Почему DnD убивает фентези
Это пост с высокой концентрацией личного мнения, не ешьте меня. Напротив, я буду очень благодарен за любую попытку меня переубедить, более того, я бы этого хотел.
Магия написания "Хоббита" была не только в том, что эта детская, на первый взгляд, книга положила начало целому жанру. Признание, которое получила вселенная Профессора ознаменовало важное событие - литература 20го века совершила крутой поворот, который определил все то, что происходило после.
Реализм уступил символизму, причем достаточно резко. Вместо полновесного, шокирующего, полного страшных деталей монускрипта о полях Вердена и ужасах Второй Мировой мы получили сказку о малом народце, курительном зелье и магах-истарях. Сказка эта бережным образом сохранила в себе как описания тех ужасов, которые автор должен был передать, скрывая самое ужасное за пеленой фантастического мира, так и самое важное - роль маленьких, в случае хоббитов буквально, существ в победе над злом.
Митрандир
— Почему полурослик?
— Я не знаю. Саруман верит, что только лишь великая сила способна обуздать зло, но мне открылось иное. Я понял, что разные мелочи, житейские деяния простого люда помогают сдерживать тьму. Обыкновенные любовь и доброта. Почему Бильбо Бэггинс? Наверное потому что мне страшно и он придаёт мне смелости.
Так получилось фентези. Хорошее, то самое, где магия — нечто непонятное. Никто не может раскидываться ей направо-налево, даже те, кто называется магами. Мир есть песнь Первосоздателя и все работает так, потому что должно, и не может работать иначе. Гендальф воскресает, а другие истари нет. Почему и зачем? А он и сам не знает.
И тут начинается вторая глава, бум моды на ролевые игры, в частности, на доживший до наших времен Dungeons and Dragons, в наше время уже пятой, а то и дальше, редакции.
Дайс
Ролевые игры автоматически подразумевают, что наиболее претенциозная половина населения захочет не рваться в сражение в диком танце меча и топора, а похотливо стоя в тылу и опираясь обтянутой в красные кожаные лосины ногой на стену из булыжника, рекреационно покрикивать "Файербол", заставляя своих коллег, играющих за персонажей ближнего боя чувствовать себя неполноценно и гореть в священном огне AoE магии пятого круга.
И чтобы все это не превращалось в детское "а я в тебя сильнее кастанул", "нет я", "а у меня 100000 магической силы", " а у меня на 1 больше!", нужен был механизм сдерживания. И да, поскольку склонные к играм такого рода, неразрывно связанным с практическим эскапизмом, люди, зачастую погруженные в науки технические (а еще потому что так проще), ограничение было наложено ЧИСЛЕННОЕ, и были придуманы очки колдовства, мана, знание и так далее.
Разнообразие магии легко легло в описание разными школами, Хаоса, Света, Призыва, сила - в градацию "кругов магии". Так зародилось, перекочевало в видеоигры. А еще и Сальваторе очень своевременно положил начало Forged Worlds, где так мило уживались расы, вносившие в игру дополнительный слой разнообразия. Дроу, Эльфы, Демоны, Ангелоподобные люди, орки, драконы и прочие навсегда поселились в восприятии фентези как жанра и не собирались никуда уходить. Если кольчуга, то уж митриловая, без этого никуда.
Шло время и все забыли, что мана и ОВ - концепция сдерживающая, техническая, как литературный троп смысла никакого не имеющая. И вот мы уже видим полки, забитые LitRPG, где между строчками хило написанного текста скромно прячутся замечания вроде
" ... кровяной слизень получил 84.6 единицы урона огнем. Пирокинез. 5 урона от Горения...".
В момент, когда на такую "литературу" начинают тратить деньги, жанр фентези начинает неизбежно умирать. Почему? Да потому что это регресс. Толкин, написал свое бессмертное
"В земле была нора, а в норе жил хоббит..."
навсегда, казалось бы, положил конец попыткам свести все к реализму и сухой рационализации.
И вот мы венрнулись сюда. "Гарри Поттер и методы рационального мышления", литРПГ на вкус и цвет, бесконечные школы магии и попытки понять и систематизировать то, что систематизироваться не должно.
Отдельно странно, кстати, заявлять что-то вроде "посмотри, вот Мартин, вот Сапковский, вот Rothus, пишут себе и пишут отличное фентези, эпическое, сасмыслом, как надо". Нет, не как надо, Мартин просто переосмысливает Легендариум, Сапковский безуспешно это сделать пытается, а новых тропов, за пределами шутливых спин-оффов классики годов эдак 80-90 настолько мало, что приходится очень сильно искать. И тот факт, что нам приходится при минимальной нападке отбиваться на уровне примеров, только подчеркивает мой пойнт.
Я люблю DnD, но этого я простить игре не смогу.
Если вы дочитали до сюда, возможно, вам интересно то, что я пишу.
Найти чуть больше можно тут: https://t.me/mimir_head
Живите, процветайте.