Вертикальные видео (песни)
4 поста
4 поста
5 постов
1 пост
3 поста
2 поста
2 поста
Это фрагмент из киноленты "Вселиственный венок"
Вы его можете посмотреть целиком в нашей группе
https://vk.com/rusfolksong
Фильм снят по материалам экспедиций В.М. Щурова.
В 1991 Николай Ряполов снял киноленту о белгородских певцах "Вселиственный венок" на московской студии "Отечество". В ленте снимались народные певцы Е. Сапелкин, О. Маничкина, В. Ходыкина, М. Яковенко, М. Щербинин, П. Япрынцев, А. Ходыкина, Р. Малахова, М. Стопычева, В. Барыкин, собиратель В. Щуров и другие
Операторы - В. Ступин
Сёла: Большебыково, Афанасьевка, Глуховка, Подсереднее, Стрелецкое Белгородская области
Аннотация:
Фильм о русской народной песне. Говорят и поют участники хоров, сельских художественных коллективов. Выступление народного ансамбля. Народное гуляние на берегу реки.
На Кудыкиной горе ждем закатного солнышка для фотосъемки, попутно развлекаем себя припевками под Камаринского.
Подкаст ТРЕЙЛЕР (главное звук)
Чтобы вы не скучали и ждали наш первый "блин_комом" вот вам Трейлер 1 выпуска подкаста "О фольклоре и вокале простым языком"
Загрузил на хостинг, жду модерации.
Может из-за праздников время модерации увеличилось.
Волнуюсь, потому что используем звуковые примеры, а у всех вопрос строгий на счет авторских прав.
Но песни народные, преимущественно этнография, да и та в кратком ознакомительном формате.
Делитесь с друзьями.
Как вам?
Хоровод «Сею-вею» из села Балман Новосибирской области.
Послушайте. Красивые сочетания и движения голосов.
Так пели совсем недавно -- еще в 90е годы активно записывались ансамбли состоящие из местных жителей = любителей, не профессиональных музыкантов, знающих свою местную традицию.
Если и вы захотите присоединиться к нам и выучить хороводные песни -- Напишите мне.
«Сею-вею беленький леночек»
Сею, вею 2 р.
Сею, вею белый то леночек
Сею, вею белый то леночек, лен.
Уродися, уродися,
Уродися, белый то леночек - 2 р.
Тонок, долог, тонок, долог,
Тонок, долог, волокнистый - 2 р.
Волокнистый, волокнистый – 2 р.
Волокнистый лен, да прядистый - 2р.
Стал леночек, стал леночек,
Стал леночек поспевати - 2 р.
Я младенька,
Я младенька горе горевати - 2 р.
С кем я буду, с кем я буду,
С кем я буду лен рвати ? - 2 р..
Рвати, брати – 2р
Рвати, брати, подстилати – 2р.
Свёкор молвил – 2р.
Свёкор молвил: Я с тобою! 2р.
Я с тобою – 2р
Я с тобою, со снохой! -2 р.
То не рванье – 2р.
То не рванье – всё горе-руганье… 2р.
Милый молвил: - 2р.
Милый молвил: Я с тобою! – 2р.
Я с тобою - 2р.
Я с тобою, со женою! 2р.
То не рванье – 2р.
То не рванье – с милым целованье! 2 р
Что будет если в хороводную песню «Селезень» добавить «цютоцьку дзаза»
Первые два куплета звучат как в оригинале. А дальше трое парней решили песню раскачать попутно спасая штатив от ветра.
Уровень чувствительности был слегка выше — чуть зашкаливает.
А выучить эту песню по тому варианту как её поют в традиции можно в моем марафоне — присоединяйтесь.
Селезень мой сиз-косастый
с. Крутиха Кыштовского района Новосибирской области
Еще в консерватории я познакомился с Пинежской песней — «Не в лужках мальчик гуляет» и она мне была не до конца понятна, более того, немного пугала своим содержанием и подробностями:
Не в лужках мальчик/милой гуляет
Во скрипку играет.
Мил во скрипочку играет
Девушек утешает
Ничего не предвещает беды. И тут:
Я своёго негодяя
К дубу привязала
Привязала к дубу близко
Сама пошла гуляти
Я гуляла во садочку
Ровно три денёчка
На четвертой-то денёчек
Назад воротилась
Я назад поворотилась
К дубу подходила
Подходила к дубу близко
Кланялась я низко
Каково тебе негодный
У дуба стояти
Мине у дуба стояти
Не пир пировати
Мне не пир пировати
Не стол столовати
Мне земные червоточки
Ножки источили
Мне лесные комарочки
Плечки искусали
Летовые соловьюшки
Голову пробили
Они голову пробили
Кровь мою испили
И вот эта леденящая душу история начинается с такого милого зачина. Можно рассудить, что завязка сюжета в том, что он — «Негодяй» — играя во скрипку «утешает» ;) девушек. И этим заслужил жестокую расправу… (однако, читай текст до конца)
Далее происходит торг — выкуп — спасение своего бренного тельца:
Уж ли будешь ты негодный
Чаем-то поити?
Государыня моя жена да
Буду кофеёчком
Уж ты будешь ли незгодный
Хлебом-то кормити?
Государыня моя жена да
Буду кренделями
Уж будешь ли негоднай
Вином-то поити?
Совсем разошлась в требованиях
Государыня моя жена да
Буду сладкой водкой
Уж будешь ли несгодной
Гулять-то спускати?
Государыня моя жена да
Гуляй сколько хочешь
Уж ты гуляй сколько хочешь
Люби кого знаешь
Уж ты будёшь ли несгодной
Женочкой-то звати?
Государыня моя жена да
Буду госпожою
Я своёго негодяя
С дуба отвязала
Я от дуба отвязала
С ним пошла гуляти
Я гуляла во садочку
Ровно семь денёчков
На восьмой от день-денёчек
Назад воротилась
Я назад поворотилась
С милым распростилась.
Финальный фрагмент оставляет вопросы.
НО! Сегодня мне попался текст из Курской области — село Стропицы Рыльского района.
А там-то раскрывается серьезная и проблемная тема крестьянской жизни — ранняя выдача замуж/женитьба. В старину могли выдать девушку за малолетнего мальчика-«недоростка». Делалось это чтобы получить в семью еще одну работницу. Но из этого впоследствии вытекали глобальные проблемы — «Мужчины женивались обыкновенно, — сказано в «Истории села Горюхина» (1830 год А.С.Пушкин), — на тринадцатом году на девицах двадцатилетних. Жёны били своих мужей в течение четырёх или пяти лет. После чего мужья уже начинали бить жён; и таким образом, оба пола имели своё время власти, и равновесие было соблюдено». Вроде равновесие? Но так закладывались, закреплялись в семье болезненные отношения.
Подобную информацию поэт подчерпнул в том числе и из разговоров с казаками. Так, в 1829 году Пушкин на пути в Арзрум расспрашивает казаков о благополучии в доме, на что они ему рассказывают и об изменах, и о побоях. Поэт узнаёт, что женить у них принято в 14 лет. Заключает: «Слишком рано, муж не сладит с женою». 4 часть
Малёшенек у матушки, а я уродился,
Молодёшенек у батюшки я оженился
Как узял я сабе жану молодую.
Молодая жена меня невзлюбила,
Негодяем меня она озывала.
«Вот пойдём же, ты негодный, к тестю, к тёще в гости.»
Случилося негодяю пройти мимо рощи.
Привязала негодяя ко белой берёзе,
Интересно, что в Курской области в селе Стропицы это танок (хоровод) с разыгрыванием. То есть в центре танкА есть люди которые как актеры всё изображают.
(«И выбирають девку у белом платью. К ей привяжуть ево. И тада танок стоит, и он стоит привязанный. Платочком»)
А сама-то пошла пиру пировати.
Она девять денёчков в пиру пировала,
На десятый денёчек она стосковала.
Не дошедши негодяя, она становилась,
Низёхонько негодяю она уклонилась:
«Вот как будешь ты, негодный, ходить со мной в гости,
Вот как будешь ты, негодный, поить меня чаем.
Хорошо тебе, негодный пиру пировати?»
«Государыня жена, а мне не до пиру!
Мне соловушки головушку всию попробили,
Мне комарики ручки увсе искусали,
Мне муравьики ножки увсе источили».
И все-таки песня из Пинежского района Архангельской области навевает больше ужаса. Вы только представьте этих таёжных комаров. Нам в экспедициях неоднократно рассказывали истории про то как заблудившиеся в лесу люди и животные обессилив, по сути, были съедены, доведены до отчаяния, комарами.
И вот «ОНА» оставила его у дуба в саду…,ну-ну, в Архангельской то области, на 3 денёчка. В общем, эти женские шутки. С остервеневшими гнездящимися соловьями и червяками…
Да и запросы у неё городские — чай, кофий, вино, водка, хлеб, крендели… свободу и свободную любовь, повиновение. Так и до мирового господства недалеко. Почти как в «Золотой рыбке».
Страшно?
Существует вариант сюжета где жена сталкивает с кровати «недоростка».
