Julie92

Julie92

Психолог, коуч ICTA, Мастер НЛП и Мастер Эннеаграммы. В каждом человеке есть сокровище, надо лишь его найти Fullmind.ru
Пикабушница
474 рейтинг 33 подписчика 3 подписки 35 постов 2 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
25

Ответственность и невроз

Как мы получаем неврозы? Почему вынуждены с ними жить и как разорвать замкнутый круг?

Невроз – болезненное состояние, возникшее в следствие травмирующей ситуации. В отличие от психотических явлений, человек точно понимает: что-то не так.

Виды неврозов:

1️⃣Истерия

2️⃣Невроз навязчивых состояний (ОКР и обсессивно-фобическое расстройство)

3️⃣Неврастения

Так вот с теми или иными симптомами неврастении чаще всего обращаются к психологу.

Буквально говоря, неврастения – это нервная слабость. Точнее - раздражительная слабость, проявляющаяся как повышенная возбудимость и легкая истощаемость. Хотела очень кушать, суетилась, готовила, торопилась, две ложки съела – все не хочу больше. Похоже на такую вот схему.

Из симптомов: слабость, недосып, недостаток энергии, невыносливость, на первом плане – плохое внимание, рассеянность, сложно заснуть даже после тяжелого дня, после сна нет чувства отдыха, тремор рук и век.

Неврастения начинается постепенно, обрастая симптомами. Все это происходит на фоне длительного эмоционального напряжения, которое как раз и приводит к истощению.

Существует 2 подвида неврастении:

🔹гиперстения – когда характерна раздражительность, нетерпеливость, отвлекаемость, головные боли, тахикардия, напряжение.

🔹гипостения – утомляемость, истощаемость, разбитость, боли в теле, кишечные расстройства, заметное сердцебиение.

В основе неврастении всегда личность с завышенными требованиями к себе. Такие детки гиперответственны, чувствительны к критике. Позже такие люди чрезмерно стремятся к достижениям и успеху, не учитывая реальность, работают на износ, впрягая префронтальную кору по полной.

Внутриличностный конфликт такой: ХОЧУ, НО НЕ МОГУ.

И уже появляются тревожные переживания, затем симптомы. А замыкает круг – ВТОРИЧНАЯ ВЫГОДА. То есть мы проходим этот путь снова и снова потому, что от чего-то нас спасает тот симптом, который есть. Чаще всего осознать эту выгоду непросто, потому как симптом реален. Дочь собирается на вечеринку, у мамы прихватывает сердце. Дочь остается дома, маме лучше. Организм это запоминает, и в следующий раз выдаст симптом заранее, чтобы дочь и не думала уходить.

Такая вот история про ответственность и невроз.

Показать полностью
13

Сопротивление счастью

В этой статье я хочу рассмотреть неврозы и тревожности с позиции известной гештальт-терапии. Цель и средство этого подхода в сознательном присутствии здесь и сейчас, в результате чего на первый план выходит работа с чувствами, лежащими в основе психологического дискомфорта.

Мы беспрерывно контактируем с окружающей средой и с самими собой, то есть наша личность – это процесс. И в этом процессе, если мы недооцениваем ценность возникающих потребностей, формируются неврозы, образуя незавершенные гештальты.

И, конечно, в любом процессе контакта, чтобы уберечь себя от разрушения, личность формирует защиты. Эти механизмы сопротивления первоначально служат как вполне здоровые способы приспособления к окружающей среде. Но, становясь привычными, стереотипными, они превращаются в дисфункциональные, невротические реакции.

1️⃣ Слияние с окружающим миром, отсутствие границ между собой и обществом. Исцеление здесь в сепарации и осознании себя, как целостной личности. Задача: высказываться только от первого лица и обращать внимание на то, что же происходит со мной прямо сейчас.

2️⃣ Интроекция – безоценочное принятие чужих чувств, установок, мыслей. Нужна работа с осознанием собственных желаний, отделением их от ожиданий других людей, с принятием ответственности за свой выбор.

3️⃣ Проекция – перенос внутреннего на внешний мир, приписывание окружающим свои собственные мысли и чувства. Таким образом человек вступает в контакт не с внешним миром, куда был изначально направлен импульс, а с самим собой.

4️⃣ Ретрофлексия – эмоции, реакции, предназначенные другим, направляются на себя. Многие психосоматические болезни становятся результатом ретрофлексии. Здесь необходимо проживание истинной задержанной, неотреагированной вовне эмоции.

