13 января прилетели из Дубай на А-380 Эмирейтс рейс EK133 в Домодедово. Прилетели мы в 14:20, а следующий рейс в Уфу в 17:35, посадка на него в 17:05. Само собой нужно пройти паспортный контроль, получить багаж, сдать его на следующий рейс, ну и покушать уже хотса. Времени вроде хватает, с нами дети, да и вообще я не сторонник ломиться на выход, как только самолет приземлился. А такие до сих пор встречаются, самолет еще с ВВП не съехал, а они уже на багажную полку за вещами лезут.
В общем, мы не спеша пропустили торопыг и пошли на паспортный контроль. Там вроде неплохо организовали потоки - аэробус был битком, народу много, но движуха идёт.
Встали где покороче, стоим. Пограничники не спеша шлепают печати, звякают пропускающие калитки, перед нами в очереди остается три человека, я уже разминаю руки в предчувствии чемоданов с багажной ленты... И вдруг движение затихает. Люди также стоят перед окошечками, внутри за стеклом также сидят сотрудники, но ничего не движется. Я машинально смотрю на часы, время 14:40. Постепенно я понимаю, что что-то произошло. И это что-то явно задерживает нас по эту сторону границы. При этом бОльшая часть пассажиров нашего рейса уже прошла контроль, осталось человек 60.
Я догадываюсь, что скорей всего произошел сбой в компьютерной системе паспортного контроля. Она либо зависла, либо отрубилась, но явно не работает. Проходит 20 минут. Никаких объявлений, никаких попыток разрулить ситуацию. Внезапно проходит один из уже стоящих у окошка, появляется надежда, что сейчас пойдут все, но нет - система снова не работает.
Прилетел еще один рейс, народу прибывает.
Растёт напряжение, происходит шевеление и со стороны людей в форме, они привстают в своих скворечниках, бегают между кабинками. Пассажиры начинают беспокоиться за свой багаж, который наверняка уже катается на ленте и возможно его даже отнесли в комнату розыска для того чтобы ленту освободить. Ребенок начинает просить еду, даём ей воду и печеньки, не съеденные в самолете (переходите на сторону Эмирейтс, у них есть печеньки).
Остаётся всё меньше времени на пересадку. Совсем непонятно, как долго ещё продлится ожидание. Может быть мы еще час будем стоять на нейтральной полосе. И пока стоим, появляется всё больше вопросов:
Кто возместит нам расходы если по вине погранслужбы мы опоздаем на наш рейс и нам придется брать билеты на другой?
Почему у пограничников нет инструкций по действиям на случай сбоя системы? Раньше же работали без компьютеров.
Ну и глобальные: про отношение нашего государства к людям, про госзакупки подешевле, про утекающие за рубеж мозги...
В таких размышлениях проходит еще 20 минут и в 15:20 наконец система заработала. Очередь двинулась. Быстрее-быстрее, у нас же еще багаж и новый рейс!!! Но тщательная тетенька-пограничник не поленилась даже выйти из скворечника и подойти к моей семилетней дочке, чтобы получше её рассмотреть. Обычно хватало того, чтобы дочка показывала свою моську в окошко, но не в этот раз. Что ж, граница на замке, мышь не проскользнёт!
Похвальная дотошность.
Ну вот и штамп, калитка зажигается зеленым и бегом к багажной ленте, самой дальней разумеется. Обычно после контроля багаж долго не ждешь, но не сейчас. Еще минут 15 ждали чемоданы. Получается багаж ехал из самолёта больше часа. Такое у меня было только в СССР, иногда мы багаж ждали дольше, чем летели (2 часа полёта, 3 часа ожидания). Поневоле задумаешься о договоренностях между службами аэропорта (Киселев.жпег).
Бегом сдавать багаж на следующий рейс, потом на досмотр и ура, еще есть время перекусить пельменей в стерильной зоне.
В итоге хоть всё и обошлось, но вопросы~то остались.
А что было бы, если бы сбой у пограничников продлился дольше? Можно ли рассчитывать на компенсацию при опоздании по вине паспортного контроля или таможенников? В инете пишут, что ничего не докажешь, охотно верю. И почему у погранслужбы нет запасного варианта действий на случай сбоя в их системе?
Ну и конечно, Юрий Юлианович всё ещё актуален:
Родина! Еду я на Родину!
Пусть кричат «Уродинаааа!»
А она нам нравится.
Хоть и не красавица.
К сволочи доверчива.
Ну, а к нам - тра-ля-ля-ля.
Эй, начальник!