Любишь налоги? Плати ещё больше!Инструкция по уничтожению производства в России
Вы ещё жаловались, что платите много налогов? Расслабьтесь — это была только демоверсия. Настоящая игра начинается впереди. Продающие компании уже почти уничтожили, на очереди производители.
Вместо того чтобы качать производство в России, мы качаем китайскую индустрию. Открываем беспошлинный безналоговый режим ввоза товаров и при этом повышаем налоги и препятствия для российского производителя. Производство? Обучение? Забудьте – ваше будущее в обнимку с большой термосумкой курьера.
Теперь к сути дела. Что собственно происходит.
Сделали плохо. Будет ужасно.
Допустим вы производитель того чего-то: чайника, гитары, шуруповерта и т.д. Не буду перечислять миллион возможных вариантов. Вы затратились на разработку, материалы, станки, электричество, аренду, кадры, оплатили все налоги, получили сертификаты и решили продать. Вот тут-то начинается самое интересное. Если вы делаете что-то особо уникальное, ту самую грелку для пупка с дистанционным управлением, то вы вне конкуренции и скорее всего продадите, если в принципе есть покупатели на эту грелку. Как только дело касается мало-мальски массового сегмента, то шансы резко снижаются, потому что продать даже небольшую партию массового сегмента скорее всего не получиться, т.к. кругом другие это по вашим ощущениям продают очень дешево, по ценам, не дающим оправдать ваши затраты. Вы начинаете снижать цены за всеми, опускать зарплату своих мастеров, снижать качество материалов, но и тут вы понимаете, что снизив качество, чуда не наступает, и в этом низком сегменте конкуренция оказывается еще больше.
В голове производителя возникает поздний, но очень правильный вопрос: Что за?.... чудеса? «Чудеса» производитель находит очень быстро, открыв мир электронной коммерции. Любой российский маркетплейс официально и массово, тысячами контейнеров везет в РФ китайскую продукцию, не облагаемую налогами и пошлинами, и вообще всякими ненужными пустяками. Т.е. фактически контрабанда в промышленных федеральных масштабах и в то же время абсолютно легально. Кто же ему мешает делать также спросит каждый душнила. Спойлер: не сможет. Причина в том, что наш производитель не китаец, ему наше правительство не обязано помогать. Китайцы наши друзья, поэтому мы отдадим им последнюю рубашку, а сами уничтожим свое производство в ноль.
Объяснение в таблице ниже, где мы сравним, как проявляет заботу наше правительство о нашем производителе и «защищает» его. Для этого обратимся к практике продажи произведенной производителем продукции на маркетплейсах. Вот небольшая сравнительная табличка об условиях продажи китайских производителей и наших:
Для тех кому не нравятся таблицы:
Российские производители сталкиваются с целым комплексом налоговых, регуляторных и бюрократических барьеров, тогда как китайские поставщики работают через маркетплейсы в гораздо более мягких условиях: без НДС, без социальных взносов, без проверок, с поддержкой со стороны государства и маркетплейсов. Это создаёт серьёзный дисбаланс и объясняет, почему российским предпринимателям всё сложнее конкурировать на внутреннем (а где им еще сейчас работать???) рынке.
Сразу пытливый мозг задает вопрос: раз китайцы без проблем и налогов продают у нас, значит мы должны у них продавать в 10 раз лучше – их же в 10 раз больше?
Не угадали, по порядку:
Налоги и сертификация. Для выхода в Китай российским компаниям нужно пройти сложную сертификацию: каждая новая категория товаров требует отдельных китайских разрешений и сертификатов качества. При импорте товаров в КНР платятся таможенные пошлины и НДС по китайской ставке (обычно 13–17%). При работе через китайские маркетплейсы (Tmall, JD, Taobao) нередко обязательно согласовать наличие всех документов на китайском языке.
Регуляторные ограничения. Китайский рынок для иностранцев сильно зарегулирован: существуют жёсткие требования к регистрации компании в КНР, лицензированию некоторых видов деятельности, строгий валютный контроль. Российским бизнесам часто требуется создавать китайское юрлицо или привлекать посредника, иначе доступ к площадкам будет ограничен. Наоборот, в России существенных ограничений для китайских компаний нет: российские законы не запрещают зарубежным поставщикам выход на маркетплейсы (Yandex Market, Wildberries, Ozon, Megamarket), и они открыто приглашают китайских селлеров (по состоянию на 2024 год каждый пятый продавец Ozon – из Китая).
Логистика. Доставка из России в Китай сложна. Прямой экспорт (поездами/судами) долгий и дорогой – из‑за санкций нередко приходится идти через третьи страны (примеры: ОАЭ, Азербайджан). Условия доставки в Китай постоянно осложняются транспортными ограничениями. На российском рынке ситуация иная: китайским продавцам доступны скорые маршруты. Wildberries, например, строит логцентр во Владивостоке, чтобы сократить доставку из Китая до нескольких дней.
Платежные системы. Российскому экспортеру в КНР нужно иметь дело с китайскими платёжными правилами: все расчёты на китайских маркетплейсах ведутся в юанях, что требует наличия китайского банковского счёта и аккаунта Alipay/WeChat Pay у продавца. Практика показывает, что многие китайские партнёры просят вести расчёты через третьи страны (Гонконг) из‑за страха вторичных санкций. Для сравнения, при необходимости китайцы используют UnionPay, Alipay или WeChat Pay для оплаты услуг на территории РФ. Для них отсутствуют западные ограничения – рублёвые переводы по сути доступны в обычном порядке.
Теперь вернемся к продажам китайских производителей на российских маркетплейсах. Вот данные по двум основным Ozon и WB:
Все данные приблизительные, взяты из открытых источников. (за них никто не отвечает)
Получается только по двум площадкам продажи в этом году могут составить более 2-х триллионов рублей (для математиков: 2 000 000 000 000 рублей). Добавьте сюда Yandex, Megamarket и еще с десяток недооцененных маркетплейсов с региональным уклоном. Получается сумма сравнимая с бюджетом не самой маленькой африканской или европейской страны. Вот с этого оборота маркетплейсы недоплачивают в бюджет страны сотни миллиардов рублей налогов и пошлин. Тут пришли к главному тезису всей статьи: Именно поэтому сейчас всем производителям в России повышают налоги, отменяют упрощёнки и именно поэтому скоро ваше производство в России сдохнет окончательно.
Что касается каждого лично?
Тут самое время каждому задать вопрос: а, как это касается лично меня? Мне же вроде лучше покупать чайники в полтора раза дешевле? Или нет? Ответ неоднозначный, требующий немного подумать. Накидываю материал далее.
Это не дешевле, это демпинг, это сознательное (со стороны китайцев) при попустительстве (со стороны правительства РФ) уничтожение конкуренции, а значит уничтожение производства внутри страны. Всё это идет при молчаливом одобрении внутреннего покупателя.
Маркетплейсы выдавили российских продавцов уже. Многие бизнесы разорились и закрылись. Сейчас маркетплейсы повышают комиссии и начинают получать прибыль, хотя до этого несколько лет были в многомиллардных убытках. Убыток был с одной целью – разорить других продавцов
Сейчас ситуация повторяется, но уже с производителями из РФ. Демпинг китайского производителя на российских маркетплейсах убивает производство в РФ.
Не надо быть аквариумными рыбками, чтобы это помнить и понимать. Хотя, кому я говорю, если существуют читатели Пикабу, которые пользуются услугами микрофинансовых организаций. Вообще есть ли смысл об этом говорить, если сейчас средний гражданин РФ может купить чайник за 1000 руб, а через пять лет, когда чайник сломается купит в кредит 10 раз дороже, при отстутствиии конкуренции и работая курьером по доставке китайских чайников. Другой квалифицированной работы у 90% читающих эту статью не будет.
Если думаете отсидеться в стороне и вас это не затронет и у вас свои клиенты, то такого не бывает. Уже и балалайки и чебурашек делают китайцы, а те кто мог их делать в России остались без денег и не придут к вам на пилатес и йогу. Курьеры, как известно на йогу не ходят.
Потом при наступлении критического случая вспомните, что налоги с этой торговли идут на многие полезные вещи. Сейчас вас возможно это не касается, но как только припечёт вы сразу вспомните и про пожарных и про полицию и про то, что скорая к вам едет не за 15 минут, а за 40. Это все звенья оной цепи – от беспошлинного ввоза китайских товаров нашими маркетплейсами. Ну или давайте налоги поднимем в полтора раза. Не хватает – давайте поднимем в пять раз. Ну, а чо, скорая же должна же приехать вовремя.
Заметьте, я вообще не поднимаю вопрос о защите прав потребителя, о риске получить контрафакт, о проблемах возврата и об укирпичиневших приборах при попытке перепрошить с китайского на любой другой язык.
