Etnoskop.expo

Etnoskop.expo

Этот профиль организатора фестиваля «Этноскоп». Мы хотим, чтобы как можно больше людей узнали о коренных малочисленных народах России
На Пикабу
3338 рейтинг 58 подписчиков 0 подписок 87 постов 16 в горячем

Мордва: для счастья новорожденного – хлеб испечь и кашу сварить

Рождение ребенка – радостное событие в семье представителей каждого народа. При этом естественным желанием родителей является стремление, чтобы у малыша сложилась счастливая судьба. Для этого существуют особые ритуалы. Есть они и у мордвы.

Первым был «хлебный молебен», дающий ребенку крепкое здоровье. На торжественное мероприятие собиралась вся близкая родня новорожденного и повитуха. Для праздника выпекали ритуальный хлеб. Затем зажигали свечу, поминали усопших родственников и верховных богов. После этого повитуха отрезала от хлеба большой ломоть, который должна была при всех съесть мать малыша. Считалось, что после этого ребенок представлен высшим силам, а его здоровье будет крепким. «Хлеб здоровья» символизировал здоровье матери и младенца.

Спустя шесть недель после рождения ребенка следовал ритуал имя наречения. Повивальная бабка торжественно объявляла имя новорожденного, после чего следовал второй важный ритуал: «моление над кашей». Для его проведения готовили кашу из проса. Считалось, что если блюдо выйдет вкусным и не пригорит, то малыша ждет счастливая судьба.

В прошлом эти два ритуала соблюдались неукоснительно.

Показать полностью 4

Энцы: на охоту строго по календарю


Календарь. Без него наша жизнь была бы просто невыносимой. Но практически никто, кроме профессиональных историков, не может сказать, почему тот или иной месяц называется именно так, а не как-то иначе. А вот предки северного народа - энцев по названиям месяцев точно знали, чем им заняться сегодня, а чем - спустя тридцать дней.
Поскольку названия месяцев на языке энцев трудно произносимы, приведем их дословный перевод на русский язык.

Март имел название: «месяц охоты на дикого оленя», соответственно, били этого зверя именно в этом месяце. Апрель именовали: «рождение первых телят оленя». Теперь животное, наоборот берегли. Май, который называли «рождение последних телят оленя», ничего по сравнению с апрелем в жизни энцев не менял. Июнь был месяцем «ловли рыбы», когда представители этого народа отправлялись на рыбалку. Название июля история не сохранила, а вот август имел сразу два имени: «рождение птенцов» и «месяц лебедя». Сентябрь был «оленьим гоном», а октябрь «месяц, когда олень сбрасывает рога». Ноябрь именовали «скрадыванием и загоном дикого оленя». А вот остальные три зимних месяца к оленям отношения не имели. Во время них энцы били пушного зверя, и собственного имени они не имели.

Показать полностью 4

Готовим с народами России: ижорская кухня

Ижоры – коренной народ Ленинградкой области.

Сегодня мы научимся готовим традиционный шпиковый пирог народа под названием «ПЭККИПИИРАККА».

Это блюдо очень сытное, его готовили для рыбаков перед выходом в море.

Для приготовления понадобится:

• 600 граммов ржаного теста (вы можете его приготовить сами, а можете купить уже готовое, выбирайте удобный вариант вам);

• 500 граммов соленого сала;

• 1 средняя луковица;

• 6 – 8 картофелин (не все ижорские хозяйки добавляли картофель, но с ним блюдо значительно сытнее);

• Пол стаканы воды;

• Чайная ложка сахара;

• Соль, перец – по вкусу.

Процесс приготовления:

Отвариваем картофель, пока он варится обжариваем на сковороде мелконарезанное сало и лук. Когда картофель будет готов, разминаем (или тонко нарезаем) его и выкладываем первым слоем на раскатанное (несильно) тесто.

Вторым слоем кладем обжаренное с луком сало. Закрываем пирог, смазываем водой с сахаром и отправляем в разогретую до 220 градусов духовку.
Время приготовления – приблизительно 40 минут (все зависит от мощности вашей духовки).
После того, как достанете пирог – смажьте его сливочным или растительным маслом.

Приятного аппетита!

