С чего начинать
Пришел в один проект. Начал разбираться с финансовыми потоками, с тем как организованы бизнес-процессы. Выявил одну проблему, выявил вторую. Показываю собственнику, что есть проблема с центрами ответственности в компании, сотрудники не знают кто за что отвечает. Требуют с любого, т.е никто не в курсе когда и за что прилетит. Да, есть такая проблема говорит собственник и ничего не предпринимает. Показываю что есть несколько каналов по которым явно утекают ресурсы компании. Это и слабый учёт по деньгам слабый контроль перемещения товаров. Кто ворует, покажи требует собственник. Отвечаю что не собираюсь ему сейчас ловить кого то и показывать, моя задача показать где утечка и вместе с собственником эту лазейку закрыть. Ну да, ну да, соглашается собственник. Но так же не торопится этим заниматься. Все это для него не важно. Ему важны продажи. Чем больше будет продаж, тем больше проблем сами по себе решаться говорит он и нанимает руководителя отдела продаж. Может сперва порядок у себя наведёте? - уточняю я. Ты наводи, мы пока продажи будем поднимать говорит он. Мои аргументы, что надстройка без фундамента работать не будет, его не убеждает. Благополучно ухожу из этого проекта, через полгода встречаю его, он говорит что выгнал своего РОПа потому что он не умеет работать. Ну хорошо, отмалчиваюсь. В тоже время в других проектах, мы пошли иным путем. В первую очередь начали наводить порядок в финансовых потоках. Чтобы обеспечить прозрачность финансовых потоков и усилить контроль движения товара, мы начали корректировать все бизнес - процессы компании. Естественно появились недовольные, появились те кто пытался играть в свою игру. Но мы ни с кем не спорили. Мы просто действовали последовательно и логично. На аргументы под тип "вы нам испортили атмосферу в коллективе, люди начали массово увольняться", отвечали обычной логикой бизнеса "у вас товары выходят со склада без документов или почему вместо отчёта по затратам вы мне рассказываете про желающих уволиться?". Собственник был со мной от начала до конца. Всех зубров этой компании которые вставали на моем пути, отодвигал своей большой мохнатой рукой. Это очень важный момент. Потому что во многих компаниях, собственники вяжут по рукам и ногам, требуя доказать что этот сотрудник не подходит. Я таким не занимаюсь, потому что на это уходит много времени и ресурсов. А когда речь идёт о финансовых потоках, нужно действовать решительно и быстро. Тут либо мы вместе это расчищаем, либо он продолжает сам. Несколько месяцев ушло на расчистку их старых устоев, выравнивание центров ответственности, выстраивание какого-то именно им подходящее порядка отчётности и контроля. И тут дала о себе знать выручка, она пошла в рост. Не понадобился звездный РОП, понадобились рядовые работники. Рабочие лошадки на адекватную зарплату и бонусы. Росту выручки поспособствовала так же адекватность руководства и прозрачность управления в компании. Когда в компании порядок, то растет эффективность самих сотрудников. Ведь их никто не дёргает и им никто не мешает делать свою работу. А собственник в свою очередь начал быстро реагировать на тех кто изображает бурную деятельность и не работает. Это отлично показывают отчёты в цифрах. Правильно собранные цифровые показатели не врут и показывают то, что не всегда увидишь сам. В первые месяцы, показатели выручки оставались такими же, но настроение собственника было хорошим. Потому что увеличилась доля чистой прибыли компании. Ушли расходы из-за неправильных управленческих решений и воровства. При этом мы не устраивали охоту на ведьм, мы просто перекрывали дыры и налаженные способы воровства. Я сразу объяснил собственнику, что не нужно устраивать поиск воров и виноватых. При правильно выстроенной системе, они сами себя проявят. Будут по надуманному поводу проявлять недовольство и в итоге сами уйдут, потому что их теневой доход упадет в ноль.