646 лет Пьянскому побоищу

Было это дело, брат
На реке, на Пьяне
Сотни лет тому назад
Кто ж его помянет?

Азъ возьмусь за этот труд
Может быть меня поймут
Пьянство хуже ворога
Обойдётся дорого!

В те лихие времена
Повсеместно шла война
Русь была едва живою
То ордынцы, то мордва.

Бились насмерть за уделы
Дань себе отвоевать
В Перевоз за это дело
Вышла княжеская рать.

Вёл дружину князь Димитрий
Тот, кто будет впредь Донским
С ним отправился на битву
Суздальского тестя сын
Князь Иван и войско с ним.

У реки располагаясь
Ждали войска, но мордва
Под татарами была
И про всадников Мамая
Ложь боярам наплела:
Дескать, мол они далёко...

Им поверили, но срока
Князь московский ждать не стал
Перед днём Ильи пророка
Он в столицу ускакал

Рать оставил воеводам
Ну а те решили так:
Если есть у нас свобода
И далёк ордынский враг

Отдохнём! В лесах услада
В эти жаркие деньки
И отпразднуем, как надо
День пророка Илии

Бог исполнил их желанья
Разбежались, кто куда
Рать - в деревни на гулянья
На охоту - господа

От жары и местной браги
Под названием пуре
Разомлели "в дым" ватаги
Так что "приросли" к земле

Поснимав свои доспехи
Что от зноя горячи
Побросали на телеги
Копья, стрелы и мечи

И не выставив дозоры
Устремились в разговоры
Пили, ели и смеялись
Своей силой похвалялись:

"Никого нет нас храбрее
Тронуть нас никто не смеет.
Каждый ратник, коль не стар
Одолеет сто татар!"

........................................продолжение следует


Не закончилось ещё
Пьянское побоище


В августе 1377 года русские дружины во главе с нижегородским князем Иваном Дмитриевичем в очередной раз потерпели поражение от татаро-монгол в битве на реке Пьяне. Это главное событие в истории Руси за этот год. Поражение русских дружин «обнажило пограничье» и открыло путь орде хана Мамая, который двинул свои тумены на Москву. Иван Дмитриевич повел полки к реке Пьяне (приток Суры и, через нее, Волги; находилась в ста верстах от Нижнего Новгорода; современная республика Мордовия). Там он разбил лагерь, ожидая противника, который, по сведениям разведки, все еще находился в пределах Новосельского княжества, на Волчьей Воде (разведчиками были мордовские князья, находившиеся на службе у русских; таким образом, вполне можно говорить о спланированном предательстве).
В Симеоновской летописи, а также в «Повести о побоище на Пьяне» из Рогожской летописи, говорится, что молодому полководцу не удалось удержать дисциплину. Бояре и воеводы, расслабившись и не ожидая нападения, отправились на охоту, рядовые дружинники отдыхали и пировали, забыв о службе. Доспехи и оружие находилось в обозах, дозоры также не были расставлены. 2 августа 1377 года татары, которых провел к Пьяне мордовский князь Алабуга, внезапно напали на беззащитный русский лагерь. Летописцы приводят не только дату сражения, но и день недели, и даже точный час нападения: воскресенье, «шестой час по полудню». Битва была стремительной. Дружинники, не готовые к нападению, были деморализованы, воеводы не смогли обеспечить централизованного командования. Полки стали отступать к воде. В некоторых источниках упоминается о командующем московскими дружинами Родионе Ослябе, который стоял на другом берегу реки. Он, в отличие от Ивана, полностью обеспечил оборону своего лагеря:

- расставил дозоры,
- прогнал мордву и нижегородцев «с брагою»,
- пригрозил воинам судом, если они поддадутся общему настроению и прекратят нести воинскую службу.
Когда началась битва, воевода, как мог, помогал русским силам, обстреливая татар из стрелометов, а также прикрывая брод.

Большое количество погибших вызвало у русских панику, и они стали бросаться в реку, пытаясь спастись вплавь, добраться до московской дружины, стоящей на другом берегу. Многие утонули, в том числе и князь Иван Дмитриевич.
После Пьянского побоища Арапша двинул свои силы на оставшийся без защиты Нижний Новгород. Город был взят, а разграбление его продолжалась три дня, с 5 по 7 августа, были сожжены монастыри и 32 храма. После этого были полностью опустошены земли княжества и татары отправились к Рязани, а потом к Пронску, которые также пали. Кроме рязанских и нижегородских земель Арапша разграбил также Засурье. Дальше он идти не решился, так как узнал о двигавшемся к нему городецко-московском войске под командованием Родиона Ослябы. Бедственным положением русских решили воспользоваться мордовские князья, которые почти сразу после ухода Арапши напали на нижегородские земли. Им дал решительный отпор Борис Константинович Городецкий, брат нижегородско-суздальского князя. Мордва была отброшена за Оку. В следующем году городецкий князь и его племянник, Семен Дмитриевич, организовали карательный поход в мордовские земли и разорили их. После успешного набега Арапши русские границы остались без защиты, а антиордынская коалиция распалась. В этих условиях хан Западной Орды Мамай решился на большой поход: его войска пересекли Оку и вошли в пределы Московского княжества.

