Начало здесь: Крафтовая пивоварня.
Цель моего повествования – бизнес дневник, советы/взгляды со стороны. Поиск совместных решений. В пивоварне я работаю уже почти два месяца, поэтому постараюсь вкратце изложить мои мозго/телодвижения за этот период, а далее будут публикации по временному факту событий.
Что бы вы понимали мои компетенции, расскажу как меня принимали на работу. У меня есть опыт предпринимательства, где я с нуля открывал пельменный и кондитерский цех, кафе, ларьки и магазин. С пивным производством я столкнулся впервые. Но где то слышал, что все системы в бизнесе примерно одинаковы, отличаются лишь процентов на двадцать. Ну и конечно бизнес – это прежде всего продажи.
Поэтому, когда мне первый раз показывали пивоварню изнутри, я смотрел на варочники и танки, как баран на новые ворота. Было очень неуютно, первая мысль была, что нужно искать работу в производстве, которое мне знакомо. Попробовали пиво с танка, оно было вкусным (кстати пиво я люблю и как позже оказалось в основном пил бесвкусное из магазина).
Приехав домой, я начал шерстить интернет, анализировать рынок, продукт, каналы продаж и тд.
Первое что мне понравилось – это маржинальность. Я нашел на сайте Good Beer (номер два в Украине по количеству точек – 192 торговые точки) финансовые расчеты. Было видно, что расчеты притянуты за уши, но мне понравилась торговая наценка в рознице – 100 %. Для сравнения, например в кондитерском магазине средняя наценка составляет не более 40%.
Второе. Хоть кажется, что на рынке есть устойчивые и крупные лидеры (например «Море пива» - 360 точек), сам формат розничной продажи пива на вынос – ущербный, так называемый магазин почти весь день простаивает и лишь за вечер делает кассу. Зимой большинство пивных магазинов работают в лучшем случае в ноль, с надеждой ожидая лета.
Так же, благодаря довольно низкому порогу открытия новой точки, конкуренция увеличивается с каждым годом. Особенно добивают картину магазинчики однолетки, которые на энтузиазме маржи и желания легких денег, открываются весной и банкроятся осенью, все же успевая нагадить сетевой рознице. Все это приводит к снижению чистой прибыли каждого пивного магазина. И тенденция будет по все видимости продолжаться.
Поэтому, с одной стороны создается впечатление, что строить розничную сеть дело не перспективное, а с другой, если придумать новую концепцию – то можно построить интересный канал продаж. Одна розничная точка в среднем в день продает порядка 100 литров пива (а это практически вся производительность нашей пивоварни). Хотя конечно точка торговать только нашим пивом не сможет, но для расчетов показатели не плохие.
Еще про маржинальность. Отвечал в комментах прошлого поста, продублирую здесь. На заводе производящий в месяц 600-800 тонн пива, себестоимость 0,16 $, продают они его за 0,3 $, оптом оно стоит 0,6 $, а в рознице 1,2 $.
Ну и третье, чем я себя утешил – если строить розничную сеть магазинов, это мне знакомо и есть большое желание потягаться мозгами против крупных устоявшихся лидеров, при условии, что мои планы поддержит собственник пивоварни.
Я приехал к собственнику через несколько дней, предложил план продаж в виде построении сети пивных магазинов с новой концепцией. Навскидку предложил совместить два формата в один магазин – магазин пива и пиццы на вынос. Написал зарплату, которая меня устраивает (в два раза больше, чем мне предложили на собеседовании). Сразу (по всей видимости из-за зарплаты мне отказали. Но через 2 дня мне позвонили, сообщили, что мое предложение принято.
Итак я (в теории) разделил бизнес на подразделения и обозначил на сегодняшний день главные задачи:
ПРОИЗВОДСТВО
1. Создание бренда пиву:
- буклет, рассказывающий о нас и наших конкурентных преимуществах;
- ввод стеклянных бутылок (лучший вариант для презентации);
- создание модных этикеток на бутылку, ПЭТ бутылку, кегу
2. Создание дешевого продукта
ОПТ
1. Создание и тестирование первого кегератора из бытового холодильника;
2. Подготовить специальное предложение для несетевых пивных магазинов;
РОЗНИЦА
1. Просчет новой концепции будущего нашего магазина;
2. Поиск помещения.
Продолжение следует