Психо
20 постов
20 постов
Примером этой ловушки является ситуация, когда родители, научили ребенка тому, что «успеха и денег добиваются только нечестные люди, не честным путём». Ребенок растет с внутренним убеждением, что заработать можно только на бедах других людей. Эта установка настолько глубока, что каждый раз, когда возникает возможность заработать, человек ее упускает, а иногда даже намеренно отказывается, избегая негативных последствий.
Новые дела принято начинать с понедельника. Первые два дня проходят на подъеме, а к среде энтузиазм угасает и сменяется ленью. В итоге следующая попытка откладывается до лучших времен.
Японцы называют это явление «mikka bouzu» — «монах на три дня» (дословно: «не может и трех дней потерпеть»).
В Японии жил один монах, который истово подался в веру, захотел прожить свою жизнь аскетом, но через три дня задолбался, плюнул и вернулся к обычной жизни.
Если несколько лет назад, когда термин «выгорание» только появился, люди с удивлением узнавали, что их «лень» можно оправдать вполне научными причинами, то теперь никому, я думаю, объяснять, что такое выгорание, не нужно.
Первыми ассоциациями к слову «выгорание» будут уставшие круглосуточно работающие люди, либо «зачерствевшие» представители помогающих профессий (вроде врачей-терапевтов в поликлиниках с бесконечным потоком пациентов).
И это, конечно, все так, но выгорание уже давно перестало быть проблемой отдельных специальностей. «Сгореть» почти неизбежно там, где постоянные дедлайны, нелюбимая работа, рабочие конфликты, отсутствие роста и низкая оплата труда.
Но сегодня я хотела бы написать о том, что выгорание уже давно перестало быть проблемой только профессиональной. Его эффект можно ощутить … просто живя жизнь. И главная его причина – это рутина, сужение жизни до одной единственной роли. Просто представьте, что вы все время видите мир только из одного окна вашего дома, и вы поймете, о чем я говорю.
Самый живой пример, это мамы с маленькими детьми (именно этой категории женщин люди готовы временно простить выгорание). Чаще всего процесс запускается не столько от того, что мама не высыпается и не успевает причесаться (хотя сон и еда – это тоже очень и очень важно), а в большей степени потому, что молодая женщина становится только мамой, переставая быть подругой, партнером, врачом, посетителем фитнесс-клуба или кружка по кройке и шитью, туристом, шахматистом … продолжите, как вам нравится. Одна роль, определенные функции.
От выгорания есть лишь одно лекарство – это новизна. Новые впечатления. Вспомните, как вы чувствуете себя в отпуске, когда уезжаете из привычных мест (можете сравнить воспоминания с тем отпуском, когда вы оставались дома, чтобы, например, разобраться в делами или сделать ремонт). Даже если недостаточно спали, даже, если ноги гудят от походов и экскурсий, сил много, глаза горят, где-то внутри уютно свернулось стойкое желание жить… Именно новые впечатления питают это желание и убивают выгорание.
Соответственно в обычной жизни рецепт следует использовать все тот же: разбавляйте ее впечатлениями, меняйте роли и занятия. Новые блюда, даже из привычных продуктов, новые книги, новые места для прогулок, разговоры не на привычные темы. Чему-то учиться, слушать подкасты, пробовать новые хобби или виды спорта. Иные точки соприкосновения с друзьями и семьей: прогулки, настольные игры, совместное чтение, походы в лес, фильмы.
Со временем, разные роли будут подпитывать друг друга, помогая переключиться. Здорово быть мамой, но острее это чувствуется, когда с удовольствием идешь домой после приема нескольких пациентов (это я про себя сейчас). Спорт помогает наладить сон и улучшить самооценку, хобби дает новые темы для разговоров и дружбу с единомышленниками. Это обогащает жизнь, делая вашу личность многограннее.
Выгорание проявляется чувством усталости. Естественная реакция любого человека – сбавить темпы и отдохнуть. Но попробуйте наоборот – добавить! Только не темпа, а чего-то другого, как яркой приправы в привычное блюдо.
