161

Люди-легенды ч.5

Чернышенко Виктор Семёнович, Соколов Алексей Иванович

С 17 декабря по 30 декабря 1943 держали оборону застрявшего в трясине танка Т-34.

Впрочем, обо всём по порядку.

В декабре 1943 года, 3-я ударная армия 2-го Прибалтийского фронта, преодолевая ожесточённое сопротивление немецко-фашистских захватчиков, вела упорные бои по освобождению Псковской области. 17 декабря, при штурме преобладающей высоты у деревни Демешково Невельского района, танк Т-34 лейтенанта Ткаченко увлёкшись атакой ушёл в отрыв от основных сил и застрял в трясине. Командир танка был тяжело ранен и под покровом темноты эвакуирован в тыл башенным стрелком старшим сержантом Кавлюгиным. На следующий день, Кавлюгин погиб в экипаже танка идущего в прорывной атаке на помощь к застрявшей "тридцатьчетвёрке". Ещё один член экипажа, механик-водитель сержант Безукладников, погиб при отражении первой немецкой атаки. В состоянии оказывать сопротивление остался только стрелок-радист Виктор Чернышенко. Под покровом ночи к нему на помощь приполз механик-водитель ДРУГОГО танка старший сержант Алексей Соколов. Он попытался завести танк и вызволить его из болотного плена. Однако попытки были тщетны. А дальше была 13-ти суточная оборона танка от ежечасных оголтелых немецких атак.

Морозная зима. Нет еды. Нет воды. Нечем согреться. Немец прёт. Шансов никаких. Но советские бойцы не дрогнули. Не отдали беззащитный танк. Бились до последнего патрона и до последней гранаты. Когда сил уже совсем не оставалось и казалось, что это уже конец, в решительном штурме войск РККА, немецкие войска были вышвырнуты с территории Псковской области. Бесстрашные бойцы и Т-34 (который был отремонтирован и продолжил воевать) были спасены.  К сожалению, 31.12.1943,старший сержант Соколов скончался в госпитале от многочисленных ранений и обморожений, а сержант Чернышенко, после ампутации ног, до 1982 работал народным судьёй в Челябинске. Там же и похоронен в 1997 году.

Люди-легенды ч.5 Великая Отечественная война, История

Дубликаты не найдены

Отредактировал Stern137 1 год назад
+11

Вечная память героям!

+6

Слава героям, защитникам Отечества! Жаль

сейчас другие герои-типа Чубайса, Усманова, Фридмана и тп

+5

Великие люди !!! Вечная память и уважение !!!

+2
Да, были люди в наше время! Не то, что нынешнее племя...
0

Эм... А не кажется ли вам что тег "Тру стори" здесь несколько неуместен?

раскрыть ветку 1
0

Как раз, показательно. Что было, к чему пришли

Похожие посты
564

Реальная история о войне

Эту историю рассказал мне мой прадед.


Когда ему было 23 года, началась 2ая мировая война, молодой парень с надеждой на будущее и не мог тогда представить, что все его интересы и желания пойдут коту под хвост.


Он рассказал мне, что первое, что он запомнил было то, как их отправляли на вокзале и говорили пламенную речь-вы, солдаты, вы защитники вашей родины, ваши матери, жены, родители, вся надежда только на вас! Враг наступает, но только в ваших силах дать ему отпор и не позволить захватить земли, принадлежавшие нашим предкам... И все в таком духе.


А когда его, вместе с другими молодыми пацанами отправили на фронт, он видел то, что почти все его сослуживцы даже не стреляли в противника...


Сидели в окопах, ничего не понимали, тряслись, Кто-то звал маму, Кто-то просто молчал, а когда полетели снаряды, а потом крики... Вот тогда и началась настоящая паника, кто-то просто убегал, кто-то начинал стрелять во все стороны, конечно, были и те, кто стрелял и выполнял приказы с полу слова.


Говорил, что словами не передать, тот ужас, что испытывали солдаты, это не кино, где люди с криками бежали на врага, это жизнь...


Когда он в первый раз убил человека, он 3дня не мог уснуть, говорил были и те, кто просто сбегал, либо пускал себе пулю в лоб.


Самое страшное и в тоже время стрессовое, это когда вокруг тебя умирают твои товарищи, а кто не умер, тот кричит на всё поле... И под эти крики и взрывы, ты сидишь и отбиваешься от врага, единицы держали себя в руках и не поддавались панике...


Один его сослуживец не выдержал и просто побежал куда глаза глядят, через 30 секунд его подстрелил снайпер и конец...


А когда война закончилась, и мы наконец-то победили, ещё много лет, он не мог спать, ему постоянно снились сны, где он, под крики и взрывы, сидит в окопе, а рядом летят ошметки, кишки, руки и т. д его, а может и врага, части тела...


Говорил что война, это самое страшное, что ему пришлось пережить в его жизни.


Он умер, когда ему было 89 лет, простой парень, со своими мечтами и желаниями, стал жертвой войны, он пережил войну, голод, перестройку, как и многие, защищал страну от врага...


Последнее что он успел мне сказать-не хочу чтобы ты или твои дети прошли через это, надеюсь что больше войны не будет...


Казалось бы, простые слова, а смысла больше чем в современных фильмах.


Сегодня не праздник победы, но вспоминая своего прадеда, хочу сказать-спасибо вам, спасибо что защитили нашу страну и прошли через этот ад, вы настоящие герои, и я/мы, никогда вас не забудем!

Показать полностью
60

Освобождение Можайска. Красноармеец Бутанин. Можайский укрепрайон. Можайская линия обороны

Фильм о встрече с родственниками погибшего Красноармейца. В 2012 году сотрудниками поисковых отрядов "Укрепрайон 36" и "Приказ 270" были обнаружены останки бойца, погибшего при освобождении Можайска. На расшифровку данных записки из смертного медальона ушло 7 лет. Только третья по счету экспертиза позволила установить имя погибшего, сделать соответствующие запросы и разыскать родственников. Подробности в нашем видео.


Приятного просмотра!

38

"Вспышка, пронзительная боль и… пустота". Майоров Николай Андреевич

Продолжаем серию роликов, созданных на основе воспоминаний наших ветеранов совместно с проектом "Я помню". И сегодня рассказ о летчике-штурмовике Майорове Николае Андреевиче. Их нельзя называли “смертники” - как правило, летчики-штурмовики погибали на первых 10 вылетах. Николай Андреевич сделал сотню боевых вылетов, был награжден тремя орденами и, как написано в документах, пропал без вести 22 августа 44-го года.

166

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ Черноморский флот, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

5 октября 1943 г. штаб ЧФ выдал боевое распоряжение первому дивизиону эсминцев эскадры ЧФ: во взаимодействии с торпедными катерами и авиацией флота в ночь на 6 октября произвести набег на морские сообщения противника у южного побережья Крыма, обстрелять порты Феодосии и Ялты.


Цель операции - уничтожение кораблей и плавучих средств противника, покидающих Керчь. По данным разведки, на коммуникациях вдоль Крымского побережья между Керчью и Ялтой находилось до 100-130 сторожевых кораблей, тральщиков, быстроходных десантных барж и других плавсредств противника.


Общее руководство операцией возлагалось на начальника штаба эскадры капитана 1-го ранга М.Ф. Романова (КП в Геленджике).


Для операции назначены: лидер эскадренных миноносцев "Харьков" (капитан 2-го ранга П.И. Шевченко), эскадренные миноносцы "Беспощадный" (капитан 2-го ранга В.А. Пархоменко) и "Способный" (капитан 3-го ранга А.Н. Горшенин), а также авиация ВВС флота (торпедные катера не участвовали).


За четыре часа до начала операции командиры отряда и кораблей получили боевые распоряжения. Инструктаж проводил лично командующий флотом вице-адмирал Л.А. Владимирский.


Отметим, что решением командующего ВВС ЧФ для прикрытия кораблей на их переходе в район операции и на отходе было занаряжено всего 10 истребителей P-39 "Aэркобра" и P-40 "Kиттихаук" (американские), что явно недостаточно! Кроме того, у побережья Кавказа истребительное прикрытие планировалось обеспечивать самолетами ЛаГГ-3 и Як-1 (12 единиц).

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ Черноморский флот, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

5 октября в 20.30 корабли под командованием командира 1-го дивизиона эсминцев капитана 2-го ранга Г.П. Негоды (брейд-вымпел на "Беспощадном") вышли из Туапсе. Около часа ночи лидер "Харьков" проследовал к Ялте, а эсминцы продолжили переход к Феодосии. После 2.00 часов ночи корабли обнаружены германским самолетом-разведчиком.


Таким образом, скрытность действий кораблей обеспечить не удалось(!). Командир отряда сохранял радиомолчание; доложил об обнаружении кораблей только в 5.30. Впрочем, начальник штаба эскадры уже догадывался о потере скрытности, так как о самолете-разведчике доложил в 2.30 командир лидера.


Но М.Ф. Романов не знал другого - оказывается, авиационная разведка противника обнаружила эсминцы еще в Туапсе, сразу после их прибытия 4 октября, что дало основание германскому командованию ожидать возможный рейд наших кораблей к берегам Крыма.

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ Черноморский флот, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Около 22 часов 5 октября немецкая радиопеленгаторная станция в Евпатории обнаружила, что по крайней мере один эсминец вышел из Туапсе. Поэтому германское командование морской комендатуры "Крым" в 2.37 объявило боевую тревогу по районам Ялты и Феодосии. Немцы уже ждали наши корабли(!).


В полночь 6 октября из базы в районе Коктебеля вышли три германских торпедных катера. Получив в 2.10 оповещение от самолета-разведчика об обнаружении им двух эсминцев, идущих на запад, катера заняли позицию ожидания, смещаясь к Феодосии. Самолет постоянно доносил место, курс и скорость эсминцев командиру группы катеров.


Так продолжалось до 4.00 утра, когда корабли повернули на север, к Феодосии. Получив об этом донесение от самолета, торпедные катера пошли на перехват эсминцев. В 5.04 самолет-разведчик показал место эсминцев, сбросив несколько бомб южнее по курсу эсминцев.


Таким образом, они стали видны катерам на световой дорожке. Г.П. Негода убедился, что корабли обнаружены, о чем донес на КП эскадры.


Но, не обнаружив германские катера, командир дивизиона решил, что ничего особенного не произошло.


С командного пункта эскадры также никаких тревожных сведений не поступало, и Г.П. Негода продолжил выполнение задачи по плану.

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ Черноморский флот, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

В 5.30 эсминцы обнаружили выходящие в атаку германские торпедные катера. Произошел бой с катерами, в результате которого один катер получил попадание артиллерийского снаряда, но хода не потерял. Преследование катеров (их группа разделилась) и обстрел артиллерией эсминцев результатов не дали, катера оторвались от погони.


Получив организованный отпор (после атаки катеров корабли еще обстреляла и береговая артиллерия), Г.П. Негода решил отказаться от обстрела Феодосии. Эсминцы в 6.10 начали отход для встречи с "Харьковом".


Как выше упомянуто, "Харьков" еще в 2.30 донес о своем обнаружении самолетом-разведчиком. В 5.50 радиолокационная станция на мысе Айтодор также обнаружила лидера. Убедившись, что обнаруженная цель не является своим кораблем, в 6.03 германское командование приказало береговым батареям открыть по ней огонь.


Практически в это же время "Харьков" обстрелял порт Ялты. За 16 минут выпустил без корректировки около ста 130-мм осколочно-фугасных снарядов.


На огонь лидера ответили три 76-мм орудия, а затем шесть 152-мм орудий береговых батарей. Следуя вдоль берега, лидер выполнил также 32 залпа по Алуште.


В 7.15 "Харьков" присоединился к эсминцам. Далее хроника действий кораблей, нашей и германской авиации следующая.

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ Черноморский флот, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

В 8.05 над кораблями появились три истребителя Р-40. Они обнаружили в 8.15 германскую летающую лодку BV-138 (самолет-разведчик) и сбили ее. В 8.20 истребители ушли.


Из пяти членов экипажа разведчика двое приводнились на парашютах в видимости кораблей. Командир дивизиона приказал командиру "Способного" поднять их на борт.


Остальные два корабля осуществляли противолодочное охранение находящегося в дрейфе эсминца. Вся операция по "вылавливанию" пилотов продолжалась около 20 минут. В 8.15 прилетела пара Р-40. Они-то первыми и обнаружили сначала, в 8.30, два бомбардировщика Ю-88 на большой высоте (разведчики), а затем, в 8.37, - первую ударную группу: восемь пикирующих бомбардировщиков Ю-87 и четыре истребителя Ме-109.


Два наших истребителя сорвать атаку не смогли. Бомбардировщики достигли сразу трех попаданий 250-кг бомб в "Харьков". В результате повреждений из главной силовой установки корабля в строю остались только турбозубчатый агрегат в машинном отделении №2 и котел №3, давление в котором упало до 5 кг/см (нормальное давление - 30 кг/см).


Взрывом бомб выбросило за борт один 37-мм зенитный автомат. Были и другие повреждения. Лидер потерял ход, получил крен 90 на правый борт и дифферент на нос. В этой обстановке командир дивизиона приказал командиру "Способного" буксировать "Харьков" кормой вперед.

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ Черноморский флот, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

В это время корабли шли со скоростью лишь 6 узлов. В 10.10 прикрывавшая корабли тройка Р-40 улетела, но в 9.50 прибыла пара Р-39. Они закончили барражирование в 11.01, сбив за это время один Ю-88 (по-видимому, разведчик).


В 11.31 для прикрытия кораблей с воздуха прибыли: два бомбардировщика А-20G (спрашивается, зачем?), а в 11.50 над эсминцами появились 14 немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87 (вторая ударная группа).


Естественно, достойного отпора они не получили и успешно отбомбились. Два Ю-87 атаковали "Харьков" и прекративший его буксировку "Способный", а остальные стали пикировать на "Беспощадный", который, несмотря на маневрирование и интенсивный огонь зенитной артиллерии, получил попадание одной авиабомбы в первое машинное отделение, а вторая разорвалась непосредственно у борта в районе второй машины.


В результате взрывов бомб затопило первое машинное и третье котельное отделения, заклинило руль. Началась фильтрация воды во второе машинное и котельное отделения. Эсминец потерял ход, но остался на плаву с креном до 60 на левый борт.

"Харьков" новых повреждений не получил, но и хода по-прежнему не имел. У "Способного" от близких разрывов разошлись швы в кормовой части, он принял около 9 т воды, однако ход не потерял. Оценив обстановку, командир дивизиона приказал командиру "Способного" начать поочередно буксировку лидера и "Беспощадного". После 14 часов на "Харькове" ввели в строй третий котел, и корабль смог дать ход до 10 узлов под одной машиной. "Способный" взял на буксир "Беспощадного".


Естественен вопрос: где наши истребители? Надо сказать, что ВВС флота действовали, мягко говоря, довольно странно. В 5.40 командир 1-й авиадивизии получил информацию из штаба ВВС ЧФ об обнаружении наших кораблей авиацией противника и приказал привести в немедленную готовность все выделенные для прикрытия истребители.


При этом командир дивизии предложил не выполнять запланированного удара Пе-2 по Феодосии, а шесть Р-39, выделенных для их обеспечения, - перенацелить на прикрытие кораблей.


Решение не утвердили  и приказали авиации продолжить операцию по плану. В 10.30 вылетела пара Р-39, но она кораблей не обнаружила и возвратилась.


В 10.40 вылетает вторая пара Р-39 - результат тот же. Наконец, только в 12.21 над кораблями появляется четверка Р-40. Но второй удар германская авиация уже нанесла еще в 11.50(!). Ненужные для истребительного прикрытия А-20G улетели в 13.14.Четверку Р-40 в 13.40 сменили три Р-39. К этому времени над кораблями также находились четверка Як-1 и четверка Ил-2.


Но в 14.40 "яки" и "илы" ушли, остались три Р-39. И как раз в 14.41 появились девять Ю-87, 12 Ме-109 и два Ю-88 (третья ударная группа). Правда, уже в ходе воздушного боя к нашим самолетам присоединились три Як-1.


на фото-Эсминец «Беспощадный» под ударом пикирующих бомбардировщиков 6 октября 1943 г.

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ Черноморский флот, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

При обнаружении самолетов противника "Способный" отошел от "Беспощадного", по которому пришелся основной удар. "Беспощадный", содрогаясь от прямых попаданий, заваливаясь на левый борт с увеличивающимся дифферентом на корму, вскоре затонул.


Личный состав, покидавший эсминец, в большинстве был затянут в воронку и погиб.


"Способный" избежал прямых попаданий, однако получил повреждения от разрывов бомб в 5-6 м от правого борта и в 9-10 м по левому борту, а также в кормовой части. От сотрясений корпуса произошли поломки ряда механизмов движителей, эсминец потерял ход на 20-25 минут.


