35

Детство неврозов

Конечно, большое значение в отклонениях развития личности, могущих привести к неврозам, имеет обстановка в семье и сама по себе система воспитания. В этом посте мы немного познакомимся с мнением психодинамического подхода по этому поводу. И на мой взгляд, его теории актуальны и сейчас.


Причиной формирования неврозов обозначают именно характер взаимоотношений родителей и малыша, а именно в парадигме принятия/неприятия (отвержения). То есть удовлетворения не только физических нужд ребенка, но и эмоциональных. Это значит, что взрослый хорошо распознает эмоцию ребенка и может ее как бы валидизировать, будто говоря : окей, я тебя вижу, я тебя слышу, я тебя чувствую. Даже если ребенок испытывает какие-то негативные, не очень правильные на наш взгляд эмоции, начало обратной связи должно начинаться с : ты имеешь право. И потом уже адекватные правила нашей семейной системы.


Тогда ребенок не испытывает тревоги, а познает мир, учится с ним взаимодействовать. И главное: в такой постоянной заботе формируется такое важное качество «Я», как умение откладывать удовлетворение своих потребностей на потом, в следствие доверия миру, уверенности в нем. Что позволяет человеку строить здоровые межличностные отношения, защищенные от срывов и чрезмерных эмоциональных переживаний. Если вспомнить, все наши конфликты и болезненные чувства в контакте потому, что нам что-то нужно прямо сейчас.


В отечественной психологии акцент в объяснении образования неврозов ставили на стиле воспитания. И чаще всего причинами называют гиперопеку, которая может быть доминирующей или потворствующей, также отмечается противоречивый стиль воспитания.


В доминирующей гиперопеке главная система – разрешающий или ограничительный контроль над поведением ребенка. Родители исходят из предпосылки, что они в силу более богатого жизненного опыта лучше знают жизнь и стремятся заранее обеспечить ребенку наилучшее решение его проблем, беря трудности на себя. Строгость, контроль, подавление инициативы ребенка мешают развитию отношений привязанности и формируют только страх и почитание обладающих властью.


Итак, продолжаем про детство неврозов. Ведь негативно влияет на нашу жизнь только то, что мы не осознаем. То есть, найдя что-то знакомое «да, именно так было у меня!», те старые паттерны защиты, застарелые обиды уходят. Появляется возможность уже с позиции взрослого, «прямо сейчас» осознать, что те детские реакции и эмоции от беспомощности перед большими родителями уже не актуальны. Просто тогда мы маленькие смогли воспринять это только так.


Ну что ж, если в доминирующей гиперопеке центр силы – родители, в их руках власть и контроль, то в потворствующей, напротив, все желания ребенка исполняются, проступки не замечаются, он - «кумир семьи». Но смотрите, слово «гиперопека» все равно присутствует в названии, а значит и неусыпный присмотр за действиям ребенка тоже. Только сейчас это стремление навязчиво позаботиться, «причинить добро». В результате у ребенка формируется эгоцентризм, завышенная самооценка и непереносимость трудностей, препятствий на пути к целям. Такой взрослый впоследствии испытывает много боли и страданий при столкновении с реальностью, поскольку лишение привычно атмосферы почитания и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает социальную дезадаптацию.


И наконец, невротическому развитию личности способствует противоречивый стиль воспитания. Когда ребенку предъявляются противоположные требования в одной и той же ситуации. К примеру: «Ты должен быть самостоятельным, сколько можно висеть на нашей шее!» и «Ну кто тебя просил так делать! Да еще без разрешения! Ты еще пешком под стол ходишь, а уже лезешь не в свое дело». Это шизофренеогенный паттерн или двойные послания, опасная штука.

Также в таком воспитании похвала и упрек зависят исключительно от настроения родителя, а не от ситуации и поведения ребенка. В общении интонации не соответствуют мимике и наоборот (часто встречается в случаях скрываемого эмоционального отвержения ребенка). Тактики воспитания разных членов семьи резко различны, создавая хаос в психике малыша.


Итогом всего описанного становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных процессов и срывам под влиянием даже незначительных деталей.

Психология | Psychology

28.2K постов61.7K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества