Сообщество - Фото история

Фото история

1 348 постов 3 211 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

9
Фото история
Серия Общепит в Российской империи и СССР

Как кормили Россию и СССР: от ресторанов и столовых до фабрик-кухонь. 13 окрашенных фото

История российского общепита началась задолго до появления советских столовых и фабрик-кухонь. В дореволюционной России существовали сотни чайных, трактиров и первых ресторанов, где кипела жизнь — от деловых встреч до застолий под гармошку. Первое кафе в Петербурге открылось ещё в 1841 году, а московский ресторан «Яр» стал легендой столичного вкуса и стиля.

В 1920-е годы, уже в СССР, появилось понятие «общественное питание» — сеть предприятий, призванная накормить страну, построить быт и внедрить новую культуру еды. Столовые, закусочные и фабрики-кухни стали символом новой эпохи, где еда перестала быть роскошью и стала нормой для всех.

Бар ресторана "Медведь", 1900-е

Бар ресторана "Медведь", 1900-е

Ресторан «Медведь» открылся в Санкт-Петербурге в 1878 году, на Большой Конюшенной улице. Его основал бельгиец Эрнест Игель, а в начале XX века заведение выкупил известный ресторатор Алексей Судаков — владелец московского «Яра». После реконструкции «Медведь» стал одним из самых престижных ресторанов столицы: двадцать кабинетов, два больших зала на 100 и 150 человек, собственный оркестр и штат из семидесяти официантов и сорока пяти поваров.

В 1914 году архитектор Николай Алексеев полностью обновил интерьер в духе неоклассицизма, а в меню появились изысканные блюда и — по тем временам — диковина: настоящий бар с миксами и стойкой. «Медведь» стал одним из первых заведений России, где начали подавать коктейли, и символом ресторанного Петербурга начала XX века.

Ресторан Крынкина, 1916 г.

Ресторан Крынкина, 1916 г.

Ресторан Крынкина на Воробьёвых горах открылся в 1891 году и быстро стал одним из самых известных мест отдыха Москвы. Его владелец, крестьянин Степан Крынкин, превратил скромное заведение в первый видовой ресторан города — с широкой террасой, откуда открывался захватывающий вид на Москву-реку. В 1904 году здание перестроили в камне, добавили зимний зал и четырёхуровневую галерею, освещённую собственной электростанцией — редкостью для того времени.

Ресторан славился кухней и атмосферой. Здесь играли цыганские хоры, выступали артисты, а с веранды можно было наблюдать фейерверки. Особенно известными были раки, паровые цыплята и крынкинские огурцы — солёные в бочках, опущенных на дно Москвы-реки. После революции заведение закрылось, а его здание сгорело.

Летние киоски, около 1910 г.

Летние киоски, около 1910 г.

Дети на раздаче бесплатных обедов в столовой, около 1920 г.

Дети на раздаче бесплатных обедов в столовой, около 1920 г.

Столовая № 1 Губкомгола, 1922 г.

Столовая № 1 Губкомгола, 1922 г.

Когда после Гражданской войны страна оказалась на грани вымирания, губкомголы открывали бесплатные столовые, собирали еду по крошкам, договаривались с международными организациями и кормили тех, у кого ничего не осталось. По всей стране — от Поволжья до Сибири — именно эти импровизированные кухни давали шанс пережить зиму, когда хлеб выдавали по фунту, а мясо — по ложке.

В Челябинске губкомгол запустил первые две бесплатные столовые уже осенью 1921-го. Очереди стояли по нескольку сотен человек — в день здесь кормили тысячи. К весне 1922 года в городе работало семь детских столовых, которые обслуживали почти четыре тысячи детей. За пару месяцев выдали больше 300 000 обедов.

Коммунары сельскохозяйственной коммуны в с. Липовом, общественная столовая, 1928 г.

Коммунары сельскохозяйственной коммуны в с. Липовом, общественная столовая, 1928 г.

На фото выше коммунары — участники сельскохозяйственных коммун 1920-х годов, где всё строилось на коллективном труде и общем быте. Они отказывались от личных хозяйств и готовки дома: ели вместе в больших избах, за длинными столами, где кипели самовары, разливали суп из общего котла. Общественная столовая была символом нового уклада — равенства, труда и отказа от частного ради общего.

Отдельные столовые создавались не только ради удобства, но и как проявление идеологии: все ели одно и то же, за одним столом, без различий по положению. Продукты поступали из общего урожая, а еда распределялась по принципу «каждому по потребности».

Столовая для делегатов VII съезда РКП(б)6, 8 марта 1918 г.

Столовая для делегатов VII съезда РКП(б)6, 8 марта 1918 г.

