moredarker

moredarker

пикабушник
6120 рейтинг 49 подписчиков 3464 комментария 44 поста 4 в "горячем"
7

Достоин ли Колин Фаррелл лавров Шона Бина?

Достоин ли Колин Фаррелл лавров Шона Бина? Колин Фаррелл, Шон Бин, Амплуа, Актеры

Так, ребятки, назрел реально важный вопрос. Досматривая вчера фильм с Колином, поймал себя на мысли, что уж больно часто этот парень погибает в кадре. Ок, такая себе выборка, но я прикинул... лично наблюдал 8 ½ смертей (половинка от Семи психопатов), примерно треть фильмографии. Довольно много, у старины Бина больше в абсолютных цифрах, но меньше - в относительных [1]; нельзя же сравнивать мастодонтов вроде Хёрта с ~200 ролями за карьеру. И ещё момент - одно дело, когда в боевичке отлетает очередной штурмовичок, и другое - когда трагический персонаж, и снова невыносимо жаль... Так сформировалось ли амплуа "этот с бровками домиком не доживёт до титров", либо статистически незначимо, как у любого регулярно снимающегося актёра [2]?

З.Ы. Хотелось сделать обзор, но во-первых, спойлеры, во-вторых, мб будет интересно самостоятельно подсчитать.


З.З.Ы. Ролей у него конечно больше 24, старался не учитывать эпизоды, хотя бы второстепенные роли.

-5

Чехов, хохлы и вишня

Чехов, хохлы и вишня Чехов, Вишневый сад, Украинцы, Вишня, Бунин, Длиннопост

Что, казалось бы, их объединяет, да. Начну издалека. Когда разводятся семьи, начинает мерзкий процесс с "это я купил" и "моя кружка". Ну а когда разваливаются страны, истории похожие. Взять хотя бы памятник Владимиру в Москве - казалось бы, какое отношение имеет киевский князь и креститель Руси к этому городу и государству, при нём ещё не существовавших (подавался он именно так [1]); видимо, такое же, как Чехов к Украине... Не суть.
Родился А.П. в Таганроге, тогда относившемуся к Екатеринославской (ныне Днепр) губернии, позже переданного в область Донского казачьего войска. Город приграничный, нестарый, смешанного населения (отец писателя - крестьянин из-под Воронежа [2]), что и вылилось, например, в нахождении в составе УССР в первые годы советской власти [3].
Судя по письмам, Чехов предстает нешуточным украинофилом, причем отпуская в сторону России и Москвы, в частности, довольно резкие заявления, если оценивать по современным буквалистким меркам. Чего стоит одна эта фраза:

Итак, я еду в Украйну (sic!), а Вы, крокодил, остаетесь в тундре... [4]
Впрочем, это направление меня мало интересует, можете самостоятельно ознакомиться (хотя оно и навело на идею поста), да хотя бы с этими двумя ангажированными статьями [5] и [6]. Добавлю лишь, что мовой А.П. владел, однако ни одного произведения на ней оставил. Причиной тому общественно-политическая ситуация или личное художественное решение, неизвестно.
Но должны же быть следы в творчестве при таком складе личности. Читаешь Гоголя - сразу видно откуда человек; Баженова, Лескова и т.д. При чём человек пишет такую вещь, как Сахалин; неужели не нашлось рiдных мотивов? Есть Степь... ну, это такое.
После долгих (пять минут :) поисков тем удивительней ответ, который маячит перед глазами. Вишнёвый сад. Частичка прежней жизни, символ упадка дворянства, а то и всей России - как заставляли писать нас в школьных сочинениях. Слово Бунину:
Тут я часто втайне думал, что ему и впрямь не следовало бы писать про дворян, про помещичьи усадьбы, — он их и точно не знал, за всю жизнь пожил, кажется, только один раз в помещичьей усадьбе под Харьковом, у некоего Л., причем этот Л. был уже совсем не помещик в обычном смысле этого слова, а типичный интеллигент, живший у себя в усадьбе, как дачник. Это незнание сказывалось и в «Дяде Ване», и тогда, когда он (позднее) написал «Вишневый сад». Помещики там из рук вон плохи. Героиня, будто бы рожденная в помещичьей среде, ни единой чертой не связана с этой средой, никак не могла выйти из нее — написана только для того, чтобы была роль Книппер. Фирс — верх банальности, а его слова: «человека забыли» — только под занавес. Да и где это были сады, сплошь состоящие из вишен?

Только при малорусских хатах — две-три вишни, «вишневый садок»
. И зачем понадобилось Лопахину, фигуре тоже, кстати сказать, очень театральной, рубить этот вишневый сад, если только он, действительно, существовал? Зачем он стал бы уничтожать прибыльное дело? Фабрику на месте вишневого сада строить? Все это, вообще, очень наивно, и нужна порядочная глупость и невежественность публики, чтобы и до сих пор восхищаться огромными бумажными цветами, которыми цветет этот вишневый сад в «Художественном театре»... [7]
Бунин, к слову, натуральный ретроград и шарить в хрусте французской булки обязан по происхождению. Неплохо накинул, уж моё почтение. Действительно, что мог представить интеллигент-дачник, природный малорос Чехов, как не такой сад? Говорят, в его личной библиотеке был Кобзарь Шевченко; а навернув вареников с вишней, как не затянуть:
Садок вишневий коло хати,
Хрущі над вишнями гудуть,
Плугатарі з плугами йдуть,
Співають ідучи дівчата,
А матері вечерять ждуть. [8]
Ну хорошо, кто-то выдал патент на вишню и сады украинцам? Вроде нет, но растение по происхождению южное [9], морозостойкие сорта выводились на месте. Первое упоминание - в XII в., когда князь Андрей Боголюбский из нелюбимого (сжёг-с) Киева привёз саженцы и разбил сад (не то чтобы именно тот существует до сих пор, но тем не менее [10]). До XVI в. выращивалась в царских дворах и при монастырях, в Домострое рекомендовалось её культивировать. И лишь в XIX в. она становится промышленным сортом [11] и [12].
Есть одна яркая сцена в пьесе, с вырубкой и продажей сада. Она легко объясняется через фольклор, вот только не русский (которого практически нет по сабжу), а украинский. Вишня - оберег, поэтому росла возле каждой хаты. А когда хозяин переезжал, то... срубал её [13]. Ой-ёй, глубокий смысл и провидчества...
З.Ы. Раз поднял такую тему, с плодами, классами и пророчествами, то не могу удержаться насчёт Крыжовника, одного из моих любимых рассказов у А.П. В общем, нажористый, высокоурожайный, английский сорт этого кустарника - символ среднего класса по тем временам [14]. И если сопоставить его с сюжетом, то получится сатира на потреблядство; в современных реалиях - кредит на айфон. Здорово, правда?


[13] никак не хочет вставляться (из-за домена):

https://myphs.jimdo com/2013/07/23/%D0%B2%D0%B8%D1%88%D0%BD%D1%8F/

Показать полностью
83

Разве вас не смущали праправнуки?

Признайтесь, топорное словечко. По мере отдаления родства ещё хуже. Как посчитаться на родовой манер до седьмого колена? Приходится уповать на великий и могучий, может, завалялось словечко... И не напрасно.


