alx0yago

alx0yago

пикабушник
поставил 3794 плюса и 108 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
7485 рейтинг 474 подписчика 549 комментариев 131 пост 102 в "горячем"
256

Моё самое первое путешествие на велосипеде. Не вполне удачное.

Моё самое первое путешествие на велосипеде. Не вполне удачное. Путешествия, Фотография, Велосипед, Длиннопост

Видимо, когда-то я потерял свой учебник «Как правильно путешествовать на велосипеде», и поэтому изучал этот предмет, лично совершая все возможные ошибки. Сейчас расскажу о том, как я впервые поехал куда-то на велосипеде, и как оно всё обернулось.


Было это в 2008 году. Я пальцами померял на карте расстояние от Кирова до Казани, и решил, что эти четыре сотни километров проеду дня за четыре без напрягов. В общем-то план реалистичный, тут пока всё нормально.

Моё самое первое путешествие на велосипеде. Не вполне удачное. Путешествия, Фотография, Велосипед, Длиннопост

Для путешествия у меня имелся обычный такой советский велосипед, что-то, типа «Десны». Конечно, я был молод и силён, и мог бы вполне осилить этот путь. Но это определённо не то, на чём стоит путешествовать. Первым делом у велосипеда отпала педаль. К счастью, это случилось сразу, и я смог найти в сарае подходящую педаль на замену.


Далее у меня не было никаких специальных велобаулов, и я отправился в путь с обычным рюкзаком-бочкой. Сначала я вёз его на спине, но вскоре устал и придумал, как привязать его верёвкой к багажнику. На первый взгляд кажется, что это страшно коряво и неудобно, но вообще-то так и есть)))

Моё самое первое путешествие на велосипеде. Не вполне удачное. Путешествия, Фотография, Велосипед, Длиннопост

С картами тоже было плоховато, поэтому, выезжая из города, я малость заблудился. Потом я пришёл к тому, чтобы делать скрины карт из Яндекса, рисовать на них путь через город и всякие дорожные развязки, по которым следует въезжать и выезжать из города.


В общем, в первый день я проехал не очень много, вечером завернул в посёлок Кумёны, не обнаружил там ничего интересного и заночевал в поле возле дороги.

Моё самое первое путешествие на велосипеде. Не вполне удачное. Путешествия, Фотография, Велосипед, Длиннопост

На второй день у велосипеда отвалилось седло. Нормально починить его своими силами я не смог, потому что удивительным образом оказались смяты и резьба на штыре, и грани на гайке, и вообще универсальный велосипедный ключ — это та ещё дурацкая фиговина. Что бы я с ним ни делал, седло вихлялось и вскоре снова отваливалось. Пришлось заворачивать в какой-то колхозный ангар, где местные комбайнёры помогли и с инструментом, и с гайками.


Резиновые грипсы на руле отпотевали, липли, натирали руки, поэтому их (грипсы) пришлось обмотать бинтами.


Я видел на карте, что дорога пересекает несколько небольших речек, и рассчитывал, что смогу мыться и отдыхать на их берегу. В реальности же речки были слишком мелкими, грязными, а их крутые берега настолько сильно заросли кустами, что подобраться к воде было почти невозможно. Это не 100% правило, и в других путешествиях мне попадались речки с вполне удобными подходами к воде, однако стоит иметь в виду, что это не всегда возможно.


Далее, и эту ошибку я до сих пор совершаю раз за разом, я не пользовался кремом от солнца. А дни стояли знойные, и я капец как сильно обгорел. Особенно руки, которые весь день лежали на руле, очень удобно подставленные солнечным лучам. И рубашки с длинным рукавом у меня тоже не было. В общем, тут я настрадался. И хоть купил потом в Суне крем от ожогов, толку от него было мало.

Моё самое первое путешествие на велосипеде. Не вполне удачное. Путешествия, Фотография, Велосипед, Длиннопост
Моё самое первое путешествие на велосипеде. Не вполне удачное. Путешествия, Фотография, Велосипед, Длиннопост
Моё самое первое путешествие на велосипеде. Не вполне удачное. Путешествия, Фотография, Велосипед, Длиннопост

Как-то вот так, страдая и превозмогая, я ехал весь второй день. Думал, может, стоит ехать в тёмное время суток, а в самую жару отлёживаться в палатке где-нибудь в тени? Как раз вечером, после того, как я миновал Нолинск, жара спала, и крутить педали стало гораздо легче. Я легко пересёк Вятку, и ехал до темноты, а потом забился куда-то в придорожный лес и заночевал там.

Моё самое первое путешествие на велосипеде. Не вполне удачное. Путешествия, Фотография, Велосипед, Длиннопост

Ночи, кстати, в наших краях жуть какие холодные, я порядочно мёрз в своём тонком спальнике. Утром третьего дня я, помня о своих планах, собрался и выехал ещё до рассвета. Однако уехать успел недалеко, потому что у велосипеда что-то хрупнуло в каретке, после чего педали начали вращаться с огромным трудом. Я кое-как дотянул до Уржума, и там велосипедная часть моего путешествия закончилась.


Возможно, я мог бы ещё починить велосипед, найти в Уржуме необходимые детали и продолжить путешествие. Мне всего-то надо было побороть своё отчаяние и привести мысли в порядок. «Не паникуй» — это, на самом деле, самое важно правило, которого при этом труднее всего придерживаться. Но в тот раз я не смог, поэтому бросил сломанный велосипед в Уржуме и дальше до Казани добирался попутными машинами и автобусами.


Здесь, возможно, опытные люди подумают, что я дурак, и как можно было не знать сразу столько элементарных вещей. И мне по большому счёту нечего им возразить.

Показать полностью 7
63

Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках.

Ок, есть ещё одна походная область, в которой я здесь пока что не отметился: сплав по рекам на байдарках. Как-то раз было со мной и такое. Опытным человеком я в этом деле не стал, и больше по рекам не сплавлялся. Не втянулся, короче. Но сейчас расскажу.


Как-то раз у нас собралась компания, чтобы легко и ненапряжно сплавиться по Немда. Это самая подходящая для таких целей речка в Кировской области. У нас были три старые советские байдарки, которые мы накануне опытным путём собрали, испытали, убедились, что всё с ними до сих пор в порядке, и разобрали обратно. На следующий день, ближе к вечеру, поехали. От Кирова 130 км до Советска, потом ещё немного до деревни Фокино, потом нормальная дорога кончилась, но до речки было уже недалеко и вещи мы перетаскали пешком. Выглядит Немда приблизительно так:

Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост

Перетаскали, значит, имущество наше, изловили ежа, разбили лагерь, собрали байдарки и приготовились отплывать на следующее утро.

Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост

Нет, постойте, утром мы сперва сходили на близлежащие Берснятский водопад и Буржатский утёс. Чтобы вы знали, Кировская область крайне бедна горами, скалами и прочими водопадами. Подобные элементы географии у нас наперечёт:

Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост

Всё, теперь можно отправляться. Путешествия на байдарках не ставят перед тобой, кажется, никаких пределов, касательно груза. В пешем походе ты будешь размышлять над каждой вещью, пытаясь облегчить свой рюкзак. Здесь же тебе ничто не мешает хоть дрова с собой возить:

Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост

Теперь точно поехали. Погода была большей частью прекрасная, ну, дождик иногда мочил. Река — спокойная, пороги в это время года небольшие. Воду из байдарок иногда всё-таки приходилось выливать.

Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост

И так, не спеша, мы догребли до скал. Из того, что я видел, это похоже на такой маленький Ветлан, или ма-а-аленькие Усьвинские столбы, или очень-очень маленькие Ленские столбы, если кому проще с ними сравнивать.

Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост

Однако несмотря на скромный масштаб, это очень красивое место. Прям реально красивое. На противоположном берегу — урочище Чимбулат, названное в честь великого марийского богатыря. Там же, если верить рассказам товарищей, священная марийская роща, где до сих пор некие язычники что-то эдакое языческое вытворяют.

Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост

Тут мы остановились дня на два. Скалы на Немде — это, похоже, единственное место, где кировские скалолазы могут себя проявить. А у нас в компании они были. Так что ради них стоило задержаться.

Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост

Вечером, опять же, игры с огнём устраивали:

Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост

То есть, были все возможности не скучать. И компания была прекрасная, и места красивые. Однако для меня подобный ритм оказался неподходящим. Мне куда привычнее было бы переть вперёд, покуда есть силы, от зари и до зари, а потом шлёпаться обессилевшим в палатку. Я до сих пор от этой привычки не избавился.


Так что я был рад, когда через два дня мы снова загрузились в байдарки и поплыли дальше. Опять же без особых приключений мы за полдня добрались до деревни Дуброва, и оттуда я вернулся домой. И вот, как сказать, я был доволен этим небольшим путешествием, однако больше в сплавах не участвовал: слишком уж это не по мне.

Река Немда. Мой единственный опыт похода на байдарках. Путешествия, Туризм, Водный туризм, Байдарка, Скалы, Фотография, Длиннопост
Показать полностью 24
262

Поиски одного заблудшего деда.

Итак, сегодня я немного отвлекусь от путешествий на некоторую сопутствующую деятельность. Эта конкретная история случилась в 2014 году.

Тем летом в Кировской области уже вовсю развернулось местное отделение «Лизы Алерт». Зимой было ещё относительно тихо, спокойно, а вот летом, и особенно ближе к осени люди начали пропадать в лесах один за другим. Сашка моя то и дело срывалась из дома и, напевая «тревога, тревога, волк унёс зайчат!», бежала спасать очередных незадачливых грибников. Вот не вру, прямо каждую неделю и не по разу.


Я не такой лёгкий на подъём, но в тот раз тоже увязался на поиски. Пропал один дед в лесу между Кирсом и Омутнинском. Он подрядился охранять вагончик у лесорубов, а в последний день работы взял и пропал совсем.


Мы выехали вечером и ближе к ночи приехали в ближайший посёлок. К тому времени начался нехилый такой дождь. Для начала мы пошли в полицию узнавать последние новости. Вообще-то мужик потерялся в небольшом районе в заштрихованном месте карты. Видите: с одной стороны река, с другой — железная дорога и шоссе, посёлки не сказать, чтобы далеко. Казалось бы, побродишь немного, и хоть куда-то да выйдешь. Однако уже несколько дней мужика нет. Да и полицейский не обнадёжил, сказал, что тут часто народ пропадает. Один мужик 17 дней где-то бродил, а иных и не нашли вовсе. Да вот буквально на днях полицейский потерялся, пока этого деда искал. Сутки по лесу мыкался, и если бы коллеги пальбу не открыли, то неизвестно, когда бы нашёлся.

Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей

В общем, пока ночь да ливень, мы поехали вешать ориентировки по деревням. Одному было бы жутко конечно, но все вместе мы храбро прошли по мокрым улицам и украсили все возможные столбы портретами потерявшегося деда. Потом приехали на полянку, где прежде стоял фургончик лесорубов, и устроились там на ночлег: девчонки в машине, я в палатке с оборудованием, а ребята как будто прямо у костра и ночевали, благо дождь слегка перестал.


На следующее утро дождь прекратился совсем, мы разделились и пошли исследовать лес. Для начала не сплошным прочёсом через бурелом, а по более-менее проходимым местам. Мне в компанию достался дядька по имени Олег, который прихватил с собой ружьё, чтобы, в случае чего, отстреливаться от медведей.


Сначала мы прошли прямиком на восток через очень дремучий и весьма заболоченный лес. Вышли на железную дорогу и пошли по ней в сторону исправительно-трудового посёлка Песковка. По дороге выискивали следы, которые могли бы пересекать железнодорожную насыпь. Нашли только сгоревшую избушку. Потом свернули на старую просеку и снова углубились в лес.

Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей
Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей
Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей
Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей
Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей

Лес там в это время года такой, скажу я вам, что не пропадёшь. В любом месте можно плюхнуться на задницу и, пошарив вокруг себя руками, наскрести на обед. Даже очень пьяный человек мог бы выжить в этом лесу, просто время от времени падая с открытым ртом на землю.

Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей
Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей
Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей

А, надо сказать, у нас были все основания полагать, что дед заблудился, будучи весьма навеселе. Очевидцы сообщили, что как раз накануне он закупил в аптеке аж десять пузыриков апельсинового лосьона. Стало быть, у него было всё для того, чтобы культурно и с пользой провести в уикенд в лесу.


Проблуждав по лесу, мы с Олегом напали на след! В траве валялся пустой пузырёк от лосьона! Вскоре мы нашли ещё один, от экстракта красного перца. Другим поисковикам попадались ещё и пузырьки от персикового лосьона, так что можно заключить, что в этом лесу привыкли отдыхать люди с хорошим вкусом и широким кругозором. Я, правда, не решусь утверждать, что все эти бутылочки оставил именно наш клиент: некоторые из них пролежали на земле явно больше нескольких дней.

Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей
Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей

Тем не менее, мы взяли след и по нему вышли к Вятке. Здесь она ещё не слишком широка, но берег у неё крутой, и мы рассудили, что дальше в эту сторону дед не пошёл, и развернулись обратно к лагерю.

Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей

Там уже варился на костре котёл питательного супоида. Мы поели, после чего часть отряда поехала по деревням опрашивать местных жителей и проводить разные другие мероприятия. Остальные же остались обыскивать ближайшие окрестности и обустраивать лагерь.

Поиски одного заблудшего деда. Лес, Фотография, Поиск, Лиза Алерт, Кировская область, Длиннопост, Поиск людей

Вечером, уже по темноте, мы сделали ещё один заход: до Вятки, а потом вдоль берега в ту сторону, куда ещё не ходили. Увы, напрасно.

Ближе к ночи приехал ещё народ, ну а мы с Сашкой вернулись в Киров.


Мужика этого так и не смогли найти. Он сам через несколько дней вышел к людям. Оказалось, что он таки перебрался через реку и блуждал по бескрайним лесам на другом берегу. Такого загадочного поведения никто из нас от него, конечно, не ждал. Зато хоть нашёлся в конце-то концов.

Показать полностью 13
17

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 20. Омск и возвращение домой.

Начало здесь:

https://pikabu.ru/story/shibko_davnee_puteshestvie_avtostopo...


В Омске у нас окончательно закончилось всё: деньги, погода и терпение. Шли постоянные дожди, и стоять на трассе стало совсем некомфортно, да и водители не больно-то стремились брать к себе мокрых насквозь попутчиков. Поэтому мы отправились на телефонную станцию, я позвонил домой и попросил почтовым переводом денег на поезд. Мы отказались от триумфального возвращения домой автостопом: к тому моменту мы уже окончательно удовлетворили свою комсомольскую любовь к трудностям. Разочаровал ли я вас?


Нам оставалось дождаться перевода: на носу были выходные, стало быть, дня три надо было прожить в Омске. Одну ночь мы провели на вокзале, а на следующий день пошли погулять.

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 20. Омск и возвращение домой. Путешествия, Путешествие по России, Автостоп, Омск, Длиннопост

Шёл дождь, поэтому не могу сказать, что мы хорошо познакомились с городом. Запомнил только, что нам часто встречались киоски с пирожками, назывались, кажется «Горячая еда».


А потом случилась такая вещь: мы зашли в некий магазин-кулинарию и решили на последние деньги попить местного пива. Там в Омске производили «Сибирскую корону», ну и мы решили расслабиться, раз уж всё равно не собираемся возвращаться на трассу. Пока мы сидели за единственным столиком в углу и пили пиво без ничего, в кулинарию зашёл паренёк в очках и купил пакетик кефира. А потом он увидел нас с нашими рюкзаками и страшно этому обрадовался.


Нет, мы его не знали, и он нас не знал. Это был не случайно оказавшийся тут знакомый, а просто какой-то паренёк. Он сказал, что тоже очень увлекался туризмом, что мы ему прямо из-за этого родные люди, и можно ли ему ощутить ностальгический запах бывалых походных рюкзаков? Потом он засунул в рюкзак башку, и был там очень счастлив, хотя я не понимаю, кого может обрадовать запах запревшего спальника.

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 20. Омск и возвращение домой. Путешествия, Путешествие по России, Автостоп, Омск, Длиннопост
Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 20. Омск и возвращение домой. Путешествия, Путешествие по России, Автостоп, Омск, Длиннопост

А потом он сказал, что пойдёмте пожить ко мне. И мы согласились, чего нет-то. Он был весёлым, добродушным и странным. Жил он на полиграфическом складе. Он работал там кем-то вроде сторожа, грузчика и экспедитора, и начальство разрешило ему там жить. Вообще-то у него была жена и ребёнок, но они жили у тёщи, а сам он у тёщи жить как-то не хотел. Поэтому жил на складе. Там были газеты, всякие дешёвые брошюрки и ещё какая-то порнуха. Начальство ему выделило для служебных целей автомобиль Запорожец. В машине не было бензобака, его заменяла пластиковая канистра в багажнике, гофрированная труба и много изоленты.


Ночью мы взяли с собой его жену и поехали кататься и любоваться ночным Омском. Заодно мы заехали в гараж и помогли утащить оттуда какие-то вещи. Именно поэтому я на фотографии с коляской и гитарой.

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 20. Омск и возвращение домой. Путешествия, Путешествие по России, Автостоп, Омск, Длиннопост

Ночевать все четверо отправились на склад и даже кое-как там поспали. А потом ближе к утру приехали хозяева склада и сказали, чтобы все оттуда побыстрее свалили. Шумели мы там сильно, что ли?


Ну мы и свалили. И с пареньком этим больше не виделись. Ещё день и ночь мы провели в Омске, но по большей части не отходили от вокзала: шёл дождь, а когда не шёл, нам не хотелось далеко ходить с рюкзаками, да и сил по большому счёту не было.

В понедельник мы получили на почте деньги, и их как раз хватило на билет и немножко на вермишель. Ещё мы нашли на земле монетку, и она пригодилась, чтобы купить потом автобусные билеты от вокзала до дома.



Я думал, что напишу ещё одну заключительную главу, подводящую итоги этого путешествия, а теперь вот подумал, что какие ещё итоги?

Мы вернулись домой и шлёпнулись спать. Потом смыли с себя очень много грязи и обнаружили, что от неправильного, скорее всего, питания у нас начали слегка вылазить волосы. И мы решили, что больше ни в жизнь не будем заниматься такой фигнёй. Но через несколько дней я уже видел сны о путешествиях и мечтал снова какой-нибудь фигнёй заняться.


И ещё напоследок: Товарищи наши все тоже вернулись благополучно. Друг Миша опоздал на учёбу на две недели, сделал зачем-то нехилый крюк и, судя по рассказам, влачил всё это время какое-то жалкое существование. Зато всю дорогу честно проехал автостопом.



А у меня на этом как бы закончились длинные многосерийные рассказы о путешествиях. Но на всякий случай предлагаю не расходиться, потому что остались ещё идеи для нескольких коротких рассказов, в которых, думается, тоже найдётся что-нибудь поучительное))

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 20. Омск и возвращение домой. Путешествия, Путешествие по России, Автостоп, Омск, Длиннопост
Показать полностью 4
16

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 19. Путь до Омска.

Начало здесь:

https://pikabu.ru/story/shibko_davnee_puteshestvie_avtostopo...

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 19. Путь до Омска. Путешествия, Путешествие по России, Автостоп, Длиннопост

В этой главе я уложу весь наш путь до Омска. Дело в том, что я никак не могу последовательно вспомнить, ни как, ни даже за сколько дней мы туда добрались. Так что этот рассказ будет состоять просто из кусочков воспоминаний.


Все наши скромные студенческие деньги, отложенные на эту поездку, неуклонно заканчивались. Прикинув в уме соотношение цены к калорийности, мы начали питаться хлебом и сгущёнкой. Одной банки и одной буханки хватало на день, тем более, что не надо было тратить время на готовку, и к тому же можно было разнообразить меню, покупая сгущёнку с кофе или какао.


Погода портилась по всей Сибири. По ночам шёл дождь, и было слишком холодно, чтобы спать в палатке. Теперь мы ночевали в городах на вокзалах. Тем летом — я хорошо это запомнил — на вокзалах начали массово менять кресла. Вместо старых из гнутой фанеры, на которых можно было прилечь, ставили белые кресла из дырчатых металлических листов с подлокотниками. Там, где это уже случилось, выспаться было невозможно. Единственное, что оставалось — это спать сидя, положив голову на стоящий между коленей рюкзак.


Всюду на станциях были вывешены ориентировки с жуткими, прогнанными через факс фотографиями беглых зэков. Случалось, рядом с нами ночевали группы цыган, и тогда я дополнительно обматывал лямку рюкзака вокруг ноги. А один раз мы ночевали рядом с целым выводком собак-боксёров. Сашке такие нравятся, так что она была довольна.

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 19. Путь до Омска. Путешествия, Путешествие по России, Автостоп, Длиннопост

Пару раз мы проехали несколько станций на электричке, но всерьёз полагаться на этот способ было нельзя. Одну ночь мы провели на вокзале, напрашиваясь в поезда к проводникам, однако никто нас с собой не взял. Мы рассказывали жалостливую историю о том, как отбились от группы. Нам сочувствовали и советовали поехать автостопом: мол некоторые люди с большим успехом так путешествуют.


Одну ночь мы провели на вокзале в Барабинске. Я помню, как мы шли туда от трассы вечером, и как возвращались обратно на трассу рано утром. Однако я не могу вспомнить, в каких ещё городах нам пришлось останавливаться.


По Сибири было очень трудно путешествовать автостопом: здесь слишком мало народу, машины проезжают редко, и к людям на дороге часто относятся с подозрением. Жёлтая Сашкина куртка делала её похожей на какого-нибудь дорожного рабочего, поэтому иногда водители притормаживали, но, разобравшись в ситуации, ехали дальше.


Один раз нас подвозил невесть откуда взявшийся в этих краях толстый немолодой армянин. Он всецело поддерживал нашу любовь к путешествиям, потому что и сам в молодости неслабо этим увлекался. Другой раз мы ехали в колонне профессиональных дальнобойщиков. Они строго выдерживали скоростной режим, делали большие перерывы на обед и заканчивали рабочий день в шесть вечера. Ехать с ними было невероятно скучно и медленно, поэтому во время очередного перерыва водитель сам предложил нам пересесть на что-нибудь побыстрее.


Нам редко попадались машины, идущие далеко. Один раз мы обратились за помощью к гаишникам, и они остановили для нас две машины. До этого мы избегали ездить по отдельности, но в этот раз решились: уж больно долго никто не хотел нас брать. Тем более, эти ребята могли подкинуть нас на действительно приличное расстояние.


Как-то раз нам пришлось долго простоять на трассе. В это же время рядом паслось стадо каких-то тощих одичавших поросят. Скотина была не шуганная и какая-то наивно-доверчивая. Даже не знаю, почему их до сих пор никто не переловил для своей пользы.

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 19. Путь до Омска. Путешествия, Путешествие по России, Автостоп, Длиннопост
Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 19. Путь до Омска. Путешествия, Путешествие по России, Автостоп, Длиннопост

За всё это время помыться нам довелось только один раз: это случилось, когда мы только-только отъехали от Ангарска, в Тельме. Мы шли с вокзала, где как раз образовалось окно в расписании электричек, к трассе. Идти пришлось мимо прудов, и погода в этот момент выдалась внезапно тёплая и солнечная, так что лезть в воду было не страшно.


Вот, пожалуй и всё, что я могу рассказать об этом отрезке пути. Все остальные воспоминания слишком расплывчатые, и я даже не уверен теперь, что там было на самом деле, а что просто приснилось.

Показать полностью 3
13

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 18. Слюдянка и Ангарск.

Начало здесь:

https://pikabu.ru/story/shibko_davnee_puteshestvie_avtostopo...

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 18. Слюдянка и Ангарск. Путешествия, Путешествие по России, Байкал, Автостоп

Сашка мне напомнила, что тот камазист всё-таки рассказывал про свою жену: она у него работала на АЗС в ночную смену, поэтому мы её и не застали. И отлучался он как раз к ней, когда оставил нас одних об ужине заботиться. Он ещё говорил, что посёлок весь сплошь безработный, наркоманский и криминальный, поэтому опасно тут ночами шляться. У него тут, говорил, какой-то паразит даже собаку убил и съел. Такие дела.


Встали мы действительно рано и поспешили на паром.

С машинами не везло совершенно, поэтому мы в конце концов решили ехать на электричках. Чтобы сэкономить на билетах, мы при встрече с кондукторами покупали самый дешёвый билет и выходили на следующей станции, чтобы пересесть там на другую электричку. Иногда нам удавалось проехать лишних пару станций, но сильно провоцировать кондукторов мы не решались.


Вообще электричка проходила по чрезвычайно красивым местам: прямо по берегу Байкала. На одной из станций зашла компания бородатых мужиков с вёслами. За спиной каждого был рюкзак размером с пианино, самодельный, сшитый как будто из парашютной ткани. Удивительно, как они смогли пролезть в электричку с таким негабаритом. У них там, по всей видимости, были разобранные лодки.


Долго и нудно, но к концу дня мы кое-как добрались до Слюдянки. Сумерки только-только начинались, когда мы вышли на трассу возле поста ГАИ и стали рядом ловить машину.


На посту стоял молодой гаишник и грыз кедровую шишку. Мы разговорились с ним, и он, видать со скуки, начал молоть языком о чём ни попадя. Например о бабочках. В этом году случилось нашествие шелкопрядов из Монголии, они обожрали все тополя и всюду сеяли пыльцой, от которой у гаишника всё чесалось. Короче, вредные оказались бабочки. Потом он рассказал о том, как правильно заготавливать кедровые шишки. А потом поймал нам машину и велел водителю довезти нас до Ангарска.


К тому времени совсем стемнело, и мы спускались по крутому серпантину, а позади над Байкалом необычайно ярко догорал закат. Ангарск мы проехали уже ночью, и где мы там ночевали, вспомнить у меня пока что не получается.

Показать полностью
15

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 17. Поехали домой.

Начало здесь:

https://pikabu.ru/story/shibko_davnee_puteshestvie_avtostopo...

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 17. Поехали домой. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Длиннопост

Приближался сентябрь, и у нас с Сашкой были планы вовремя вернуться в институт с каникул. Стало быть, настало время двигать в обратный путь. Только в тот момент я осознал, как же далеко мы забрались от дома и как, в общем-то, зыбко и ненадёжно наше положение в этом мире. Ещё и деньги почти закончились.


Первыми, кто согласился нас подвезти, были две машины с детьми и пенсионерами, которые возвращались домой, видимо, откуда-то с дачи. Они казались вполне дружелюбными и везли с собой обломанные ветки с черёмухой, которыми с нами поделились. Но потом, когда мы остановились на заправке, пенсионеры стали требовать с нас денег на бензин. И тут вышел как бы скандал, потому что я сказал, что о таком мы не договаривались, и вообще денег нет. А они говорили, что подобное само собой разумеется, и вообще какой дурак будет возить людей забесплатно. И я не могу их так уж сильно упрекнуть, ведь они всё-таки согласились нас подвезти. Однако знай мы заранее о том, что с нас хотят что-то за эту услугу получить, то и не поехали бы с ними.


Вообще, машин в этой местности было мало. Мы долго простояли на обочине, пока нас не взял мужик на Камазе, который ехал как раз до деревни Острог, расположенной прямо возле парома. Только, сказал он, паром уже не работает, и предложил переночевать у него дома.


Он отвёз нас к себе, сказал, что отлучится ненадолго, дал лопату и велел накопать в огороде картошки. Вообще, как по мне, мужик был весьма суров и серьёзен, не балабол какой и радушием не искрился, однако ж взял нас к себе так запросто.


Когда он вернулся, мы уже варили картошку, а к ней достали солёного омуля. Кстати, омули там продавались во всех людных местах, солёные и копчёные, и стоили каких-то абсурдно маленьких денег.


Ну вот, мужик вернулся как раз к ужину, предложил попить водки, но мы отказались. Непонятно было, обиделся ли он на это, или наоборот, такой он был из себя непроницаемый. Я взял с полки полистать книжку с фотографиями, типа «Самые красивые места России», но Сашка меня пихнула, дескать, нечего тут, пообщайся лучше с человеком. Однако как с ним общаться? Он совсем какой-то не общительный был. В общем, долго мы засиживаться не стали, потому что первый паром отходил очень рано, и это был хороший предлог пораньше лечь спать.


Мужик тут обитал, похоже, один, однако всё у него было очень чисто и как-то не по-холостяцки. Он застелил нам диван прям совсем чистой простынёй, мне даже неловко было на неё ложиться: я всю дорогу пылил в старых кожаных сандалиях, и ноги у меня были просто неотмываемо грязные.


Знаете, не так то просто бывает принимать такую помощь от незнакомых людей, ведь пока живёшь себе дома, никто не рвётся тебе так сильно помочь, приютить или довезти куда-нибудь. Ну и привыкаешь, что всем друг на друга как-то плевать, а тут вот раз за разом выясняется, что вовсе и нет.

Показать полностью
15

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 16. Последние дни в Усть-Баргузине.

Начало здесь:

https://pikabu.ru/story/shibko_davnee_puteshestvie_avtostopo...


Мы вернулись обратно к Алёне. А вскоре я нашёл на столбе записку от наших товарищей. Даже не ожидал, что меня это так обрадует.


До Усть-Баргузина наконец-то добрался наш друг Миша и ещё несколько людей, с которыми мы были не столь хорошо знакомы. Они остановились как раз у той скальной стенки, которую не смогли нам найти местные жители. Это оказалось совсем рядом с посёлком. Там мы их и отыскали.


Вместе мы погуляли вдоль берега Байкала, в надежде найти там волшебный камень с дыркой посередине. В отдалении от посёлка берег был усеян огромными валунами, можно было забраться на такой и ощутить, как его раскачивают набегающие волны. Потом мы полазили по скальной стенке и отковыряли себе пару каменных роз в качестве сувениров.


На следующий день приехала остальная часть нашей автостопной команды (как раз на фотографии есть все, кроме Сашки). Один раз мы встретились, обсудили вкратце свои приключения, а потом они отправились на Святой Нос, а мы решили, что настала пора возвращаться домой. Как-то так и вышло, что поехали мы путешествовать командой, но в итоге всю дорогу справлялись только вдвоём.

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 16. Последние дни в Усть-Баргузине. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп

В общем, отсюда начнётся рассказ про наш путь домой. Вообще, путешествия автостопом — это такая штука, когда по пути ты и устаёшь, и набираешься впечатлений куда больше, чем там, куда чаешь доехать. Поэтому так мало вышло рассказать про сам Байкал… Ну, даже не знаю, он большой, холодный, и на нём волны. Крутотень вообще.

15

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 14 и 15. Монахово.

Начало здесь:

https://pikabu.ru/story/shibko_davnee_puteshestvie_avtostopo...

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 14 и 15. Монахово. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Длиннопост

Спустившись с горы, мы вышли на пологий берег Чивыркуйского перешейка. Это был широкий и длинный пляж, изгибающийся плавной дугой. Вдоль воды — чёрная полоса из вынесенных волнами кусков коры. Ветер был такой сильный, что подхватил палатку и потащил её по пляжу, стоило нам только от неё отвернуться.


Пока было светло, я решил искупаться в Байкале. Глупо, согласитесь, было бы приехать в такую даль и ни разу не окунуться в самое глубокое и чистое в мире озеро. Однако зашёл я только по пояс, а потом понял, что плавать в такой холодной воде — тоже немалая глупость. Итак, постояв в воде и сравнив размеры двух глупостей, я вышел на берег, так и не заработав эту ценную ачивку: «купался в Байкале».


Когда мы развели костёр и сели ужинать, уже стемнело. Откуда-то прибежал бурундук и попытался стащить нашу ковригу. Мы спугнули его, а потом долго пытались выманить обратно, но животное оказалось недрессированным и команд не слушалось.