5️⃣ Дефлексия – уход от реального контакта, когда мы взаимодействуем, не подключая эмоциональное содержание. Нужно найти точку избегания, ухода, направить внимание на проявление спонтанности.

Осознавание – путь к излечению неврозов, когда мы можем доверять своим чувствам и собственной телесной мудрости, творчески приспосабливаться к окружающей среде, понимая свои потребности, возможности и границы.

Показать полностью
7

Эмоциональное выгорание

Ритм жизни постоянно ускоряется, время поджимает, мы торопимся, волнуемся, разрываемся. Конечно, когда стресс и усталость накапливались, а мы этого упорно не замечали, то синдром эмоционального выгорания не заставит себя ждать.

Понятие этого синдрома ввел американский психиатр Герберт Фрейденберг. Он наблюдал 3 обязательных составляющих:

1️⃣Деперсонализация. Конечно, не в психиатрическом смысле. А в таком: остальные люди воспринимаются, как маски, человек перестает осознавать их, как личности. И тогда логично, что и он сам надевает на себя подобную маску.

2️⃣Обесценивание своих достижений, качества своей работы.

3️⃣Отсутствие эмоционального реагирования. Причем распространяется это не только на работу, а на все сферы жизни. Начинают страдать родные, близкие нам люди.

Но в процессе исследований и наблюдений, было установлено, что есть набор личностных черт, препятствующих появлению синдрома эмоционального выгорания:

➜Уровень интеллекта. То есть если мы правильно понимаем причину возникновения трудностей, то и переживаем их легче. Замечали? Когда мы разделяем то, что от нас зависит и то, что по причине погоды, природы, руководства, от нас не зависит, то мы меньше волнуемся, нам проще.

➜Внутренний локус контроля. Когда человек умеет брать на себя ответственность за то, как он может повлиять на свою жизнь, он меньше будет подвержен этому синдрому. Потому что он будет вовлечен в процесс изменений, интереса, энтузиазма.

➜ Хобби. Обязательно! Это наше эмоциональное переключение, расслабление.

➜Широкий круг общения. Даже если хочется прийти с работы и упасть на диван, то позвольте себе это сделать, но на следующий день встретьтесь с друзьями, с интересными людьми. Вы почувствуете в процессе, как общение позволяет отвлечься от своих проблем.

Итак, у нас есть признаки, по которым мы можем определить, что, кажется, пора себя поддержать. Тогда смотрим на список качеств и начинаем их проявлять чуть больше. Это и будет уже необходимый минимум той заботы, в которой нуждается наш организм. В следующем посте расскажу больше о том, как уберечь себя от вредных синдромов, поддерживать энергию, баланс и молодость🌸

Показать полностью
80

Сезонные депрессии

Ученые называют много причин депрессии: и недостаток серотонина (гормона счастья), и дофамина (гормон, вырабатывающийся, когда мы получаем удовольствие, так мозг оценивает и закрепляет полезные для жизни действия), и тип характера. Но, что важно: депрессия – это болезнь. И, к сожалению, люди часто с ней сталкиваются.


Сезонные депрессии – самый распространенный вид. Примечательно, что такими недомоганиями склонны страдать люди с определенными психологическими особенностями:


1. Люди в состоянии жертвы по отношению к миру. Когда причина настроения выносится вовне, зависит от обстоятельств, локус контроля становится внешним, а мышление заключено в рамке проблемы. Проблема – это дистанция между желаемым состоянием и текущим. А если конечной точки не видно, расстояние кажется бесконечным. И, попав в эту систему убеждений, человек застревает в состоянии выученной беспомощности. То есть воспринимает реальность как цепь случайностей, и, не зная как действовать правильно, зачастую делает неправильно.


2. Наличие травматического опыта в детстве. Когда ребенком не смог что-то сделать, проконтролировать. И, став взрослым, не готов к тому, что в мире происходит много случайностей. Парадокс: «я должен, но не могу» - отсюда тревожность, а это обратная сторона депрессии, только тревога направлена в будущее, а депрессия в прошлое. То есть жить в настоящем у человека нет возможности.


3. С тянущимся из детства чувством вины.

Депрессия зачастую заразна. Например в окружении появился такой грустный человек, и мы хотим ему помочь. Стараясь повлиять на него, мы легко можем попасть в ловушку депрессии. Так как не видим положительного результата своих действий и начинаем понимать, что вообще мало на что можем повлиять.


Мощнейший парадокс депрессии: человек сражается со своей печалью, не принимает ее и печалится по поводу того, что ничего не может сделать со своей печалью. То есть с одной стороны болевой синдром, а с другой – борьба с ним.


Первый шаг – это принять, как факт: да, это боль, это время депрессии, да, я влияю не на все. Тогда начинается освобождение энергии, чтобы справиться с болезнью.


А дальше уже маленькими шажочками двигаться в сторону возвращения к настоящей жизни.


Что можно делать:

• Обозначить конкретный временной интервал, когда можно грустить. Вот прямо обязательно страдать с 3 до 5.

• Покупать какие-то мелочи и их выбрасывать. Почему, спросите вы, глупость какая. Но, символический смысл здесь гораздо важнее. Вообще человеку тяжело отказываться в жизни от того, что уже есть. И депрессивные состояния как раз могут быть вызваны этим нежеланием принимать факт того, что чего-то не стало. Трудно смириться с потерей статуса, семьи или работы. Поэтому рекомендация «купить вкусную конфету, надкусить и выкинуть» может быть, как ни парадоксально, чудодейственной. Есть в этом та спонтанность, которой полностью лишены депрессивные люди.


И в тот момент, когда человек полностью принимает данность, перестает бороться, только тогда энергия для восстановления становится доступна. И происходит 2ой шаг – насыщение ресурсами. Ресурсы могут быть из прошлого - воспоминания чего-то хорошего, построение будущего, отождествление себя с какими-то своим героем, вдохновляющим человеком, места силы (там, где чувствовали себя необыкновенно хорошо). Огромный ресурс – дети, род.


И тогда необходим еще один компонент: связь мышления с действиями. То есть человек должен начать что-то делать. Обязательно ставить себе задачи, выполнять их, как домашние задания. Пройтись остановку пешком, купить продуктов, начать чистить зубы другой рукой, даже смена прически может быть таким действием. Потому что беда депрессии – в ее накоплении в теле, в мышцах, в усталости. Именно телесное расслабление благоприятно влияет на эмоциональную и волевую составляющие характера. И так потихоньку человек возвращается к естественным процессам и здоровой психике.

Показать полностью
35

Детство неврозов

Конечно, большое значение в отклонениях развития личности, могущих привести к неврозам, имеет обстановка в семье и сама по себе система воспитания. В этом посте мы немного познакомимся с мнением психодинамического подхода по этому поводу. И на мой взгляд, его теории актуальны и сейчас.


Причиной формирования неврозов обозначают именно характер взаимоотношений родителей и малыша, а именно в парадигме принятия/неприятия (отвержения). То есть удовлетворения не только физических нужд ребенка, но и эмоциональных. Это значит, что взрослый хорошо распознает эмоцию ребенка и может ее как бы валидизировать, будто говоря : окей, я тебя вижу, я тебя слышу, я тебя чувствую. Даже если ребенок испытывает какие-то негативные, не очень правильные на наш взгляд эмоции, начало обратной связи должно начинаться с : ты имеешь право. И потом уже адекватные правила нашей семейной системы.


Тогда ребенок не испытывает тревоги, а познает мир, учится с ним взаимодействовать. И главное: в такой постоянной заботе формируется такое важное качество «Я», как умение откладывать удовлетворение своих потребностей на потом, в следствие доверия миру, уверенности в нем. Что позволяет человеку строить здоровые межличностные отношения, защищенные от срывов и чрезмерных эмоциональных переживаний. Если вспомнить, все наши конфликты и болезненные чувства в контакте потому, что нам что-то нужно прямо сейчас.


В отечественной психологии акцент в объяснении образования неврозов ставили на стиле воспитания. И чаще всего причинами называют гиперопеку, которая может быть доминирующей или потворствующей, также отмечается противоречивый стиль воспитания.


В доминирующей гиперопеке главная система – разрешающий или ограничительный контроль над поведением ребенка. Родители исходят из предпосылки, что они в силу более богатого жизненного опыта лучше знают жизнь и стремятся заранее обеспечить ребенку наилучшее решение его проблем, беря трудности на себя. Строгость, контроль, подавление инициативы ребенка мешают развитию отношений привязанности и формируют только страх и почитание обладающих властью.


Итак, продолжаем про детство неврозов. Ведь негативно влияет на нашу жизнь только то, что мы не осознаем. То есть, найдя что-то знакомое «да, именно так было у меня!», те старые паттерны защиты, застарелые обиды уходят. Появляется возможность уже с позиции взрослого, «прямо сейчас» осознать, что те детские реакции и эмоции от беспомощности перед большими родителями уже не актуальны. Просто тогда мы маленькие смогли воспринять это только так.


Ну что ж, если в доминирующей гиперопеке центр силы – родители, в их руках власть и контроль, то в потворствующей, напротив, все желания ребенка исполняются, проступки не замечаются, он - «кумир семьи». Но смотрите, слово «гиперопека» все равно присутствует в названии, а значит и неусыпный присмотр за действиям ребенка тоже. Только сейчас это стремление навязчиво позаботиться, «причинить добро». В результате у ребенка формируется эгоцентризм, завышенная самооценка и непереносимость трудностей, препятствий на пути к целям. Такой взрослый впоследствии испытывает много боли и страданий при столкновении с реальностью, поскольку лишение привычно атмосферы почитания и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает социальную дезадаптацию.


И наконец, невротическому развитию личности способствует противоречивый стиль воспитания. Когда ребенку предъявляются противоположные требования в одной и той же ситуации. К примеру: «Ты должен быть самостоятельным, сколько можно висеть на нашей шее!» и «Ну кто тебя просил так делать! Да еще без разрешения! Ты еще пешком под стол ходишь, а уже лезешь не в свое дело». Это шизофренеогенный паттерн или двойные послания, опасная штука.

Также в таком воспитании похвала и упрек зависят исключительно от настроения родителя, а не от ситуации и поведения ребенка. В общении интонации не соответствуют мимике и наоборот (часто встречается в случаях скрываемого эмоционального отвержения ребенка). Тактики воспитания разных членов семьи резко различны, создавая хаос в психике малыша.


Итогом всего описанного становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных процессов и срывам под влиянием даже незначительных деталей.

Показать полностью
7

Самооценка1

Интересно, что вроде как -само- в слове «самооценка» подразумевает то, как я сама себя оцениваю, но на практике чаще всего почему-то внешние факторы и мнения играют решающую роль. И вот был такой прекрасный, добрейшей души психолог К.Роджерс, который занимался именно этим вопросом. Он считал, что большинство неврозов, внутренних конфликтов, дискомфортов, тревог образуются из-за дефектов самооценки.

Проблемная самооценка регидна, то есть всегда одинаковая. Человек сформировал о себе убеждение и действует в соответствии с ним. Интересно, правда! Это значит, что при мнении о себе «я тревожный» или «я эмоциональный», человек уже знает что не справится иначе. И, как правило, сам неосознанно делает все, чтобы подтвердить себе свое убеждение.

Как же формируются такие вот конструкты: конечно в детстве, или иногда в очень травмирующей ситуации. Вот уронил малыш еду, пока кушал, и мама ему: да что ж ты вечно как поросенок (если в мягкой форме)! Или идет ребенок медленно, за взрослым, допустим расстроенный какими-то детскими мыслями: так и будешь всю жизнь плестись сзади? Таких примеров много. И, конечно, сказанное вроде вскользь, все это усваивается детской пластичной психикой и остается в бессознательном.

И уже лет через 15-20, говорят ему: какой ты молодец, да ты справишься!, а он про себя: ну да, я то знаю, что я не такой. Человек даже не понимает что конкретно, но чувствует, что с ним что-то не так. Детские установки сознательно забылись, а убеждения сформировались. И такая самооценка исключительно постоянна и неизменна.

Здоровая самооценка гибка и динамична, отражает достижения. И целью недерективной терапии Роджерса была именно работа с самооценкой. Потому что если человек живет с мыслью, что для этой цели я слишком плох, то опять поприветствуем невроз.

Если нашли что-то похожее, то первый вопрос: чьим голосом это могло бы звучать?

#психологГорская #психология

Показать полностью
18

Путь к неврозу

В отличие от Фрейда, который считал, что все люди больны, сегодня психология утверждает, что есть и здоровые. Ну или почти здоровые. Сейчас разберемся, как все работает, чтобы помочь себе в нужный момент не скатиться в невроз.

Меня заинтересовала, открывшая череду неофрейдистов, Карен Хорни и ее теория. В основе лежит понятие о базовой тревоге. То есть ребенок рождается с тревогой в своей беспомощности.

И тогда базовую тревогу можно разделить на 2 составляющие:

• Физическую. То есть если мама хорошо заботиться о физ.потребностях малыша, то он, вырастая, имеет четкое убеждение о том, что с ним, с его телом все хорошо. И все будет в порядке.

• Психологическую. Она может быть удовлетворена только в подростковым возрасте поддержкой, принятием, эмоциональным участием. Тут вступает в силу концепция 3х Я. Я – идеального, Я – реального и Я – каким меня воспринимают. И вот в идеале, больших разрывов между ними не должно быть. Если же, к примеру, для подростка разрыв между тем, каким я себя считаю и каким, как мне кажется, я должен быть, преувеличен, то здравствуй начинающийся невроз.

И тогда путь выглядит примерно так: если базовая тревога не удовлетворяется в этих двух аспектах (что зачастую случается), то человек начинает защищаться.

Есть 3 механизма защиты:

• «К людям». Невротизированное желание принадлежать к группе, чтобы успокоить тревогу, почувствовать себя немного в безопасности.

• «Против людей». Когда «пусть лучше они меня боятся, чтобы не увидели мою тревогу»

• «От людей». Чем дальше я буду от людей, тем меньше шансов, что мне сделают больно.

Сначала мы используем по очереди эти стратегии, проблема начинается, когда мы зацикливаемся на одной. Тогда окружающие начинают замечать абсолютно одинаковую реакцию на разные ситуации, и это кажется странным, искусственным.

И тогда нарушаются межличностные отношения, что служит непосредственной причиной невроза. Потребности становятся нереалистичны и ненасыщаемы («хочу, чтобы меня любили все»).

Что же делать: Хорни говорит о необходимости сближения 3х Я. Такая терапия позволяет ослабить защиты, чтобы выбирать реакции под ситуацию, под степень близости, очищая отношения.

Показать полностью
9

Самоактуализация и невроз

Вообще автором понятия «самоактуализация» выступил А.Маслоу, гуманистический психолог-теоретик. И имел в виду максимальную реализацию возможностей. Еще один психолог-гуманист Г.Олпорт говорил, что цель человека не адаптация к происходящему, а развитие. Конечно, определенные приспособленческие навыки понадобятся, так как влияния извне на нашу личность не избежать. Но фокус внимания все же не должен застревать на конкретной ситуации и способах прилаживания к обстоятельствам, а скорее должен быть направлен вперед, к развитию, если хотите, к достижению идентичности, как соответствия самому себе (своим стремлениям, мотивациям, желаниям, нежеланиям и проч.)

Наверняка вы слышали про пирамиду Маслоу. По уровням снизу вверх она звучит так: сначала удовлетворение физических потребностей, затем потребности в безопасности, в любви и причастности к сообществу, в уважении и наконец самоактуализация. Причем достичь верхних уровней пирамиды невозможно без всех предыдущих. То есть пока, к примеру, я не покушаю или не буду в тепле, я не буду думать о работе и положении в обществе. Кстати по поводу уровня потребности в любви, Маслоу имел в виду скорее боязнь одиночества. То есть мы не столько хотим быть любимыми, сколько боимся остаться совершенно одни.

«Если бы люди сами себя не тормозили, то все бы уже давно были самоактуализированы»

Что же может мешать:

• Стереотипы поведения. Проводя эксперименты, Маслоу выяснил, что человек стремится быть средне-статистическим. Таким же, как все. Боязнь стать белой вороной.

• Комплекс Ионы – боязнь собственных достижений. То есть я какого-то определенного мнения о себе, и если я вдруг прыгну выше головы, то это - несоответствие своему Я, психика начинает паниковать. Тогда в каком-то смысле вести «серую» жизнь безопаснее.

Все происходит на бессознательном уровне, и без помощи, мы зачастую не можем понять, почему что-то не выходит.

И, как итог, когда человек застревает на нижних уровнях, не может подняться выше, самоактуализироваться, образуется невроз, тревожность и др.расстройства. Так психика пытается нас спасти, говоря: «эй, человек, давай иди вперед! Там очень устойчиво, крепко, смело и уверенно!». Осталось научиться слышать 😉

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества