Всем Ку.
Прочитал тут у ФритцМоргена статейку про машинки на батарейках, каковые фанаты Теслы решили начать собирать и у нас - а что, дело заведомо выгодное, судя по успехам Маска. Ну, то есть, пипл хавает, анонсы и рендерА крутятся, лавэшки мутятся, всё пучком.
Вот только как-то выходит оторвано от реальности всё то, что делают.
То есть - они обязательно сделают и до производства доведут - не в пример Маску, я в них не сомневаюсь.
Проблема тут в другом.
Начну издалека.
Как, наверное, читатели моего журнала, ежели таковые есть, знают, я по профессии и роду занятий автоэлектрик. Много лет я работал с нашими авто, и легковыми и грузовыми, также долго занимался японскими автомобилями, и тоже всеми подряд. Занимался сельскохозяйственной и промышленной техникой безотносительно места производства - и, собственно, занимаюсь ими всеми и сейчас.
Довелось мне потрудиться во всяких условиях - и летом в душегубной жаре, а лето у нас в Южной Сибири очень жаркое. Не верите? Приезжайте, удивитесь. Как-никак, я живу на широте Казахстана, южней меня только Тува и Монголия.
Зима суровая - мы о Сибири говорим, и, я полагаю, минус пятьдесят по Цельсию - это уже не шутки.
Ныне я тружусь вообще на Крайнем Севере, преимущественно на базе в городе Усинске, но периодически выезжаю в тундру, и чиню технику там. И зимой и летом в тундре, без гаражей - ибо их там нет.
Отсюда я делаю вывод: я видел все возможные в нашей стране погоды и климатические условия - при этом, вывод делается при взгляде на проблему через призму эксплуатации, обслуживания и ремонта техники.
Ух, длинно вышло...
Но ближе к телу.
Так вот, касательно машинок на батарейках. Электромобиль - это очень хорошо и очень выгодно, когда автомобиль используется в черте города и лишь эпизодически выезжает за город. При этом, преимущественно летом и очень нечасто. Немного печальнее всё обстоит, если всё это происходит зимой.
Да, в Подмосковье или там в Ленобласти - там цивилизация. Там тебе помогут и тебя спасут.
А если машинка на батарейках везёт, допустим, полтонны мандаринов из Новосибирска в Ужур?
Условия такие:
Дорога между зарядок будет очень длинная. Вдоль неё, по Фритцморгену, придётся иметь несколько фирменных ямов - где батарейки заменят.
Учитывая характер местности и погодные условия, пусть будет так: от НСК до, допустим, Мариинска - -35 и пресловутый сибирский "хиус", а за Мариинском просто морозяка под полтос. А мандарины надо обогревать. Везти их в виде ледышек вообще не вариант. Кстати, викисловарь утверждает, что слово "хиус" уже не применяется - но это не так. Но едем дальше.
Греем мандарины.
Едем.
Двести километров по равнине, потом по горам, потом снова по боль-мень ровной местности.
В мороз под полтос - пусть будет минус сорок пять, по Цельсию.
Фирме придётся менять батарейки в Кемерово (266 км от НСК), Боготоле (299 км от Кемерово) и от него уже доедет с гарантией - там полторы сотни км всего.
Ну, тут мудрые хипстеры-логистики мне скажут, что за полтыщи километров грузы надо везти уже фурой или железной дорогой. Но мы ведь экономим с помощью нанотехнологий, не так ли?
А в чём конкретно ик-ик-иканомия, если беспилотная машинка на батарейках не вывозит элементарную зимнюю задачу?
И это я ещё про переметённые дороги не сказал - или там, про накатанный лёд. Про отсутствие в некоторых местах знаков и разметки я вообще молчу. Про внезапные стихийные объезды, из-за закрытой дороги...
Притом мы едем ещё и хорошо - по всему указанному маршруту отличный асфальт, а много где по пути убирают дорожники, подсыпка есть практически везде...
А давайте-ка беспилотно-батарейно съездим, например, из Красноярска в пгт Северо-Енисейский!
От Кр-ска и до Енисейска машинка доехала хорошо: батарейки сменили в Лиссабоне (так зовётся Лесосибирск у местных), 295 км,зима, морозяка и хиус, едем до Енисейска, там недалеко. Почему сразу ходом до него не дотянули? Дотянули бы едва ли: от Кр-ска там 340 км, а батарейки меняем в Епишке (Епишино), на другом берегу Енисея, благо, зимой есть зимник по льду Енисея, который там разливается на 22 километра. Потом едем дальше - впереди дорога до Брянки. 150 кэмэ, между прочим, по довольно сложному маршруту, потом едем дальше - до Северо-Енисейского ещё двести километров по горам!
Однажды два перегоняемых нами автокрана зимой сожрали там больше тонны солярки - на этих бесконечных перевалах, и мы дотянули только до Викторовского - заночевали и потом добывали солярку. Но сейчас нам надо не в Еруду (Брянка-Викторовский-Еруда, всего 160 км), а в Северо-Енисейский, так что по горам нам пилить ещё двести (Брянка-Викторовский-Северо-Енисейский).
А ведь ещё и обратный путь предстоит...
А летом там ещё веселее.
Выходит, что либо фирма должна всю прибыль от отсутствия ОДНОГО пилота и некоторого количества дизтоплива и плюс ещё пять таких прибылей направить на содержание ямов по довольно большой территории (люди, здания, оборудование, аккумуляторы пачками!).
И это мы ещё в Усинск не ездили...
А в чём именно экономия?
Или я чего-то не понимаю?
Мне же самому кажется, что я всё-таки всё верно понимаю.
Массовых, на уровне ДВС, автономных электромобилей нам не видеть ещё долго. Тут даже не в беспилотности дело.
Хотя...
Они будут - например, паркетники и бабовозки, которые за город не ездят.
Тот же ФритцМорген (как, впрочем, и описываемые им хипстеры-конструкторы) явно не выезжал далее МКАД или КАД самостоятельно.
Иначе они бы знали, что такое заночевавший на глубоком морозе автомобиль, что такое застрять в дороге. Или по зимнику не ездил - когда, по Высоцкому, "вокруг пятьсот".
Легко рассуждать, когда рядом розетка, тёплое помещение, кружка смузи (чи щось таке инше) и даже если в дороге встал - можно позвонить корешу и он вывезет.
Опять же, автомобиль ДВС на зимнике починить можно (я это прямо-таки утверждаю, ибо занимаюсь подобным периодически) - но что делать, если сдохла сложная и дорогущая липиздроника в дороге?
Нынче вон и на ДВС, временами, замена маслофильтра выливается в перепрошивку конпуктера (БМВ, штоле - не помню), а что делать с машинкой на батарейках, допустим, в тундре?
Тайга, как вариант.
Да даже и в степи - когда "вокруг пятьсот"?
Я боюсь Моргену такие неудобные вопросы даже задавать - он сразу же срывается на непристойности и переходит на личности. Тьфу.
Вывод: нынче у нас в стране существуют две реальности - утверждённая и объективная.
К сожалению, у некоторых происходит превалирование утверждённой над объективной...
Этим грешат как либералы, так и заводные патриоты, навроде Фритцморгена: партия (Ходорковский, Госдеп, Песков, Путин, инопланетяне - нужное подчеркнуть) приказала - человек ответил аваф.
Скомкано, путано - но зато правда.
Всем всех благ.