Ближе к утру я проснулся и понял, что все открытые участки моего тела покрыты мелкой мошкой. Эти козявки были настолько микроскопическими, что легко пролезали сквозь москитную сетку. А ещё они были очень тупыми и целеустремлённым. Они не вились вокруг, подобно комарам, а сразу садились куда придётся и начинали кусаться. И не стремились улетать, чтобы я ни делал. Достаточно было провести ладонью по коже, чтобы собрать их всех.


Я вышел наружу и принялся ходить по берегу. Стоило ненадолго остановиться, как мошки налетали снова. Так я и гулял, пока небо не посветлело. Рассвет занимался где-то с противоположной стороны перешейка, а здесь на небе была только сплошная равномерно светлеющая облачность. Слишком уж суровая романтика.


Вскоре Сашка тоже проснулась и хмурая стала гулять вместе со мной. Эти мошки были чем-то новым. Мы уже успели повидать и голодных сибирских комаров, которые умели, подобно опытным диверсантам, протискиваться сквозь ячейки москитной сетки, и относительно мирных мохнатых бурятских комаров, и всяких прочих мошек, но с такими гадами столкнулись впервые. К счастью с наступлением дня они все куда-то разлетелись.


Утром мы отправились в направлении деревни Монахово (на тот год её население было согласно переписи 7 человек). Мы пересекли перешеек и дальше шли вдоль берега Чивыркуйского залива по вполне очевидной лесной грунтовке. Это был наш единственный большой пеший переход за всё путешествие. И тогда мы в полной мере почувствовали, насколько у нас тяжёлые и неудобные рюкзаки, и как непривычны к такой нагрузке ноги.


Берег возле Монахово оказался популярной туристической стоянкой. Тут был причал для катеров, множество костровищ и некоторая компания туристов, с которыми мы познакомимся позже, а сначала мы сбросили рюкзаки и ломанулись к скальной стенке, расположенной на самом берегу залива.


Это была самая настоящая приличных размеров скала, именно такой тёмно-серый и мрачный утёс, о который обычно с шумом разбиваются морские волны (между прочим, местные люди в обиходе называли Байкал морем). Я интереса ради слегка на него вскарабкался. Я не собирался заниматься скалолазаньем, но это оказалось легко, и я забрался выше, чем предполагал. Потом внезапно оказалось, что спускаться оттуда как-то страшновато и совсем не так удобно, как лезть наверх. Что ж, — решил я, — тогда полезу вверх, вылезу на самую верхушку и там найду какой-нибудь более удобный пологий спуск. Исходя из такого плана я и начал действовать. В общем, это было действительно не трудно, только в процессе я переполз с той стороны скалы, которая была обращена к лагерю, на ту, которая была повёрнута к воде. Теперь подо мной были те самые бурные волны, с грохотом бьющие о камни, о которых очень хорошо читать в стихах, но в которые довольно страшно падать. Дальше я всё-таки вылез на вершину и спустился обратно по тропочке через лес, попутно собирая сыроежки.


Внизу, само собой, получил нагоняй от Сашки, потому что я внезапно куда-то полез и пропал, и она меня звала, но волны шумели слишком сильно, и поэтому ничего не было слышно, и ей, в общем-то, жутковато было остаться тут одной. А вот не надо быть таким дураком.


Потом мы начали варить макароны с сыроежками и немного знакомиться с местным народом. Первым делом в глаза бросалась вереница здоровенных джипов. Это были такие мощные дома на колёсах с блестящими лесенками, ведущими на крышу. Среди них был даже один специальный медицинский джип, не удивлюсь, если в тот момент, это была лучшая больница Бурятии. Таким вот образом на джипах путешествовала по России группа туристов из Германии. Это мы узнали от других туристов, потому что самих немцев не видели. Они все сидели в джипах и, наверное, смотрели телевизоры.


Ещё мы познакомились с компанией молодых чешских туристов. Один их паренёк вполне сносно разговаривал по-русски. Но даже родной их чешский язык был нам более-менее понятен. Сашка очень похвалила их смелость, способности к языкам, и рассказала чехам всё, что успела узнать о бурханах.


А потом пошёл дождь. Мы быстро раскинули палатку, сели внутрь и приготовились ничего не делать до конца дня, потому что вылезать наружу и мокнуть нам не хотелось.


А потом выяснилось, что чешские туристы нашли себе грузовик с рыбой, на котором собирались вернуться в Усть-Баргузин. Мы тут же сказали, что мы, друзья, с вами, в мгновение ока собрали палатку (реально очень быстро собрали, секунд за тридцать, так нам хотелось на грузовике поехать) и забрались к ним в кузов. По дороге обратно наш чешский друг решил применить на практике свои недавно приобретённые знания о бурханах и стал раскидывать вдоль дороги монетки, прося у бурятских духов хорошей погоды. Видимо, он сделал всё правильно, потому что дождь в конце концов прекратился.


А ещё он объяснил нам, за какую именно сумму договорился с водителем грузовика о поездке, наверное намекая, что и нам неплохо бы скинуться. Мы были согласны скинуться. Но, как только грузовик съехал с парома на берег, и водитель принялся угощать чехов свежепойманным омулем, мы свалили. Поверите ли, даже спустя столько лет я думаю, что поступил тогда не очень хорошо и вообще уронил престиж страны.

Показать полностью
21

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос.

Начало здесь:

https://pikabu.ru/story/shibko_davnee_puteshestvie_avtostopo...

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Горы, Длиннопост

Утром мы попрощались с Алёной и пошли на паром, переправляющий через реку Баргузин на полуостров Святой Нос. В дорогу Алёна испекла нам несколько ковриг тяжёлого и мощного хлеба. Ещё у нас оставалось несколько взятых из Кирова консервов и пакет с макаронами. Мы рассчитывали провести на полуострове несколько дней практически автономно.


Паромом тут работал плоский мятый понтон, который волочил через реку мелкий старый катер с покрышкой на носу. Вместе с нами переправлялось несколько машин: на полуострове имелись, кроме прочего, жилые посёлки. Главное же, что там располагался Забайкальский национальный парк, и чтобы попасть туда, нам пришлось пройти КПП и оплатить квитанцию.


После КПП мы должны были пройти 25 километров вдоль Чивыркуйского перешейка. Учитывая масштаб нашей карты и предыдущие расстояния, этот путь не казался большим, несмотря даже на наши тяжёлые и неудобные рюкзаки и весьма незначительную пешеходную подготовку. Однако нам не суждено было узнать все трудности этого перехода, потому что вскоре мы подсели в машину к местным егерям. Они, будучи людьми не совсем бескорыстными, активно намекали нам на материальную благодарность. Денег у нас было совсем в обрез, и мы отделались всего лишь банкой рыбных консервов: то ли килькой в томате, то ли шпротным паштетом.