Читаю, значит, грамоты Молдавского княжества XV в. на (церковно)славянском языке местного извода (не спрашивайте, как я дошёл до этого). Типичный образец:

панъ Косте Враничъ... своею доброю волею... продалъ свое село... на име Лужане, шо сутъ пониже Рипужници, на Пруте... а продалъ ихъ пану Витолту, за чотыри ста злати турецкых... ничого собе не оставлеючи... со всимъ доходомъ, ему и детемъ его, и унучатомъ его, и преунучатомъ его, и прешчюрятомъ его и въсему роду его, непорушено николи, на веки.
Разве вас не смущали праправнуки? Пращурята, Лингвистика, Грамота, Древнерусский язык, Украинский язык, Белорусский язык, Молдавское княжество, Длиннопост

Так, стоп. Кому? Прешчюрятомъ? Это ещё кто? Фраза похожа на обычный оборот, нахожу другие случаи употребления, но с иным написанием слова:

Разве вас не смущали праправнуки? Пращурята, Лингвистика, Грамота, Древнерусский язык, Украинский язык, Белорусский язык, Молдавское княжество, Длиннопост

Хм... Смотрю, как перевели румыны - răstrănepoților [рэстрэнепоцилор]. Непот, очевидно, либо племянник, либо внук, но рэстре ни в одном словаре нет. Что за... пращурята!


За пряунучатами (тоже варьируется) в порядке наследования ищут пращурята, праправнуки то бишь. Если есть пращуры, предки, то должны быть и пращурята. Ай да молдаване. Но они ли? Как минимум, слово выглядит странно [1]. Суффикс -ат- используется для слов типа медвеж-онок для образования множественного числа [2]. Медвеж-ат-а. Внучата (от внучонка). Но пращурёнок не встречается [3] (с. 45). Возможно по аналогии перенесено в конкретной фразе и это неразговорное слово?


Нужно уточнить, что язык молдавских грамот - западнорусский, на котором некоторое время вели дела в соседнем Великолитовском княжестве. С некоторыми особенностями (подробнее почитать [4], историографию вопроса [5]; о том, с какой радости вообще использовался русский и каковы последствия [6]). Возможны три варианта: либо слово диалектизм, либо всплывёт позже в белорусском и украинском, либо уже было в древнерусском (тогда - и в русском). Первый вариант маловероятен, как правило это термины и специфические понятия, часто румынского происхождения (список).


Гугл выдаёт нам 10 употреблений формы пращурят (по 5 употреблений на русском в современном тексте и 5 случаев копипасты одной цитаты - на белорусском). Пращурята - 51 раз. Среди которых, например, в одном крайне сомнительном источнике вариант пращуреня, который употребляется по разу (в украинском и беларуском тексте). Его использует один автор славянского фэнтези, другой - для сказок. Может быть, слово придумано заново?


У Даля его нет, но сказано, что пращуром можно называть и праправнуков, и прапрадедов; и даже пра(пра)щуры бывают! Но оно зафиксировано (с. 33) в 1803 г. в Вологодской губернии, есть в старорусском тексте XVI в.:

И по той де полной служатъ у него прашурята Худякъ Есиповъ сынъ з женою с Анницою...

и того же периода - западнорусском (с. 18):

не только матка маткомъ але бабкомъ и прабабкамъ маткою была дождавши прашуратъ т. е. четвертаго поколеня

Ну что, осталось найти грамотку, только древнерусскую. К сожалению, попалось только в единственном числе (пращуръ/пращюръ) в значении потомка, причем как шестого:

...правнукъ Ярославль, праправнукъ Ярославль, препраправнукъ Всеволожь, пращуръ Юрья Долгорукаго, прапращуръ Владимера Маномаха, препрапращурь Всеволожъ Ярославича Владимерича. Ник. лет. XI, 2. 1363

и

...правнука Всеволожа, праправнука Святославля, препраправнука Олгова, пращура Святославля, прапращура Ярославля, препрапращура великаго Владимера. Там же, 11. 1368

так и четвертого колена:

...правнука Ярославля, пращюра великаго Володимира, хрстившего всю землю Рускую. Ипат. лет., 383. 1149

Древнейшие списки Ипатьевской летописи начала XIV в., Никоновской - XVI в. (цитирую по Словарю древнерусского языка, М., 1992: Наука [7])


Помните странное румынское слово? С непотом разобрались, с рэстрэ - нет. Среди романских языков в румынском наименьший процент германизмов и высокий - исконной лексики. Так вот, пациент - это изменившаяся (согласно переходу а -> ă [8]) форма множественного числа латинского rastra, в единственном числе - rastrum [9]. Это такой инструмент для письма, с пятью зубцами, чтобы чертить ровные нотные станы [10]. Смекаете? Посчитаем колена: сыновья - первое, внуки - второе, правнуки - третье, праправнуки - четвёртое. Стоит ли делать ещё один шаг? Не думаю, ведь предшествующее переводное strănepoților чётко переводится как правнук. Оу, подождите-ка... Что, если ră - обычная приставка типа "повтор" или "очень"  [11]?.. Забыли про раштр.


И ещё о суффиксе -ят-/-ат- (<*ęt). Он общий для славянских языков, с его помощью образованы такие слова, как болгарское качета (бочонок), сербское звонцета (колокольчик), близкое разбираемому древнерусское отрочата; в польском и украинском особо любимы: nożęta - ноженята, oczęta - оченята, rączęta - рученята [12] (с. 178).


Выводы такие: 1) слово древнее; 2) первые употребления строго в значении праправнука, потомка четвертого колена; 3) слово изящное, мне нра:) 4) слово забыто, есть попытки его популяризовать.


Прошу уважаемых лингвистов @klapaucjusz и @szoczek, если их не затруднит, отрецензировать мой первый опус по теме:)

Показать полностью
3

Поломались обсуждения

Ку.

Наблюдаю с сегодняшнего дня такую картину в моих обсуждениях:

Поломались обсуждения Мои обсуждения, Баг

Это старые посты, не меньше трёх месяцев. Потыкал в них, почитал комменты, обновил - не помогает. Потыкал крестики - но там много всего, устал после 5 страничек( Написал чёт в новом посте - новые сообщения из него не появляются тут. Мб в настройках что-то случайно тыкнул - да вроде нет нигде такой обратной сортировки. Чё делать-то?


Софт - Опера 58, ОС - win 7.


upd.: пока читал посты в багрепортах, починилось. Что за магия?

32

Комикс по Халфе от руки школоты

Тут @Bombardir19 так умаялся при уборке, что забыл перевернуть и отсортировать картинки... Как тут не помочь пикабушнику, тем более у самого что-то похожее было в детстве (не рисовал, но что-то в духе заполнить тетрадку рандомной хернёй).

Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Комикс по Халфе от руки школоты Half-Life, Shepard, Длиннопост, Школота, Ностальгия, Комиксы
Показать полностью 24
4

Кино о современном левом движении

AS (ante scriptum :) - постов вроде последнего вряд ли будет, подписавшиеся из-за него извините, но мне лень:)

Кино о современном левом движении Санкара, Сапатисты, Рабочие, Социализм, Подборка, Документальный фильм, Анархия, Революция

Часто можно услышать в постах околополитической направленности, что коммунизм (социализм, левая идеология вообще) изжила себя, всё в прошлом, хотите как в Северной Корее и такое прочее. Последним романтиком сего движения является якобы Че Гевара (о зарождении его взглядов неплохо художественно снимали), антигероем - Пол Пот. Но так ли это? На моей памяти как минимум три годных документальных фильмов более позднего времени: о Тома Санкара, пытавшегося построить справедливое общество в Африке в восьмидесятых, о сапатистах, мексиканских повстанцах девяностых и об аргентинских рабочих, захватывавших фабрики после оглушительного дефолта нулевых. А что попадалось вам, желательно документальное?


PS: на пикабу по теме этих персон было раз и два.

385

Российское кино глазами Запада. Брат

Российское кино глазами Запада. Брат Imdb, Данила Багров, Брат, Балабанов, Рецензия, Исследователи форумов, Драма, Запад, Длиннопост

Идея поста возникла во время просмотра популярных в последнее время роликов "Российское явление N глазами иностранцев". Что-то в них есть... кое-какие умники называют это "комплексом провинциала"; кто-то обязательно напишет "с подключением"; или отправит в Исследователи форумов - ну и ладно. Знакомых негров нет, да и пара человек - так себе выборка, буду использовать зарубежный аналог кинопоиска - imdb. Некоторое количество соотечественников явно им пользуется, но всё же буду шерстить рецензии, кои исключительно на английском, стараясь исключить пояснения наших.


Открываю я, значит, поиск imdb, указываю фильтром фильмы, снятые в России и на русском языке, сортирую по количеству оценок - та-дам, самый известный российский фильм четвёртая часть Миссии невыполнима, которая немного в Москве :) [ссылки на фильмах в кинопоиск, на режиссёрах - в вики] На самом деле, Хардкор Найшуллера знатно пошумел - 6.7 оценка, 74к голосовавших. Пробежавшись глазами (первые 50 позиций - чисто символически, рейтинг становится маргинальным ("широко известным в узких кругах") уже после 30-й - 6.5к оценок, после 40-й - 5к), в первую очередь замечаешь отсутствие советской классики (она отдельно идёт, как Soviet Union, и там ситуация не лучше), коей забит топ-250 кинопоиска. Во-вторых, добрая половина - фестивальное кино, Левиафан третий в топе с 41к оценок, Звягинцева вообще облизывают - в десятке и его Возвращение с Нелюбовью, недалеко от них Елена с Изгнанием; также в топ-10 присутствует Сокуров (Русский ковчег, тот знаменитый фильм с массовыми сценами без склеек одним надроченным дублем). Второй по популярности - Михалков с его опусами (Утомлённые солнцем, Цирюльник, 12), третий - Балабанов (оба Брата, Груз 200, Жмурки).


С отдельными вещами есть Лунгин (Остров), Быков (Дурак), Кукушка, какая-то свежая документалка про снайпера, ещё одна с Фетисовым и буржуями про хоккей - Красная армия, Как я провёл этим летом, Вор. В принципе, ожидаемо - как я, допустим, знаю пару-тройку венгерских картин, также и условный буржуй - столько же русских; внутренний рынок на то и внутренний - киноманы предпочитают драмы и артхаус какой-нибудь (кстати, шесть из советского топ-10 - фильмы Тарковского, остальные - Броненосец Потёмкин, Иди и смотри, Дерсу Узала и Человек с киноаппаратом).


Но "к чести" коммерческого кино оно тоже представлено - у Дозоров на двоих 82к оценок, много Бондарчука-мл. (в топ-10 9 рота и Сталинград, ниже Притяжение и Обитаемый остров), явно накручен Крым (7.3 при 32к и ни одной положительной рецензии - палево), меметичные Защитники, одна фентезя - Москва 2017, военные "блокбастеры" - Битва за Севастополь и Брестская крепость, ну и просто мейнстримовые вещи - Адмиралъ, Метро, Салют-7 и Бумер. Даже сериал залез - Бригада.


В общем, в таком сферическом мировом культурном поле наше кино (без художественных оценок, только по вниманию пользователей imdb) занимает скромную, местечковую нишу. Даже "пошумевший" Хардкор это лишь на уровне Дома большой мамочки, На пятьдесят оттенков темнее или Ешь, молись, любиСталкера под сотку, недалёко ушёл); что уж говорить про остальное.


Затестим; что там пишут (обычные юзеры, не критики) о культовом Брате.


Не стреляйте в Бутусова

Первая пара чисел - оценка автора рецензии 8, вторая - рейтинг полезности 32/43, год 1999-й

Определённо другое русское кино. Становление наёмного убийцы из демобилизованного призывника на задворках новой капиталистической России под "прогрессив-рок" группы Наутилус Помпилиус. Продукт чеченской войны Данила Багров - молодой человек, который не знает ничего, кроме как убивать, а тем более - как поладить с людьми, которых убивать не нужно. Много насилия, но почти всегда за кадром, этим Брат напоминает Фейерверк Такеши Китано. Школой актёрской игры Станиславского, как в старых советских фильмах, здесь и не пахнет (разве что Кузнецов), но операторская работа вполне впечатляет. Не уверен, что мне понравился фильм, но определённо не лажа.

**********

Русские! 9, 32/34, 2010-й

...каждый актёр в фильме выглядит как ваш знакомый, а не голливудская звезда. Хочется особенно выделить любовную линию со Светланой Письмиченко, которая играет водителя трамвая, перевозящего доски (?). Она не то что бы красавица, но на что она способна ради любви... хотел бы, что бы она была моей девушкой. Последняя сцена с ней - одно из самых незабываемых "разбиваний сердец", что я видел. А ещё у неё невероятные глаза.

**********

Нравственно-неоднозначный герой, много насилия и чёткий сценарий способствуют хорошему кино N, 23/27, 2000-й

Задали среди прочих посмотреть в колледже в оригинале, русские одногруппники, сидевшие взади, смеялись на многих моментах, что меня немного смутило. На второй раз я нашёл его довольным смешным, что необычно для боевика. Особенно меня позабавил момент, когда Данила просил режиссёра записать Нау на CD (тс: Крылья?)

**********

Реалистичный и мрачный взгляд 8, 9/10, 2008-й

Я правда не понимаю, почему все сравнивают Брата с Криминальным чтивом Тарантино? Это правдоподобное и безрадостное изображение пост-коммунистической России, до прихода Путина к власти. Время перемен обычно раскрывает людей с худшей стороны, и здесь не исключение. Жёсткая коммунистическая система рухнула, возник вакуум, который заполнили воры и бандиты всех мастей. В такое время приезжает молодой Данило (безвременно ушедший Сергей Бодров) в Санкт-Петербург, чтобы обрести судьбу. У него извращенные понятия о морали, но по крайней мере в начале он наказывает только плохих ребят. Мрачность обычных человеческих жизней в эти суровые времена душераздирающа, и в этом фильм великолепен. Это не фальшивая показуха Чтива, это образец ужасов реальной жизни.

**********

Не тратьте своё время 3, 7/33, 2008-й

Давайте я начну с положительного... ну, вы познакомитесь с неприукрашенным Петербургом, "Питером", как его называет брат Данилы. И я думаю, вы скажете, что насилие в фильме скорее правдоподобно, чем условно, как обычно в голливудском фильме. Но это не спасает.
С технической стороны кино плохое. Выпадающие из сюжета сцены, вроде тех, как Данила ходит в музыкальные магазины. Постепенно вы начнёте задумываться, почему их не вырезали на монтаже, а затемнения кадров смотрятся очень по-любительски. Те редкие из удачных можно было бы получше смонтировать, например, когда Данила делает оружие; но в итоге запороты. Музыка совершенно чудовищна. Худший когда-либо использованный в истории кино саундтрек. Некоторые из героев интересны, но им не дают времени раскрыться, а наш главный герой дебил и скорее всего социопат.
Зачем делать фильм без героев, достойных сочувствия, и добивать ужасной музыкой? Хер его знает. Не смотрите это.

**********

Проходняк для Голливуда, но свежо для России 5, 5/20, 2005-й

Это кино можно воспринимать по-разному: вопли России по утраченному статусу сверхдержавы, становление супергероя и его борьбы со злом, герой эпохи для подростков или просто как развлекательный боевик о бандитах - в моём случае. Несмотря на разжигание ксенофобии, фильм остаётся типичной супергеройской сказкой, многократно воспроизведённой голливудскими студиями. Там бы он прошёл незамеченным, но поскольку это русское кино, то местные зрители вознесли его на пьедестал, поскольку ещё не привыкли к хорошим фильмам, которые бы снимали в их стране (тс: извините, лол :). Ненавистнические фразочки вроде "кирдык Америке" парню, который даже не американец, а скорее неанглоговорящий европеец обесценивают всё, что бы там символически не подразумевалось. С другой стороны, хотелось бы отметить музыку в фильме, исполняемую культовой русской группой Наутилус Помпилиус, она просто потрясающая. "Брат 2" на очереди, слышал, он лучше первого (тс: эх, жаль нет его второй рецензии :).

**********

Так расстроилась, потому что не так всё 6, 1/10, 2000-й

Тех, кто видел жутковатый фильм Балабанова Про уродов и людей, может потрясти этот очень прямолинейный триллер о молодом дезертире (тс: так написано), который становится эффективным киллером. История о предательстве напоминает Однажды в Америке, Данила очень походит на Человека Без Имени, немотивированного случайного парня, оказавшегося меж двух полярных, вот-вот растерзающих друг друга сторон. Череда кадров (редкий лес, замок, женщина в форме, намёки на садо-мазо) подразумевают Готику (тс: игру?), как и сцены на кладбище, но, пойдя по этому пути, мы не можем закрыть на глаза на откровенно безнравственные штампы: крутой волевой герой, сладкий мальчик, ведущий себя как обычные парни его возраста (безделье, клубы, наркотики, концерты, вечеринки и т.п.), да ему просто удобней с оружием (он последний пролетарий в этом бывшем раю для рабочих).

**********

Избегать любой ценой N, 3/28, 2001-й

Прогремевший в России и необъяснимо котирующийся поклонниками, этот действительно ужасный фильм - мрачное и запутанное испытание на выносливость. История завязана на преступных связях Виктора, но они нигде не раскрыты, актёрская игра - любительская в самом плохом смысле и страшное количество сюжетных линий - не для западного зрителя. А уж подтекст, выражаемый завораживающе отвратительной синт-рок группой, называющейся Наутилус и, кажется, с другой планеты...
Виктор Сухоруков (тс: в какой-то рецензии его назвали вылитым Джоном Малковичем :), что так убедительно зловеще сыгравший в следующем фильме Балабанова "Про уродов и людей" (где его реальное имя вновь обыгрывает персонажа), здесь настолько ходульная и вычурная карикатура, что даже Сергей Бодров выделяется (тс: вот сейчас обидно было). Визуально внимание застревает в беспросветной чернухе.
Поберегите себя: смотрите лучше "Про уродов и людей" и забудьте навсегда про существование этого фильма.

**********

Кусок России 8/10, 75/79, 2005-й

Если вы бывали в Санкт-Петербурге в начале девяностых, то почувствуете как фильм пытается набрать городского воздуха тех лет, сжать и дать зрителям вдохнуть. Ощущение физическое. Я почувствовал те влажные пыльные дороги, заплесневелые безжизненные подъезды в пост-советских панельках и много ещё чего. Помимо этой скрупулёзной правды, фильм многослоен (вы можете смотреть как боевик, как социологический анализ периода, даже в качестве исследования а ля Достоевский ценности братских отношений и, наконец, как уникальный образ России настоящего, прошлого и будущего). Кто может наслаждаться в оригинале, обнаружит немного изящной русской иронии и юмора.

**********

И бонусом несколько абзацев шизофазии и ОБВМ под названием с игрой слов: Жалкий и comerical (что-то типа коммерческий + "ко" (соединяющая приставка из латыни) + американский; а может просто очепятка, у него их много тут); 5, 3/4, 2018-й

Фильм сильно уступает своему сиквелу и другим шедеврам Балабанова, вроде сурово реалистичного Груза 200. И не малый бюджет причина (тс: 10 тыс $), многие восточноевропейские фильмы превосходны. Это коммерческое кино, русская адаптация Голливуда (тс: уже который об этом пишет). Неплохие актёрские работы, но невыносимо скучно и безыскусно - даже это высокая планка для российского кинематографа тех лет, заточенного на правдоподобное воспроизведение реалий девяностых и около того.
Фильм сделан как популистское потворство местной публике. Брат 2 куда более националистичен, но и вместе с тем художественно совершеннее. Брат снят, чтобы поднять денег, на которые Балабанов снимет артхаусный шедевр "Про уродов и людей" и в котором скажет куда больше о состоянии болезни "русской души", чем это.
Евреи поляки, да как и все иностранцы, вовсю поданы в ненавистном качестве. Смертоносный, но хороший парень Данила (актёр погибнет под лавиной несколькими годами позже, что будет кстати для становления легендой в глазах не самой умудрённой русской общественности (тс: охуенно тонкий лёд..) отправляется на поиски своего "я", сопровождаемый распутной замужней женщиной и наркотиками - точная картина женственности в современной ему России. Бандиты вполне соответствуют расхожему народному представлению, что принуждение к любви нормально, называемое нецензурным словом, начинающимся с 'r' и заканчивающимся на 'e' (тс: rape - изнасилование? дальше какая-то не в тему прохладная история: настолько распространённое явление в ходе Второй Мировой войны, что даже югославский лидер Джилас стал презирать Сталина, а тот оправдывал "несчастных солдат" и санкционировал (тс: охуеть), что изнасилования даже необходимы для разбавления генофонда москалями (тс: так и написано), забывая о невинных жертвах, которых портили и частенько порабощали. А ещё, будучи выпнутым из гордой Югославии и пытаясь убить лидера Тито, получил подходяще крутое письмо от собрата-тирана, куда более изощрённое, чем грузин заслуживал: "Мы поймали семерых человек, пытавшихся убить меня. Если ты не перестанешь их посылать, я отправлю одного, больше не понадобится" (тс: что это было?!). В фильме полно сцен адюльтера, насилия, криминала, высокомерных и двуличных, по мнению русских, европейцев, что здесь подаётся как самое ужасное и обильно залито водкой.
В России, находящейся на самом глубоком дне и в разрухе, был снят этот фильм и я могу подтвердить его правдоподобность. Грязные ларьки на каждой станции метро, аморальность, преклонение перед худшими проявлениями западной, так называемой массовой культуры или пренебрежение ею с необоснованным самомнением, всё это так и было. Президент Путин (тс: ээ, блядь... хотя ладно) вытащил Россию из этого дерьма, ничего удивительного, почему он так популярен. Несмотря на существенный популизм этого коммерческого русского поделия, потворствующее и нахваливающее худшие проявления иногда гениальной, но как правило поглощённой собой нации, стоит смотреть только чтобы понять, как выглядят в лоб упадок и разруха. Русские, заглянув в себя слишком глубоко, утверждают, что это только для своих, но фильм оказался успешным и не только в качестве подработки режиссёру для запуска более серьёзных проектов (ко всеобщему благу), сколько во вскрытии, под националистическим фасадом, подлинного состояния полностью заслуженного скатывания после десятилетий русского империализма, замаскированного под главную опору социалистической идеи, которую они полностью извратили - судьба, ожидающая, кстати, и амуриканцев (тс: вот это поворот; термин для каких-то упоротых шовинистов), насколько Советы были надменны, настолько судьба их наказала скатыванием на дно в заслуженные, но оздоровительные ельцинские годы.

Единственная рецензия, написана три месяца назад, продублирована с разных аккаунтов... Да уж, после такого надо причаститься и исповедаться, покаяться и примириться, прочитать что-нибудь толковое (хотя бы и нашим, наверное, написанное... пусть и с душком СПГС).

**********

Кино о неопределённом будущем России 10, 0/0, 2018-й

"Брат" считается культовым из-за главного персонажа, ставшим национальным героем в России. По сути, просмотр фильма рассеивает любые сомнения в его качестве. Одна из удивительных особенностей фильма - основная идея настолько искусно скрыта, что большинство зрителей, которым зашло, не совсем правильно его понимают (что, конечно, заслуга режиссёра).
Главный герой с именем библейского пророка, Данила Багров, приезжает в криминальную столицу девяностых - Санкт-Петербург. Его жители погрязли в насилии и продажности ("Город грехов Вавилон"), Данила воздаёт "плохим людям", тем самым верша правосудие, и в то же время бескорыстно помогает "хорошим". На первый взгляд, основная идея и положительный образ героя очевидны и разделяются большинством.
Но что оставляет Данила после себя, кроме убитых людей, разбитых судеб и смятения в сердцах людей на выжженной земле? Какая у него была миссия и о чём он пророчествует? Вот в чём вопрос.. Конечно, убийства совершались им не по своей воле (тс: путь праведника труден, ибо препятствуют ему :), не по причине кровожадности, хотя по ходу фильма становится очевидно, что Данила проходит испытание "Городом грехов", обнаруживая себя частью этой системы. Его втянули в те же силки, играя по правилам насилия теми же средствами: хитростью и силой, с той лишь разницей - его навыки обращения с оружием лучше и стреляет он первым (тс: Энакин!.. :). Главное здесь то, что в этой войне нет правых, а борец со злом не обязательно добр.
Данила сам полон пороков окружающей его действительности - он не любит евреев (хотя носит еврейское имя, но вряд ли об этом задумывался), кавказцев, американцев. Он производное своего времени и не имеет никаких ориентиров или целей. Данила определяет власть насилием ("сила в правде" прозвучит позже, в идеологически противоположном сиквеле). Его сила разрушительна, а не созидательна. Для Светы (тс: какое говорящее имя :), женщины, которая ему нравится, знакомство с Данилой заканчивается трагедией. Её ещё более беспросветная жизнь не его вина - следствие внутреннего разлада, и недаром она водит трамвай (тс: ведь он легко управляем :), который, как мы все знаем, не может сойти с рельсов.
В конце фильма немец Гофман выносит Даниле приговор: "Город — это злая сила. Сильный приезжает - становится слабым. Город забирает силу. Вот и ты пропал…" Кстати, Гофман здесь очевидный антагонист (т. е. персонаж, выражающий мнение автора), он дистанцировался от "Города грехов" - бездомный маргинал, живущий среди мёртвых (на кладбище), что позволило ему сохранить свою чистоту посреди человеческой грязи.
Неудивительно, что все действия Данилы - это только его реакция на окружающие обстоятельства, они не вызваны его собственными целями и порывами. Сам Данила не может получить ответ на вопрос, который он задаёт немцу: "мы зачем живём?"... Дмитрий Быков (известный русский писатель) недавно заметил, что Данила Багров - символ пустоты. Во время фильма мы часто видим "прозрачный" трамвай, который демонстрирует пустоту Данилы. Но "прозрачный " трамвай - это символ не только лишь его, но и пустоты эпохи безвременья, в которую попал весь русский народ. Пожалуй, здесь главное: острая боль за страну с её несбывшимися надеждами, раздираемая зверьми в этих "каменных джунглях", отсутствие какого-либо смысла в происходящем вокруг и тяжелая, гнетущая неопределённость её будущего ...
"Россия, куда тебя несёт? Ответь. Ответа нет."

Ух, вот вообще всё не зря из-за этой рецензии:) Попалась в самом низу, чуть больше месяца.

Показать полностью
114

Бухучёт, аудит и всякое такое Эль Дорадо Нового Света

Бухучёт, аудит и всякое такое Эль Дорадо Нового Света История Испании, Золото, Серебро, Революция цен, Новый свет, Песо, Меркантилизм, Сокровища, Длиннопост

Кадр из фильма Агирре, гнев божий Вернера Херцога (1972)


83-87% американских драг. металлов в Европе получила Испания за три века; 80% мирового серебра и 70% - золота. За два века количество серебра в обращении Европы было удвоено. Однако в 1656 г. португальский иезуит писал: "Испанцы добывают серебро из рудников, они его перевозят, а выгоду с него имеют чужеземцы. На что же идёт благородный металл? На облегчение участи бедняков никогда, единственно на то, чтобы ещё больше раздувались и обжирались те, кто этими народами распоряжается". Вообще задавшись целью узнать, как распорядилась Испания неожиданно свалившемся на неё богатством, я понял, что пытаюсь объять необъятное. Но перед созданием картины внешней и внутренней торговли, и состояния экономики необходимо понять, как обстояли дела в сфере добычи, доставки и учёта драг. металлов. [Практически всё взято из второй главы книги American treasure and Price revolution in Spain (Earl J. Hamilton), 1934.]


Государство не занималось добычей, за исключением ртути (амальгамирование - смешивание руды с ртутью приводило к выделению серебра в ходе химической реакции; на марку (что-то около 250 г) металла требовалось две унции (60 г); в Перу было местное месторождение, в Мексику завозили из Испании); да и та была передана на правах концессии Фуггерам (кредиторам двора). Процесс был открыт очень вовремя: в Южной Америке с 1572-го по 1585-й производство выросло в семь раз. Население рабочего посёлка Потоси в горах на высоте 4 тыс м. выросло с 14 тыс в 1547-м до 160 тыс в 1650-м.

Бухучёт, аудит и всякое такое Эль Дорадо Нового Света История Испании, Золото, Серебро, Революция цен, Новый свет, Песо, Меркантилизм, Сокровища, Длиннопост

Старатели (в т.ч. индейцы) получали лицензию на участок с обязанностью доставлять весь металл в королевские конторы для пробы, оценки стоимости (в мараведи - разменная монета), плавки в слитки или пластины, маркировки владельца (за работу брали 1.5%) и налогообложения в 20% (ставка понижалась до 10% на проблемных участках). Успешные старатели сами проходили процедуру, бедные сбывали на месте за еду и оборудование финансировавших их спекулянтам. Они наладили пути сообщения между рудниками и конторами, с охраной и вьючными ламами, естественно приспособленными для этих маршрутов. Проводниками служили индейцы, у них закупали сумки и снаряжение.

Небезызвестный Лас-Касас с воистину классовой ненавистью отзывался об этих купцах-кредиторах, считая их виновниками адского порабощения индейцев, угрожая даже отлучением (что, в принципе, аналогично гражданской казни - лишению всех прав). Однако до 1570-го условия работы и сбыта определялись самими индейцами. С 1573-го была введена мита (в Перу, в Мексике - коатекитль), жеребьевка крестьянского труда, для набора индейцев на работу в рудниках (в первое время - по тринадцать тысяч индейцев в год). По сути, добровольно-принудительная система - у аборигенов выбор был небольшой: в прислугу, в подмастерья, на плантации, на рудники или в джунгли; очень быстро возник дефицит рабочей силы. Общее количество (оценочно) занятых в отрасли (в т.ч. белых и метисов) на 3 тысячах рудников составляло 10-11 тыс. в XVI в. и 70 тыс. в XVIII в. Более подробно о явлении.

