Photocor

Photocor

Пикабушник
Дата рождения: 13 февраля
поставил 72731 плюс и 3509 минусов
отредактировал 2 поста
проголосовал за 3 редактирования
Награды:
5 лет на Пикабу
36К рейтинг 258 подписчиков 48 подписок 51 пост 18 в горячем

Коллекционирование новых вкладышей - что доступно сегодня?

Коллекционирование новых вкладышей - что доступно сегодня? Жвачка, Turbo, Вкладыши, Длиннопост

Свеженькие Bazooka, как положено в 21 веке - с промо-кодом для сайта (нам в России понадобится VPN)

Здравстуйте, дорогие мои подписчики и читатели!

Хотелось поинтересоваться, особенно у коллекционеров вкладышей от жевательных резинок - а какие сегодня выпускаются жвачки со вкладышами? Конечно же, больше всего интересуют продолжения известных с детства серий или их новодельные ремейки. Чтобы был фантик, под ним вкладыш с заранее неизвестной картинкой, интрига открывания и всё такое. Love is не предлагать ))

Вот недавно обнаружил в автомате по продаже иностранной жевательной резинки, расположенном в московском ТЦ Колумбус, знаменитую Bazooka. Она непрерывно выпускается аж с 1948 года. Конкретно в моей скромной коллекции конца 80х - начала 90х таких не было, но никогда не поздно пополнить. К тому же сама жвачка тоже вкусная и хорошо надувается. 190 рублей за упаковочку - недешево, но приятно.

Когда-то в том же ТЦ я еще до пандемии купил турецкую Turbo (как подсказали на Пикабу - от компании ProGum). Турецкий потомок знаменитой серии оказался с более насыщенным и аутентичным вкусом, чем российские новодельные Turbo от K-Artel, и вкладыши радовали качественной полиграфией. В прошлом году коллега, отдыхавший в Турции, по моей просьбе спрашивал у местных продавцов, говорят - давно не было, наверное, сняли с выпуска. Через Авито удалось найти уже просроченные турецкие Turbo той же фирмы, притом - в упаковке на 200 штук!

Коллекционирование новых вкладышей - что доступно сегодня? Жвачка, Turbo, Вкладыши, Длиннопост

Сейчас как соберу целую коллекцию с одной упаковки...

К сожалению, производитель позаботился, чтобы коллекционеры не смогли купить один "шарик" и заполучить всю серию вкладышей. Внутри только 10 видов, каждого по 20 штук. Без сюрпризов и ошибок. Благодаря отсутствию фантиков номера вкладышей видно сразу.

Коллекционирование новых вкладышей - что доступно сегодня? Жвачка, Turbo, Вкладыши, Длиннопост

Интрига развеялась быстро ((

Хотя срок у жвачек уже истек и они чуток подсохли, вкус по-прежнему приятный (вроде вот прям тот самый). В альбом по итогу добавится 10 стопочек вот таких вкладышей:

Коллекционирование новых вкладышей - что доступно сегодня? Жвачка, Turbo, Вкладыши, Длиннопост

Номера строго с шагом 15, сюрпризов для терпеливых потребителей 200 жвачек не предусмотрено.

А какие еще известные серии жвачек с коллекционными вкладышами еще живы или обрели второе рождение? Лично мне очень не хватает Donald/Donald Duck с их микро-комиксами. Terminator'у, которого мы тоже ценили в детстве, посвящен целый мини-фильм у замечательного ютуб-блогера Павла Гринева aka Kinamania. Неужели всё это больше не привлекает производителей и им достаточно просто штамповать пластинки от кариеса в безликих фантиках?

Коллекционирование новых вкладышей - что доступно сегодня? Жвачка, Turbo, Вкладыши, Длиннопост

Фрагмент коллекции "тогдашних" Turbo в Музее пинбола в Москве

Буду благодарен за любую информацию по теме!

Показать полностью 5

Помогите, пожалуйста, найти жвачку Turbo (не K-Artel)

Помогите, пожалуйста, найти жвачку Turbo (не K-Artel) Жвачка, Turbo, Жвачки Турбо

Здравствуйте, дорогие читатели, подписчики, случайные прохожие!

Прошу помощи в опознании производителя жвачки Turbo с этими вкладышами (на фото). И если можно - подскажите, где можно купить именно эту серию. Году в 2018м в Москве в соседнем торговом центре установили аппарат по продаже импортной жвачки. Были из США, Японии, Ю.Кореи, Турции. И там я один раз купил Turbo в очень интересной фасовке: 5 кубиков-жвачек полностью обернутых во вкладыши, в единой общей обертке (она не сохранилась, кажется, была желтая). Вкус очень насыщенный, качественный. Автомат тот простоял недолго, цены были немаленькие - видимо, дело не пошло. Больше нигде, даже в интернете, такой вариант не встречал.

Тут на Пикабу тема вкладышей Turbo достаточно популярна. Но, опять же, речь или о коллекциях из 1980х и 1990х, или об отечественных потомках от K-Artel. Друг тут подарил на праздник несколько к-артелевских, на волне воспоминаний нашел свои вкладыши из 2018го и решил еще раз попытать удачу.

Заранее благодарен!

Показать полностью

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост

И снова здравствуйте, дорогие читатели и уважаемые подписчики!


Давно уже ничего не публиковал на Пикабу, но увлечение ретро-техникой все это время не прекращалось. Немного играл в старые игры на упоминавшихся раньше Pentium-233MMX и на ZX Spectrum NEXT, в совсем старые игры - на Поиск-2. Постреливал в Steam играх и в аркадных эмуляторах с помощью пистолетов Sinden, обзавелся замечательным аппаратным эмулятором ретро-железа MiSTer (о нем, наверное, будет отдельный пост). Хотя чаще ностальгирование ограничивалось просто изучением ютуб-каналов более опытных и усидчивых коллег по хобби.


Но тут появилось несколько поводов побыть не просто потребителем контента, а добавить что-то свое. Самый главный из них - неожиданное обретение системного блока IBM-совместимого компьютера из самого начала 1990х . В подмосковном НИИ, где с 1970х и до сих пор трудятся мои родители, готовили помещение для оборудования новой испытательной лаборатории. И среди выносимого на свалку хлама цепкий взгляд моей мамы засек явного кандидата в коллекцию ретро-компьютеров (он на фото выше). Системный блок был спасен, оформлен на вынос и через некоторое время оказался у меня на столе. Я рассмотрел его содержимое повнимательнее, а заодно и почистил от пыли...

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост

Системный блок типоразмера desktop PC (увы, не "крокодил", а просто со съемной крышкой) внутри сохранил почти комплектный компьютер 1990 года выпуска Made in USA. А в те годы в США могли еще не только собирать компьютеры из готовых комплектующих, но и изготавливать эти комплектующие. Один из американских производителей тех лет MBL выпустил для этого ПК и корпус, и видеокарту, и собрал всю конфигурацию воедино. В конце 1980х - начале 1990х компьютеризация распадающегося СССР велась почти исключительно за счет крупных и мелких производителей "запада". Советская экономика, доведенная до банкротства, не взяла планку нового этапа технологической революции, и отечественная электронная промышленность уже мало что могла предложить массовому потребителю.

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост

(Реклама ориентировочно 1991 года, позаимствовал из Discord-канала FagearTechCorner. Очевидно, что доллары тут условные, просто "у.е." еще не изобрели. За реальные валютные операции для граждан до 1994 года действовала статья 88 УК СССР)


Перед нами как раз характерный представитель тех мутных, но необходимых импортных потоков.


Первое, на что смотришь в такой ситуации - конечно же на центральный процессор. Благо в те времена его не скрывали никакие теплообменные конструкции, все на виду.

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост

Видно сразу, что это красавец Intel 386 DX-25. Всегда казалось, что наличие индекса DX на процессоре означало "круче не бывает, полный комплект". К своему удивлению увидел, что гнездо сопроцессора тоже не пустует и в нем установлено изделие компании IIT. Коллеги по хобби и википедия помогли освежить знания: DX в индексе процессора означал полную 32-битную архитектуру (32 внутри ЦП и 32 по шине данных) и к наличию сопроцессора FPU прямого отношения не имел. Да, по факту в i486 индекс DX был почти синонимом встроенного FPU, но в i386 даже полностью 32-битные модели требовали установки внешнего чипа для вычислений с плавающей запятой.


Эпоха производства 386-486 это время, когда крупные производители микроэлектроники еще безмятежно соседствовали с множеством относительно небольших компаний, успешно и прибыльно осваивавших те же ниши. Тот же сопроцессор стороннего производителя был не просто заурядным явлением, а мог запросто превосходить брендового референта от Intel - IIT 3C87-25 как раз из числа таких удачных решений. Он и быстрее чуть ли не на треть, и ножек у него меньше ))


Или, например, поражает список производителей материнских плат для i386 - в нем почти 230 отдельных компаний! Установленная в данном ПК материнка выпущена именно небольшим тайваньским производителем Kouwell Electronic Corporation. Эта компания впоследствии еще отметилась выпуском нескольких материнских плат для поколения 486, а потом монополизация рынка вытеснила ее в нишу изготовления промышленной электроники, интерфейсных карт, флеш-карт и адаптеров для них.

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост

Возможности платы рядовые, под стать ее производителю - единственная допустимая тактовая частота процессора (25 МГц), никаких встроенных контроллеров дисков или периферии, всё кроме клавиатуры надо подключать через мультикарту. 8 разъемов под SIMM-модули памяти позволяют набрать аж до фантастических в 1990 году 8 Мб ОЗУ (в моем конкретном экземпляре половина от этого объема). А для желающих получить вообще космический объем ОЗУ в 16 Мб - были варианты этой материнской платы, где первый (ближний на фото) слот ISA8 имел удлиннение, что позволяло присоединить специальную карту расширения ОЗУ. У меня это расширение слота не распаяно, да и карты такой сегодня не найти.

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост

Зато слот ISA8 по праву займет реплика современницы этого компьютера - звуковой платы Adlib. Пару лет назад конструктор этого знакового для своей эпохи изделия приехал ко мне из Новой Зеландии:

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост

Именно 1990й можно считать годом, когда IBM-совместимые компьютеры из офисов и домашних кабинетов начали массово переходить в гостиные, стали полнофункциональными Home PC. Всерьез поддавливать на "развлекательных" конкурентов от Commodore Amiga, Atari, Nintendo и Sega стало возможным благодаря трем главным слагаемым - i386, Adlib/Soundblaster, VGA. Очень рад, что все три слагаемых теперь у меня будут под одним капотом.


Но была одна проблема...

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост

"Батарейка-убийца". Никель-кадмиевый аккумулятор подпитки памяти BIOS, который по истечение срока службы часто деградирует, истекая кислотой. Если он расположен в гуще элементов платы, над переплетением дорожек - результаты разъедающей коррозии могут похоронить ретро-находку. К счастью, в корпусе desktop материнская плата расположена горизонтально и капли кислоты далеко не стекают, как это бывает в вертикальном положении. Плюс, тут компоновка довольно разреженная и под аккумулятором, похоже, только пара дорожек от него самого. Выпаял, протер спиртом, ничего страшного не увидел.

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост

Без аккумулятора компьютер выдавал начальный экран, удачно пересчитывал оперативную память, но начать выполнять команды BIOS или войти в его конфигурацию отказывался. Как подсказали опытные камрады, заменить аккумулятор 3-вольтовой батарейкой CR2032 - плохая идея, материнская плата будет пытаться ее зарядить и обязательно выведет из строя. Поэтому я заказал аккумулятор нужного размера на Алиэкспресс, а от нетерпения даже собрал в этом корпусе 286й из имевшихся в коллекции компонентов - чтобы опробовать дисководы, платы и подготовить жесткий диск.


Сам жесткий диск в корпусе отсутствовал, скорее всего он продолжил жизнь в другом компьютере вместе с софтом и данными прежнего пользователя. У меня есть в запасе хард примерно тех времен, WD Caviar на 170 Мб 1993 года. Но мечтам об аутентичном хрусте при загрузке не суждено было сбыться - он подглючивал еще при попытках подружить его с Поиск-2, и здесь подтвердил наличие поломки. В качестве slave вторым устройством отлично работал, но единственным диском или master'ом в связке с другим устройством работать категорически отказывался. Более современный Seagate 1.2 Гб запустился сразу, но его тихий шелест совсем тонул в гуле вентилятора БП, поэтому похрустывание пока отменилось.


Если уж делать бесшумно, то можно использовать твердотельные промышленные IDE-устройства, а еще лучше флеш-карты Compact Flash тип I. Compact Flash полностью построены на обычном стандарте ATA, т.е. и электрически, и логически их разъем полностью повторяет стандарт IDE обычных жестких дисков. Адаптеры IDE-CF не содержат никакой преобразующей логики и не требуют драйверов, это просто физические переходники. А если к CF есть доступ снаружи ретро-компьютера, то в любой момент, выключив ПК, можно через кард-ридер переподключить карту к современному ПК. Если у ретро-компьютера BIOS еще не умеет "автоопределять" жесткий диск, необходимые эмулируемые параметры ("цилиндры", "сектора" и прочее) можно узнать из документации конкретного производителя флеш-карты.

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост

К моей радости, никель-металгидридный аналог отлично подошел, и компьютер после установки необходимых параметров полностью заработал. Поначалу были необъяснимы для меня паузы секунд по 15 на первых стадиях запуска после включения. Именно тогда начинаются активные обращения к программе BIOS. Выделение в ОЗУ "теневой памяти" для BIOS  полностью решило проблему. Видимо, по каким-то причинам (деградация микросхем?) содержимое BIOS при многократном обращении читается очень медленно, а если оно на первом же шагу копируется в ОЗУ - то проблем больше не возникает. Контакты микросхем ПЗУ протирал-прочищал, но ничего не изменилось. Да и ладно, 128 кб под теневую ОЗУ не жалко.


Пробы с программным обеспечением вел по двум направлениям. Первое - установка Windows и офисных программ. Сам я еще в начале 1990х у родителей на работе начинал изучение с Win 3.11 и Word 6.0, правда, на более мощном 486 SX2-80. Винда тут нужна 3.11, а не 3.1 - у нее именно под i386 были введены поистине революционные новшества. Прежде всего, они касались работы с памятью и жестким диском: появилась возможность сделать постоянный или временный файл подкачки для компенсации недостающей ОЗУ, использовать 32-битный доступ к диску и файлам. При правильной настройке машины с индексом DX мигом получали заметное ускорение работы.


(Извините, скриншоты делал смартфоном с экрана. Устройства захвата с сигнала VGA нынче неприлично дорогие.)

Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост
Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост
Восстановить компьютер с i386... для игр под i286 Ibm PC, i386, Ibm 286, Ретро компьютер, Ретро-игры, Длиннопост

Я еще не занимался поисками драйверов для видеокарты, поэтому пока использую стандартный VGA-режим отображения. Но уже должен сказать, что все выглядит приемлемо, запускается быстро и работает плавно. Самое главное, что CANYON.MID через стереодинамики проигрывается как надо!


А вот с играми получилось парадоксально, хотя и ожидаемо. На момент появления первых массовых и недорогих конфигураций с 386 в 1989-1990 году еще не было игр, полностью использовавших потенциал этой архитектуры. А когда i386 хорошо освоили программисты игровых студий (году примерно к 1993), их продукты уже требовали производительности актуальных, более поздних машин. Поэтому представители первых игр с пометкой "386 и выше" (Doom, Commanche: Maximum Overkill и др.) у меня запускались, но очень тормозили во время основного игрового процесса. Правильность работы кнопки Turbo на корпусе проверял, с выключенной было еще медленнее. По ощущениям, если из поколения 386х кто-то и годился для таких развлечений, то только 386 DX-40.


Игры под 386 - не для большинства 386, такие дела.


Зато игры начала 1990х с VGA и поддержкой звуковых карт, но еще не требующие исключительно новую архитектуру процессора, играются отменно. Всегда самый плавный fps, избыток памяти, звук без заиканий. Хотя, по-честному, компьютер отрабатывает ностальгию на ура во всех играх, "тормозит" и "не пошла" - тоже важные оттенки воспоминаний ))


Спасибо Вам за внимание и до новых встреч!

Показать полностью 13

Пожарная безопасность жилища - что еще улучшить неравнодушному обывателю?

Пожарная безопасность жилища - что еще улучшить неравнодушному обывателю? Пожарная безопасность, Пожарная сигнализация, Защита жилища, Умный дом, IP-камера, Длиннопост

(Успешное спасение "отрезанного" человека из горящей квартиры в Челябинске, фото с сайта chelyabinsk.bezformata.com)


Здравствуйте, дорогие читатели!


Последнее время довольно много времени уделил просмотру видео с ютуб-каналов профессиональных пожарных разных стран. Среди наших соотечественников очень качественный контент делают Дневник огнеборца, Я Пожарный, Не гори, Дерзкий Пожарный, Пожарный BRZ и др. - некоторым можно передать привет даже на Пикабу! С детства все, что связано с профессией огнеборца, очень интересовало. Хотя в итоге стал я инженером-атомщиком, тема эта все равно привлекает. И не только эмоциональной зрелищностью - как инженер начинаешь анализировать и внимательнее смотреть на мир вокруг. Прежде всего на свое жилище.


Безусловно, основные и самые главные меры по защите жилища от пожара предпринимают все здравомыслящие граждане. Мы стараемся избавляться от хлама на балконах и в приквартирных холлах, ставим на открываемые окна противокомариные сетки, следим за проводкой и ставим чувствительные "автоматы" на ток утечки, не чиним и не апгрейдим "умелыми руками" силовые электроприборы. С некоторого времени популярно стало держать дома огнетушитель. И это, действительно, очень много. Но если применить системный подход, обнаружится пара слабых звеньев даже у тех, кто купил огнетушитель и не курит в постели.


В области использования атомной энергии для защиты персонала, населения и окружающей среды во всем мире применяется т.н. "глубокоэшелонированная защита". Суть ее - в планировании мер и средств на все случаи: отклонения от целевых параметров установки стараемся оставить в пределах нормальной эксплуатации, отклонения от нормальной эксплуатации стараемся не довести до аварии, аварии не даем перерасти в запроектную, запроектной управляем плюс заранее ведем противоаварийное планирование. В случае пожарной безопасности жилища "эшелоны защиты" по аналогии можно расписать так:

- профилактика возгораний;

- раннее обнаружение возгорания;

- вызов помощи, эвакуация людей;

- первичное тушение (если возможно);

- покидание опасной зоны.


Сразу видно, что первый дефис у нас во многом обеспечен. Но на втором мы сразу спотыкаемся! Ведь пожар может возникнуть не у нас на глазах. К проверенной годами классике (типа вспыхнувшего масла на забытой сковороде) сегодня добавляются многочисленные случаи возгорания литиевых аккумуляторов при зарядке. А это запросто может произойти ночью в соседней комнате, или (что в разы хуже) на полочке возле выхода из квартиры. В такой ситуации мы рискуем узнать о пожаре только проснувшись от треска горящей мебели и от дыма, идущего в щель под дверью в спальню. Понятно, что все "эшелоны защиты" в этот момент уже рухнули, мы как максимум вызовем пожарных и вся тяжесть реешний и действий полностью ляжет на них.


Где-то слышал, что по статистике Евросоюза выявлено средство, позволяющее в 4 раза (в четыре раза!) снизить смертность от пожаров в жилищах. Это - исправный пожарный извещатель стоимостью 5 евро за штуку.

Пожарная безопасность жилища - что еще улучшить неравнодушному обывателю? Пожарная безопасность, Пожарная сигнализация, Защита жилища, Умный дом, IP-камера, Длиннопост

В эту статистику могла вкрасться "ошибка выжившего" - те, кто заботятся о безопасности, и без извещателей будут гибнуть реже курящих алкоголиков. Но, чтобы не играть статистикой, а менять ее, в ЕС законодательно установлены обязательные требования по установке пожарных извещателей в жилище. Не менее одного на домовладение, а если этажей в домовладении несколько - не менее одного на этаж. В США также применение извещателей ведется повсеместно, что вместе с иными мерами дает ощутимый результат. На 100 тысяч жителей в пожарах за год гибнет: в США 1 человек, в Западной Европе 0.5 человек, в России - более 7 человек.


Чтобы не ждать, пока наши законодатели займутся этим вопросом (или пока в их ряды не попадут владельцы производств пожарной автоматики) - можно защитить свое жилище самостоятельно.


Вопрос 1. Какой тип извещателей устанавливать?

Пожары в жилищах - это чаще всего горение синтетических материалов, древесных материалов с пропитками и отделкой, чаще всего в условиях недостаточного количества кислорода. Главным признаком (и главным поражающим фактором) будет дым. Поэтому извещатель должен быть либо дымовой, либо комбинированный на дым+нагрев. Они в среднем будут срабатывать раньше, чем просто датчик нагрева.


Вопрос 2. Куда ставить?

Мне в данном случае очень понравилось видео от эстонских спасателей (на русском языке). Страны Прибалтики присоединились к европейским нормам и с 1 января 2021 года все жилища там уже должны быть оборудованы датчиками. Совсем азы установки: не ставить на небольших кухнях или в зоне готовки пищи, не ставить в ванной - чтобы не срабатывало от пара. Если же углубляться в нормативные требования, то российские нормы СП 5.13130.2009 помогут сделать это по-взрослому. В большинстве случаев поможет соблюдение элементарных критериев расположения извещателя:

1. Лучшее место - на потолке, но если это невозможно (например, уже сделан наятжной потолок), то можно расположить на стене не дальше 20 см от потолка.

2. До ближайшей приточки/вытяжки/кондиционера - не менее 1 метра.

3. До ближайшего светильника - не менее 0.5 метра (яркий свет + тепло могут давать ложные срабатывания).

4. До ближайшего угла - не менее 0.5 метра.

Теперь Ваша жизнь не будет прежней - в любом магазине или офисе многие извещатели установлены с нарушением норм, и Вы это сразу поймете.

Пожарная безопасность жилища - что еще улучшить неравнодушному обывателю? Пожарная безопасность, Пожарная сигнализация, Защита жилища, Умный дом, IP-камера, Длиннопост

(Мне кажется, тут я все сделал правильно. Светодиод готовности мигает раз в полминуты, его без вреда можно заклеить скотчем)


Лично я поставил извещатели во все комнаты и на выходе из кухни. Тем, кто регулярно заряжает "средства индивидуальной мобильности" на балконе - следует поставить извещатель и туда. Кто заряжает их в прихожей под вешалкой с синтетической верхней одеждой - следует переместить станцию зарядки на балкон ))


А еще один извещатель я поставил в общий коридор на 4 квартиры. Потому что узнать о пожаре у соседей хотелось бы раньше, чем в двери начнут стучать пожарные. Густое задымление на общих площадях может начаться очень быстро: если вы чувствуете по запаху, что готовят на ужин соседи, значит через их двери дым будет заполнять весь дом без особых препятствий. Худший вариант - дома с единственной лестницей, на которую выходят двери всех квартир. Недавно в Екатеринбурге был ночной пожар в 9-этажке на втором этаже и в нем, помимо жильцов сгоревшей квартиры, погибли соседи с 5го и 9го этажа. Они поздно узнали о пожаре, когда дым уже плотно заполнил лестницу и стал проникать в жилища. Надо было плотнее закрыться от дыма и ожидать пожарных у открытых окон. Но жильцы, находясь в безопасности за десятки метров от самого пожара, не вышли на связь с работавшими внизу и в подъезде пожарными, запаниковали, самостоятельно "пошли на прорыв" целыми семьями и погибли.


Современные бытовые пожары почти всегда связаны с выбросом ядовитых веществ, некоторые из которых значительно опаснее угарного газа (спасибо "пластиковому миру"). Наиболее яркий представитель - цианид водорода, он же синильная кислота. Он содержится преимущественно в непрозрачной, "черной" части задымления и способен даже при однократном вдыхании блокировать усвоение кислорода клетками. Это сделает неэффективной обычную сердечно-легочную реанимацию (кровь может быть полна кислорода, а клетки мозга в это время будут умирать от гипоксии). Поэтому успеть выйти на улицу, пока дым еще не начал сгущаться - становится очень важно.


Извещатели на общедомовых площадях помогут эффективнее оповестить каждого, кто находится в потенциальной опасности. У нас этажи изолированы друг от друга и есть пожаробезопасная лестничная клетка, поэтому достаточно "приглядывать" за тремя ближайшими соседями и за их местом курения. Легкий дым от сигареты в большом объеме сам по себе срабатывание извещателя не вызывает.


Вопрос 3: Контроль на расстоянии.

Дальше мы закономерно подходим к вопросу "а если при возгорании никого дома нет?" Безусловно, если хоть кто-то из соседей дома, пищалка извещателя не оставит его равнодушным. Звук слышно через стены и перекрытия. Но быстрой реакции от соседей все же ждать не приходится. Ставить жилище на полноценную охрану с выводом на пульт диспетчера? Монтировать "умный дом"?

Пожарная безопасность жилища - что еще улучшить неравнодушному обывателю? Пожарная безопасность, Пожарная сигнализация, Защита жилища, Умный дом, IP-камера, Длиннопост

(на рендере - концепция "умного дома" Apple)


"Умный дом" можно сделать достаточно бюджетным. В моем случае минимальная конфигурация - датчики с радиоканалом плюс блок управления wi-fi, поместившийся в обычный подрозетник. Любое срабатывание датчика включает тревогу на смартфоне. Чтобы исключить вызов пожарных по ложному срабатыванию, я поставил ip-камеру и всегда имею возможность глянуть картинку с места происшествия. И через нее видно, играет на моем компе кто-то или сидит уроки делает ))


К сожалению, не всякая модель "умного дома" умеет дистанционно "заглушать" извещатели, некоторые будут пищать, пока не перестанут чувствовать задымление (или пока руками не отключить батарейку).


Блок управления универсальный, в теории может обслуживать множество датчиков и устройств, разбросанных по дому (контроль протечек водопровода, поддерживать микроклимат, извещать о проникновении через двери/окна). Плюс всякие там сценарии управления освещением или подключения электрокотла отопления, если кому надо.

Пожарная безопасность жилища - что еще улучшить неравнодушному обывателю? Пожарная безопасность, Пожарная сигнализация, Защита жилища, Умный дом, IP-камера, Длиннопост

(Фото с просторов. Чтобы я так жил!)


Минимальная же по цене "умная" конфигурация совсем не требует "умного дома". Это просто обычный пожарный извещатель без радиоканала и дешевая ip-камера, которая пошлет вам на смартфон оповещение по событию "громкий звук". Это умеют многие недорогие бытовые ip-камеры.


Вывод.

"Базовые" меры предосторожности в быту можно гармонично и недорого дополнить средствами извещения - на тот случай, если профилактика окажется недостаточной. На рынке достаточно автономных и в меру "умных" датчиков задымления, бытового газа (для домов с газовыми плитами) и угарного газа (для индивидуальных домов). Даже использование автономных извещателей может значительно снизить вероятность тяжелых последствий при возгораниях, даст пожарно-спасательным подразделениям дополнительное время на прибытие, развертывание и эвакуацию людей.


Спасибо за внимание. Желаю всем крепкого здоровья, а пожарным еще и сухих рукавов!

Показать полностью 4

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

(фото с сайта sindenlightgun.com)


Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики!


Давненько я не делился с Вами новостями в освоении всяких ретрогеймерских приспособлений. Это ен значит, что новостей не было, просто я играл и ленился верстать посты ))


Больше года назад уже рассказывал о том, что ожидаю результат кампании на Кикстартере - новый "световой пистолет" для игры на любых типах экранов. Sinden Lightgun обещал потеснить на рынке уже неплохо зарекомендовавшие себя решения - пистолет Aimtrak и адаптеры на основе Wiimote. Стоило ли платить и ждать, что получилось в итоге - расскажу в этой заметке.


Надо сказать, что ретрогейминг в мире уже давно не просто удел гаражных энтузиастов. Это, пусть небольшой, но сектор индустрии развлечений. На Западе, особенно в США исторически очень развиты сети аркадных автоматов, поэтому сегодня среди взрослых платежеспособных дяденек и тетенек достаточно тех, у кого просаживание монеток в аркадах было важной частью счастливого детства и юности. Поэтому на рынке достаточно много производителей предлагают домашние имитации аркадных автоматов с начинкой, позволяющей эмулировать игры от начала 80х до наших дней. С соответствующими джойстиками, кнопками и прочими приспособлениями - в том числе и пистолетами.

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

(пример одного из многочисленных "кабинетов"-эмуляторов, поставляемых в США виде набора для самостоятельной сборки)


"Пистолетных" игр выходило немало и для домашних консолей, но на аракадах их просто несметное количество! Да и нет никакой принципиальной разницы в эмуляции аркад и консолей, как всегда рынок предлагает потребительские продукты на любой вкус. Уже давно несколькими щелчками мыши в недра любого Windows- или Linux-совместимого аппарата можно загрузить полный комплект эмуляторов, образов игр и красочный фронтэнд. Все уже настроено, разархивируй, запускай и радуйся!


До появления Sinden Lightgun предлагаемые "пистолеты" использовали, как правило, дополнительные внешние приспособления для распознавания направления "выстрела". В Aimtrak (пока самое распространенное решение для домашних аркад и эмуляции консолей) и в устройствах на основе Wiimote для этого используются специальные панели управляемых инфракрасных светодиодов. Панель обычно крепится сверху от экрана, после чего для удобного "рубежа стрельбы" проводится однократная калибровка пистолета. Незначительным неудобством может быть то, что при смещении стрелка на метр-два от калиброванной позиции может потребоваться повторная настройка. Панель светодиодов невозможно полностью спрятать (хотя попробуйте найдите ее на фото сверху!) Плюс не так легко переключиться со стрельбы по телевизору в гостинной на стрельбу по экрану ПК - панель надо переставить, перекалиброваться. Любителям пострелять как реальный гангста, меняя наклон пистолета на горизонтальный, тут тоже не разгуляться, у софта могут быть проблемы с ориентацией движения маркера.


Сделать пистолет, который будет работать без дополнительных приспособлений, со свободной сменой ракурса и дистанции стрельбы, в любом положении обещал (и выполнил!) Andy Sinden. Несмотря на все пробы и ошибки, коронавирусный локдаун и прочие неурядицы все участники его кампании на Кикстартере уже получили свои пистолеты (если заказывали модель без отдачи, как и я) или получают прямо сейчас (если хотели с соленоидом отдачи).

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

Вот такие неприметные коробочки принес я как-то с почты этой осенью. Внутри должны были быть два черных пистолета без отдачи и ... больше ничего. В этом и была задумка - нужен только пистолет и компьютер. А с пистолетом и компьютером, как известно, достигнешь намного больше, чем просто с компьютером!

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

Да, так и оказалось. Пистолет на длиннющем проводе (почти 5 метров!) между слоями отличного волнистого поролона. Необходимый софт и инструкции надо брать с сайта разработчика.

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

С одной стороны пистолета две дополнительные кнопки и "крестовина", с другой стороны еще две кнопки. Но это еще не все, рукоять для хвата второй рукой - на самом деле работающая "помпа", на которую во многих играх можно назначить перезарядку.

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

Пистолет по сути является кастомной видеомышью, вся изюминка которой (кроме крестовины и помпы) - в алгоритмах обработки полученного видеосигнала. Основой распознавания служит тонкая рамка-бордюр, которую выводит софт пистолета по границе экрана. Алгоритм распознает рамку в изображении с камеры пистолета и на основе анализа ее геометрических искажений реконструирует положение точки съемки относительно экрана и вычисляет точное направление "взгляда".

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

Слева "сырое" видео с камеры, справа результат. Синее поле показывает, что рамка распознана и положение экрана программе понятно. Камера имеет невысокое разрешение, всего 640х480 - но этого с лихвой хватает для всех существующих экранных пистолетных шутеров. Даже в современном Time Crisis 5, сделанном на Unreal Engine, несмотря на очень детализированную картинку, никто не требует писксельхантинга - аркады это всегда прежде всего комфорт и азарт. Да, на рабочем столе дрожание курсора мыши под управлением пистолета будет заметно, но серфить по Windows все же лучше мышью. А особенно щепетильные пользователи могут включить и настроить anti-jitter.

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

Чтобы смещение курсора при движении ствола по вертикали/горизонтали не опережало и не отставало от мушки, есть подробные настройки. Они учитывают физический размер диагонали экрана, его надо не забыть и ввести первым делом (на скриншоте настройки под монитор моего ПК). Отдельная вкладка есть для выставления курсора точно по мушке в центре экрана, еще вкладка - для ручного подбора толщины и цвета бордюра. В идеале надо найти максимально тонкий размер, для которого еще не страдает прицеливание (чтобы не закрыть ни одного лишнего пикселя оригинальной картинки игры). Я уже не буду приводить скриншоты этих вкладок.

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

Также очень богаты возможности привязки команд ко всем органам управления на пистолете. Вдруг вот хоть умри, а надо чтобы кнопка воспринималась как Alt+средняя кнопка мыши? Да не вопрос! Единственное, нельзя забывать, что одна и та же кнопка, нажатая при направлении ствола на экран и мимо экрана, будет давать разные команды. Как правильно настроить взаимодействие софта с эмуляторами типа MAME, у которых есть свой механизм учета "выстрела мимо экрана" - также есть в описании на сайте.


Опыт показал, что не стоит слишком заморачиваться с идеальной калибровкой курсора под мушку, т.к. все эмуляторы по умолчанию выводят на экран курсор прицела. Если не нужен хардкор со стрельбой по целику-мушке, можно бить "от бедра", просто отслеживая перекрестье на экране.  Для игр на 8/16-битных консолях это, конечно, чит и его можно отключить для атмосферности - а вот начиная с PS1 прицел на экране был штатно (а на аркадах и намного раньше).


Для примера, не особо что настраивая, я скинул на ноутбук MAME с Operation Wolf, запустил на телевизоре в гостиной и попробовал записать стрельбу одновременно шагая вправо-влево, ближе-дальше и меняя наклон пистолета. Одной рукой снимал со смартфона, кусочек оформил гифкой:

Играть удобно, смена точки стрельбы на прицеливание практически не влияет (в разумном диапазоне дистанций и углов).


Во что поиграть со световым пистолетом кроме Duck Hunt и Operation Wolf? Можно впечатлиться примерным списком в англоязычной Википедии - https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_gun_games Надо понимать, что не все из этих игр делались конкретно под световые пистолеты, в списки попало немало просто рельсовых шутеров. Чтобы не заморачиваться загрузкой и установкой эмулятора под каждую платформу, а потом собиранием разрозненных образов игр - лучше всего использовать популярные фронт-энды и проверенные паки содержимого под них. Лично я использую CoinOPS Next 2 со сборками типа "просто лучшие аркады", "аркадные автоматы линейки Sega Model2", "Sega Model3", "аркады для световых пистолетов (эмулятор MAME)" и др. Самые современные игры с автоматов типа Transformers: Human Alliance доступны через сборку для эмулятора TeknoParrot. Ну а совсем свежие хиты типа упоминавшегося Time Crisis 5 пока встречаются только как отдельные программы с запуском из-под Windows.


Вот как выглядит меню выбора игр в CoinOPS, платформа Sega Model2 (тут не только пистолетные игры, но и их достаточно много):

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

Далее Sega Model3. Конкретно "кабинет" StarWars Trilogy выпускался только с джойстиком, но эмулятор позволяет использовать мышь и пистолет - в итоге игра превосходит по интересности и качеству изначально пистолетные тайтлы этой платформы. Не мудрено: визуальные образы, звуки, музыка и сюжет 100% лицензированы из классической трилогии эпизодов. Именины сердца для поклонников!

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

Только пистолет, только MAME, только олдскул:

Sinden Lightgun - немного впечатлений от использования Lightgun, Аркадные игры, Световой пистолет, Длиннопост, Видео

Если есть пара сотен гигабайт, то самое оно окунуться в малознакомый нам мир аркадных шедевров. Почти любую игру можно пройти сходу за 20-30 минут, потому что кнопку "закинуть монетку" можно нажимать бесконечно и абсолютно бесплатно! Не уйдут разочарованными и любители ретро-компьютеров и консолей. Для этого же фронт-энда есть сборки мега-хитов всех возможных платформ - от Атари2600 и Спектрума до Амиги и PS3! Пистолет и даже геймпад не обязательны - клавиатура, мышь и желание (ну для эмуляции PS3 все же комп нужен помощнее, да). Как не нарушая ничьи правила все сделать правильно, вам наверняка расскажут на ютубе, если спросить "how to get your official builds correctly".


Резюмирую впечатления от Sinden Lightgun. Очень хороший продукт, оправдавший все мои ожидания. Заявленный функционал присутствует, программное обеспечение совершенствуется. При наличии нескольких пистолетов можно играть в аркады для 2 и более стрелков, но потребуется чуть больше повозиться с настройками. Все, что могло работать с пистолетом и эмулируется - будет работать с Sinden. ПК не обязателен, для платформ вплоть до PS1 вполне годится одноплатник RaspberryPi, он тоже отлично настраивается для работы с Sinden. В мире уже достаточно много пользователей, которые разобрались в тонкостях настройки и интересно рассказывают об этом на ютубе. Отдельно для обладателей аппаратных PS2 скоро будет переходник, позволяющий играть на родном железе с новыми типами ТВ и проекторов. Аппаратную начинку и алгоритмы у Sinden уже лицензировали некоторые производители новодельных ретро-консолей для выпуска под своими марками. Дело идет и нам остается пожелать Andy Sinden дальнейших успехов!


А Вам, дорогие читатели и подписчики, искренне желаю счастливого Нового Года и крепкого здоровья! До новых встреч!

Показать полностью 11 1

От запотевания очков в период коронавируса может помочь детский польский журнал 1988 года

От запотевания очков в период коронавируса может помочь детский польский журнал 1988 года Запотевшие стекла, Запотевшие очки, Польша, Лайфхак, Длиннопост

Доброго Вам здоровья, дорогие читатели!


В наше непростое масочное время, из-за температурных контрастов дом/улица "очкарикам" приходится тяжелее, чем остальным. И наш родной Пикабу готов им помочь - одна за другой идут заметки о средствах борьбы с запотеванием оптики. Сам я очки никогда не носил, но тоже ощутил насколько заметный поток выдыхаемого воздуха идет из-под одноразовой маски: взял как-то жвачку Ментос, надел маску - и через полминуты уже шел промывать слезящиеся глаза. Обдув выдыхаемыми парами ментола оказался более чем чувствительный.


Возможно, дешевое и действенное средство от запотевания очков Вы узнаете... прочитав совет мастера Клепки из мартовского номера журнала "Горизонты техники для детей" за 1988 год:

От запотевания очков в период коронавируса может помочь детский польский журнал 1988 года Запотевшие стекла, Запотевшие очки, Польша, Лайфхак, Длиннопост

Эффективно ли смазывать очки глицерином? Надо ли смешивать его с жидким мылом и в какой пропорции? Поэкспериментировать с этим легко и очень недорого - попробуйте, отпишитесь по итогам. Если способ подойдет - это позволит сэкономить довольно много денег на покупке всевозможных средств, появившихся на волне "ковидного маркетинга". Удачи Вам!


Историческая справка. "Горизонты техники для детей" - журнал "Главной технической организации в Польше", издававшийся с 1962 по 1990 года в т.ч. и на русском языке. В СССР был доступен как в сети Союзпечать, так и по подписке. Небольшой по объему, он был очень желанным гостем у советских подростков. В конце 80х, когда мне его сначала покупали, а потом выписывали родители, в нем было интересно абсолютно все! Рассказы об устройстве компьютера, об автомобильной технике, химии и физике, небольшие научно-фантастические эссе - просто сказка. Увы, в связи со сменой курса всех наших некогда близких стран, журнал сначала "захромал" (за сентябрь-декабрь 1989 года с опозданием вышел один общий номер), а в конце 1990 года прекратил свое существование.


Сегодня архив журнала за все годы бесплатно доступен на интернет-ресурсах (например, здесь) или единой раздачей на торрент-трекерах.


P.S. Почему я уже больше 30 лет помню эту заметку с абсолютно бесполезным для меня советом - загадка. Но прочитав про сегодняшние проблемы пользователей очков - я без труда нашел нужный скан в раздаче. Надо будет у родителей дома полистать потом в бумаге...

Показать полностью 2

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года

Снова рад приветствовать Вас, дорогие читатели и подписчики!

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

(фото из онлайн-барахолок, zx-pk.com и др.)


В двух предыдущих заметках (вот первая, а вот вторая) я рассказал о том, из чего укомплектовал свою материальную основу для комфортного спектрумирования и как это в итоге работает. Пришло время подробнее поговорить о том, ради чего это все затевалось - о спектрумовских играх. Но "вообще о спектрумовских играх" - давно не тема для серьезного разговора. Сегодня абсолютно все игры для спектрум-совместимых машин, выпущенные с 1982 по 2020 год, доступны в несколько кликов (у самого на раздаче 24/7 крутится экземпляр сета "вообще всё и сразу" на 2.6 Гб). Заранее известны все более-менее удачные экземпляры в каждом жанре, по всем аспектам геймплея и секретам прохождения есть обширные справочные материалы. Вроде бы все темы уже 48 или даже 128 раз обсуждены - просто молча качай, что любишь, и играй, на чем хочешь.


"Но это не наши методы!" Прежде всего потому, что современное спектрумирование - это не совсем гейминг в привычном понимании. Благодаря отсутствию аппаратных спрайтов и скроллинга современный "графон" на спектрум перестали "завозить" еще при его жизни в конце 80х. Нет, мы точно не за красотой и плавностью анимации. Тут, скорее, разновидность реконструкторского движения. Только вместо огнива, коня, меча и кольчуги тут восьмибитный компьютер из эпохи детства (или удачная имитация) и его софт. Степень погружения в реконструкторстве варьируется очень широко: можно рубануть мечом два раза чучело на столичном фестивале и уйти с друзьями в макдональдс, а можно поехать на двухнедельные сборы в глухомань, с полевыми кузнями, кухнями и травмоопасными поединками. Спектрумизм ничуть не хуже! Эмулятор на смартфоне сам скачивает из сети образы, играешь на тачскрине? Хмм, мужик, а не хочешь попробовать по-серьезному? Оживить "пентагон" с антресоли или барахолки? Спаять контроллер для работы с SD-карточками? А с кассетника вот тот сборничек слабо загрузить? Деньжата водятся? Есть в родной упаковке "британец" с пистолетом, глянцевым мануалом на пружинах, вот стопочка лицензионных игр - хоть потрогай, каково оно было их потребителю в потребительском раёчке! И вот за эту возможность - прожить кусочки другой интересной жизни (своей или даже совсем чужой) - мы, наверное, и любим это хобби.


А если ближе к теме, то в "той жизни" с играми все было сурово. На заглавных фото - типичные обложки пиратских сборников игр начала 90х. И главная суровость, конечно же, не в уровне дизайна - они содержат перечень названий, значит функцию уже выполняют. Беда была именно в содержимом. Мы-то зачастую не знали, что уже в 90е все стали ретро-геймерами, а у желанного спектрума как у мужика в анекоте "уже все было". Но копировщикам игр уже было известно, какие норм, а какие шлак - всем играм шел уже не первый год от роду! При этом им не было никакого резона делать сборники из одних хитов. Ты купишь такой сборник, все игры понравятся, ты захочешь каждую пройти и перепройти. Пока надумаешь купить следующую кассету - кооператор или сам с голоду помрет, или кредиторы помогут. Поэтому не важно, была кассета собрана по жанру, по студии-издателю или она просто "жричодали" - на ней обязательно пара-тройка стоящих игр разбавлена заведомо посредственными поделиями чисто заполнить метраж пленки. И этим пленкам все равно были искренне рады! У меня был спектрум с дисководом, но на дискетах ситуация была такая же. Единственное, что после покупок можно было удалить выявленный шлак, переписать остальное покомпактнее и получить чистые дискетки.


Сегодня каждому желающему под силу составить 2-3 кассеты мечты подростка условного 1992 года. Такие, которые в довесок к Дельте, Пентагону или Байту не дали бы скучать год, а то и два. Отправить их тем паренькам я пока не смогу, пространственно-временной континуум не научились протыкать, но подготовить-то кассеты никто не мешает?

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

Делать аутентично - значит, делать на безымянных кассетах по 60 минут в черных корпусах и черных коробочках! Благодаря коллеге по хобби Алексею, подарившему недавно таких кассет с запасом, все и завертелось. Решил, что уложусь в три "тома": два под игры для любого спектрума 48к/128к, один под те, что идут только на 128к или на только на нем раскрывают свою главную "фишку".


Далее все скриншоты из подобранных игр взяты из роликов с ютуб-каналов RZX Archive и World of Longplays. Не хотелось ставить снимки с начальных экранов (хотя вот для Game Over прям еле сдержался!), а геймплей лучше показать с финальных уровней игр - поэтому свои потуги пройти первый уровень на камеру даже не начинал, позаимствовал у опытных товарищей. Спасибо им огромное!


Итак, первая кассета для 48к/128к. Сторона А:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

1. Laser Squad - первый реально играбельный пошаговый тактический экшен в истории компьютерных игр. Спектруму есть чем гордиться! Можно играть вдвоем друг против друга, если не подглядывать. В комплекте 3 дополнительные подгружаемые миссии, заняло прилично места на ленте.

2. Exolon - в русскоязычном спектрум-сообществе про него неприлично задавать вопросы "а что это?" или "это норм игра?"

3. Nether Earth - еще один повод для восхищения, на этот раз - практически первая в мире полноценная стратегия в реальном времени.

4. Zynaps - отличный горизонтальный шутер. Несмотря на конверсии его даже под 16-битные платформы, по сумме впечатлений спектрум-версия им не уступит.


На обороте первой кассеты:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

5. Elite - масштабный космический симулятор с открытым миром и хорошей экономической составляющей. Особенно популярен именно в странах, появившихся на месте СССР. Все же большой космос был нашей большой мечтой.

6. Jet Pac - дань уважения таланту программистов, способных сделать минималистический шедевр всего в 16 кб кода. Я встречал даже игровые автоматы с этой игрой. Многие ранние спектрумовские игры, на которых выросли британцы (Jet Set Willy, Manic Miner) у нас никакой ностальгии не вызывают и выглядят просто наркоманским бредом. Но вот в крутизне джетпака в мире мало где сомневаются и периодически его переиздают и делают сиквелы.

7. Commando - порт аркадного скролл-шутера. По сравнению с оригиналом, работавшем на специализированном железе за несколько тысяч долларов, эта версия не блещет. Но хардкор спектрумистам никогда не помеха.

8. Crystal Kingdom Dizzy - седьмая, и, несомненно, очень удачная часть игры про яйцеголового колобка Dizzy. Истории про него всегда забавные, добрые и чуть головоломные, поэтому пришлись по вкусу и на других аппаратных платформах. Для спектрума он - признанный талисман всей игровой библиотеки.

9. Deathchase - еще один поклон 16-килобайтному геймингу. Помню его, просто не мог не добавить.

10. Overlander - на спектруме, конечно же, нет Deathtrack'а, но свои гонки со стрельбой и уничтожением противников есть!

11. Goody - ты его не видишь? А он есть! Просто седьмой скриншот на панно не компоновался )) Ну и главный герой - воришка-домушник - умеет прятаться от лишнего внимания. Яркий мультиплатформенный представитель испанского игростроя 80х. А испанцы в 8-битную эпоху были ох как круты! Их компании были соразработчиками версии компьютера ZX Spectrum 128k и на Пиренеях он даже раньше поступил в продажу, чем в Великобритании. Советую ознакомиться с видео "Испанцы!!!" и отличными обзорами по истории компаний Indescomp и Dinamic на ютуб-канале Евгения "sinc LAIR".


Вторая кассета для 48к/128к, сторона А:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

1. Booty - бродилка-платформер, одна из лучших в жанре. Несколько лет назад вышел римейк, люди помнят и любят.

2. Knight Lore - основоположник жанра изометрического квеста в мировом геймдеве. Да, года до 1986го некоторые спектрумовские игры были законодателями моды!

3. IK+ (International Karate+) - отличные поединки на татами для одного или двух игроков, впоследствии портированные и на 16-битные платформы. Хит кооператорских игровых залов.

4. Bruce Lee - очень удачное комбо платформера и тематики восточных единоборств. Дети смотрели в видеосалонах фильмы про Брюса Ли, коллекционировали значки и календарики с ним - а оставшиеся деньги отдавали за 15 минут полупасить двух смешных ботов, охраняющих лабиринт с фонариками. А еще иногда боты начинали драться друг с другом!

5. Saboteur! - боевик-платформер про ниндзю-диверсанта, первая часть известной дилогии. Впервые вышел именно для Спектрума, был портирован на другие 8-битные компьютеры. А вот для DOS вышла только вторая, более сложная игра серии.

6. Samantha Fox Strip Poker - обязательно нужна была игра эротического жанра! В 8-битную эпоху ханжи и фем-активистки были не столь влиятельны в обществе - поэтому разработчики могли без последствий делать игры с вызывающе сексуальными героинями (в одном испанском файтинге героиня даже могла дать нокаутирующий хук роскошным бюстом). Спектрум был как раз одной из главных мировых площадок свободного геймдева. Я поместил в сборник обычный покер на раздевание, но визави в игре - как раз с "той самой кассеты"! Увы, испытывая сложности с сердечно-сосудистой системой, 69-летняя Саманта Фокс не перенесла заражение COVID-19 и умерла в НьюЙорке в апреле этого года. Мир праху.


Обратная сторона второй кассеты:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

7. Batman: The Movie - игра из плеяды удачных приключенческих боевиков, выпущенных по мотивам кинофильмов. Удивительно, как в эти килобайты кода можно было упаковать платформер, езду на бэтмобиле, полет на бэткрыле, решение головоломок и отличную физику грейфер-пистолета для перемещения по этажам. У меня скриншот занял больше! Шедевр.

8. 1943: The Battle of Midway - не самый плохой порт отличной аркады Capcom. Аппаратного скроллинга нет, но вы держитесь!

9. Cybernoid - скролл-шутер, но уже не такой "тупо на рефлексах", как Zynaps. Необходимо менять направление движения,  а не лететь всю игру напролом только вперед. Павер-апы разнообразят геймплей, цветовые эффекты в наличии - и они не такие тормозные, как в спектрумовской конверсии R-Type.

10. Game Over - одно из топовых творений испанского гейм-дева. Сочная картинка, бодрый экшен. А уж обложка у игры выполнена со всей испанской страстью - в некоторых странах ее пришлось ретушировать, чтобы по местным правилам не ставить товару "взрослый" рейтинг.


Третья кассета полностью раскроет свой потенциал только на 128-килобайтных моделях со звуковым AY-чипом. На первой стороне:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

1. Robocop - классика классик. Вроде бы первый Робокоп есть на многих платформах, но тут он более солидный и похожий на оригинал (никаких лихих прыжков!) Музыка в порте под спектрум написана с чистого листа. И хотя главная тема фильма была хороша, но творение Jonathan Dunn стало легендой, своего рода золотым стандартом AY-музыки.

2. Saboteur II: Avenging Angel - когда в 1993 году мы запускали эту игру с 720-кб дискеты на черно-белом мониторе ЕС1840 в Клубе Юных Техников, мы даже и не задумывались, почему этот саботер второй. И точно не обращали внимания на что-то, развевашееся в районе шеи сзади. Только спустя много лет я узнал, что это были выпущенные из-под балаклавы косички Нины (позывной "Ангел"), мстящей бездушной корпорации за убийство её брата. Брат был главным героем первой части, которая на DOS уже не издавалась. А тут нам предстояло пройти поистине гигантский лабиринт помещений, в которых не особо понятно было что делать. Мне даже приснился сон, что если правильно отсчитать экраны при беге по тросу и остановиться, то можно упасть в сложнодосягаемые секторы - на следующий раз проверил, все так и оказалось! А вот на спектруме я тогда в нее не играл, да и 48к модель не позволила бы насладиться темой главного меню, вошедшей в зал славы 8-битной музыки. Теперь - запросто.

3. Chase H.Q. - автогонки, в которых в роли североамериканского оперуполномоченного надо догнать преступника и затаранить его до потери сопротивления. По сравнению с другими автогонками на спектруме в этой игре достаточно корректно показана анимация дорожного полотна и приемлемо - движение придорожных строений. В меню присутствует хорошая музыка.

4. Stunt Car Racer - игра на грани возможностей спектрума, трехмерные трюковые автогонки. Имеет серьезную по тем временам физическую модель. Несмотря на очень упрощенное отображение 3D-графики и отсутствие мультиплеера (который получили игроки на Атари и Амиге), игра серьезно подтормаживает. Но все равно дает своим пользователям прикоснуться к некст-гену игровой индустрии - и это здорово.


Вторая сторона последней кассеты (влезло всего три игры, поэтому пристроил сиротливый скриншот Goody с первой кассеты):

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

1. Arkanoid: Revenge of Doh - опять же, в 90е мы и не подозревали, что в арканоиде есть сюжет! Так яростно жали "any key", что никогда не читали вводный экран. Играть во вторую часть было удобнее на PC, т.к. на EGA/VGA "бита" не терялась на рябом фоне. Но на доступных нам DOS-машинах начала 90х не было звуковых карт, а на спектруме с музыкальным чипом и музыка есть, и удары по шарикам звучат мелодично. Бонусы во всех портах игры примерно одинаковые (и разнообразнее, чем в первой части), геймплей бодрый.

2. Operation Wolf - скролл-шутер от первого лица, порт с аркадного автомата. Да, в 1988м спектрум уже со скрипом и пинками тянул даже максимально облегченные порты игр - но тянул же! Записал версию, не поддерживающую фирменный световой пистолет Magnum. Даже если он каким-то чудом попал бы к нам в 90е - все равно подключить его было некуда, ни один из отечественных клонов не имел фирменного синклеровского порта "key pad". Клавиатурой или джойстиком тоже можно было настрелять порядочно. На PC было еще сподручнее, там были мышки. Окончательно закрыть вопрос с прохождением этой игры я планирую, когда, наконец, получу давно предзаказанные пистолеты для современных LCD-экранов (уже, вроде бы, едут почтой).

3. Target: Renegade - вторая и самая удачная версия игры про уличного бойца, мстящего бывшим корешам за смерть брата. Большая по тем временам память 128-килобайтного спектрума давала ему преимущество над остальными 8-битными конкурентами с маленькими и короткими 64 кб. В 128 кб хватало места для разовой загрузки всех уровней, без последующей подгрузки.


Согласовав и утвердив (сам у себя) представленный список, я скопировал все необходимые TAP-файлы игр в отдельную папку и конвертнул пачкой в несжатые WAV (чтобы не гадать потом, почему не грузится MP3 - я неумелый или верхние частоты у бесплатного конвертера съелись). Составил плейлисты для каждой стороны, разбавив треки очень важной композицией за авторством некоего Bratt Black "10 seconds" (10 секунд тишины для перебивки). Отключил все улучшайзеры звуковой платы и эквалайзер Winamp - и вперед, заливать на пленки (не забывая поглядывать на счетчик ленты и делая пометки в блокнотике):

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

Как и задумывал, набросал для каждой кассеты вкладку, чтобы не стыдно было перед дизайнерами тех лет:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул
Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

Готово! Возвратил магнитофон к ZX Spectrum NEXT, проверил загрузку:

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул

Все работает, как и задумывалось. Можно отправлять на машине времени любому подростку-спектрумисту в 1992й, продолжительное удовольствие гарантировано. Еще и поменяться потом можно будет не раз. Но пока и сам поиграю!


Всем большое спасибо за внимание, до новых встреч!

Кассета мечты для ZX Spectrum - взгляд из 2020 года Zx Spectrum, Ретро-игры, Длиннопост, Олдскул
Показать полностью 13

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Приветствую Вас, дорогие читатели и подписчики!


В предыдущей заметке я немного рассказал об аппаратных особенностях шестого серийного спектрума, вышедшего под маркой Sinclair - ZX Spectrum NEXT. Пришел черед показать, что он представляет в деле. На фото выше - мой вариант конфигурации, которая позволяет раскрыть потенциал классического спектрумовского софта, демосцены и новых игр, разрабатываемых именно под расширенные режимы NEXT.


Чтобы не потерять в функциональности, очень важно выбрать наиболее универсальный вариант вывода видеосигнала. Заманчиво подключиться через HDMI - но в данном случае самый современный способ не будет самым лучшим. Кратко поясню почему. Дело в том, что почти вся демосцена и некоторые игры (даже в 80е) основаны на тонких манипуляциях с аппаратными таймингами обработки данных и вывода изображения на экран. Например, если точно поймать момент между отрисовкой отдельных строк изображения на кинескопе, то можно успеть переключить палитру и одновременно вывести на результирующий кадр больше цветов. Аналогично достигаются и другие эффекты, изначально не предусмотренные аппаратной частью спектрума: рисование на "бордюре", попиксельный скроллинг цветного изображения и многое другое.


Заставка игры Vectron - хороший пример рисования на бордюре, за пределами штатного окна. Не сразу и поймешь, где граница (запущено на той самой конфигурации с заглавной фотки):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Так вот при передаче изображения из NEXTа через RGB- или VGA-сигналы все эти эффекты идут без искажения, а вот сформировать HDMI-картинку без подгонки и дополнительной обработки на NEXT (пока) не получается. 99.9% игр запустится без изменений и глюков, но вот демосцена и экспериментальные игры могут пострадать. Поэтому к телевизору лучше подключаться, распаяв выход на SCART, а к монитору - стандартным VGA-кабелем. Вообще для полной совместимости с популярными направлениями демосцены и с накопленным экспериментальным софтом создателями NEXT сделано немало. Дальше мы еще к этому вернемся.


Итак, включаем компьютер в сеть. Если он еще не настроен под выбранное устройство вывода, то лучше при включении подсказать ему, какой вид подключения выбран - удерживать клавишу D для HDMI, V для VGA, R для RGB, A для "пусть сам помучается и определит". Компьютер начнет перебирать по очереди доступные видеорежимы, нам только предстоит выбрать один из тех, который лучше всего отобразится на экране. При последующих включениях нас уже будет приветствовать стандартная заставка (в углу - оверлей моего монитора):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Если при практически мгновенной загрузке успеть нажать пробел, то мы попадем в меню выбора "личины" (ядра):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Дополнительные ядра можно записывать в специальную папку загрузочной SDшки и они автоматически появятся в списке. Это могут быть вообще не спектрум-совместимые машины, лишь бы позволяла емкость ПЛИС и другие ограничения аппаратной платформы.


Очень приятно, что авторы изначально считали тайминги советского/российского Пентагон-128 одним из основных стандартов. Поэтому даже в стоковой конфигурации системы можно "загрузиться в Пентагон" сразу и полностью, наряду с классическими моделями Синклера и наиболее массовыми официальными клонами. Выбранная "личина" станет постоянной и будет использоваться при каждом включении, пока снова не выбрать другую через это меню. Для энтузиастов есть также подменю тонких настроек:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

После загрузки интерфейс (по возможности) будет копировать прототип. Для "Soviet Timings 128к" он, по-моему, сделан какой-то усредненный. Владельцы Пентагона оценят лучше:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Но самое интересное, конечно же - грузиться в родном режиме NEXT. Главное меню в нем занимает два окна:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост
ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Клавишами курсора "вверх"/"вниз" перемещаемся по пунктам, "вправо"/"влево" на лету меняют тактовую частоту 3.5/7/14/28 МГц. Отсюда начинается путешествие в мир спектрумовского софта с SD (пункт Browser), с кассеты (Tape Loader) или с незнакомых нам картриджей ZX Interface 2 и их модификаций (ROM Cart).


Во времена Спектрумов, Коммодоров, IBM PC и прочих несовместимых между собой архитектур 1980х одним из немногих хлипких кросс-платформенных мостиков была операционная система CP/M. Если компьютер мог загрузить какую-либо из ее версий, значит он мог работать с данными, записанными на абсолютно другом типе компьютеров, но тоже работавшим в CP/M. Из наиболее известных попыток сделать из своего компьютера "два в одном" ради совместимости с CP/M можно упомянуть Commodore 128 (с треском провалившийся в продаже). В России творческий подход к скрещиванию клона Спектрума с CP/M привел к появлению компьютера Кворум-64. Так что если кому-то из пользователей NEXT знакома CP/M, можно выбрать соответствующий пункт главного меню...

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

...на теплом ламповом черно-зеленом экране узнать что откуда докачать и с головой погружаться в ранний бизнес-софт и текстовые игры-приключения начала 1980х.


Но вернемся к спектрумированию. Меню настроек доступно в любой момент работы, даже когда запущена игра - стоит только нажать кнопку NMI на торце корпуса:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Благодаря меню NMI можно в любой момент:

- менять тактовую частоту, тайминги, настройки портов и звука;

- сделать сейв состояния в файл .SNA;

- выбрать TAP-файлы для подмены потока в случае, если программа включит подгрузку с аудиокассеты или запись на нее;

- ввести чит-коды и занести в память другие данные через команду POKE;

- и многое другое.


На самом деле, для комфортного спектрумирования достаточно просто войти в браузер...

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

...выбрать нужный образ софта с SD-карточки и запустить. В стоке компьютер понимает файлы .TAP, .Z80, .DSK (образы 3.0-дюймовых дискет для Spectrum +3), .SNA и некоторые другие. Увы, подмонтировать TRD-файлы из российских файловых архивов вот так сразу не выйдет. Британская TR-DOS была хитом только на пост-советском пространстве, на Западе она малоизвестна даже в Британии. На нее в стоковой прошивке силы не тратили.


Перечисленные поддерживаемые форматы загрузятся мгновенно, если принудительно не указать эмуляцию загрузки с кассеты в реальном времени. Кстати, при каждой загрузке Вас обязательно переспросят, какие тайминги использовать в данном конкретном случае (у нашего Пентагона почетное место в этом шорт-листе):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

TAP является, наверное, главным форматом хранения образов аудиокассет и в нем можно найти практически любую игру. Единственное "но" - эта кассета должна была быть для стандартного загрузчика спектрумовского БИОС. Но если Вам важна какая-то конкретная версия с кассеты, где использовался особый загрузчик (для турбо-загрузки или защиты от копирования), такой образ возможно корректно передать только через более сложный формат - TZX. Такие файлы NEXT загрузит только с внутреннего "магнитофона" - установленной платы Raspberri Pi Zero (прилагается к версии "NEXT Accelerated" или докупается за недорого). В этом случае мгновенная загрузка невозможна, придется слушать привычные трели и наблюдать рябь на бордюре. Но если выбрать "load/play speed" не 3[с половиной] МГц, а выше - то загрузка кратно ускорится (для 28 МГц - в 8 раз). Максимальная скорость не всегда приводит к успеху, но на 14 МГц Tape loading error уже маловероятен.


Писк и рябь будут сильно бодрее, а даже самая хитровывернутая игра для 128к с защитой загрузится за минуту - лишь бы ее кто-то до этого декодировал в TZX:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Не обошел я и загрузку с магнитофона. Как рассказывал в предыдущей заметке, кассет у меня почти не было, т.к. дома был спектрум с дисководом и защитой в БИОС операционкой TR-DOS. Эксперименты с кассетами еще впереди, а пока просто на стандартной скорости протяжки включал лицензионную кассету SimCity. Лицензионные кассеты - завидный уровень удобства и безопасности в те времена: игра записана с обеих сторон, а пленка длинная. Если даже порвется, то можно смело клеить, т.к. на обратной стороне в этом месте уже гарантировано пустое место.


После нескольких попыток подобрал нужный уровень громкости и положения басов/верхов - и процесс пошел:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Если не настроен на эксперименты и хочешь просто полчасика уделить спектруму - мигом и без заморочек грузишь с SDшки TAP-версию и получаешь удовольствие:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Особенно привлекательны те игры, которые не было возможности полноценно запустить на моем спектруме в 90е из-за нехватки ОЗУ и звукового чипа. А тут музыкальные шедевры доступны в чистом звучании (даже в турбо-режимах AY-музыка исполняется как надо):

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Своей очереди у меня ждут и яркие новые игры, которые продолжают появляться для Спектрума в наши дни. Благодаря новым средствам разработки и возросшему мастерству программистов даже в стандартном режиме 128к творятся чудеса. Например, в замечательной игре-конверсии от наших соотечественников - Mighty Final Fight:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

NEXT уже дал новый импульс спектрум-сообществу, еще до окончания рассылки первого тиража компьютеров появились и более совершенные конверсии игр прошлого...

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

... и новые продукты, охотно использующие аппаратные возможности нового спектрума:

ZX Spectrum NEXT - мои первые впечатления. Часть вторая: спектрумируем с комфортом Zx Spectrum, Zx Spectrum next, Ретро-игры, Длиннопост

Спасибо за внимание и до новых встреч!

Показать полностью 19
Отличная работа, все прочитано!