6

Как Госдума с Правительством РФ кидают дольщиков (часть 6, стандарты)

Для тех, кто не читал предыдущие статьи по этой теме, настоятельно предлагаю их прочесть по следующим ссылкам: основная часть, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.

Для тех, кому вышеуказанные статьи читать лень (некогда, неинтересно и т.д.), кратко сообщу, что Госдумой и Правительством РФ с 2021 по 2025 годы были принятые следующие законодательные акты: постановление № 423, ФЗ-46, постановление № 479, постановление № 1534 (продление постановления № 479), ФЗ-266 с поправками к ФЗ-214, постановление № 326, постановление № 1916 (продление постановления № 326), ФЗ-482, ФЗ-494, постановление № 589.

Принятие вышеназванных норм носит системный характер и направлено на поддержку застройщиков (строительных олигархов) за счёт дольщиков-физлиц (простого народа). Мораторные постановления Правительства РФ в период их действия повлекли отмену подлежащих взысканию с застройщиков в пользу дольщиков неустоек, процентов, штрафов, иных мер ответственности предусмотренных ФЗ-214 и ЗоЗПП. По ранее начисленным процентам, штрафам и т.д. предоставили застройщикам отсрочку в период действия норм. Принятые народными избранниками (депутатами) Федеральные законы (ФЗ), внесли изменения в ФЗ-214 О долевом участии в строительстве, существенно уменьшив ответственность застройщиков в сравнении с ранее действующим ФЗ-214. Также поправками изменено действие ЗоЗПП, который по большей части более не применяется к договорам долевого участия (ДДУ). Кроме того, ФЗ-266 и постановление 326 применили обратную силу закона к ДДУ, заключенным до вступления в силу указанных норм. Применение обратной силы закона в нарушение Конституции РФ существенно изменило ранее установленную ФЗ-214 и ЗоЗПП ответственность застройщиков, что в свою очередь привело к существенному нарушению прав и законных интересов дольщиков в правоотношениях дольщик - застройщик.

В этой статье поговорим о техническом регламенте, сводах правил в строительстве и строительных стандартах.

В России 30.12.2009 был принят Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ-384). В ст. 1 ФЗ-384 указано:

Настоящий Федеральный закон принимается в целях:

1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

4) обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений.

"Защиты жизни и здоровья граждан". Не слабо так, да?

В соответствии с ч. 6 ст. 15 ФЗ-384, соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования ФЗ-384 и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утверждённые постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521 (далее – обязательный перечень) и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.03.2015 № 365 (далее – добровольный перечень), или требованиями специальных технических условий (далее – СТУ).

Если проще.

Требования по защите жизни и здоровья граждан (т.е. вашей жизни и жизни ваших соседей как дольщиков) при проектировании вашего жилого дома, согласно вышеназванной нормы можно выполнить одним из двух способов:

  1. Проектные значения жилого дома обосновать ссылками на требования обязательного перечня стандартов и сводов правил в строительстве.

  2. Проектные значений жилого дома обосновать ссылками на требования добровольного перечня стандартов и сводов правил в строительстве.

То есть, проектные значения и характеристики жилого дома должны соответствовать либо обязательному перечню стандартов, либо добровольному.

Обязательный перечень утверждается и периодически уточняется постановлением Правительства РФ. Последний такой перечень был утверждён постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального Закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 985" (далее - постановление № 815). Как вы поняли до издания постановления № 815, обязательный перечень регулировался постановлением № 985. То есть, вновь утверждённый отменял предыдущий.

Добровольный перечень утверждается приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Он представляет собой список стандартов и правил, соблюдение которых не является обязательным. Однако использование этих стандартов в соответствии с ч. 6 ст. 15 ФЗ-384 обеспечивает соблюдение требований ФЗ-384 аналогично стандартам из обязательного перечня. Действующим является Приказ Росстандарта от 02.04.2020 № 687 (в ред. от 05.09.2024) "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»".

Что за бред? - скажите вы. Обязательный перечень может быть заменён добровольным. Конечно бред, но бред узаконенный, а поэтому с точки зрения законодателя этот бред уже не бред . Есть обязательные стандарты, но их можно заменить добровольными. Официальная позиция по такой замене говорит о том, что современный перечень позволяет проектировщикам и строителям использовать современные и инновационных подходы к обеспечению безопасности граждан. О как завернули.

