«Какой театр, ты что, дурак?!»

Однажды я захотел играть в театре и неожиданно прожил там целую маленькую жизнь. Дело вот в чём. Каждый раз, когда мне нужно было выступать перед людьми, делать презентацию или доклад — я превращался в табурет на тонких ножках.


Голос сипит, во рту пересыхает, руки холодеют, мысли путаются. Говорить, конечно, мог, но внутри — никакого удовольствия. Что-то с этим нужно было делать. Я увидел у приятеля в соцсетях перепост про театральную студию и сразу записался.

«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост

Мне попался маленький частный театр под названием «Астролябия». А сам театр находился в корпусе бывшего хлебозавода «Пекарь». В нём, как в трупе огромного кита, поселились разные организмы: конторки, офисы, мини-производства, мастерские и вот театр. Когда в театре что-то ломалось, перегорало, падало, отваливалось или упорно не получалось — мы говорили, что это шалит Чёрный Пекарь, дух театра.


Хочется как-то сразу передать вам театральную атмосферу в двух словах, не знаю. Ну вот, входишь в закулисье, а оттуда из глубины трагический крик: «...пусть, блядь, Петя поёт, у него мать — оперная певица!!!» Нигде так не кричат, как в театре.


Я считаю себя актёром примерно в той же мере, в которой может считать себя десантником человек, искупавшийся однажды в фонтане. Но время, проведенное на сцене и за кулисами, шло по моим внутренним часам год за три. И потому оставило уйму впечатлений.

Театр — это режиссёр


Все наши актёры были любителями, за исключением двоих, а вот режиссёр попался профессиональный — выпускник Щукинского, курса Хейфеца. Режиссёр Сергей Георгич был некрупен собой, похож на Уиллема Дефо и мрачен большую часть времени — до момента, пока не начинал объяснять мизансцену.


Все, кто приходил в театр, сначала несколько месяцев учились у него в студии, а потом по мере успешности вводились в спектакли.


Когда я пришёл в первый раз, на сцене что-то репетировали, а режиссёр сидел на первом ряду, скрестив руки и вытянув ноги. Я подошёл и сказал, мол, вот я звонил, хочу заниматься. «А зачем?» — сварливо спросил Сергей. Я что-то пролепетал про публику, скованность и голос, но его это ожидаемо не впечатлило.


Он разогнал всех со сцены и скомандовал мне: «Давай, выходи». Я вышел на сцену. «Так, — продолжил он, — вон табурет в углу стоит. Возьми его, поставь на середину сцены и сядь». Я принес, поставил и сел.


Он посмотрел, пожевал губами и потёр щетину: «Угу. Игровой тип, понятно. Ну ладно, садись, скоро начнём».


Вот так я узнал, что у меня игровой тип. До сих пор без понятия, что это значит.

Занятия в студии обещали два раза в неделю по три часа, но тут меня вштырило. Я приходил четыре раза в неделю и проводил там по 4-5 часов, пока не начинал опаздывать на метро. Формальное время занятий не очень беспокоило Сергея — он начинал объяснять, входил в раж, для понятности выскакивал на сцену, показывал сам, заменяя половину слов на «твою мать» в совершенно разных, но методически очень понятных интонациях.


На метро Сергей Георгич не торопился, потому что в театре практически жил. Иногда он сам немного напоминал реквизит: чтобы случилось занятие, режиссера надо было разбудить.

«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост

Театр — это текст


Поначалу мне казалось невероятным, что люди могут запоминать столько текста. Спектакль на два часа и всё время нужно говорить, причём вовремя и не запинаясь. В студии мы начинали с басен, стихов и отрывков прозы — и их-то ещё можно было запомнить.


Хотя и это удавалось не всем. Ученик студии Антон — сорокалетний мужик, который снимался в массовке, но хотел большего — вообще не мог запоминать текст. Пересказ басни превращался для него в бесконечную пытку. Он говорил первую строчку и забывал вторую. Вспоминал третью, бил себя ладонями по ляжкам, ругался, начинал сначала и снова забывал.


Но это совсем крайний случай и до спектаклей у нас Антон так и не дошёл.


Начав репетировать спектакли, я понял, куда в организме складывается текст. У меня он складывался в собственные движения и в интонации партнеров. Когда ты прошел по сцене сто раз одновременно с текстом, он начинает выскакивать автоматически, минуя память.


