Alissa17

Alissa17

пикабушник
27К рейтинг 88 подписчиков 1827 комментариев 85 постов 38 в "горячем"
2627

Она хотела петь, и она пела, остальное неважно.

Безголосая, бездарная певица, непонятно каким чудом пробившаяся на большую сцену - думаете, такое может быть только в наше время? Вовсе нет. Бузова в этом не первая.


Знакомьтесь, Флоренс Фостер Дженкинс!

Современники и потомки называли ее самой ужасной оперной певицей всех времен и народов. Критики писали, что эта певица полностью лишена таланта, голоса, чувства ритма, музыкального слуха, дикции, контроля дыхания, владения голосом и даже хоть сколько-нибудь приятного тембра, и современный слушатель полностью согласится с ними – от Дженкинс остались записи, вполне доступные на YouTube, и они звучат как жестокая пародия на оперное искусство.

(Осторожно, уши могут закровоточить!)

Сама же Флоренс до самой своей смерти искренне верила, что она – величайшая оперная певица в мире, а смех в зрительных залах на ее концертах и критика в прессе – не более чем нападки со стороны злобных завистников ее божественного сопрано.


Свою певческую карьеру Флоренс начала лишь в 40-50 лет. После смерти своих родителей она получила в наследство приличное состояние, которое помогало ей поначалу финансировать свои выступления.


Постепенно она стала не просто знаменитостью, она превратилась в легенду. Репертуар Дженкинс состоял из произведений Моцарта, Верди, Штрауса и романсов Брамса, которые находились далеко за пределами ее технических возможностей. По воспоминаниям очевидцев, даже ее бессменный аккомпаниатор Косме Макмун вынужден был порой корчить рожи за спиной Флоренс, чтобы удержаться от смеха.


Флоренс любила сложные костюмы, которые придумывала сама, и часто выходила на сцену в образе '"Ангела вдохновения", в изысканном шелковом платье с картонными крыльями за спиной, что, может, и пошло бы юной стройной девочке, но на корпулентной немолодой даме создавало дополнительный комический эффект. В общем, публика валом валила на ее концерты.


Апофеозом ее карьеры стало выступление в Карнеги-холле в 1944 году (Флоренс было 76 лет!). Места были распроданы за несколько недель вперед, несмотря на военное время, кризис и высокую стоимость билетов. Трудно сказать, чего было больше на этом концерте: аплодисментов или смеха в зале.


Она умерла через месяц, 26 ноября 1944 года. Умерла в общем-то счастливым человеком, ведь она исполнила свою мечту, она хотела петь, и она пела, а остальное, в сущности, неважно.

Показать полностью
19

Кто написал Адажио Альбинони?

Все равно, что спросить "Как называется река Волга? Естественно, Адажио Альбинони написал Альбинони! Но на самом деле это не так.

Томазо Альбинони, венецианский композитор эпохи барокко, современник Баха и Вивальди, на весь мир прославился произведением, которого никогда не слышал.


Как это было:

Большая часть наследия, рукописи и манускрипты Томазо Альбинони в последнее время хранились в Дрезденской библиотеке. Но они были безвозвратно утрачены во время бомбежки Дрездена в конце Второй мировой войны. Союзники тогда утюжили Дрезден нещадно.


Итальянский музыковед и композитор, исследователь творчества Альбинони - Ремо Джадзотто - работал на руинах Дрезденской библиотеки сразу после войны. Тогда он якобы нашел крохотный рукописный фрагмент из 6 тактов неизвестной пьесы Томазо Альбинони и по этому фрагменту (всего-то из 6 тактов!) воссоздал музыку венецианского классика.


Так в 1958 году появилось на свет одно из самых исполняемых в мире произведений - Адажио соль минор для струнных и органа. Для простоты стали называть его "Адажио Альбинони".

Одно из лучших исполнений Адажио - Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна:

Мелодия эта приобрела огромную популярность. Сколько исполнителей потом записало эту композицию, не счесть.

И вот, в 1998 году Ремо Джадзотто ушел из жизни. Тут начинается самое интересное: тщательно изучив его архив, коллеги с изумлением обнаружили, что заветных 6 тактов манускрипта Альбинони в его бумагах не оказалось. Более того, выяснилось, что Джадзотто и при жизни никому и никогда не показывал того фрагмента Адажио. Ни малейшего намека на то, что драгоценная рукопись вообще когда-либо существовала, не нашлось и в чудом уцелевших каталогах Дрезденской библиотеки. Да и вообще пьеса эта стилистически сильно отличается от произведений барокко вообще и Альбинони в частности.


Сопоставив все эти странные факты, музыковеды сделали смелое предположение, что Адажио Альбинони написано вовсе не Альбинони, а самим Ремо Джадзотто, целиком и полностью.


Но зачем тогда Джадзотто придумал эту историю с манускриптом? Опубликовал бы сочинение под своим именем...


Озвучу одну из версий:

В 1943 году композитор Рихард Штраус написал скорбную пьесу для струнных "Метаморфозы". Буквально на 0:45 мы можем услышать кое что очень похожее на главную тему нашего Адажио. Мелодия проходит в партии вторых альтов, это 4 строчка партитуры:

Возможно, Джадзотто, вдохновившись музыкой Штрауса, сочинил свое Адажио, и дабы не оказаться обвиненным в плагиате, авторство этой темы приписал Томазо Альбинони. Ведь одно дело, если вы использовали мелодию вашего современника, и совсем другое дело, если за основу вы взяли таинственный манускрипт 16 века, найденный на руинах разрушенной бомбежками библиотеки...


Зато благодаря Джадзотто резко вырос интерес к забытому до той поры венецианцу Томазо Альбинони. Теперь его упоминают как известного композитора эпохи барокко, наряду с Вивальди и Бахом!

Показать полностью 2
80

Счастливый подкаблучник

Первое, что припоминают, когда речь заходит о композиторе Рихарде Штраусе, это его чокнутую жену. Да, он был замечатетельным композитором и дирижером, он писал прекрасную музыку, но когда речь заходит о его личной жизни, все вспоминают его жену Паулину.


Друзья Штрауса сравнивали Паулину со свирепым ураганом. Она была оперной певицей, и на всю Германию славилась тем, что любила закатывать громкие скандалы на репетициях.


Они работали вместе: Штраус и Паулина, он - знаменитый дирижер и композитор, она - певица. И по любому поводу она могла запустить нотами в голову мужа и, разгневанная, уйти в гримерку. Муж убегал за ней, а потом музыканты слышали визги, крики и грохот падающих предметов, доносящихся из комнаты.

Счастливый подкаблучник Меломаномания, Рихард Штраус, Личная жизнь, Композитор, Так говорил заратустра, Видео, Длиннопост

Но на этом странности этой женщины не заканчивались. У Паулины была маниакальная страсть к чистоте, граничащая с психозом.


Штраус не мог войти в собственный дом, не вытерев ноги о три различных дверных коврика, а гостей она обязывала очищать обувь влажной тряпкой.


Борясь с пылью, она регулярно инспектировала все поверхности, и не только у себя дома, но и в чужих домах. Гостя у друзей и знакомых, она пугала хозяев тем, что водила пальцем по мебели, открывала ящики шкафов и комодов, заглядывала под кровати, дабы проверить, не прячется ли там какая грязь. Она могла вогнать в ступор хозяйку дома, отказываясь садиться в кресло, потому что оно якобы грязное.


Если вы думаете, что Штраус терпел все это из слабости характера, то вы глубоко ошибаетесь! Он обожал свою жену, находил ее припадки обворожительными, а друзьям говорил, что бодрящее присутствие Паулины держит его в тонусе!


Когда у них родился сын, в честь этого композитор написал музыкальную поэму «Домашняя симфония». В ней изображен день из жизни Штраусов: милые детские забавы, любовная сцена между супругами, а затем «оживленная ссора», завершающаяся бурным примирением. Складывается впечатление, что «оживленные ссоры» были повседневным явлением в доме Штраусов.


Однажды Штраус отправился на гастроли, а Паулина, оставшись одна, без зазрения совести вскрывала и читала его личную почту. В одном из писем она разглядела подлую измену, хотя на самом деле письмо было деловое. Паулина немедленно связалась с адвокатом и подала на развод, не забыв снять с совместного счета супругов половину денег. Ошарашенный Штраус получил от жены короткую записку с извещением о том, что между ними все кончено. Штраусу пришлось очень долго все объяснять Паулине и наконец он смог ее переубедить.


Большинство нормальных людей предпочло бы раз и навсегда забыть о таком неприятном эпизоде, но Штраус нашел случившееся забавным и сочинил целую оперу, этакую комедию ошибок, о дирижере и его жене, которые едва не развелись по причине нелепого недоразумения.


Эту оперу Штраус "подарил" Паулине, и, когда на премьере кто-то поздравил Паулину с чудесным подарком, она рявкнула в ответ: «Плевать я хотела на его подарки!».


Однажды, сидя с мужем в экипаже, Паулина честила мужа на чем свет стоит. Кучер не выдержал и крикнул Штраусу:

— Как у тебя только терпения хватает? Вышвырни эту корову!