Вы наверное заметили упоминание в ч. 6 ст. 15 ФЗ-384 некие СТУ. Это дальнейшее прогрессирование паранойи в области соблюдения застройщиками требований ФЗ-384. Упрощённо смысл СТУ сводится к тому, что если застройщик при проектировании жилого дома не хочет (или не может) выполнять требования обязательного перечня или добровольного перечня для отдельных проектных значений жилого дома, то он прибегает к СТУ. Фактически это дыра в Законе, позволяющая застройщику производить строительство с отступлением от обязательных стандартов и правил в области строительства. И эта дыра была узаконена! Вот что лобби строительное животворящее с законом делает!

К счастью в соответствии с требованиями пп. 1-4 ч. 6 ст. 15 ФЗ-384 в случае разработки СТУ застройщик был обязан предоставить обоснование(я) отступления(ий) от обязательных стандартов и правил одним или несколькими из следующих способов:

1) результатами исследований;

2) расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

3) моделированием сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

4) оценкой риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

"Чем дальше в лес, тем толще партизаны." /Народная мудрость/

Однако, мы с вами неутомимы в поисках истины, поэтому слегка одуревшие, погружаемся дальше.

Что это за муть? Какие такие стандарты, какие такие правила? - спросите вы. Не скажу, что это просто, но и не особо сложно. Поясню на практике.

Есть такой СП 54.13330.2011 «Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», когда то включённый в обязательный перечень. В соответствии с требованиями п. 4.10 данного СП в жилых домах не допускается размещать встроенные и пристроенные трансформаторные подстанции (далее - ТП). Смысл думаю понятен. Нечего застройщикам подвергать жизнь и здоровье жильцов опасности и поэтому на такое размещение наложен запрет.

В соответствии с п. 9.25 СП 54.13330.2011 уровни шума от инженерного оборудования и других внутридомовых источников шума не должны превышать установленные допустимые уровни и не более чем на 2 дБА превышать фоновые значения, определяемые при неработающем внутридомовом источнике шума, как в дневное, так и в ночное время.

Но застройщику позарез нужно сэкономить территорию, чтобы впихнуть как можно больше квартир и срубить с дольщиков как можно больше денег. Территория к примеру в г. Москве стоит не дешево. Каждый метр на счету. Ничего личного, просто нажива.

И что делать? Строить ТП отдельно? Потерять квадратные метры жилья и главное потерять прибыль? Да бог с вами. Дешевле впихнуть ТП в дом. Но тут эти гадские СП из обязательного перечня, как кость в глотке застройщика. И как назло, щёрт побери, нет лазейки в добровольном перечне, чтобы их обойти. Что делать? И тут палочкой-выручалочкой выплывает из мутной тины СТУ.

Хлопотно. Нудно. Всё это хозяйство обосновывать. Разрабатывать. Ну что не сделаешь ради денег. Можно даже в нарушение ФЗ-384 пожертвовать здоровьем граждан, которые будут жить в непосредственной близости от ТП, встроенной (пристроенной) в дом (к дому).

В соответствии с ч. 8 ст. 6 ФЗ-384 в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в обязательный перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии c СТУ.

Согласно указанной нормы цель СТУ заключается не в тупом обходе обязательных требований, а увеличению надёжности зданий и сооружений. Однако застройщики использую СТУ так, как я описал на примере ТП, для обхода обязательных правил при строительстве.

Идём дальше.

Порядок разработки и согласования СТУ определён приказом Минстроя РФ. Например, приказом Минстроя РФ от 15.04.2016 № 248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (далее – приказ-248/пр), в п. 6 которого указано, что СТУ должны содержать перечень вынужденных отступлений от обязательных требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, содержащий мероприятия, компенсирующие эти отступления. Согласно п. 7 приказа-248/пр в случае наличия отступлений от требований обязательного применения, установленных национальными стандартами и сводами правил, в состав СТУ должны быть включены положения, компенсирующие эти отступления, при обосновании одним или несколькими способами в соответствии с ч. 6 ст. 15 ФЗ-384.

Перечень отступлений от обязательных требований, компенсирующие мероприятия для отступлений, а также обоснования в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 15 ФЗ-384 при изучении какого-нибудь СТУ до слёз смешные. Застройщики в них пишут всякий бред. Но как ни странно в итоге на свой бред получают положительное Экспертное заключение о соответствии Закону со стороны государственных учреждений. Например, Мосгосэкспертизы. Ответ на то, как так получается, выходит за рамки данной статьи и данной темы.

Вот пример компенсирующих мероприятий в СТУ, обосновывающих встраивание в жилой дом двух ТП:

Как Госдума с Правительством РФ кидают дольщиков (часть 6, стандарты) Долевое строительство, Неустойка, Ответственность, Договор, Защита прав потребителей, Убытки, Правительство, Госдума, Постановление, Законодательство, Закон, Депутаты, Застройщик, Дольщики, Обманутые дольщики, Штраф, Длиннопост, Обман клиентов, Негатив, Лига юристов, Юридическая помощь

Из четырёх компенсирующих мероприятий фактически указано только одно: применение сухих трансформаторов, остальные так называемые "компенсирующие мероприятия" совершенно не компенсирующие, а обязательные требования по Закону.

