Easar.Channel

Easar.Channel

Научпоп канал https://www.youtube.com/channel/UCNoDArGclac69pfy0gxcjlA
На Пикабу
898 рейтинг 19 подписчиков 1 подписка 13 постов 8 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
154

История исследования Марса

Уже более шестидесяти лет Марс привлекает к себе внимание мирового учёного сообщества. Что немаловажно, интерес к планете лишь растёт от года к году, и вот уже не за горами первые пилотируемые полёты. В этом ролике мы поведаем вам об основных вехах изучения красной планеты марсоходами.


UPD: добавили текстовую версию, приятного чтения!


В феврале этого года мы стали свидетелями большого события. Запущенный 30 июля прошлого года марсоход Perseverance совершил мягкую посадку на поверхности красной планеты. В комплекте с ним был доставлен роботизированный вертолёт Ingenuity, предназначенный для демонстрации возможности полётов на Марсе. Чуть позже, в мае, мягкую посадку совершил аппарат Чжужун, находящийся в составе миссии Тяньвэнь-1. Это китайская полномасштабная исследовательская программа, которая, помимо спускаемого аппарата, включает в себя орбитальную лабораторию. Интерес к Марсу сейчас силён как никогда, особенно учитывая планы Илона Маска на первый пилотируемый полёт к планете в ближайшие пять лет. На фоне такого ажиотажа мы решили вспомнить, с чего начинались первые исследования планеты.


Начнём с краткой справки. Марс – четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размеру планета Солнечной системы. Относится к планетам земной группы, то есть обладает высокой плотностью и состоит преимущественно из кислорода, кремния, железа, магния и других тяжелых элементов. В частности, из-за большого содержания оксида железа, поверхность планеты имеет красноватый цвет. Отсюда и пошло знаменитое название «красная планета». Рельеф Марса разнообразен, здесь есть ударные кратеры, вулканы, долины и даже ледниковые шапки на полюсах, совсем как на Земле. Вокруг планеты вращаются два маленьких спутника неправильной формы, Деймос и Фобос. Все названия заимствованы из древнегреческой и древнеримской мифологий. Марс – бог войны, Деймос и Фобос, они же Ужас и Страх в переводе – его сыновья. Первые упоминания небесного тела относятся к 1534 году до нашей эры.


На протяжении почти трёх тысячелетий с этого момента Марс оставался недосягаем. Но всё резко изменилось в 60-ых годах прошлого века. Первыми покорять планету взялись учёные из Советского Союза. Процесс проходил не очень гладко: аппараты либо не могли совершить мягкую посадку, из-за чего разбивались, когда цель была уже близка, либо теряли связь незадолго после запуска. Но в 1971 году их ждал большой успех. Была запущена Автономная Межпланетная Станция Марс-3. Спускаемый аппарат, являющийся частью проекта, впервые в истории совершил успешную посадку на поверхность красной планеты. Спустя полторы минуты после посадки, станция была приведена в рабочее состояние. Учёные уже готовились получить первые снимки Марса, но через 14,5 секунд вещание было прекращено. Причиной тому послужили неправильные выдержки, выбранные разработчиками фототелевизионной системы. Снимки получались пересветленными и были почти непригодны для дальнейшего анализа. Несмотря на такую оплошность, орбитальная станция Марс-3 проработала больше года и всё это время передавала данные о планете.


В 80-ых были предприняты программы Фобос-1 и Фобос-2, в ходе которых спутник был тщательно изучен. Но их масштаба было недостаточно. К сожалению, Марс-3 так и остался единственным триумфом в истории советских исследований Марса.


По другую сторону океана тоже велись интенсивные работы. Так, с 1962 по 1973 год в рамках программы Маринер к Марсу были запущены 10 аппаратов. Один из них, Маринер-9, стал первым искусственным спутником планеты. Однако по-настоящему знаменательным стало другое событие. Учтя в своих разработках наработки и ошибки советских коллег, 20 августа 1975 года НАСА запустило Викинг-1. Спустя 11 месяцев спускаемый аппарат совершил успешную посадку на планету и начал передавать на Землю снимки. Именно на них люди впервые смогли увидеть марсианские ландшафты, причём в цвете. Аппарат успешно проработал до 11 ноября 1982 года, но в этот день, при неудачной перезагрузке, навсегда пропал из эфира. Параллельно с первым Викингом, на обратной стороне планеты работал Викинг-2, который собирал данные вплоть до 1981 года. Они считаются первыми успешными исследовательскими модулями. Но есть одна загвоздка: они не двигались.