Оба, и Паулина, и ее муж, переглянулись и... расхохотались. Они потом с удовольствием и не раз пересказывали эту историю друзьям.


Так они прожили вместе 55 лет. Паулина пережила своего мужа всего на 1 год.


Среди музыки, написанной Штраусом, есть одна из разряда "эту музыку знают все, но никто не знает откуда она":

Это вступление к симфоничнской поэме "Так говорил Заратустра", написанную под впечатлением от одноимннной книги Фридриха Ницше. У Штрауса эта музыка символизирует восход солнца (правда похоже?), а не сову из игры "Что? Где? Когда?".

Показать полностью 1
1153

Зачем нужен дирижер?

Зачем нужен дирижер, если у всех музыкантов есть ноты?

Зачем нужен дирижер, если на него все равно никто не смотрит?

Зачем нужен дирижер, если он ни на чем не играет?

Хоть что-то изменится, если его оттуда убрать?


Примерно такие вопросы появляются у людей, далеких от академической музыки.


Попробую ответить на эти вопросы простым языком, дополнив пост любопытными забавными видео на эту тему (все видео короткие).


Итак, представьте себе бегунов на старте. Они приготовились сорваться с места и ринуться вперёд... И вдруг вместо выстрела им кричат: "Ну, вы это, бегите, что ли!" Как, по-вашему, смогут бегуны по такой команде оторваться от старта одновременно? Оркестру, в котором иногда играет более ста человек, нужна чёткая команда, чтобы всем одновременно начать играть.


Но в отличие от бегунов, которые к финишу придут один за другим, оркестранты должны закончить музыку все вместе – опять таки по знаку дирижера.


Все знают, для чего гремит барабан, когда идут строем. Для того, чтобы все шли в одном темпе. Иначе один пойдёт чуть быстрее, другой отстанет. То же случится и с оркестрантами, если у них перед глазами не будет дирижёра, задача которого - держать оркестр в единой ритмической сетке.


Бывают разные музыкальные пьесы. Например, марш – музыка всегда громкая, чёткая, бодрая. У колыбельной музыка совсем другая – тихая, нежная, убаюкивающая. Представьте, оркестр играет колыбельную: все музыканты знают, что надо играть тихо. Но встает вопрос: насколько тихо должен играть каждый музыкант, чтобы громкость оркестра в целом была бы той, которая нужна для колыбельной? Ни один из оркестрантов не сможет этого оценить, потому что люди, сидящие в разных концах оркестра, не слышат друг друга, тем более, когда у каждого под ухом звучит свой инструмент! И здесь, опять таки, нужен дирижёр, который сам ни на чем не играет, а только слушает, оценивает со стороны, как звучит оркестр, показывает, кому надо играть чуть громче, а кому потише, – "выравнивает" звучность оркестра, делает его звучание сбалансированным. Он один может слышать всю звуковую картину оркестра.


Итак, получается, что дирижер это регулировщик. Но если назвать какого-либо дирижера регулировщиком - это будет как пощечина для него, ибо плох тот дирижер, который выполняет только лишь функцию регулировщика.


Музыку, которую играет оркестр, нужно исполнить, как говорят, "с душой". А ведь каждый человек чувствует и понимает музыку по-своему. Поэтому нужен кто-то один, чтобы по его воле все играли с одинаковым, продиктованным им "выражением".


Обычно композитор в своих нотах очень чётко прописывает, как, в каком темпе, с какой громкостью нужно играть его музыку. Но даже в строгих рамках нот всегда есть некая возможность для маневра, и с помощью некоторых штрихов можно придать музыке свое звучание, свое видение. Где-то сыграть тише, мягче, нежнее, или наоборот. Темп можно сделать чуть подвижней или плавнее, и т.д. Таким образом, дирижер расставляет в музыке свои авторские ньюансы.


Послушайте, как по-разному звучит знаменитое бетховенское "та-та-та-таааа" из 5 симфонии в исполнении разных дирижеров, и вы поймете, о каких ньюансах идет речь:

Таким образом получается, что хороший дирижер - это не только регулировщик, но и художественный руководитель, интерпритатор, автор прочтения музыки.

Дирижер во время игры общается с оркестром при помощи жестов. Эти жесты нигде не регламентированы, не прописаны и не закреплены. Нет никаких единых правил, какие именно движения должен использовать дирижер в тех или иных случаях. Каждый дирижер избирает для себя сам свою манеру "разговора" с оркестром. Она может быть какая угодно!


На этом видео "танцующий" дирижер Пермского театра оперы и балета, грек по происхождению Теодор Курентзис:

А здесь Леонард Бернстайн дирижирует оркестром с помощью... лица!

Дирижирование лицом это скорее из разряда фокусов. Шутка. В основном же дирижируют руками и дирижерской палочкой, правда размер ее у разных дирижеров бывает разным. Например, Валерий Гергиев любит пользоваться совсем маленькой палочкой, размером с зубочистку. Гергиев с зубочисткой здесь: https://pikabu.ru/story/pod_gipnozom_6816036

Слушая концерт, вы видите финальную часть процесса, готовый результат. Но этому предшевствует долгая нудная черновая работа, где отрабатываются многочисленные детали. Дирижёр добивается от исполнителей правильных, с его точки зрения, нюансов и акцентов, пауз, ритма и прочее.


На видео - изнанка оркестровой жизни, фрагмент репетиции, где с оркестром работает Евгений Мравинский:

Но не все дирижеры столь корректны и по-джентельменски выдержаны. Они ведь тоже люди, поэтому бывает всякое...


На видео аудиозапись одного из припадков гнева Артуро Тосканини, которых, кстати, у него было немало:

Считается, что хороший дирижер обязательно должен быть диктатором. Что мягким и добреньким людям не место в этой профессии. Это утверждение справедливо для руководителя любого крупного творческого коллектива, театрального, танцевального, неважно. "Разводить демократию" там, где каждый считает себя творческой личностью - действительно дело неблагодарное. Поэтому многие великие дирижеры прошлого, по рассказам музыкантов, были сущими деспотами.


Но сегодня время дирижеров-диктаторов постепенно уходит в прошлое, особенно на западе. Почему? Профсоюзы не позволяют! Защищают музыкантов от дирижерского самодурства.

Показать полностью 5
26

Сын своего отца. Жены Иоганна Штрауса-младшего

Отец Иоганна Штрауса был знаменитым музыкантом, признанным австрийским композитором, неплохо зарабатывал, но при этом демонстративно жил на две семьи и запрещал своим детям заниматься музыкой из страха, что они превзойдут его на профессиональном поприще. Вдобавок отец лишил своих законных детей наследства, завещав все детям от любовницы. История об этом здесь

https://pikabu.ru/story/dvoezhenets_umershiy_v_odinochestve_...


Вот в такой обстановке и рос маленький Иоганн Штраус. Впереди его ждала яркая и интересная жизнь. Но тогда он об этом не знал и в его детской душе росла ненависть к отцу. Ребенок мечтал стать знаменитым композитором и писать вальсы лучше своего родителя. А дальше его мечты рисовали ему картину, как отца увольняют из имперского придворного оркестра, а на это место назначают его - Иоганна Штрауса-младшего...


То ли обида на отца была так велика, то ли талант юного Штрауса развивался с такой силой, но через несколько лет, правда уже после смерти отца, он действительно стал известным дирижером и композитором.


Его профессиональная деятельность была очень бурной. Он много работал, сочинял, давал концерты, гастролировал по миру...


Личная жизнь Штрауса тоже была не менее насыщенной. В молодом возрасте у него было много романов, серьезных и не очень. В Вене, конечно, сплетничали о нем, но никого эти похождения особо не удивляли, ведь он был сыном своего отца!


А вот своей первой женитьбой (в 37 лет) Штраус действительно очень удивил венский высший свет. Город был потрясен его выбором!


Генриетта


Его избранницей стала некая Генриетта Трефц, оперная певица, правда, уже бывшая. Она была старше Штрауса на 10 лет и имела семерых(!) детей от разных(!) мужчин. Она время от времени жила на содержании у разных богатых людей.


Выйдя замуж за Иоганна, она каким-то образом распределила детей между любовниками и стала ему и матерью, и защитником, и импресарио, и нянькой. Вся их семейная жизнь была построена только исходя из желаний и прихотей мужа. Он стал ее восьмым, любимым дитятей.


Они прожили вместе 16 лет и однажды Генриетта получила письмо от одного из своих брошенных сыновей, прочитав которое, умерла. Надо сказать, что сын этот был шалопаем, постоянно требовавшим у матери денег, не гнушаясь даже угрозами. После одного из таких писем с угрозами она и скончалась.


Анжелика


Штраус тяжело переживал смерть Генриетты. Но каково же было изумление окружающих, когда спустя всего-навсего месяц Иоганн снова женился! Его избранницей стала опять актриса, только уже не бывшая, а очень даже настоящая - молодая, эффектная, красивая, но - бездарная.


Стареющий композитор буквально сгорал от страсти к ней, не замечая недостатков своей любимой Анжелики. Но ему помогла раскрыть глаза сестра, которая приехала к Штраусу однажды, когда Анжелики не было дома. В простых, непритязательных выражениях, как было принято между братом и сестрой, она поведала о том, где и с кем прелестная Анжелика проводит дни и ночи. Молодая жена изменяла Штраусу с его другом, директором театра, где композитор ставил свои оперетты. Ситуация опереточная, но для самолюбия автора довольно болезненная... Штраус был вне себя от гнева! После этого Анжелика перестала обременять сердце и кошелек композитора.


Адель


Недолго думая, Штраус женился в третий раз на Адель Штраус (женщине даже не пришлось менять фамилию). Этот брак оказался самым спокойным и счастливым. А о счастливых браках, как вы понимаете, и писать нечего!


В отличии от своего отца, давшего жизнь 12 детям, Иоганн Штраус-младший ни в одном браке детей не нажил.


Умер Штраус в 1899 году от воспаления легких. Его хоронила вся Вена. Мечта, которую он лелеял с детства, сгорая ненавистью к собственному отцу, сбылась: именно он, а не его отец, стал Королем вальсов!


За свою бурную жизнь Иоганн Штраус создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет.


Штраусовские мелодии популярны, узнаваемы и с легкостью перешагивают через границы, сквозь время и стили, сохраняя молодость, хотя и не претендуют на философский размах. В 19 веке подобная музыка считалась легкой. Поэтому можно сказать, что перед нами "попса" 19 века.

Оптимистичный, ликующий вальс "Весенние голоса"

Невероятно популярный вальс "На прекрасном голубом Дунае". Его каждый год неизменно исполняют на ежегодном новогоднем концерте в Вене. После первых аккордов, согласно традиции, дирижер  останавливает оркестр, поворачивается к публике и вместе с оркестром желает всем счастливого Нового года! (Это видео - трансляция новогоднего концерта в Вене в 2012 году).

Вообще-то Дунай никогда не был голубым. Медленная равнинная река с мутной зеленоватой водой. Но такова сила искусства - и теперь для всех он голубой!

Показать полностью 2
317

Двоеженец, умерший в одиночестве

За сухими фактами биографий композиторов скрываются самые обычные люди. Согласитесь, всегда интересно абстрагироваться от их композиторского творчества, и попытаться увидеть их человеческую суть. Т.е. посмотреть на них так, как мы смотрим на наших родственников или друзей, соседей...


В семье Штраусов было целых два композитора - это Иоганн Штраус и... Иоганн Штраус. Отец и сын.


Штраус-отец стал гениальным музыкантом вопреки жизненным обстоятельствам. Как сказали бы сейчас, он "сделал себя сам". Родители его были бедняками, вскоре умерли и Штраус остался сиротой.


Но та целеустремленность, благодаря которой он достигал успеха, сделала Иоганна-старшего эгоистичным и себялюбивым, а его жену Анну, родившую ему пятерых детей, - глубоко несчастной. Как отец он не принимал никакого участия в воспитании детей, не желал вникать ни в какие семейные, бытовые проблемы.


Мало того, он нашел в том же доме, только в другой квартире, молодую женщину, ее звали Эмилия, и завел с ней бурный роман, результатом которого стали семеро(!) детей, рождавшиеся чуть ли не одновременно с его "законными".


При этом отец не только не прятался от общественного мнения, но и проделывал все это с неким вызовом, совершенно унижая презрением свою бедную жену!


Иоганн Штраус-младший, будущий композитор, родился от его законной супруги Анны.


Сказать, что отношения между отцом и сыном не сложились – не сказать ничего. Оказавшийся на волне успеха Иоганн-отец больше всего на свете боялся, что кто-то превзойдет его в мастерстве, поэтому запрещал своим детям заниматься музыкой. А когда его сын Иоганн решил тоже стать музыкантом, отец в бешенстве лишил его наследства, отписав все детям Эмилии. Впоследствии он развелся с Анной и официально женился на Эмилии.


Выжить со сцены своего сына стало для Штрауса-старшего навязчивой идеей. Он подсылал на его концерты подкупленную публику, чтобы сорвать их и запрещал агенствам заключать с сыном контракты. В общем, он был не самым лучшим отцом, мягко выражаясь.


Свою карьеру Иоганн Штраус-старший закончил довольно странно. Во время революции 1848 года он оказался в немногочисленном стане сторонников монархии и написал в их честь  знаменитый «Марш Радецкого». Граф Радецкий стал одним из душителей революции в Вене. Вот его-то и прославил Штраус-отец!


После этого в Вене стали игнорировать его концерты. Он растерялся, сник и однажды слёг в горячке. Эмилия, думая, что его болезнь заразная, бросила Штрауса и уехала с детьми из дома. Узнав, что Штраус при смерти, Анна с Иоганном-младшим поехали к нему, но в живых его уже не застали. Он умер от скарлатины в 45 лет.



