Alissa17

Alissa17

На Пикабу
поставил 2133 плюса и 138 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
41К рейтинг 397 подписчиков 2448 комментариев 133 поста 81 в горячем
42

Фееричный шабаш

Если кому-то и незнакомо имя композитора Джона Уильямса, с высокой долей вероятности он сможет напеть хотя бы один из мотивов американского композитора. Ведь именно Уильямс сочинил музыку к фильмам «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Гарри Поттер», "Список Шиндлера", «Супермен», «Парк Юрского периода», «Инопланетянин», «Один дома», "Челюсти" и еще для десятков других фильмов, которые смотрел каждый из вас.


Этому композитору, обладателю пяти Оскаров, удаётся сочинять мелодии, мгновенно ложащиеся на слух. Саундтрек к «Иствикским ведьмам» – не исключение. Он менее раскручен, в отличие от музыки к "Звездным войнам", например, или "Списка Шиндлера", но от этого не менее интересен и колоритен.


Оркестровка с ведущими партиями струнных инструментов, постоянные скачки мелодии из нижнего регистра в верхний, пассажи, то взбирающиеся вверх, то скатывающиеся вниз, здорово передают атмосферу фильма.


Доставьте себе удовольствие и послушайте «Ведьминский танец» из кинофильма «Иствикские ведьмы» — вам понравится!

Показать полностью 1
24

Ноябль

Ноябрь. С ним сразу все ясно. Разве может быть хорошим месяц, который начинается с «но». А в английском вообще с «no». Оставь надежду всяк сюда входящий.


Я бы вообще переименовал ноябрь в ноябль. 1 ноябля. 2 ноябля. С точки зрения звукописи так честнее.


В ноябре я перехожу в режим хокку. Стараюсь замечать красоту мелочей. Прислушиваюсь к тихой музыке повседневности.


В ноябре гоним эндорфины из чего попало, выжимаем по капельке. Вот яичница-глазунья. Идеальный желтый. Желток словно подернутый слезой. Кристаллик соли на нем. Сколько в этом желтом жизнерадостности, оптимизма, надежды. Обычно жена делает мне глазунью из двух яиц. Так что эффект умножаем на два.


Или автобус, которого долго ждал. Он подъезжает, улыбаясь одними фарами. Не замечали? Долгожданные автобусы всегда так подъезжают.


В ноябре человек начинает гнездиться. Дом приобретает особое значение. Обычно на ноябрь я планирую покупку новой настольной лампы. Напоминаю, что ёжик вышел из тумана именно на свет лампы, пересмотрите внимательно.


В ноябре нагрузка на кота резко увеличивается. В ноябре коты выполняют функцию упаковочной пленки с пузырями. Котов взбивают как подушки. Коты терпят — понимают: они отрабатывают за год.


Ну, и не забываем обниматься. Чтобы злой ветер не унёс нас по одиночке. Объятья — кратчайшее расстояние между двумя людьми. Электричество души передаётся через руки. Замыкаем цепь.


© Олег Батлук


Макс Рихтер. Ноябрь:

Показать полностью 1
301

Оркестр, который не умеет играть

Люди, не имеющие необходимых навыков игры на музыкальных инструментах собирают аншлаги. Их треки штурмуют вершины хит-парадов, пластинки расходятся приличными тиражами, а записи становятся культовыми, даже приобретая статус "мема".


Думаете, такое невозможно в мире классической музыки?

Думаете это шутка? Прикол? Нет!


Вот настоящая запись настоящего оркестра. Именно так интерпретируют эпическое начало Пятой симфониии Бетховена музыканты оркестра Portsmouth Sinfonia:

Основу оркестра составили студенты Портсмутского колледжа искусств. Принимались все желающие, независимо от умений, наличия опыта и музыкального слуха. Исполнители должны были быть незнакомы с выбранным инструментом. Главным было искреннее желание играть и не пропускать репетиций!


Вот так оркестр прошелся по "Пещере горного короля" Эдварда Грига:

Досталось и "Танцу феи драже" Чайковского:

Изначально планировалось, что оркестр соберется, прорепетирует и выступит один-единственный раз, однако впоследствии 'Portsmouth Sinfonia' стал культурным феноменом и выступал на концертах и записывался еще более десяти лет.


Вот наиболее яркие газетные эпитеты тех лет: "самая забавная вещь со времен Аттилы, предводителя гуннов", "великолепная декадентская шутка", "отвратительная трата времени". Назвав интерпретации Баха и Бетховена "ошеломляющими", журналист пишет: Sinfonia провозглашает себя как "оркестр, который не умеет играть". Критерием членства в нем является страсть, а не мастерство, энтузиазм, а не глянец. В течение вот уже четырёх лет Sinfonia изобретательно калечит классику в таких цитаделях классической помпезности, как "Зал Пёрселла", "Зал Королевы Елизаветы" и "Королевский Альберт-холл", радуя зрителей энергичным, хотя и приблизительным исполнением любимых произведений.


Последний, вышедший в 1981 году сингл оркестра назывался "Classical Muddly", что переводится как "Классическая Муть". Старые записи оркестра соединили, ускорили и наложили на них примитивный диско-бит. Вышло что-то вроде попурри:

На самом деле, оркестр прекратил выступать уже в 1979 году. Причиной ухода со сцены стал ... выросший профессионализм оркестрантов. Они реально стали играть лучше, и шоу-бизнес потерял к ним интерес.

Показать полностью 3
109

Шесть бемолей к чешскому пиву

Услышав хоть раз эту легкую и изящную мелодию - ее уже невозможно забыть.


Неудивительно, что «Юмореска №7» чеха Антонина Дворжака была обречена стать хитом, причем еще при жизни композитора.

Начало (0:05) и конец (2:20) мелодии в "Юмореске" сильно отличаются от середины (1:35), и, тем не менее, они идеально сочетаются друг с другом. Вот как нужно работать с контрастом! Слушатель не ощущает разрыва или надлома в мелодии, искусственного перехода, вся мелодия звучит очень органично.


Многие музыкальные эксперты утверждают, что этот центральный отрывок наиболее прекрасен, что он недооценен историками музыки и слушателями, которым больше нравятся вводная и заключительная части.


Популярность этой милой пьески была огромна, но многих музыкантов-любителей здесь ждала "засада". Тональность, в которой было написано произведение - соль-бемоль мажор. А это значит, что бродячие музыканты, дилетанты, не могли играть ее по вечерам в пабах и пивных — у них просто не получалось взять правильную тональность. Для них соль-бемоль мажор — тональность с шестью бемолями при ключе — это просто кара Божья!


Однако были и такие смельчаки, кто хвастался, что умеет исполнять «Юмореску №7», правда, играли они ее зачастую не в соль-бемоль мажоре, а в обычном соль-мажоре. К их счастью, у подвыпивших гостей чешских пабов и пивных вряд ли был абсолютный слух…

Показать полностью
1080

Смех, да и только

Женщина смеется игриво и кокетливо, а мужчина раскатисто.


Так Николо Паганини в своем 13 каприсе (си-бемоль мажор) с помощью скрипки демонстрирует  различные оттенки человеческого смеха:

Когда посмеялся на бис.

89

Рахманинов по-американски

США – мастер по поглощению и переработке чужих национальных культур.


Оно и понятно: страна молодая, времени для того, чтобы вырастить свои традиции, у неё не было. Но много денег и поток эмиграции артистической элиты из Европы после мировых войн и революций сделали свое дело. Америка смогла таким образом накопить богатый культурный капитал.


В частности, американцы преуспели в производстве качественных эстрадных шлягеров на основе лучших мелодий из европейской и русской классической музыки.


Имеются в виду те случаи, когда из популярного классического произведения берётся мелодия, на неё накладываются слова и в итоге в массовый оборот выпускается новая песня.


Обычно автор аранжировки в таких случаях указывался как композитор, а имя того классика, который, собственно, эту мелодию и сочинил, чаще всего не упоминается. Типа и так все знают, что это классика!


Для примера – три американских эстрадных шлягера, созданных на основе мелодий Сергея Рахманинова, а точнее, на темах из его Второго, так любимого в Америке, фортепианного концерта.


Здесь вы сможете послушать песни-шлягеры, сам оригинал и собственноручно сравнить их.


1. ”I Think Of You” (“Я думаю о тебе”) 1941


Авторами этой песни значатся Дон Маркотте (музыка) и Джек Эллиот (текст). Но по сути это слегка обработанная тема из первой части Второго концерта Рахманинова. Оригинал можно послушать на последнем видео с 3:00


В результате переработки рахманиновская тема превратилась в типично американскую шикарно оркестрованную мелодию:

Её спел 26-летний Фрэнк Синатра на самой заре своей карьеры в 1941 году. Знал ли об этом заимствовании Рахманинов, и если знал, то как на это реагировал – неизвестно.


2. “Full Moon and Empty Arms” (“Полная луна и пустые объятья”) 1945


Тему третьей части того же Второго концерта Рахманинова взяли для своей песни Бадди Кей и Тед Моссман.


Песня имела фантастический успех и к настоящему времени стала уже легендарной. Её перепели многие звёзды американской эстрады, она существует во множестве инструментальных версий (симфонических и джазовых).


Всё это, конечно, благодаря гениальной мелодии Сергея Васильевича Рахманинова, которую можно слышать на последнем видео с 23:50. Но деньги на ней заработали Бадди Кей и Тед Моссман.


Ну и конечно, успех этой песни пошёл в карьерный зачёт тому же Фрэнку Синатре – ее первому исполнителю:

3. И наконец, вишенка на торте, что у всех на слуху - “Аll by myself” (“Сам по себе”) 1975 - одна из самых пронзительных песен современности.


Эту песню написал большой любитель Рахманинова, американский певец, клавишник и композитор Эрик Кармен. У сегодняшних слушателей эта композиция чаще ассоциируется с голосом Селин Дион.


А тогда, в 1976 году, эта песня вышла миллионным тиражом и ей был присвоен статус золотого диска.


“Аll by myself“ сконструирована на основе мелодии второй части того же самого многострадального и залюбленного американцами Второго фортепианного концерта Рахманинова (не один в один, но все же весьма узнаваема). Послушать оригинал можно на последнем видео с 20:05.


Правда, наследники Рахманинова на этот раз выставили претензии Кармену, и в итоге ему пришлось таки делиться с ними авторскими отчислениями.


“Аll by myself ” в исполнении Эрика Кармена:

Ниже тот самый оригинал -  Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Пусть вас не смущает вид пианиста, он слепой, японец Нобуюки Цудзии:

Показать полностью 4
433

Тот, кто написал "Танец с саблями"

Балет “Гаянэ” можно назвать самым известным произведением Арама Хачатуряна, точнее, пятый его танец - тот самый, который известен, как “Танец с саблями”.


Все знают эту мелодию:

Мистер Бин в роли дирижера отлично отработал! (На самом деле за дирижерским пультом 18-летний Мигран Агаджанян)


Интересно, что изначально в балете было всего четыре танца, и приказ добавить пятый был спущен “сверху”. Сам композитор был этим оооочень недоволен, но ему пришлось подчиниться. Тогда он ещё не знал, что “Танец с саблями” станет одним из самых известных балетных произведений в мире.


А потом началась лавинообразная мировая популярность этой музыки уже отдельно от балета в качестве концертной пьесы, и Хачатурян стал “Тем, кто написал “Танец с саблями”.


Хачатурян был этому совсем не рад, точно так же, как и другие авторы мега-хитов: “Тот, кто написал “Лунную сонату”, “Тот, кто написал Болеро” и “Тот, кто написал ТУ САМУЮ прелюдию”(имеется в виду рахманиновская Прелюлия до-диез минор).


Так же, как и Бетховена, Равеля и Рахманинова, Хачатуряна ужасно раздражал шумный успех этого Танца.


“Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнёт расталкивать локтями другие мои сочинения, я бы никогда его не написал!”, – говорил он.


Что еще можно послушать у этого красочного композитора?


"Лезгинка" из того же балета “Гаяне”:

Это не просто лезгинка, а ух!-лезгинка, по которой можно проверить уровень оркестра и дирижёра. Второй “Полёт шмеля”, но только во много раз горячее!


Всем известный вальс из музыки к драме Лермонтова “Маскарад”:


Премьера “Маскарада”, на которой впервые прозвучал этот вальс, состоялась 21 июня 1941 года. В эту ночь началась война, а через месяц здание театра было разрушено авиационной бомбой.


Как говорил о себе сам Хачатурян, ”я скорее печальный человек, чем весёлый”. Но музыка его – это вечный праздник жизни. О чём бы он не писал, всё у него получалось феерично, ярко, щедро и жизнеутверждающе. Поэтому он был так любим всеми. Нашему прагматичному миру не хватает этой свободной роскоши красок и эмоций.

Показать полностью 2
46

Хип-хоп под барочную музыку

В 2019 году Парижская опера поставила довольно редкую оперу - "Галантные Индии" Жана Филиппа Рамо. Она имела большой успех и была признана лучшей постановкой сезона.


Но самое сильное впечатление на публику произвела последняя её часть, когда на сцену вышла команда из 29 хип-хоперов и устроила баттл под музыку "Танца дикарей" Рамо (ролик в самом конце).


Но хип-хоперские пляски под старинную музыку были придуманы не ради хайпа. Чтобы понять идею, нужно кое-что объяснить.


Что же такое "Танец дикарей"?


Это один из хитов французской барочной музыки. Написал его Жан Филипп Рамо, современник Баха.


"Танец дикарей" существует в двух авторских вариантах: в виде пьесы для клавесина и как часть оперы-балета "Галантные Индии".


Вот так он звучит в первоначальной версии в исполнении хоть и необутого, но очень известного французского клавесиниста Жана Рондо:

А вот так эти "Дикари" выглядят в оркестровом варианте. Ролик очень забавный благодаря комическому таланту колоритной дамы из оркестра, играющей на тамбурине:

Еще вопрос - какие дикари?


Имеются в виду американские индейцы. Как известно, французы ещё с 16 века начали колонизацию Северной Америки и увидели там много удивительного. Прежде всего, людей, не затронутых цивилизацией.


И последний вопрос: какие "Индии" и почему они "галантные"?


"Индиями" во Франции называли все неевропейские страны, в глазах французов они были окружены ореолом экзотики.


А галантные потому, что дикари в сюжете этой оперы проявляют чудеса благородства в амурных ситуациях.


В первой части турецкий паша отпускает свою наложницу со своим возлюбленным, во второй - юная перуанка хранит верность любимому конкистадору даже под угрозой землетрясения, в третьей показана верная любовь в персидском гареме.

А в четвертой дело происходит в американских прериях. Там стойкая дочь вождя индейского племени выдерживает натиск сразу двух влюблённых в неё европейцев и остаётся со своим любимым - вождём соседнего индейского племени.


Мораль всех этих историй примерно такая:

турки/инки/персы/индейцы - тоже люди.


Для эпохи Просвещения, принимавшей рабство как норму, это было очень важное достижение. Но сейчас, в наше время оголтелой толерантности, да ещё в Париже, где французы уже мало похожи сами на себя, такой оперный месседж как-то не очень свеж, мягко говоря.


Поэтому в Париже переориентировали смыслы этой оперы на ситуацию с европейскими мигрантами. Режиссёр-постановщик оперы Клеман Когиторе высказался по этому поводу примерно в так: "Индии теперь не за дальними морями, а через квартал от вас".


И ему пришло в голову ввести в оперу танцы новых американских "дикарей" - смесь стилей хип-хопа - крамп, поппинг, электро, вог.


Несколько танцевальных команд собрались для этой постановки. Руководила ими Бинту Дембеле - мэтр французского хип-хопа. И получилась такая ядерная смесь Рамо и хип-хопа:

Никогда не догадаетесь, о чём поют здесь солисты и хор: они прославляют мирные леса и мирные сердца, в которых нет места разрушительным желаниям... Но сила и агрессия этих танцев выворачивает наизнанку все смыслы оперы про добрых и чистых сердцем туземцев.