Первым исследовательским модулем, сумевшим покорить марсианский грунт, стал Sojourner. Он совершил посадку на поверхность планеты 4 июля 1997 года в составе спускаемого аппарата Pathfinder. Марсоход работал в течение 83 сол (марсианские сутки, 1 сол = 24ч 39м на Земле) и выполнил 15 анализов пород, благодаря чему ученые смогли сделать выводы относительно климата и атмосферы планеты. В частности, о высокой вулканической активности и присутствии на Марсе воды в прошлом. Прежде чем связь с Pathfinder была потеряна, Sojourner преодолел дистанцию в 100 метров.


Следующими на Марсе побывали роверы-близнецы второго поколения, Spirit и Opportunity. Оба совершили мягкую посадку на поверхность планеты в январе 2004 года, 4 и 25 числа соответственно. Марсоходы были рассчитаны на работу в течение 90 сол, после чего должны были уйти на покой. Однако им на руку сыграл ветер. Он сдувал пыль и песок, оседавшие на поверхности солнечных батарей, благодаря чему выработка электроэнергии значительно превышала планируемые показатели. Таким образом, Spirit удалось проработать целых шесть лет, а Opportunity и вовсе стал настоящим долгожителем. Он работал вплоть до 18 июня 2018 года, тогда всю планету охватила мощнейшая пылевая буря, и аппарат перестал выходить на связь.


С технической точки зрения эти марсоходы крайне примечательны. На момент их создания (2003 год), в них стояли самые совершенные компьютеры, что позволило создать аналитическую систему для определения наиболее лёгкого пути. Работала она следующим образом: две камеры ровера проводили анализ местности на наличие опасных и труднопроходимых мест, после чего делали снимки. Затем изображения совмещались в стереокартинку, на основании которой строился маршрут. Данная система также внесла большое влияние в успех миссий. За свой рабочий цикл аппараты передали обширнейший массив информации о планете.


С августа 2012 года вместе с Opportunity по Марсу колесит ещё один ровер, Curiosity. Он относится к третьему поколению марсоходов НАСА, и значительно превосходит своих предшественников. На Земле аппарат весит внушительные 900 килограмм. Причина такому весу – большое количество исследовательской аппаратуры на борту. Можно даже сказать, что он везёт на себе целую химическую лабораторию. Дабы обеспечить такое габаритное устройство достаточным количеством энергии, инженерами было принято решение отказаться от солнечных батарей. Их эффективность на таком габаритном устройстве была бы крайне мала. Вместо них ровер питает и обогревает радиоизотопный термоэлектрический генератор, использующий в качестве источника энергии процесс распада диоксида плутония-238. Его ресурса хватит ещё на 25-30 лет, так что можно с уверенностью сказать о том, что решение это было крайне успешное.


Основной целью миссии Curiosity является поиск жизни на планете и попутное изучение химического состава различных пород. Так, проводя бурения, марсоход обнаружил водяной лёд под слоем грунта. Помимо этого, с его помощью была найдена галька, образованная потоками жидкой воды. Оба факта окончательно закрепили утверждение о том, что на Марсе есть вода. Вот уже на протяжении девяти лет марсоход ежедневно отправляет на Землю марсианские панорамы, записанные с его 17-ти видеокамер.

Их вы можете посмотреть в видео сверху (с 7:20).


Такова на данный момент история изучения красной планеты марсоходами. Впереди ждут великие открытия и множество интересных проектов, включая российско-европейский ExoMars.


Если вы хотите узнать больше про современные программы освоения Марса, поддержите пост плюсами и оставляйте комментарии. Так мы поймем, что сегодняшняя тема была вам интересна. Спасибо за внимание!

Показать полностью
25

Назад на Луну

Однажды люди уже побывали на Луне. Но это было столь невероятное событие, что и поныне не умолкают споры о его достоверности. Но настало время развеять сомнения и вернуться на Луну. И в этом ролике мы расскажем вам о том, как это будет проходить.

Показать полностью
125

Точка Немо

В данном ролике вы узнаете, что такое точка Немо, чем она интересна и почему именно её выбрали как пристанище для вышедших из строя космических кораблей.

Теперь и с текстовой версией!


В 1928 году в своём рассказе «Зов Ктулху», Говард Филлипс Лавкрафт указал местоположение логова легендарного монстра, древний затонувший город Р’льех. Точка, указанная фантастом, находится в Тихом океане и имеет следующие координаты: 47 градусов 9 минут южной широты и 126 градусов 43 минуты западной долготы. Место было выбрано не случайно. Одного взгляда на карту мира достаточно, чтобы увидеть, насколько оно удалено от суши. И хотя писатель наверняка выбирал его на глаз, он ошибся всего на пару градусов.


64 года спустя, в 1992 году, хорватский инженер-геодезист Хрвойе Лукатела задался задачей в самом деле найти самую отдалённую от суши точку планеты. С помощью компьютерной модели Земли и специализированного программного обеспечения ему удалось вычислить точные координаты. 48 градусов 52 минуты южной широты и 123 градуса 23 минуты западной долготы. Лукатела дал своему открытию название «Точка Немо» в честь персонажа романа «20 тысяч лье под водой», капитана Немо.


От ближайших поверхностей суши, а именно, необитаемых атолла Дюси, острова Моту-Нуи, а также острова Махер, это место отделяют более двух тысяч шестисот восьмидесяти восьми (2688) километров океанской глади. Благодаря такому расположению оно получило статус “Океанский полюс недоступности”.


Человек никогда не был в непосредственной близости к этой точке. Что же до остальных живых существ, их там попросту нет. Дело в том, что точка Немо находится в центре Южно-тихоокеанского круговорота. Это мощное круговое течение образует огромную пустыню, выжить в которой ввиду недостатка пищи способны только бактерии и мелкие ракообразные.


Совокупность вышеперечисленных факторов позволила точке Немо стать идеальным местом для утилизации вышедших из строя космических кораблей и их частей, так как здесь минимален риск ущерба людям и природе. На данный момент в окрестностях точки Немо затоплено более сотни космических аппаратов, среди них и орбитальная станция «Мир».


Что примечательно, в скором будущем здесь же будет захоронена и Международная космическая станция. А пока она время от времени пролетает над своим кладбищем на высоте четырёхсот километров, таким образом являясь ближайшим к точке Немо местом, населенным людьми. А на этом всё.

Спасибо за внимание!

Показать полностью
82

Международная Космическая Станция | История ракетостроения

Возвращаемся в ленту с новым видео и новым текстом! В этот раз речь пойдёт о небезызвестной орбитальной станции – МКС. Приятного чтения!


За свою более чем полувековую историю, космонавтика подорожала настолько, что двум космическим державам стало не хватать ресурсов, чтобы развивать две совершенно независимые космические программы. Амбиции значительно превышали возможности сторон по отдельности, да и на примере орбитальной станции "Мир" стало понятно, что сотрудничество куда плодотворнее соперничества. И вот, в марте 1993 года Российское космическое агентство и НАСА начали переговоры по поводу проектирования, создания и эксплуатации новой космической станции. Второго сентября того же года было объявлено о проекте "Подлинно Международной Космической Станции". МКС должна была стать самой грандиозной и первой по-настоящему совместной инициативой в истории пилотируемой космонавтики.


И ей это удалось. На сегодняшний день МКС представляет собой огромную исследовательскую лабораторию, расположенную на орбите Земли. Ежедневно экипаж из семи человек проводит там эксперименты и опыты в области физики, химии, ботаники и медицины. Научное оборудование и модули для станции разрабатывают Россия, США, Канада, Япония и страны, входящие в состав Европейского Космического Агентства.


Однако обо всём по порядку. Строительство станции на орбите началось 20 ноября 1998 года вместе с запуском функционально-грузового блока "Заря" российского производства. Модуль оснащён двумя солнечными батареями, шести никель-кадмиевыми аккумуляторами, тридцатью шестью двигателями для корректировки пространственного положения, двумя крупными двигателями для пространственных манёвров, а также тремя стыковочными узлами. Таким образом "Заря" брала на себя функции энергообеспечения, управления ориентацией и расширения станции. 7 декабря к ней был пристыкован американский соединительный модуль "Юнити" с шестью стыковочными узлами. Вместе они образовали ядро МКС.


Последующие три года станция стремительно расширялась. Один за другим к каркасу «Заря-Юнити» были пристыкованы:


-служебный модуль «Звезда», отвечающий за жилое пространство на МКС. Здесь находятся две каюты, санитарный отсек, общая зона с холодильником и столом, спортивные тренажёры, а также основной пост управления станцией. «Звезда» считается основным вкладом России в создание МКС, ведь благодаря этому блоку станция стала обитаемой.


-лабораторный модуль «Дестини», на долгое время ставший мозговым и научным центром МКС. Блок оборудован двадцатью тремя приборными стойками. Шесть по сторонам, шесть на потолке и пять на полу. С помощью них ведутся исследования в области медицины, материаловедения и биотехнологий. С этого модуля началась исследовательская функция станции.


-универсальная шлюзовая камера «Квест», предназначенная для того, чтобы обеспечивать выход в открытый космос. Модуль состоит из двух помещений и решает сразу две проблемы. Первое помещение предназначено непосредственно для выхода в космос и оборудовано люками, поручнями, освещением и устройствами для снижения давления перед выходом. Сделано оно таким образом, чтобы им могли пользоваться как российские, так и американские космонавты, что раньше было невозможно. Второе помещение используется для хранения скафандров и оборудования, необходимого для их одевания и снятия, тем самым освобождая полезное пространство в остальных блоках станции.


-стыковочный отсек «Пирс», необходимый для причаливания грузовых кораблей с оборудованием, продуктами, одеждой, а также горючим. Он был пристыкован к станции семнадцатого сентября 2001 года.


Строительство МКС шло по плану, и следующим на орбиту должен был полететь модуль «Гармония». Однако первого февраля 2003 года случилась страшная катастрофа. При возвращении на Землю потерпел крушение шаттл «Колумбия». Все семь членов его экипажа погибли. НАСА начало крупное расследование, в результате которого оказалось, что причиной крушения стало повреждение термообшивки шаттла ещё при взлёте. Полёты многоразовых космических кораблей серии «Спейс шаттл» были остановлены на неопределённый срок. Вместе с ними приостановилось и развитие МКС.


В результате, «Гармония» была пристыкована спустя 4 долгих года после катастрофы. Модуль необходим для дальнейшего расширения станции и имеет 6 стыковочных узлов для дальнейших соединений. В 2008-ом году на правом соединительном узле «Гармонии» был установлен «Колумбус», первый европейский модуль МКС. Он оборудован десятью стойками с приборами для исследований в различных областях. Кроме этого, «Коламбус» позволяет проводить видеоконференции и передавать большие объёмы данных на Землю.


В том же году к МКС был пристыкован «Кибо», самый большой лабораторный модуль, разработанный Японским агентством аэрокосмических исследований. Помимо своих размеров он примечателен внешней экспериментальной платформой, позволяющей проводить опыты в условиях открытого космоса.


В ноябре 2009 года к составу станции присоединился российский малый исследовательский модуль «Поиск», а чуть позже станцию дополнил его близнец по функционалу, «Рассвет». Оба модуля предназначены для хранения научного оборудования и различных грузов.

Следующим на орбиту был выведен соединительный жилой модуль «Транквилити». Внутренний полезный объём блока составляет внушительные 74 кубометра, что позволило создать очень комфортные условия для космонавтов. Здесь находятся самые современные системы по очистке воды и воздуха, тренажёры, а также места для работы и отдыха. На нижнем соединительном узле «Транквилити» закреплён самый красивый модуль МКС, «Купол». Он является постом для наблюдения за работами космонавтов вне станции, но, помимо этого, отсюда открываются живописнейшие виды нашей планеты.


В 2016 году к станции был пристыкован экспериментальный жилой надувной модуль BEAM. За его разработку отвечает частная компания Bigelow Aerospace, в чьи задачи входит создание доступной инфраструктуры для космического туризма. На данный момент космонавты тестируют пригодность подобной конструкции и степень её защиты от космической радиации и мусора.


15 июля текущего года планируется вывести на орбиту многофункциональный лабораторный модуль «Наука», который станет последним российским модулем МКС. Блок находится в разработке с 2004 года и первоначально должен был полететь на орбиту в 2007 году, однако запуск постоянно откладывался. Надеемся, что хотя бы в этом году он наконец-то оторвётся от Земли.


Помимо модулей на МКС есть так называемые «фермы», которые служат для негерметичного хранения грузов, установки солнечных батарей, радиаторов и различного оборудования. Однако на станции нашлось место и для ферм в привычном смысле этого слова. С апреля 2014 года в американском сегменте станции функционирует орбитальная плантация «Veggie», в которой астронавты могут выращивать зелень для своего рациона. В русском сегменте установлена космическая оранжерея «Лада».


Вообще вопрос с едой на станции стоит довольно остро. Доставка на орбиту обходится в 20 000 долларов за килограмм. При этом большая часть доставляемых продуктов обезвожена методом сухой заморозки, и может быть приготовлена только определенным способом. Таким образом, о свежих овощах и фруктах не может идти и речи. Выращивание продуктов прямо в космосе позволяет разнообразить меню космонавтов и немного сэкономить на проекте в целом. Кроме того, при межпланетных перелётах такая технология будет очень кстати.


В этом году МКС отмечает своё двадцатитрёхлетие на орбите. За это время станция совершила более ста тридцати тысяч оборотов вокруг Земли, а на её поддержание было затрачено более ста миллиардов долларов. Несмотря на такой приличный возраст, никто не собирается списывать станцию со счетов. Проект по-прежнему активно развивается и сотрудничает с частной космонавтикой, например, с 2012 года за доставку модулей и экипажей на станцию отвечает SpaceX. На данный момент планируется, что МКС будет функционировать до 2024 года. Однако срок окончания эксплуатации неоднократно менялся, и уже ведутся переговоры о том, чтобы сместить его на 2028 и даже 2030 годы. Так что можно с уверенностью сказать, что нас ждёт ещё много интересных новостей и открытий со станции.

Спасибо за внимание!

Показать полностью
98

Космическая гонка | История ракетостроения

После продолжительного перерыва возвращаемся на Пикабу с новым видео и его текстовой версией. Приятного чтения!


Мало какое событие в истории человечества может похвастаться такой же значимостью в рамках научно-технологического прогресса, как космическая гонка. Почти все технологии, которые мы так или иначе используем в нынешней повседневной жизни, берут свои корни из этого захватывающего и великого состязания между США и СССР. Мы не зря использовали слово «состязание», ведь почти на четверть века весь мир захлестнуло ожесточенное соперничество в области освоения космоса.


Как вы, скорее всего, помните, начало Космической гонки было положено 4 октября 1957 года. Именно в тот день Советским Союзом был запущен первый искусственный спутник Земли, он же Спутник-1. Это событие произвело фурор по всему миру и особенно больно ударило по американцам. Видите ли, с момента применения атомной бомбы прошло уже 12 лет и США до сих пор считалась неоспоримым лидером в научной сфере. Потрясение же было настолько велико, что 29 июля 1958 года было образовано НАСА, оно же Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства. И началось.

Мы предлагаем вам понаблюдать, как, раз за разом, команды Сергея Павловича Королёва и Вернера фон Брауна обменивались ударами, которые позволили достичь небывалых научных высот.


Следующим большим шагом после вывода искусственного спутника на орбиту стал запуск человека в космос. Изначально для этого предприятия со всего СССР были отобраны 347 человек, которые вписывались бы в следующие параметры: рост до 170 см, вес до 70 кг, а также успехи на поприще летчика-истребителя. По результатам медкомиссий, тестов на предмет переносимости физических и психологических нагрузок, осталось 29 добровольцев. Летом 1960 года для первого полёта была сформирована группа из шести человек, показывавших наибольшие успехи. В ходе интенсивной подготовки, было выявлено два фаворита: Гагарин и Титов. Оба показывали прекрасные результаты, но комиссия предпочла выдвинуть именно Юрия Гагарина на полёт космического корабля «Восток-1». Его запуск состоялся 12 апреля 1961 года.


Что ж, освежив известную всем часть истории мы можем перейти к её технической стороне. Разработка космического аппарата «Восток-1» началась в 1958 году в ОКБ-1 под непосредственным руководством Сергея Павловича Королёва. Масса корабля равнялась 4,8 тонны, длина – 4,4 метра, а кабина пилота была диаметром 2,2 метра. Корабль оснащался системами: автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце, ручной ориентации на Землю, электропитания, приземления, а также жизнеобеспечения вплоть до 10 суток. Несмотря на такой долгий срок, устройство было спроектировано для недолгого пребывания в космосе, ибо на тот момент никто не знал, как поведёт себя человеческий организм в условиях невесомости. По той же причине полёт был осуществлен в полностью автоматическом режиме.


Вскоре после приземления Гагарин стал самым известным человеком в мире, о нём писали везде и писали только хорошее. Такой успех позволил Советскому Союзу прочно укрепиться на позиции продвинутой научной державы. Ответ не заставил себя долго ждать. Уже 5 мая 1961 года в космос был запущен космический аппарат «Меркурий» с астронавтом Аланом Шепардом на борту. И, хотя полёт этот продлился всего 15 минут, для сравнения, полёт Гагарина составлял 98 минут, это означало, что соперники находятся в опасной близости друг к другу.

В последующие два года ставились все новые и новые рекорды по времени, проведённом на орбите. Сначала это были 3-4-5 часов, затем уже несколько суток. Вскоре такой способ соперничества всем наскучил. Нужно было покорять новые горизонты и, вместе с тем, решать новые проблемы.


Обе команды, занимавшиеся космической программой, довольно быстро пришли к очевидному вопросу. Во время длительных полётов, которые были уже не за горами, у космонавтов возникнет необходимость проводить ремонтные работы вне корабля. Осложнялось это ещё и тем, что кроме как космонавтам, эти работы выполнять некому. В СССР за решение данной проблемы принялся лично Королёв. Были разработаны корабль «Восход-2» и специальный защитный скафандр «Беркут».


«Восход-2» представлял из себя прокачанную версию первого корабля, на котором в 1964 году был совершен первый полёт сразу трёх космонавтов. Капсулу приспособили для двух человек и оснастили шлюзовой системой «Волга». Она надувалась на 2,5 метра и позволяла космонавту выйти в космос и попасть обратно на корабль без риска разгерметизации.


«Беркут» проектировался специально для выхода в открытый космос и использовался только во время первого полёта. Запас кислорода скафандра составлял 1666 литров. Объём аппаратуры для поддержания жизнедеятельности в нём был внушительный. Вес костюма составлял 40 кг.

И вот, 18 марта 1965 года, во время полёта корабля «Восход-2», член его экипажа Алексей Леонов совершил первый в истории человечества выход в открытый космос. Выход продолжался 12 минут 9 секунд и транслировался по телевидению с камер «Восхода». Следующей была Луна.


Подготовку к высадке на Луну можно выделить в отдельную «Лунную гонку». Успехи Советского Союза всё больше укрепляли опасения американцев в отставании США на технологическом уровне. Для возвращения лидерства в этой сфере НАСА в 1961 году начала космическую программу «Аполлон». Её цель была сформулирована Джоном Кеннеди во время выступления в конгрессе в мае того же года. Состояла она в следующем: «высадить человека на Луну не позднее 1970 года». Для такой большой и значимой работы были мобилизованы учёные со всей страны.


Разработку ракеты-носителя поручили команде инженеров во главе с Вернером фон Брауном. Грандиозный проект назвали «Сатурн», и его концепция менялась несколько раз. Согласно первоначальному плану, ракеты С-2, С-3 и С-4 должны были выводить модули лунного корабля на околоземную орбиту. Там он был бы собран, после чего выходил на траекторию к Луне. В 1963 году от такой странной идеи пришлось отказаться и началась разработка С-5. Ракета была выполнена по трехступенчатой системе, причем каждую из ступеней производили разные компании.


За первую ступень отвечала «Boeing», и её задачей было оторвать всю махину от земли. Она разгоняла ракету до скорости в 2,7 км/c и отсоединялась на высоте 70 км. Далее за работу бралась вторая ступень, производимая компанией «North American». Она в свою очередь доводила ракету до скорости 6,8 км/c и отпадала при достижении 185 км. И наконец, третья ступень производства «Douglas» была нужна для корректировки траектории. За один полёт она срабатывала дважды. В первый раз для выхода на околоземную орбиту, и во второй для вывода к Луне.