Столовые для делегатов партийных съездов создавались из практических соображений — чтобы обеспечить питание сотен участников, прибывших со всей страны. Прямо при местах проведения съездов — в зданиях, клубах, театрах — организовывались специальные буфеты и столовые, где делегаты могли быстро получить горячую пищу, чай, хлеб, иногда кашу или суп. Обслуживали такие заведения буфетчицы и повара, работавшие по пропускам, выдаваемым участникам.

Меню в столовых для делегатов партийных съездов было максимально простым и утилитарным — еда должна была быть сытной, дешёвой и быстро приготовляемой. По воспоминаниям участников X съезда РКП(б) 1921 года, завтрак часто ограничивался бутербродами из тонких ломтиков чёрного хлеба, а к обеду могли подавать кашу, суп и горячий чай из самоваров, которые видны на сохранившихся фотографиях. В условиях нехватки продуктов заменой мяса служила солонина, а сладости и десерты встречались нечасто.

Необычное явление в советском общепите - буфет без продавца. Снято на одном из партийных съездов, 1930-е.

Необычное явление в советском общепите - буфет без продавца. Снято на одном из партийных съездов, 1930-е.

Так называемый буфет без продавца — редкое, но примечательное явление советского общепита. На длинных столах выставлялись чайники, закуски, выпечка, напитки, и каждый брал то, что было нужно. Долго такие буфеты не проработали — эксперимент в основном кончался недостачей.

Столовая, 1931 г.

Столовая, 1931 г.

Обед на фабрике-кухне, 1932 г.

Обед на фабрике-кухне, 1932 г.

В начале 1930-х фабрики-кухни стали символом нового советского быта — огромные пищевые комбинаты, готовившие еду сразу для тысяч рабочих, студентов и служащих. Здесь стояли гигантские котлы, плиты и конвейеры для мытья посуды, а сотни поваров выпускали тысячи порций в день. Идея была в том, чтобы освободить женщин от домашней готовки и превратить питание в централизованный, рациональный процесс — почти как на заводе.

Архитектура таких фабрик поражала современников: здания в стиле конструктивизма с лентами окон, светлыми залами и продуманной логистикой. Самарская фабрика-кухня, например, была построена в форме серпа и молота — символа труда. К 1932 году по всей стране планировали десятки подобных объектов, рассчитанных на сотни тысяч блюд ежедневно. Это была попытка организовать питание «по науке» и сделать его частью индустриальной эпохи.

Официантка с подносом в столовой центрального клуба металлургов, 1937 г.

Официантка с подносом в столовой центрального клуба металлургов, 1937 г.

Буфет в автобусе, около 1955-1959 г.

Буфет в автобусе, около 1955-1959 г.

Ресторан "Нева", 1960-е.

Ресторан "Нева", 1960-е.

Показать полностью 13
7
Фото история

Дороги цвета надежды: Америка глазами путешественников Green Book

Сегодня мы садимся в машину и просто едем — не думая, где можно остановиться поесть или переночевать. Но ещё каких-то 70 лет назад для афроамериканцев дорога по США была совсем другой историей.

Чтобы не рисковать, чернокожие путешественники пользовались The Negro Motorist Green Book — справочником, который подсказывал, где безопасно заправиться, остановиться, поужинать или просто перевести дух. Его выпускал почтальон из Нью-Йорка, Виктор Х. Грин, и с годами эта книга стала настоящим символом свободы.

В подборке окрашенных фото — та часть американской жизни, которая редко попадала в официальные хроники. На них — дороги, небольшие предприятия и люди, для которых возможность безопасно путешествовать была результатом собственных усилий и взаимной поддержки.

Фото с обложки The Negro Travelers' Green Book: 1957 г.

Фото с обложки The Negro Travelers' Green Book: 1957 г.

Фотография ниже показывает одно из самых повседневных проявлений расовой сегрегации в довоенной Америке. Вывеска «We Cater to White Trade Only» («Обслуживаем только белых клиентов») была обычным явлением не только на Юге, но и в северных штатах вроде Огайо. Такие надписи не требовали закона — они отражали негласные, но жёсткие социальные правила, по которым афроамериканцам отказывали в еде, жилье и обслуживании.

Заведение в Ланкастере, штат Огайо, август 1938 г.

Заведение в Ланкастере, штат Огайо, август 1938 г.

В противовес этому на некоторых заведениях для цветных появлялись похожие по смыслу вывески:

Надпись на вывеске: «Лучший сервис только для цветных». Отель «Кларк» в Мемфисе, штат Теннесси, около 1939 г.

