7

Самооценка1

Интересно, что вроде как -само- в слове «самооценка» подразумевает то, как я сама себя оцениваю, но на практике чаще всего почему-то внешние факторы и мнения играют решающую роль. И вот был такой прекрасный, добрейшей души психолог К.Роджерс, который занимался именно этим вопросом. Он считал, что большинство неврозов, внутренних конфликтов, дискомфортов, тревог образуются из-за дефектов самооценки.

Проблемная самооценка регидна, то есть всегда одинаковая. Человек сформировал о себе убеждение и действует в соответствии с ним. Интересно, правда! Это значит, что при мнении о себе «я тревожный» или «я эмоциональный», человек уже знает что не справится иначе. И, как правило, сам неосознанно делает все, чтобы подтвердить себе свое убеждение.

Как же формируются такие вот конструкты: конечно в детстве, или иногда в очень травмирующей ситуации. Вот уронил малыш еду, пока кушал, и мама ему: да что ж ты вечно как поросенок (если в мягкой форме)! Или идет ребенок медленно, за взрослым, допустим расстроенный какими-то детскими мыслями: так и будешь всю жизнь плестись сзади? Таких примеров много. И, конечно, сказанное вроде вскользь, все это усваивается детской пластичной психикой и остается в бессознательном.

И уже лет через 15-20, говорят ему: какой ты молодец, да ты справишься!, а он про себя: ну да, я то знаю, что я не такой. Человек даже не понимает что конкретно, но чувствует, что с ним что-то не так. Детские установки сознательно забылись, а убеждения сформировались. И такая самооценка исключительно постоянна и неизменна.

Здоровая самооценка гибка и динамична, отражает достижения. И целью недерективной терапии Роджерса была именно работа с самооценкой. Потому что если человек живет с мыслью, что для этой цели я слишком плох, то опять поприветствуем невроз.

Если нашли что-то похожее, то первый вопрос: чьим голосом это могло бы звучать?

#психологГорская #психология

Психология | Psychology

28K постов61.5K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.