Показать полностью 3
491

Это Глюк

То, как мы видим общую картину классической музыки сегодня, довольно сильно отличается от того, как всё выглядело на самом деле в далёкой исторической реальности. Статус великих и гениальных композиторов имели совсем не те, кого мы сегодня так называем.


К примеру, в 18 веке "великим Бахом" был не Иоганн Себастьян, а его сын Карл Филипп Эммануил.

Имя Моцарта тоже не сияло так ослепительно, как сейчас. В его эпоху главным оперным гением европейского масштаба считался

Кристоф Виллибальд Глюк.


И не только считался, он им и был!


До Глюка опера была всего лишь костюмированным шоу кастратов и примадонн-сопрано. А балет представлял собой что-то вроде маскарадного бала на театральной сцене - просто декоративная последовательность изящных танцев под оркестровый аккомпанемент.


И именно благодаря Глюку в балете сейчас есть сюжет, а в опере музыка прямо выражает человеческие эмоции, и певцы там не только поют, но и играют свои сценические роли.


Глюк был сыном лесника, но продолжать семейное дело не хотел, и в 15 лет, поссорившись с отцом, ушёл из дома. Он хотел быть музыкантом.


Пройдя суровую жизненную школу и закалив в разнообразных испытаниях свой на редкость твёрдый характер, к сорока годам Глюк уже был в статусе прославленного оперного композитора, работы которого имели грандиозный успех.


Имя Глюка было у всех на устах, и к концу жизни Глюк был уже очень богат и знаменит на всю Европу не только как музыкант, но и как идеолог нового искусства.


Он занимал номинальный капельмейстерский пост при дворе, получал большие гонорары и пожизненные пенсии сразу из двух источников (от королевы Франции Марии Антуанетты, и от её матери - австрийской императрицы Марии Терезии).


У него был собственный дом (и не один) и выезд. И статус его был таков, что даже особы царских кровей (например, великий князь Павел Петрович - будущий российский) не гнушались навестить его дома, чтобы справиться о здоровье и поговорить с выдающейся личностью.


Неплохой жизненный финал для сына лесника!


Но как же преходяща человеческая слава... Нет, Глюк с годами не был забыт, но столетия спустя он стал кем-то вроде "свадебного генерала" на празднике классической музыки. Все вроде бы в курсе, что человек заслуженный, но в топе самых исполняемых композиторов его нет.


Почему так получилось - вопрос сложный. Возможно, его музыка просто не вписалась в ритм нового времени. Не исключено также, что он был заслонён более ярким гением его младших современников - Моцарта и Бетховена. Или сыграло роль то, что весь его рукописный архив сгорел в пожаре ещё в начале 19 века.


Во всяком случае из почти полсотни его опер в репертуаре закрепилась лишь одна - "Орфей и Эвридика", с которой этот композитор и ассоциируется уже двести лет, как Огинский со своим Полонезом.


Вот пара известных фрагментов из Глюка, которые непременно стоит послушать, чтобы получить о нём хотя бы самое общее представление.


Танец фурий из балета "Дон Жуан" - злобные фурии тащат Дон Жуана в тартарары под эту яркую музыку.

И невероятно нежная и красивая Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика".

Показать полностью 2
137

Привет из жаркого лета

"Катание на санях" - эту рождественско-новогоднюю композицию американский композитор Лерой Андерсон написал в июле, в разгар летней жары, как бы ностальгируя по хрустящему снежку,

морозному воздуху и традиционным зимним забавам, типа катания на санках и коньках.

В оригинале это произведение написано для оркестра, но существует также и эта аранжировка для 5 роялей.


Интересно, что музыканты на видео являются друг другу братьями и сестрами. Их имена Деондра, Дезира, Грегори, Мелоди и Райан.


Оригинальный оркестровый вариант хорош тем, что Лерой Андерсон в нем, со свойственным ему юмором, изобразил музыкальными инструментами топот копыт, перезвон колокольчиков, и даже... ржание лошади:

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!