«Что на горе меня родила,
Во несчастный день крестила,
Недоросточка, меня женила?
Жена мужа невзлюбила:
На кровать спать не пустила,
Со кроваточки столкнула,
Ручку, ножку вывихнула,
Головушку проломила,
Горячу кровь припустила,
Под кроватку затолкала
И чёрным платьем забросала!»
Как релоцироваться из реальности в прошлое / Редакция
Если прямо и грубо — всё свалили в кучу так, что случайный зритель ничего не поймет. «Эксперты» переодически проговаривают правильные, интересные мысли, но они ни как не увязаны в единую модель, схему. Есть ощущение, что была задача проговорить некоторые «политические» моменты, которые тут тонут в объеме темы.
Откровенно плохая работа Главного редактора.
Непонимание предмета обсуждения — что такое фольклор во всем своем многообразии, на что обращают внимание исследователи, кто такие носители традиции, что важного для нас, жителей страны, в фольклоре, как и для чего деревенская культура распадаясь на атомы пересобирается в городах.
Все эти темы звучат объёмно и страшно, но! Вместо той воды которую эксперты долго и нудно рассказывали Редактор мог несколько раз сформулировать схему, основу не вдаваясь в подробности. Тогда бы и зритель понял кто такие участники Фолк-Кемпа.
Что в фольклоре ценного для сегодняшнего жителя страны…
Было ощущение, что фольклор для ряда экспертов — это жизнь под микроскопом. Как изучение неживого / мертвого музейного экспоната. И в этом не было бы противоречия не начни ОНИ передачу с рассказа про Фолк-Кемп на русском севере.
А ведь ребята (не сектанты или душевно больные, как могло показаться из этого репортажа), а мощные подвижники, сеятели, ледоколы.
Каждый год, не просто обучают, а погружают в среду активную, деятельную городскую молодежь, которые, в свою очередь, продолжают этот процесс сеяния в такой же активной, пассионарной, молодежной среде.
В этом фольклорном лагере стараются всесторонне рассмотреть крестьянскую культуру русского народа. Делается особый упор на практику — музыкально-хореографическое творчество. И за этими академическими словами скрывается большой опыт изучения, фиксации и популяризации русского народного творчества.
Но важным тут являются декорации — Русский север — это другое измерение для городского жителя средней полосы. Здесь нет ничего привычного. Белые ночи, иная архитектура, особые отношения и уклад. Всё это в комплексе позволяет за короткий срок перевернуть представление человека о его корневой культуре, дать пищу к размышлениям и собственному поиску ответов на всю жизнь.
Для меня маркером хорошего «продукта» является появившееся желание ознакомиться с темой посильнее, глубже. Как сходить в театр на спектакль — если постановка тебе понравилась — ты идешь читать оригинал или об авторе. Тебе должны передать этот «огонь». А тут после просмотра мне захотелось выть — «рукалицо». И срочно все переснять.
Позовите меня в передачу, расскажу как все было на самом деле:)
Желаю Редакции провести работу над ошибками
Привет.
А как вы относитесь к фольклору народов Европы?
И знаете ли вы собирателя фольклора Алана Ломакса или певицу Ширли Коллинз?
Послушал интересный альбом 1964 года
«folk roots new routes»
Shirley Collins, Davy Graham
Какой хороший звук записи.
Это английский альбом периода «Фолк-возрождения»
До этого у Ширли Коллинз вышли несколько сольных альбомов с английской народной музыкой.
Во второй половине 1958 года Алан Ломакс и Питер Кеннеди записали для американской компании Folkways её песни. Для альбомов “Sweet England” и “False True Lovers” более 35 песен.
Удивительные факты:
- Ширли записывала народную музыку с Аланом Ломаксом в Америке!!! (Кто не знаком с Аланом Ломаксом почитайте о нём!);
- Она была в Москве в 1954 году и выступала в Кремле;
- Ее дедушка знал и пел народные песни, играл на оловянных свистках, а бабушка играла на фисгармонике и в основном пела песни из мьюзик-холла;
- В семье любили читать, а её сестра Дороти была увлечена русской литературой - читала Толстого, Достоевского, Пушкина.
Её мама была членом компартии Англии и в 1959 году отправляясь в Америку (США) к Ломаксу она была обязана об этом сообщить на границе. Она об этом не сообщила боясь, что её не пустят («холодная война», период макартизма).
Делитесь своими любимыми народными и (переосмысленными) песнями народов Европы и Америки.
Этот альбом можно послушать в ВК и в Ютубе-мьюзик
Узнать больше - переходи в телеграм:
https://t.me/evgeniibagrintsev