Важно помнить, что у нас есть врожденные страхи, помогающие нам выжить: страх темноты, высоты, насекомых и др. Сейчас речь пойдет не о них, а о тех страхах, которые мучают ребенка, мешают его сну, адаптации, успеваемости, и вообще всячески портят счастливое детство.
1. Первая и самая очевидная причина – это пережитый опыт. Например, ребенок наглотался воды при купании в море. Это может спровоцировать страх воды в дальнейшем, особенно, если родители демонстрировали сильное беспокойство или панику.
2. Вторая очевидная причина – это испуг. В жизни много может напугать – слишком громкий звук, автомобильная авария, даже если в ней никто не пострадал, укус осы или собаки, падение с детского спортивного комплекса, похороны родственников, семейный скандал и т.д. Если ребенок в целом растет в здоровой атмосфере и спокойной обстановке. То испуг будет им пережит кратковременно. Но если это не так, или сама травматическая ситуация была окружена всплеском негативных эмоций со стороны взрослых, то проявления испуга могут надолго зафиксироваться.
3. Развитая фантазия. Да, у нас есть врожденные страхи, все мы боимся темноты и скребущих звуков за окном, но дети при этом еще и склонный фантазировать, дорисовывая тени до чудовищ, а звуки льющейся воды у соседей – до булькающего дыхания монстра. Фантазия - свойство детской психики, с этим ничего нельзя сделать. Но можно отфильтровывать мультфильмы, фильмы и ютуб-ролики, которые смотрит ваше чадо, и не использовать (этот важно!) запугивание, как метод воспитания: если не ляжешь спать, то позову…, если не перестанешь так себя вести, отдам тебя….
4. Разговоры взрослых. Вы можете обсуждать на кухне подробности преступлений, автокатастроф или военных конфликтов, можете проговаривать свои страхи и тревоги, думая при этом, что ребенок вас не слышит, а если и слышит, то не понимает. На самом деле, скорее всего слышит. Так уж устроены дети – они постоянно сканируют пространство вокруг родителей – их тон голоса, мимику, настроение. Слова. Да, возможно ребенок не до конца понимает то, что вы говорите, но это, скорее, плохо, чем хорошо – детская фантазия дорисует все так, что станет еще страшнее, чем в реальной жизни. Вывод – контролируйте, о чем можно говорить при детях.
5. Чрезмерная опека. Пытаясь уберечь детей от угроз этого мира, родители постоянно рассказывают детям об опасностях вокруг. В итоге у ребенка может сложиться ощущение, что бояться следует буквально всего. Часто у гиперопекающих родителей замкнутые и боязливые дети.
6. «Беспокойные фразы» родителей. Чаще даже бабушек. «Не смотри так долго в телефон - ослепнешь», «не беги – поскользнешься и сломаешь ногу», «не тяни грязные руки в рот, иначе в животе заведутся червяки и съедят тебя изнутри», «не ешь так быстро – подавишься и умрешь». Дети постарше счастливо пропустят все мимо ушей, но у маленьких детей, до 4-х лет, в голове остается чаще всего лишь вторая часть фразы и фиксируется состояние постоянной опасности.
7. Нарушение привязанности или агрессия внутри семьи. Если кто-то из значимых взрослых агрессивен к ребенку (или даже к другим членам семьи), то у дети чувствуют отсутствие поддержки и уверенности в том, что взрослый защитит, станет на твою стороны, что за его спиной можно спрятаться от всего. Как правило, дети пытаются себе это чувство вернуть и растут капризными или часто жалуются на свои страхи (может быть, даже придуманные специально), чтобы почувствовать заботу взрослого. Такое поведение ведет к беспокойству, а затем и к устойчивому страху.
8. Стоит сказать, что иногда детский страх – это симптом психического отклонения, либо стойкого невроза. Здесь требуется помощь специалиста, психолога, а иногда и психиатра.
