Один мой знакомый, Алексей, переехал жить в Канаду. Теперь он там Алекс. Решение уехать зрело в нем давно. Человек он аккуратный, собранный, во всем любит порядок. Когда учился в школе, очень любил собирать и разбирать автомат Калашникова. Уж очень ему нравилось щёлкать идеально подходящими друг другу деталями, которые были к тому же идеально отполированы руками сотен учеников.
От прочих же российских реалий Алекс регулярно плевался. То под окном в дождь асфальт начнут класть, то фонари на улице днем горят так, словно соревнуются с солнцем, то один из популярных российских банков начнет со счетов пенсионеров отчислять «добровольные» пожертвования в пользу амурских тигров, то.. Продолжать можно долго. Алекс не переставал удивляться и возмущаться подобным головотяпством. И наконец случилось событие, которое его доконало. Как-то раз на соседней стройке экскаватор копал яму, докопался до силового кабеля и успешно его оборвал. Дом Алекса погрузился во тьму. Cидя за ужином при свечах и ковыряя вилкой холодные макароны, он обсудил произошедшее с женой, и решение «ВАЛИТЬ» было принято единогласно, окончательно и бесповоротно.
Через какое-то время были поданы документы в канадское посольство. Пройдя долгую и нудную процедуру оформлений, собеседований и согласований и назанимав максимальное количество денег у всевозможных родственников и знакомых, Алекс с женой Натальей и сыном-подростком оказались в канадском городе Торонто. Тамошняя действительность разительно отличалась от российской. В устройстве окружающей жизни чувствовались простота и здравый смысл, и душевное спокойствие нашего героя потихоньку стало восстанавливаться. Малость осмотревшись и подучив язык, Алекс устроился на работу в местный супермаркет, а сын пошёл в местную школу. Наталья осталась домохозяйкой.
Прожив в Канаде год, супруги скопили сумму, достаточную для визита на Родину. Прилетев в Москву, ходили по родственникам и друзьям, хвалили канадскую жизнь, гуляли по городу и в один из дней зашли в Третьяковскую галерею. Пробыли там несколько часов, вдохновились шедеврами живописи, и Наталья сказала, что неплохо бы увезти в Канаду какую-нибудь картину, на память о России. Алекс не стал возражать, и в отделе продажи сувениров они увидели профессиональные слайды картин музея. Из всего их многообразия они выбрали «Богатырей» Васнецова. Продавщица заверила, что при современном развитии полиграфии, особенно в развитой капиталистической стране, они без проблем сделают с этого слайда полноценную картину желаемого размера, которая ни в чем не уступит оригиналу. Решив поместить будущую картину в красивую раму и повесить в своей канадской гостиной, супруги купили слайд и в положенное время улетели обратно в Торонто.
Желание побыстрее украсить гостиную было таким сильным, что уже на следующий день, даже не освоившись со сменой часовых поясов, Алекс зашёл в полиграфическую студию, расположенную рядом с его домом.
- Hello! Сan I help you? – с ослепительной улыбкой обратилась к вошедшему приемщица заказов, молодая девушка с цветом кожи таким черным, что он казался аж синим. Алекс улыбнулся ответно, протянул ей слайд и объяснил, что хотел бы заказать полноценную картину большого размера и хорошего качества, с оформлением её в соответствующую раму.
- No problem! You can see these great examples of our pictures! – воскликнула негритянка и сделала широкий жест рукой, приглашая взглянуть на фотоснимки разных размеров и форм, там и сям развешанные в студии. Огромный постер с изображением человека-паука, выполненный в объемной технике 3D, занимал почти весь потолок и производил особо сильное впечатление. Девушка в очередной раз ослепила Алекса белозубой улыбкой, быстро оформила заказ и сказала, что он будет готов послезавтра.
Время пролетело быстро, и, предвкушая восторг, в назначенный день Алекс снова отправился в студию. Приемщица снова ему заулыбалась и со словами “Here are your horses! What they are beautiful!” протянула ему выполненный заказ. Алекс снисходительно улыбнулся – ну, не знает эта пигалица русскую живопись, что с нее взять. И объяснил, что это не «кони», а знаменитые «Богатыри» (“Heroes”) работы великого русского художника Васнецова.
- Excuse me, but … there are no heroes, there are horses! –растерянно возразила девушка. Алекс, не зная, что ответить, посмотрел на картину и заметил, что в ней что-то не так. Присмотревшись внимательнее, он увидел, что богатыри на картине есть, но почему-то без голов.
Дальнейшие расспросы сопровождались охами, ахами, возгласами «Oh my God!», привлечением к обсуждению третьих лиц и в итоге показали, что картинные рамы в студии имелись только широкоформатные, 16:9, а Васнецов этого предвидеть не мог и создал свой шедевр в несколько ином формате, ближе к 4:3. Полиграфист, выполняя заказ, был поставлен перед выбором, что оставить на картине – ноги коней или головы богатырей. Одновременно и те, и другие в формат 16:9 не помещались. А поскольку коней художник изобразил на переднем плане, полиграфист решил, что они и есть тут главные. И богатырей слегка укоротил, пританцовывая и напевая хит группы Queen “Show Must Go On”.
- Ok, please, re-make the order, I'll wait some days, - слегка успокоившись, сказал Алекс и вдруг заметил, что приемщица побледнела. Цвет её лица при этом приобрёл голубоватый оттенок.
- You see, Mister... We apologize, but we … we have lost your slide... – волнуясь и запинаясь, выговорила она.
- But you can choose any picture you like from our collection, in which more than 5000 ones! Even a SpiderMan ! “- поспешно добавила девушка, зыркнув на потолок.
Алекс тоже поднял глаза. Ему показалось, что если он сейчас же не выберет другую картину, человек-паук на него прыгнет и сделает с ним что-то ужасное. Почувствовав, что теряет самообладание, Алекс стал кричать, что другой слайд ему не нужен, что ему нужны только его «Богатыри», пусть они берут их где хотят или он на них подаст в суд. Отдышавшись и глядя на почти уже бледнолицую приёмщицу, он вдруг вспомнил, как подобные вопросы решались в России, и потребовал вызвать директора студии. Директор, как обычно бывает в России, оказался недоступен. Но, как обычно в России не бывает, он через пару часов Алексу перезвонил, представился и спросил «What’s up?». Выслушав возмущенный монолог нашего героя, он ответил “No problem! Don’t worry about that! We’ll do everything ! ”.
Месяц, в течение которого сотрудники студии заказывали слайд в Третьяковке (в Канаде его не нашли), а затем изготавливали картину в нестандартного размера раме, Алексу дался нелегко. Он нервничал и размышлял о том, что, оказывается, не только в России случаются накладки, несостыковки и несуразности. Что головотяпство, причем даже в своём натуральном виде, может произойти где угодно, и перестраивал свою картину мира в соответствии с новыми реалиями. Мысленно ругал и приёмщицу, и директора, и любителя творчества группы «Queen» - главного головотяпа. Как писал классик - что ж поделать! Русский человек, да еще и в сердцах.
И вот – картина доставлена и торжественно повешена на стену в гостиной. Как и планировали хозяева, она напоминает о России. И не только о ней - жизнь внесла свои коррективы.