Удару подвергся и "Харьков". Он получил два прямых попадания в полубак, несколько бомб разорвалось рядом с кораблем. Все носовые помещения до 75 шпангоута оказались затоплены. Лидер стал погружаться носом с креном на правый борт. В 15.37, все же продолжая огонь из уцелевших кормового 130-мм орудия и одного зенитного автомата(!), "Харьков" скрылся под водой.


на фото-Лидер «Харьков» на буксире у эсминца «Способный» после попадания бомбы 6 октября 1943 г. (за несколько часов до гибели)

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ Черноморский флот, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Пользуясь тем, что самолеты противника улетели, "Способный" подошел к месту гибели лидера и стал спасать личный состав. Это заняло у него более двух часов. Затем эсминец вернулся к месту гибели "Беспощадного", но успел поднять только двух человек, когда в 17.38 последовал очередной налет. 24 бомбардировщика Ю-87 (четвертая ударная группа) стали пикировать на корабль. С небольшим интервалом по времени в "Способный" попали три бомбы весом до 200 кг и несколько более мелких.


Корабль почти сразу погрузился носом до палубы полубака, при этом погибли почти все спасенные с "Харькова". Экипаж боролся за живучесть, но вскоре эсминец потерял остатки плавучести и в 18.35 затонул.


Во время этого налета над эсминцем находились пара Р-39, пара Р-40 и пара Пе-2 . Но в отражении удара Р-40 участия не принимали по остатку топлива.


Торпедные, сторожевые катера, гидросамолеты подобрали 123 человека. 780 моряков, в том числе командир лидера "Харьков" капитан 2-го ранга П.И. Шевченко, погибли.


Потери тяжелейшие! Гибели людей способствовало наступление ночи, ухудшение погоды, недостаточное количество и несовершенство спасательных корабельных средств.

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ Черноморский флот, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Подведем некоторые итоги. 6 октября 1943 года погибли три современных эсминца, которые находились в высокой боевой и технической готовности, были полностью снабжены всем необходимым.


Их командиры и личный состав имели более чем двухлетний опыт войны, в том числе борьбы за живучесть при тяжелейших повреждениях (оба эсминца теряли носовые части, но своим ходом возвращались в базу!).


Против этих трех кораблей действовали германские пикирующие бомбардировщики Ю-87 (недавно были перебазированы с Крита) с хорошо подготовленными пилотами, причем все происходило в зоне действия наших истребителей.


Это была четвертая аналогичная набеговая операция эсминцев - предыдущие три завершились безрезультатно, но без потерь кораблей.


Во всех отчетах фигурирует только боевое распоряжение командующего флотом №оп-001392 от 5 октября. Операцию планировал штаб флота, и ее должен был утвердить командующий Северо-Кавказским фронтом, которому ЧФ оперативно подчинялся.


Если верить последующему "разбору полетов", то получается, что фронт и не подозревал о проведении набеговой операции.


Трагедию можно было предотвратить, если бы после первого налета в 8.37 многократно усилить истребительное прикрытие.


А была ли такая возможность? Да, была: известно, что на 15 октября ВВС флота располагали более 50 исправными истребителями. К тому же самолеты могли выполнить по нескольку вылетов.

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ Черноморский флот, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Всего на прикрытие истребители совершили 50 самолето-вылетов, а сколько было нужно? Исходя из нормативов и опыта боевых действий для надежного прикрытия кораблей от атакующей авиационной группы противника в 10-12 бомбардировщиков требовалось в среднем по истребителю на бомбардировщик, то есть эскадрилья.


Так что ВВС флота вполне могли прикрывать корабли в течение часов восьми. Ну пусть шести! За это время миноносцы "добежали" бы до базы.


Однако этого не произошло. Прежде всего потому, что командующий ВВС ЧФ не получил однозначного приказания организовать полноценное истребительное прикрытие кораблей.


Сам же он до этого, видимо, не "додумался", хотя с "Харькова" сигнал "Терплю бедствие" зафиксирован в журнале боевых действий штаба ВВС ЧФ еще в 9.10.


Только в 11.10 отдан приказ постоянно прикрывать корабли не менее чем восьмью истребителями. Однако и этого не выполнили!


Германские эсминцы имели РЛС обнаружения воздушных целей и более десятка зенитных автоматов. Из наших кораблей "Способный" имел семь 37-мм автоматов, "Беспощадный" - пять, "Харьков" - шесть. Правда, у всех кораблей имелись 12,7-мм пулеметы, но на них никто всерьез не рассчитывал.


Уже с 1942 года в Главном штабе и соответствующих управлениях ВМФ и флотов циркулировали доклады и донесения о том, что зенитное вооружение кораблей не соответствует воздушной угрозе(!).


Все это знали, но ничего кардинального предпринять не могли: зенитных автоматов не хватало. К тому же многие корабли, как те же эсминцы, были настолько перегружены, что ставить автоматы было некуда. Подобные проблемы имели место во флотах и других воюющих государств.


Немногие радиолокационные станции, которые мы получали от союзников, монтировались на корабли СФ.


До конца войны ЧФ ни одной РЛС не получил. В результате эсминцы в условиях угрозы воздушных ударов действовать без истребительного прикрытия не могли. И это было очевидно всем.

По данным ВВС ЧФ, немцы потеряли летающую лодку ВV-138, разведчика Ю-88, 7 бомбардировщиков Ю-87, 2 истребителя Ме-109.


После гибели последнего из черноморских лидеров и двух эсминцев в строю ЧФ из довоенного состава 13 эсминцев остались только три современных эсминца - "Бойкий", "Бодрый" и "Сообразительный", а также два старых - "Железняков" и "Незаможник".


В специальном постановлении Государственного Комитета Обороны за № 5278 от 2 марта 1944 г. все допущенные при действиях этого отряда ошибки, приведшие к гибели трех ценных для флота кораблей, были тщательно проанализированы.


На ряд лиц высшего и старшего офицерского состава, несших персональную ответственность за организацию действий погибших кораблей, были наложены строгие дисциплинарные взыскания.


На этом последнем выходе были закончены активные боевые действия кораблей эскадры Черноморского флота не только в кампании 1943 г., но и в течение дальнейшего хода Великой Отечественной войны.

Операция «Верп» и гибель всех участвовавших в ней кораблей ЧФ Черноморский флот, Великая Отечественная война, История, Длиннопост

https://www.vpk-news.ru/articles/3478

Показать полностью 10
156

Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста?

Длиннопост расследование.Для ЛЛ: Описывается почему дата и место гибели легендарного связиста Матвея Путилова  изложенное в Википедии и других источниках не совпадает с документами выложенными на сайте "Память народа"

Начну с общеизвестных фактов. «В октябре 1942 года 308-я стрелковая дивизия вела бои в районе завода и рабочего посёлка «Баррикады». 25 октября произошёл обрыв связи и гвардии майор Дятленко, начальник штаба 339-го гвардейского полка, приказал командиру отделения связи сержанту Матвею Путилову исправить повреждение. Две предыдущие безуспешные попытки восстановить связь закончились гибелью связистов.Матвею Мефодиевичу была поставлена задача восстановить проводную телефонную связь, соединяющую штаб полка с группой бойцов, которые вторые сутки удерживали дом в окружении врага. Осколком мины его ранило в плечо. Превозмогая боль, дополз до места обрыва провода, но был вторично ранен: ему раздробило руку. Теряя сознание и не имея возможности действовать рукой, сжал концы проводов зубами, и по его телу прошёл ток. Связь была восстановлена. Умер с зажатыми в зубах концами телефонных проводов» Пост на Пикабу тут был «Мертвой хваткой»: подвиг Матвея Путилова

Но будучи в июле этого года на братской могиле в селе Самофаловка обратил внимание на этот обелиск с выбитыми фамилиями.

Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Надо же, полное совпадение.Вечером зашел в интернет и вот что выдал сайт «Память народа:https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie52474758/?backurl=/heroes/?adv_search=y&last_name=Путилов&first_name=Матвей&middle_name=Мефодьевич&date_birth_from=&static_hash=497ab9897e26a6f5cb89ef5d0f118a55&group=all&types=pamyat_commander:nagrady_nagrad_doc:nagrady_uchet_kartoteka:nagrady_ubilein_kartoteka:pamyat_voenkomat:potery_vpp:pamyat_zsp_parts:kld_polit:kld_upk:kld_vmf:potery_doneseniya_o_poteryah:potery_gospitali:potery_utochenie_poter:potery_spiski_zahoroneniy:potery_voennoplen:potery_iskluchenie_iz_spiskov:potery_kartoteki:same_doroga&page=1

Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Убит 18.09.1942 года в районе станции Котлубань Городищенского района. Ошибка? Посчитали убитым, а он оказался жив? Дальнейшие поиски по данной теме выдали вот такой документ https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=120271571&backurl=division\308 сд::begin_date\01.01.1941::end_date\01.01.1945::use_main_string\true::group\ord::types\otcheti&static_hash=9c4e3125999e8eee340712f91533399e (страницы с 11 по 13)

Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост
Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост
Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Зачем же понадобилось менять место и время гибели Матвея Путилова? Инициатором награждения Матвея Путилова в 1968 году был Лазарь Ингор-политрук 308 сд. После войны став журналистом, направил все свои силы на увековечивание памяти тех, кто служил в 308-й стрелковой Краснознаменной дивизии полковника Л. Н. Гуртьева. В 1950 году вышла его книга «Сибиряки-сталинградцы», через четыре года появилось второе дополненное издание.Но по видимому(это моя версия) награждение столкнулось с определенными трудностями.Дело в том что наступление 1 гвардейской армии оказалась неуспешным.308 сд в составе 1 гвардейской армии должна была взять высоты 154.2 и 143.8 и в дальнейшем соединиться со Сталинградским гарнизоном.

Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Наступление наших войск не принесло успеха.Если в Сталинграде городские развалины нивелировали преимущества немцев в артиллерии и авиации, то в открытой степной местности они сработали на все 100 процентов.В воздухе господствовала немецкая авиация, 76 пехотной дивизии были приданы дивизион тяжелых 210 мм мортир и 521 дивизион истребителей танков, которых были даже два монстра со 128 мм орудиями.

Балка Воронья под Самофаловкой,где базировался 521 противотанковый дивизион.

Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост

«У победы много авторов, поражение сирота» Потери 1 гвардейской армии за дни сентябрьского наступления составили около 17000 безвозвратных потерь и около 50000 общих.

https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=132344028&backurl=q\1 гв а::use_main_string\true::group\all::types\opersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie&static_hash=9c4e3125999e8eee340712f91533399e

Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Бои были ожесточенные. Ниже приведена аэрофотосъемка от 29.09.1942 года и современное фото сделанное с этой высоты

Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост
Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост

308 сд 26 сентября сдала свой участок обороны 221 стрелковой дивизии.И совершив марш дважды переправилась через Волгу и вышла в район завода «Баррикады» где вела бои до 3 ноября 1942 года.

После войны про эти наступления предпочитали не вспоминать. В мемуарах ограничивались парой строк.Обошел их стороной в своих мемуарах и Георгий Константинович Жуков. Поэтому ввести имя человека в почти сложившийся пантеон героев Сталинградской битвы, совершившего подвиг в стороне от Сталинграда было затруднительно. И таким образом место подвига Матвея Путилова героически погибшего в районе высот 133.4 и 154.2 сместилось в район завода Баррикады.Только вот похоронен он скорее всего в одной из братских могил отмеченных на схеме ниже.В братской могиле в Самофаловке захоранивали тех, кто погиб от осложнений вызванных ранениями(из медсанбатов) Павших на поле боя хоронили там же.

Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост

Вечная память!

Матвей Путилов.Зачем понадобилось менять место и дату гибели легендарного связиста? Великая Отечественная война, История, Длиннопост
Показать полностью 11
68

Матерый человечище!

Судя по всему, летом 1944 года в 69-й армии завелся свой Джон Рембо, или, что еще хуже, Чак Норрис.

По крайней мере, донесение выглядит так, что разбираться с ним может  лично командующий 69-й армией генерал-лейтенант В. Я. Колпакчи, а приказ отдается командиру 61 стрелкового корпуса. Остальные просто боятся.


ТЕКСТ: "Отнимите у красноармейца пистолет ТТ. Что предпринято, как наказан его начальник?"

Матерый человечище! Шифр, Красная Армия, Великая отечественная война, История

Предположу, что этот легендарный боец уже всех, кто ниже по должности, уже послал подальше. Поэтому проблема вышла на такой уровень.

ИСТОЧНИК

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: