Сообщество - Comix Zone

Comix Zone

735 постов 2 428 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

5

Штрихи судьбы: визуальная мощь графического романа «Небесная механика»

На обложке этого ваншота (самодостаточного графического романа), выпущенного в большого формате, героиня напоминает тех современных женщин, что выходят на передний план в борьбе за социальные перемены.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

С первых же страниц вас захватывает графика с уверенным, резким штрихом. В какой мир насилия мы попали? Но вот декорации сменяются: перед нами предстает лес Фонтенбло в 2068 году и домик на деревьях. Читатель знакомится с Астер, юной дикаркой, разительно непохожей на Уоллиса, изображенного с книгой в руках и фразой: «Я жил в лесу один». В этом лесу, ставшем эпицентром ядерной катастрофы, народ Пан сумел организовать аграрное сообщество со своими институтами и выборными представителями.

Наши два героя бродят по постапокалиптическим декорациям средь танков, руин домов и запретных зон… Мы невольно задаемся вопросом: ждет ли и наш мир такое будущее? Автор во всей красе раскрывает свой талант графического художника в великолепных полноформатных иллюстрациях, подобных панорамному виду цитадели Пана.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Но на горизонте сгущаются тучи: эмиссары могущественной Республики Фортуна требуют выплаты четверти их сельскохозяйственного урожая! Есть лишь один путь разрешить конфликт — принять арбитраж «Небесной Механики», игры в мяч, олицетворяющей судьбу всего сущего.

Параллели с нашим обществом очевидны: коллапс западной цивилизации, попытки социального переустройства, критика современных политических механизмов, экономическое доминирование сильных мира сего…

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Словно в кино, читатель видит, как персонажи движутся, передают мяч, благодаря использованию крупных планов и обратных ракурсов, раскрывающих невероятное мастерство Мервана в передаче динамики. Напряжение нарастает по мере развития сюжета. Что станет с народом Пана, который до сих пор выстраивал свою жизнь в обновленной природе ради выживания?

Этот образчик современной научной фантастики в формате комикса обладает потрясающей графикой. Благодаря присутствию юмора, вносящего легкость, и спортивной составляющей, графический роман несомненно найдет отклик у подростковой аудитории.

Один из самых впечатляющих графических романов года!

Графический роман «Небесная механика» доступен для приобретения в нашем издательстве.

Показать полностью 3
4

«Небесная Механика» — постапокалиптический спорт-экшен

Перед нами одиннадцатый по счету графический роман Мервана Шабана — монументальный том, который сразу выделяется на полке. После краткого пролога нас ждут двести страниц единого, непрерывного повествования. Обложка щеголяет стильным ретрофутуристическим дизайном, что сразу настраивает на нужный лад.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

СИНОПСИС: 2068 год, мир после войны. Франция лежит в руинах, пережив ядерную катастрофу, а природа постепенно отвоёвывает свои территории. Среди этого хаоса возникла небольшая коммуна Пан, своего рода демократия, поделённая на касты.

Астер, главная героиня «Небесной механики», — изгой, ведущая себя более чем странно. Их идиллию руин нарушает появление технологичной и могущественной Республики Фортуна, которая намерена аннексировать эти земли. Единственный шанс для общины фермеров — бросить вызов в «Небесной Механике», жестокой игре в мяч, которая определяет судьбу всех и каждого…

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

ВПЕЧАТЛЕНИЯ: Бывают такие работы, которые с первой же страницы вызывают симпатию — во многом благодаря той энергии, что вложил в них автор. В прошлом году таким глотком свежего воздуха стал «Надо пришить Рамиреса» Николя Петримо, в этом — «Небесная Механика». В отличие от коллеги, Мерван — уже мастер с солидным опытом, но их роднит общее прошлое в анимации, и это чувствуется в каждой линии! Его страницы буквально взрываются бешеной, кинетической энергией.

Признаюсь, сюжет про футуристический спортивный турнир (по сути, усложнённые «вышибалы) таил в себе риск быть просто фиговым листком для откровенных экшен-сцен. Это не всегда плохо, индустрия полна шикарных боевиков, но Мерван, выпускник Высшей школы декоративных искусств (и это важно!), поступает иначе. Он помещает свою историю в глобальный, проработанный мир, о котором мы узнаём ровно столько, сколько нужно. Сквозь бумагу ощущается, что он обожает эти полузатопленные урбанистические пейзажи, поглощённые буйной растительностью. Первая четверть книги — это неспешное погружение в этот очаровательный постапокалипсис, которое лишь задаёт вопросы, прежде чем настоящий сюжет стартует.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Чувствуется, что у Мервана в рюкзаке идей навалом: возрождение социумов, диктатура, экология, свобода личности, семья… Графический роман отлично экипирован, чтобы дать старт целой саге.

Щедрый объём в 200 страниц целиком оправдан быстрым, динамичным стилем автора. Здесь в игру вступает его безупречная техника, заставляющая восхищаться уместной энергией, вдохновленной манго и анимации (вспомните его товарищей по цеху: Вивса, Гатиньоля, Санлавиля). Как и другие выпускники его института (Лоффре, Корентен Руж), Мерван виртуозно сочетает любовь к дизайну со способностью выходить за рамки реализма благодаря потрясающему владению анатомией, движением и перспективой.

Очищенные, анимационные линии, постоянная игра с «камерой», экспрессивные позы и скручивания тел. Это особенно впечатляет, когда понимаешь, что в книге почти нет классических «скоростных линий» — этих обязательных атрибутов манги для передачи движения. Мерван работает по-старинке, вероятно, почти без цифры, и какой же это кайф — видеть одновременно живую, «ручную» работу и точность современного графического романа.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Я говорил о симпатии, потому что, если разобрать графический роман по косточкам, он мог бы выйти довольно общим: классический спортивный сюжет, архетипные персонажи… Но нет! Вся книга буквально дышит желанием радовать — и себя, и читателя. Как и в случае с Петримо, мы то и дело попадаем в полный WTF: здесь и дизайн на грани абсурда, и острые диалоги, и персонажи, почти все как на подбор — безумцы. В такой истории юмор был необходим, и никогда не поймёшь, что заставляет улыбаться больше — визуальная клоунада (чувствуются часы, проведенные за изучением Бастера Китона и Чаплина) или же острые словесные перепалки.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Я всегда считал, что у франко-бельгийской школы есть своя суперсила — та художественная свобода, которую крупные индустрии вроде манги или комиксов уже почти не позволяют. Такие работы, как «Небесная механика», греют душу, напоминая, что есть целая плеяда менее раскрученных, но не менее гениальных авторов уровня Ким Чжон Ги, Иммонена или Сакураи Гамон. Пока не готов назвать эту книгу графическим романом года, но это точно — самый заряжающий и бодрящий графический роман сезона! Настоящий витаминный укол для фанатов.

Графический роман «Небесная механика» на русском языке доступе в нашем издательстве.

Показать полностью 5
28

Художник DC Comics выложил историю с моим переводом в свой инстаграмм

Я перевожу комиксы про Бэтмена. И не так давно я перевела три книги "Гаргулья Готэма", которые писал и иллюстрировал Рафаэль Грампа. И вот сегодня он выложил историю, где есть обложки моих трех переводов. Ватермарку мою он замазал, но я свою работу узнаю) И я сейчас просто от счастья прыгаю.

Показать полностью 3
3

Сериалы DC Comics: Bodies

Представьте: на дворе 2023 год. В Голливуде бастуют актеры, Скорсезе представляет «Убийц цветочной луны», на Netflix тихо выкатывают все восемь эпизодов сериала «Тел». А Лондон (ну это там, где рыба, чипсы, чай, паршивая еда), как обычно, окутан дождливой дымкой. И именно в эту дымку падает на мостовую голый мертвец с простреленным глазом в 1890, 1941, 2023 и 2053 годах одновременно. Один и тот же труп, одна и та же локация: переулок Лонгхарвест-лейн в Уайтчепеле, но четыре разных года. И четыре полицейских разных эпох, чьи жизни сплетаются в клубок временных аномалий.

Основано всё это безумие на графическом романе Си Спенсера от импринта DC Vertigo. Но адаптация — это всегда риск. Если в оригинале 2014 года каждая из четырех историй рисовалась разным художником в уникальном стиле, то сериал стал, скажем так, его более удобоваримой версией. Не то, чтобы адаптация предала источник, но она решительно его причесала, заменив комиксную дерзость на элегантную мрачность в духе «Шерлока». Вместо четырех различных визуальных вселенных графического романа нам показывают стилистически безупречные, но слегка стерильные декорации: викторианский Лондон с его туманными переулками, свечами и спиритическими сеансами; Вторую Мировую, пропитанную запахом гари от бомбардировок люфтваффе; современность с её расовыми протестами и цифровым хаосом; и не слишком далекое будущее с холодной антиутопией на закуску.

Но кто же эти четверо стражей порядка, обреченных на встречу с неизвестным трупом? В 1890 году — инспектор Альфред Хиллингхед, идеалист, верящий в справедливость, но разбивающийся о стену масонских заговоров. Его история — готическая мелодрама с привкусом «Дориана Грея», где каждый взгляд в зеркало кричит: «Я не могу быть собой». В 1941-м — сержант Чарльз Уайтмен, еврей-стиляга с кольтом под мышкой. Он продает услуги мафии, а ещё — варит борщ. Эта часть сюжета — нуарная сага о падении и искуплении, где пули свистят под джаз и взрывы бомб. 2023-й год представляет сержанта Шахару Хасан, мать-одиночку с пакистанскими корнями и упрямством бультерьера. Её сюжетная линия — классический детектив-триллер: заговоры, подростки-преступники, тени «глубинного государства» и вечный вопрос «стоит ли правда такого риска?». И, наконец, 2053-й — констебль Айрис Мейплвуд, девушка с экзоскелетом вместо ног и цинизмом вместо души. Её Лондон — цифровой концлагерь, где «Большой брат» вещает с голограмм о «любви и порядке», а инакомыслящих стирают в пыль. Эта арка — киберпанковский бунт против системы, замешанный на беспросветном отчаянии.

Главную проблему «Тел» при просмотре понимаешь быстро. Сериал не решается быть ни кинокомиксом, ни «высоким шоу». Он балансирует между психологизмом и экшном, между научной фантастикой и мистикой, и в итоге... не добирает баллов ни там, ни там. Комикс Спенсера был мрачным, циничным и политически острым. Уайтмен там настоящая мразь без проблесков морали. Мейплвуд страдала амнезией в постапокалипсисе. Сериал же смягчил углы, добавив персонажам «трогательности». Уайтмен теперь не просто подонок, а «несчастный парень с добрым сердцем». Хиллингхед — не запуганный человек, а борец за справедливость. Тем самым шоу сглаживает углы, превращая дерзость в «удобный для платформы» продукт. И тут создатели наступают на все грабли разом: ЛГБТ драма Хиллингхеда, «еврейский вопрос» Уайтмена, восточные корни Хасана. Всё это не органично, а приклеено, выглядя словно стереотипные ярлыки на эпохах. И ладно бы раскрывали персонажей... Но нет, чаще это просто фон для подачи повесточки. И даже операторская работа, лучшее наряду с костюмами, что есть в сериале, не спасает положение.

И как обычно встает вопрос. А стоит ли тратить на это 8 часов? Только если вы фанат детективов с фантастической примесью. Или если любите Британию во всех её исторических проявлениях. Но решите ли вы посмотреть или решите пропустить сериал, знайте, что вас любили. Хотя бы создатели шоу и по-своему.

Показать полностью 4
1

Сериалы DC Comics: New Adventures of Batman and Robin, the Boy Wonder

Представьте: на дворе 1949 год. Мир вокруг бурлит. Только что создали НАТО, СССР испытал свою первую атомную бомбу, а Германия разделяется на ФРГ и ГДР. И вот на этом фоне зрители, пережившие Вторую Мировую войну и начинающие холодную, заходят в кинотеатры, чтобы на пятнадцать недель погрузиться в борьбу с таинственным Магом, который угрожает Готэму не ядерной бомбой, а дистанционным управлением транспорта через коробочку с алмазами в сериале «Бэтмен и Робин».

Но давайте отмотаем плёнку назад. После первого сериала 1943 года, где Бэтмен лупил японских шпионов со всем патриотизмом военного времени, Columbia Pictures решила сделать «продолжение». Кавычки тут потому, что кроме названия и концепции, общего — кот наплакал. Ни Льюис Уилсон (первый экранный Бэтмен), ни Дуглас Крофт (первый Робин) не вернулись. Вместо них появились Роберт Лоури, вечный король фильмов категории B, и Джонни Дункан, чьи мускулы явно не вяжутся с прозвищем «Чудо-Мальчик». После 1943 года, где Бэтмен лупил японских шпионов с откровенно расистскими штампами, этот сериал — глоток относительной нейтральности. Холодная война уже тенью накрыла мир, но злодей здесь «никакой», без национальности, просто злодей в маске.

Сюжет вращается вокруг таинственного человека по прозвищу Маг, который крадёт устройство профессора Хэммила, способное дистанционно управлять любым транспортом в радиусе многих километров. Он действует из секретной базы, куда добираются исключительно на автоматической подводной лодке, а его планы включают буквально всё — от взрывов поездов до попыток устранить Бэтмена и Робина. Зачем? Классика жанра: шантаж, власть и мечта о контроле над Готэмом. Подозреваемые? Профессор Хэммил в инвалидном кресле (который тайно ходит благодаря «электрическому стулу»), радиоведущий Барри Браун, чьи эфиры странно совпадают с планами Мага, и частный детектив Данн, везде появляющийся после преступлений.

Оригинальные комиксы «Detective Comics» и «Batman» Боба Кейна и Билла Фингера к 1949 году уже сформировали канон: трагическое убийство родителей Брюса, мрачные улицы Готэма, галерея психопатических злодеев. Но сериал, хоть и позиционировался как экранизация, выбрал путь упрощения. Создатели проигнорировали культовых антагонистов, заменив их усредненным «гением преступления» в духе дешевого бульварного чтива. Да и прочие элементы здесь упрощены. Например, бэтсигнал здесь впервые появляется в кино — но используется комиссаром Гордоном днём, причём герои оправдывают это «облачной погодой». Бэтмен ездит на обычном «Меркьюри» 1949 года, который припаркован у скромного дома Уэйна, хранит костюм в офисном шкафу, а его «пещера» — комната с проектором летучих мышей. Когда Вики Вейл спрашивает его: «Почему вы водите машину Брюса Уэйна?», Бэтмен невозмутимо отвечает: «Он одолжил». И ведь все сразу верят! А это мы еще не обратились к костюмам. Бэтмен больше похож на парня в пижаме с приклеенными ушами на капюшоне, которую он надевает прямо в машине, а Робин — на качка в трико. Но для эпохи, когда супергерои на экране были диковинкой, это все еще работало.

Но шоу стало очередной жертвой продюсера Сэма Катцмана, известного экономией на всём. Отсюда и бэтмобиль в виде личного кабриолета Уэйна, и бэтпещера, напоминающая подвал, и костюмы, хранящиеся в обычном шкафу среди деловых костюмов. Для зрителей, выросших на современных фильмах, сериал, наверное, покажется смешным из-за всех этих условностей: вот Бэтмен достаёт из-под плаща огромную горелку, чтобы спастись из ловушки, хотя никакого поясного ранца у него нет. Вот комиссар Гордон регулярно общается и с Брюсом Уэйном, и с Бэтменом, но ни разу не замечает, что это один человек. А финальная разгадка личности Мага многих разочарует. Она нелогична и противоречит показанному ранее. Оказывается, что злодей — Картер, помощник профессора, а точнее, его злой близнец, о существовании которого никто не знал и не упоминал до последней серии. В итоге, сериал провалился в прокате, создатели стыдились работы (Лоури винил костюм в крахе карьеры), а DC десятилетиями его игнорировали.

Но оказалось, что сериал — неожиданно важный элемент в эволюции Бэтмена. Он ближе к ранним комиксам, где Бэтмен ещё не мститель в стиле нуар, а скорее сыщик в маске, чем к готическим фантазиям Бертона, а его «суперсила» исключительно детективные навыки. Например, он без труда внедряется в банду под прикрытием, что мало где можно увидеть на экранах. Маг, при всей его блеклости, — шаг в сторону от стереотипных шпионов военных лет к «фантастическим» злодеям вроде классических антогонистов Темного Рыцаря. Но если кто ждёт верности комиксам, то здесь её мало. Нет ни Джокера, ни Пингвина, только бандиты в костюмах и учёный-маньяк без даже намёка на психологическую глубину. Брюс Уэйн — просто богач без детских травм, а Готэм — удивительно солнечный городок без готических шпилей. Да, это отчасти примитивно, но так выглядел супергеройский экшн до «холодной войны» и атомных страхов. Здесь впервые появились элементы, ставшие каноном: уже упомянутый бэтсигнал, пещера летучих мышей как штаб, а не просто подвал.

Так стоит ли тратить четыре с половиной часа на этот раритет? Если воспринимать это как напоминание, что даже Крестоносец в плаще начинал с малого: с дешёвого трико, машины из автосалона и злодея в плаще из чёрной простыни. Он не умел летать, не имел гаджетов и боролся с преступностью в эпоху, когда мир боялся уже не Гитлера, а атомной бомбы. И в этой простоте — его сила. После просмотра сериала понимаешь: даже сегодня, когда Бэтмен — это многомиллионные блокбастеры, его суть осталась той же. Он просто человек в маске, который верит, что можно сделать мир лучше. И что у него это обязательно получится.

Показать полностью 4
2

Сериалы DC Comics: The Flash (2014)

Представьте: на дворе 2014 год. Германия в четвертый раз становится чемпионом мира по футболу. В Испании от престола отрекается король Хуан Карлос I. И тут как молния среди ясного неба проносится новость. После стольких экранизаций от DC с уклоном в мрачную реалистичность на канале The CW наконец-то появился супергеройский проект, который не стесняется своей комиксной природы. Речь о «Флэше» — яркой, стремительной адаптации, которая стартовала с громкого успеха, но, к сожалению, растянулась на девять сезонов, постепенно растеряв магию первых лет.

В комиксах Барри Аллен был одним из столпов «Серебряного века» комиксов DC и дебютировал как персонаж ещё в 1956 году. Его создатели буквально вдохнули новую жизнь в жанр супергероики после Второй мировой. Персонаж всегда отличался от других героев DC. Не мрачный бэт-затворник, не космический полицейский с кольцом, а романтик с открытым сердцем. И сериал поначалу это прекрасно уловил. Отсюда и легкий тон — драма есть, но без надрыва, злодеи страшные, но с цирковым размахом. Телезрители, изголодавшиеся по супергероям такого типа после мрачноватого Оливера Куина, приняли Аллена с распростёртыми объятиями.

Сюжет первых сезонов также в целом следует комиксной канве. Трагическая история: мальчик Барри теряет мать, убитую загадочным «жёлтым молниеносцем», отца сажают в тюрьму за это преступление. Аллен вырастает под опекой детектива Джо Уэста и его дочери Айрис, в которую он тайно влюблён. Работает судмедэкспертом, помешан на науке и поиске истины. После взрыва ускорителя частиц Барри получает удар молнией, покрывается химикатами и впадает в кому. Просыпается через 9 месяцев — и вот он уже не просто парень с милой улыбкой, а самый быстрый человек на Земле. И вот уже наш герой при поддержке команды «S.T.A.R. Labs» бегает по Централ-Сити, ловя суперзлодеев, которых создал тот же взрыв, а заодно расследует смерть матери.

Первый сезон был почти идеален: баланс между мифологией комиксов (засветились такие знаковые злодеи как Капитан Холод, Тепловая Волна, Горилла Гродд), семейной драмой и детективной интригой. Второй сезон поднял ставки: ввели мультивселенную! Снова эпичный злодей, сильная драма и цепляющая проблема: чтобы победить, Барри должен пожертвовать собой. Финал, где он бежит спасать мать в прошлом, создавая «Флэшпоинт», был мощным. Но, одновременно, это была первая трещина, приведшая к последующему краху. Потому что третий сезон, посвящённый последствиям, начал спотыкаться. Сначала незаметно, моментально набирая сверхзвуковую скорость снова. Потом всё чаще. Сюжетные дыры, надуманные конфликты, бесконечные слёзы Айрис из-за её предречённой смерти. Зрители в этих ваших интернетах начали роптать. Пока ещё тихонько.

А дальше с каждым сезоном проблемы нарастали, как снежный ком. Во-первых, логика сюжета уехала в тартарары. Приведу один из наглядных примеров. В пятом сезоне злодействует Цикада — мутант-убийца с летающим ножом, лишающим суперсил. Для управления ножом в полете Цикаде даже не обязательно оружие видеть, достаточно просто приказать про себя. Команда Флэша решает проблему, телепортируя нож в космос. А через какое-то время, нож возвращается. Почему сразу не отправить его на Землю в другой реальности, где барьер между мирами не преодолеть, мультивселенная же уже три сезона как? Не, нельзя. Ведь тогда сезон закончится слишком рано.

Во-вторых, команда Флэша разрослась до абсурда. В первых сезонах было харизматичное ядро команды — Барри, Уэллс, Циско, Кейтлин, Джо, Айрис. Потом добавили слабопрописанных Честера, Аллегру, Сесиль, Марка, Фрост, дочку Нору из будущего, Уолли Уэста... Не запутались еще в именах? А ведь это малая часть «Команды Флэша» и сочувствующих. И Барри, ради которого сериал, в общем-то, и смотрели, растворился в толпе. В шестом сезоне эпизоды есть, где Аллена в собственном сериале в кадре минуты три от силы.

В-третьих, фокус сместился с Барри на Айрис. Шоу «Флэш» стало шоу «Айрис Вест-Аллен». И дело не столько в повесточке, сколько в кривой подаче. Айрис из журналистки-подруги превратилась без особых причин в командующего, чьи решения часто были просто нелогичны. Её фраза «Мы — Флэш» стала мемом среди фанатов. Сценаристы впихивали её в центр событий: то решала свои журналистские проблемы, то руководила операциями команды, то ныла о недостатке доверия.

Рейтинги и оценки сериала покатились вниз с нарастающей скоростью. Даже главное достоинство сериала остановить падение не смогло. И это достоинство имеет имя. Грант Гастин. Он не просто играет Барри Аллена — он им является. Он стал Флэшем для всех смотревших, как Роберт Дауни-младший стал Железным Человеком. Обаяние Гранта, уязвимость, искренний энтузиазм, горечь утрат — всё это создаёт невероятно симпатичного и человечного героя. Он плачет, он ошибается, он шутит, он беззаветно любит. В эпоху мрачных супергероев, такой Барри был глотком свежего воздуха. Он доказывает, что быть добрым и эмпатичным — не слабость, а сила. Барри Аллен пытался спасти, а не победить своих врагов.

Так что же в сухом остатке? «Флэш» 2014 года доказал, что телевизионные супергерои могут быть яркими, эмоциональными и верными духу комиксов. Шоу стало краеугольным камнем «Вселенной Стрелы», породив «Легенд Завтрашнего Дня» и масштабные ежегодные кроссоверы. Да, формально основателем вселенной была Стрела. Но именно «Флэш» запустил развитие вселенной. Сериал доказал, что супергеройский сериал может быть не только мрачным и «взрослым», но и ярким, семейным, полным надежды и веры в лучшее (что особенно ценно в наше не самое простое время). Однако, как и многие долгоиграющие шоу, он не смог удержать планку. Его падение Икара — наглядный урок о том, как важно вовремя завершать историю, пока она не выродилась в самопародию.

Если вы его еще каким-то чудом не видели, то рекомендую посмотреть первые сезоны. Окунитесь в атмосферу, когда Централ-Сити дышал надеждой и скоростью. Но будьте готовы. Когда почувствуете (а вы почувствуете, поверьте), что магия улетучивается, что сюжет топчется на месте, а новые персонажи не вызывают ничего, кроме раздражения, смело выключайте. Не мучайте себя. Флэша стоит запомнить таким, каким он был в своём стремительном и блистательном старте: красной молнией надежды, несущейся сквозь ночь, чтобы напомнить нам, что даже после самой страшной потери можно найти в себе силы бежать вперёд. И иногда этого достаточно.

Показать полностью 5
11

Сериалы DC Comics: Preacher

Представьте: на дворе 2016 год. Леонардо ди Каприо поднимает, наконец, свой заслуженный «Оскар». В Рио-де-Жанейро проводят Олимпиаду. А на экранах кинотеатров и телевизоров царит «комиксный ренессанс». На этом фоне на канале AMC дебютирует «Проповедник» — дерзкая адаптация комикса Гарта Энниса и Стива Диллона. Сериал, как и его источник, стал бомбой замедленного действия: смесь богохульства, кровавого экшена и экзистенциальной сатиры, которая разделила фанатов оригинала на тех, кто видит в нём дерзкое переосмысление канона, и тех, кто критиковал за упущенный шанс показать всю силу комикса.

Комикс «Проповедник» не случайно издавался в импринте «Vertigo», где царили мрачные, взрослые истории. Эннис создал эпическое роуд-муви через Америку, где герои ищут Бога, сбежавшего с небес. Этот манифест контркультуры, смешавший вестерн, хоррор, сатиру и теологический триллер, прославился радикальной антиклерикальностью, шокирующим насилием и глубокими темами: вера против фанатизма, искупление против жестокости, дружба против предательства. Адаптировать это считалось невозможным. Даже первые сценарии, написанные самим Эннисом, оказались слишком... революционными для студий. Никто не хотел рисковать. Кевин Смит, Боб Ванштейн, Сэм Мендес могли бы в альтернативной реальности снимать или спродюсировать экранизацию. Но не срослось, все эти деятели по разным причинам были вынуждены отказаться. Проект десятилетиями бродил по Голливуду: HBO назвал проект «слишком противоречивым», Джеймс Марсден чуть не сыграл Джесси в замороженной полнометражке. Успех стал возможен лишь благодаря настоящим фанатам — Сету Рогену и Эвану Голдбергу, убедившим боссов кабельного AMC в риске.

Сериал переосмысливает канон, меняя детали. «Мы не могли буквально перенести комикс на экран. Мы хотели, чтобы шоу было интересно и обычным людям со здоровой психикой» — оправдывал изменения Сет Роген. Верность духу оригинала здесь ставилась создателями выше буквы. И общий сюжет формально, конечно, напоминает сюжет комикса...

Действие начинается в техасском городке Эннвилле, где бывший преступник, а ныне проповедник Джесси Кастер, одержимый гибридом ангела и демона, известным как Генезис, обретает силу принуждать людей к беспрекословному и моментальному выполнению любого своего приказа. Вместе с подругой Тулип О’Хэйр и вампиром Кэссиди пастырь отправляется в дорогу, чтобы найти сбежавшего Бога и понять предназначение Генезиса, сталкиваясь с ангелами-бюрократами, секретным орденом «Грааль» во главе с герром Старром, воскрешенным Адольфом Гитлером, неуязвимым ковбоем из ада Святым Убийц и собственной моральной амбивалентностью.

Но это если смотреть на сюжет в целом. А если приглядеться поближе, то начнут вырисовываться детали, кардинально меняющие и сюжет, и даже всё же влияющие на дух. Разрушение городка, открывающее комикс, перенесено в финал первого сезона. Это позволило больше рассказать про жителей (мэра-лицемера, Юджина Рута) и показать, как власть Джесси развращает даже благие намерения. Но в то же время этот своеобразный приквел вызвал массовое раздражение пятой точки у фанатов, справедливо обвиняющих создателей в предательстве канона. В комиксе сила сразу выбирает Джесси. В сериале она взрывает неудачных носителей, включая камео Тома Круза как саентолога — мрачно-комичный ход, высмеивающий культ знаменитостей. В комиксе Кастер — "благородный дикарь". В сериале Джесси подается как нарциссичный манипулятор, чья вера в собственную избранность оправдывает жестокость. Тулип скрывает от него роман с Кэссиди не из мелодрамы, а исключительно из страха. Комикс был дорогой искупления: Джесси принимал Бога как отца-тирана, но обретал веру в человека. Сериал же хоть вышел в эпоху так называемых «тёмных адаптаций» («Ходячие мертвецы», «Каратель», «Люцифер»), больше интересовался философскими вопросами в обертке насилия. Шоу не просто критиковало институт Церкви — оно ставило вопросы о природе веры. Бог изображался трусливым деспотом, ангелы и демоны — бюрократами в костюмах, а единственная святость рождалась в поступках героев. "Проповедник" ставил вопросы, обычно избегаемые: если Бог бежал, кто виноват в зле? Можно ли быть добрым без награды?

Несмотря на это, сериал нельзя назвать хитом проката. Религиозная сатира (особенно с таким уровнем насилия) никогда не была особо популярна у верующих в большинстве своем жителей США. Да и сумбурный пилот и медленный темп первого сезона отпугнули многих потенциальных зрителей. Свою роль сыграла и разная тональность на протяжении всего сериала. Если первый сезон балансировал между драмой и чёрным юмором, то четвертый погружается в гротескный фарс. Сцены с мессией-идиотом Хамперду, оргиями Грааля напоминают пародию на самого себя в начале шоу. Насилие, вместо осмысленности, становится самоцелью, а глубокие темы тонут в хаосе многочисленных сюжетных линий.

И в итоге оказывается, что «Проповедник» — редкий сериал, где достоинства и недостатки неразделимы. Его медленный старт — плата за глубину персонажей, жестокость — часть сатиры, а хаотичность — отражение мира без Бога. Он не стал мейнстримом, как «Ходячие мертвецы», но создал небольшой культ. Он богохулен, но ищет веру. Он смешон, но лишен оптимизма. Не всё удалось: медленный старт, перегруженность провокациями и мрачный финал оставили аудиторию расколотой. Однако его наследие — в смелости тона, незабываемой химии между персонажами и визуальной изобретательности с отсылками к Тарантино, братьям Коэнам, Роберту Родригесу. Для тех, кто готов к проповеди о мире без Бога, он останется шедевром. Остальным же — примером риска, который не всегда окупается.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!