч-чего? - Папа заморгал от неожиданности.
- Ну я его так назвал, - улыбнулся Ванька, - от слова Black, в смысле чёрный. Его просто от пыли вычесать надо.
- Кого его? - Папа не знал уже, кого бояться, привидения или сына, который нëс какую-то чушь.
- Да у вас под кроватью пыль с паутиной, вот на него все и налипло, - усмехнулся Ванька. - Можно я его на кровать посажу?
- Нет!!! - завопил Папа, но было поздно.
Чёрная пыльная тень плюхнулась на кровать, разверзло розовую пасть и издало звонкое "Мяу".
- Ой, хорошенький! - мама протянула руку к тени и почесала ее за ухом. - Вань, а откуда он тут взялся?
- Понимаете… - занялся сын, - я сегодня из школы шёл, а он сидит под кустом, маленький, голодный, мокрый совсем. Я его домой принёс, хотел у вас разрешения спросить, когда вы с работы вернетесь. Честно-честно. А он съел мою котлету и уснул так сладко под кроватью… Ну я решил, что потом скажу. Вы же ночью все равно не выгоните малыша на улицу, да?
- Так это что… котенок да? - Папа с трудом соображал.
- А что, непохож? - не понял Ванька.
- Так это он миску с крекерами скинул? - догадалась Мама.
- Ага. Я ему на кухне молока налил и оставил под столом, а Блэки, видимо, решил похулиганить.
- … и это были капли молока, - пробормотал Папа, - белые капли…
Блэки приокрыл глаза и посмотрел на Папу. В маленьких зрачках таилась тьма. Появились и тут же исчезли в лапках длинные острые коготки. И Папа понял что ноги с кровати спускать нельзя. Никогда.