Правда, был побочный эффект — внутри труппы мы начали фактически общаться текстом спектаклей. И прекрасно друг друга понимали, в отличие от окружающих, которые диковато косились, стоило нам оказаться в людном месте.


Но всё же иногда текст забывался. «Глаза обосравшегося оленя» — у нас это был почти официальный термин. Когда ты видишь, что партнер смотрит на тебя такими глазами, значит всё, он забыл текст. Надо спасать ситуацию — задавать ему вопрос, слепленный из его текста, или говорить кусок текста за него, и следить, когда в зрачках снова появится осмысленное выражение.


Один раз было такое, что мой сотруппник напрочь забыл текст посреди своего длинного монолога, изобразил какой-то порыв и сбежал за кулисы, не дожидаясь помощи и оставив меня на сцене. Самый страшный актёрский грех — бросить партнёра.

«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост
«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост

Театр — это неостановимый поиск


Поиск реквизита, в основном. Его розыск, покупка, пошив. Его можно откуда-нибудь с трудом вытащить и отряхнуть, после чего критически оглядеть и сказать: «А пойдет!». Я регулярно появлялся на блошином рынке и бродил там, вглядываясь в тряпьё.


Внезапно пригодилось 14 лет лежавшее в шкафу кимоно. И то, что оно уже слегка пожелтело по углам от времени — это даже хорошо! Аутентичненько!


В телефоне появлялись странные контакты. Например, «Ксения Авоська» и «Илона Чайник». Я с трудом представляю себе, что мог подумать человек, подвесивший на Авито объявление о продаже плетёной авоськи и в тот же день получивший звонок: «Продаете? Выезжаю!». Кому может понадобиться авоська за сто рублей?


Надо сказать, купив авоську, ее не хочется отдавать в театр — у нее кожаные ручки, мягкое прочное плетение и она переживет пятьсот полиэтиленовых и картонных пакетов. А чайник? Советский такой алюминиевый чайник, электрический, новый! С зеленой эмалью. Мечта, а не чайник. Триста рублей за мечту.


Те вещи, что попадают в театр в качестве потенциального реквизита, но не пригождаются сразу — оседают по подсобным помещениям, копятся, наслаиваются, как жировые складки.

И в этом заключалось слабое место режиссёра — он был страшным барахольщиком. Весь театр был буквально найден на помойке и притащен Сергей Георгичем в закрома. Его закрома мы уважительно называли Гнездо. Три помещения, расположенные галереей — в ряд — были под потолок заполнены хламом, то есть, тьфу, ценным реквизитом. Только посередине был узкий, в одну ногу, проход.


Мне кажется, если вынуть все сложенные там вещи и расставить их в определенном порядке, то получилась бы действующая модель СССР.

«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост

Театр — это полосатые чулки и копчёная рыба


Поскольку театр частный, то готовить его к спектаклю нужно самим. С дисциплиной у господ актёров полный швах, поэтому подготовка выглядела чрезвычайно занятно.


Готовиться нужно было в несколько этапов:

1. Помыть полы во всем театре.

2. Расставить реквизит на сцене.

3. Надеть костюмы.

4. Продать билеты пришедшим зрителям.

5. Выходить на сцену вовремя и не забывать слова.


На деле выглядело примерно так:

— Кто дежурит завтра перед спектаклем? — дежурные как раз мыли полы, драили туалеты, расставляли печеньки в буфете и ставили самовар.

Молчание.

— Кто может прийти пораньше, помыть пол и расставить всё?

— Я не могу.

— Я работаю.

— Я только к 19 смогу...

— Да ёпта. Ладно, я приду.


За полтора часа до спектакля начинались крики:

— Где степлер, вашу мать?! — степлер нужен был, чтобы крепить скатерти к столам, если на сцене происходит застолье.

— Было два степлера, где они оба, падла!

Потом снова крики:

— Где мое платье?!

— И чулки мои — где?! Полосатые! Нет, с другими полосками!!!

С другого конца гримерки:

— Полотенце, сука, кто взял полотенце, я убью его!


За три минуты до начала, озабоченно:

— Слушьте, а где мистер Пип? — это иностранец из пьесы Ильфа и Петрова «Сильное чувство».

— Да позвоните вы ему.

— Алё, ты где? Как это «забыл», чудовище? Давай, скачи!... Ах ты у-учишься?! М-мать... Так, Пипа не будет.