По иронии судьбы опальный "Марш Радецкого" оказался таким зажигательным, что его до сих пор танцуют в Вене на всех балах! Он стал неофициальным гимном Австрии, и это визитная карточка старшего Штрауса.


А еще "Марш Радецкого" все время исполняется на ежегодном новогоднем концерте в Вене. По традиции, его всегда играют в самом конце, на бис. При этом дирижер обязательно несколько раз "бросает" оркестр, поворачивается в зал и дирижирует... слушателями, а они, довольные, в такт музыке хлопают в ладоши и притопывают ногами!

Новогодний венский концерт 1987 года. Дирижер - Герберт фон Караян.

Показать полностью 1
15

Пляска ученых крыс

«Пляской ученых крыс под дудку крысолова» - так назвал эту музыку Алексей Толстой.


Примитивный туповатый мотивчик возникает отдаленно и вначале похож на какую-то про­стенькую и жутковатую пляску, но со временем он трансформируется в сущего монстра, с оглушительным лязгом ползущего прямо на слушателя, топчя на своем пути все живое.

Слушать с 6:35 до 15:32

Оркестр MusicAeterna

Дирижер Теодор Курентзис

Этот отрывок являтся так называемым эпизодом фашистского нашествия из 1 части 7 симфонии Дмитрия Шостаковича, (на видео вся симфония целиком).


Даже человек не особо разбирающийся в классической музыке легко сможет представить себе картину наступающей фашистской машины, настолько эта музыка образна и понятна.


Идею для написания эпизода фашистского нашествия Шостакович позаимствовал у своего коллеги Мориса Равеля.


Также, как и в равелевском "Болеро",

https://pikabu.ru/story/pod_gipnozom_6816036

Шостакович в этом эпизоде использовал всего лишь одну мелодию - вот она - тема фашистского нашествия:

Пляска ученых крыс Меломаномания, Дмитрий Шостакович, Симфония, Нашествие, Фашизм, Ленинград, Видео, Длиннопост

Тема эта повторяется в неизменном виде 12 раз, обрастая всё новыми голосами, раскрывая все свои зловещие стороны. Все это время ее (также, как и в "Болеро") сопровождает барабанная дробь, один и тот же ритмический мотив.


Проследим за развитием монстра?

6:35 - сначала в тишине как бы издалека доносится еле слышная дробь барабана. Устанавливается автоматический ритм, не прекращающийся на всём протяжении этого страшного эпизода.  На его фоне развивается странная мелодия - симметричная, отрывистая, аккуратная. Словно дергаются паяцы.

Понача­лу ее звучание кажется безобидным. Играют здесь струнные (скрипки, альты) и деревянные духовые инструменты: флейта, гобой и фагот. Пока еще очень тихо.


10:05. Тема проигрывается с 5 - 8 раз. Агрессивность в музыке начинает нарастать. Появляются медные духовые инструменты. Музыка приобретает всё более жестокий, "звериный" облик. Крысолов со сво­ими железными крысами поднимается из-за холма...


12:52 (на 9 раз) тема достигает устрашающей звучности fortissimo. Восемь валторн в унисон прорезают грохот и лязганье оркестра "первобытным рёвом".


13:35 - последние три проведения темы - напряжение в музыке достигает почти немыслимой силы. Здесь уже слышно все: и металлические взвизги, и разноголосица чуждой речи, и грохот мощной техники... Создается впечатление, что железное чудовище с оглушительным лязгом тяжело ползет прямо на слушателя. Марш марионеток превратился в поступь механического монстра. Он торжествует! Fortissimo в финале вырастает до размеров цунами, звуковая мощь которого просто сносит с места. (В 14:13 кое что происходит с оркестром - находка дирижера!).

В постсоветское время тема трактовки 7 симфонии стала очень политизированной. Появилась информация о том, что музыку эпизода фашистского нашествия Шостакович написал еще в 1937 году и что для него эта музыка олицетворяла сталинский режим.


Как бы там ни было, 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Во время премьеры, несмотря на авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал был полон. Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Чувства людей - вот что важнее всего!


Во время исполнения симфония транслировалась по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Как потом говорили, немцы обезумели... Они-то считали, что город мёртвый.


После войны двое туристов из ГДР разыскали дирижера тогдашнего концерта - Карла Элиасберга - и признались ему: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть".

Показать полностью 1
348

Под гипнозом

Когда исполняется "Болеро" Мориса Равеля, кажется, что слушатели на время превращаются в этаких змей, в гипнотическом трансе выползающих из корзины под дудку своего повелителя. Все отмечают некое завораживающее воздействие этой музыки на слушателя.



