Заметки гайдзина
3 поста
3 поста
Заметил что японцы любят использовать экзаменационные тесты в формате:
утверждение и два варианта ответа "Ок/Одобряю","Не ОК/Не одобряю".
В отличии от наших тестов которые гоняют по теории, японские тесты частенько
смещаются в проверку здравого смысла.
Например, вопрос по ПДД формулируется примерно следующим образом:
- Я еду и вижу впереди стоит человек у пешеходного перехода. Он не переходит.
Я поддал газу чтобы побыстрее проехать и пропустить пешехода.
И два варианта:
- O (кружок. Типа Ок, одобряю, правильно)
- X (крестик. Не ок, не одобряю, не правильно).
У нас бы он выглядел как-то так.
- Вы видите человек у пешеходного перехода, который стоит и не переходит.
Что вам следует сделать?
а) поддать газу чтобы побыстрее проехать и пропустить пешехода
б) притормозить и проехать, готовясь остановиться в случае чего
в) ...
г) ...
И вроде бы это одно и то же. Но есть нюанс.
Во 1-ых, в японском тесте нет подсказки в виде вариантов ответа.
Во 2-ых, он как бы инвертирован. По сути вы видите ответ, а не вопрос, и вам нужно пометить его - правильный или нет.
Т.е. экзаменатор создали образ некого "эталонного водителя" и проверяют понимаете ли вы его мышление.
(а может все проще и так сделано чтоб не придумывать неправильные варианты ответов)
Кстати, 1 из 10 вопросов при конвертировании прав из иностранных в японские был таким (без шуток):
Японские авто крайне надежны и не требуют обслуживания.
(Japanese cars are well manufactured and don't need maintenance)
-O
-X
Помню на работе был тест по безопасности и там был примерно такой вопрос:
- Сегодня пятница. Системный администратор уходит в отпуск с понедельника на неделю. Поэтому я запустил все обновления безопасности и поставил обновлятся систему.
- О
- Х
Не помню какой был правильный ответ, но пришлось подумать какие еще тут могут быть варианты.
Есть такое слово "кайдзен" 改善, что переводится как "улучшение" или "улучшать".
Вне Японии под этим словом понимается японская философия или методология постоянного улучшения. Т.е. каждый день, по чуть-чуть, ползет улитка по склону Фудзи, тьфу, производятся улучшения.
Одним из подходов кайдзена является стандартизация. Берется какой-то процесс и описывается правилами, то бишь стандартизируется. Все выполняют процесс по этим правилам. Когда случается какая-то проблема или брак. Все дружно собираются, решают проблему и переписывают правила так, чтоб проблема не возникала, т.е вносят улучшения и закрепляют результат. Звучит вполне здраво.
Удалось мне на себе испытать эту стандартизацию.
Приняли меня на работу, а там - у всех разработчиков одни и те же компьютеры, одна и та же ОС, одни и те же программы установлены. Своего ничего ставить нельзя.
И вот установлена у тебя IDE VSCode, которая мягко говоря на любителя. И сменить ты ее не можешь, из-за тебя стандарт менять не будут, т.к. остальным норм. Переучивайся на что есть.
Ты привык рисовать схемки? Не установлен такой софт. Ставить его не будем, а вдруг там вирусы. Зачем вышестоящим такая ответственность. Вот есть excel, там есть схемы.
Хочешь ты опробовать какой-то новый инструмент, чтоб не отставать от инноваций, а не получится. Ничего ставить то нельзя. Играйся дома, а на работе работу работай.
Как в таких условиях вносить улучшения методология умалчивает.
Я проработал чуть больше года в Токио программистом в японской компании (далее ЯК) и хочу поделиться наблюдениями.
- В ЯК есть 2 важные вещи: это правила и субординация. Эффективность, качество и т.п. никого не интересует. Это все сказки для лохов извне. Об этом говорят, но мало кто что-то делает.
- Если вы не выполняете правила, какими бы они тупыми не были, это повод вас уволить. Не включайте логику, она будет вам только мешать.
- Правила должны выполнять все, особенных нет.
- "Я начальник - ты дурак" основа японского офиса. Кто выше статусом - тот и прав. Спорить с начальством прямой путь к увольнению. Линейный персонал это бесправная биомасса к которой не прислушивается никто.
- Японцы безропотно делают любую тупую и даже бесполезную работу.
Вопросом "зачем?" задаваться нет смысла, потому что см. пункт выше.
- Отсюда и пресловутые переработки. Зачем париться над процессом, если можно просто оставить вас на пару часиков после работы.
- excel, excel, сука, везде excel. Учет сроков в эксель, описание задачи в excel, тесткейсы - да, вы угадали - в excel.
- Подчиненные считаются "продолжением рук начальства", и должны не думать, а выполнять инструкции начальника. По любой мелочи надо советоваться с начальством. Автономия не только не приветствуется, но и всячески порицается.
- Размазывание ответственности достигает небывалых масштабов. Вы советуетесь со своим начальником, он советуется еще с двумя, потом подключается 4-ый. Никто из них не в контексте проблемы, но посоветоваться размазать ответственность надо. В итоге ...
- Все делается ооочень медленно. Типичная задача которая в России делается минут за 30, как-то обсуждалась целую неделю(!), с перерывами конечно. (Нужно было просто добавить колонку в немного нагруженную таблицу). В итоге после всех совещаний мой начальник обосрался и выдал забагованный код. Я не мог на это смотреть и за 5 мин ему все исправил. И он радостный забрал все лавры себе.
- ЯК очень сильно заботится о своем имидже. В создание образа успешности вкладывается много сил и денег. Рассказывать о внутреннем устройстве компании или, упаси госпади, выкладывать фотки изнутри является крайне серьезным нарушением за которое скорее всего уволят. Не дай бог кто-то извне узнает реальное положение дел.
- Фразы вроде "мне что больше всех надо", "это не моя проблема" или колкости это прямой путь к увольнению. На самом деле никому ничего не надо, но все отлично делают вид.
- Все что написано на сайте нашей компании о том какие у нас ценности, какая культура в компании, как мы работаем - полная чушь.
- Главный слоган компании "Мы строим будущее %названии индустрии%", при это используются технологии 10 летней давности, а менеджмент застрял где-то в 90х.
- Если вы не хотите делать какую-то работу, ни в коем случае нельзя об этом говорить напрямую. Нужны уловки и хитрости. Например, сделайте работу из рук вон хреново, так чтоб вам не хотелось ее поручать. Но при этом обязательно делайте вид что стараетесь и не подавайте виду.
- Умение "делать вид" один из важнейших навыков выживания в ЯК и в Японии в целом.
Никто не вспомнит что вы затащили какую-то проблему, но зато вспомнят как вы сказали что-то не так начальству.
- Мои коллеги на работе были нейтральны, вежливы и на работе говорили только о работе. Сначала было неприятно, будто общаешься с роботами. Но как-то раз они набухались на корпоративе и из них полилось такое говно. После этого я рад что они общаются как роботы.
- Общаются они нейтрально и вежливо не потому что такие умиротворённые и сознательные, а потому что иначе система их будет карать. См. пункты выше.
- Ваши коллеги вам не друзья. Японцы очень хорошо скрывают свои эмоции и намерения. Даже те с кем у вас (якобы) хорошие отношения возможно доносят и копают под вас.
10 марта заказал в exist.ru тормозные диски, сразу же их оплатил, доставку рассчитали на 14 марта.
В день выдачи 14-го, дата доставки сменилась на 17-ое, а затем позвонили и сказали что везти заказ не будут и нужно перезаказать по большей цене.
Проблема похоже имеет массовый характер.
Помню только 1 сцену.
Показывают хакера в своем логово перед компьютером. В помещение начинают ломиться менты. Хакер начинает уничтожать улики: проводит магнитом по жестким дискам, кидает CD-диски в микроволновку. В последний момент, когда менты уже ворвались, он поворачивается к ним, а на мониторе вместо каких-то данных отображается только американский флаг.
Фильм времен ЭЛТ-мониторов и CD-дисков, скорее всего американский. Точно не }{отт@бь)ч.
UPD: Земное ядро (2003)