Часто из-за излишней самокритичности или, наоборот, переоценки себя, бывает трудно оценить себя честно. Тем не менее, это необходимо, если мы говорим о необходимости опоры на себя.
Если хотите работать самостоятельно, без помощи психолога, то предлагаю ответить на следующие вопросы (лучше всего письменно).
1. Что вы можете делать легко?
2. Что вы можете делать бесплатно?
3. Если вам нужно отблагодарить человека, что вы для него сделаете?
4. За что вас чаще всего благодарят?
5. Что вас восхищает в других? И сразу же вопрос пожестче: кому и в чем вы завидуете? Дело в том, что мы не восхищаемся и не завидуем всеми и всему подряд. Нас посещают эти чувства, когда мы подспудно чувствуем, что мы можем также или даже лучше, но почему-то этого ещё не сделали. Другими словами: завидуете чьим-то качествам? - в вас они тоже есть.
6. Что вас интересует? (про что вы читаете? Что изучаете? На какую тему смотрите ролики на YouTube?). Интерес не возникает просто так, для него нужна почва, и эта почва - ожидания. Ролики про моду я смотрю, но кулинарные ролики мне лента даже не предлагает. Соответственно, приготовление пищи меня не интересует, и шеф-поваром мне не быть. Не моя сильная сторона.
7. Посмотрите на свои сильные стороны и таланты шире. Если мы спросим любого: «Талант — это о чем?», - то самые первые ответы будут: писательство, пение, рисование, танцы, спорт. Но таланты могут быть самыми разными, и все они нужны, и все это сильные стороны. Я напишу ниже несколько пунктов, возможно, какие-то из них ваши, а вы в комментариях предложите свои варианты неочевидных талантов. Помогите другим раскрыть их сильные стороны.
Итак:
- вдохновлять окружающих,
- сглаживать конфликты,
- улучшать/разряжать психологическую обстановку,
- ладить с детьми,
- способность прогнозировать, видеть наперед,
- способность видеть тренды,
- способность анализировать,
- способность объяснять, делать сложное простым,
- способность организовывать пространство.
Представьте, что вы участвуете за плату в эксперименте по изучению памяти. Точнее влияния физической боли на запоминание. Вы и другие добровольцы с помощью жребия распределяетесь по парам, где один будет сидеть в кресле, привязанный ремнями и к его рукам будут подключены электроды, а второй будет играть роль учителя: за перегородкой он будет зачитывать слова испытуемому и просить его воспроизвести эти слова по памяти. Перед ним будет пульт, с градацией от 15 до 450 вольт.
Предположим, вам досталась роль учителя. Вас сажают в кресло, чтобы вы убедились, что чувствует испытуемый. Для усиления впечатления вам дают несильный удар током. Затем вы уходите за перегородку.
К вам выходит человек в белом халате, который руководит экспериментом. Под руководством человека в халате вы зачитываете испытуемому список пар слов. Затем называете слово и четыре варианта ответа для второго слова.
В случае ошибки вы сообщаете испытуемому, что его ответ неверен и говорите, какое напряжение подадите на кресло. После некоторого значения напряжения, испытуемый начал подавать признаки, что ему больно.
Человек в белом халате просит вас продолжать и увеличивать напряжение. Совершив очередную ошибку и получив более чувствительный удар, испытуемый кричит от боли. Вы обращаете внимание организатора исследования, что так нельзя. Но он уже приказывает вам продолжать и еще увеличивать напряжение.
В конце концов, вы решаете отказаться. Но организатор говорит, что он берет на себя всю ответственность, и приказывает продолжать. Как вы думаете, какой процент «учителей» доведет дело до 450 вольт и почти наверняка убьет испытуемого? 20? 30? А вот и нет. В этом эксперименте таких было 65%!
На самом деле никто никого не убил. Это был очень тонкий эксперимент. Более того, никто никого даже не бил током. За перегородкой в кресле сидел специально подготовленный актер, который изображал боль, бил ногами в перегородку, кричал. Настоящим испытуемым был всегда «учитель». Этот эксперимент был многократно перепроверен на разных выборках и в разных странах. Ни пол испытуемых, ни их национальность не влияли на полученные результаты: всегда большинство «учителей» доходили до 450 вольт.
Этот эксперимент показывает, что благодаря эффекту подчинения авторитету и конформизму, в любом городе любой страны мира не составит труда набрать работников концлагеря по уничтожению людей.
С другой стороны, результаты демонстрируют, что всегда находится до 35-40% людей, которые берут ответственность на себя, и, понимая, что происходит что-то ужасное, находят в себе силы противостоять этому, не подчиняясь авторитету.
1. 20% любящих являются хроническими прокрастинаторами. Это их стиль жизни.
2. «Хронические прокрастинаторы» более оптимистично смотрят на мир.
3. Прокрастинаторы чаще всего вырастают у жестких авторитарных родителей - таков подсознательный протест ребенка на тотальный контроль.
4. Прокрастинаторы употребляют больше алкоголя, кофе и сигарет - проблема не только с тем, чтобы вовремя начать что-то, но и с тем, чтобы вовремя закончить.
5. Привычку лениться можно отнести к эволюционной - сохранение энергии и экономная трата калорий были главными факторами выживания.
6. Не будь на свете ленивых людей, мы бы не жили в таком удобном, технологичном мире. Все изобретения и инновации созданы для упрощения задачи или облегчения процесса труда.
7. Ленивые люди лучше понимают, как управлять своими целями и сроками, а не теми сроками, что поставили для них другие.
8. «Если захламленный стол - признак загроможденного ума, то о чем тогда говорит пустой стол?» Альберт Эйнштейн.
Будут ли дети повторять жестокие действия, показанные им взрослым человеком? А если ребенок в комнате один и думает, что за ним никто не наблюдает? Если перед этим он видел, как взрослый избивал и ломал куклу в этой комнате. Станет ли ребенок проделывать это с такой же куклой в другой комнате?
Чтобы выяснить это доктор Альберт Бандура в 1961 г подготовил лабораторный эксперимент с воспитанниками детского сада при Стэнфордском университете. Двое взрослых участвовали в качестве моделей, демонстрирующих детям образец поведения. Детей по отдельности проводили в экспериментальную комнату, где усаживали в одном из углов комнаты заниматься играми и творчеством. В это же время взрослого, который демонстрировал модели поведения провожали в другой угол комнаты, где были игрушечный молоток, кукла Бобо и конструктор. Экспериментатор говорил ребенку, что те игрушки рядом со взрослым – это игрушки для взрослого, после чего уходил.
В группе, где была демонстрация неагрессивного поведения взрослый просто спокойно играл с куклой и конструктором.
В группе, где показывалось агрессивное поведение, взрослый сначала играл с конструктором, а потом начинал проявлять агрессию по отношению к кукле. Чтобы сделать паттерн поведения максимально нестандартным, в этой группе взрослый не просто бил куклу игрушечным молотком, но и садился на нее сверху, избивал, пинал и подбрасывал по комнате. Через 10 минут ребенка уводили в другую комнату, где, как и первой комнате, была кукла Бобо, молоток и такая же обстановка.
Большинство детей, наблюдавших агрессивное поведение, сами начинали колотить молотком, избивать и пинать куклу Бобо. А вот наблюдение за неагрессивным поведением обычно приводило к тому, что такие дети не проявляли агрессии по отношению к кукле.
Исследование также показало, что мальчики намного чаще проявляли агрессию, если видели на видео агрессивного мужчину, а не женщину. В поведении девочек также отслеживалось гендерное различие, но результаты были не такие радикальные.
Этот эксперимент убедительно подтвердил тот факт, что дети более подвержены влиянию поведения взрослых исходя из гендерного принципа.