Бухучёт, аудит и всякое такое Эль Дорадо Нового Света История Испании, Золото, Серебро, Революция цен, Новый свет, Песо, Меркантилизм, Сокровища, Длиннопост

Серебряный песо, чеканенный в Новом Свете


Горняки (как и вахтовики) - особый народ во все времена: расточительные, беззаботные, азартные, склонные к насилию, даже жестокие, вынужденные заниматься тяжёлым физическим трудом - порох в отрасли не использовали до XVIII в. В свободное время закатывали попойки и пиры; нелепый праздник, а их глазами - "искусственный рай": "Я многих людей знаю, которые три года тому не имели ни гроша да три-четыре песо долгу, а теперь с новым изобретением ртути некоторые из них заполучили по сорок-пятьдесят тысяч песо". Или: "Бог дал мне серебра, и немало; теперь я живу в этой стране (Перу) среди богатства и почёта, кто заставит меня возвратиться в Испанию и бедствовать?". 300 песо (монета с содержанием 25,561 г серебра, ценимая в 272 мараведи в середине XVI века), скопившиеся в кошельке к концу недели, растрачивались за выходные; предметы роскоши мгновенно расходились; а на 40 тыс., поднятых на открытии нового месторождения, устраивалась пирушка на две тысячи человек. Конечно же, это стереотип, даже больше напоминающий быт пиратских притонов, но таков он, гений (дух) тех места и времени.


Оборот немаркированных слитков, махинации (например, сплавы с простыми металлами), чеканка монет запрещались и подлежали конфискации, на владельцев, спекулянтов или пойманных контрабандистов накладывался штраф в четырехкратном размере. Уличённых капитанов или средних чиновников снимали с должностей с запретом на 4 года занимать тот же пост, рядовых матросов и служащих отправляли на галеры на тот же срок; со временем санкции ужесточались, вплоть до пожизненного лишения профессии и смертной казни. Впрочем, возвращавшимся из Америки морякам, солдатам, пассажирам разрешалось привозить некоторое количество сокровищ без наказания; оно ограничивалось с 1646-го для служащих размером зарплаты, для частных лиц - задекларированными средствами.

Бухучёт, аудит и всякое такое Эль Дорадо Нового Света История Испании, Золото, Серебро, Революция цен, Новый свет, Песо, Меркантилизм, Сокровища, Длиннопост

Коррехидор (чиновник) и энкомьендеро (работодатель, обладатель энкомьенды, см. выше)


С контрабандой боролись и амнистией капитала с признанием вины и выплатой аверии - например, в 1595-м конфискована лишь четвертая часть обнаруженного. Но сокровища продолжали утекать заграницу, сборы падали. Амнистию посчитали недозволительным великодушием и отменили с 1618-го, однако при Филиппе IV она применялась в еще больших масштабах на фоне падения поступлений и спада импорта, пришлось брать аверию с королевской доли и простых граждан.


Доносительство было обязательным (под присягой) и поощрялось от шестой до третьей части конфиската (один чел в 1637-м получил треть от найденных 2 614 481 мараведи).


Осталось пояснить, что за аверия такая. Серебро и золото нужно доставлять в метрополию, причем большими партиями. Течения в Атлантике устроены таким хитрым образом, что плыть обратно всегда лучше (но это не точно, могу ошибаться) в определённое время года и примерно одним и тем же маршрутом. Слишком много жалких посудин с ценным грузом скапливалось бы в одном месте, что стало бы идеальной мишенью для пиратов. Так и вышло в первые годы, когда у берегов Андалусии их часто перехватывали французы и мавры (пираты Карибского моря всё ещё экзотика и явление будущего). Было решено сводить отдельные суда в конвои под охраной военных кораблей. Для их жалованья и был введён специальный сбор с американской торговли - аверия; также содержались патрули у карибских и тихоокеанских портов (с рудников Потоси сокровища доставляли морем из Кальяо в Панаму, затем, получив известия о прибытии флота, волоком до Порто-Бельо). Со временем вооружение конвоев стандартизировали - так появился знаменитый галеон. Флот Новой Испании (Мексики) отплывал в апреле; Терра Фирмы (Южной Америки) - в августе; обратно сходились вместе и отплывали из Гаваны в марте. Конвои грабились редко, по-настоящему лишь дважды: в 1628-м голландцами (новоиспанский) и в 1656-м англичанами (террафирмский). К этому времени ухудшилось вооружение, подгнила администрация. Однажды перехватили панамский караван с 30 тоннами серебра (Дрейк, 1572).

Бухучёт, аудит и всякое такое Эль Дорадо Нового Света История Испании, Золото, Серебро, Революция цен, Новый свет, Песо, Меркантилизм, Сокровища, Длиннопост

Маршруты сообщения с Новым Светом


Ещё одна проблема: металл - не деньги. Была создана должность маэстро де плата. Он обменивал сокровища на бонды по 25 тыс. дукат (= 375 мараведи в 1558-м) в серебре для казны и поменьше - для частников. Их назначали из высшего общества: адмиралов в отставке, крупных купцов; их вознаграждение - процент от оборота: однажды флагман армады вёз 7 млн мараведи только для него. Из этих средств он оплачивал труд своего штата, снабжал армаду ящиками и сундуками; погрузо-разгрузочные и аварийные работы, дополнительный фрахт, доставка до Севильи - всё на нём. И главное - страховка груза. Отвечал он прежде всего перед правительством: в 1614-м занимавший эту должность сбежал с деньгами частников, предусмотрительно рассчитавшись с короной. В 1593-м, трижды за 30-е XVII века маэстро де плата нёс ответственность по делам о контрабанде в его ведомстве и получал 4 года тюрьмы.


В Севилье находился Каса-де-Контратасьон - управление по делам Америк. Одно из его обязанностей было чеканить монету из привезённых драгоценных металлов, расплачиваться с кредиторами. Иногда было выгоднее рассчитаться напрямую - например, в 1552-м держатели королевского долга получили 21 млн мараведи в слитках. В стране было несколько монетных дворов, но не меньше половины чеканили на месте - иногда приходили прямые указы отправить груз в Сеговию, например; в Севилье было всегда больше бардака и коррупции. Рост добычи стимулировал обрабатывающую промышленность и технологии плавления; владельцами таких предприятий чаще всего были те самые американские спекулянты - компрадорес де оро и плата.

Бухучёт, аудит и всякое такое Эль Дорадо Нового Света История Испании, Золото, Серебро, Революция цен, Новый свет, Песо, Меркантилизм, Сокровища, Длиннопост

Пласа-де-Контратасьон, Севилья


Ещё одним способом заработать для них становятся аукционы. Чиновники охотно идут на их проведение, чтобы избавить себя от лишних издержек (охранять, нанимать, проверять) и компетенций: в 1592-м Луис Эрнандес приобрел золото с каравеллы Маркоса Родригеса по 25,5 мараведи за карат. Теперь он волен выбрать, где чеканить из него монету (например, через Сеговию за 1619-й прошло 75 млн мараведи). Как правило, частники обращались с серебром и золотом куда эффективнее, были заинтересованы в развитии технологий, которые требовали вложений. У чиновников часто не было другого выбора, когда срочные обязательства требовали погашения. Когда у столичных прокуроров или законодателей возникали вопросы, казначеи всегда защищали аукционы.


Сначала этим занимались индивидуальные лица, затем компании и общества, когда по новым законам запретили продажу слитков в одни руки. Для таких предприятий устанавливали уставной капитал не менее 40 тыс дукат (который хранился в Каса-де-Контратасьон) и лицензирование. На самом деле, бизнес с высоким риском, зависевший от цен на аукционе, честности чиновников в Америке и профессионализма собственных работников. В 1615-м один из чиновников считал, что прибыль с кастельяно (1/50) марки золота равна 3 мараведи или 0.5%. Бухгалтер ведомства, служивший чуть позже, заявлял, что компрадоры могли рассчитывать не более чем на 4 мараведи или 0.18% с марки серебра и 1 (0.20%) - с кастельяно. Прибыль маленькая, многие разорялись: если в 1563-м с Каса-де-Контратасьон работали 16 лицензированных фирм, а в начале XVII - 8, то в 1615-м - только 4. В 1620-м только три компании скупали слитки.


Хайп вокруг драгметаллов и ожидание лёгких денег завышали цены на аукционах, а заокеанские чиновники нередко становились жертвой искушения. В середине XVII века в Перу было резонансное расследование, многие арестованы и казнены. В Мексике обвешивали реже, зато жульничали с плавкой - удавалось до 1/5 сердечника слитка сделать из меди так, что пробами было не обнаружить. После 1603-го стало хорошим тоном полагаться на кастильскую маркировку.


Корона нуждалась в компрадорах, поэтому им благоволила. Обысков, проверок, запрета деятельности практически не было (таковые санкционировались только председателем Каса-де-Контратасьон). Если он покупал контрабанду, она легализовывалась. Даже в военное время, когда торговавших с врагом арестовывали и лишали имущества, их не трогали.


Перейдём к оборотам. Казённая доля ввозимых драгоценных металлов равнялась 26.3%. Доходы короны состояли также из индейской дани, продажи индульгенций, штрафов, конфиската и продажи товаров. Доходы частников - переводы и сбережения колонистов, следствие положительного баланса торговли с Америкой. Владельцы богатейших рудников - Гуанахуато, Потоси - были заинтересованы в грамотной эксплуатации шахт (более того, только на этой узкой специализации в ущерб другим) и широком импорте товаров потребления. Корабли из Испании привозили даже еду; обратно шли шкуры, медь, табак, сахар, индиго, кошениль и конечно же сокровища. В отдельном 1594-м структура экспорта такова: 95.62% драгоценные металлы, 2.82% кошениль, 1.16% шкуры, индиго 0.29%, прочее 0.11%. В 1609-м на металлы приходилось 84%. Ярмарка в Порто-Бельо считалась крупнейшей в мире.

Бухучёт, аудит и всякое такое Эль Дорадо Нового Света История Испании, Золото, Серебро, Революция цен, Новый свет, Песо, Меркантилизм, Сокровища, Длиннопост

Для понимания, что это за суммы.. если взять среднее поступление металлов в год за период 1591-1595 гг. и взять среднюю зарплату неквалифицированного рабочего в Андалусии (которая будет завышена относительно страны, потому что половина золота и серебра оседала здесь), то этих средств хватило бы, чтобы оплачивать труд всех людей в стране, получающих зарплату, в течение 21-го дня. (Условность такой оценки: автор опирается на данные о населения из труда 1829-го года; доля трудоспособного населения взята из переписи США от 1920-го года; не все рабочие неквалифицированы.)


Скудость поступлений с 1521 по 1525 гг. можно объяснить неохотой колониальных чиновников отправлять сокровища в метрополию, охваченной беспорядками. Куда более удивителен факт рекорда 1591-1595 гг., аккурат после разгрома Непобедимой армады, когда Испания не была способна обеспечить достаточную защиту конвоев. В 1616-1660 гг. поступления просядут. Причинами тому стали:


- завышенные расходы в отрасли и повышение себестоимости добычи при фиксированной стоимости металла (на взгляд современников);


- истощение рудников (на примере Потоси: если в сороковых XVI века получали марку серебра с фунта (= 0.451 кг) руды, если до 1600-го с квинтала (= 48.95 кг) руды получали от 10 до 50 марок серебра, то в начале века 2 марки считалось хорошо; а в 1634-м получить марку с 1 250 фунтов было просто отлично);


- хаотичные колебания ставки аверии (если в 1630-м брали 31%, то в отдельные 1653-й и 1655-й изымали все 100%; впрочем уже на следующий год аверия упала до 49%; в начале века она равнялась 6%);


- низкие условия труда и слабая мотивация работников;


- увеличение оборота азиатской торговли (до Испании доходили товары из Азии);


- неприемлимые задержки доставок и распространение частного фрахта;


- завышение цены частных слитков относительно рыночной;


- разгул преступности и волна ужесточения наказаний за контрабанду во последние годы царствования Филиппа IV (в 1659-м, по оценкам чиновников, миллион песо ушёл только по маршруту через Анды в Буэнос-Айрес; рекомендовалось даже закрыть порт; однажды в 1637-м просто конфисковали легальный груз в 500 тыс дукатов);


- рост населения колоний (больше сокровищ оседают на месте).


Таким образом, всего за полтора века в Испанию легально попало 447 820 932 песо. Романтика Нового Света (с кисельными берегами и молочными реками) и пренебрежение местных жителей драгоценными металлами (изготовление туфель с 19 колокольчиками из золота, например) породили чрезмерные и безответственные ожидания лёгкого и неограниченного обогащения (легенда об Эльдорадо). Оценки размеров контрабанды разнятся от 10% до 50% от этого числа. Что можно сделать с такой совокупной прорвой денег? Ну, например строительство Эскориала обошлось в 7.5 млн песо, снаряжение Армады - в 13.7  млн. А те самые работяги с андалусийскими зарплатами проели бы за 5.5 лет.


Осталось выяснить соотношение золота и серебра. Курс первого по отношению ко второму постоянно повышался (от 10.11 к 15.45, 10.61 во времена Карла V, 12.12 - при Филиппе II), что приводило к злоупотреблениям. Например, золотодобытчики старались договориться с чиновниками о выплате квинты (20% в казну) серебром; те самые служащие старались получать зарплату золотом - доходило до того, что из 150 тыс песо перуанской квинты в 1560-м корона не получила ничего (в Перу золото ценилось на 15% выше курса). Обязанная свободно обменивать металлы, казна терпела убытки от нехватки золота и прямым указом от 1631-го года требовала отправки жёлтого металла в Кастилию. Процент нелегального золота выше - его проще скрыть, его просто меньше. Монетным дворам разрешено принимать на чеканку нелегальное золото - в Кастилии от него стремились избавиться. Значительная часть серебра чеканилась в Америках.


Опираясь на лоскутные данные, автор оценочно утверждает: до 1530-го доля золота в импорте была 97%, с 1530-го по 1560-й от 12.5% до 15%, после 1560-го последовательно падало с 3% до 0.8%. Такая динамика объясняется ходом конкисты: до 1515-го металлы шли с Эспаньолы, в 1519-м разграблены ацтеки, до 1530-го с Пуэрто-Рико, Эспаньолы и Кубы - всё ещё половина, в 1533-м завоёваны инки, в тех же годах начата добыча золота в Новой Испании. Вплоть до 1540-го доля Антил составляла не меньше четверти; к концу века они будут совершенно истощены. В 1545-1558-м начата эксплуатация богатейших серебряных рудников Потоси, Сакатекаса и Гуанахуато с использованием амальгамирования. В дальнейшем доля Новой Испании в добыче лишь дважды за пятилетие превышала 50%, равняясь в среднем 35% - истощение руды, таким образом, произошло синхронно.

Бухучёт, аудит и всякое такое Эль Дорадо Нового Света История Испании, Золото, Серебро, Революция цен, Новый свет, Песо, Меркантилизм, Сокровища, Длиннопост

[За кризисом второй половины XVII века произойдёт второй бум добычи: золота в Бразилии и серебра - в Мексике. В пиковые годы (1741-60 гг. для золота и 1780-1800 гг. для серебра) рекорды прошлых лет будут перекрыты в 3 раза. Однако это совсем другое: уникальный шанс в истории был упущен.]


Вывоз металла ограничивался, но в долгосрочной перспективе пагубно сказался на экономике Испании ("зачем производство, купим заграницей"). В условиях неразвитых финансовых институтов, накопление золота и серебра было важно в рамках теорий меркантилистов, в т.ч. Адама Смита. Регулярное поступление металлов, торговля пряностями и ценовая революция стали важными факторами развала средневековых экономических институтов и появления новых, капиталистических; в политике же - базой империализма, религиозных войн против протестантов и мусульман, убыли мужчин в расцвете сил на полях сражений (как писал один монах: Потоси ради служения важнейшим устремлениям Испании живёт: карать турок, унижать мавров, приводить в трепет Фландрию и внушать ужас Англии споспешествует) и в джунглях Нового Света - авантюризм становится мейнстримом. Золотом же финансировалось перманентное исследование Нового Света, заимствование им растений, животных, болезней, инструментов, образования и науки Старого Света.


Испанские сокровища оказались большим кушем: самостоятельно освоить не вышло, постепенно оно было выведено из страны. Как это произошло (и ведь без всякого явного обмана, лишь посредством сложившейся глобальной системы международной торговли) и где в итоге осело (удивительно, но не в Европе), что стало в местной экономикой - тема следующих (надеюсь) постов.


Наверное, можно было бы всё запихать в один пост, но, как видите, даже такое лирическое, но нужное отступление с опорой на первый попавшийся, пролистанный источник вырос во многабукав; что уж говорить про основную тему. Поэтому сим проверю две вещи: перспективность (в плане интереса) вообще и кому что попадалось по теме (что облегчило бы/точнее раскрыло) в частности. В общем, ваши жалобы и предложения; может, кто-то захочет самостоятельно почитать, архив (Бродель, Арриги, Кеймен, etc).

Показать полностью 7
653

Капитан Джек Воробей всё(

Капитан Джек Воробей всё( Джонни Депп, Пираты карибского моря, Стюарт битти, Перезапуск, Длиннопост

* тотальный перезапуск франшизы студией, без участия Джонни Деппа

* 55-летний актёр за последние 15 лет снялся в пяти частях, последняя провалилась

* об этом заявил сценарист франшизы Стюарт Битти:

* "он отлично поработал. Бесспорно, благодаря ему персонаж получился, а он сам проснулся знаменитым"

* уже четыре года у Деппа проблемы в личной жизни: с финансами, развод с Эмбер Хёрд, с алкоголем


Да он просто плохо выглядит (см. июньское фото). "Кажется, его карьера как голливудской звезды с фильмами, собравшими в сумме 4 миллиарда долларов, подходит к концу".


Битти добавляет: "Это его наследие. Он одевается Джеком Воробьём, когда посещает больницы. До Пиратов Депп считался странным актёром независимых фильмов, в т.ч. не самых удачных проектов Тима Бёртона. Мало кто верил в него как в кинозвезду, нас считали сумасшедшими. Это был риск и то, что он оправдался, просто чудо. Что-то щёлкнуло и всё волшебным образом сошлось. Я горжусь, что первый наш фильм и Джонни были среди номинантов на Оскаре - для коммерческого, развлекательного кино это невероятно круто".

Капитан Джек Воробей всё( Джонни Депп, Пираты карибского моря, Стюарт битти, Перезапуск, Длиннопост

Над перезапуском работают Ретт Риз и Пол Верник, сценаристы Дэдпула, Зомбилэнда и грядущего боевика Майкла Бэя 6 Underground. "Надеюсь, они привнесут больше разрывной, их особенной комедии". Битти всё ещё не заявлен в новом проекте, из чего делают вывод о неиспользовании старых персонажей. "Раз франшизу переснимают, значит, мы сделали кое-что стоящее. Первый фильм Дисней готовил 10 лет - идея появилась у меня в 1993-м".


"Люди приняли моё видение пиратского фильма. Костюм Джека Воробья часто используется для Хэллоуина, крайне приятно осознавать, что ты сделал вклад в массовую культуру".


Такие дела, ребятки. Вольный, отрывочный "перевод" статьи в Daily Mail.

Показать полностью 1
6

Счастливый Лазарь и ещё кое-что

Счастливый Лазарь и ещё кое-что Счастливый Лазарь, Холодная война, Без даты и подписи, Овдовевшая ведьма, Драма, Артхаус, Рорвахер

Чёт мой пост о фестивале совсем без внимания прошёл, а зря:) Взялся за торренты, четыре фильма из той подборки появились - в т.ч. сабж.


Вкратце - магический (точнее религиозный) реализм + социальная драма, необычно и весьма годно. Трейлер. Рейтинги прекрасные: 8.053 (196) и 7.60 (1 265). Если кто обратил внимание на недавний пост о Месте встречи Дженовезе, там играла монашку, которой нужно забеременеть, Альба Рорвахер - она сестра режиссёрши сабжа, и здесь тоже есть; эти фильмы близки по духу. Но пока дождёмся русской озвучки Лазаря годы пройдут, субтитры - наше всё; для себя и домашнего просмотра перевёл английские, вдруг кому пригодятся; любители "никогда больше не занимайся переводом" можете насмехаться.


Далее. Появился dvd-rip Холодной войны, сабов нет, никаких. Написал MistrzKolan, может поможет по-братски. Ещё есть рипы Без даты и подписи (с итальянскими сабами, будет непросто) и китайской Ведьмы (что там, хз, пока сидов нет).


Буду держать в курсе.


P.S. Поставлю-ка на пробу тэг "моё".

Показать полностью

Мы ищем frontend-разработчика

Мы ищем frontend-разработчика

Привет!)


"Шо? опять?"

Задач так много, что мы не успеваем! И вот нам снова нужны frontend-разработчики!

Как уже стало традицией, мы предлагаем небольшую игру, где вам необходимо при помощи знаний JS, CSS и HTML пройти ряд испытаний!


Зачем всё это?

Каждый день на Пикабу заходит 2,5 млн человек, появляется около 2500 постов и 95 000 комментариев. Наша цель – делать самое уютное и удобное сообщество. Мы хотим регулярно радовать пользователей новыми функциями, не задерживать обещанные обновления и вовремя отлавливать баги.


Что надо делать?

Например, реализовывать новые фичи (как эти) и улучшать инструменты для работы внутри Пикабу. Не бояться рутины и удаленной командной работы (по чатам!).


Вам необходимо знать современные JS, CSS и HTML, уметь писать быстрый и безопасный код ;) Хотя бы немножко знать о Less, Sass, webpack, gulp, npm, Web APIs, jsDoc, git и др.


Какие у вас условия?

Рыночное вознаграждение по результатам тестового и собеседования, официальное оформление, полный рабочий день, но гибкий график. Если вас не пугает удаленная работа и ваш часовой пояс отличается от московского не больше, чем на 3 часа, тогда вы тоже можете присоединиться к нам!


Ну как, интересно? Тогда пробуйте ваши силы по ссылке :)

Если вы успешно пройдете испытание и оставите достаточно информации о себе (ссылку на резюме, примеры кода, описание ваших знаний), и если наша вакансия ещё не будет закрыта, то мы с вами обязательно свяжемся по email.

Удачи вам! ;)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!