Что делать, если помяли самолет?

Привет. Отдельный привет @monser

Поскольку во время пандемии работы у нас, ВНЕЗАПНО, стало даже больше, постов некоторое время не было.

Сегодня мы поговорим о том, что делать, если самолет был каким-то образом помят, поцарапан, или, не дай Б-г, пробит.

Для начала, разберемся в причинах повреждения самолета таким жЭстоким способом.

Во-первых, чаще всего самолет получает физические повреждения от ударов птиц, либо после попадания в град.

Во-вторых, можно запросто забодать самолет стремянкой/трапом/машиной для кейтеринга/другим самолетом(нужное подчеркнуть) если недостаточно активно вертеть головой по сторонам(ну или наоборот, излишне активно, но бесцельно)

Когда-то я уже рассказывал, о том, какие инспекции нужно выполнить после столкновения с птицами. Итак, представим что мы нашли вмятину где-нибудь на передней кромке крыла(наиболее распространенный вариант).

Что делать, если помяли самолет? Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Структура, Ремонт, Мат, Длиннопост

Списывать самолет нам при этом, конечно же, не надо. Мы просто открываем замечательный документ, под названием Structure Repair Manual(SRM), в котором описаны допустимые повреждения самолетного "тела" и способы ремонта недопустимых повреждений.

Немного об SRM:

Документ этот имеет довольно простую и понятную структуру и состоит из блок-схем(как на информатике в 7 классе) и графиков чуть более,чем наполовину. Остальная половина - текст и иллюстрации как в упоминаемом в других постах АММ.

К сожалению, в открытом доступе этого документа нет, поэтому постараюсь описать все простыми словами.

Аналогично другим документам, SRM состоит из глав, соответствующих различным частям самолета: фюзеляж, крыло, двери и так далее. Кроме того, есть глава содержащая общие положения о том, как оценивать повреждения. Далее, каждая глава содержит общие сведения для идентификации, потом допустимые повреждения, потом ремонт. Затем идут периодические инспекции, если таковых требует ремонт или допустимое повреждение. Identification - Allowable damage - Repairs - Inspections. Логика действий прослеживается замечательно: определись о чем речь, проверь допустимо ли повреждение, если нет - отремонтируй, назначь периодические инспекции.

Несмотря на кажущуюся простоту алгоритма, работа с SRM в среде техноты считается высочайшим классом, а люди, умеющие им пользоваться очень ценятся. А просто все будет выглядеть потому, что я максимально упрощаю всю процедуру для понятности.

Итак, обнаружив повреждение на предкрылке, мы вооружаемся линейкой, глубиномером

Что делать, если помяли самолет? Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Структура, Ремонт, Мат, Длиннопост

И терпением. Первое что необходимо сделать - замерить повреждение. Дальше начинаются интересности. Мы не начнем оценку повреждения с главы, где описаны повреждения крыла. Мы начнем ее с общей главы, на предмет соответствия критерию "Negligible damage", то есть пренебрежимое повреждение. Для этого нам необходимо знать глубину вмятины, ее ширину и длину и расстояние от центра вмятины до ближайших элементов внутренней структуры(их найти нам помогает раздел Identifications и ряды видимых заклепок).

Для того, чтобы вмятина оказалась пренебрежимой, птице нужно ударить в самолет так, чтобы соотношение радиуса к глубине вмятины было больше или равно 25, края вмятины были гладкими и не появилось трещин в обшивке. Ну, и еще глубина получившейся вмятины была меньше 0,1мм, а прицеливаться нужно в область, где толщина обшивки не больше 4 мм.

Поскольку птица имеет не слишком много мозгов, силы рассчитывает плохо и мнет глубже чем надо. Тогда мы обращаемся к разделу Allowable Damage и читаем блок схему. Здесь для каждого участка нюансы могут быть свои, но в первую очередь документ предложит сделать предварительную оценку и отправить самолет в рейс(на случай если компания, базирующаяся в Домодедово поймала птицу в Саратове, например, и 150 пассажиров хотят Саратов срочно покинуть). В таких случаях вмятина осматривается на трещины, опционально заклеивается так любимым пассажирами алюминиевым скотчем и все это дело получает статус временного ремонта на 1 цикл взлет-посадка. По прилету на базу процедура оценки начнется заново.

Что делать, если помяли самолет? Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Структура, Ремонт, Мат, Длиннопост

Итак, мы продолжаем оценивать вмятину на предкрылке. Самым главным критерием допустимости этой вмятины будет ее глубина и соотношения поперечных размеров к глубине.Обычно устанавливается правило, например размер вмятины не должен превышать 30 ее глубин в ширину. Охуенно внятно объяснил, да.

На предкрылках вмятина обычно заполняется эпоксидной смолой для восстановления аэродинамического профиля и так отправляется летать.

Если параметры вмятины выходят за все допустимые пределы, тогда в дело идет раздел Repairs. Ремонты разделены по размеру изначального повреждения.

Все ремонты разделяются на три категории:

A - постоянный ремонт, отремонтировал и забыл. К этой категории ремонта относятся все Negligible Damage, и, ВНЕЗАПНО, допустимые повреждения, даже если мы их только инспектировали

B - постоянный ремонт, который требует периодических инспекций из раздела Inspections

C - временный ремонт, который должен быть заменен на постоянный. Всегда ограничен наработкой в часах или циклах.

Если же даже подходящего ремонта не находится, то

Что делать, если помяли самолет? Гражданская авиация, Авиация, Самолет, Структура, Ремонт, Мат, Длиннопост

На самом деле не совсем. Если повреждение не лезет ни в какие рамки SRM, то оформляется вопрос производителю. И целый инженерный отдел Боинга или Эмбраера или Аэрбаса нисходит до простого российского авиатехника и присылает через пару суток полноценные инструкции для вполне конкретной рабочей ситуации.

На этом пост закончу. Тема на самом деле огромного объема, обучение тонкостям занимает месяцы, все очень трудно вместить.

Надеюсь хоть что-то было понятно.


Следующий пост хотелось бы сделать в формате вопрос-ответ. Так что, если у вас есть какой-то вопрос, задавайте его в комментах с пометкой, скажем "!вопрос:" и я буду отвечать на него развернуто.

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу