Рельно ли уехать работать не программисту
Порой пикабушники сокрушаются, что только программисты могут найти работу за границей и уехать куда-то или же вопрошают, а реально ли это сделать представителям других профессий.
Я без понятия, но подумайте вот о чем. Компании тратят огромные деньги чтоб нанять специалиста из-за границы и хотят чего-то взамен.
Disclaimer
Я попробую оценить сколько это стоит, но текст будет изобиловать допущениями и если вас не устраивает такой подход, то лучше не читайте.
Все начинается с рекрутера. Пусть его зарплата $30 в час.
Для начала необходимо подготовить описание вакансии. Хорошо если он сделает это сам и без привлечения лидов соответствующего направления. На все про все могут уйти часы и счет пойдет на сотни долларов. Допустим все прошло относительно гладко и потратили всего день - $250.
После размещения вакансии рекрутер приступает к обработке резюме. Даже на не очень популярные должности их приходит десятки, а на популярные легко сыпятся сотнями. В итоге по каждой из вакансий рекрутер тратит дни на первоначальный отсев. Допустим суммарно он потратили неделю на протяжении нескольких месяцев - $1200.
После того, как рекрутер отбирает несколько подходящих кандидатов процесс писем и звонков. Даже если первоначальный звонок с рекрутером - это минут 30, ему все равно надо подготовить этот звонок. Написать письмо, дождаться подтверждения, собственно звонок, после этого записать все что узнал про кандидата. Выливается все в несколько часов. Если кандидатов несколько, то суммарно рекрутер потратит несколько полных дней. Пусть 3 - $720.
Далее в попытке дистанционно оченить навыки дают тест, которы кто-то, скорее всего лид направления должен проверить и тут уже стоимость часа работы в 2-3 раза выше. Но допустим тестовых заданий было не так много и лид проверил их быстро - $100.
После этого может быть пару собеседований по телефону со старшими сотрудниками. Чем больше народа на собеседовании и чем больше собеседований, тем все дороже. Допустим было 2 звонка по 1 часу, присутствовали 2 старших сотрудника ($60 в час), 1 лид ($75 в час) и рекрутер. Итого 2 * (2 * 60 + 75 + 30) = $450. На самом деле немного больше, так как рекрутеру все надо было это подготовить, но ладно.
Компании хотят быть уверены, что они нанимают правильного человека (раз уж они собираются тащить его из-за границы) и поэтому чтоб снять максимальное количество рисков, по возможности, на последнем этапе хотят провести личное собеседование. А это значит привезти кандидата к себе. Чаще всего кандидатов остается более одного. Пусть будет 2 кандидата которых везут на 1 день из Москвы в Лондон. Билет туда обратно $220, ночь в отеле $80. Итого привезти 2 кандидатов - $600. Но на месте с вами целый день будет 1 лид плюс по часу могут провести до 10 человек. Итого от 2* (75 * 8 + 10 * 60) = $2400 (по $1200 на каждого кандидата) в добавок к перелету и гостинице.
Далее идет подготовка различных документов вроде контракта, рабочей визы, какие-нибудь документы вроде номера социального страхования. Обычно этим всем занимается HR, т.е. тратиться его время, а так же выдача каждого документа стоит денег. Время и стоимость сильно зависит от страны, но допустим нам надо сделать 2 документа (виза и социальное страхование), на каждый рекрутер потратит по 4 часа (пусть стоимость часа его работы $40) суммарно и каждый стоит по $100. Если вы один (без семьи), то получается 4 * 2 * 40 + 20 = $520.
Далее в большинстве стран компании придется купить вам страховку. Тут совсем наобум, так как в противовес предыдущим цифрам тут я совсем никакой информации не имею, но пусть будет $500 за страховку на год (скорее всего больше).
Так же компании надо позаботиться о том, что вы можете перевезти свои вещи. Они либо нанимают компанию перевозчика, либо дают вам определенную сумму чтоб вы сами все организовали. Чем выше должность, чем больше семья и расстояние, тем больше сумма. Холостяку однушку легче перевезти, чем отцу троих детей разобраться с двухэтажным домом. Возьмем что-нибудь у нижнего края спектра, но не самый минимум $10000.
Один из самых заключительных моментов - это то, что компании надо будет предоставить вам квартиру, как минимум, на первый месяц. Со всей мебелью, телевидением, интернетом и прочим. Чтоб вы могли спокойно жить первый месяц пока не найдете что-то свое. Так как на собеседование нас "возили" в Лондон, то и квартира будет там. Пусть $2000.
Итого $18740 или 1 миллион 250 тысяч рублей (на сколько мне известно 15-20 тысяч - это минимум и часто цифра с легкостью доходит до 40-50).
Это первая часть неравенства, а вторая - это суммарный опыт и умения которые сотрудник принесет в компанию.
Стоят ли эти опыт и умения вложения 20 тысяч долларов чтоб их получить?
Думаю у многих стоят, не только у программистов.