Дмитрий Иванович оказался в положении обороняющегося как раз в тот момент, когда сил для обороны почти не было: нижегородцы, суздальцы, рязанцы были не готовы оказывать помощь московскому князю, боясь повторения «разорения». В этой непростой ситуации московский правитель, который вынес важный урок после поражения на Пьяне, сумел собраться и, после тщательной подготовки и разведки, дать достойный отпор монголам – разгромить их на реке Воже. Можно сказать, что битва на Пьяне и сражение на Воже – две ступени к Куликовому полю.

Историческая справка
2 августа (15 августа по новому стилю) 1377 года на реке Пьяна произошла кровавая трагедия, где русские войска понесли самую позорную в истории славу.
Летопись говорит о том, что русских предали мордва (мордовский князь Пиняска), которые отрицали о том, что татары очень близко и ввиду этого произошел такой исход. Трудно предположить причину предательства и имело ли оно место. В то время обстановка была очень сложная. Мордву притесняли и ордынцы, и русские.
Кто был для мордвы другом, а кто врагом, сказать сложно. Известно, что в русских войсках не было дисциплины и воины «культурно отдыхали», даже не выставив дозор.
Обязаны ли были «стеречь» покой разгулявшегося войска мирные жители мордовских сел, знали ли реально о подходе татар эрзяне, к сожалению, правда ушла вместе с той эпохой и нам её узнать невозможно. Можно предположить, что были и грабежи и насилие эрзянских женщин… что и вызвало гнев эрзян. Дурная слава грабежей и насилия велась за русским войском и в предыдущем походе на Булгар, в результате чего и «накликали» русичи ордынцев на этот поход.
На месте побоища у реки Пары любители древностей с металлоискателями искали, ищут находят оружие. Там копали и копают и сергачане, и лукояновцы, и нижегородцы.
В частности, в Пьяне мужчины сетями выловили меч и кольчугу. Мой муж еще ребенком в 70-е годы сам их видел у соседа. В предыдущих темах уже говорилось, что наши предки слышали об этой битве, но, как мы выяснили, наши деревни образовались на этом месте значительно позже и это значит, что наши пращуры никакого отношения к этой битве не имели. Современные татарские деревни Кадомка, Семеновка и Трехозеры образовались на этом месте в 1609 году, ввиду чего и предки современных татар тоже не имели участия в этой битве. Само название Кадомка эрзянское, что означает «оставленное, покинутое». Летопись также говорит, что следующей после битвы зимой нижегородцы отомстили мордве и всех, кто не успел сбежать, разорвали собаками… Как это было, много раз пытались восстановить разные историки:
В 1370 году в столицу Волжской Булгарии г. Булгар по повелению джучидского хана Бюлека князь нижегородский Дмитрий направил войско с целью посадить на кормление» ханского родственника Мухаммеда. Поход прошел успешно, без кровопролития с обеих сторон.
Через некоторое время уже другой ордынский хан Каганбек решил полностью подчинить себе Булгар, посадив своих чиновников для сбора дани. Но булгарский правитель Хасан отказался подчиниться Каганбеку. Тогда Мамай повелел Нижегородскому и Владимирскому князьям направить свои рати. В помощь Нижегородской рати Дмитрий Донской выслал объединенное войско. Зимой русские войска подошли к Булгару и в жестокой сече одержали победу. По дороге домой русские дружины пограбили и истребили мирных булгарских селян и сожгли их жилища.
Оставшиеся в Булгаре правители Хасан и Мухаммед немедленно сообщили в ставку Золотой Орды о бесчинстве русских воевод. Царевич объявил о наказании русских за грабежи и насилия, учиненные ими относительно его новых подданных в Булгарском царстве. Двоюродный брат Каганбека по имени Араб-шах возглавил войско и направил его на Нижний Новгород. Князь Нижегородский Дмитрий сообщил об этом князю Московскому Дмитрию Донскому. Тот лично возглавил ополчение из Ярославля, Владимира, Мурома, Переяславля и Юрьева-Польского и подошел к Нижнему Новгороду. Здесь к рати Донского присоединились и нижегородцы и выдвинулись к южным рубежам Нижегородского княжества (границей княжества была река Пьяна и все территории левобережья Пьяны, т.е Большое Андосово, Большие Моражы, где жили в те времена наши пращуры уже вошли в состав Руси). Подошло русское войско к р. Пьяна, перешло на другую сторону и остановилось недалеко от речки Пара. Вскоре и гонцы прискакали с доброй вестью: оказывается, вражье войско Арапши далеко за Сурой. Князь Дмитрий Донской передал командование войском своим воеводам и ускакал в Москву. Стояла августовская жара. Совсем расслабились воеводы да бояре, потеряли бдительность.
Подумали горе-воеводы да и решили: «Чево ж нам пужатися?» К обозам, везшим оружие, доспехи и продукты поставили несколько стражей, а дозор вообще не выставили. Сели на коней воеводы и бояре и поскакали в лес на охоту. Остальная дружина разбрелась по ближайшим лугам да селам – пить да гулять, да девок ласкать…
«Они же оплошали и небрежно шли доспехи на телеги, а иные в сумы, а щиты и сулицы (то есть копья) не приготовлены, ездят, одежду свою с плеч спустив, петли расстегнув, потому что им было жарко от бывшего в то время зноя» - так пишет летопись.
Второй день августа 1377 года. Хмельные русичи расположились в лагере, разбитом на южном берегу реки Пьяны. Каждый мается своим безделием. Горят костры, в общих больших котлах варится мясо. И вдруг гики и улюлюканье понеслись с неохраняемого тыла. Откуда не возьмись, появились всадники Мамая. Тучи стрел, словно комары взвились в раскаленный от жара воздух. Взвились и обрушились, пронзая на пути своем всё живое и неживое. Опешили дружинники, бросились врассыпную, но другая туча железных наконечников вонзилась им уже в спины. Попытались дружинники скучиться и дать отпор ордынцам, да разве устоишь плохо вооруженным да пешим против конного кочевника. Дрогнули ратники, побежали к Пьяне. Да только настигли и там их кривые ордынские сабли…
Прошла ночь. Наступило утро. И на берегу Пьяны открылась страшная картина. Везде, куда только не падал взгляд, на окрестных полях и лугах лежали мертвые тела убитых русских воинов. Между луговыми цветами и частоколами воткнувшихся в зеленую траву длинных ордынских стрел навеки заснули русские богатыри – богатые бояре, дружинники-тысячники и простые воины…

- Горский А. А.Русь и Орда, 2000 год.
- Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII века, 2008 год.
- Селезнев Ю. В.Русско-ордынские военные конфликты XIII—XV вв, 2010 год.
- Лицевой летописный свод Ивана Грозного

УДЕЛЬНАЯ РУСЬ
Князь Всеволод Ольгович (1139-1146)
Князь Изяслав Мстиславич (1146-1154)
Князь Юрий Владимирович Долгорукий (1155-1157)
Князь Изяслав Давыдович (1157-1159)
Князь Андрей Юрьевич Боголюбский (1169-1174)
Князь Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1176-1212)
Князь Юрий II Всеволодович (1212-1216)
Князь Константин Всеволодович (1216-1218)
Князь Юрий II Всеволодович (1219-1238)
Князь Ярослав Всеволодович (1238-1247)
Князь Святослав Всеволодович (1246-1248)
Князь Андрей Ярославич (1248-1252)
Александр Ярославич Невский (1252-1263)
Князь Ярослав III Ярославич Тверской (1263-1272)
Князь Василий Ярославич Костромской (1272-1276)
Князь Дмитрий Александрович Переяславский (1276-1294)
Князь Андрей Александрович Городецкий (1294-1304)
Князь Михаил Ярославич Тверской (1304-1319)
Князь Дмитрий Михайлович Тверской (1322-1326)
Князь Александр Михайлович Тверской (1326-1328)
Иван I Данилович Калита (1328-1340)
Князь Симеон Иоаннович Гордый (1340-1353)
Князь Иоанн II «Кроткий» «Красный» (1353-1359)
Князь Дмитрий Константинович Нижегородско-Суздальский (1360-1363)
Князь Дмитрий Иванович Донской (1363-1389)
Князь Василий I Дмитриевич (1389-1425)
Князь Василий II Васильевич Тёмный (1425-1462)
Князь Иван III Васильевич (1462-1505)
Князь Василий III Иванович (1505-1533)
Иван IV Васильевич Грозный (1533-1547)

Источник: https://rusistori.ru/udelnaya-rus/bitva-na-reke-py...