Серия «Вокзалы России и СССР»

4

Вокзалы России и СССР #2. Санкт-Михель (Миккели), Российская империя, Санкт-Михельская губерния

Город Санкт-Михель (Миккели) возник в результате окончания русско-шведской войны 1809 года и присоединения Финляндии к России в качестве Великого княжества Финляндского. Он был основан 7 марта 1838 года по указу императора Николая I. В Российской империи город был центром Санкт-Михельской губернии до 1917 года.

Теперь, собственно, про станцию Санкт-Михель.

Проект здания вокзала в Миккели был утверждён Сенатом Финляндии 16 марта 1888 года. Как и остальные вокзалы на железной дороге Саво, он был построен по образцу вокзалов на линиях Вааса и Оулу. Строительство было завершено в 1889 году и 1 октября станция приняла первых пассажиров.

Станция Миккели в 1905 году.

Станция Миккели в 1905 году.

В южной части железнодорожной станции находилось паровозное депо, в котором при максимальной загрузке, могли разместиться десять локомотивов. К западу от здания вокзала находится жилой дом для железнодорожников, построенный в 1922 году, а также временная станция времён войны.

Во время Второй мировой войны в городе находилась ставка Карла Маннергейма. В наши дни на станции в качестве музейного экспоната представлен штабной вагон маршала, в котором он в качестве гостя принимал Гитлера в 1942 году.

Рукопожатие Гитлера и Маннергейма на фоне штабного вагона. 1942 год.

Рукопожатие Гитлера и Маннергейма на фоне штабного вагона. 1942 год.

Маннергейм принимает поздравления с 75 летием в своем штабном вагоне на станции Миккели. 1942 год.

Маннергейм принимает поздравления с 75 летием в своем штабном вагоне на станции Миккели. 1942 год.

Не смотря на сильные бомбардировки города, станция продолжала функционировать.

Эшелон с техникой на станции Миккели. 1943 год.

Эшелон с техникой на станции Миккели. 1943 год.

К сожалению, фотографий станции в конце 19/начале 20 века найти практически не удалось, поэтому ниже фото того, как выглядит станция в наши дни.

Показать полностью 8
17

Вокзалы России и СССР #1. Екатеринбург/Свердловск/Екатеринбург

Железнодорожный вокзал как архитектурный объект является ключевым элементом транспортной инфраструктуры и визитной карточкой любого крупного города. История вокзалов России и СССР тесно переплетена с экономическим развитием, инженерной мыслью и культурным наследием страны.

У меня давно витала идея создать серию материалов, посвященных архитектурным особенностям, историческому значению и роли крупнейших железнодорожных вокзалов нашей страны в прошлом и настоящем. Начну, пожалуй, с Екатеринбурга.

Первое здание вокзала Пермской железной дороги было построено в 1878 году при строительстве самой станции.

Здание первого вокзала в 1895 и 1902 годах.

Новое здание железнодорожного вокзала было построено в стиле модерн рядом с прежним по проекту К. Т. Бабыкина. Здание вокзала строилось 7 лет и открылось 1 июня 1914 года и впоследствии неоднократно перестраивалось. По замыслу архитектора, вокзал должен был подчеркнуть растущую промышленную мощь Урала и его центра - Екатеринбурга. Здание в модернистско-функциональном стиле было простым и строгим, но при этом представляло собой сложное в инженерном отношении сооружение. Поскольку станционные пути проходили по насыпи, был проложен тоннель. Со стороны привокзальной площади здание имело высокий этаж, а со стороны перрона - два низких.

Новый вокзал Екатеринбурга в 1915 и 1918 годах. На первом фото позади здания хорошо видно железнодорожную насыпь.

Одним из первых пассажиров нового вокзала был Григорий Распутин. В июне 1914 года он сопровождал фрейлину императрицы Анну Вырубову. Та должна была поклониться мощам праведного Симеона Верхотурского, а Григорий Распутин, фаворит императрицы, еще в 1890-х годах жил и учился в Верхотурье грамоте, так что знал туда дорогу.

До 1924 года екатеринбургский вокзал назывался «Екатеринбург-1». Затем его переименовали в «Свердловск», сразу после того как и сам Екатеринбург стал Свердловском. А спустя еще четыре года его стали называть уже «Свердловск-Пассажирский».

В 1936-1939 здание вокзала было реконструировано по проекту Г. П. Валенкова - был надстроен второй этаж, по фасаду появилась монументальная колоннада.

Фрагмент вокзала в 1938 году.

Фрагмент вокзала в 1938 году.

Вокзал Свердловск-Пассажирский в 1947 году.

Вокзал Свердловск-Пассажирский в 1947 году.

В 1962 году железнодорожный вокзал Екатеринбурга стал еще больше: по бокам пристроили два прохода, удлинили пешеходный тоннель.

Привокзальная площадь. 1978 год.

Привокзальная площадь. 1978 год.

В 1990-е годы к западному крылу вокзала пристроили ещё одно здание, сдано в эксплуатацию в 1995 году, выполненное в современных архитектурных формах по проекту В. Р. Рабиновича и У. Ютгоф.

Строительство нового (третьего) здания железнодорожного вокзала. Вид с путей. 1992 год.

Строительство нового (третьего) здания железнодорожного вокзала. Вид с путей. 1992 год.

Второе и третье (слева) здания вокзала в 2000 году.

Второе и третье (слева) здания вокзала в 2000 году.

В 2010 году вокзал переименовали, и он стал называться «Екатеринбург-Пассажирский», а в 2017-м отреставрировали в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года.

Вокзал Екатеринбург-Пассажирский в наши дни.

Показать полностью 11
Отличная работа, все прочитано!