Серия «Gear»

11

Колхозный фонарик на мотошлем, v2.0

Сама идея была нагло подсмотрена у Noado в этом трипе, хотя и напрашивалась уже давно. Есть у меня и ручной фонарь, и налобник. Но в оффроудных замесах, использование и того и другого - не очень удобно. Ручной занимает.... руки. А для использования налобника нужно снимать шлем. Да, можно повесить Г-образник на передний карман - он куда-то посветит, но, в основном, не туда, куда нужно. За поворотом головы не следит, слепит коллегам в глаза, и под ноги светить тоже не выходит.

Задача: не снимая шлем, подсвечивать местность вокруг себя на ~10 метров, чтобы не спотыкаться о кочки, с автономностью в несколько часов (период от наступления темноты, до разбития лагеря).

@Noado для себя распечатал на 3D принтере крепление для своего полноразмерного Г-образного налобника, которое устанавливается в базу для GoPro на подбородке flip-up шлема. Кстати, статью о такой доработке я у него не нашел (что, имхо, упущение).

Я же немного переработал для себя эту концепцию.

Во-первых, у меня есть убежденность, что лучший фонарь тот, который ты не забыл дома не забыл пристегнуть к шлему. Потому что иногда подсветка нужна спонтанно. Поэтому фонарь должен быть настолько комфортным по весу и размеру, что его не обязательно снимать вовсе.

Во-вторых, местоположение фонаря должно быть боковым, с противоположной стороны от гарнитуры. Потому что у меня несколько шлемов, среди которых есть открытые, и это самое универсальное положение в таком случае.

В-третьих, по этой же причине фонарь должен оставаться быстросъемным.

И начал я поиски с заводских решений. Спойлер - нашел, но качество света и исполнение меня не очень устроило. Напишу об этом девайсе в другой раз (+ еще потестирую в боевой обстановке).

Поэтому решил заколхозить сам. За быстросъемной основой далеко ходить не надо - крепления для GoPro показали себя великолепно. Осталось найти качественный фонарь как основу. И вот тут я немного забуксовал. Мои требования были такими:

  1. Простое, кондовое, на компактном съемном литиевом элементе питания. Вариант полноразмерного фонаря на 18650 - сразу нет.

  2. Широкая TIR - оптика. Потому что если и делать фонарь самому, то он должен светить согласно ТЗ. Фонарь для ближней дистанции должен светить широко, чтобы минимизировать необходимость подстройки его положения.

  3. Почему-то я видел обязательное наличие хвостовой кнопки (спойлер - вообще не обязательно).

Из адекватных вариантов на Алиэкспресс нашелся только Convoy T5 c 60-градусной TIR и элементом питания 14500 (литиевый аналог AA). Заказал на светодиоде LH351D 4000K, с батарейкой Vapcell F12 1250mAh в комплекте. Не буду подробно расписывать - адекватный фонарь с адекватными режимами, которые можно немного настроить.

Там же на Али заказан велосипедный кронштейн для GoPrо.

Кронштейн был попилен, и я собрал прототип v1.0, который я тут не буду показывать. Я разместил фонарь супротив основания для GoPro, на поворотном основании, и габариты этой сборки меня совсем не устроили. Было понятно, что надо фонарь размещать под креплением, и прижимать его ближе к шлему, иначе выходит какая-то шляпа.

Переосмыслил конструкцию. Достал стандартную фиксированную площадку GoPro и приобрел вот такую проушину М5х41х5,5 из нержавейки.

Сделал прототип v1.1, который был уже вполне успешен. Думаю, за конструкцию пояснять не надо - все очевидно из фотографий. Лишнее пустое пространство между пластинами крепления заполнил шайбами, которые сделал из подобного же лишнего крепления.

Светит эта конструкция примерно вот так. Дистанция 5,5 метров:

Вышло неплохо. Откатал тестовый выезд в лес. Фонарик отработал прекрасно. Свет отличный, очень широкий. Но... все-таки конструкция слишком громоздкая для постоянного ношения. По весу - более-менее, 85 грамм. Но на постоянку его таскать все равно не хочется. Несмотря на компактный элемент питания, сам фонарь относительно батарейки - огромный. Это вообще "болезнь" всех "конвоев" - они весьма кондовые. Стенка - почти 2мм! Это очень много.

И если для ручного фонаря это надежность, то на шлеме - излишество. И этот пресловутый "tail switch" добавляет лишнего веса, и ощутимо увеличивает габарит. Удобно, но это того не стоит.

И тут меня осенило. "От добра добра не ищут", так ведь? Я же недавно буквально обозревал свой летний карманный фонарь. Цилиндрический, суперкомпактный, на TIR...

Докупаем кабельную пластиковую скобу 16 мм. Точнее, пачку 50шт, 49шт останутся про запас)

Клипсу - долой. Немного суперклея, чтобы корпус фонаря не вертелся в скобе (теперь это важно, иначе кнопка включения будет переезжать каждый раз в новое место). Хренак-хренак, и в продакшн.

v2.0 получилась очень близко к тому, что я представлял в своей голове. Вопреки моим опасениям, пользоваться кнопкой включения удобно. 41 грамм. Незаметен. Думаю, что габариты минимальные для данной базы, кроить больше негде. Как светит, и все остальные характеристики можно посмотреть здесь.

Надеюсь, был полезен. С уважением...

Показать полностью 25
9

Olight Baton 4 - маленький и очень яркий

Настроение писать про интересные железки. Завелся у нас не так давно новый фонарик - Olight Baton 4. Есть что про него рассказать.

Фонарь бывает в двух комплектациях. Premium Edition - в комплекте с фонарём идет зарядный футляр, со встроенной несъемной батарейкой 5000 mAh.

Источник: <!--noindex--><a href=olightstore.com">

Источник: olightstore.com

Это могло бы быть интересным решением, но Олайт тут все запорол, ну либо «оставил на вырост». Последнее кажется более логичным. Ну, камон, сюда прямо просится крепкая (а не торчащая) крышка - слайдер с полупрозрачным рассеивателем (для заливного света в кемпинге), принудительная фиксация фонаря внутри, и какая-нибудь клипса на футляре, как на рации. Это было бы практично - два фонаря в одном.

В текущей же реализации - это просто скользкий обмылок наподобие футляра от AirPods. Да, из него можно светить, откинув крышку, и даже плавно менять яркость (зачем?), но выглядит это все крайне нелепо.

Источник: <!--noindex--><a href=olightstore.de">

Источник: olightstore.de

Также не понятен мотив делать несъемную батарейку внутри футляра. Всем и так понятно, что там внутри обычный элемент 21700. Стойкое впечатление, что даже не старались развить прикольную идею. Маркетинг-с.

Ну а для простой подзарядки проще взять с собой миниатюрный шнурок с магнитной таблеткой, и заряжаться от powerbank, который такого же размера, как и этот бокс, но при этом большей емкости. Так что решено было приобрести обычную версию:

Источник: <!--noindex--><a href=olight.bg">

Источник: olight.bg

Краткий гайд и основные ТТХ:

Все заявленные характеристики и мануал в PDF можно посмотреть по ссылке.

Комплектация. Отбросив картонную коробку и макулатуру, в сухом остатке у нас остается сам фонарь с кастомным элементом питания 16340 на 650mAh, шнурок USB c магнитной зарядкой-таблеткой, и странного размера замшевый чехол. Запасных орингов в комплект не положили.

Про размеры. Фонарь построен на самом компактном из распространенных литиевых элементов – 16340, или CR123A. В сравнении c полноразмерным фонарем на 18650 – примерно в два раза меньше и легче.

Сразу про питание – несмотря на стандартный типоразмер 16340, батарейка «своя» (артикул ORB-163C06), и стандартные элементы 16340 или CR123A – не подходят. Дело в том, что для обеспечения функционирования магнитной зарядки, на батарее плюс и минус выведены на одну сторону. Запасные фирменные элементы доступны в продаже, цена стандартная, но кому-то это может быть принципиально.

Ну и про зарядку – в комплекте отличная магнитная 1-амперная зарядка, которая заряжает фонарь примерно за 1 час. Благодаря своей площади и удачному расположению в торце - не склонна к отваливанию, контакт выглядит надежным. Единственный минус такой системы – надо следить, чтобы на торец фонаря не налипала металлическая стружка и песок - в торце находится мощный магнит.

Переходим к экстерьеру.

Фонарь выполнен из алюминия, с очень цепкой и агрессивной накаткой на корпусе. Это сильно облегчает удерживание небольшого фонаря, который не получается надежно зажать в кулаке, как полноразмерный фонарь. Самый удобный хват – зажав между большим и указательным пальцем.

Покрытие… ну, облезают все фонари, но есть подозрение, что здесь покрытие не очень качественное. На моих глазах зажим клипсы снял с фонаря целый лоскут в пару мм, как шелуху с орешка. Ранее такого не наблюдал.

Клипса – длиной почти с сам фонарь, глубокой посадки, двухсторонняя, зафиксирована от вращения в своем пазу на корпусе. Не переставляется. На фонаре держится очень крепко. Рабочая часть – гибкая и упругая. Небольшой вес и габарит позволяет использовать фонарь в качестве "кепочного", аварийного налобника.

Боковая кнопка включения находится с противоположной стороны клипсы. Кнопка металлическая, калибра 7,62мм (без шуток), немного утоплена в борт, т.е. об стол или иную плоскую поверхность фонарь не включается. Клик мягкий и четкий. Электронная блокировка кнопки включения также присутствует.

На ободке кнопки, с двух сторон, находятся индикаторы включённого режима и уровня заряда АКБ, соответственно. Это новая фишка Olight. Забегая вперед – весьма простая и удобная вещь, которая просилась уже давно. О ней – немного позже.

В голове фонаря установлена прозрачная вогнутая TIR-линза, обрамленная неглубоким безелем (всего 0,92мм).

Впрочем, любой безель не спасает от затирания и царапин на пластиковой линзе. Это болезнь многих современных фонарей, не закрытых минеральным стеклом. Этот фонарь – не исключение.

На жопе фонаря – контакты для присоединения магнитной зарядки, и, собсно, сам магнит, который позволяет прилеплять фонарь на металлические поверхности.

На контактах есть постоянное напряжение. Если на батарее напряжение 3,72v, то на этих контактах 2,42v, причем центральный контакт – это полностью изолированный от корпуса минус, а плюс идет по корпусу фонаря. По этой же причине и не работают обычные батарейки. Интересное решение.

Полезли внутрь.

Фонарь не имеет тейлкэпа (задней крышки), и открывается откручиванием головы от цельного корпуса.

Резьба качественная, вслепую попадает отлично, после страгивания трение по резьбе минимальное. Процедура замены батарейки вообще одна из самых приятных, несмотря на нестандартную конструкцию.

Контактные пружины – с двух сторон. Правда, с родными аккумуляторами это не имеет особого значения. Фишка с обесточиванием фонарика по небольшому приоткручиванию корпуса, здесь, очевидно, не работает – оба контакта батареи выведены в сторону головы, и для обесточивания мне потребовалось открутить голову на полтора оборота. Да, фонарик при этом еще не разбирается, но выглядит хлипко – не вариант. Соответственно, резьба тоже не анодирована, и это логично. Для блокировки кнопки включения по-хорошему необходимо пользоваться электронным режимом блокировки, либо вытаскивать батарейку целиком.

По режимам и функциям.

Здесь, конечно же, классическое управление Olight, к которому у меня вообще нет вопросов. По сравнению со старыми фонарями, режимы перебираются быстро и плавно. Плавный розжиг присутствует. Коротко по управлению:

Всего 5 режимов - три основных + турбо + мунлайт. Включение и выключение фонаря происходит коротким нажатием, включается последний запомненный режим. Долгое нажатие во включенном состоянии - простая карусель режимов LOW > MED > HIGH > LOW... Изменение яркости плавное. Турбо в карусели нет - включается двойным кликом из любого состояния, по повторному двойному клику в последний режим не возвращается и остается в ТУРБО (проверяя это я прожёг себе толстовку). Светлячок (мунлайт) можно включить только из выключенного состояния, зажав кнопку от 1 до 2сек. По тройному нажатию включается стробоскоп. Турбо и строб не запоминается как последний режим, а вот мунлайт сохраняется. Память режимов - энергозависимая, и сбрасывается при отключении батареи.

Также в фонаре есть режим автоотключения по таймеру на 3 и 9 минут – двойной нажатие + долгое нажатие.

Текущий режим свечения отображается на индикаторе режима около 3-4 сек после каждого нажатия кнопки включения. Турбо отображается последовательным морганием сегментов индикатора (в инструкции об этом сказано весьма замысловато). Выглядит как излишество, но в реале - очень удобно. В зависимости от условий внешнего освещения, не всегда можно понять по яркости свечения, какой сейчас режим установлен. И часто приходится делать лишний круг карусели для выбора нужного режима, например, когда не осознал, что уже максимум, и пытаешься включить еще поярче. Жиза. Индикатор просто снижает это количество лишних переборов. Можно сравнить с индикатором включенной передачи на мотоцикле, от которого 99% всей пользы – указать, что уже верхняя передача, и выше уже некуда. Удобно, минусов нет.

Индикатор заряда АКБ работает по тому же алгоритму – свечение ~3-4сек после каждого нажатия. Индикатор заряда (и только он) загорается в том числе и при нажатии на кнопку питания в заблокированном состоянии. Между тем, режим блокировки включается зажатием кнопки на >2сек из выключенного состояния (как только погаснет мунлайт), а выключается зажатием на >1сек, и фонарь сразу зажигается, всегда с мунлайта после блокировки.

Индикатор заряда имеет 4 режима отображения напряжения, что более чем достаточно.

Длительность и степдаун.

Немного расшифрую:

В TURBO лупит 1300 люмен 1,5 минуты, затем снижение до 600лм еще на 2,5 минуты, затем понижает до 300лм, и уже светит до конца 1час 13минут.

В HIGH светит 600 люмен 7 минут, затем снижение до 300лм еще на 1час и 12мин, затем догорает на 60лм еще 16мин.

Остальное режимы очевидны. Длительность свечения подобрана грамотно, все режимы максимально юзабильные. Мунлайт меньше люмена и светит вечность, низкий светит полтора суток, средний светит всю ночь, максимальный и турбо – час с копейками. Я считаю, что каждый режим в каждом фонаре должен в первую очередь отталкиваться от емкости батареи и длительности свечения, и быть в балансе с общепринятыми цифрами. Грубо говоря, в максимальном режиме фонарь обеспечивает свет на час-два, а в среднем - минимум одну ночь. И в любом хорошем фонаре цифры если и будут отличаться, то порядок будет примерно такой же.

По свету.

Заявлен холодный свет 5700-7000K, CRI 70, и дистанция 170м. Olight официально не указывает модель используемого светодиода.

По ощущениям – немного зеленит на слабых режимах. Это можно увидеть, но лично для меня такие нюансы света никогда не были каким-то важным фактором. Особенно при изолированном использовании, когда и сравнить-то не с чем.

Оптика слегка заигрывает с тактикульностью, и имитирует простой рефлектор, по сути. Имеется две зоны освещения – яркий, центральный, четко очерченный кружок среднего размера, и широкая зона боковой засветки. Только, в отличие от рефлектора, центральный круг всегда имеет четкие границы, и засвечен более равномерно. В общем-то, для карманного фонаря – универсальный вариант, который позволяет и в помещении посветить, и на природе лупануть подальше.

В помещении это выглядит так. До стены 5,5 метров. Зафиксирована выдержка, ISO, фокус "в бесконечность".

Заявленный стандарт водозащиты - IPX8, ударозащиты – до 1,5м.

ШИМ не видно и не слышно.

Моё взвешивание и промерка:

Фонарь с клипсой: 34,5 г

Фонарь с клипсой + АКБ: 53,2 г

Длина: 62,95 мм

Диаметр по голове: 21,05 мм

Самая широкая часть (по клипсе и кнопке включения): 28,8 мм

Вывод.

Фонарик в компактном форм-факторе, но при этом может посветить как «взрослый». Максимальная яркость и оптика позволяют комфортное применение на открытом воздухе, и язык не поворачивается назвать его сугубо городским вариантом. Но надо понимать и осознавать его ограничения, связанные с емкостью батареи. Если вы планируете носить фонарь в рюкзаке, или возить в машине – лучше полноразмерный вариант на 18650 (или больше). Вы ничего не потеряете, но выиграете как минимум в длительности свечения. Но как аварийный вариант, фонарь на кармане для EDC, для лета, для эпизодического использования – он очень хорош. Потому что любой фонарь лучше того, который вы забыли дома. Ну и Olight в принципе не делает плохих фонарей, имхо.

Положительные моменты:

  1. Компактный размер. И это не только про формат питания. Фонарь пытались сделать максимально компактным, и это видно.

  2. Качество исполнения и эргономика. Придраться просто не к чему. Особенно хочется отметить накатку, которая на первый взгляд излишне агрессивная, но именно она помогает надежно удерживать фонарик, в котором и держаться особо не за что.

  3. Магнит в торце для прилепливания к металлическим поверхностям.

  4. Яркий для своих размеров, сбалансированные режимы.

  5. Клипса функциональна и надежно зафиксирована.

  6. Есть магнитная зарядка.

Что может не понравиться:

  1. Проприетарная батарейка.

  2. Отсутствие запасных О-рингов.

  3. TIR-линза не защищена. Это свойственно для многих современных фонарей, но от топового бренда ожидаешь большего.

Стоит ли покупать?

Если хотите качественную вещь от известного бренда, но полноразмерные фонари вам не подходят – да. По крайней мере, у меня есть полное понимание, за что я заплатил. Технологичность - присутствует.

Надеюсь, был полезен. С уважением...

Показать полностью 25
25

Доработка фонарика FOLOMOV EDC C2 за три копейки

В продолжение выстрелившего (нет :) поста про самый маленький настоящий фонарик.

Как я там отмечал, разрабы не укомплектовали фонарь магнитной крышкой, которая позволяет прилеплять фонарик к различным металлическим поверхностям, дабы освободить руки для какой-то работы. Самый банальный пример - долив омывайки под капотом автомобиля, или замена пробитого колеса.

Это странное решение, потому что магнит в крышке - это уже золотой стандарт EDC. Мое предположение, что это сделано ради рекордно низких показателей размера и веса. Довольно нелепо - фонарик весит всего 24 г, и даже самый тончайший магнит способен обеспечить данную функцию, и это увеличило бы его длину всего на 1 - 1,5 мм, а вес на 1 - 2 г.

Не скажу, что после месяца эксплуатации мне как-то был жизненно необходим магнит на этом фонаре, но все же фишка полезная. Во всех моих других фонариках магнит уже был встроен "из коробки", и часто это выручало.

И вот у меня загорелась лампочка над головой, и сильно зачесались руки. Когда-то я уже дорабатывал крышку подобным образом, но там я менял штатный слабый магнит на более мощный. И я решил попробовать применить данную методику и для этого фонарика.

Итак, из инструментов для работы мне потребовался штангенциркуль (1шт), шкурка средней зернистости (1шт) и смекалочка (1шт).

Откручиваем крышку.

Перед нами - стандартная конструкция, которая применяется на многих фонарях. Нижняя часть крышки не анодирована для обеспечения электрического контакта. Треугольная пружина вставляется в паз, а электрический контакт с корпусом фонаря происходит через торец трубки фонаря и верхний бортик этого паза (отмечено зеленым).

Paint - наше всё.

Paint - наше всё.

В вариантах крышек с магнитом - он располагается прямо под пружиной. Но у нас его нет. Однако, экспериментируя на другом фонаре с заменой магнита на более мощный (и габаритный), я пришел к выводу, что если поместить пружину над бортиком, то по сути ничего не изменится. Да, крышка будет недокручена на один виток, что вообще не принципиально. Самое главное, чтобы O-ring зашел под верхнюю часть крышки, на которой для этого специально отсутствует резьба. При этом контакт с торцом трубки фонаря будет обеспечивать сама пружина, в своих трех точках (отмечено зеленым) - этого более чем достаточно.

Бордовый - это магнит.

Бордовый - это магнит.

Этот фокус даёт нам возможность установить магнит, который будет выше на толщину пружины + высота бортика. А в нашем случае - это и есть всё пространство, которое нам доступно для установки магнита: 1,33 мм по высоте, и 14,9 мм в диаметре.

Ищем в интернете самый подходящий по размерам магнит - находим диск размером 15x1,2. Почти идеально.

Сила сцепления макс., кг 1.07

Cила сцепления на сдвиг макс., кг 0.54

Этого должно хватить.

Диаметр чуть больше необходимого, поэтому вооружаемся шкуркой.

Минут 10 работы, и диск отшлифован до приемлемых значений. Изи.

Все готово к установке. Листайте.

Накручиваем крышку - села без проблем. Что же по O-ring? В этом фонарике всё очень миниатюрное, и подогнано достаточно строго. O-ring обжался, но на доли миллиметра выглядывает из-под крышки.

Я уверен, что в таком положении колечко ни за что зацепиться не сможет, и функционал не страдает. Тем не менее, водозащитные свойства мы проверим.

Полчаса, полёт нормальный, все сухо.

Результат:

Но это еще не всё. Решил под шумок сделать полезный тюнинг EDC-фонаря с клипсой.

Во-первых, потому что могу. Во-вторых, потому что фонарик очень маленький и скользкий, и его не очень удобно держать в руке. Снизу пальцами всегда держишься за клипсу, а она грубовата и островата. Нет, подброшенный шелковый платок пополам не разрезает, как в к/ф "Телохранитель", но всё же. Добавить ей немного объема, да в пластик закатать - хорошая идея. Конструкция клипсы позволяет.

Использовал два магнита 10x6x2 мм (сила сцепления по 1,4 кг) и клеевую термоусадочную трубку ø 6 мм. Листайте.

Впервые применил клеевую термоусадку, а не обычную. Результат очень понравился - она гораздо толще и жестче. Ну и слой клея, само собой. Есть обоснованное подозрение, что ресурс до замены будет больше.

В реальных условиях магнит на клипсе используется мной не реже, чем на крышке. Вот, буквально, тот же день, когда я доработал фонарик - сразу реальная эксплуатация.

В багажнике мотоцикла

В багажнике мотоцикла "Урал" заводом-изготовителем лампочка не предусмотрена.

Что по весу? Фонарик потяжелел всего на 3,9 г. Имхо, это даже не стоит упоминания.

Но я все равно напомнил.

Но я все равно напомнил.

Ну и на финал - пара видео с более серьезным тестом, имитирующем столетний слой краски и ржавчины на металле. Имитировано на корпусе рабочего ПК.

Надеюсь, был полезен. С уважением...

Показать полностью 21 4
37

На темную сторону? Обзор суперкомпактного фонаря FOLOMOV EDC C2

Поциент.

Поциент.

Есть у меня хороший повседневный фонарик на элементе 18650. И налобник на такой же батарейке. Налобником пользуюсь постоянно - живет у меня в рюкзаке. А вот EDC фонарь что-то найти не могу, давно не видел. С чего бы? Он же е-ди-си, должен быть всегда на кармане. Да потому что жаркое лето, куртки остаются дома, а карман легких шорт он все-таки оттягивает. Как бы я этому не противился. Вот он и затерялся в куртке какой-то, в шкафу.

Еще в позапрошлом посте я утверждал, что фонарик на элементе 18650 достаточно компактен, универсален, и хорошо лежит в руке. Да и до сих пор считаю так. Но в том посте не раз высказывалось мнение, что батарея 18650 слишком большая для EDC. Уж не стал ли я заложником своих принципов?

Решил, что надо поменять свое мировоззрение, и для жаркого лета подыскать что-то более компактное - чтобы не тянуло карман. И, похоже, я нашел самый маленький фонарь на съемном цилиндрическом литиевом элементе питания. FOLOMOV EDC C2, Aliexpress, 1500р. Потрачено.

По найденной в сети информации, данная модель представлена в 2022. Тут стоит обратить внимание, что ранее выпускался совершенно другой фонарь под тем же названием.

Старая версия фонаря. Он немного крупнее. Источник: <!--noindex--><a href=http://www.folomov.com/">

Старая версия фонаря. Он немного крупнее. Источник: http://www.folomov.com/

Ну а наш фонарик поставляется в крохотной картонной коробке. На обратной стороне - основные режимы работы и массогабаритные характеристики.

Целых 525 люмен в Турбо для такой крохи - звучит интригующе.

Целых 525 люмен в Турбо для такой крохи - звучит интригующе.

Комплектация:

  1. Фонарь в блистерной упаковке.

  2. Клипса (уже установлена).

  3. АКБ Li-ion формата 14300 с портом для зарядки micro-USB, 520mAh (установлена).

  4. Короткий шнур USB - micro-USB.

  5. Два запасных O-ring.

  6. Бумажная инструкция.

Размер фонарика впечатляюще мал. Я даже как-то не ожидал, хотя это именно то, что я заказывал.

Фонарь на 18650 поистине огромен в сравнении...

Элементы питания: 14300, 16340, 18650.

Элементы питания: 14300, 16340, 18650.

Сразу хочу обратить внимание на батарейку - она "своя", не стандартного размера. Стандартные элементы - 14250, а наша на 5мм длиннее. Очевидно, это базовая батарейка 14250, к которой пристыковали контроллера заряда.

Я не нашел в открытой продаже именно 14300. В любом случае, не вижу проблем использовать элементы 14250 при необходимости. Профит в том, что после долгих лет эксплуатации фонарь не превращается в тыкву. Сменная батарея - это одно из главных моих требований. Я прохладно отношусь к встроенным элементам питания, потому что после выработки ресурса АКБ фонарик нужно вскрывать, искать подходящий по размеру элемент, паять, собирать обратно. Или просто покупать новый фонарь. Проблема не в деньгах, проблема в том, что ты привыкаешь к хорошим вещам.

По окончании зарядки индикатор изменит цвет на зеленый.

По окончании зарядки индикатор изменит цвет на зеленый.

Кидаем АКБ на зарядку, а сами принимаемся к осмотру экстерьера.

Фонарь выполнен из алюминия с анодированным покрытием, весь гладкий в круг, накатки нет нигде.

Оснащен продуманной глубокой клипсой - она съемная, но зафиксирована от вращения, в стиле последних фонарей Olight. Смотрится странно из-за масштабов фонаря, но на деле клипса правильного размера и жесткости, чтобы без проблем садиться на толстую ткань верхней одежды или штанов.

Такое решение с фиксированной клипсой помогает удерживать фонарик в руке и быстро находить кнопку включения - она ровно с противоположной стороны. Всего около 6мм в диаметре, резиновая, выступает над золотым ободком около 1мм. Об стол фонарь включается, т.е. механической защиты безелем как таковой нет. Но нужно учитывать размеры и вес фонаря - он экстремально легкий (24 г), а кнопка маленькая и весьма упругая, так что случайное нажатие маловероятно. А с такими размерами, думаю, реализация с утопленной кнопкой невозможна - её будет сложно продавить.

Ношение на кармане, конечно, вызывает дикий восторг. Не представляю такой одежды, где было бы нельзя его приткнуть. Не ощущается совсем, да и практически незаметен.

Благодаря очень низкому весу, фонарь действительно удобно использовать как аварийный "налобник" на козырьке кепки - не перевешивает, не падает.

Освободить руки, чтобы перегрузить что-то в темном гараже - запросто.

Освободить руки, чтобы перегрузить что-то в темном гараже - запросто.

С тяжелым фонарем такое тоже можно исполнить, но кепка постоянно норовит уйти в nosedive.

В голове фонаря установлена ячеистая TIR-линза, обрамленная нефункциональным золотым безелем. Он возвышается над пластиковой оптикой не более 1мм, и защитную функцию не выполняет.

Полезли внутрь. Откручиваем крышку (которая довольно скользкая).

Резьба анодирована и на фонаре, и на крышке. Это означает, что фонарь быстро обесточивается приоткручиванием крышки буквально на пару градусов. Не смазана. O-ring на месте.

Крышка без магнита, но есть вероятность, что получится установить самостоятельно. Пружина классическая, "треугольник".

Внутри плоский контакт, пружины нет. Это значит, что более короткие элементы питания могут не работать. Это не хорошо. Если бы это был рабочий налобник с огромным "пробегом", меня бы это точно бесило. В этом фонаре я пока что обхожусь единственной комплектной батареей.

О режимах и работе. Управление не самое плохое, но и не Olight. Фонарь включается коротким кликом - включается последний запомненный режим. Карусель режимов LOW > MED > HIGH > TURBO > LOW... - тоже коротким кликом. Выключение - удержание на 0,5 сек. Изменение яркости дискретное, никаких других фишек тоже нет. Moonlight можно включить только из выключенного состояния, зажав кнопку примерно на 0,5 сек. Мунлайт не запоминается как последний режим, а вот Турбо - запоминается. Это немного сглаживает не самое удобное управление. Как показала моя практика - самый частый сценарий использования ручного EDC фонаря - осмотреть что-то несколько секунд на максимальной яркости.

Режимы:

Память режимов энергозависимая, и сбрасывается при отключении АКБ.

Также есть три вида мерцания, которые включаются и переключаются в карусели по даблклику из любого состояния: стробоскоп > сигнал SOS > маячок. Полезным, чисто теоретически, я вижу здесь только маячок - он плавно загорается и гаснет на ~1 сек, с интервалом в ~5 сек. Ну я не знаю, оставить ночью на палатке, пока в лес "на дальняк" пошел, чтобы с курса не сбиться. На режимах мерцания памяти нет - карусель всегда начинается с выпиливавшего стробоскопа.

Есть режим электронной блокировки кнопки включения, но реализация достаточно дурная. Пожалуй, самая непроработанная часть во всем фонаре. Включается по тройному клику, при этом фонарик три раза моргает, причем, похоже, что в Турбо режиме. Если вы в этот момент смотрите в направлении оптики - зайчики у вас точно побегут. Нажатие на кнопку включения в то время, пока включена блокировка, также порождает три таких же очень ярких (максимально ярких!) сигнала светодиодом. Наученный опытом, я отвернул фонарик в сторону - отражение от шкафа все равно ослепило мне глаза. Не очень понимаю, зачем так делать. Выключение блокировки - тоже 3 клика. Фонарик моргает выпиливающим светом 1 раз, но при этом сам не включается - надо еще раз нажать на кнопку. Супер-странно. Если я снимаю блокировку, то я хочу включить фонарь - это же очевидно, нет?

Графики стабилизации и степдауны (снижение яркости для защиты от перегрева) в инструкции не обозначены, а замерять "на глаз" я не буду, да и не всем нужны такие подробности. Однако, кому интересно, в сети есть подробный обзор с замерами (eng). Если законспектировать - Турбо честно отрабатывает ~3 минуты, затем яркость резко падает до уровня ~220 лм и удерживается на уровне еще ~25 минут, а затем уже начинается линейное снижение до разряда АКБ. То есть какая-никакая стабилизация в Турбо имеется. Интересно, что режим High работает иначе - по всей видимости, он не регулируется, и яркость все время плавно снижается. Максимальная температура фонаря - 45 °C. Емкость АКБ по замерами 450mAh. Автор отмечает, что присутствует защита от низкого напряжения, однако, не уточняет, где это реализовано - на самом фонаре, или на АКБ. Я подозреваю, что всё же на АКБ. Еще автор отметил довольно высокий ток саморазряда - 0,135mA, и рекомендует приоткручивать крышку при длительном хранении.

От себя еще могу добавить, что на Турбо режиме голова нагревается непривычно быстро, почти моментально.

По свету. По температуре свет нейтрально-прохладный. Автор обзора по ссылке выше намерял 5500 - 6000 К, это прям "полдень". Мне комфортно.

Несколько фотографий. Зафиксирована выдержка, ISO, фокус "в бесконечность".

Цветопередача на снимках примерно соответствует реальности. До освещаемой стены 5,5 метров.

Листайте "карусель".

TIR-линза даёт комфортный широкий луч без выраженного хотспота. Однако, ширина боковой засветки не самая большая. В Еноте - шире. Это вполне логично - аккумулятор очень маленький, режимы не яркие, и чтобы освещённость была в балансе - оптика компромиссная. Для ручного фонаря - это нормально.

Также на глаз еле-еле заметна некоторая неравномерность в освещении. Очень сложно указать пальцем - где именно, но какое-то легкое ощущение присутствует. Мне кажется, это артефакт очень маленькой линзы. Диаметр очень мал, однако ячейки (соты), кажется, стандартного размера, и их немного. Возможно, из-за этого по краям линзы возникает некоторая неравномерность. В реальном использовании это не мешает.

Водозащита заявлена IPX8. По крышке точно не течет, это проверял сам.

ШИМ слышно на некоторых режимах, если фонарик приложить непосредственно к уху. Сантиметров на 15 отодвинуть - тишина. В варианте "на кепке" тоже не слышно. Поэтому в реальной эксплуатации это значения не имеет.

На глаз мерцаний не выявлено, утомляемости глаз не чувствовал.

Моё взвешивание:

Вся коробка с содержимым: 46,3 г

Фонарь с клипсой: 12,5 г

Фонарь с клипсой + АКБ: 24,1 г

Вывод. Я получил именно то, что хотел - городской летний фонарь для эпизодического использования, который не тянет карман легких штанов. Мощности хватает для всего, свет достаточно широкий и комфортный. Лучший вариант в качестве "кепочного" фонаря, если нужно временно освободить руки. Управление - не мое любимое, но и не самое плохое.

Да, время работы ограничено. Но пока что, за 3 недели использования, еще не было ситуаций, когда я бы его полностью высаживал.

Да, в путешествие, или в мотокуртку я скорее всего возьму "большой" фонарь на 18650. Потому что могут быть ситуации, когда света нужно не (только) много, но еще и долго. Банально - поломка, прокол...

К тому же, о чем я не упоминал в самом посте - ощущения от использования такого маленького фонаря очень странные. Ну, попробуйте взять в руки сигарету или колпачок от ручки и ей "посветить". Не очень ухватисто, не очень эргономично. Особенно в перчатках. Так что такой маленький девайс полноценный фонарь не заменит, но очень хорошо дополнит. А для использования в городе, в ситуациях типа "осмотреть каршеринг" - отличный вариант.

Положительные моменты:

  1. Компактнее фонаря на съемном Li-ion элементе питания я не видел. Вполне вероятно, что это самый маленький такой фонарь в мире на данный момент. Если знаете конкурентов - пишите в комментах.

  2. Качественное исполнение и эргономика. В фонаре не очень много деталей, но те что есть, клипса, кнопка - сделаны хорошо.

  3. Батарейка со встроенным портом для зарядки - очень неплохой компромисс между надежностью и удобством. Фонарь не уродуется ненадежными портами для зарядки. Проприетарные магнитные разъемы повышают цену устройства и требуют постоянно таскать с собой уникальный провод. В случае с зарядкой в батарее - страдает только копеечный О-ринг от повышенного износа.

  4. Заявлена водозащита IPX8. Это нормально для хороших фонарей.

Что могло бы быть лучше:

  1. Управление. По типу Olight - для меня стандарт.

  2. Безель оптики. Его просто нет. Миллиметра 3 - не сыграло бы никакой роли в удобстве ношения, но защитило бы пластик линзы от повреждений. Такое ощущения, что пытались побить рекорд в габаритах ценой всего.

  3. Магнитная жопа. Аналогично. Кому-то нужно, кому-то нет. Но проще вынуть магнит, чем впихнуть невпихумое. Причем, в предыдущей версии фонаря (которая называется так же, буквально) магнит был. Похоже, мотивация была такая же - выиграть пару миллиметров.

  4. Выпустить в продажу батарейку отдельно, т.к. прямых аналогов пока нет. То что батарейка не совсем стандартная, это норма. Сто лет уже уже существуют "длинные" и "короткие" элементы 18650, и разные фонари по-разному их переваривают. У Olight тоже своя батарейка, чтобы работала магнитная зарядка. Но всё это можно купить.

Стоит ли покупать?

Это вещь, которая чисто конструктивно может прослужить вам десяток лет, по цене пол-бака бензина легкового автомобиля. Да, однозначно, стоит.

Надеюсь, был полезен. С уважением...

Показать полностью 25
25

Обзор новой версии "народного фонаря" - Яркий Луч LH-700 Enot Pro Accu

Попала ко мне в руки новая версия налобного Г-образного фонаря, которая теперь называется LH-700 Enot Pro. Несмотря на 'Pro' в названии, фонарь все еще находится в линейке бытовых приборов компании, и на сайте YLP модель не представлена. Это может означать, что позиционирование и ценообразование не изменится, и цена будет адекватна. Что, собственно, и подтвердилось по факту - фонарь я купил на 400 руб дороже "младшего брата" LH-500.

Приведу сразу основные заявленные характеристики:

Кто хочет почитать полную инструкцию, ссылка на PDF: <!--noindex--><a href=https://drive.google.com/file/d/1UfTZDW7AF59DxAudmll-w8-61gD...">

Кто хочет почитать полную инструкцию, ссылка на PDF: https://drive.google.com/file/d/1UfTZDW7AF59DxAudmll-w8-61gD...

Ну а мы погнали. Коробка - теперь не блистер, а яркая картонка с магнитом.

Внутри формованный поролон, все красиво.

В комплекте идет сам фонарь с клипсой, АКБ 3400mAh типоразмера 18650 с портом для зарядки типа C, головное крепление, комплект запасных О-рингов (2шт) и бумажная инструкция.

Кабеля в комплекте нет, как и в предыдущем поколении. Но теперь у нас тип С, в прошлом был micro-USB тип B.

Кидаем на зарядку. По окончании зарядки индикатор изменит цвет на зеленый.

Кидаем на зарядку. По окончании зарядки индикатор изменит цвет на зеленый.

Чтож, экстерьер поменялся немного. Изменилась форма клипсы на обычную классическую, с довольно большой площадью контакта - положительный момент. Предыдущая клипса цеплялась за одежду только в одной точке. При этом сохранилась возможность использовать головное крепление, не снимая клипсу - это жирный плюс.

Изменилась и посадка - она стала весьма глубокой. "Торчащая" часть - ровно 10мм. Это позволяет носить фонарь внутри большинства наружных карманов с клапанами. Не все производители поддерживают эту концепцию. Навскидку, так делает Olight на своих Перунах.

Голова фонаря почти полностью скрывается в кармане при ношении на клипсе. Это увеличивает универсальность применения как EDC.

Голова фонаря почти полностью скрывается в кармане при ношении на клипсе. Это увеличивает универсальность применения как EDC.

Однако, видно, что клипса, мягко говоря, не идеально подходит под диаметр фонаря "из коробки". Топорщится. Впрочем, это на полёт не влияет, и исправляется напильником пассатижами.

Выдернув клипсу с большим усилием, обнаруживается, что она в принципе довольно кривая.

Исправляем, также подправляем угол между лапами и рабочей частью - делаем 90 градусов или чуть меньше. Показываю, почему это важно. Существует один из сценариев использования фонаря - светить из нагрудного кармана, подвесив фонарь внутри на клипсу, так, чтобы голова торчала наружу. Множество Г-образников по дефолту подразумевают такой функционал "из коробки". Но как такое замутить с глубокой клипсой? А вот как.

Просто переставляем клипсу ниже. Такое решение я уже видел на Armytec Wizard, там есть специальные проточки для перестановки клипсы.

Просто переставляем клипсу ниже. Такое решение я уже видел на Armytec Wizard, там есть специальные проточки для перестановки клипсы.

Клипса сидит довольно крепко, при этом голова фонаря упирается в её верхнюю часть, и не может сползти вниз. Это работает. Я не уверен, что разработчики реально думали о такой фиче, но у них получилось добавить вариативности в использовании в стиле Armytec, случайно или нет. На Перунах, например, такое не прокатит - там везде накатка.

- Пссс, парень. Не хочешь немного посветить из кармана?

- Пссс, парень. Не хочешь немного посветить из кармана?

По кнопке - она теперь утоплена под безелем (в одном стиле с безелем оптики) миллиметра на 1,5 - против случайного нажатия. При этом клик по-прежнему отличный, тут вопросов нет. Отдельного электронного режима блокировки не завезли, но при этом и метод приоткручивания крышки теперь не работает. Это, пожалуй, единственный откровенный недостаток по сравнению с предыдущей версией.

Еще разбавим хвалебные дифирамбы - на башке красуется заводская капля клея. С экстерьером и эргономикой на этом закончим.

Полезли внутрь. Откручиваем крышку. Здесь по-прежнему очень короткая резьба, почему-то нелюбимый всеми О-ринг, и новая треугольная пружина в магнитной крышке. Но мы не видим анодирования на резьбе крышки и корпуса! Соответственно, у нас на резьбе появился электрический контакт, что даёт тот самый баг с питанием - фонарь не будет обесточен, пока крышка полностью не будет выкручена.

На резьбе отсутствует слой изолятора, и резьба

На резьбе отсутствует слой изолятора, и резьба "прозванивается".

UPDATE. Изыскания в сети показали, что такая крышка и "голая" резьба появилась еще в последних партиях предыдущей модели LH-500. Лично мне не попадалась даже в "рестайлинговых" версиях LH-500, где пофиксили свист ШИМ, батарею увеличили с 2600 до 3400mAh, и положили два запасных колечка вместо... ничего.

Также изменилось само покрытие корпуса. Раньше покрытие было глянцевым, и выглядело как-то более качественно, чисто по личным ощущениям. А вот дизайн пружины изменился в лучшую сторону - в старой версии там было отверстие в шайбе, куда вставляется пружина и держится за счет своей упругости. И если ее оттуда выдернуть (что сделать довольно легко), назад её уже практически не поставить в том же виде.

Предыдущая версия фонаря LH-500. Резьба анодирована, другая конструкция крышки.

Предыдущая версия фонаря LH-500. Резьба анодирована, другая конструкция крышки.

Магнит в крышке по-прежнему несъемный, держит так же приемлемо.

Заглянем внутрь. Там все так же отлично - пружина на драйвере, что позволяет устанавливать короткие и плоские элементы питания.

О режимах и работе. Теперь управление классическое, в стиле Olight. Всего 5 режимов - три основных, турбо и мунлайт. Включение и выключение фонаря происходит коротким нажатием, включается последний запомненный режим. Долгое нажатие во включенном состоянии - простая карусель режимов LOW > MED > HIGH > LOW... Изменение яркости плавное, но больше никаких фишек нет. Турбо в карусели нет - включается двойным кликом из любого состояния, по двойному же клику возвращается в последний режим. Светлячок (мунлайт) можно включить только из выключенного состояния, зажав кнопку примерно на 1сек. Турбо и мунлайт не запоминаются как последний режим. Память режимов - энергозависимая, сбрасывается при отключении батареи. Но т.к. блокировка приоткручиванием крышки не работает - это, имхо, не имеет большого значения.

Напомню, что в прошлой версии фонаря было всего три режима - 5% (25 лм), 30% (150лм) и 100% (500 лм), которые ты можешь выбрать только при включении фонаря, без всякой памяти и прочих излишеств.

Также вы могли заметить, что теперь кнопка светится зеленым светом - это индикация уровня заряда АКБ. Выключить ее нельзя - она светится всегда, пока включен фонарь. Отдельной комбинации, чтобы высветить только заряд АКБ - нет. Т.е. чтобы проверить без палева заряд АКБ, придется включить хотя бы мунлайт.

Режимы индикации следующие:

По свету, в двух словах - светит хорошо. Светодиод теперь другой - свет нейтрально-белый, а не лампово-желтый, как в прошлой версии. Разница заметна. И тот и другой свет лично меня полностью устраивает, но нейтральный ощущается более ярким, конечно. Режимы нормальные, и в общем-то примерно повторяют прошлую версию фонаря.

Десятков бимшотов в различных погодных условиях не будет. Сделал пару фоток в офисе с рук на сраненький телефон в "ручном" режиме, зафиксировав выдержку и ISO.

Цветопередача на снимках примерно соответствует реальности. До освещаемого угла примерно 5,5 метров.

Листайте "карусель".

В каком режиме работает Турбо, какое будет понижение мощности после нескольких минут нагрева, и будет ли вообще - неизвестно, графика в инструкции нет. Стабилизации в фонаре так-то тоже нет - это означает, что яркость во всех режимах будет постепенно снижаться по мере разрядки АКБ. Да и не особо интересно - Турбо режим избыточен для работы в помещениях, а на природе осмотреться - ну, сколько работает, столько и работает.

Тем не менее, запустил Турбо на 4 минуты - фонарь прилично нагрелся, голову рукой уже не подержишь, а корпус - очень теплый. При переключении на HIGH при этом все еще видна приличная разница в яркости, т.е. лупит явно больше 500 люмен. Нормально, но я бы не злоупотреблял.

TIR-линза такая же, как и в предыдущей версии - даёт суперкомфортный заливной свет. На фотографиях из-за обилия предметов (светил в угол чуть правее кулера) может вообще показаться, что световое пятно отсутствует, но оно есть. Очень широкое, идет градиентом без четкой границы, видно на снимках с небольшой яркостью. Считаю, что в налобном фонаре и не должно быть иначе.

В инструкции официально заявлена водозащита IPX7, цитирую: "...может выдерживать кратковременные погружения на глубину до 1 метра."

По драйверу - ШИМ работает беззвучно (свиста нет), на глаз мерцаний не выявлено, утомляемости глаз не обнаружено. Свист на средних режимах был на первой версии 500-го Енота, но позже это пофиксили в "рестайлинговой" версии.

Моё взвешивание на бытовых весах:

Вся коробка с содержимым: 312 г

Фонарь без клипсы: 46 г

Фонарь с клипсой: 50 г

Фонарь с клипсой + АКБ: 105 г

Фонарь с клипсой + АКБ + оголовье: 146 г

Вес не изменился по сравнению с версией LH-500 - на грани погрешности в ~1 грамм.

Вывод. Понятно, что это не долгоиграющий тест. Но на первый взгляд, обновление удалось. Что мы получаем за доплату по цене обеда в столовке:

  1. Улучшенную клипсу. Она не идеальна, но она лучше предыдущей, и дает больше вариантов использования.

  2. Нормальные человеческие режимы с памятью, быстрый доступ к турбо и мунлайту.

  3. Пружину в крышке нормальной конструкции.

  4. Утопленную кнопку от случайного нажатия.

  5. Батарею с зарядным портом типа C.

  6. Официальную водозащиту IPX7.

  7. Индикатор уровня заряда АКБ.

Что ухудшилось:

  1. "Голая" резьба лишает возможности быстро обесточить фонарь - нужно вытаскивать батарейку полностью, либо колхозить дорабатывать крышку.

Стоит ли брать новую версию?

Если хотите больше функционала за почти те же деньги - да.

Если любите мягкий ламповый теплый свет - нет.

Если покупаете фонарь в подарок пожилым родственникам - скорее, нет. Все же 500-ый проще. В нем нельзя сбить запомненный режим, в нем нельзя случайно включить выпиливающее Турбо и обжечься. Свет мягче. Одно нажатие - всегда включение среднего режима, которое подойдет почти всем и почти во всех ситуациях. Но то, что есть выбор - это всегда хорошо.

Надеюсь, был полезен. С уважением...

Показать полностью 24 1
1336

EDC фонарик на 18650 - что вообще выбрать?1

Тезисно, с точки зрения пользователя, а не от светового гика.

Update: много вопросов в комментах: "Почему в посте нет знаменитого фонаря N?". Народ, это не обзор конкретных моделей, а примеры конструктивных особенностей. Примеры взяты от балды. В комментах и в ответе на пост уже накидали актуальных вариантов - благодарю.

Q - Почему выбор на элемент питания 18650, а не AA/AAA или встроенный литиевый АКБ?
A - 18650, де-факто, самый распространенный современный формат питания. Емкость батареи позволяет проработать около 12 часов при яркости 150 люмен (достаточно для освещения рабочей области в гараже, например). Батарейки просто и быстро заряжаются, вплоть до встроенного в батарею разъема Micro-USB или Type C.

Использование батарей AA/AAA в современном мире выглядит неэкологично, а перезаряжаемые устаревшие элементы NiCd или NiMH обладают эффектом памяти, и требуют полного цикла разряд-заряд. При этом выигрыш в весе и габаритах, имхо, незначительный, и не может покрыть недостатки устаревшего типа батарей. *

Встроенный в фонарь Li-ion элемент потребует разбора фонаря и замены элемента через ~5 лет, после деградации элемента и существенной потери емкости. Также невозможна быстрая замена севшего элемента на запасной.

* сейчас есть литиевые элементы AA/AAA с DC-DC преобразователем под 1,5v, но это какое-то изобретение велосипеда, ИМХО. Осовременить старую технику - ОК, но осмысленно брать новый девайс под пальчиковые батарейки не вижу большого смысла, тем более известны проблемы с саморазрядом таких элементов из-за постоянно работающего контроллера.

AA vs 18650

AA vs 18650

Q - Из чего должен быть сделан нормальный фонарь? Пластик пойдет?
A - Только из алюминия, по причинам теплоотвода, а не только прочности. Современный карманный фонарь с линзой около 20мм в диаметре "переваривает" около 500-600 люмен в постоянном режиме, и это значение сильно не изменилось за последние 10 лет. Обратите внимание, что заявленный "Турбо" режим работает кратковременно, обычно пару-тройку минут до срабатывания защиты и понижения яркости до тех же самых 500-600 люмен. Турбо может быть полезно на открытой местности, но следует понимать, что это не постоянный режим.

Q - 500 люмен - это вообще много или мало?
A - В помещении яркость более 200 люмен вам вряд-ли понадобится. Высокие режимы нужны только для открытой местности, и здесь уже ограничений нет. С рефлекторной оптикой, 500 люмен - это освещение примерно на 100 метров. Остальное зависит от типа оптики.

Q - А что там бывает по оптике?
A - Рефлектор - классика. Вокруг светодиода есть отражатель (гладкий или мятый, типа "апельсиновая корка"), а сверху закрыт настоящим стеклом. Как правило, такой тип оптики дает ярко выраженный хотспот (и лишь немного сглаженный по краям при мятом отражателе), и паразитную боковую засветку, которая широко освещает ближние объекты.

Skilhunt M200

Skilhunt M200

Такой классический вариант даёт хороший эффект на средних дистанциях на открытой местности - центральный луч освещает дальние объекты, а боковая засветка заливает ближние объекты в широком охвате, в итоге освещение получается довольно сбалансированным и комфортным по яркости.

TIR - оптика, это пластиковая линза, которая находится перед светодиодом, и концентрирует весь свет согласно своему ТЗ. А ТЗ может быть разное - как и очень сконцентрированный узкий пучок для максимальной дальности, ...

ЯРКИЙ ЛУЧ ARCBALLISTA

ЯРКИЙ ЛУЧ ARCBALLISTA

... так и полностью заливной свет без хотспота вообще - использование ячеистой линзы даёт такой эффект.

ЯРКИЙ ЛУЧ LH-500

ЯРКИЙ ЛУЧ LH-500 "ENOT"

Или что-то среднее, с матированной линзой, например.

Fenix HM61R

Fenix HM61R

Существует еще несколько иных конфигураций линзы.

Почти все карманные фонари с TIR будут иметь либо достаточно широкий хотспот с боковой засветкой, либо вообще заливной свет. Причины вполне понятны - вряд-ли вы будете вести поисковые работы с карманным фонариком чуть более 10см длиной. Но и даже дальнобойные фонари проектируются таким образом, чтобы часть света все равно попадала за пределы основного узкого круга. Посмотрите на бимшот ARCBALLISTA на картинке выше, например. Это необходимо чтобы, как минимум, видеть, что происходит под ногами, и дает возможность спокойно передвигаться по местности, не дергая фонарь туда-сюда.

В связи с этим хочу предостеречь от приобретения дешевых линзованных фонарей вот с такой вот сферической линзой.

Такие фонари также бывают с изменяемым фокусным расстоянием.

Такие фонари также бывают с изменяемым фокусным расстоянием.

Да, они производят вау-эффект задёшево, но в реальной эксплуатации неудобны, ибо светят исключительно в пределах четко очерченного круга. Нормальные производители (кому я лично доверяю) - так не делают.

Светишь либо под ноги, либо вперед. Выбери что-то одно.

Светишь либо под ноги, либо вперед. Выбери что-то одно.

Q - А в чем еще отличие TIR от рефлектора?
A - Считается, что оптика TIR немного компактнее. При этом рефлектор, как правило, всегда закрыт минеральным стеклом. TIR - пластик. Соответственно, в жестких условиях эксплуатации (абразив, постоянные загрязнения, краска) предпочтительнее стекло.

Q - А что по формфактору фонаря?
A - Фонари на 18650 я бы разделил на 3 основные группы:

- Ручные (прямые).

- Г-образные универсальные.

Эти варианты вы уже видели на картинках выше.

- Налобники классические, типа такого:

YLP Panda 4.0

YLP Panda 4.0

Q - И какой выбрать?
A - А вот смотря для чего вам нужен фонарь (кэп). С одной стороны, сходу просится Г-образник, потому что, на первый взгляд, он может одинаково хорошо работать и как EDC, и как налобник. Я тоже так считал, но по результатам реальной эксплуатации, как EDC он не прижился. Несколько аргументов:

- Практически все Г-фонари требуют снятия клипсы при установке в головное крепление. А значит, что потеря клипсы - вопрос времени. Известные мне исключения - Fenix hm61r с великолепным быстросъёмным креплением, а также, неожиданно, простейший YLP LH-500 Enot. Клипса плоха, но, по крайней мере, её форма предусматривает установку в оголовье вместе с ней.

- Ношение г-образника на кармане неудобно, все из-за той же пресловутой клипсы. Все Г-образники, которые я видел, без исключения имеют клипсу с высокой посадкой. Так, чтобы голова фонаря торчала из кармана. Мне понятна это логика - возможность светить "из кармана". Но здесь тоже два фактора:
1. Несмотря на красивую рекламу, из кармана (лямки рюкзака) светить неудобно вообще. Ты светишь коллегам в ебало, а не под ноги, куда, собсно, и нужно светить. Я рассчитывал, что будучи в мотоциклетной экипировке, смогу из нагрудного кармана пользоваться фонарем, но реалии показали, что нет.
2. Из-за высокой посадки фонаря на кармане не закрывается клапан на этом, собсно, кармане. А фонарь я ношу в основном в нагрудных карманах с клапанами. И желательно, без привлечения лишнего внимания. Так что тоже мимо.

В итоге Г-образник у меня всегда в оголовье, и в итоге работает только как налобник. Это мой опыт. С другой стороны - это все-таки, объективно, самый универсальный и простой в использовании вариант. Одна линза (как правило), одна кнопка, нажал и поехал. Г-образные фонари очень часто комплектуются магнитом в крышке, так что могут работать стационарно на магнитной поверхности, или просто на плоской поверхности как "свеча". Еще из плюсов - считается, что Г-налобник комфортнее в эксплуатации, потому что разогретая голова на несколько сантиметров смещена вбок, и имеет со лбом некоторый зазор. Другая сторона медали - источник освещения тоже смещен на эти же несколько сантиметров от центра. Это все мелочи, но сказать о них нужно.

По опыту своей эксплуатации Г-образник я бы охарактеризовал, скорее, как налобник с более расширенными возможностями использования без оголовья, чем карманный дежурный фонарь.

Если вам нужен фонарь исключительно как налобик, то можно рассмотреть вариант с оптикой по центру. Как правило, эти фонари имеют несколько линз под дальний/ближний свет, что расширяет функционал. Фонарь короче по длине, не имеет клипсы, но магнит в крышке часто присутствует. Я могу посоветовать этот вариант тем, кому нужны более продвинутые функции, и кого не будет парить более сложное управление.

Энивей, я считаю, что любой налобник сам по себе предусматривает длительное обращение с фонарем, и при выборе туристического, или, тем более, рабочего фонаря - важно выбрать комфортный свет "под себя". Не вдаваясь в задротство, основное - это ширина освещаемой области и цветовая температура. Налобник - инструмент ближнего боя, где основная область освещения часто находится на расстоянии вытянутой руки, поэтому лучший вариант по моему мнению - это TIR линза с ячеистой структурой...

Такая линза даёт заливной свет широкого охвата.

Такая линза даёт заливной свет широкого охвата.

... и тёплый, либо нейтральный белый свет. Он просто приятнее глазу, хотя холодный свет имеет большую яркость, как правило. В случае налобника - максимальная яркость не принципиальна, но важно понимать, что с этим светом вам работать длительное время.

Если мы говорим про налобник с несколькими линзами, то такой вариант линзы ближнего света там точно будет. В случаях с Г-образниками - бывают варианты, имейте это в виду. Бывает и гладкая линза, и матированная. Это попытки убить двух зайцев, ИМХО. Ячеистая структура для ближнего рабочего света - вне конкуренции.

Q - А зачем тогда вообще нужен прямой ручной фонарь, когда можно светить налобником?
A - Я вижу использование ручника как идеальный вариант дежурного фонаря на каждый день. Он отлично подходит для тех ситуаций, когда фонарь требуется эпизодически, но при этом важен быстрый доступ, хорошая эргономика, и максимальная мощность как опция.
Например, я мотоциклист, и пока я в шлеме - мне налобник "не упал". При этом и Г-образник в ношении оказался неудобен, из-за высокой посадки нормально не закрывается клапан на накладном кармане. В случае ручного фонаря - есть модели с правильной клипсой и глубокой посадкой. Позволяет вешать на любой карман, и быстро оттуда извлекать. Примеры правильных клипс:

Skilhunt M200 V3

Skilhunt M200 V3

Olight S2 Baton

Olight S2 Baton

Пример ношения:

В городе не привлекает внимания.

В городе не привлекает внимания.

Большинство моделей так же имеют магнитную крышку для прилепливания фонаря на металлические поверхности.

Касаемо характеристик и оптики - в случае EDC здесь уже нет откровенно плохих решений. Любой вариант будет хорош при каких-то условиях. Но если мы говорим о максимально универсальном фонаре, когда есть необходимость и осмотреться на природе, и посветить на даче, то классический рефлектор покажет себя хорошо, и даст неплохой компромисс между дальностью и охватом, а стекло будет сложно затереть со временем. Максимальный (турбо) режим, который в помещении вообще не нужен, на открытой местности также может быть полезен. Но это не правило. В общем и целом - если у вас не было хорошего фонаря раньше, то вас устроит любой вариант с огромной вероятностью.

Здесь есть более важный нюанс. EDC фонарь должен быть идеальным по эргономике для вас лично. Он должен быть в идеальном доступе, и включаться в одно касание. ИМХО, только при таких условиях в нем вообще есть смысл. Если достать телефон и включить фонарик в меню будет быстрее, чем достать отдельный фонарь - вы будете пользоваться вспышкой в телефоне, а фонарь так и будет болтаться на дне рюкзака. Здесь кроется принципиальное отличие от налобника, чье использование, скорее, плановое. И здесь мы плавно подходим к двум факторам (про клипсу уже говорил):

  1. Кнопка включения должна легко находиться пальцем, но не должна сама включаться в кармане. Другими словами, должна быть немного утоплена. Да, есть всякие режимы блокировок, есть метод приоткручивания крышки, но это всё негативно влияет на скорость приведения к "боевой готовности".

  2. Тип управления и быстрый доступ к режимам из выключенного состояния. Если первое - тема холиварная, и дело привычки, то отсутствие быстрого доступа к "мунлайту" и "турбо" из выключенного состояния - неудобство и прошлый век. Привет Феникс, как говорится. Классический режим (по типу Olight), который многие (и я в т.ч.) считают оптимальным, выглядит примерно так:

    - Одно короткое нажатие включает фонарь в последнем режиме.

    - Зажатие кнопки переключает режимы по кругу (либо туда-обратно). Современные фонари при этом еще делают паузу в максимальном и минимальном режиме - это очень удобно.

    - Двойное нажатие из выключенного состояния включает Турбо.

    - Длительное нажатие из выключенного состояния включает "мунлайт", "светлячок".

    Это основное. Могут быть варианты, но, имхо, быстрое включение турбо и мунлайта обязано быть в любом EDC фонаре. Потому что, по моим наблюдениям, в 90% кейсов использования нужно быстренько достать и подсветить обстановку в максимальной яркости (не задумываясь о режимах), и очень печально, если фонарь так не умеет. Например, в пресловутом Фениксе я иногда по 2-3 раза перебираю карусель режимов, проскакивая нужный мне максимальный, потому что он никак кроме яркости не индицируется, паузы нет, и отдельной комбинацией не включается. А мунлайта нет вообще. А так хороший фонарь)

Q - Что еще тебе не нравится, пёс?
A - Не вижу смысла в порте типа Type C под резиновой заглушкой для зарядки батареи в самом фонаре. Этот разъем сам по себе не особо надежный, а когда разлохматится или оторвется (проебётся) резиновая заглушка - вопрос времени. При этом технологии светодиодов уже давно устаканились, и хороший фонарь может служить десятилетиями. Не вижу смысла оставлять в конструкции откровенно слабые места, тем более сейчас можно заряжать напрямую АКБ проводком USB.
В хороших фонарях есть магнитные порты для зарядки - у них нет таких недостатков (но и особого профита тоже), а конструкцию удорожают. У меня на одном фонаре есть такой порт, но чаще я заряжаю батарею отдельно (точнее ставлю сразу пачку из 4 батареек в большое ЗУ), а проводок с магнитным разъемом постоянно где-то забываю.

Q - Продолжай...
A - Новый тренд, двусторонняя клипса, как на Скилханте выше. Я либо идиот, либо не понимаю, зачем такое городить, ведь в этом фонаре клипса и так переставляется на другую сторону...
Я бы предпочел видеть обычную простую глубокую клипсу в стиле Olight. Кстати, такая и стояла на предыдущих версиях этого Скилханта. Такая клипса позволяет сделать простой тюнинг фонаря за 3 копейки.

Q - Драйвер, светодиод, мерцание, стабилизация, таблицы, графики, интриги, расследования...
A - Считаю, что сейчас все фонари уровня Яркого Луча и выше работают хо-ро-шо, и мне эта информация откровенно не интересна. Последний раз у меня глаза болели от фонаря за 100 рублей с Алиэкспресса. Если вы не будете покупать самый дешман с Алика по низу рынка, то просто не парьтесь.

Q - Что еще мне нужно знать?
A - Не свети в глаза себе и людям, не трогай раскаленную линзу, иногда смазывай резьбу крышки и О-ринг силиконовой смазкой.

Q - Всё?
A - Еще один момент. Пару слов про АКБ. Элементы 18650 бывают разной длины. Базовая батарея - короткая. Все производители элементов питания (а их по пальцам одной руки) выпускают только базовые элементы, и уже сторонние компании к базовому элементу пристыковывают контроллер защиты / зарядки под свою термоусадку - получается "длинная" батарея, под своим брендом.
К чему я веду. В фонарях, под крышкой, бывает либо один подпружиненный контакт со стороны крышки (и неподвижный со стороны головы), либо пружины и на крышке, и со стороны головы. В первом варианте - короткие батареи работать либо не будут вообще, либо контакт будет прерываться даже от легкой тряски. В варианте с двумя пружинами - будут работать любые батареи без каких-то проблем, с высокой долей вероятности. Это надо учитывать. Теперь всё.

Надеюсь, был полезен. С уважением…

Использованы картинки из источников:
https://www.youtube.com/@TacticalPlus
https://www.youtube.com/@Kuznica_Veshiy_Les_Knife
https://www.youtube.com/@AtomicShrimp
https://forum.fonarevka.ru/showthread.php?t=44090
https://ya.ru/images/search

Показать полностью 16
322

Полезный тюнинг EDC-фонаря с клипсой

Зашла тут в моем окружении тема про EDC-фонарики на элементе 18650. Уверен, огромное количество мотобратии юзает что-то подобное; это уже де-факто стандартный формат для рабочих и туристических фонарей.

Хочу с вами поделиться лайфхаком, который подсмотрел где-то на Youtube, и успешно пользуюсь им уже несколько лет.

Дано:

  1. Ручной цилиндрический EDC-фонарь с клипсой.

  2. Клипса имеет более-менее плоскую форму, и выходит за габариты головы фонаря, либо им соответствует.

Например:

Skilhunt M200

Skilhunt M200

Задача: сделать удобное магнитное крепление без клея и вмешательства в конструкцию устройства.

Решение: подбираем плоские прямоугольные неодимовые магниты, размещаем их на внешней стороне клипсы, и усаживаем под термоусадочную трубку.

20x10x2 мм

20x10x2 мм

В моем случае, в актуальном варианте я использовал набор магнитов: 20x10x2 - 2шт, 6x10x2 - 1шт, и трубку диаметром 8мм, емнип. Получается примерно вот такая картина:

Первая версия.

Первая версия.

В первой версии я использовал тонкие магниты 1мм толщиной, и они держали фонарь только вертикально. Позже заменил на 2мм - вот они держат зверски, в любой позиции. Думаю, что оптимальное сочетание габаритов и мощности притягивания для фонарей такой массы - где-то посередине; 1,5мм'ых магнитов существует в избытке.

Примеры применения:

Функциональность клипсы не страдает. Габариты увеличиваются несущественно, да и то снаружи кармана. А вот юзабильность сильно подросла.

Из минусов - оболочка постепенно треплется, и термоусадка требует обновления примерно раз в год (при моей интенсивности использования).

Olight S20R Baton

Olight S20R Baton

Надеюсь, был полезен. С уважением…

Показать полностью 5
20

Посоветуйте недорогую носимую профессиональную рацию с хорошим приемником

Добрый день сообществу. Есть запрос на недорогую профессиональную аналоговую рацию с приемником, построенным по смехе супергетеродин. Недорогие (дешевые) рации на чипе RDA показывают себя нестабильно в наших условиях с большим количеством помех.

Из бюджетных супергетеродинов нашел только Quansheng tg-uv2. Цена подъемна, но хотелось бы нечто такое же, но с профессиональными органами управления. Брэнды мы не потянем, так что скажу откровенно - ищем более качественный Китай. Да, и еще кое-что. Нужно на 433 МГц, ибо остальное оборудование у нас тоже на UHF, исторически.

Может есть что-то на примете?

Отличная работа, все прочитано!