Лондонский симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева:

Во всей классической музыке трудно найти другое произведение, породившее такой же поток интерпритаций, как «Болеро».


Музыка была написана по заказу танцовщицы Иды Рубинштейн. По ее задумке, действие должно было происходить в таверне, где танцовщица танцует на столе в окружении вожделеющих ее мужчин.


У самого же Равеля было иное представление о своем сочинении. В книге «Равель в зеркале своих писем» сказано, что он был вдохновлен заводом, который находился на дороге в Везине. И что Равель хотел включить в декорацию спектакля корпус завода. Чтобы рабочие и работницы, выходящие из цехов, постепенно вовлекались в общий танец, и чтобы музыка и танец напоминали непрерывность заводского конвейера.


На многих слушателей 1928 года (когда первый раз исполнялось это сочинение), “Болеро” производило гнетущее впечатление. Людям казалось, что некий узник движется по кругу внутри четырех стен и никак не может вырваться за пределы жестко очерченного пространства.


У каждого в голове рисуются свои картины. Музыка вообще очень здорово развивает фантазию. Лично мне под эту музыку представляется яркий сказочный восточный караван, начинающий свое движения из-за горизонта, постепенно приближающийся, и на последних минутах проходящий уже в полуметре от нас. Огромные вьючные животные, мерно ступающие, украшенные невероятно красочными попонами, с погонщиками... и т д. Для меня это Восток, но никак не Испания! А болеро это испанский танец!


Кстати, многие отмечают, что в “Болеро” Равеля очень мало общего с подлинным испанским танцем. Труднее всего воспринимают произведение Равеля именно испанцы. Они настроены на другую музыку. Настоящее болеро идет по крайней мере вдвое быстрее равелевского, под аккомпанемент гитары, кастаньет. Все очень живо, приподнято и темпераментно.


Но если отвлечься от эмоционального восприятия и рассмотреть Болеро формально, то мы обнаружим, что по сути эта музыка невероятно проста, если не сказать примитивна.


Основу, костяк составляет ритм, исполняемый малым барабаном:

Под гипнозом Меломаномания, Морис Равель, Болеро, Валерий Гергиев, Гипноз, Видео, Длиннопост

Сей ритмический рисунок непрерыно повторяется на протяжении всей пьесы 169 раз.


На этот ритм накладывается мелодия, состоящая из 2 частей.


Первая часть звучит с 0:25 - 1:10. Потом она повторяется. Вторая часть звучит с 2:04 - 2:50. И она тоже повторяется. Потом опять звучит первая часть мелодии с повтором, потом вторая с повтором... и т.д. И так все 15 минут!

Так почему же столь гипнотически действует на слушателей произведение, в котором по сути одна и та же мелодия повторяется множество раз без какого-либо развития??? В чем секрет такого воздействия?


Изюминка “Болеро” - это постепенно нарастающая на протяжении всего сочинения громкость звука, начиная от самого тихого пиано в начале и заканчивая оглушительным фортиссимо в конце. А также мелодию каждый раз играет разный состав инструментов, что добавляет новых красок и обогащает структуру музыки, обеспечивая ей динамичное развитие. Выражаясь музыкальным языком, суть успеха Болеро в гениальнейшей оркестровке!


Тихо и издалека начинают деревянные духовые. Вначале играет флейта, затем кларнет, фагот, малый кларнет, альтовый гобой.


На шестой минуте появляются медные инструменты. Мелодию теперь несколько раз играют засурдиненная труба, саксофоны, вслед за ними вступают тромбоны...


Затем уже основную тему ведут струнные (скрипки, альты). Заметьте, что до этого скрипачи не сидели сложа руки, а играли пиццикато (щипали струны), держа при этом скрипки как гитары!


А далее наступает тутти, то есть теперь играют все инструменты вместе. Ритм здесь поддерживают кроме барабана медь и ударные. Экспрессия нарастает.


В 15.10 появляется новый вариант мелодии – первый и последний раз в сочинении. Происходит единственная модуляция (смена тональности)... и наступает кульминация - точка наивысшего накала, как огромный эмоциональный взрыв, или обвал. После этого все растворяется и завершается оглушительной паузой, когда повисает тишина вслед за последними тактами “Болеро”.


Сегодня "Болеро" Мориса Равеля можно назвать симфоническим шлягером. Оно еще раз подтверждает высказывание, что все гениальное просто!


Исследователи посчитали, что Болеро исполняется в мире каждые 10 минут, и таким образом, его звучание не прекращается ни на секунду, представляя собой непрерывный музыкальный фон жизни человечества.


Сам же Равель на вопрос о своем творении с усмешкой отвечал, что эта музыка пуста, что гениальной здесь является только идея, а с самой работой справился бы даже студент, учащийся на отделении «Композиции».

Показать полностью 1
107

Менуэт - это танец!

Луиджи Боккерини – имя этого талантливого итальянского композитора 18 века широко известно всем любителям классической музыки.


Он является автором большого количества прекрасных творений, которые в нынешнее время очень часто звучат со сцен концертных залов.


Однако у Боккерини есть одно сочинение, ставшее необыкновенно популярным и принесшее ему "вечную" славу. Оно почти у всех на слуху.


Это знаменитый менуэт, изначально являвшийся частью струнного квинтета E-dur, а сегодня существует как самостоятельная пьеса, музыку которой в различных переложениях можно услышать в звучании всевозможных музыкальных инструментов, а также всякого рода ансамблей.


Исполнение основной темы композитор поручил первой скрипке. Остальные инструменты выполняют роль аккомпанемента. Вторая скрипка поддерживают мелодию пульсирующим звучанием, а альт и виолончели свои партии исполняют пиццикато.

Когда слушаешь музыку этого очаровательного произведения, то сразу хочется забыть об окружающей нас современной суматохе и мысленно перенестись в минувшие времена - эпоху прекрасных дам и галантных кавалеров.

272

Рост налицо

"Рост налицо" - так в шутку назвал этот дуэт Денис Мацуев, представляя их на концерте, посвященном 30-летию фонда "Новые имена".

И немного деталей о каждом из участников дуэта.


Елисей Мысин - 6 лет, талантливый пианист.


Играет на фортепиано с 3,5 лет. Учится в музыкальной школе на подготовительном отделении, а в свободное время играет в шахматы, занимается футболом и собирает конструкторы Лего.

Рост налицо Меломаномания, Фортепиано, Турецкий марш, Моцарт, Денис Мацуев, Иван, Бессонов, Елисей, Видео, Длиннопост

Среди самых значимых достижений мальчика - выступления в Санкт-Петербурге в зале «Октябрьский», в Большом Кремлевском дворце и в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Благодаря победе в телепроекте «Синяя птица» и в конкурсе Astana Piano Passion сегодня Елисей является участником музыкального тура Junior Music Tour.

Иван Бессонов - 17 лет. Талантливый музыкант, виртуозный пианист, композитор — регалии юноши можно перечислять бесконечно. А призов и наград, которые Иван успел заработать, с лихвой хватило бы на несколько человек. Не буду перегружать этот пост перечислением его побед.


И хотя профессиональная биография пианиста только начинается, уже с уверенностью можно утверждать, что имя Бессонова надолго останется на слуху у поклонников классической музыки.

Рост налицо Меломаномания, Фортепиано, Турецкий марш, Моцарт, Денис Мацуев, Иван, Бессонов, Елисей, Видео, Длиннопост

К интересным фактам, не относящимся к делу, относится 47 размер обуви и почти двухметровый рост Ивана.

Показать полностью 1

Месяц музыки и звука на Пикабу. Делайте громче!

Месяц музыки и звука на Пикабу. Делайте громче!

Рекламный отдел Пикабу и LG опять с конкурсами и подарками. Октябрь торжественно объявляем месяцем музыки и звука. На этот раз мы разыграем не только UltraWide-монитор (вот такой), но и умную колонку с «Алисой» (вот такую). Но обо всем по порядку.


Что происходит?

Вместе с LG мы устраиваем тематические месяцы. Сентябрь был посвящен учебе. Мы советовали сайты с лекциями, проводили мастер-класс по созданию гифок и рассказывали, что делают студенты-технари. Вы писали посты на конкурс и голосовали за лучший. Победителем стал @kka2012. Скоро он получит от нас ультраширокий монитор, чтобы еще быстрее писать свои юридические истории!


Как поучаствовать?

В октября ждем ваши посты на тему музыки и звука. Сделайте подборку любимых подкастов, аудиокниг или музыкальных клипов. Расскажите, как увлеклись монтажом, сделали пару крутых ремиксов или пошли на уроки вокала. Что угодно! Чтобы участвовать в конкурсе, нужно поставить в посте тег #звук или #музыка и метку [моё].


Еще раз коротко:

– Напишите пост на тему месяца (октябрь — музыки и звука) до 25 октября включительно.

– Поставьте тег #звук или #музыка и метку [моё].

– Все! Терпеливо ждите голосования.


За первое место дарим 29-дюймовый монитор LG, а за второе – умную колонку LG с «Алисой». Удачи!

Отличная работа, все прочитано!