Антидемпинг — это не «про бизнес», это про ваш будущий выбор и цены. Когда дешевый импорт «сжигает» маржу локальных брендов и сервисов, через 1–3 года выбор сужается, а зависимость от внешнего поставщика растёт. США и Европа уже поднимают пошлины в разы, закрывают внутренний рынок. Не думайте, что они идиоты, они пытаются думать о будущем своих стран.
Что делает правительство РФ?
А как у нас? Не будем голословно обвинять всех. Некоторые депутаты поднимают вопросы и объясняют, что макетплейсы могут злоупотреблять своим положением и устанавливать несправедливые условия для продавцов. Однако Минпромторг "категорически поддержал" закон о маркетплейсах. Секретарь Минпромторга открыто выступил против жёстких ограничений в законопроекте о маркетплейсах.
Минцифры не стремится к жесткому давлению на маркетплейсы, а участвует в «комплексном» создании правил, сохраняя за собой роль «цифровой» отрасли.
В июле 2025, что Минфин заявил, при ряде условий поддерживает наделение маркетплейсов функцией налогового агента. То есть МП будут не только продвигать продукцию других стран, но следить, что бы наш производитель не дай бог, не избежал уплаты налогов и пошлин, которые китайцы большей частью не платят. Глава ФНС На ПМЭФ-2025 подтвердил расширение сотрудничества ФНС с маркетплейсами.
В китайском Ханчжоу в сентябре 2025 года проходила выставка электронной коммерции World Digital Trade Expo.
В выставке участвуют Ozon и Wildberries, а также российская правительственная делегация. Представители правительства с удовольствием отмечали, что товар из Китая должен продаваться еще дешевле. Тут возникает законный вопрос: Они представители какого правительства? Они чьи интересы защищают?
Таким образом высшее правительство России декларирует поддержку маркетплейсов «как драйвера рынка», уничтожая производство внутри страны.
Поведение Маркетплейсов
Представители крупнейших маркетплейсов регулярно заявляют о диалоге с властями. Представители Ozon и Яндекс.Маркета подтвердили, что поддерживают идею доработать законопроект совместно с Минпромторгом. Что? Почему заинтересованные лица прорабатывают закон о самих себе? Давайте я сам буду рассказывать ФНС какие налоги мне платить: пенсионный, соцстрах и подоходный, а потом буду просить пенсию в 100500 руб. Также учтите, налоги, которые платят производители РФ исчисляются со всей суммы, включая комиссию маркетплейса – за чужую прибыль вы платите налоги!
Представитель Wildberries отметил, что отзыв Минпромторга готовился «во взаимодействии с отраслью» и отражает компромиссы между бизнесом и регуляторами. Извините, а компромиссы выражаются в каком количестве коробок из-под ксерокса? (90-е еще некоторые помнят).
Маркетплейсы не раз отмечали, что интернет-коммерция требует особых правил. Например, в марте 2022 года пресс-служба Wildberries писала о подготовленном обращении к Мишустину с просьбой распространить налоговый манёвр на маркетплейсы (понизить налоговую нагрузку аналогично IT-компаниям). Звучит примерно так: мы убиваем отечественного производителя, за это мы налоги не будем платить.
Да, маркетплейсы рекламируют «русскую полку», программу поддержки МСБ и прочие ничего не значащие вещи, которые порою являются только словоблудием.
Что имеем
Наши производители скоро сдохнут (не все и не сразу) так же как ранее сдохла почти вся торговля. Найти рядом магазин, где есть кожаные продавцы, где можно получить реальную консультацию от специалиста сейчас практически невозможно. Нам рекомендуют и далее покупать ширпотреб по минимальным ценам, ведь только у таких товаров многотысячные продажи и именно карточки таких товаров выдают на первой странице маркетплейса. Вы со своим «уникальным» продуктом по чуть более высокой цене возможно не будете присутствовать даже на первых десяти страницах группы товара, а значит ваш товар не будут покупать. Конечно не у всех и не всегда, но глобально наш российский продавец всегда в конце пищевой цепочки, на первых местах китайцы, т.к. их товары дешевле, имеют массовые продажи и они на первых местах поисковой выдачи Маркетплейсов, потому что они могут не платить в полном объеме налоги и пошлины.
Мораль
Пока мы радуемся скидкам на WB и Ozon, наши заводы превращаются в музеи.
И билеты туда тоже будут продавать китайцы.
Для тех кому было лень читать попросил нейросеть сделать выжимку статьи. Как обычно получилось не совсем то, что хотел, но лучше, чем читать пять экранов…
UPD: не упоминайте Автоваз, пожалуйста, со всеми согласен.