Что ж, сегодня мы не только выясним, кто убил Лору Палмер, но и почему. Однако будем последовательны и начнём по порядку. Обойдёмся без интриг, ведь вы наверняка читали множество статей про «Твин Пикс», и удивить вас нелегко. Не буду пытаться. Буду размышлять.
Во второй серии второго сезона Джерри Хорн произносит эпохальную для сериала фразу:
- Это вообще происходит на самом деле, или мы в каком-то кошмарном сне?
Что ж, раз даже персонажи начали что-то подозревать, признаем и мы очевидное: весь сериал – это долгий и причудливый сон Лоры Палмер. Восемнадцатилетней девочки, вступающей во взрослую жизнь. Ей страшно, она полна надежд, у неё есть мечты и свои, сложившиеся в результате просмотра телевизора, представления о жизни и окружающих её людях. Собственно, весь Твин Пикс и населяющие его персонажи – не настоящие город и люди, а их образы. Иными словами, такими видит родных и знакомых Лора, такими они предстают в её сновидении. «Она пошла спать, и больше я её не видела», - говорит её мать в первом сезоне. Конечно, нет: ведь Лора спит. Даже её «труп» больше похож не на изуродованное тело, а на спящую красавицу.
Какими же видит Лора жителей Твин Пикс? Ну, во-первых, не стоит забывать, что она ещё маленькая, да и выросла в глуши, а значит, составила мнение о мире по телевизору – по этакому окошку в большую вселенную. Лора – отличница, королева красоты, участница «обеда на колёсах», любимица родителей и окружающих. Но ведь это должно казаться старшекласснице таким скучным. Ей, конечно, хочется быть порочной, загадочной, роковой женщиной, познавшей самое дно жизни, но оставшейся принцессой. Поэтому ей снится, что она употребляла кокаин, обманывала парней, спала с мужчинами и даже посещала публичный дом. «Плохая девчонка» - такой видела Лора себя в своих наивных мечах. Собственно, судя по всему, на самом деле она ещё девственница: недаром бордель «Одноглазый Джек», символизирующий секс, находится за границей с Канадой – то есть, «за чертой». Заняться сексом для Лоры пока ещё – всё равно что переступить черту. Это ей лишь предстоит. Но как было бы здорово, если бы окружающие вдруг узнали, что знакомая им девочка-отличница совсем не такая, как им до сих пор казалось – так думает Лора. Удивить, поразить, привлечь внимание всего города, быть таинственной и загадочной – знакомая мечта?
В то же время Лора идеалистка. Ей представление о Твин Пикс и его жителях отражает чаяния о будущем, которое видится её в самом радужном свете: байкер похож на парня с рекламного поста, он чуткий и играет на гитаре, а все девушки - красавицы с обложек гламурных журналов. Серьёзно, в Твин Пикс они все прекрасны. Конкурировать с ними и стать на их фоне королевой красоты – это по-настоящему круто. Быть признанной королевой среди принцесс…
Парни тоже хороши. Бобби, Джеймс, даже Лео Джонс (дальнобойщик, который не ездит на своём грузовике; грузовик просто стоит около дома и служит частью декорации, благодаря которой мы сразу понимаем, что камера показывает нам дом Лео и Шелли), агент Купер – все красавцы. Мужчины, которые могли бы привлечь Лору Палмер.
Впрочем, мужчины в возрасте тоже являются предметом её эротических фантазий. Бен Хорн любил ей петь, а доктор Джакоби, словно только что вернувшийся с фестиваля Вудсток, оказывается обыгран собственной пациенткой в психологической игре, которую они вели друг с другом. Лоре хочется нравится не только наивным молодым парням, рыдающим после первого секса или слишком тупым – ей охота обводить вокруг пальца опытных знатоком человеческих душ, играть с умными и взрослыми. Быть роковой даже для них. В общем - обставлять след в душах мужчин всех возрастов. Кстати, доктор Джакоби, похоже, подозревает, что является лишь часть сновидения – иначе зачем он вдруг начинает носить стереоочки? Не для того ли, чтоб лучше видеть фильм-сновидение, участником и одновременно зрителем которого является?
А ещё в городе нет детей. Ни одного, если не считать «внука» старушки, которой доставляют «обед на колёсах». Почему? Потому что Лора уже выросла и оставила детство в прошлом. Детство её не интересует. Её сон – трепетная греза о будущем.
Убийство, смерть Лоры служит завязкой для сериала, но в то же время нельзя не вспомнить о детской теме «Вот я умру, и вы все узнаете…». Лора представляет, что будет, если она умрёт. Как станут реагировать знакомые ей люди. Как её смерть изменит их жизнь. Жизнь всего города – ведь она так важна в этом мире.
Какими же предстают персонажи сериала, будучи пропущены через призму Лоры Палмер?
Ну, прежде всего, они обладают странными гастрономическими вкусами. Едят сэндвичи и обожают вишнёвый пирог. Все жители Твин Пик сидят практически на одной диете. Странно, не правда ли? Фастфуд и вишнёвый пирог, ассоциирующийся с праздником, который так любят дети. Очевидно, что во сне Лоры жители города придерживаются её собственной диеты. Пирог любит Лора.
Кроме того, все жители Твин Пикс смотрят один и тот же сериал – «Приглашение к любви». Очень примитивный. И наверняка любимый Лорой Палмер. «Приглашение к любви» – символичное название. Не об этом ли грезит восемнадцатилетняя девочка - о любви. Заметьте, что в этом сериале постоянно кого-нибудь бьют или убивают. Не потому ли и выяснение отношений между участниками романтических отношений в городе Твин Пикс носит подчёркнуто драматический и агрессивный характер. Любовные треугольники, сложившиеся в городе – тоже явный намёк на телесериальность, на мыльно-оперность. И обратите внимание на количество и запутанность любовных линий. «Ах, если б он (она) только узнал! Он (она) убил (а) бы меня!» - может сказать практически половина персонажей-жителей Твин Пикса.
Обратимся к ним.
Вот агент ФБР Купер. Он пришёл в сон Лоры прямо из фильма «Скрытые», где Кайл Маклахлен сыграл агента ФБР. Собственно, во сне Лоры мы видим Маклахлена в роли агента Купера. Он красивый, правильный, обожает крепкий кофе и пончики – как все копы в фильмах, что смотрела Лора. В одной сцене ряды различных пончиков занимают практически половину стола в конференц-зале полицейского участка. К ним и кофе постоянно привлекается зрительское внимание – режиссёр словно говорит нам: «Ну, посмотрите, ведь это же из полицейского кино!».
И, конечно, Лора с радостью замутила бы с агентом Купером. Потому что он – её идеал, принц, примчавшийся на помощь спящей принцессе. Он любит её любимый пирог и запах дугласовых пихт – настолько, что готов остаться в Твин Пикс навсегда. Он записывает плёнки для своей секретарши, но не отправляет их (хотя видимо, всё-таки да, иначе как бы она прислала ему непригодившиеся беруши?), проводит следственные эксперименты по приснившемуся ему методу тибетских монахов, допрашивает говорящую птицу и полено. Да, Лора замутила бы с ним – но, увы: она мертва! Поэтому её место приходится занять девушке, которой Лора завидует – Одри Хорн. Да-да, потрясающая красавицы, дочка местного богача – это не она завидует Лоре, а наоборот. Лора Палмер имплицирует на свою блистательную одноклассницу свою собственную ревность. Как иначе объяснить, что только у этой модельной внешности красотки нет парня? Да, во сне Одри становится альтер-эго Лоры Палмер, которая уже не может в силу своей смерти вести расследование и кадрить агента Купера. «Она, как и вы, всегда брала то, что хотела» - говорит Одри Хорн придушенный ею в борделе управляющий супермаркета, вербующий девушек для «Одноглазого Джека». И говорит он это о Лоре. «У вас так много общего», - услышит в этой фразе внимательный читатель.
Отец Бобби – майор Гарленд Бриггз. Увешанный наградами, всегда в форме, он словно вышел из фильма о пришельцах и контактах с ними. Собственно, так и оказывается. Майор сам признаётся в этом агенту Куперу, принося расшифровку записи волн, принятых его организацией.
В Твин Пикс вообще много загадочных персонажей.
Например, женщина с поленом. Местная чудачка. Легко представить, как Лора Палмер обсуждает её с подружками, они хихикают, строят предположения, зачем этой женщине полено. И вот кто-нибудь говорит: «Небось, она с ним ещё и разговаривает!» И все весело хохочут. А ведь в полене нет ничего загадочного. Это Пиноккио из сказки, известной всем детям.
Одноглазая Лорна изобретает бесшумный карниз, пытается его запатентовать, а когда это у неё не получается, совершает попытку самоубийства, обставив её как харакири (да-да, пересмотрите сцену, представив вместо таблеток кинжал).
Персонажи Твин Пикса – забавные, пугающие, загадочные, опасные, развратные, трагические. За внешностью-маской скрывается многое. Например, внешне уверенный в себе и успешный бизнесмен Бен Хорн ну никак не может заключить вожделенную сделку: то дочь, то Лиланд Палмер, неожиданно вторгаясь в его дела, портят всё в самый последний момент, когда кажется, что всё на мази. Выглядящая жертвой интриг Джози в какой-то момент превращается в подозрительную личность, а яростный бунтарь Бобби превращается в плачущего после первого секса ранимого парня, бунтующего против деспотии отца и при этом ничего не имеющего против денег, которые государство должно заплатить за превратившегося в овоща мужа его любовницы Шелли. Да и Шелли превращается из жертвы домашнего насилия в убийцу довольно легко (да, она только ранила Лео, но ведь пыталась-то застрелить).
Лоре хочется быть особенной. Уникальной. Оставаться прекрасной и любимой, несмотря на порочность и таинственность. Поэтому ей снится, что она – мессия. Её сон при этом превращается в транцендентный сон божества о мире, и в сериале открывается очередное смысловое дно. Лора как бы размышляет о природе добра и зла, их борьбе. Ведь ей предстоит в будущем часто совершать выбор между одним и другим. И вот тут мы подходим к фигуре Боба. Страшный образ, дух, вселяющийся в жителей Твин Пикс и заставляющий их совершать ужасные вещи.
«Огонь, иди за мной». Детям запрещают играть с огнём – это табу записывается на подсознание с ранних лет. Поэтому огонь ассоциируется у Лоры с сами злом, со смертью. Он приглашает её пойти с ним, поиграть. И во сне она идёт. Потому что во сне табу снимаются.
Простое имя Боб никак не вяжется с именем дьявола, воплощения зла, верно? Оно словно взято из детских страшилок. Не ходите, дети, в лес. А молодым девушкам, достигшим половой зрелости и привлекательности, туда и вовсе нельзя – там их свяжут и изнасилуют. «Лора, не ходи туда!» - выкрикивает говорящая птица из «логова разбойников» Джонса и Рено, расположенного в самой чаще тёмного леса.
Знаете, надо сказать, что Боб – самое лучшее, что есть во сне Лоры Палмер. Серьёзно. Удивлены? Хотите знать, почему?
Да потому что в его фигуре отразилась мысль Лоры о том, что люди по своей природе добры («Он был лучшим из нас», - говорит шериф о Хэнке Дженнингсе, одном из криминальных элементов Твин Пикс). Зло не живёт в людях - оно приходит извне, из страшного леса сказок братьев Гримм, где запах дугласовых пихт скрывает вонь гниения и крови. В это хочется верить идеалистке Лоре Палмер. Ей хочется верить в людей.
Лора Палмер видит сон, находясь на пороге взрослой жизни. Она ещё цепляется за сказку, но уже мечтает о будущем. Всё смешалось в её причудливой грёзе, превратившись в прекрасное, романтическое, наивное, тревожное и полное томительного предвкушения видение.
Так кто же убил Лору? Ответ на этот вопрос дан ещё в начале первого сезона – в сцене, где отец Лоры разбивает её портрет и, порезавшись об сколки, мажет её фотографию кровью. Да, он убийца. Почему именно он? Да потому что легко представить мысли «плохой девчонки» Лоры: «Если отец узнает, что я нюхаю кокс и сплю с мужиками за деньги, он убьёт меня!» Видите – «ларчик просто открывался». Но, конечно, мы знаем, что Дэвид Линч не собрался называть нам убийцу. Недаром агент Купер сразу после вопроса «Кто убил Лору Палмер?» вспоминает про убийство Кеннеди. Эти два убийства – из одного ряда. Виновного так и не нашли. И режиссёр нас предупреждает: подозреваемых будет много, но преступника вы не узнаете. Почему? Да потому что Лора не мертва – она просто спит. Однако продюсеры всё-таки заставили Линча назвать убийцу. Это отец Лоры. Но, конечно, он не виноват. Он любил дочь. Его заставил Боб.