Суджанское ковроткачество

В XVII веке в Суджанском уезде (Курская губерния) крестьяне активно начали ткать ковры.

Изготавливали их на самодельных горизонтальных станках. Да так нравились людям необыкновенной красоты полотна, что в 1819 году в те края из Москвы прислали ковровщицу, которая должна была обучить местных женщин ткать на вертикальных станках изделия для знати.

Суджанский цех активно работал, крестьянки научились делать качественную продукцию, которую продавали по всей стране. А двух ткачих даже отправили на обучение в Петербург.
По возвращении женщины организовали школы, дабы передать знания, полученные в городе, остальным.

Особенности суджанского ковра:

Темный фон, кайма, в качестве узора – цветы, геометрические фигуры или пейзажные композиции.

Примечательно, что центральную часть по цвету делали схожей с каймой, так изделию получалось гармоничным.

Преобладающие цвета: красный, синий, черный, горчичный.

Также немаловажной особенностью является «суджанское плетение» – мастерицы наносят на уже начертанные квадраты узор, а дальше готовят все полотно.

Интересный факт: раньше изделие изготавливали при помощи техники высокого ворса – использование шерстяных нитей, благодаря этому ковры получались более мягкими. Правда, в целях экономии от данной техники отказались.

В 1910 году была создана суджанская школа, работы учениц выставляли в Петербурге, промысел процветал.

Первая мировая война и революция привели к временному спаду производства, но спустя время, в 1928 году, появилась артель «Ткачиха», а в 1938 ковры продемонстрировали на выставке в Нью-Йорке.

Любуемся уникальными коврами вместе