Надпись на вывеске: «Лучший сервис только для цветных». Отель «Кларк» в Мемфисе, штат Теннесси, около 1939 г.

Гостиница в квартале Black Wall Street, Талса, отмеченная в путеводителе The Negro Motorist Green Book

Гостиница в квартале Black Wall Street, Талса, отмеченная в путеводителе The Negro Motorist Green Book

Small Hotel в Талсе был не просто гостиницей, а важным культурным узлом квартала Greenwood — знаменитого Black Wall Street. Здесь останавливались Нэт Кинг Коул, Дюк Эллингтон и Каунт Бейси, для которых Талса была ключевой остановкой юго-западного Chitlin’ Circuit — сети сцен, клубов и отелей, где могли выступать чернокожие музыканты. Через такие заведения проходила целая инфраструктура джаза и ритм-н-блюза, формировавшая карту афроамериканской музыкальной Америки середины XX века.

Джук-джойнт бар в Кларксдейле, штат Миссисипи. 1939 год.

Джук-джойнт бар в Кларксдейле, штат Миссисипи. 1939 год.

Афроамериканская семья с новым Oldsmobile, Вашингтон, апрель 1955 г.

Афроамериканская семья с новым Oldsmobile, Вашингтон, апрель 1955 г.

Мотель для цветных, июнь 1939 г.

Мотель для цветных, июнь 1939 г.

Вывеска в национальном парке Шенандоа, Виргиния, середина 1930-х г.

Вывеска в национальном парке Шенандоа, Виргиния, середина 1930-х г.

Школа красоты Poro, Атланта, штат Джорджия. Около 1930 г.

Школа красоты Poro, Атланта, штат Джорджия. Около 1930 г.

Филиал международной сети Poro School of Beauty Culture, основанной афроамериканской предпринимательницей Энни Тёрнер Мэлоун — одной из первых женщин-миллионеров США. Атлантский филиал открылся под руководством Эллы Мартин в здании Odd Fellows Building на Оберн-авеню — деловом центре афроамериканского сообщества, известном как Black Wall Street of the South. Здесь женщины обучались парикмахерскому искусству, косметологии и деловому этикету.

Выпускницы школы красоты Poro, Атланта, штат Джорджия. Около 1950 г.

Выпускницы школы красоты Poro, Атланта, штат Джорджия. Около 1950 г.

Афроамериканская экскурсия в Шенандоа, Виргиния, июль 1930-х годов.

Афроамериканская экскурсия в Шенандоа, Виргиния, июль 1930-х годов.

Образовательные поездки — одна из немногих возможностей для афроамериканцев увидеть природные достопримечательности Америки в годы расовой сегрегации. До 1950 года посетители-чернокожие сталкивались в парке с системой раздельных зон: им разрешалось пользоваться лишь определёнными стоянками, столовыми и зонами отдыха.

Lewis Mountain — первый и единственный участок Шенандоа, где в конце 1930-х начали строить домики, столовую и кемпинг специально для афроамериканцев. Этот проект рождался в противоречиях: федеральное правительство пыталось сочетать равноправие, декларируемое администрацией Рузвельта, с сегрегационными законами Виргинии. В 1939 году парк сделал робкий шаг к интеграции, открыв одну смешанную площадку — Pinnacles Picnic Ground. Полная десегрегация произошла только летом 1950 года — за десятилетие до того, как подобные изменения коснулись большинства парков и общественных пространств Юга США.

Показать полностью 11
43

Хроники утерянного народа: 18 редких фото коренных американцев начала XX века, раскрашенных с помощью ИИ. Часть 1

Медведь Полого Рога, человек из племени брюле, 1907 ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

А мериканский фотограф и этнограф Эдвард Шериф Кёртис (1868–1952) посвятил более тридцати лет документированию коренных народов Северной Америки. Прозвище «Ловец теней» он получил оттого, что фиксировал ускользающую культуру целого народа — уже во время его работы коренные племена стремительно приходили в упадок.

Типи Пиканов, 1910 ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

С 1907 по 1930 год он создал свой труд The North American Indian — двадцать томов текста и двадцать портфолио с фотогравюрами, которые охватили более восьмидесяти племён и более 40 000 снимков. Кёртис не просто фиксировал быт и обряды — он стремился остановить время, сохранить исчезающий мир, оставить потомкам визуальную летопись уходящей в небытие цивилизации.

Индианка, держащая раши, 1908 ©

Good Man, Arapaho ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

«Уход каждого старика или старухи означает уход некой традиции, неких знаний священных обрядов, которыми никто другой не владеет... следовательно, информация, которая должна быть собрана на благо будущих поколений, касающаяся образа жизни одной из великих рас человечества, должна быть собрана немедленно, иначе эта возможность будет упущена навсегда»

— писал Кёртис в предисловии к своему труду.

Танцоры-нактоактки носят маски Хамаца в ритуале, 1914 ©

Группа навахо в Каньоне Де Челли, Аризона, 1904 ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

«Навахо – скотоводческий, полукочевой народ, чьи занятия сосредоточены вокруг стад и небольших ферм. Их резервация площадью более четырнадцати тысяч квадратных миль расположена на пустынном плато северной Аризоны и Нью-Мексико. Его столовые горы и невысокие горы скудно покрыты пиньоном и кедром, а на более высоких участках растут небольшие, но прекрасные сосновые леса. Навахо перегоняют свои стада туда и обратно по всем частям этого обширного региона. В сезон, когда из-за небольшого количества осадков на пустынных равнинах пастбища становятся скудными, стада выпасаются там»

The North American Indian, Vol. 1 — Kwize.

Женщина Кауилла, 1924 ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Вожди сиу, 1905 ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

«У каждого отряда есть глава, избираемый за личную храбрость и достоинство. Однако настоящим лидером признаётся верховный вождь племени, а два вождя отрядов играют номинальную роль»

The North American Indian, Vol. 1 — Kwize.

Женщина-хупа, 1923 ©

Апсарок верхом на лошади, 1908 год ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Дымный день в «Сахарнице», Хупа, 1923 ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Мать и дитя апачи, 1903 ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

«Даже от самого слабого из индейских племён трудно услышать признание страха. Но все, кто жил на расстоянии налёта от апачей, открыто признавали: на протяжении многих поколений они жили в смертельном ужасе перед ними»

The North American Indian, Vol. 1 — Kwize.

Черный орел, Ассинибойн, или каменный сиу 1908 ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Танец квакиутлей, 1914 ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

«Участие в этом танце было полностью добровольным: так человек исполнял мысленный обет поклониться Тайне (Великой Силе) — если он страстно желал выздоровления больного родственника; или оказался окружён врагами, когда, казалось, спасения уже нет; или, быть может, умирал от голода, потому что неведомая сила разогнала всю дичь из лесов и прерий. Другие присоединялись к церемонии в надежде и твёрдой вере, что эта Тайна дарует им победы над врагом и принесёт славу на родине»

Эдвард Кёртис

Вождь кламатов стоит на холме над кратерным озером, , Орегон, 1923 ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

«Я хочу, чтобы они — американские индейцы — жили вечно. Это такая великая мечта, что я не в силах охватить её взглядом»

Эдвард Кёртис

Лекарь-ворон племени Апсароков, 1908 ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

«Человек, который становится достаточно влиятельным, чтобы считаться главным знахарем племени, является скорее политиком, чем знахарем, и только в важных случаях его вызывают для проведения церемонии исцеления. Для того, чтобы занять пост главного знахаря, требуется исключительно способный индеец, поскольку для этого он должен не только подчинить людей своей воле, но и отобрать лидерство у другого, обычно старшего знахаря, который сам по себе является влиятельной фигурой»

The North American Indian, Vol. 1 — Kwize.

Девушка Вишран, 1910 ©

Crater Lake ©

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

Автор: Эдвард Шериф Кёртис

«К счастью, фотография не оставляет следов»

Эдвард Кёртис

Показать полностью 16
8

Была ли Ржевско-Сычевская операция полным провалом, как иногда любят говорить?

Здравствуйте Уважаемые читатели! Да, начав наступление 30 июля 1942 во время летнего паводка, наши войска не смогли достичь нужных темпов продвижения, особенно это касалось Западного фронта Жукова, что позволило противнику подтянуть резервы и выстроить обрушающийся фронт по Вазузе. Резервы приезжают из района Сухиничей, где 8 августа 1942 немцы должны были перейти в наступление и срезать одноименный выступ. Но Красная армия упредила и взяла инициативу в свои руки. Да, немцы попробуют атаковать Сухиничи, но одной клешней вместо двух (силы убыли под Ржев) и потерпят поражение. Под Ржевом наши хоть и смогут освободить значительные территории, но вот срезать выступ не получится. Безвозвратные потери в этой операции, проходившей до октября 1942, с нашей стороны порядка 100 тысяч. В случае реализации наступления немцев под Сухиничами в котел попадало бы порядка 200 и фронт приближался к Москве. Были бы потери и на внешних контурах окружения во время латания линии фронта на новых рубежах. Так, что все это было не зря! И это при том, что эти силы могли бы ухать на юг в Сталинград. В цело решение врага удерживать Ржевский выступ (особенно операция "Марс"), стало его стратегическим просчетом, который сказался позже на всем фронте. А у меня все. Еще больше фактов на момем канале "Наша история это Гордость". До свидания!

Показать полностью 2
15

25 архивных кадров из США конца XIX — XX века, раскрашенных с помощью ИИ. Часть 2

Катание на роликовых коньках, 8 ноября 1910 года ©

Часть Коллекции Джорджа Грэнтэма Бейна (Библиотека Конгресса).

Часть Коллекции Джорджа Грэнтэма Бейна (Библиотека Конгресса).

Аллан Пинкертон, президент Линкольн и генерал-майор Джон А. Макклернанд; фотография с главного восточного театра военных действий битвы при Энтитеме. Автор: Александр Гарднер. Антиетэм, Мэриленд, США. 3 октября, 1862 года ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Александр Гарднер

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Александр Гарднер

Апсарок верхом на лошади, 1908 год. Автор: Эдвард Кёртис

Автор: Эдвард Кёртис

Автор: Эдвард Кёртис

Эдвард Кёртис посвятил жизнь съёмке коренных народов Северной Америки. Чтобы достичь доверия, он жил месяцами в племенах, учил языки и участвовал в ритуалах.

Девушка Хикарилья C. 1910 год. Автор: Эдвард Кёртис

Автор: Эдвард Кёртис

Автор: Эдвард Кёртис

Вождь кламатов стоит на холме над кратерным озером, Орегон, 1923. Автор: Эдвард Кёртис

Автор: Эдвард Кёртис

Автор: Эдвард Кёртис

С 1907 по 1930 год Кёртис создал эпическую серию «The North American Indian» — 20 томов текста и более 40 000 фотографий, собранных в 80 племён от Аризоны до Аляски. При жизни он обанкротился: проект был слишком дорогим, а интерес к этнографии быстро угас. Его архив позже спасли сын и коллекционеры.

Мать и дитя апсароки, 1908 год. Автор: Эдвард Кёртис

Автор: Эдвард Кёртис

Автор: Эдвард Кёртис

Сегодня Кёртиса считают основателем визуальной антропологии — его кадры, хоть и постановочные по технике, стали последним крупным визуальным свидетельством исчезающего мира американских индейцев.

Строительство Манхэттенского моста через Ист-Ривер. Нью-Йорк, США, 1909 год ©

Фотография запечатлела финальную стадию возведения конструкции — момент, когда пролёт ещё не сомкнут. Слева виден Бруклин, справа — Манхэттен; на переднем плане — причал и портовая застройка Нижнего Манхэттена.

Фотография запечатлела финальную стадию возведения конструкции — момент, когда пролёт ещё не сомкнут. Слева виден Бруклин, справа — Манхэттен; на переднем плане — причал и портовая застройка Нижнего Манхэттена.

Девочка с мороженым. Около 11 августа 1913 года ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США.

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США.

«Четырёхлетний сборщик хлопка. Постоянный работник на ферме. Сцена на ферме С. Н. Уайтсайда. Дети приезжают сюда из города, чтобы собирать хлопок после школьных занятий. Возраст — от четырёх и шести лет (возраст двух самых младших мальчиков, которые работают регулярно) до пятнадцати и старше. Всего двое взрослых». Окрестности Уаксахачи, Техас. Октябрь 1913 года. Автор: Льюис Хайн ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Льюис Хайн

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Льюис Хайн

В начале XX века в США дктский труд был нормой: согласно переписи 1900 года более 1,75 млн детей младше 15 лет работали — на фабриках, шахтах, полях и улицах. Хайн документировал труд детей — эти фото использовались в отчётах NCLC для Конгресса США и сыграли роль в принятии законов о запрете детского труда.

«Роуз Биодо, Филадельфия, 10 лет. Работает три лета подряд, заботится о ребёнке и собирает ягоды, по две корзины за раз. Уайтс-Бог, Браун-Миллс, Нью-Джерси. Идёт четвёртая неделя учёбы, и ребята планируют остаться здесь ещё на две недели». 28 сентября 1910 года. Автор: Льюис Хайн ©

Автор: Льюис Хайн

Автор: Льюис Хайн

Хайн не просто снимал — он фиксировал имена, возраст и цитаты детей, указывал вес мешка с хлопком, часы работы, заработок за день, превращая фотографии в документы. Благодаря его материалам общество впервые увидело, как дети реально живут и работают — без школы, отдыха или защиты, под солнцем, с травмами, уставшие, но улыбчивые перед камерой. Хайн называл эти фото «социальным зеркалом».

Семья В. Т. Фрейкса, шоссе №5, Лоутон, округ Команчи, Оклахома. 11 октября 1916 года. Автор: Льюис Хайн ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Льюис Хайн

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Льюис Хайн

Описание фото от Льюиса Хайна: «Мать сказала, что шестилетний Уоррен вчера собрал 41 фунт хлопка: «И я не заставляю его работать; он сам собирал и в прошлом году». В его мешке было около 20 фунтов. Клара, 11 лет, собирает в среднем 75 фунтов в день. Вчера она собрала 101 фунт, заработав $1,25 (сейчас они работают у другого фермера). Она носит 40 фунтов хлопка в мешке. Вельма, 14 лет, собирает 125 фунтов, а бывало — более 200 фунтов за день. Дети посещают школу Flower Mound, округ №48, пока семья живёт здесь, но они кочевые, сейчас арендуют небольшой участок в 10 акров. «Мы часто переезжаем», — сказала мать».

Мальчик, обучающийся торговле газетами. Монтгомери, штат Алабама, октябрь 1914 года. Автор: Льюис Хайн ©

Автор: Льюис Хайн

Автор: Льюис Хайн

Хайн документировал труд «newsies» — мальчиков, продававших газеты на улицах. Многие из них начинали работать с 7–8 лет, выходили до рассвета и возвращались поздно ночью.

Дорис Готтшо с рыбой и удочкой сидит на заборе. 1919-1920 годы. Автор: Самуэл Х. Готтшо ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Самуэл Х. Готтшо

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Самуэл Х. Готтшо

Нью-Йорк, Манхэттен, США. 1931 год ©

Майк Саллингер, фермер из окрестностей города Карсон, Северная Дакота, всматривается в небо в ожидании дождя. Июль 1936 года. Автор: Артур Ротштейн ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Артур Ротштейн

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Артур Ротштейн

В 1930-х Великая засуха и пыльные бури, известные как «Пыльный котел» («Dust Bowl») поразили Великие равнины США. Это было время тяжёлых испытаний для фермеров — урожаи гибнут, земля растрескивается, дождя нет месяцами. Июль 1936 года — пик Пыльного котла и один из самых жарких и засушливых месяцев в истории региона. Температуры достигали +40 °C, севы выгорели, а небо часто стояло выцветшим и мутным от пыли. Фотограф Артур Ротштейн, один из ведущих мастеров программы FSA (Farm Security Administration), запечатлел этот образ — символ человеческого ожидания и стойкости.

Жена переселённого фермера. Ферма Роанок, Северная Каролина, апрель 1938 года. Автор: Джон Вэшон ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Джон Вэшон

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Джон Вэшон

Обучение медсестёр. США, ноябрь 1942 года. Автор: Фриц Хенле ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Фриц Хенле

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Фриц Хенле

Студентка-медсестра в роли физиотерапевта указывает малышу на книжку с картинками, помогая ему освоиться с костылями.

«Нисса, Орегон. Японо-американские фермеры пьют мороженое во время еженедельной поездки в город». США, Орегон, округ Малхер, июль 1942. Автор: Рассел Ли ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Рассел Ли

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Рассел Ли

Дочь Тони Фрисселл, Сидни, в образе «Ветра» из цикла «Детский сад стихов», Саутгемптон, Лонг-Айленд, 1944 год. Автор: Тони Фрисселл ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Тони Фрисселл

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Тони Фрисселл

Новейшие защитные очки для ведения боевых действий в пустыне, США, март 1943 года ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США.

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США.

На фотографии — Маргарет Бу́ччи из Вашингтона, округ Колумбия. Нехватка негорючего целлулоида побудила правительство Южно-Африканского Союза использовать старые фотонегативы для изготовления защитных очков, необходимых для ведения боевых действий в пустыне.

Если перевернуть снимок, на щитках можно рассмотреть изображения, сохранившиеся с оригинальных негативов. Эмульсия с негативов смывается, и щитки становятся прозрачными. Было изготовлено более миллиона таких щитков для защиты глаз солдат ООН от ветра, песка и пыли.

Роза Паркс, Монтгомери, Алабама, 22 февраля 1956 года ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США.

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США.

1 декабря 1955 года Роза Паркс, чернокожая активистка из Монтгомери, отказалась уступить место белому пассажиру в сегрегированном автобусе. Её арест вызвал волну солидарности: уже 5 декабря в городе начался массовый бойкот автобусных линий, который продлился 381 день.

На этом снимке заместитель шерифа Д. Х. Лэки снимает отпечатки пальцев Розы Паркс, обвинённой в организации бойкота. В тот день были арестованы 73 человека, после того как присяжные заседатели округа Монтгомери выдвинули обвинения против 113 афроамериканцев за «заговор». Эти события превратили Розу Паркс в международный символ стойкости и равенства, а молодого баптистского пастора Мартина Лютера Кинга, возглавившего протест, — в одну из ключевых фигур движения за гражданские права в США.

Фермер Уиллис Купер смеётся и пьёт кофе на кухне своего фермерского дома недалеко от Рэдклиффа, штат Айова, 9 сентября 1957 года. Автор: Джим Хансен ©

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Джим Хансен

Источник: Отдел эстампов и фотографий Библиотеки Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия, США. Автор: Джим Хансен

Сатурн V и Вернер фон Браун, NASA, 1966 год ©

Главный конструктор, Вернер фон Браун, рядом со своим творением.

Главный конструктор, Вернер фон Браун, рядом со своим творением.

Эта сверхтяжёлая трёхступенчатая ракета стала основой американской лунной программы и вывела на орбиту экипажи, совершившие первые полёты на Луну, включая миссию «Аполлон-11» в 1969 году.

Первый испытательный запуск «Сатурна V» — «Аполлон-4» (AS-501) — состоялся 9 ноября 1967 года с космодрома имени Кеннеди. На фото запечатлена подготовка его предшественницы — Saturn 500-F, макета-тестовой ракеты, которую в 1966 году транспортировали из здания вертикальной сборки (Vehicle Assembly Building) на стартовую площадку A.

Девочка держит выпуск The Washington Post за понедельник, 1969 год ©

Газета The Washington Post с заголовком «The Eagle Has Landed — Two Men Walk on the Moon» вышла 21 июля 1969 года, на следующий день после высадки «Аполлона-11» на Луну.

Газета The Washington Post с заголовком «The Eagle Has Landed — Two Men Walk on the Moon» вышла 21 июля 1969 года, на следующий день после высадки «Аполлона-11» на Луну.

Речь Роберта Кеннеди на митинге CORE (Congress of Racial Equality), 1963 год ©

Середина 1963 года — один из пиков Движения за гражданские права в США. CORE, вместе с SNCC, NAACP и SCLC, координировал акции ненасильственного протеста против сегрегации, расового неравенства, дискриминации при трудоустройстве и ограничений избирательных прав афроамериканцев.

Роберт Кеннеди, занимавший тогда пост Генерального прокурора США, стал ключевой фигурой и пытался удержать баланс между давлением протестующих и сопротивлением южных штатов. На плакатах надписи, отражающие характерную риторику гражданских маршей того времени: «CONGRESS OF RACIAL EQUALITY», «CONSTITUTION GUARANTEES OUR RIGHTS».


Показать полностью 25
339

22 редких знаковых фото эпохи XX века со всего мира, раскрашенных с помощью ИИ. Часть 1

Эдвард Левеллин с черным морским окунем, мировым рекордсменом (425 фунтов = 193 кг), которого он поймал (время — 41 мин) на острове Каталина, Калифорния, 26 августа 1903 года.

Группа навахо в Каньоне Де Челли, Аризона, 1904 год. Автор: Эдвард Кёртис

Культура коренных народов Америки к началу XX века стремительно исчезала. В 1906 году финансист и банкир Дж. П. Морган выделил Кертису 75 тысяч долларов на создание масштабного фотоцикла о коренных американцах. Именно тогда фотограф Эдвард Шериф Кёртис создал одни из самых завораживающих снимков своего времени — серию из двадцати томов под общим названием «Индеец Северной Америки».

Дымный день в «Сахарнице», Хупа, 1923 год. Автор: Эдвард Кёртис

В течение более чем двух десятилетий Кёртис странствовал по континенту, сделав свыше 40 000 фотографий представителей более 80 племен. Он также записывал их песни, язык, устные предания и биографии, стремился сохранить не только образы, но и голоса исчезающей культуры.

Мать и дитя апачи, 1903 год. Автор: Эдвард Кёртис

За годы работы Кёртис сделал более 10 000 аудиозаписей песен и речи, описал традиционные блюда, жилища, одежду, игры, церемонии, погребальные обряды и даже приложил образцы тканей. Масштаб проекта поистине грандиозен — подобное сегодня трудно себе представить.

Вожди сиу, 1905. Автор: Эдвард Кёртис

Эдвард Шериф Кёртис умер 21 октября 1952 года в возрасте 84 лет, почти забытый современниками. Если бы не его упорство, этот исчезнувший мир мы, возможно, никогда бы не увидели.

«Мельница Айви. Малышка, 3 года, которая посещает мельницу и играет на ней. Дочь надсмотрщика. Хикори, Северная Каролина». 12 ноября 1908 года. Автор: Льюис Хайн

Арабская верблюжья кавалерия в составе Османской армии. Беэр-Шева, Палестина, 1915 год.

В 1915 году в районе Беэр-Шевы шли бои Синайско-Палестинской кампании Первой мировой: Османская империя и её арабские верблюжьи части противостояли британским войскам, защищавшим Суэцкий канал. Верблюжьи части (в т.ч. с участием местных бедуинов) были хорошо приспособлены для действий в пустыне: верблюды представляли собой более эффективную тягловую и боевую силу, чем лошади.

Египетский караван верблюжьего транспорта проходит у горы Елеонской. 1918 год.

Три женщины наблюдают за солнечным затмением в Париже. Вокзал Сен-Лазар, 8 апреля 1921

Жара в Париже, маленькая девочка берёт воду из колонки, 1921 год.

Фотография агентства Agence Rol, Париж, 24 апреля 1921 года. Источник: Национальная библиотека Франции.

Первые соревнования счётных машин состоялись 24 апреля 1921 года в «Мэджик-Сити» на Университетской улице. Из 15 участвовавших марок и 60 операторов почти все первые призы достались машине Comptometer и её операторам. Основными клиентами Comptometer были Northern Railways, Hutchinson и Bokanowski and Company.

Г-жа Эммелин Панкхёрст, лидер движения женщин-суфражисток, арестована возле Букингемского дворца при попытке вручить петицию королю Георгу V в мае 1914 года

Раненые британские солдаты, Бернафей-Вуд, 19 июля 1916 года.

Немецкий пленный помогает британским раненым добраться до перевязочного пункта неподалёку от Бернафей-Вуда после боёв на хребте Базантен, 19 июля 1916 года, во время битвы на Сомме.

Берлин. Ночная съёмка улицы Харденбергштрассе с входом на станцию метро «Зоологический сад» и празднично освещённым кафе-рестораном Wilhelmshallen, а также кинотеатром Ufa Palast am Zoo. Серия «Берлин», 1 января 1938 года

Афроамериканец пьёт воду из фонтанчика с табличкой «Для цветных» в трамвайном терминале, Оклахома-Сити, штат Оклахома, июль 1939 года. Автор: Рассел Ли

Раненый советский военнопленный, переодетый в новую одежду у полярного круга в Рованиеми, Финляндия, во время «Зимней войны» между СССР и Финляндией. 6 января 1940 года.

Самолет Douglas DC-3 из BOAC в Гибралтаре. 1940–1945 годы.

В период с 1940 по 1945 год самолёты Douglas DC-3, получившие в Великобритании название Dakota, широко применялись авиакомпанией BOAC (Британская международная авиалиния) и Королевскими ВВС для перевозки грузов и личного состава, в том числе в район Гибралтара. Эти машины сыграли важную роль во Второй мировой войне, обеспечивая снабжение британских войск и выполняя разнообразные военные миссии.

На борту авианосца USS Enterprise (CV-6) горит палубный истребитель Grumman F6F-3 Hellcat из состава эскадрильи VF-2, 1943 год.

«Бегство беженцев через разрушенный мост в Корее», 4 декабря 1950 года. Автор: Уоррен Спиндлер

Это работа американского фотографа Уоррена Спиндлера, сделанная в 1950 году во время Корейской войны и получившая в 1951 году Пулитцеровскую премию. Фотография изображает потоки беженцев, покидающих Пхеньян по разрушенному мосту через реку Тэдонган, который временно заняли американские войска.

Лонгтан, провинция Фыоктуй (ныне — Бариа-Вунгтау), Южный Вьетнам, 18 августа 1966 года.

На фотографии изображены австралийские солдаты после Сражения при Лонгтане, состоявшегося 18 августа 1966 года во время Вьетнамской войны.

Маршалы США с юной Руби Бриджес на ступенях школы, 1960 год.

Руби Бриджес — первый афроамериканский ребёнок, посещавший школу для белых в южных штатах Соединённых Штатов Америки. Она училась в Начальной школе Уильяма Франца по адресу 3811 N Галвес-стрит, Новый Орлеан, Луизиана 70117.

Маргарет Гамильтон стоит рядом с навигационным программным обеспечением, которое она и ее команда из Массачусетского технологического института разработали для проекта «Аполлон». США, 1969 год.

Показать полностью 22
89

Мэрилин Монро на съёмках своего последнего фильма

Фотографии Ива Арнольда, сделанных им во время съемок фильма "Неприкаянные", в пустыне Невада, 1960 год.

Показать полностью 11
Отличная работа, все прочитано!