Серия «Комиксы и манга»

4

«Небесная Механика» — постапокалиптический спорт-экшен

Перед нами одиннадцатый по счету графический роман Мервана Шабана — монументальный том, который сразу выделяется на полке. После краткого пролога нас ждут двести страниц единого, непрерывного повествования. Обложка щеголяет стильным ретрофутуристическим дизайном, что сразу настраивает на нужный лад.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

СИНОПСИС: 2068 год, мир после войны. Франция лежит в руинах, пережив ядерную катастрофу, а природа постепенно отвоёвывает свои территории. Среди этого хаоса возникла небольшая коммуна Пан, своего рода демократия, поделённая на касты.

Астер, главная героиня «Небесной механики», — изгой, ведущая себя более чем странно. Их идиллию руин нарушает появление технологичной и могущественной Республики Фортуна, которая намерена аннексировать эти земли. Единственный шанс для общины фермеров — бросить вызов в «Небесной Механике», жестокой игре в мяч, которая определяет судьбу всех и каждого…

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

ВПЕЧАТЛЕНИЯ: Бывают такие работы, которые с первой же страницы вызывают симпатию — во многом благодаря той энергии, что вложил в них автор. В прошлом году таким глотком свежего воздуха стал «Надо пришить Рамиреса» Николя Петримо, в этом — «Небесная Механика». В отличие от коллеги, Мерван — уже мастер с солидным опытом, но их роднит общее прошлое в анимации, и это чувствуется в каждой линии! Его страницы буквально взрываются бешеной, кинетической энергией.

Признаюсь, сюжет про футуристический спортивный турнир (по сути, усложнённые «вышибалы) таил в себе риск быть просто фиговым листком для откровенных экшен-сцен. Это не всегда плохо, индустрия полна шикарных боевиков, но Мерван, выпускник Высшей школы декоративных искусств (и это важно!), поступает иначе. Он помещает свою историю в глобальный, проработанный мир, о котором мы узнаём ровно столько, сколько нужно. Сквозь бумагу ощущается, что он обожает эти полузатопленные урбанистические пейзажи, поглощённые буйной растительностью. Первая четверть книги — это неспешное погружение в этот очаровательный постапокалипсис, которое лишь задаёт вопросы, прежде чем настоящий сюжет стартует.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Чувствуется, что у Мервана в рюкзаке идей навалом: возрождение социумов, диктатура, экология, свобода личности, семья… Графический роман отлично экипирован, чтобы дать старт целой саге.

Щедрый объём в 200 страниц целиком оправдан быстрым, динамичным стилем автора. Здесь в игру вступает его безупречная техника, заставляющая восхищаться уместной энергией, вдохновленной манго и анимации (вспомните его товарищей по цеху: Вивса, Гатиньоля, Санлавиля). Как и другие выпускники его института (Лоффре, Корентен Руж), Мерван виртуозно сочетает любовь к дизайну со способностью выходить за рамки реализма благодаря потрясающему владению анатомией, движением и перспективой.

Очищенные, анимационные линии, постоянная игра с «камерой», экспрессивные позы и скручивания тел. Это особенно впечатляет, когда понимаешь, что в книге почти нет классических «скоростных линий» — этих обязательных атрибутов манги для передачи движения. Мерван работает по-старинке, вероятно, почти без цифры, и какой же это кайф — видеть одновременно живую, «ручную» работу и точность современного графического романа.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Я говорил о симпатии, потому что, если разобрать графический роман по косточкам, он мог бы выйти довольно общим: классический спортивный сюжет, архетипные персонажи… Но нет! Вся книга буквально дышит желанием радовать — и себя, и читателя. Как и в случае с Петримо, мы то и дело попадаем в полный WTF: здесь и дизайн на грани абсурда, и острые диалоги, и персонажи, почти все как на подбор — безумцы. В такой истории юмор был необходим, и никогда не поймёшь, что заставляет улыбаться больше — визуальная клоунада (чувствуются часы, проведенные за изучением Бастера Китона и Чаплина) или же острые словесные перепалки.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Я всегда считал, что у франко-бельгийской школы есть своя суперсила — та художественная свобода, которую крупные индустрии вроде манги или комиксов уже почти не позволяют. Такие работы, как «Небесная механика», греют душу, напоминая, что есть целая плеяда менее раскрученных, но не менее гениальных авторов уровня Ким Чжон Ги, Иммонена или Сакураи Гамон. Пока не готов назвать эту книгу графическим романом года, но это точно — самый заряжающий и бодрящий графический роман сезона! Настоящий витаминный укол для фанатов.

Графический роман «Небесная механика» на русском языке доступе в нашем издательстве.

Показать полностью 5
17

Рыцарь Печального Образа в постапокалиптическом аду

Майкл Муркок, этот вечный бунтарь и архивариус Мультиверсума, редко предлагает своим читателям простые истории. Цикл о Дориане Хоукмуне, герцоге Кёльнском, - не исключение. Это не просто постапокалиптическое фэнтези; это один из фундаментальных камней в огромной, многомерной конструкции Вечного Воителя.

Иллюстрация из графического романа «Хоукмун»

Иллюстрация из графического романа «Хоукмун»

Действие разворачивается в Европе, изуродованной Трагическим Тысячелетием - глобальной ядерной войной. Мир откатился в новое Средневековье, причудливо замешанное на обломках технологий и зарождающейся магии.

Над этим хаосом возвышается тоталитарный кошмар - Империя Гранбретань, в чьем образе Муркок, истинный «нововолновик» и ярый антифашист, не смог обойтись без параллелей с нацистской Германией, доведя её черты до сюрреалистичного гротеска. Ордена Волка, Тигра и Прочих хищников, циклопическая архитектура, психоделические цвета и чудовищные, декадентские ритуалы — всё это создаёт портрет системы, больной самой идеей абсолютного контроля.

Именно здесь разворачивается классическая для Муркока драма. Не «Великий Герой против Великого Зла», а история трагедии, манипуляции и личного бунта. Барон Мелиадус, архетипичный служитель Хаоса (пусть и в законченно тёмной его ипостаси), вживляет пленённому герцогу Хоукмуну Чёрную Жемчужину — устройство для контроля над сознанием. Идея проста: сделать из благородного противника марионетку и изнутри уничтожить последний оплот свободы — герцогство Камарг.

Иллюстрация из графического романа «Хоукмун»

Иллюстрация из графического романа «Хоукмун»

Но Муркок никогда не следует простым путям. Хоукмун - не просто жертва; в духе лучших воплощений Вечного Воителя, будь то Элрик или Корум, он - фигура трагическая, раздираемая внутренней борьбой.

Чёрная Жемчужина - это не только орудие пытки, но и символ его порабощения и его же главный стимул к освобождению. Его путь - это квинтэссенция муркоковской темы: как даже будучи пешкой в игре могущественных сил (будь то Рунный Посох или воля Барона), личность может отстоять своё право на выбор и бросить вызов самой системе.

Мир: Баланс между Порядком и Хаосом

Муркок никогда не пишет о борьбе «хороших» парней с «плохими». Его вселенная держится на извечном, хрупком балансе между силами Порядка и Хаоса. Гранбретань здесь - не просто «злая империя». Это Порядок, вывернутый наизнанку, доведённый до абсолюта и тоталитаризма. Это машина по подавлению хаотичной, живой, непредсказуемой природы человеческого духа.

Иллюстрация из графического романа «Хоукмун»

Иллюстрация из графического романа «Хоукмун»

Ей противостоит Камарг - островок не столько «добра», сколько естественного, органичного Хаоса (в муркоковском понимании этого термина - как силы свободы, творчества и жизни). Именно поэтому его защищают магия и приручённая природа (гигантские фламинго как боевой флот - гениальная находка!), в противовес мёртвой, бездушной науке Гранбретани. Это противостояние двух философий, двух цивилизаций, двух исходов для человечества после падения.

Графическая адаптация: Визуализация Мультиверсума

Французская адаптация, а теперь и русское издание графического романа «Хоукмун» от «Topcreator Publishing» - это смелая и умная попытка визуализировать этот сложный мир. Авторы отошли от психоделического гротеска Муркока, выбрав более приземлённый и мрачный ключ.

  • Гранбретань предстаёт не сюрреалистичным карнавалом ужаса, а техно-тоталитарным государством в духе антиутопий, с доминированием стали, бетона и холодных световых лучей. Это интересная трактовка: она делает зло не безумным, а системным, расчётливым и оттого ещё более пугающим.

  • Камарг визуализирован через мягкие, экологичные цвета и открытые пространства, что идеально подчёркивает его контраст с империей.

  • Персонажи прописаны блестяще. Художникам удалось ухватить самую суть: трагизм и преображение Хоукмуна, хищное, постепенно сходящее с ума величие Мелиадуса, чудовищную, киборгизированную сущность барона Калана (идеального двойника-антипода для учёного Ноблио) и поистине жуткий облик императора Гюона — гомункула в амниотической жидкости, вызывающего прямые ассоциации с навигаторами из «Дюны».

Сюжетные изменения - не недостаток, а признак здоровой адаптации. Команда сценаристов не рабски копирует текст, а интерпретирует его, делая ставку на сильные стороны графического романа «Хоукмун»: динамику, визуальные контрасты и масштабные батальные сцены.

Им удалось сохранить дух оригинала - ощущение трагического, но необходимого сопротивления тирании, где главная битва происходит не на поле боя, а в душе самого героя.

Иллюстрация из графического романа «Хоукмун»

Иллюстрация из графического романа «Хоукмун»

Итог: Графический роман «Хоукмун» - это не замена оригинальному циклу, а великолепный проводник в его вселенную.

Графическая адаптация берёт лучшие черты муркоковского мира — философскую глубину, антитоталитарный пафос, сложных персонажей - и облекает их в мощную, запоминающуюся визуальную форму, достойную наследия Вечного Воителя. И карта на форзацах книги — это тот самый изысканный штрих, который говорит: здесь живут и дышат фэнтези, здесь понимают его законы и традиции.

Показать полностью 4
14

«Хоукмун»: сага Майкла Муркока в формате комикса

После достойнейшей адаптации саги об Элрике, наконец-то пришёл черёд и другой ключевой саги Майкла Муркока! Эпичной графической адаптации «Хоукмуна» — мрачнейшего и философски насыщенного цикла, который сформировал костяк всего творчества автора.

Графический роман «Хоукмун»

Графический роман «Хоукмун»

Цикл о Дориане Хоукмуне состоит из двух легендарных арк-саг: «Рунный посох» и «Замок Брасс». Изначально это семь романов, выходивших с 1967 по 1975 год, которые большинство из нас зачитывало до дыр именно в этом порядке:

  1. «Чёрная жемчужина» (The Jewel in the Skull)

  2. «Амулет чародея» (The Mad God's Amulet)

  3. «Меч Зари» (The Sword of the Dawn)

  4. «Рунный посох» (The Runestaff)

...а затем, снова перевернув всё с ног на голову:

  1. «Замок Брасс» (Count Brass)

  2. «Защитник Гараторма» (The Champion of Garathorm)

  3. «В поисках Танелорна» (The Quest for Tanelorn)

Вот такой грандиозный и сложнейший материал ложится на плечи создателей комикса «Хоукмун». Они берутся за цикл, который в своё время возвёл фэнтези из разряда простых сказок в ранг «взрослой», мрачной и бескомпромиссной литературы.

Вселенная Хоукмуна

Постапокалиптический мир, отброшенный в новое Средневековье загадочной катастрофой, известной как «Трагическое Тысячелетие». Мир, где магия и архаичная наука сплелись воедино. В центре повествования — один из аватаров Вечного Воителя, Дориан Хоукмун, герцог Кёльна. Он становится символом сопротивления свободных народов Европы против чудовищной гегемонии Тёмной Империи Гранбретании и её выродившегося Короля-Императора.

Гранбретонцы, с их гротескными звериными масками, используют примитивную науку и «футуристичную» магию, чтобы сокрушать и порабощать целые народы. Даже могущественный Кёльн и его герцог пали. Ходят слухи, что сам Хоукмун подвергся ужасающим технологическим манипуляциям в темницах Лондры. Последний луч надежды — уединённое королевство Камарг, которым правит легендарный Граф Брас.

Наброски для графического романа «Хоукмун»

Наброски для графического романа «Хоукмун»

За сценарий отвечает Жером Ле Гри — нам он знаком по таким работам, как «Горацио д’Альба», «Маликорн» и, что особенно важно, по его великолепному владению мрачной эстетикой в «Лорде Грейвстоуне». Художественное воплощение вселенной Муркока доверено Бенуа Деллаку — блестящему соратнику Ле Гри по «Змеиному Богу» и автору потрясающего по атмосфере и детализации «Ноттингема» (Lombard).

Нельзя не отметить участие в проекте Дидье Поли — настоящего титана индустрии, известного своей работой над «Элриком» и «Проклятием», который выступил арт-директором.

После оглушительного успеха адаптации «Элрика», графический роман «Хоукмун» анонсируется как следующий гранд-проект, ибо этот эпичный цикл навсегда врезался в память нескольким поколениям читателей. Это шанс по-новому взглянуть на неустаревающее произведение, в котором миксуются постапокалипсис, научная фантастика, тёмное фэнтези и свингующие шестидесятые, — и вдохнуть в него новую жизнь, сохранив дух оригинала, но добавив современный размах.

Показать полностью 5
41

Как Роберт Говард вывел женщин Конана на новый уровень

Давайте сразу расставим точки над «i». Когда мы говорим о женщинах в саге о Конане, перед глазами встаёт чёткий, хоть и любимый, архетип: пышная красотка в шелках и драгоценностях, которая при виде могучего киммерийца сначала вскрикивает «Варвар!», а через пять минут уже обвисает у него на могучей руке в блаженном полуобмороке. Это не хорошо и не плохо — это стиль эпохи, дань жанру «меча и колдовства».

Иллюстрация из графического романа «Люди Чёрного Круга» / Конан-киммериец. Том 3

Иллюстрация из графического романа «Люди Чёрного Круга» / Конан-киммериец. Том 3

Но потом на сцене появляется Ясмина. И игра меняется.

Её имя — первый намёк на то, что всё будет иначе. Для знатока, вроде нас с вами, это не просто красивое имя. Это прямая отсылка к героине произведений Талбота Мэнди, писателя-современника Говарда, который славился своими историями о загадочном Востоке. Его Ясмина была умной, проницательной и независимой. Говард взял этот образ и вдохнул в него жизнь в своём мире.

И вот что получается: Ясмина — это не объект для спасения и не трофей. Это властная женщина, которая знает себе цену. Она дочь раджи, она привыкла командовать и принимать решения. Её реакция на Конана — это не тихий трепет, а холодный, расчётливый интерес.

Она видит в нём не просто мужчину, а инструмент. Инструмент для достижения её целей, для захвата и удержания власти. Да, Говард к концу повести («Люди Чёрного Круга») немного сбивается на привычные рельсы, наделяя её излишней эмоциональностью, но её личность, её стержень остаётся непоколебимым. Она использует Конана так же, как он использует свой меч. И в этом — её сила и её уникальность.

Иллюстрация из графического романа «Люди чёрного круга» / Конан-киммериец. Том 3

Иллюстрация из графического романа «Люди чёрного круга» / Конан-киммериец. Том 3

Но настоящий прорыв Говарда, его секретный успех этой повести, кроется даже не в самой Ясмине, а во втором плане. Речь о Гитаре и Хемсе.

Вот это, друзья мои, и есть тот самый золотой граффити на стене жанра. Гитара — служанка Ясмины, но по своей сути — её отражение в народе. Она такая же амбициозная, хитрая, умеющая манипулировать и играть на чувствах. Она влюблена, но её любовь не делает её слепой и слабой. Она борется за своего мужчину, Хемсу, с умом и решительностью, которых иной королеве не занимать.

А теперь самое главное — пара Гитара-Хемса. Это, без преувеличения, один из самых человечных и пронзительных моментов во всём творчестве Говарда.

Иллюстрация из графического романа «Люди Чёрного Круга» / Конан-киммериец. Том 3

Иллюстрация из графического романа «Люди Чёрного Круга» / Конан-киммериец. Том 3

Для автора, который чаще всего показывал любовь как мимолётную страсть или трагическую одержимость, история Гитары и Хемсы — это настоящая аномалия. И гениальная. Это не «мужчина спасает женщину». Это два взрослых человека, которые находят друг друга в аду варварской жизни. Их отношения взаимны, наполнены настоящей заботой, преданностью и трагизмом.

Обычно Говард не давал своим персонажам шанс на настоящую, зрелую связь. Чаще всего — копьё, меч и смерть. Но здесь он создал маленький, живой, пульсирующий островок настоящей любви посреди крови и предательства. Он наделил их обоих не просто функциями «подружки главного пирата», а личностью, мотивацией и человечностью. Их история заставляет сопереживать им так, как немногим другим второстепенным героям саги.

Иллюстрация из графического романа «Люди чёрного круга» / Конан-киммериец. Том 3

Иллюстрация из графического романа «Люди чёрного круга» / Конан-киммериец. Том 3

Ясмина бросает вызов архетипу «девы в беде», оставаясь при этом абсолютно говардовской, сильной и опасной женщиной. А дуэт Гитары и Хемсы и вовсе вырывается за рамки жанра, показывая, что Роберт Говард был способен на тонкую, глубокую проработку отношений, когда хотел.

«Люди Чёрного Круга» — это не просто одна из лучших повестей о Конане. Это доказательство того, что даже в жёстких рамках pulp-журналов настоящий мастер может создать нечто сложное, многогранное и бесконечно живое. И эти персонажи — его настоящая, недооценённая победа.

Графическая адаптация «Людей Чёрного Круга» входит в третий том приключений Конана-киммерийца.

Показать полностью 4
7

Постапокалиптические вышибалы

Представьте, что вы берете с полки все самые сочные популярные сюжеты последних лет — постапокалипсис, голодные игры, спорт под угрозой смерти - и заворачиваете это в невероятно красивый, будто акварельный, манга-стиль. Что получится? А получится как раз «Небесная механика» — очаровательный графический роман с уникальной внешностью.

О чем книга?

Графический роман «Небесная механика» делится ровно пополам. Первая половина — это неторопливое, почти медитативное погружение в мир. Мы знакомимся с Паном — небольшим изолированным поселением в мире после коллапса. Здесь свои правила: свои к своим, чужакам — бой. Валюта — рис. Люди ютятся в самодельных домах на деревьях и вечно голодают.

Наша проводница в этот мир — Астер. Она живет в доме на дереве, доедает последнее и с хвостом енота на одежде исследует окрестности в поисках чего-нибудь, что можно обменять на еду. Но у нее есть проблема: она всего лишь «наполовину Панская», и многие относятся к ней с предубеждением. У нее на то есть свои причины злиться на этот мир.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Единственный ее друг - это Уоллис, этакий книжный червь и верный компаньон. Они вместе занимаются сбором полезного хлама, отлично дополняя друг друга: она лезет туда, куда он не решится, а он делает то, на что не способна она.

Примерно на пятидесятой странице я поймал себя на мысли: «Слушай, мир прорисован шикарно, герои симпатичные, но где же, собственно, сюжет?». И тут, будто по сигналу, он и начинается!

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Появляются политики и пираты, а следом - ультиматум. Соседи из враждебного региона требуют от Пана платить им дань рисом. Взамен они предлагают… альтернативу. Древний и почитаемый спортивный ритуал, очень напоминающий вышибалы. Победа — значит, свобода. Поражение — отдаешь половину урожая.

Вот тут-то все и начинается по-настоящему. Вот где появляются сравнения с «Голодными играми» и где возникают настоящие ставки, угрожающие существованию всего Пана. И вся эта судьба мира решается в игре в вышибалы. Звучит безумно? Возможно. Но в этом и есть вся прелесть.

Сила — в подаче, а не в оригинальности.

Давайте честно: вы не найдете здесь ни одного абсолютно нового сюжетного хода. Это сборная солянка из сюжетов, которые мы все знаем и любим: постапокалипсис, спорт как метафора борьбы, разношерстная команда аутсайдеров.

Но вся магия «Небесной механики» - в том, как это подано. Детали идеально подогнаны, персонажи вызывают искреннюю симпатию, а читать и разглядывать это — одно удовольствие. Автор, Мерван, - сильный художник, и его стиль выбивается из общего ряда североамериканских комиксов.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Уникальный акварельный стиль Мервана

Стиль Мервана — это глубокая любовь к манге, пропущенная через призму европейской школы. Я бы поклялся, что «Мерван» — это псевдоним женщины лет тридцати, выросшей на манге 2000-х и обожающей акварель. Но нет! Мервану 44 года, и он блестяще чувствует аудиторию, выросшую на аниме и манге.

Его подход — это «персонаж впереди всего». Мир «Небесной механики» раскрывается не через гигантские экспозиционные тексты, а через мелкие, тихие сцены, через решения и действия героев. Здесь много воздуха и визуального сторителлинга, что сразу выдает в Мерване опытного аниматора. Он мастерски показывает историю через действие, а не через диалоги.

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Иллюстрация из графического романа «Небесная механика»

Но первое, что бросается в глаза, — это цвет. Весь комикс раскрашен вручную акварелью, и выглядит это потрясающе. Некоторые критики сравнивают его манеру с Тимом Сейлом («Продолжай идти», «Супермен: Во все времена»), и это сравнение не лишено смысла. Линия Мервана живая и динамичная: то она тонкая и точная для прорисовки архитектуры, то становится густой и массивной для передачи эмоций и движения. Он виртуозно создает трехмерные формы и играет со светом.

Вердикт?

Однозначно — да, особенно с визуальной точки зрения. Искусство Мервана завораживающе красиво и самобытно.

Что касается сюжета, я слегка опасаюсь, что вторая часть пойдет по слишком предсказуемому пути. Я уже примерно могу предсказать, что будет дальше. Но посмотрим, какие клише Мерван использует, а какие - обойдет стороной, чтобы создать нечто новое.

Впрочем, даже если он строго следует формуле, это еще не приговор. «Гарри Поттер» тоже не изобретал велосипед, но стал феноменом, умело собрав воедино школьную драму, магию и квиддич. У графического романа «Небесная механика» есть все шансы на аналогичный успех, ведь она создана с большой любовью и мастерством.

Показать полностью 4
7

Неожиданное переосмысление Фантомаса

В этом неожиданном переосмыслении культового персонажа французской поп-культуры творческий дуэт Рошелье-Бокке совершает почти невозможное - сохраняет дух оригинальных романов Сувестра и Аллена, при этом радикально обновляя визуальный язык.

Художница Жюли Рошелье сознательно избегает как ностальгической стилизации под газетные романы начала века, так и модных комиксных тенденций. Её акварельно-пастельная техника, напоминающая иллюстрации к детским книгам, создаёт поразительный контраст с мрачным содержанием. Этот визуальный парадокс работает блестяще - "милый" стиль лишь усиливает ощущение тревоги, когда на страницах разворачиваются кровавые события.

Фрагмент из графического романа «Гнев Фантомаса»

Фрагмент из графического романа «Гнев Фантомаса»

Оливье Бокке мастерски сводит в единый нарратив несколько оригинальных сюжетов, делая ставку на канонического Фантомаса - не благородного вора Люпена, а настоящего социопата, движимого чистой ненавистью к обществу. Сценарист намеренно оставляет действие в историческом периоде, избегая соблазна модернизации, что придаёт истории дополнительную убедительность.

Особенно интересна трактовка "воскрешения" персонажа - здесь Фантомас буквально возвращается после гильотинирования, что отсылает к мифологическому статусу этого антигероя. Визуальные решения Рошелье (особенно в сценах насилия) демонстрируют тонкое понимание природы комикса - иногда намёк страшнее откровенного изображения.

Фрагмент из графического романа «Гнев Фантомаса»

Фрагмент из графического романа «Гнев Фантомаса»

Графический роман «Гнев Фантомаса»- не только удачная адаптация, но и умная полемика со всей медийной историей персонажа: от пародийных фильмов 1960-х до забытых телеадаптаций 1980-х. Была сделана ставка на взрослую аудиторию, и этот риск оправдался - перед нами один из самых атмосферных французских комиксов последнего десятилетия.

Показать полностью 2
4

«Дочь ледяного великана» – графический роман, достойный наследия Роберта Говарда

Графический роман «Дочь ледяного великана» – значимое событие для всех ценителей подлинной героической фэнтези. Адаптированный и проиллюстрированный Робином Рехтом, этот комикс не просто пересказывает историю о Конане, а воссоздает ту самую мрачную и величественную атмосферу, которая отличала оригинальные произведения Роберта Говарда.

Фрагмент из графического романа «Дочь ледяного великана»

Фрагмент из графического романа «Дочь ледяного великана»

Сюжет переносит нас в ледяные пустоши, где разворачивается древний кровавый ритуал. Два клана воинов сходятся в смертельной битве, а победитель получает сомнительную привилегию – предстать перед Атали, дочерью ледяного великана. Эта богиня-соблазнительница, одновременно прекрасная и смертоносная, выбирает себе жертву среди выживших, чтобы принести ее в дар своему отцу. И вот теперь на ее пути встает Конан – не просто варвар, но человек, чья воля крепче льда, а инстинкт выживания сильнее любых чар.

Фрагмент из графического романа «Дочь ледяного великана»

Фрагмент из графического романа «Дочь ледяного великана»

В этом произведении есть все, что делает вселенную Говарда уникальной: мифологическая глубина древних обрядов, напряженные и жестокие схватки, роковая эротика, где соблазн становится испытанием, и, конечно, философия варвара, который бросает вызов даже богам.

«Дочь ледяного великана» – это не просто комикс. Это возвращение к истокам жанра, где нет четких границ между героизмом и жестокостью, между страстью и смертью. Для тех, кто ценит подлинный дух произведений Говарда, этот графический роман обязателен к прочтению.

«Дочь ледяного великана» входит во второй том саги о приключениях Конана-киммерийца.

Показать полностью 2
46

Мрачная фэнтези-дистопия от Майкла Муркока

Это графический роман, созданный по вселенной Майкла Муркока. Адаптацией и сценарием занимался Жером Ле Гри, рисунки выполнили Бенуа Делак и Дидье Поли, а цвета — Бруно Татти при участии Анжелины Родригес.

Моё первое знакомство с Мультивселенной произошло в подростковом возрасте через романы Майкла Муркока в жанре фэнтези. Представьте мое удивление, когда (по меркам моего возраста — «недавно», то есть меньше семи лет назад) тот же концепт появился в фильмах и сериалах вселенной Marvel. Я даже начал сомневаться, что мультивселенная Муркока называлась так же, но нет — это прежде всего научный термин. Так что можете смело использовать его в своих историях.

У Муркока в каждой реальности Мультивселенной есть свой Вечный Воитель — персонаж с общими чертами: один или несколько Спутников, сложные и часто трагические любовные линии, меч (или артефакт, несущий воинственный и мистический смысл), а также связующая все миры Танэлорн — город, возникающий во всех измерениях. Элрик из Мелнибоне, безусловно, самый известный из этих героев, но есть и другие: Джерри Корнелиус, Эрекосэ, Корум… и Хоукмун.

Снова в школу!

Из всех книг Муркока мне довелось прочитать только циклы про Элрика и Хоукмуна, да и то не полностью — всего четыре или пять томов, которые потом затерялись. Я уже не могу вспомнить детали, но один момент врезался в память: гранбретонцы делятся на касты, различающиеся звериными шлемами и масками (и тут я не могу удержаться, чтобы не напомнить, как прекрасно выглядит первый экран ролевой игры по мотивам цикла — с иллюстрацией Юбера де Лартига).

Например, представители касты Кабанов носят латные доспехи, превращающие их в двуногих вепрей, что, согласитесь, говорит о фанатичной преданности и мощной идеологической обработке. Такими деталями Муркок мастерски создает мрачную и опасную атмосферу, делая гранбретонцев куда более жуткими, чем мелнибонéйцы — те хотя бы могут оправдаться тем, что не совсем люди.

Наброски из графического романа "Хоукмун"

Наброски из графического романа "Хоукмун"

Но я забываю о главном: кто такие гранбретонцы? (Хотя, полагаю, вы уже догадались.) Цикл о Дориане Хоукмуне стартовал в 1967 году, после первых книг про Элрика (с 1961-го). Если в случае с Мелнибоне Муркок метафорически изображал Великобританию как декадентскую и беспощадную империю, то здесь Зло исходит прямо с Британских островов.

Иллюстрации из графического романа "Хоукмун"

Иллюстрации из графического романа "Хоукмун"

Мир графического романа "Хоукмун" — это дистопия, действие которой разворачивается в пост-апокалиптической Европе, откатившейся в средневековье и разделенной на враждующие королевства. Эта эпоха носит название «Трагическое Тысячелетие». Как и Элрик, Хоукмун — дворянин, сын герцога Кёльнского (Германия). Великобритания, превратившаяся в империю Гранбретан, решила завоевать весь континент, и к началу книги война уже полыхает повсюду. Войска Дориана терпят поражение из-за коварства гранбретонцев, а сам Вечный Чемпион оказывается в застенках Лондры — в готической башне рядом с остроконечным Биг-Беном. Надежда на лучшее кажется призрачной — это почти что дарк-фэнтези.

Иллюстрации из графического романа "Хоукмун"

Иллюстрации из графического романа "Хоукмун"

Поскольку мир Хокмуна основан на нашей Земле, магии здесь нет (или почти нет). Муркок заменил её наукой и технологиями: даже если армии сражаются на мечах и верхом, им помогают дроны и энергетическое оружие. За варварским антуражем скрывается лёгкий стимпанк.

После успешной адаптации Элрика, французы Glénat логично взялись за Хоукмуна, но на этот раз без предисловия от известного автора и без вводного экскурса. Однако это не мешает пониманию — читатель, знакомый с франко-бельгийской традицией комиксов, сразу почувствует себя как дома. Ритм стремительный, приключения следуют одно за другим, рисунок четкий, а реплики и пояснения удачно вписаны туда, где картинки недоговаривают.

Чтобы усилить мрачную и безысходную атмосферу угасающей Европы, некоторые развороты выполнены на чёрном фоне. Эффектный сторителлинг, грандиозные декорации, динамичные сцены боёв, выразительные «баблы» реплик и сплэш-страницы - всё это делает графический роман образцом развлекательного комикса.

Иллюстрации из графического романа "Хоукмун"

Иллюстрации из графического романа "Хоукмун"

Когда действие переносится в Камарг, который напоминает галльскую деревушку, всё ещё сопротивляющуюся захватчикам, погода становится мягче. Залитые солнцем владения кажутся оазисом покоя, что отчасти напоминает городские пейзажи из «Саги о рыцарях-драконах».

Хоукмун — не угнетатель, а безупречный герой, движимый моралью и волей. Не исключено, что Муркок вложил сюда отсылки к Первой или Второй мировой.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!