Такое состояние было каких то несколько лет назад. Какое? - спросите вы. Такое, что обязательные стандарты и правила в области строительства, которые застройщики обязаны были соблюдать, хотя бы существовали на бумаге. По крайней мере имелась возможность оспорить строительный беспредел застройщиков в судах. Хоть как то помешать творящемуся строительному беспределу.

К настоящему времени, начиная с 1 сентября 2024 года, всё существенно изменилось. Разумеется не в пользу дольщиков. Госдума с Правительством РФ извлекли кость из глотки застройщиков и отменили так мучащие их обязательные обязательные стандарты и правил в области строительства, т.е. приняли очередные антинародные законодательные акты. За последние 4 года антинародных законодательных актов принято столько, что уже можно сбиться со счёта. Просто какой то вал.

Итак что же случилось с 1 сентября 2024 года?

Правительство РФ постановлением № 589 от 06.05.2024 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Правительства Российской Федерации" отменило обязательный перечень национальных стандартов и сводов правил. Кроме того, с 01.09.2024 вносятся соответствующие изменения в ряд нормативных актов Правительства РФ, регулирующих вопросы строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (РКС). Разумеется не в пользу народа.

В числе этих актов:

- постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"

- положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённое постановлением Правительства РФ № 468 от 21.06.2010

- правила выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом ОКС, выдаваемых в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов, и досрочного прекращения их действия, утвержденные постановлением Правительства РФ № 2608 от 31.12.2021.

Кроме того, ФЗ-653 с 01.09.2024 отменил ведение двух перечней документов по стандартизации, в результате применения которых на обязательной и добровольной основе соблюдаются требования ФЗ-384. Вместо этого вводится реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерно-строительных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса ОКС.

Этого Госдуме с Правительством оказалось мало.

Поэтому установлено право проектировщика обосновать соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности одним или несколькими из следующих ранее описанных способов:

1) результатами исследований;

2) расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

3) моделированием сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

4) оценкой риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Теперь застройщики на вполне законных основаниях могут лепить СТУ на любой цвет и вкус и, если раньше протащить СТУ через дыру в законе было не так просто, то теперь сам закон стал одной огромной дырой.

Порой смотришь на карточные домики из тонюсенького бетона и диву даёшься как оно всё до сих пор не обвалилось и с какой силой должен дунуть ветерок, чтобы обвалилось.

Или другой пример. Дом по реновации. Московский стандарт реновации и московское качество. Чих соседей на 10-ом этаже слышен на 8-ом и даже на 7-ом. Что-то тяжёлое, брошенное в мусоропровод, эхом преисподней раздаётся на весь подъезд и заставляет всех без исключения его жителей подпрыгивать с диким ужасом по ночам. Шумо- и звукоизоляция просто изумительные. Интересно, С.Собянин в курсе московского стандарта реновации? Небось опять по СТУ лепили.

В следующей статье (части по данной теме) поговорим о ст. 333 ГК РФ.

Прошу принять участие и выразить своё личное мнение в опросе об отмене постановления Правительства № 326 от 18.03.2024 № 326 "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве". Напомню что с продлением оно действует до 01.07.2025. Опрос в предыдущей статье по данной теме.

Полезные ссылки:

  1. Адресъ-Недвижимость. Отмена строительных норм: как это отразится на новостройках? https://adres-realty.ru/stati-i-publikacii/article_post/otme...

  2. РБК. Требования в строительстве отменяют: как изменится качество новостроек. https://realty.rbc.ru/news/623833319a794745f875a7ef

  3. Циан. С отменой СНиПов дольщики проиграют? https://www.cian.ru/stati-s-otmenoj-snipov-dolschiki-proigra...

Как Госдума с Правительством РФ кидают дольщиков (часть 6, стандарты) Долевое строительство, Неустойка, Ответственность, Договор, Защита прав потребителей, Убытки, Правительство, Госдума, Постановление, Законодательство, Закон, Депутаты, Застройщик, Дольщики, Обманутые дольщики, Штраф, Длиннопост, Обман клиентов, Негатив, Лига юристов, Юридическая помощь

Правила сообщества

Рассказывайте о своем опыте борьбы с просрочкой. Рассказывайте об опыте плохих доставок, получения некачественного товара. Делитесь историями когда ваши права в магазине нарушили.


Будь культурен, вежлив. Не оскорбляй других. Не угрожай. Соблюдай закон.