Немая сцена, все думают. Мысль не приходит.


Думают еще некоторое время, потом смотрят на Мишу. Миша пришел в театр первый раз за два года, чисто поздороваться и поглядеть спектакль. Миша простужен.

— Мишань, тут такое дело... Надо играть Пипа.

— Да вы чо, не... Чо вы. Не! Я не! Я же ведь не! И простужен еще!

— Миша, давай, иначе жопа. Там всё просто. Ничего делать не надо, просто, короче, стой, изображай изумление, и еще две фразы скажи вот сюда и сюда, а дальше мы сами.

Мишу одевают, инструктируют, вручают текст — он смотрит в него стеклянным взглядом. Что-то понять и запомнить в такой ситуации совершенно невозможно. Но выходит на сцену и там из него получается мистер Пип. Вуаля. Можно после спектакля в гримерке доедать копченую рыбу из реквизита.


У нас в театре всегда такой едрический быт, как будто он засосал в себя три квартала коммуналок:

«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост

Театр — это понимание


У меня есть знакомый, он бизнесмен. Очень энергичный, деловой. Хваткий! Ему не до рассусоливаний, бизнес — жестокая вещь. Я ему как-то наполовину нарочно проговорился, что играю в театре. Он посмотрел так, будто я сказал, что ем бумагу или ещё что-то в этом духе. Он думал, я пошутил.


Когда понял, что нет, пораженно спросил: «Глеб, а... а... зачем? Ты дурак, что ли? Ну то есть... ты дурак?!» Я ответил как есть — что мне захотелось, и я пошёл. «Слушай, — сказал он, — мне вот иногда хочется выебать кого-нибудь, но я же этого не делаю!»


Я мысленно сравнил театр со спонтанным изнасилованием и не нашелся, что ему ответить.


Примерно через неделю он же рассказывал мне, какая отличная и безжалостная попойка у него была в выходные. И спрашивает: «Слушай, Глеб, а вот ты вообще как расслабляешься?». Когда я соотнёс у себя в голове эти два разговора, то очень смеялся.

«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост

Театр — это грёбаные актёры


Режиссёр рвал и метал. Сидящие за полуоткрытой дверью зрители не смущали его ни капли. Господа актёры-любители доконали шефа и случилось это прямо перед первым звонком к спектаклю.


Спектакль был под угрозой.

— Ка-а-ак! — орал режиссёр, орошая слюной, — ж-ж-же вы все мне н-н-н-надоели!!! Да вы же них-х-хрена-а-а!!! Всё придумывают и придумывают! — это касалось вновь открываемых способов продавать билеты, — портят и портят! Вы билеты продавать не умеете? А? А?!!


Билеты мы продавать умели, но периодически испытывали с этим трудности, и о них всегда ставили в известность режиссёра. Легкомысленные глупцы.

— А я вам тут что-о-о?! Только успевай за вами! Туда! Сюда! Туда! Сюда!!! — здесь режиссёр, трясясь от гнева, показал жестами, как он туда, а потом сюда.


Судя по всему, под «туда» имелось в виду мытье посуды после неизбежных гримёрочных чаепитий, а под «сюда» — уборка реквизита. После спектаклей наигравшиеся актёры, весело гомоня, расходились по домам, не убрав игрушки.


— ...к чёр-р-ртовой м-матери!!! — это как раз относилось, кажется, к зрителям и способу завершения сегодняшнего театрального вечера. Управлять звуком и освещением на том спектакле мог только режиссёр. А он сейчас не мог совладать с собой.


Перспектива закончить, не начав, всё более пугала. Одетые и загримированные актёры угрюмо молчали. Все представляли, как кому-то из них придётся выйти к зрителю и, пересыхая горлом, сказать, что всё отменя... Нет, невозможно себе даже представить.


— К чёр-р-ртовой м-м-матери!!! — в очередной раз повторил режиссёр и с грохотом покинул гримёрку. За собой он оставил общее угрюмое сопение и всхлипы особенно впечатлительных актрис.


Но через десять секунд из каморки звукорежа раздался звонок к началу.

«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост

Театр — это уважаемые зрители


Любой театр состоит из ярких цветов, непроглядных теней, топота каблуков. Шершавых предметов, боковых мест, бархатных штор, взлетающей пыли, шорохов и скрипов. Зритель в театре должен чувствовать себя странно.


Я помню, как в нашем крошечном, траченном молью театре зритель как-то оставил негативный отзыв. О том, что ему чаю не наливали в буфете, и надо было самому у самовара краник повернуть и чашечку подставить.


— Уважаемый зритель, — хочется ответить ему сквозь года. — Приятно организовать буфет для того, кто пришел посмотреть спектакль, но совершенно бессмысленно играть для того, кто пришел заедать вафелькой чай.


Смысл актеров на сцене в том, чтобы играть в темноту, но не в пустоту.

«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост

Театр — это выход вовремя


Помню первый выход на сцену перед зрителями — очень, знаете, было страшно обосраться. В гораздо более прямом смысле этого слова, чем вы думаете. Ну, бывает, припрёт от нахлынувших чувств. Смотришь в щёлочку двери, которая ведёт на сцену, слышишь, как постепенно подходит твой текст, и наполняешься ужасом. Вот, вот ещё три фразы, а потом я! Две фразы, одна, ййых!..


Даже небольшой актёр даже от скромной роли получает уйму впечатлений. Когда я играл старого бухгалтера Хирина в чеховском «Юбилее», получаса на сцене хватало с лихвой.


Темпераментная роль играется в валенках и зимнем свитере, под валенками шерстяные носки, на свитере пиджак и шерстяной шарф. А представьте это летом. Плюс софиты. Через 15 минут в таком облачении организм начинает активно обезвоживаться, пот стекает по лицу, увлекая за собой грим — старик Хирин молодеет на глазах, морщины капают с носа и увлажняют щетину на щеках. В самые остросюжетные моменты с лица разлетаются брызги, как у боксера от удара.


А иногда — редко-редко! — доводится испытать эйфорию от того, что некое действие совершилось ровно так, как должно было. Или что голос твой прозвучал на краткий миг именно так, как ты и планировал.


Или что кто-то там, в живой темноте зала, вдруг понял именно то, что ты на самом деле хотел сказать.

«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост

А однажды театр затопило


Случилось это в начале январских праздников. Я как раз пришел пораньше, чтобы порепетировать перед спектаклем, взял ключи, поднялся на второй этаж, открыл замки на железной двери и шагнул в темноту.


Окон в театре нет, поэтому тьма там плотная и жирная, как волжский чернозём. Пробираться по ней нужно строго наощупь — на каждом шагу подстерегают передвинутые и брошенные предметы мебели, обуви и реквизита. С помощью которых легко себе что-нибудь разбить, подвернуть или проткнуть в любой части организма.


Я медленно, толчками, как каракатица, двинулся ко входу в зал, а затем в каморку у задней его стены. Там включается свет и стоят пульты с крутилками и бегунками для прожекторов на сцене.


В темноте зала сразу возникло ощущение, будто идёшь по гулкому гроту где-то в прибрежных скалах. Самая яркая деталь, ассоциирующаяся с гротом — капающая вода. Я как услышал это, мысленно завёл обратный отсчет: три часа до спектакля.


Шлепая по мокрому и подсвечивая себе телефоном, пробрался в режиссерскую и передумал включать свет — пол блестел, с потолка капало. Умереть в театре, может, и не самый худший вариант, но лучше уж на сцене в блеске софитов, чем в каморке во вспышке короткого замыкания. У стены, серебрясь в луче телефонного фонарика, вода весело стекала по фановой трубе, присоединяясь к луже на полу.


Я вернулся в коридор, чтобы подняться этажом выше. Навстречу шла Наташа — сразу было понятно, что Наташа хочет каких-нибудь классных новостей!


Классная новость была одна — мы тонем, свистать всех наверх! — и я её тут же ей рассказал. Наташа секунду поразмышляла и направилась к лестнице, чтобы подняться на пятый этаж и начать там безжалостно и быстро убивать людей.


Миновать третий и четвертый этажи Наташа решила вот почему. На пятом этаже жило какое-то рыбное производство. Мидии там или устрицы — не разбери поймёшь, но где производство, там и отходы. Отходы всегда исправно спускались по трубе вниз, но однажды летом труба забилась внутри, и отходы спустились снаружи трубы и прямо к нам за кулисы.


Синонимы к запаху рыбной жижи неожиданно подходят к описанию удачного театрального представления: жижа пахла ошеломляюще, исключительно! Грандиозно! Полторы недели после этого театр стоял вывернутый подкладкой наружу и источал. Поэтому Наташа думала недолго. В этот раз пятый этаж был совершенно не виноват, но эмоции требовали выхода. Смущенные среднеазиатские рабочие прятались за резервуарами и с акцентом отвечали «э-эта ни мы»…

Пока Наташа мешала киргизов с планктоном, я пошёл на третий, где несколько озадаченных людей, которые, видимо, тоже только что пришли, стояли вокруг торчащего из пола обрезка трубы. Эта труба и раньше там была, но никого не беспокоила ровно до момента, как начала работать фонтаном из мутной теплой водички.


Водичка хлестала уже некоторое время, обширная лужа запрудила коридор в нескольких местах и распространялась все дальше по этажу. Один из свидетелей фонтана взял большую тряпку и, покрываясь брызгами, заткнул ею трубу. Фонтан прекратился, подумал, поискал несколько секунд, и со звуком «пфшшш!» продолжился из под мешков с цементом, сваленных в конце коридора.


Сантехник по телефону объявил подлётное время — 15 минут, и подоспевшая часть труппы принялась бороться за живучесть. Процесс заключался в основном в том, что вода должна была удаляться быстрее, чем прибывала. Свет все же включили — пульты к общему облегчению оказались не тронуты, а со светом шанс на спектакль хоть и призрачный, но был.


Спустя два часа и много ведер воды сантехник что-то там заткнул, что-то прочистил, перекрыл, разморозил и локализовал течь до одной трубы у стены зала. Течь то стихала, то принималась вновь, сопровождаемая туалетными звуками.


Коридор театра наполнил многочисленный зритель. Зритель вошёл в зал. Ему навстречу из положения раком синхронно разогнулись и щёлкнули поясницами распаренные красномордые актёры. И честно сказали, что готовы играть вот прямо здесь. И сейчас. Несмотря на.... В этот момент возобновилась течь и туалетные звуки, поэтому осталось только показать рукой, несмотря на что именно мы готовы играть. Либо же уважаемый зритель будет приглашен в другой день.


Видимо, перспектива сразу идти по морозу обратно до метро зрителя не прельщала, поэтому он единодушно согласился смотреть спектакль немедля. И в дружеской атмосфере водопроводного тепла, влаги и вкусно пахнущей сырой штукатурки представление совершилось.

«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост

Но иногда театр заканчивается


Прошло несколько лет, я ехал по Красноармейской улице, а там бульдозер разравнивал основание завода «Пекарь», того самого, в котором был наш театр.


Ну вот же он был тут, на втором этаже, и выглядел, знаете, довольно основательно. Стены — во! Потолки — во! Прям трёшь мокрой тряпкой пол — и чувствуешь всю монолитность. Или на диване в гримёрке лежишь, отхлебывая чай — и ни малейшего нет ощущения преходящести. А сейчас я смотрю из окна автомобиля, стараясь попасть взглядом примерно в то место, где была каморка за сценой, а там воздух. И всё. Воспоминания есть, а места нет.


И, в общем, я подумал, что есть какая-то принципиальная разница между воспоминаниями о том, что физически существует, и о том, чего уже вообще нет.


Ну, например, я 10 лет назад переехал жить в другой район, а старый наш дом остался. Бывает, я проезжаю мимо него, правда, очень редко. Но он стоит и в нём квартира, в которой я жил. Она, конечно, другая сейчас, и всё же она есть. И вспоминать проще.


Когда ты вспоминаешь место, которое есть, то как бы мысленно идёшь туда, ощупываешь его невидимой мысленной ладонью и эта невидимая ладонь упирается в стены и в предметы, вызывая воспоминания. Даже не ладонь, а вроде как эхолот: посылаешь воспоминательный сигнал, а он отражается и возвращается к тебе. И какую-нибудь глупость обязательно зацепит и принесёт.


С театром ты вроде делаешь то же самое, но сигналу мысленного эхолота не от чего отражаться. Сосуд воспоминаний разрушен.


Наверное, людям кажется, что пока место есть и дом стоит, всё можно вернуть. Вернуть. Конечно, нет, так не бывает и это понятно. Но дело же не в возвращении, дело в возможности. Вот и весь спектакль.

«Какой театр, ты что, дурак?!» Истории из жизни, Санкт-Петербург, Ностальгия, Рассказ, Театр, Актеры и актрисы, Хобби, Сцена, Мат, Длиннопост

Истории из жизни

36.1K постов73.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.