Показать полностью 2

Священная пчела: необычный тотем эрзян

Большинство коренных народов России почитают определенных священных животных. Обычно это хищники, обитающие поблизости, или объекты охоты. Но есть и достаточно удивительные случаи. Например, эрзя, живущие в Мордовии, испокон веков почитали пчелу. Мало того, это насекомое считалось проводником, связующим мир богов и людей. В пантеоне народа существовала даже отдельная богиня пчел и пчеловодства – Мекшава. Интересно, что похожее имя было у славянской богини Мокоши, отвечавшей за счастливую судьбу, удачный брак и роды.

В древности по отношению к пчелам у эрдзян существовала особая традиция, правила которой никто не мог нарушать. Если бортник находил в лесу улей, он не имел права забирать весь мед. Необходимо было оставить определенную часть самим пчелам и сделать зарубку топором на стволе дерева, чтобы никто другой не мог взять остатки меда.

Показать полностью 3

Суджанское ковроткачество

В XVII веке в Суджанском уезде (Курская губерния) крестьяне активно начали ткать ковры.

Изготавливали их на самодельных горизонтальных станках. Да так нравились людям необыкновенной красоты полотна, что в 1819 году в те края из Москвы прислали ковровщицу, которая должна была обучить местных женщин ткать на вертикальных станках изделия для знати.

Суджанский цех активно работал, крестьянки научились делать качественную продукцию, которую продавали по всей стране. А двух ткачих даже отправили на обучение в Петербург.
По возвращении женщины организовали школы, дабы передать знания, полученные в городе, остальным.

Особенности суджанского ковра:

Темный фон, кайма, в качестве узора – цветы, геометрические фигуры или пейзажные композиции.

Примечательно, что центральную часть по цвету делали схожей с каймой, так изделию получалось гармоничным.

Преобладающие цвета: красный, синий, черный, горчичный.

Также немаловажной особенностью является «суджанское плетение» – мастерицы наносят на уже начертанные квадраты узор, а дальше готовят все полотно.

Интересный факт: раньше изделие изготавливали при помощи техники высокого ворса – использование шерстяных нитей, благодаря этому ковры получались более мягкими. Правда, в целях экономии от данной техники отказались.

В 1910 году была создана суджанская школа, работы учениц выставляли в Петербурге, промысел процветал.

Первая мировая война и революция привели к временному спаду производства, но спустя время, в 1928 году, появилась артель «Ткачиха», а в 1938 ковры продемонстрировали на выставке в Нью-Йорке.

Любуемся уникальными коврами вместе

Показать полностью 5

Тогда и сейчас

Фотография – настоящая машина времени.
По снимкам, сделанным Прокудиным Горским узнаем, как выглядели знакомые места сто лет назад.

Тогда и сейчас Культура, Традиции, Россия, Фотография, Краеведение, Достопримечательности, Архитектура, Города России, Прокудин-горский, Музей, История города, Этнос, Этнография, Этноскоп, Фотограф, Памятник, Город, Длиннопост

Соловецкие острова 1916 год

Тогда и сейчас Культура, Традиции, Россия, Фотография, Краеведение, Достопримечательности, Архитектура, Города России, Прокудин-горский, Музей, История города, Этнос, Этнография, Этноскоп, Фотограф, Памятник, Город, Длиннопост

Соловецкие острова, наше время;

Тогда и сейчас Культура, Традиции, Россия, Фотография, Краеведение, Достопримечательности, Архитектура, Города России, Прокудин-горский, Музей, История города, Этнос, Этнография, Этноскоп, Фотограф, Памятник, Город, Длиннопост

Исток Волги у деревни Волговерховье, 1916 год

Тогда и сейчас Культура, Традиции, Россия, Фотография, Краеведение, Достопримечательности, Архитектура, Города России, Прокудин-горский, Музей, История города, Этнос, Этнография, Этноскоп, Фотограф, Памятник, Город, Длиннопост

Исток Волги у деревни Волговерховье, наше время;

Тогда и сейчас Культура, Традиции, Россия, Фотография, Краеведение, Достопримечательности, Архитектура, Города России, Прокудин-горский, Музей, История города, Этнос, Этнография, Этноскоп, Фотограф, Памятник, Город, Длиннопост

Общий вид на церковь Преображения в селе Пидьма, 1909 год;

Тогда и сейчас Культура, Традиции, Россия, Фотография, Краеведение, Достопримечательности, Архитектура, Города России, Прокудин-горский, Музей, История города, Этнос, Этнография, Этноскоп, Фотограф, Памятник, Город, Длиннопост

Общий вид на церковь Преображения в селе Пидьма, наше время

Тогда и сейчас Культура, Традиции, Россия, Фотография, Краеведение, Достопримечательности, Архитектура, Города России, Прокудин-горский, Музей, История города, Этнос, Этнография, Этноскоп, Фотограф, Памятник, Город, Длиннопост

Старинная часовня на набережной г. Осташкова, 1910 год

Тогда и сейчас Культура, Традиции, Россия, Фотография, Краеведение, Достопримечательности, Архитектура, Города России, Прокудин-горский, Музей, История города, Этнос, Этнография, Этноскоп, Фотограф, Памятник, Город, Длиннопост

старинная часовня на набережной г. Осташкова, наше время;

Тогда и сейчас Культура, Традиции, Россия, Фотография, Краеведение, Достопримечательности, Архитектура, Города России, Прокудин-горский, Музей, История города, Этнос, Этнография, Этноскоп, Фотограф, Памятник, Город, Длиннопост

Общий вид села Сороки с острова, 1916 год

Тогда и сейчас Культура, Традиции, Россия, Фотография, Краеведение, Достопримечательности, Архитектура, Города России, Прокудин-горский, Музей, История города, Этнос, Этнография, Этноскоп, Фотограф, Памятник, Город, Длиннопост

Общий вид села Сороки с острова, наше время.

Показать полностью 10

Знакомимся с народами России: народ Чукчи

Чукчи – коренной народ крайнего северо-востока Азии.
Откуда же пошло такое название?

Все довольно просто, якуты с 17ого века называли малочисленный народ «чаучу», что в переводе «богатый оленями».

Большая часть представителей живет на Чукотке.

Разговаривает народ на русском, хотя имеет и свой чукотский язык.

По переписи 2010 года чукчей было 15908 человек.

Интересные факты:

Чукчи – кочевники, жили стойбищами, когда нечем было кормить оленей, искали новое место.

Теплую одежду представители народа изготавливали из меха олененка;

Праздничный костюм был белого цвета;

На грудных детей представители народа надевали мешок из оленей кожи с разветвлениями для ручек и ножек;

Чукчи боготворили природу и верили в злых духов;

Творцом мира, по мнению народа, является ворон Курлык, а, например, космос создали северные животные;

Каждое время года отмечался праздник: осенью – день убоя оленей, весной – день рогов;

Малочисленный народ верил в наличие пяти жизней, поэтому смерти они не боялись.

Мужчинам было разрешено многоженство, после смерти мужа женщина могла достаться кому-нибудь из его родственников.

Все мужчины чукчи – воины, на правую ладонь они наносили татуировки, которые означали победу в сражении.

Чукчи играют на бубне, который называют ярар;

Народ известен своими скульптурными изображениями на мамонтовых костях.

Показать полностью 4

Священное растение ненцев: багульник – комаров прогонит и от медведя защитит

У большинства народов, населяющих нашу страну, существует свое особое растение, которое в ряде случаев почитается как святое, а иногда как целебное и существенно упрощающее жизнь. У ненцев, населяющих север России от Кольского полуострова до Енисея, таким растением считается багульник.

Священное растение ненцев: багульник – комаров прогонит и от медведя защитит Традиции, Россия, Багульник, Культура, Обычаи, Народ, Краеведение, Коренные народы, Фестиваль, Малые народы, Цветы, Этнос, Этнография, Этнографы

Жители Севера считают, что его отвар является лучшим антибактериальным средством для промывки ран, а при употреблении внутрь понижает артериальное давление, наполняет тело энергией и придает дополнительную силу организму.

Но главное - багульник обладает одним очень важным качеством - своим запахом он отпугивает мошкару, гнус и комаров. В условиях северной природы это просто незаменимое качество. Для защиты от насекомых пучки багульника развешивают при входе в жилье и по его углам.

Как утверждают сами ненцы, багульник – идеальное средство для защиты также от медведей, которых в северных лесах встречается немало. Часто нарты с запасом вещей оставляют с осени до зимы в тундре без охраны. Люди чужое не возьмут, а вот медведи могут и разорить. Чтобы этого не произошло, к нартам привязывают ветки багульника. Помогает его запах и при встрече с этим грозным животным в лесу. Учитывая, что у ненцев это медведь является священным, убивать которого без крайней необходимости нельзя, багульник как средство против него просто незаменим.

Священное растение ненцев: багульник – комаров прогонит и от медведя защитит Традиции, Россия, Багульник, Культура, Обычаи, Народ, Краеведение, Коренные народы, Фестиваль, Малые народы, Цветы, Этнос, Этнография, Этнографы
Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!