У меня есть специальное отступление про эти консервы. Некоторые из взятых нами были вполне даже ничего. Но вот балтийские кильки оказались настоящим мусором: в томатную пасту понапихали сплошь головы и всякую расплющенную некондицию. Насчёт же шпротного паштета сомнений не было изначально: это были серые, мелко перемолотые отходы шпротного производства. Единственным достоинством всех этих банок была только их безумная дешевизна.


Итак, егеря довезли нас до конца перешейка, попутно рассказывая нам про местных сов и Кулиные болота. Практически сразу оттуда начинался подъём на плато. Силы и время мы сэкономили, поэтому сразу пошли его покорять.


Наверх вела достаточно крутая и каменистая тропинка. Через пару километров я убедил Сашку, что нам не стоит тащить с собой наверх рюкзаки. Она же боялась оставлять их без присмотра, но потом согласилась, что налегке будет куда веселее, тем более, что тропинка пошла вверх совсем круто.


Мы отнесли рюкзаки прочь с дороги, замаскировали их в кустах и на всякий случай снабдили запиской о том, как они важны для нас, если вдруг их всё-таки кто-нибудь найдёт.


Путь наверх становился всё тяжелее, и мы уже совсем не раскаивались, что избавились от рюкзаков. Лес вокруг сменился кедровым стланником и зарослями толокнянки. Задул сильный холодный ветер. Мы дошли до вершины со старым крестом, обвязанным красным флагом. Дальше можно было пойти бродить по совсем уж голым горам, но нам этого уже не хотелось. Здесь наверху дул такой зверски холодный ветер, что мы всего лишь плюнули с горы вниз, чуть-чуть передохнули и начали спускаться.

В этот день, кстати, мы сделали больше всего фотографий, вот они внизу, в основном это подъём на гору. На одной фотографии я как раз кусаю Алёнину ковригу:

Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Горы, Длиннопост
Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Горы, Длиннопост
Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Горы, Длиннопост
Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Горы, Длиннопост
Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Горы, Длиннопост
Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Горы, Длиннопост
Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Горы, Длиннопост
Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Горы, Длиннопост
Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Горы, Длиннопост
Шибко давнее путешествие автостопом на Байкал. Глава 13. Святой Нос. Путешествия, Путешествие по России, Бурятия, Байкал, Автостоп, Горы, Длиннопост

Путь вниз занял у нас куда меньше времени. Приходилось даже прилагать усилия к тому, чтобы не спуститься с горы слишком уж стремительно. Чаще всего мы просто намечали впереди дерево, после чего неслись вниз по склону и тормозили в ствол.


Рюкзаки удалось отыскать безо всяких проблем. Учитывая, что за всю дорогу нам не встретилось ни одного человека, мы напрасно за них беспокоились.

Показать полностью 10

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О клееном брусе для строительства домов ходят легенды. Кто-то считает, что дом из такого дерева «не дышит», кто-то — что прочнее материала не сыскать. Ниже история записана со слов Михаила, который построил себе дом из клееного бруса через компанию АПС ДСК. Он делится инсайтами про стройку и дает советы, как не пролететь на дорогом, но любимом многими стеновом материале.


Из чего делать стены для жилья — это практически религия. Кого-то здесь убеждать и спорить — обогревать космос. Я в строительном бизнесе уже 14 лет. И три года назад, изучив все про клееный брус, заказал себе дом именно из него. Вот вам краткая анатомия этого материала и мой опыт работы с ним, а дальше решайте сами, надо оно вам или нет.

Забудьте про «сэкономить»


Хороший брус действительно стоит денег. С самого начала примите это. Цены начинаются от 25 000 рублей за кубометр. У «Слонов» (АПС ДСК) брус мне обошелся в 28 000 рублей. Еще и 4 месяца пришлось ждать в очереди, чтобы взять именно с их завода.


Квадратный метр двухэтажного дома в Подмосковье (под ключ, с сантехникой, заходи – и живи), если заказывать его в строительной конторе, обойдется в среднем в 45-60 000 рублей за квадратный метр. У меня вышло с отделкой ровно 50 000 рублей. Тепловой контур (фундамент, стены, крыша, окна) 27 500 р. за кв. м. Если вам где-то предлагают сильно дешевле — не ведитесь. Наверняка есть подводные камни.


Весь дом мне встал в 8 000 000 рублей. Это заезжай и живи.


Накопите деньги на предоплату. Сумма нужна немаленькая, потому что придется выкупить брус, который нарежут на весь ваш дом. Хранить его долго нельзя, надо сразу строить. Причем долго — это больше недели. Брус должен быть защищен от влаги и вредителей, но при этом к нему нельзя перекрывать доступ воздуха. В общем, сложно.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Совет №1. Выберите подходящий проект или хотя бы фото из интернета с желаемым домом и отдайте его вместе с размерами на просчет в две-три компании. Сравните их предложения по простому чек-листу.


1. Тип фундамента, почему такой выбран. Какая отделка цоколя. Какой пол. Если он на лагах — какой они толщины и с каким шагом. Если тонкие и мало — пол будет как батут.

2. Сколько всего бруса. Если в разных конторах цифра разная, вопрос: а за счет чего сокращают или увеличивают количество высоты потолков, материала внутренних стен?

3. Утепление кровли. Какая пароизоляция и ветрозащита. На качестве пленки экономить нельзя. И упаси вас господь от неумелых строителей, которые мало того, что плохо ее проклеивают, так еще и кладут не той стороной.

4. Стеклопакеты — сколько камер, из чего рамка. У пластиковых меньше теплопроводность. Применяются ли скользящие крепления оконных и дверных коробок.

5. Шлифовка стен, тонировка, антисептик, огнезащита.

6. Инженерка. Первым делом — какое отопление.


Вот минимум позиций, по которым нужно сравнивать предложения строительных компаний. Посмотрите цены и параметры, погуглите нюансы и посоветуйтесь со знающими людьми, если есть возможность.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Какие риски у работы с клееным брусом


Раньше пролететь с клееным брусом можно было легко. Человеку строили дом, внешне он был как пряник, а через год все расклеивалось и шло винтом. В последнее же время качество бруса выровнялось, хотя за Уралом брак еще встречается. Совсем уж плохой материал продают неадекватно дешево. Скупой платит дважды, а в случае с домом это большие деньги, ошибаться нельзя.


Качество клееного бруса по виду определить сложно. Цепочка производства у него длинная, на каждой стадии можно нахимичить. Могли на внутренние ламели пустить доску какую попало: трухлявую, с дефектом, даже ель под видом сосны. Могли доски взять слишком разной влажности или просто сырые. Чем сырее, тем сильнее ваш дом потрескается от усушки. Молчу уже про схему, когда грузят материал так, что сверху и по бокам брус, как себе бы брали, а внутри паллеты — самая что ни на есть труха.


Некоторые продают под видом добротных пород сущую ерунду. Ангарская и архангельская сосны ценятся в строительстве, потому что структура у них лучше. Деревья растут севернее, и дома из них прочнее получаются. Но ангарской сосны столько не рубили, сколько из нее строили. Часто суют что-нибудь поюжнее и пожиже, а цену ломят.


Совет №2. Берите клееный брус с предприятий, у которых есть история и репутация. Узнайте про производство — где, что, как, откуда лес, какой клей.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О нюансах теплоизоляции


Поставщики вам расскажут, что теплозащита у дерева поперек волокон даже лучше, чем у газобетона. Но сруб есть сруб, он будет студить по углам. А если поведет геометрию — так и между брусьями. Но если брус хороший и все по технологии — будьте спокойны. Двухсотого (толщиной 200 мм) вам хватит, чтобы зимовать с комфортом.


Совет №3. Особенно тем, кто не в теме и хочет отдать все «на откуп профессионалам». Не хотите сюрпризов — придется вникнуть, хотя бы базово. Иначе или смета раздуется ближе к стройке, или вылезут ошибки — замучаетесь переделывать..

Со «Слонами» мне особо вникать в план стройки не пришлось. Менеджеры сразу расписали все плюсы и возможные риски, проконсультировали в нескольких смежных вопросах. Как по мне, это правильно.


Обязательно поинтересуйтесь, как обстоят дела с организацией стройплощадки: есть ли биотуалеты, бытовка и так далее. А то после новоселья еще несколько месяцев будете мусор разгребать.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О сложностях с геометрией


Каким бы качественным ни был брус, это все же дерево. Оно сохнет, мокнет, сужается и расширяется. А значит «гуляет». Причем влажность меняется неравномерно. Внутри, на солнце и зимой — меньше, снаружи, в тени и летом — больше. Деформаций не избежать, вопрос лишь в качестве бруса и пряморукости тех, кто собирал коробку. В первую зиму, помолясь, начинайте топить. Сруб будет потрескивать, это нормально.


Венцы — конструкции из одного ряда брусьев, уложенных перпендикулярно друг другу — по всей высоте сруба пронизаны металлическими стержнями на 40 мм, по две на стену. Когда сруб собран, гайки на них протягивают специальными домкратами и приотпускают — чтобы дать небольшую свободу для колебаний. Соответственно, ничего не должно сковывать этих колебаний — ни оконные или дверные коробки, ни отсутствие специальных зазоров — даже лестницу рекомендуется крепить независимо или устанавливать ее уже на этапе финишной отделки. А иначе могут быть трещины в стенах — я видел такие с ладонь толщиной.


Тех, с кем я строил, на всякий случай перепроверил, съездил на их объекты, навел справки по клиентам, узнал, что к качеству сборки нареканий нет. Соберетесь строить — советую сделать то же самое.


Еще несколько важных моментов
1. На брусе могут появляться маленькие трещинки — это нормально. Все равно усадка будет 1-2%.
2. Зимой дом из бруса придется топить чаще, по сравнению с домом из того же утепленного газобетона.
3. Со временем наружный лак отобьется дождем и выгорит на солнце. Покрывать заново нужно будет через 6-8 лет.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Какие плюсы у клееного бруса


Стройка дома из клееного бруса вам сейчас кажется той еще проблемой, но я объясню, почему все же выбрал его. Главное, понятно: дерево — это жизнь, в таком доме есть душа. Тут и спится, и дышится по-другому. Попробуйте как-нибудь, поживите — в каменный мешок обратно не захочется.


Главная фишка — дом собирается быстро, буквально за пару месяцев, как из лего. Заехал и живи. Плюсом экономия времени и денег на отделке. Мокрые процессы заканчиваются на стадии фундамента, никакой грязи на площадке. «Слоны» собрали мне коробку за месяц — все быстро, аккуратно. Дальше дело за малым оставалось.


Клееный брус — вариант не для всех, но кто подошел осознанно, не пожалеет. Главное — не берите лишь бы дешевле и не стройте с кем попало. Как учил меня один состоятельный дружище: можно завести собаку не такую породистую, взять отель звездой ниже, вместо ресторана сходить в столовку. Но когда строишь свое жилье, мелочиться нельзя — из кожи вылезь, но сделай нормально.


И последний совет. Контролируйте стройку на каждом этапе. Хоть у ребят и стояли веб-камеры на объекте, я старался приезжать на площадку минимум раз в неделю. Так спокойнее. Сами не шарите — приглашайте независимых спецов. Но помните, стройки совсем без проблем не бывает. Главное, как ваш застройщик на них реагирует и решает.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Когда строили мой дом, не угадали с погодой. Свежая биозащита пошла потеками. Но технадзор подрядчика отработал, вовремя засекли проблему и все поправили. В остальном все прошло гладко. Я со своим опытом не лезть не мог, но ребята прислушивались. А если не согласны были, аргументировали, чем их решение лучше для проекта.


Дом закончили за 5 месяцев. Еще примерно столько же ушло на обустройство и отделку. За все время я ни разу не пожалел о решении строить из клееного бруса.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Три причины строить дом через АПС ДСК


Во-первых, после того, как внес предоплату — смета не растет, даже если дорожают стройматериалы. Например, контракт заключили зимой, в смете «зимние» цены, а закупка начинается уже по «летним». Бетон может быть вдвое дороже, но клиента это не коснется.


Во-вторых, у компании свое производство клееного бруса и работают они уже 12 лет. Весь процесс от доски на входе до дома на выходе они контролируют сами. Используют финский клей Kiilto и постоянно у финнов учатся.


В-третьих, в течение всей стройки на объекте работает внутренний технадзор. В чек-листе у проверяющего 96 параметров, и все они отражаются на зарплате исполнителей. Плюс к этому — на стройплощадке порядок. Все строго по технике безопасности и оборудовано.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост
Подробнее о строительстве деревянных домов из клееного бруса по доступным ценам читайте на сайте, а также в инстаграм-аккаунте главного «Слона». В копилке компании двухэтажные дома и жилье в стиле hi-tech или классическом стиле.
Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!