Ракета была переименована в «Сатурн-5» и использовалась в период с 1967 по 1973 годы. За это время было осуществлено 13 запусков, каждый из которых признан успешным. Особенно стоит выделить старт «Аполлона-11» 20 июля 1969 года с Нилом Армстронгом и Баззом Олдрином на борту. Именно этот полёт подарил нам фразу «Маленький шаг для человека, но огромный – для всего человечества». Впоследствии на Луну высаживались ещё пять раз. Последняя высадка произошла 11 декабря 1972 года. А «Сатурн-5» по сей день является самой мощной, тяжелой и грузоподъемной ракетой из когда-либо созданных.


Советская лунная программа началась в 1964 году и потерпела неудачу. Несмотря на все попытки, финансирования крайне не хватало. Ещё одним потрясением для отечественной космонавтики оказывается череда трагедий. В 1966 году умирает Сергей Павлович Королёв. В 1967 году в ходе неудачного приземления корабля «Союз-1» погибает Владимир Комаров, главный претендент для лунных полётов. А в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин. После такого удара правительство СССР принимает решение о прекращении лунной программы.


Концом космической гонки принято считать 15 июля 1975 года, в этот день произошла стыковка аппаратов «Союз – Аполлон». Так началась новая, в какой-то степени совместная веха в развитии космической отрасли, о которой мы поведаем позже.

Спасибо за внимание!

Показать полностью
39

Королёв | История ракетостроения

По многочисленным просьбам выкладываем ещё и текстовую версию ролика

В середине 20 века выход в космос имел не столько научное, сколько политическое значение. Начинающаяся Холодная война подстёгивала двух гигантов, СССР и США, сражаться за звание первого покорителя космоса. И, благо, оружием в данной битве служили светлые головы ученых и инженеров, которые на протяжении почти 20 лет раз за разом удивляли весь мир своими изобретениями.


Сегодня речь пойдёт о человеке, которого по праву называют отцом советской космонавтики, и имя ему - Сергей Павлович Королёв. Именно его усилиями был запущен первый искусственный спутник Земли, осуществлен первый полёт человека по околоземной орбите и многое другое. Но обо всём, как водится, по порядку.


Сергей Павлович родился 12 января 1907 года в городе Житомире в семье учителя русской словесности и дочери нежинского купца. Спустя какое-то время после его рождения отношения в семье разладились и мать отправляет трёхлетнего Серёжу к своим родителям в город Нежин. Там, во время показательного полёта 4 июня 1911 года он впервые видит самолёт и это событие оставляет у него неизгладимые впечатления. В школьные годы он проявляет большую заинтересованность в авиационной технике и с 1923 года активно участвует в работах «Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма». Примерно в это же время он успешно защищает перед комиссией собственный проект безмоторного самолёта К-5. Так начинается его конструкторская карьера.


Уже к 1929 году Сергея Королёва знают как талантливого молодого конструктора, усилиями которого были спроектированы и построены лёгкий самолёт СК-4, а также планеры Коктебель и Красная Звезда. Последний особенно примечателен тем, что на нём впервые в СССР была успешно выполнена мёртвая петля. В 1931 году вместе с энтузиастом реактивных двигателей Фридрихом Цандером создаёт общественную организацию ГИРД - Группа изучения реактивного движения, или же группа инженеров работающих даром. В дальнейшем она становится государственной научно-конструкторской лабораторией, в которой велись работы по созданию жидкостно-баллистических ракет. Именно так. В то самое время как в Германии разрабатывали ФАУ-2, в СССР тоже велась разработка ракет на жидкостном двигателе. Однако успешному завершению работ помешало одно событие, о котором мы расскажем позже.


Пока что всё шло хорошо и в 1933 году был осуществлен первый удачный запуск ракеты ГИРД-Х. Она представляла из себя небольшую модель для проверки работы жидкостного ракетного двигателя на топливной паре бензин-жидкий кислород. Позже в том же году на основе ГИРД и Газодинамической лаборатории в Ленинграде был

создан Реактивный НИИ СССР, в котором Королёв стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов. Под его руководством были разработаны проекты жидкостной баллистической ракеты дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям, а также зенитных твердотопливных ракет.


Но 27 июня 1938 года всё меняется...

Сергея Павловича Королёва арестовывают. Его обвинили в соучастии в контрреволюционной деятельности внутри Ракетного НИИ, призванной подорвать государственную промышленность и сроки сдачи новых образцов вооружения. Военная Коллегия Верховного Суда СССР осудила Королёва на 10 лет в исправительно-трудовом лагере. Сергей Павлович успел побывать в Бутырке, Новочеркасской пересыльной тюрьме, и даже попасть на Колыму. Там, во время общих работ на золотом прииске Мальдяк его застало распоряжение о направлении в Москву для пересмотра дела.


В июле 1940 года был судим вторично и приговорен к 8 годам заключения в московской спецтюрьме НКВД ЦКБ-29, также известной как «Туполевская шарага». Шарага - разговорное название НИИ и КБ тюремного типа, в которых работали осужденные учёные, инженеры и техники. Здесь под руководством другого осужденного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева он разрабатывает бомбардировщики Пе-2 и Ту-2. Позже его переводят в конструкторское бюро тюремного типа в Казани, где он работает над применением ракетных двигателей в авиации. В июле 1944 года, по личному распоряжению Сталина, Королёв был освобождён из заключения, однако был вынужден ещё один год проработать в Казанском КБ.


После окончания Второй Мировой войны Сергея Павловича назначают главным инженером советско-германского ракетного института «Нордхаузен». Главной целью данного предприятия было изучение и воспроизведение ракет ФАУ-2. В 1948 году начинаются тестовые запуски Р-1, аналога немецкой ракеты и уже к 1950 году она успешно встаёт на вооружение. На протяжение последующих семи лет Королёв активно занимается различными модификациями Р-1, в результате чего появляется целое семейство ракет с префиксом «Р» : Р-2, Р-5, Р-11, Р-7.

Из этого списка больше всего нас интересует Р-7.


Изначально она была разработана для ядерного сдерживания США. Видите ли, на начало Холодной Войны Америка была единственной державой в мире, обладающей ядерной бомбой. Это, конечно, быстро поменялось усилиями советских ученых, но по-прежнему оставалась одна проблема. Советский союз не имел ни одной военной базы в достаточной близости к потенциальному врагу, чтобы нанести быстрый удар. В связи с этим было принято решение создать совершенно новый носитель, межконтинентальную баллистическую ракету. Но грозному оружию нашлось и другое, куда более мирное применение. После значительного облегчения конструкции и переоборудования Р-7 идеально подошла для того, чтобы вывести на орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли, навсегда вписав имя Королёва в мировую историю.


Спутник представлял собой аппарат с двумя радиомаяками для проведения траекторных измерений и большую часть его массы занимали аккумуляторные батареи для обеспечения работы маяков. Проектирование “Простейшего Спутника-1” началось в ноябре 1956 года, и он являлся заменой технически куда более сложной орбитальной лаборатории под названием “Объект Д”. Данная рокировка была произведена из расчёта на первенство в запуске ИСЗ (искусственный спутник Земли), потому как советское правительство получало сообщения о том, что команда Вернера фон Брауна собирается запустить ИСЗ простейшего типа, так что действовать нужно было как можно быстрее. Спутник-1 был запущен 4 октября 1957 года, ознаменовав собой начало космической гонки и триумфальный успех советских инженеров и ученых


На этой прекрасной ноте начинается активная стадия космического противостояния СССР и США. Столько всего ещё предстояло совершить: первый пилотируемый полёт, высадка на Луну, разработка марсоходов и орбитальных станций. И большую роль в этом этапе развития человечества сыграл Сергей Павлович Королёв, рассказ о котором мы продолжим в следующий раз.

Показать полностью
18

ФАУ-2 | История ракетостроения

В этом ролике мы расскажем вам о самом инновационном оружии второй мировой войны и о том, как оно предопределило дальнейшее развитие всего ракетостроения и обусловило собой начало космической эры.

37

Циолковский | История Ракетостроения

В продолжение цикла "История Ракетостроения" мы расскажем Вам историю Константина Эдуардовича Циолковского, человека со сложной судьбой и непреодолимой тягой к познанию. Своим примером он вдохновлял многие поколения ученых и инженеров на новые свершения, которые привели к началу космической эры.

Отличная работа, все прочитано!