Anton.concerts

Anton.concerts

Концерты, корпоративы и другие шалости, где не обойтись без артиста. Контакт: https://t.me/anton_concerts
Пикабушник
Дата рождения: 9 октября
122 рейтинг 5 подписчиков 0 подписок 15 постов 0 в горячем
0

Как сделать концерт «драгоценным»: оправа ограждениями

Сочи, Роза Хутор. Хорошее начало. На заднем плане чек звука и света, вечером хэдлайним классный фестиваль в горах. Ещё лучше. Кофе, болтаем с товарищем-диджеем, с которым не виделись всё лето. Вообще супер. Череда рукопожатий и приветов. Тут к нам подходит...

— А на хрена ему [артисту] ограждения? Кому они нужны? — спросил прямолинейно и честно наш визави.

Как сделать концерт «драгоценным»: оправа ограждениями

На фоне оглушительно грохотала музыка, но по тому, как мой приятель взглянул на меня, кажется, ему краем уха послышалось: «…кому он [артист] нахрен нужен?».

— Ограждения — стандартная техника безопасности. Как и охрана на территории, и проверки браслетов. Кругом все «свои». Зрители небедные и неглупые люди. Думаю, организаторы всего лишь хотят, чтобы всем было комфортно, — спокойно и с улыбкой озвучил я.

Мы до этого с ним вживую, увы, знакомы не были. Да и я не представился как концертный директор этого артиста. Посему, не признав ху из ху, мы общались просто как зрители фестиваля. То, что это был главный рэп-ювелир страны, это мне уже задним числом объяснил мой товарищ.

Дела понятные. В общем-то, и зрители, и организаторы, и артисты имеют много поводов быть ближе друг к другу. Но чтобы без очередей, без давки, с солд-аутом и чтобы всем было видно и слышно идеально. Эти желания одновременно истинны и… местами парадоксальны. Без оправы камень выпадет из украшения, без барьеров — шоу рассыплется до конца выступления.

Инциденты и убытки (почему ограждения на концертах — не понты)

Зритель хочет быть ближе к артисту. Для него безопасные барьеры перед сценой — препятствие, чтобы отбить пятюню или сделать селфи с кумиром.

Организатор порой тоже хочет, чтобы зритель был ближе к звезде. Для региональных площадок это «потерянные» метры, съедаемые от края сцены до барьеров, — минус 300–1000 проданных билетов. И экстра расходы за аренду «железа». Такие цифры при умеренно-сдержанных продажах — ощутимый фактор. Ощутимее только последствия. Концерт без ограждений — это расплав без формы. Растекается куда угодно, обжигает всех вокруг.

Многие артисты в принципе тоже рады быть поближе и не дистанцироваться от слушателя… но есть нюансы и бывают инциденты. Есть история.

Отмена концерта из-за давки в зале и скандал в СМИ

Город А. Известный артист проводит концерт, закрывая глаза на «невыполнение райдера, неготовность площадки, отсутствие охраны, давку». В следующем городе история повторяется. Артист вынужденно отменяет второй концерт, комментируя:

«…на треке третьем начался такой хаос, такая давка, что передо мной по три-четыре ряда людей падали друг на друга. Девчонки метр 61 кричат, плачут, просят помощи. После каждого трека приходилось останавливать концерт на 6–7–8 минут, как-то помогать людям. Охрана просто не реагирует никак, не помогает, организаторы никак не реагируют…»

Я работал в той же стране спустя пару недель на корпоративе с другим артистом и собрал пазл, что к чему. Как минимум — отсутствие ограждений не создало свободный «коридор» для прохода медиков и охраны. В итоге, артист лично поднимал зрителей к себе на сцену, чтобы передать их врачам.

Больше про охрану на концертах можно почитать в моём прошлом материале. Охрана в барьерах и врачи — как сейф и страховка. Не обсуждается, пока не пригодится; спасает, когда что-то пошло не так.

В довесок: низкие потолки, много колонн, плохая вентиляция, овербукинг билетов — это как сплав с примесями. Видимость золота есть, а на изломе ведёт себя как фольга.

Статистика к размышлению: в региональные города, в которых случались похожие инциденты, артисты нередко больше не возвращались.

Зрительское «зачем и кому оно надо» — искренний вопрос

Это не про «звезда оторвалась от народа». Это управление плотностью (было более 5000 зрителей) через коридор охраны и общую безопасность на концерте. Нужна она всем. Ограждения, охрана, браслеты и «лишние коридоры» нужны залу, артисту и организатору одновременно.

В ювелирном магазине никто не спорит с бронестеклом на витрине и охранником у двери. Ровно так же на выступлениях: чем дороже и плотнее событие, тем больше видимых и невидимых барьеров, которые защищают и людей, и шоу.

У организаторов чаще контраргументы упираются в экономику мероприятия:

– «У нас полукруглая сцена — линия тяжёлых барьеров съедает много билетов».
– «Все артисты до вас выступали — и ничего».
– «У нас в городе нет тяжёлых mojo-барьеров».
– «У нас не концерт — у нас небольшое мероприятие».
– «Никому ваш артист не сдался».
– «У нас интеллигентная публика».

Ага. До первой волны и громкой отмены.

Объясняю коротко и по делу

– Социальный профиль зрителя почти не влияет на физику толпы. Набитый зал «детей», которых «вмещается больше», работает по той же физике, что и «взрослые».
– Барьеры и сектора нужны и на рейве, и на open-air с классикой, и на «дорогом» корпоративе.
– Риски в зоне сцены: давка, волна, падения, триггеры паники, битое стекло, порывы ветра и ожоги в зоне пиротехники, а не только «драки и хулиганы».
– Каждому алмазику — свой молоточек. Свадьбам и дням рождения — мягкие ленточные ограждения, стадионам — полицейские mojo-коридоры.

Но, если очевидно стоящее «железо» зритель замечает, то ещё больше остаётся незамеченным.

Не ограждениями едины. Чек-лист «невидимой» безопасности

– Волновой запуск входа. Пускаем порциями зрителей — убираем стартовый напор к сцене.
– Зонирование браслетами. Разводим потоки по входам/санузлам без «заборов».
– Анти-горлышки. Никаких стоек/баров на путях эвакуации; чистые коридоры.
– Точки воды и охлаждение. Вода без очередей + вентиляция в жару.
– Саппорты/споттеры в первых рядах. Свои люди «в гражданке» раньше всех сигналят о давке. 2–3 ответственных из фан-зоны помогают звать медиков.
– Резервные ворота/маршруты. Тихие двери, готовые к быстрому открытию сектора.
– Полулайт в зале. Не полный блэкаут — периодически охрана должна видеть лица и плотности.
– Бриф от артиста/контент на экранах. 10 секунд со сцены: «шаг назад, воду — вперёд, девочки — вбок, помогаем друг другу» — зал слушает.
– «Дыхание» сетлиста. После серии хитов — медленный трек/скит, чтобы «разжать толпу».

В оконцовке

И да, когда всё отработано — всё выглядит так, будто «само получилось».

Пока покупатель видит блеск украшения на свету, кто-то заранее растаможил и ввёз драгоценные металлы, купил камни напрямую у огранщиков, спроектировал изделие, отлил металл, сделал (лазерную) гравировку, передал в закрепку, отполировал, прошёл ОТК и пробирный контроль с клеймением, застраховал и только потом вывез под охраной на витрину…

Когда установщик камней отвечает за посадку «в размер» — камень не вылетит. Так и мероприятия занимают свои часы труда и полировки концертным директором ради минут идеального блика. Если хочется настоящего блеска — стоит доверить работу мастеру.

Привожу артистов.

Показать полностью 1
0

Нетворкинг для шоу-бизнеса: зачем строить отношения

— Заходят как-то в бар разведчик, дипломат и концертный директор.
Хоть такого анекдота и нет, его обязательно надо придумать. Ведь у всех этих профессий много общего.

Нетворкинг для шоу-бизнеса: зачем строить отношения

Чувствую, надо объясниться. Объясняюсь!
Все они работают в постоянно меняющейся среде. У каждого из них есть четкие задачи: разведчик – тайны выведывает, дипломат – связи налаживает. Ну, а концертный директор – и то, и другое, и можно без хлеба.

И у всех них для этого одно средство – умение общаться с людьми. Выстраивать и налаживать связи. Стратегический нетворкинг, иными словами.
А о том, как эта концертная дипломатия выглядит на практике и для чего нужна в реальной жизни – сегодня в статье.

Времена нынче динамичные

Многие, казавшиеся вечными, кормушки закрываются. Вот недавно ограничили рекламу в нельзяграме. Для многих звезд, не говоря о блогерах, – мощнейший удар по финансам.

Веселые времена концертов с серым налом тоже уже давно скрылись за горизонтом.
Сейчас везде договор, безнал и налоги.

Стриминги тоже штука такая — сегодня у тебя все хорошо, а завтра в каком-нибудь кабинете решили:
— Вот эта твоя песенка, которую ты написал лет 5-7 назад, какая-то неправильная.
И снесут ее. И пару альбомов в придачу.
Да и вообще, чтобы жить не тужить с одних только стримингов – это еще дорасти надо.

И во всем этом водовороте пока остается один островок стабильности – корпоративы и частные мероприятия: свадьбы, юбилеи, дни города.

Пара слов о корпоративах

Частное мероприятие для артиста – это хороший и удобный ручеек заработка.

Меньше рисков с отменами и переносами. Меньше площадки. Меньше организационных вопросов.

Вылететь на уик-енд коллективом и дать 45-ти минутное шоу – это тебе не гастроль на 25 городов по 3-м странам откатать.

Как сказал один талантливый человек: “Делаем меньше – получаем больше”.

Одна загвоздка во всем этом счастье

Спрос на корпоративы у артиста напрямую зависит от музыки.

Появился трек в чарте? Завирусился припев в тик-токе? Орет музло из каждого утюга?

Замечательно – спрос и приглашения обеспечены.

В то же время творчество – это непредсказуемый процесс. Никто не может спрогнозировать, как и чем очередной трек отзовется в сердцах слушателей.

А зарабатывать и жить надо и между хитами.

Особнячком, конечно, стоят заслуженные артисты. С бронебойными вечными хитами. Их-то пароход вообще непотопляем. Но до такого статуса еще надо дорасти.

Я уже как-то писал, концертный директор работает на стыке совершенно разных дисциплин: организация, коммуникация, бизнес, пиар и даже безопасность.

И, будучи человеком от бизнеса, его задача — выстроить работу грамотно. Не ждать, пока выстрелит песня, а строить систему, в которой артиста зовут вне зависимости от чарта.

Как? А, например, так же, как это делают разведчики. Через те же принципы стратегического нетворкинга. Через отношения, доверие и регулярность.

Как это делается? Наверное, это тема для отдельной книги. У меня же есть только мои записи в тетрадях и вывод:

"Быть интересным и приятным человеком. Чтобы люди понимали: с тобой удобно и комфортно иметь дело".

Встречаться. Помнить. Звать. Благодарить.

И вести эту невидимую для чужих глаз работу годами. Без фантазий и грез о будущих сделках. А просто так, потому что приятно.

Общался когда-то с коллегой по цеху. Тот сокрушался:
— Мы уже выступали у этой компании в прошлом году. В этом уже не позовут.

Странно. А мне то и дело пишут одни и те же компании. Из года в год, а иногда и по два раза.

Очевидно, коллега пока не дошел до одной важной мысли: когда мы продаем выступление крупному частному заказчику — мы продаем не только треки в лайн-апе.

Мы продаем комфорт, стабильность, уверенность, что все пройдет нормально.

А чтобы достичь этого эффекта, как раз и нужно строить отношения. И не забывать о днях рождениях хороших людей.

В совокупности это может оказаться куда дороже, чем несколько звенящих в чартах треков.

Привожу артистов!

Показать полностью 1
0

Глухой микрофон

На летнем VK Fest внезапный куплет Тимати в одной песне Егора Крида стал поводом для мемов: «первый день работы звукорежиссёра». По реакции Крида видно — эта версия песни не планировалась.

Если по-простому: на фестивалях много артистов и время выступления каждого короче, нежели на их сольных шоу. И обычно играют укороченные версии песен без гостевых куплетов, чтобы уложиться в тайминг. Здесь же по ошибке ушла «полная» версия с куплетом Тимати — отсюда и шутки 🙂.

Интернет быстро нашел виноватого — концертный звукорежиссёр. Я засомневался: неужели крайний именно «звукарь»?

Видео отправил Роману Обухову из RSND Stage Crew — системному инженеру, концертному звукорежиссёру, работающему с Feduk, Eldzhey, Big Baby Tape, GUF и многими другими. Поговорили с ним и с его коллегой звукорежиссёром Дмитрием Козловым, обсудили за что отвечает звукорежиссёр.

Как стать звукорежиссёром?

Свой путь пересказал Роман Обухов:

Карьерный путь в концертном звуке редко начинается с пульта. В 2009-м работал в прокате в Новосибирске: разгрузка, железо, сцена, электрика. Дефицит монтажников и техников был всегда — все хотят сидеть за пультом и работать стадионы, а не собирать стадионы буквально руками — систему, аппарат, железо. Начинал так же, как и все: с маленьких сцен, ДК, с аналоговых пультов и т.д. Позже, по классике, кавера. В 2018 переехал в Москву, где начал работать с крупными артистами — первым был Eldzhey.

«Много настоящих профи — не из столицы, а из приезжих», — улыбается Дмитрий.

Уже долгое время RSND Stage Crew — полноценный продакшн. Идеология простая: ценность в людях и профессионализме. Для них TikTok-звукорежиссура и пустой самопиар — мимо.

Как физика помещения влияет на акустику?

Например, вернувшись с концерта Гуфа в Минске, Рома вспоминал:

Фраза «звук г***» — некорректный диагноз. Звук зависит от архитектуры: колонны, балконы, зонирование.. Вот в Falcon Arena (Минск) в фан-зоне звук отличный, а балкон, глухая зона..(по причине отсутствия коммуникации между службами (продающие билеты службы дезинформировали инженерный состав о зонах продажи)), хотя билеты стоят дороже. Это геометрия и дезинформация, а не кривые руки.

Дмитрий сформулировал решение:

Чтобы «победить» комнату - т.е. концертный зал - нужен грамотный системный инженер. Их еще меньше, чем толковых звукорежиссеров...

Мне запомнились некоторые задачи и принципы системного инженера:

– моделирование зала, акустический расчет;

– DWG и 3D-модель площадки важнее обещаний;

– линейные массивы работают на большие дистанции, точечные источники — до 20 м;

– на арены приезжать заранее, проверять нагрузки и пересчитывать, если факт не совпал с планом;

– из смешного: пультовая звукорежиссёра — не розетка для всех. Однажды выбило электричество из-за подключенного чайника на 2 кВт. «Можно зарядить телефон?» — тоже нет.

Судить по записи с телефона или только с балкона — бессмысленно. Смартфоны и некоторые наушники заточены «выхватывать» лишь голос, заглушая остальное, тем самым сглаживая пики. И лайв-звук в сториз не равен тому, что слышат зрители в зале. Live слушают в зале, а не с динамика телефона

— говорит Дмитрий.

Перевес звука площадки — не каприз?

Даже у Metallica или Lady Gaga звук не везде одинаковый

— дополняет Дмитрий.

Это же не «звук артиста», а свойства площадки и множества факторов как площадки, так и бюджетов, людей, наличия того или иного оборудования в доступе. Частая «классика» владельцев концертных залов — повесить минимум аппаратуры и брать доплату за «доборы». Звукари артистов же требуют довес и перевес колонок из стандартного «у нас все так выступали до вас и не жаловались» в индивидуальный развес ради равномерности качества звука по всему залу.

Что значит «shit in – shit out» и сонастройка звукорежиссёра, артиста и зрителя?

Нового мы не скажем. На больших шоу работают минимум два звукорежиссёра: FOH и MON. FOH отвечает за микс для зала и зрителей, MON — за то, что слышит сам артист на сцене. 90% качества лайва зависит от вокальной базы фронтмена. Голос, дыхание, артикуляция, педагог и фониатр — инвестиция №1. Это норма для артистов больших площадок. «Фанера» или автотюн могут быть инструментом, но не костылём. Поставленный голос усиливает всё шоу — от пиротехники до хореографии. Банально? Увы, тем не менее, далеко не каждый артист фактически занимается своим вокалом.

За что не отвечает звукорежиссёр

И возвращаясь к истории с Кридом и Тимати из начала. Парни переглядываются и смеются, вспоминая многолетний опыт:

Звукорежиссёр не лечит настроение артиста. Не исправляет вокал «волшебными» плагинами и не отвечает за чужие файлы. Его задача — не испортить эмоцию. Опытный звукорежиссёр слышит перегруз раньше «красных лампочек». На разных пультах метрика отличается и индикация не показатель, но ухо профессионала не ошибается.

Если включилась не та песня на концерте — кто крайний-то?

Спойлер: иногда диджей артиста. А серьезно: тот, кто занимается исходниками и подготовкой материала (возвращаемся к важности коммуникации).

Глухой микрофон

Звукорежиссёр редко жмёт кнопку “плей”. Он не отвечает за то, что приходит в микрофон, и за версии песен, которые прислали.

—объяснил Роман.

Иногда концертные звукорежиссёры действительно занимаются плейбеком. И у артистов выступающих с диджеем – чаще он же, а не звукорежиссёр, и отвечает за плейбек. Он хранит треки, проверяет интро, цензурные версии и клики. Ну, а ошибка возможна:

– при неверном монтаже или цензуре мультитрека;

– если прислали не тот файл;

– если диджей не проверил пак перед шоу.

А делать-то что?

– прослушать материал перед выходом на сцену вместо раздувания проблемы;

– чётко закрепить роли — кто монтирует, кто цензурит, кто запускает;

– чек-лист диджея: версии, длины, маркеры, тест перед выходом на сцену;

– на фестивалях — иметь все версии: основную и резерв.

Вместо послесловия

Живой звук — это не «студия вживую». Это воздух, эмоция и 500, 5 000, 50 000 разных мест в зале, забытые слова и сбившийся ритм гитары. Когда артист работает над вокалом, роли закреплены, файлы проверены, геометрия честная, есть резервные микрофоны и протоколы «плана Б», даже «глухой микрофон» — не катастрофа, а решаемая задачка. Точно так же, как перегоревшая лампочка — неприятно, но решаемо.

Спасибо Роману Обухову и Дмитрию Козлову (RSND Stage Crew) за честность и время. Я только задавал вопросы. Ответы — их профессиональная позиция и практика.

Привожу Артистов!

Показать полностью 1
1

Нужны ли профессионалы на мероприятии? Или... может, самому?

— Девушки в край оборзели! — жалуется товарищ.

— Что уже приключилось? — вопрошаю я.

— Да ничего не хотят делать, обленились: уборкой клининг занимается, едой – доставка, стиркой и посудой – машинки стиральные. Даже на шопинг, ты представляешь, уже не ходят – все на дом заказывают!!

— И что тебе не нравится? В красивое время живем: на любую задачку своя открывачка.

Нужны ли профессионалы на мероприятии? Или... может, самому?

Любопытно, что и сам товарищ уже давно не меняет масло своего железного коня на карачиках в батином гараже. Не прикручивает сам полки в квартире (да у него и инструмента такого нет – изолента с отверткой в доме за радость). Все давно "делегировал", хитрец. А на других жалуется. Обленились!

К чему я это вспомнил? Ах да! В настоящем потребительском счастье живем. Для всего есть специально обученный человек. Профессионал.

А у нас, в ивент-индустрии, параллельно продолжают случаться любопытные парадоксы.

Приключилась такая история

Человек хочет заказать к себе на праздник артиста. Созваниваемся.

Обсуждаем:

— Гонорар понял, время тоже. Саундчек – до 15:00, гости с 17:00. Главное – сюрприз не спалить. Всё кайф. Всё чётко. Всё понимаю. Антон Владимирович, у нас полное понимание!

Ну и правда, вроде всё ясно. Верхушка айсберга: артист – выбран, финансы – согласовали, сцену – поставим, треки – проговорили.

Я тактично уточняю:

— Кто у вас будет Организатор? Какое ивент-агентство на площадке? Всё-таки у артиста райдер не шуточный, там 10 человек персонала, бытовой, технический.

— Так мы сами справимся. От площадки будет девушка-координатор. И техник. Всё. Все люди на месте. А что здесь ивент-агентство будет делать?

Рассказываю

Благо, мы сейчас не в авральной запаре на ушах стоим, а в комфортном кресле под кондиционером. И у нас есть время все это обстоятельно обсудить.

Организовать выступление – это ведь не "заплатить гонорар и включить микрофон".

Это:

– согласовать райдер и привязать его к реалиям конкретной площадки;

– успеть сделать полноценный саундчек до прихода гостей;

– встретить артиста и команду, накормить, не обидеть, дать тёплые носки и полотенца;

– найти и убрать с парковки пьяного дальнобойщика, чтобы подъехал фургон с аппаратурой;

– найти замену не вышедшему в смену фотографу;

– договориться с координатором, у которой, между прочим, сегодня 4 свадьбы и юбилей полковника в соседнем зале.

То есть, чтобы случилось даже скромное мероприятие, нужно предпринять уйму подготовительных действий. А это работа.

И организатор – это тот, кто знает, какой подход нужен к артисту, а какой к полиции. Кто успеет перевесить баннер, заткнуть дыру в персонале и заменить вино, которое не то.

Вот поэтому и нет у меня другого слова для такого отношения заказчиков, кроме как "парадокс": там мы даже самые простые задачи на других скидываем, а здесь решаем мероприятием в одиночку рулить.

Но вопрос заказчика честный

Он просто пока видит только то, что лежит на поверхности.

Это как если мы посмотрим на самолёт и решим, что управлять – это просто: ручку вверх, ручку вниз, красиво же летит.

Но забудем про:

– флайт-план;

– топливо;

– нагрузку;

– экипаж, пассажиров;

– и три группы наземного обслуживания.

В этом и нужна профессиональная команда

Чтобы не вы тащили на себе организационный ад.

Чтобы, когда артист выходит на сцену, всё уже было улажено.

Чтобы сюрприз получился, а не сорвался.

Чтобы не вы в костюме бегали с рацией, а мы в чёрном делали вид будто "всё само собой".

И в завершение

Потянуло на ностальгию? Захотелось самому полочку прикрутить? Масляный фильтр скользкими руками открутить?

Ну вот захотелось вам вытащить все мероприятие на себе? Понимаю... Никто не вправе запретить вам это попробовать сделать. Опыт получите незабываемый. И, возможно, получится даже дешевле.

Правда... уместно ли сравнивать цены, когда речь о своей свадьбе или юбилее?

Ведь всем — и вам, и артисту, и площадке, и нам — будет комфортнее, если вывозить эти невзгоды будет специально обученный человек.

То бишь организатор. Например, в виде агентства.

Потому что он не гость. Не артист. Не друг жениха. Не «девушка с площадки».

Он – по работе.

И вы не паритесь.

И мы не объясняем по три раза почему дежурный врач должен находиться на площадке все время выступления. Вам ведь не очень интересны такие подробности, правда?

Не знаете, где такого организатора найти? Так вы меня спросите. И концерт пройдет не "как-нибудь", а по нотам.

Привожу артистов!

Показать полностью 1
11

«Братские выступления» за десятки тысяч евро: когда пытаешься играть по своим правилам в чужую игру

Газеты выходят с заголовками. Спикеры вещают из всех утюгов: “Нейросети окончательно победили проблему переводов – языкового барьера больше не существует”.

Читаю это и, вспоминая, улыбаюсь. В юности я работал юристом и старшие коллеги шутили:
— Мы не юристы. Мы переводчики. Переводим с русского на русский.
— Это как? — спрашивал я.
— Ну смотри. Человек хочет бизнес построить. Или с надоевшим супругом развестись. Сама схема ему абсолютно понятна. Один вопрос: “Как оформлять будем?” И начинается… Тут нужны разрешения, здесь сертификация. Там дележка имущества. Ну ты и сам уже знаешь.
— И начинается наша кропотливая работа по переводу. С русского-законодательного на русский-человеческий. Так?
— Именно так. Клиенту всегда кажется, что все просто – пара бумажек и поехали. А практика выглядит иначе. Вот и переводим.

Сейчас я уже давно не юрист, а концертный директор. А ощущение того, что также занимаюсь переводами, никуда не делось. Изменился только “язык”.

«Братские выступления» за десятки тысяч евро: когда пытаешься играть по своим правилам в чужую игру

— Это же просто братское выступление!

— Договор можем не оформлять, ведь мероприятие частное.

— Это неофициально, не концерт.

— Мы же хорошо общаемся, зачем эти бумаги?

— Дружище, у нас всё по-домашнему.

— Просто пусть приедет, споёт – и всё.

Каждую из этих фраз я слышал не один раз.

Это не наивность – это тонкости перевода

Эти фразы звучат из-за того, что человек просто пока не знаком с языком и правилами, по которым живет концертная индустрия. Столкнулся впервые – с кем не бывает?

Эти люди не злые. Они не хотят обмануть. И кусочек моей работы как раз и заключается в том, чтобы помочь заказчику понять. Перевести на понятный язык, что организация выступления – это не «позвонил – приехал – спел».

Это:
– Переговоры
– Согласование условий
– Договор
– Финансовые обязательства
– Визы, логистика, техника, райдер
– Репетиции (иногда)
– И только потом – само выступление

И, когда люди видят эти детали, для них они начинают казаться бюрократией и занудством. Начинают просить: “А можно как-то без этого? У нас же скромный дружеский вечер...”
Господа, я вас прекрасно понимаю. Но ведь и артист – это не послушная Bluetooth-колонка, которая по нажатию кнопки исполняет любимый трек.

А теперь давайте посмотрим на реальную жизнь

Мы же не приходим к архитектору и не говорим:
— Построй мне дом. Просто построй, по-братски.

Нет. Мы обсуждаем:

Сколько людей будет жить? Сколько детей? Нужна ли баня? Где будет гараж? А комната для персонала? Что с коммуникациями, фундаментом, участком, разрешениями?

Заключаем договор. Архитектор рисует проект. Мы его дорабатываем.

И только после этого начинается стройка.

Потому что дом – не прихоть. Это система, где всё должно быть правильно, надёжно и по-настоящему. Нам же в нем жить.

И выступление артиста – то же самое. Это сложная конструкция. Которая нуждается в планировании. Иначе всё развалится от первого дуновения ветра.

Чем заканчивается это недопонимание?

Самыми разными сценариями:

– И артист может отказаться в последний момент, потому что нет конкретики: ни договора, ни оплаты, ни подтвержденной логистики.

– И выступление может обернутся скандалом, который утекает в СМИ. Стороны ведь, напомню, общаются на разных языках и услышали себе все по-своему.

– Или вообще никто никуда не приезжает. Потому что вы изначально писали не тому человеку, и общение шло через фейкового «менеджера» (о чем я уже писал в предыдущих статьях: истории про день рождения и невыездного артиста).

Но главное – остается неприятное послевкусие: «Как же так? Мы же нормально общались! По-братски!»

Почему нужен зануда в комнате

Повторяюсь. Организация выступления – это проект. С этапами, сроками, людьми, обязательствами.

И каждый, кто работает в индустрии, знает: ни один артист, даже самый лояльный к своим поклонникам, не будет участвовать в «дружеском ивенте», если всё сделано на коленке.

Здесь нет “по-братски”, есть “по договору”.

Нет “домашней атмосферы”, есть райдер.

Нет “а можно без сцены”, есть ТЗ от технарей.

Можете считать меня занудой. И все же работа концертного директора – это соблюдение баланса между интересами всех участников процесса:

– Артиста, который хочет дать хорошее выступление.
– Зрителей, которые хотят от этого выступления получить удовольствие.
– И заказчика, который тратит свои деньги и хочет получить за них то, что заказывал.

Пока ты не строишь дом – тебе кажется, что это просто: стены, крыша, и поехали.

Пока ты не организовываешь выступление – тебе кажется, что это просто: артист, колонка, и поехали.

Но так не работает. Никогда не работало. Поэтому в мире появился концертный директор. То есть человек, который превращает «просто» в по-настоящему. С гарантиями, ответственностью и результатом.

А чтобы узнать, как это “по-настоящему” выглядит в действительности – подписывайтесь на мой телеграм-канал. Там я рассказываю и показываю такие подробности о концертной индустрии, о которых вы даже не догадывались.

Привожу артистов!

Показать полностью 1
5

Один символ — минус 100 000 евро: как разводят на артистах в 2025 году

Подмена понятий, подмена букв, подмена символов.
Казалось бы, времена "Абибаса" остались где-то там. А нет — жив еще дух тех лет. Тогда-то в Китае зарабатывали миллионы, меняя в логотипах одну-единственную букву и продавая «бренды» на каждом углу. Был «Adibas», был «Panasanic», были все.

2025 год на дворе. Люди строят ИИ, планируют лететь на Марс, а в концертной индустрии всё так же разводят и зарабатывают на подмене.

Только вместо букв на кроссовках теперь символы в никах Telegram. И результат может стоить дороже, чем весь гардероб с «Алиэкспресса».

Один символ — минус 100 000 евро: как разводят на артистах в 2025 году

— Антон Владимирович, ну это же прошлый век!

После одной из прошлых статей мне написали в личку:

— Сейчас уже такого нет. Все работают по-честному. Никто не попадается на разводы.

Я только усмехнулся.
Рассказываю свежак – реальную историю. Как всё ещё обманывают. И как чуть не улетели 100 000 евро.

Ситуация

Общаюсь с представительницей крупной корпорации.
Компания готовит масштабный летний корпоратив. В списке пожеланий — артисты мирового уровня. Бюджет серьезный, цели амбициозные. Начинаем обсуждать детали.

В какой-то момент я замечаю: один из артистов, с которым, по словам заказчицы, «всё уже согласовано», физически не может приехать. Он невыездной.

Причем это не общеизвестный факт, но все же и не секрет. Известный тем, кто следит за индустрией.

Я деликатно уточняю:
— А с кем вы вообще ведёте переговоры?

Ответ:
— С его представителем в телеге. Уже обсудили условия, почти готовы отправлять предоплату.

Прошу прислать контакт.
Смотрю.
Проверяю.
Улыбаюсь.

Мошенник.

Один символ — минус 100 000 евро: как разводят на артистах в 2025 году

Подмена ровно в одном символе: латинская строчная «i» заменена на «l».
Визуально — почти неотличимо. Особенно на мобильном. Особенно для человека, не живущего в этой среде каждый день.

Если бы не вмешались, компания бы спокойно перевела 100 000 евро. И ждала бы артиста, который даже не в курсе о существовании такого корпоратива.

Как это до сих пор работает?

А вот так:

— Потому что заказчик не обязан быть экспертом по рынку.
— Он не обязан знать, кто выездной, а кто нет.
— Он не обязан уметь проверять аккаунты на подмену символов.

У заказчика свои задачи: утвердить концепцию, согласовать бюджет, не облажаться перед руководством.

А вот у мошенника одна задача — выдать себя за менеджера артиста, получить денежные знаки на анонимный крипто-кошелек и раствориться.

Та же самая история про «абибас».
Только вместо кроссовок – фейковый контракт.
И если от китайцев хотя бы можно было получить пару поддельных кед, то здесь ты получаешь ровным счётом ничего.

В заключение

Последствия случившегося с заказчиком, не обрати я внимания и не вмешайся вовремя, даже представлять страшно:

— Девушка-исполнитель бы явно лишилась работы.
— Компания потеряла бы вышеупомянутую сумму.
— Артист, который ни слухом ни духом о своих “двойниках”, отхватил бы репутационный урон.
Ведь в СМИ можно найти десятки публикаций о подобных эксцессах: «Артист кинул заказчика на деньги и не выступил».
Журналистам же важно свежатинку “обсосать”. А разбираться в том, кто кого надул — дело пятое.

Вот поэтому и существует моя профессия – концертный директор. Не просто «организатор» или «договаривающийся», а человек, который:

– Знает в лицо людей, которые отвечают за связи с артистом;
– Отличает реальный контракт и райдер от подделки с первого взгляда;
– Проверяет логистику, визовые ограничения и расписание.
И многое другое, о чем я писал в других своих статьях.

А в итоге – защищает интересы и артиста, и организатора, и зрителя. И обо всем этом я рассказываю читателям в своем телеграм-канале.

Привожу артистов!

Показать полностью 2
8

Что такое райдер?

Вот казалось бы… тему райдеров уже раскатали вдоль и поперек. В интернете десятки статей и объяснений. И в то же время, буквально в режиме реального времени, стал свидетелем курьезной истории.

Рубрика "наболело" из гастролей стендап-комикессы:
Приехала выступать в Пермь, орг снял квартиру, где нет туалетной бумаги... Или я доуя хочу? Мой райдер:
"1. Туалетная бумага
Всё. Ещё нет раковины, ну ничего, почищу зубы в унитазе”

Вообще, вокруг райдеров существует множество мифов и сказок. Их я разберу отдельными статьями. Всему свое время.
А сегодня объясню, почему райдер – это не “прихоти зазнавшихся артистов” и не чей-то фетиш. Это договор. Он как ТЗ, только для выступления.
А для хорошего настроения, несколько историй:

“Живая вода”

В райдере было написано чёрным по белому:
Вода – 10 бутылок по 0.5 л, нейтральная.

Организатор, видимо, решил, что “нейтральная” – это не про вкус, а про политические взгляды.
И закупил “Donat Mg” – модную, красивую, с этикеткой “улучшает пищеварение”.

Жара, сцена, час до выхода. Четверо из восьми человек в команде таки выпили по бутылочке.
Через 40 минут у троих начались “атаки”. Не панические. А самые настоящие желудочные.
Санузел в гримерке один. Пришлось сдвигать начало шоу на 15 минут.
Четвертый, звукорежиссер, оказался самым стойким. Его волшебное свойство чудесной воды достигло уже после начала концерта. Благо, с ним было подмастерье – было кому подменить.

Организатор потом оправдывался:
— Ну это ж хорошая вода. В аптеках продаётся. Дорого стоит!

Формулировка в райдере коллектива была изменена еще до конца выступления: ”Вода – 10 шт., 0.5л. “Святой источник”. БЕЗ ГАЗА, БЕЗ МИНЕРАЛОВ, БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВ.”

Один на всех... И все на одного

Вообще, на адекватных площадках наличие персонального санузла в гримёрке – вещь базовая. Как электричество, интернет или дверь.
Но, оказалось, бывают исключения. Очень… выразительные.

Даем концерт. Команда отстроила звук, проверила свет. Пошёл запуск зрителей. До выхода 3 часа. Можно немного расслабиться.
Вот только в гримерке нет туалета. Даже раковины.

— А где можно...? Ну, вы понимаете... — спрашивает тур-менеджер у организатора. — Так вон, через коридор, в зал и там, справа от бара, общий туалет.

Для членов команды – это хоть и неприятный, но пустяк. Они не медийные люди. А вот для человека с соцсетями на пол миллиона подписчиков – это серьезный репутационный риск. Так и представляю себе сториз в соцсетях:

— Он реально тут? В общем туалете?
— Выглядел грустно и ушёл, не дождавшись.
— Бедный…

Возникнет комплекс проблем с антикризисным пиаром, о котором я расскажу в следующий раз. И все это даже не заикаясь о банальной безопасности.

В итоге, пришлось несколько раз организовывать натурально заслон из охраны и ставить туалет в оцепление, чтобы коллектив с артистом могли спокойно избавиться от лишнего груза перед выходом на сцену. Ведь звезда обязана сохранять некоторую дистанцию. И нужно это, в первую очередь, самой же публике, чтобы получить удовольствие от шоу.

Как результат, в райдере закономерно появился пункт об обязательном наличии санузла в гримерных комнатах.

Шатко-валко

Технический райдер был. Но без фанатизма. О звуке написали, о свете написали, про оборудование – всё по пунктам. А вот сцена… ну, сцена же есть. Стоит же. Чего уж там.
Организатор где-то сэкономил. Подрядчик что-то прикрутил, что-то не прикрутил. Зачем лишние фермы? Достаточно щитов и крепкой веры. Вышла конструкция как бабушкин табурет — вроде держит, но лучше не дышать.

На диджейку поставили “морской” стол. Качается как баркас на волнах. На саунд-чеке не придали внимания. Все двигались спокойно. А потом началось шоу.

Артист выступает динамично: прыжки, бег, энергетика на десятку. За ним диджей. Тоже не стоит по стойке “смирно”. Качает головой, двигается в ритме. На столе макбук и стакан с энергетиком. Или колой. Или еще чем-то там липким.

А потом, как в том выпуске “Разрушителей мифов”: ритмы слились в унисон, и стакан, не выдержав такого перформанса, упал. А макбук натурально употребил содержимое внутрь.
Все минуса, плейбэки, подложки, эффекты — все, что держит шоу в ритме, все потухло вместе с экраном макбука.
Минут десять ушло на попытки его оживить. Еще пять на поиски резервной флешки с файлами. Без результатов.

По итогу, остаток концерта пришлось давать под стрим собственных песен из Яндекс Музыки. Без переходов, без подложек, без динамики. Просто треки.
Зрители, правда, все равно были рады. Кто-то даже подумал, что это интерактив.

Райдер пишут не от скуки

И вот вы читаете это все. Возможно, даже смеетесь. И имеете на это полное право.

Только вот совсем не смешно было сталкиваться с этими “приколами” на деле.
Поэтому райдер – это не список капризов. Это список грабель, на которые артист и команда уже наступили.
Это как ПДД. Все пункты написаны не от скуки, а кровью и потом. И организаторы часто думают, что это какой-то бред. А мы-то защищаем и их интересы тоже.

Можно ли предусмотреть все возможные события? Конечно нет. Факапы случаются всегда, на любом уровне. У Тилля Линдеманна вон на днях микрофон отлетел в разгаре шоу. И основной, и резервный.
Все, что мы можем – это накапливать опыт. И повышать качество и количество пунктов и строчек в нашем райдере.

Например, мой райдер, который использую я в своей работе, насчитывает 56 страниц. Год назад их было, кажется, меньше 45. А что будет еще через год?
Многие считают меня из-за этого занудой. На здоровье! У этих людей впереди замечательный и яркий путь: с слабительной минералкой, шаткими сценами и отсутствием санузлов. Пусть они пройдут его с достоинством.

А мы, умудренные жизненным опытом, будем двигаться дальше.

Привожу артистов!

Показать полностью

Концертный директор не дал артисту заработать 10.000$

Средиземноморский остров. Мы выступаем на корпоративе. Мероприятие прошло, как по маслу. И тут ко мне “подплывает” два персонажа продлить выступление..

Концертный директор не дал артисту заработать 10.000$

Заполночь, коллектив артиста отдыхает в гримерке готовясь покинуть площадку. Я с чувством выполненного долга спокойно жду. И тут ко мне “подплывает” два персонажа начиная разговор с фразы:

— Слушай старина, мы хотим продлить. Даем еще 10 000$ сверху за 3 трека.

Веселые и разгоряченные. Обремененные тяжестью кошельков парни поверили в себя.

— Спасибо большое, и в этот раз откажемся. — С легкостью и улыбкой твердо и вежливо я сообщил собеседникам о невозможности реализации их фантазии.

Конечно же они и не собирались меня услышать. Повышали цену, произносили имена и фамилии. В один момент даже начали намекать на “проблемы”.

Почему я так поступил?

На нюансах взаимодействия с "веселыми и разгоряченными" даже останавливаться не буду. Они и так всем известны.

Были у них возможности заплатить или нет (вероятно была) – не так важно.

Важно тут иное. Любое выступление – это событие к которому стороны готовятся заранее.

Артист готовит себя и свой организм. Зрители запасаются терпением и предвкушают праздник. Организатор обеспечивает бытовые и технические условия проведения.

И когда я, как концертный директор, отказываю таким предложениям – я защищаю интересы всех сторон. То есть артиста, зрителя и организатора.

Концертный директор не дал артисту заработать 10.000$

На спортсменов взгляните. Для наглядности. Любой из них готовится к соревнованиям годами. И после долгожданной победы уходит на заслуженный отдых.

Никто ведь не будет в здравом уме просить Усейна Болта повторить забег-стометровку после мирового рекорда: — Старина, сбегай еще раз. Мы с первого раза не все рассмотрели.

Но кто-то из читателей подумает:

— Со спортсменами понятно, а тут ты чьи интересы защитил? Артисту не дал заработать, а зрителей лишил возможности послушать еще несколько песен? Отличная защита!

Так у артистов все точно так же. У них тоже силы не бесконечные. Вы пробовали хотя бы 10 минут на сцене провести? Попробуйте. И это я не говорю про состояние голосовых связок исполнителя после нескольких стоящих в ряд выступлений.

Зрителям такой уставший перфоманс тоже видеть не надо. Они пришли увидеть кумира. Звезду. И звезда должна сиять, а не вяло переминаться по сцене. Это смотрится плохо и нам такое не нужно.

Даже “на бис” выходить готовятся заранее. Хотя бы чтобы знать, что на этот самый “бис” исполнять. И вообще – все хорошие “импровизации” заранее хорошо подготовлены.

У организатора мероприятия тоже свои планы. Любая программа развивается по “таймингу”. Которым и определена последовательность событий. И для “экспромта за экстра-прайс” в этом плане места нет. Это было бы просто непрофессионально.

Так мы защищаем интересы всех участников процесса, даже когда они, порой, сами этого не понимают.

Именно из-за таких и многих других ситуаций (которыми я с вами регулярно делюсь) райдер артиста может состоять из 40 плотно набитых юридической терминологией листов.

Все это служит целью защиты участников, а не чьей-то прихоти. Ведь когда что-то не обсуждено заранее, возникает недопонимание и противоречия. Из противоречий рождаются скандалы. А скандалы требуют принятия антикризисных мер – о которых поговорим будущей статьей.

Не пропустить ее, а еще почитать многие другие истории можно очень легко. Все они лежат и выходят в моем телеграм канале. Присоединяйтесь!

Привожу артистов.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества