mexicalli

mexicalli

Авторский канал об ацтеках и их соседях: история, быт, религия, война и мир, жизнь и смерть. Канал ТГ (основа): t.me/mexicalli По всем вопросам: t.me/anikeyev92 Поддержать: https://pay.cloudtips.ru/p/f765e151
На Пикабу
Uyxang FrauTeacherin urrri28
urrri28 и еще 2 донатера
в топе авторов на 261 месте

Книга по Мезоамерике

В планах и мечтах сделать свою книгу по Мезоамерике. Начнём с малого..

600 9 400
из 10 000 собрано осталось собрать
19К рейтинг 427 подписчиков 1 подписка 204 поста 162 в горячем
267

Камень Солнца: инструкция по применению

Было непросто, но я очень рад представить вам свой magnum opus этого года. Подробнейшее описание Камня Солнца, самого известного памятника ацтеков, – такого не найдёте нигде.

Постарался собрать всё самое важное и актуальное – пришлось даже приобрести доступ к паре статей. Но это неважно, ведь теперь знания доступны всем!

Статья вышла очень объёмной и с большим количеством иллюстраций. Делить не стал, чтобы всё было в одном месте. Да и праздники впереди! Так что сохраняйте статью в избранном, чтобы вернуться к ней, если покажется слишком.

Камень Солнца – пожалуй, наиболее известный ацтекский памятник. Часто его ошибочно называют «Календарём ацтеков». Почему ошибочно? Если кратко: ацтеки не использовали его в качестве календаря в нашем понимании.

Камень Солнца – это, скорее, что-то вроде инфографики ацтеков на тему восприятия времени и пространства.

В этой статье мы кратко остановимся на истории обнаружения и исследования Камня Солнца. И очень подробно – на его богатой иконографии.

1. О календаре ацтеков

Для начала давайте познакомимся с основными концепциями и понятиями, которые пригодятся нам далее.

Во-первых, для обозначения дней ацтеки пользовались 20 знаками дня (о них – далее). Обозначение даты в календаре ацтеков имеет вид:

Дня: число от 1 до 13 + имя одного из 20 знаков дня

Года: число от 1 до 13 + имя одного из 4 знаков дня

Названия лет заключены в квадратную рамку, а названия дней – нет. Мы увидим это при исследовании Камня Солнца.

Во-вторых, календарей у ацтеков было два:

  1. Тональпоуáлли (tonalpohualli, «счёт дней/судеб») – ритуальный календарь. Числа от 1 до 13 комбинируются с 20 знаками дня, итого 260 комбинаций, или 260 дней. Как мы знаем из статьи про рождение ребёнка, по такому календарю, например, называли детей.

  2. Шиупоуáлли (xiuhpohualli, «счёт лет») – календарь солнечного года. Он состоит из 365 дней, объединенных в 18 месяцев по 20 дней плюс 5 безымянных дней, считающихся зловещими.

Подробнее эти два календаря мы рассмотрим в другой раз.

В-третьих, время в понимании ацтеков циклично. Грубо говоря, 1 января 2000 года и 1 января 2052 года ацтеки изобразили бы одним и тем же глифом – и поди узнай, что именно они имеют в виду. Ацтеки мыслили циклами в 52 года (или 4 четверти по 13 лет) – это такой «ацтекский век»:

Цикл в 52 года начинается с года «1 Кролик», а заканчивается годом «13 Дом». После него цикл начинается вновь со всё того же года «1 Кролик», но для нас это был бы другой год

Цикл в 52 года начинается с года «1 Кролик», а заканчивается годом «13 Дом». После него цикл начинается вновь со всё того же года «1 Кролик», но для нас это был бы другой год

Обратите внимание, что выше представлена лишь структура цикла. Основные события в ацтекской истории расположены в соответствии с именем года, и может показаться, что они идут друг за другом – однако они произошли в ходе разных циклов!

Цикличность дат позволяла сопоставлять мифологические и исторические события друг с другом, тем самым познавая повторяющийся характер истории и неизбежность определенных событий.

Например, год «1 Кролик» стойко ассоциировался у ацтеков с голодом, потому что 1) эпоха Пятого солнца началась в этот год с потопа, и 2) голод на протяжении долгого времени случался именно в этот год.

Каждые 52 года в ознаменование конца старого цикла и начала нового проводилась грандиозная Церемонию Нового огня:

В ночь события все огни в городе гасились. Дома жители били всю посуду, ведь в новом цикле у них будет всё новое. Жрецы поднимались на холм и наблюдали за ночным небом. Когда они видели Плеяды, они понимали: мир не умрёт, у них есть ещё 52 года...

В ночь события все огни в городе гасились. Дома жители били всю посуду, ведь в новом цикле у них будет всё новое. Жрецы поднимались на холм и наблюдали за ночным небом. Когда они видели Плеяды, они понимали: мир не умрёт, у них есть ещё 52 года...

А теперь к делу.

2. История

Камень Солнца был закончен предположительно в период с 1502 по 1521 гг. во время правления Мотекусомы II. После падения Теночтитлана испанцы плотно взялись за отмену тёмного языческого прошлого ради праведного христианского будущего и начали рушить ацтекские здания, памятники и ритуальные объекты. Под раздачу попал и Камень Солнца, который, однако, аж до середины XVI века оставался в районе современной главной площади Мехико Сóкало (Zócalo). Монах-летописец Диего Дуран пишет:

«...самый прославленный и почтенный дон Алонсо де Монту́фар […] приказал закопать [камень], видя, какие злодеяния и убийства происходили рядом с ним. Также, как я подозреваю, его убедили в необходимости убрать его оттуда, чтобы память о древнем жертвоприношении, случившемся здесь, была утеряна...»

К 1560-м гг. Камень Солнца был закопан. История стала легендой, легенда – фарсом. А потом уже и анекдотов насочиняли. Так или иначе, Камень Солнца был случайно обнаружен декабре 1790 года в ходе работ по выравниванию Сокало. Базальтовая громадина диаметром 3,5 м. и весом более 24 тонн была закопана всего-то не более чем на полметра лицевой стороной вниз.

Площадь Сокало сегодня. Камень Солнца нашли буквально в центре современного Мехико

Площадь Сокало сегодня. Камень Солнца нашли буквально в центре современного Мехико

Всепрощающие христиане-католики, более двухсот лет не знавшие горя, тут встрепенулись и задумали было использовать эту находку как ступеньку у Кафедрального собора: удобство для прихожан, да и о триумфе над язычеством лишний раз не грех заявить. Пока решали, Камень лежал около места обнаружения, а «деревенские люди и дети» потихоньку повреждали рельеф.

Мексиканский писатель и учёный Антонио де Леон-и-Гама вмешался и убедил всех, что Камень Солнца – не религиозная скульптура, поэтому нельзя с ней так. Спасённый памятник поставили у одной из стен Кафедрального собора, где он простоял до 1882 года.

Пока Камень находился рядом с собором (блин у стены слева), он привлекал туристов, которые часто называли его «Часы Мотекусомы»

Пока Камень находился рядом с собором (блин у стены слева), он привлекал туристов, которые часто называли его «Часы Мотекусомы»

Есть байка, что во время Американо-мексиканской войны 1846-48 гг. занявшие Сокало американские солдаты от безделия якобы стреляли по Камню Солнца как по мишени, тем самым разрушив изображение в центре. Однако подтверждений этому нет, да и посмотрите, что я нашёл:

Первая фотография (дагеротип) Камня Солнца, сделанная в 1839 или 1840 гг. Повреждения были уже тогда, а до войны 6 лет

Первая фотография (дагеротип) Камня Солнца, сделанная в 1839 или 1840 гг. Повреждения были уже тогда, а до войны 6 лет

После 1885-го многострадальный памятник переместили в музей недалеко от центра. И только в 1964-м Камень Солнца обрёл свой покой в Национальном музее истории и антропологии Мехико.

Иллюстрация в книге Антонио де Леон-и-Гамы, изданной им вскоре после обнаружения Камня Солнца. Он же первым описал возможные интерпретации всего, что мы тут можем увидеть

Иллюстрация в книге Антонио де Леон-и-Гамы, изданной им вскоре после обнаружения Камня Солнца. Он же первым описал возможные интерпретации всего, что мы тут можем увидеть

3. Предназначение

С момента обнаружения и до 1870-х гг. полагали, что Камень Солнца – это ацтекские солнечные часы, отмечающие солнцестояния, равноденствия и переходы в зенит с помощью теней (просто кое-каких частей не достаёт).

Затем появилась версия о том, что Камень Солнца – это ритуальный сосуд, куаушикáлли (cuauhxicalli), или жертвенный камень, темалáкатль (temalacatl). Или и то, и другое сразу. На него могли укладывать людей для принесения в жертву, либо помещать извлечённые сердца в углубление в центре.

Примерно вот так это выглядело: фото 1 — куаушикалли, фото 2 — темалакатль (пленный, привязанный к камню, должен был сражаться с воинами в качестве ритуала)

Ещё одно предположение насчёт функции Камня Солнца говорит, что он отражает имперский политический курс Мотекусомы II. Если в предыдущих интерпретациях Камень Солнца должен был располагаться горизонтально рельефом вверх (скорее всего, на небольшой платформе), то в этой версии он должен был стоять вертикально.

Такого рода плакат, говорящий всем: «А ты принёс жертву богам? Без твоей крови "завтра" может и не настать...»

или же «Подчинись, а иначе...»

Верования ацтеков связывали продолжение жизни с непрекращающейся борьбой. В нашем современном понимании смена дня и ночи, лета и зимы естественна и неизбежна. Для ацтеков же это события непредсказуемые, результат космической борьбы:

Каждое утро солнце победоносно всходило и захватывало дневное небо, прогоняя луну и звезды. Но победа солнца была лишь временной, ведь каждый вечер усталое солнце проигрывало эту борьбу, а луна и звезды возвращали себе небеса. Успех солнца здесь зависел от того, насколько хорошо оно питается сердцами и кровью жертв.

Таким образом, существование человека обусловлено. Миф о происхождении Вселенной говорит, что целых четыре предыдущих мира были уничтожены. Текущий мир будет существовать лишь до тех пор, пока солнце будет сыто человеческими жертвоприношениями.

Камень Солнца, полный символизма монумент, отражает эту взаимосвязь между насилием, отношениями с богами и космическими циклами. Ацтекская элита вполне могла использовать всё это для сохранения контроля над населением. Камень Солнца мог быть их инструментом, наглядно отражающим идеологию и укрепляющим легитимность государства и его место во Вселенной.

Ещё один памятник с явным политическим значением – Теокалли (храм) Священной войны. Обратите внимание на очень похожее на Камень Солнца изображение на вершине лестницы: здесь он расположен вертикально

Ещё один памятник с явным политическим значением – Теокалли (храм) Священной войны. Обратите внимание на очень похожее на Камень Солнца изображение на вершине лестницы: здесь он расположен вертикально

Наконец, самая молодая версия состоит в том, что Камень Солнца ранее обозначал центр большой рыночной площади Теночтитлана, служил «местом встреч» во время общественно-значимых событий. В таком случае он был бы самой навороченной версией таких разметочных камней, момóцтли (momoztli – «повседневное место», т.е. доступное всем место).

Справа – Камень-момоцтли из Чалько

Справа – Камень-момоцтли из Чалько

Размещение таких камней на торговых площадях служило для определения центра пространства. А Камень Солнца как раз был найден на том месте, где во времена ацтеков была огромная площадь перед дворцом Мотекусомы II, аж до XIX века бывшая рыночной.

4. Интерпретация

Сегодня Камень Солнца висит на стене в музее. Изначально наиболее вероятной была горизонтальная позиция. К тому же он не был закончен – слева и справа сверху выступает необработанный камень. Виной всему скол в породе:

Обратите внимание на выделенные места: отколовшаяся порода не позволила закончить работу так, чтобы боковая поверхность Камня Солнца была ровной. Остаётся лишь догадываться, какая судьба постигла бедолаг-каменщиков...

Обратите внимание на выделенные места: отколовшаяся порода не позволила закончить работу так, чтобы боковая поверхность Камня Солнца была ровной. Остаётся лишь догадываться, какая судьба постигла бедолаг-каменщиков...

Прежде чем мы пойдём дальше, предлагаю вам посмотреть, как Камень Солнца с большой долей вероятности мог выглядеть во времена ацтеков. Всего у ацтеков было пять цветов: красный (кошениль), жёлтый (охра), белый (кальцит), чёрный (копоть) и голубой разных оттенков (минералы + растения в разных пропорциях). По микроскопическим остаткам краски в породе удалось определить, что основными цветами камня были красный и жёлтый с небольшим содержанием голубого/бирюзового:

Реконструкция оригинальной окраски Камня Солнца

Реконструкция оригинальной окраски Камня Солнца

4.1 Центральный диск

Камень Солнца на науатле называется Ōllin Tonatiuh, или Движение Тонáтиу/солнца. Вся центральная часть повторяет ацтекский глиф «Движение», Ōllin:

В глаза сразу бросается страшное лицо: открытый рот с высунутым языком, пустые глазницы. Нос этого персонажа, к сожалению, не дожил до наших дней. Кто же здесь изображён?

Общепринятая сегодня версия – это бог солнца, Тонáтиу, отсюда и название Камня. Помните историю про создание Вселенной? Боги четырежды создавали мир, который затем и разрушали. В конце концов, Тонатиу стал солнцем, требующим постоянные кровавые подношения со стороны людей, иначе новый день не настанет. Это соотносится как с возможным применением монумента, так и с иконографией, которую мы сейчас рассмотрим.

Существуют и альтернативные версии, утверждающие, что изображён не Тонатиу, а другие боги: Тлалтекутли (бог земли, изображался с языком-кинжалом и когтистыми лапами), Шиутекутли (бог огня и бирюзы) или Йоуальтекутли (бог ночи, «солнце ночи»). Есть даже вполне серьёзные подозрения, что это сам Мотекусома II!

Так или иначе, у персонажа есть корона, на которой изображены две точки и знак дня «Тростник» – очевидно, дата «2 Тростник». Чем важна эта дата? Есть мнение, что Мотекусома II не хотел проводить Церемонию Нового огня в неблагоприятный год «1 Кролик», поэтому взял и передвинул на следующий, «2 Тростник».

Видим волосы и украшения в носу и ушах, какие носила ацтекская элита. Морщины вокруг глаз говорят о мудрости. Изо рта торчит кремневый нож-язык – такой нож использовался для жертвоприношений. Наконец, слева и справа от лица изображены клешневидные руки с когтями, сжимающие, без сомнения, человеческие сердца.

Так мог выглядеть центр Камня Солнца. Цвета иллюстрации справа не соответствуют общепринятой теории изначальной раскраски (см. выше)

Так мог выглядеть центр Камня Солнца. Цвета иллюстрации справа не соответствуют общепринятой теории изначальной раскраски (см. выше)

Вокруг лица божества расположены четыре прямоугольника, каждый из которых указывает на одну из четырёх эпох, или солнц, о которых мы узнали из мифа о сотворении Вселенной (начинаем с правого верхнего изображения и двигаемся против часовой стрелки):

  1. Солнце Ягуара, глиф «4 Ягуар» – мир, погибший через 676 лет, когда всех людей сожрали. Изображен ягуар, животное выражение Тескатлипоки, который был в эту эпоху солнцем.

  2. Солнце Ветра, глиф «4 Ветер» – мир, просуществовавший 364 года, после чего ураганище сдул всё его население, а кто выжил превратились в обезьян. Изображён Кетцалькоатль (или его ипостась, Эéкатль, божество воздуха).

  3. Солнце Дождя, глиф «4 Дождь» – мир, который через 312 лет существования был уничтожен огненным дождём. Изображён Тлалок, бывший солнцем в эту эпоху.

  4. Солнце Воды, глиф «4 Вода» – мир, затопленный горькими слезами через 676 лет после создания. Изображена Чальчиутликуэ – солнце четвертой эпохи.

Почему везде 4? Ацтеки назвали свои эпохи по дню, в которые они были уничтожены. Наша эпоха Пятого солнца с глифом «4 Движение» должна погибнуть в день «4 Движение» от землетрясений («движения земли»).

Идём дальше – к четырём глифам по периметру центральной части:

Начнём сверху.

Слева изображён именной знак ацтекского правителя Мотекусомы II, представляющий собой королевский головной убор – шиууитцолли (xiuhuitzolli - от xiuh, «бирюза/год/комета/трава», и huitzolli, «что-то заострённое»). Это тиара или диадема, заострённая спереди и закрепляемая на голове при помощи тканевой ленты с узлом тлапилони (tlapiloni).

На рисунке глифа слева сверху видны: почётное украшение из перьев асташелли (aztaxelli), волосы, ушное украшение шиунакочтли (xiuhnacochtli) и украшение в носу йакашиуитль (yacaxihuitl)

На рисунке глифа слева сверху видны: почётное украшение из перьев асташелли (aztaxelli), волосы, ушное украшение шиунакочтли (xiuhnacochtli) и украшение в носу йакашиуитль (yacaxihuitl)

Такой головной убор мог быть покрыт небольшими кусочками настоящей бирюзы или сделан из дерева, выкрашенного в синий цвет.

Справа легко угадывается глиф «1 Кремень», ведь он похож на язык божества в центре. Так здесь изображается очень важный для ацтеков год – «1 Кремень».

Первая сцена Кодекса Ботурини: отплытие ацтеков из Ацтлана в год «1 Кремень»

Первая сцена Кодекса Ботурини: отплытие ацтеков из Ацтлана в год «1 Кремень»

Именно в этот год они отправились из Ацтлана в поисках лучшей доли и встретили Уицилопочтли (считается, что в этот год он и родился), который стал их покровителем и главным божеством. Подробнее про это можно почитать здесь. А красный кружок с завитушкой называют «дымящимся зеркалом», главным атрибутом Тескатлипоки.

В одном из мифов Тескатлипока создает огонь при помощи кремней. Поэтому кремневый нож связан также с происхождением огня – символа Солнца и звёзд.

Вместе эти два глифа можно трактовать так: обожествленный правитель Мотекусома II, воплощающий или сливающийся со сверхъестественной личностью покровителя ацтеков Уицилопочтли.

Смешение черт правителей и богов – важнейший аспект в концепции власти уэй тлатоани. На том же Теокалли Священной войны Уицилопочтли (слева) и Мотекусома II (справа) стоят на одном уровне, как равные

Смешение черт правителей и богов – важнейший аспект в концепции власти уэй тлатоани. На том же Теокалли Священной войны Уицилопочтли (слева) и Мотекусома II (справа) стоят на одном уровне, как равные

Слева снизу различается дата «1 Дождь», справа – «7 Обезьяна»:

В данном случае, это указание на конкретные дни. В эти дни Камень Солнца мог впервые использоваться по назначению. Интересно, что между этими датами 32 дня (попробуйте посчитать на картинке ниже, начав с глифа «Дождь») – одна из версий говорит, что в переводе на наше время это даты 23 июня и 25 июля соответственно. Возможно, смысл в том, что 22 июня было летнее солнцестояние, с 23.06 по 25.07 были торжества по случаю освящения Камня Солнца, а 26-го июля был новый праздник, связанный с движением солнца.

4.2 Первое кольцо символов

Вокруг центральной части располагается кольцо из 20 символов, читаемых по кругу против часовой стрелки (см. картинку ниже). Большая стрелка над головой божества будто указывает на начало отсчёта. Каждый символ обозначает один из 20 дней ацтекского календаря. Круг наглядно изображает цикличность времени в ацтекском сознании: как только круг заканчивается, он же начинается снова.

Каждый из 20 дней имеет своё название и знак. Начинается круг с Крокодила и идёт против часовой стрелки

Каждый из 20 дней имеет своё название и знак. Начинается круг с Крокодила и идёт против часовой стрелки

4.3 Второе кольцо символов

Далее следует тонкое кольцо квадратиков с пятью точками в каждом (как на игральной кости) – это ацтекская рулетка Вегастлан, только у ацтеков кроме «5 красное» ставить было не на что. Щютка.

Квадратики с пятью точками могут означать либо бирюзу (которая на науатле xihuitl – и огонь, и год одновременно), либо уменьшенную копию центральной композиции (четыре эры и в центре пятая). Четыре внешних точки также могут указывать на четыре астрономических события в жизни солнца: два солнцестояния (июнь и декабрь) и два равноденствия (март и сентябрь).

Также есть мнение, что это четыре стороны света и центр, но тогда эта концепция дублировала бы имеющиеся на Камне Солнца большие стрелки.

На кольце видно 4 группы по 10 квадратиков

На кольце видно 4 группы по 10 квадратиков

Исследователи полагают, что часть квадратиков (12 шт.) закрыта большими стрелками (в принципе, более-менее это так – проверил в Фотошопе). Тогда всего здесь 52 квадратика с 5 точками (52 х 5 = 260, совсем как дней в ритуальном календаре). В то же время, 52 - это число лет в «ацтекском веке».

Помимо квадратов видим узор в виде петелек, обозначающий перья. Далее над ними располагаются символы в виде перевёрнутой буквы «Y», которые ассоциируются с каплями крови. Кольцо из этих букв «Y», расположенных в группе по четыре штуки, прерывается шестью прямоугольными «домиками» со знакомыми уже квадратиками из пяти точек, точкой-нефритом и перьями на крыше.

Четыре большие стрелки указывают на четыре стороны света. Ацтекское сознание разделяло мир на четыре части, за каждую из которых отвечал один из «первоначальных» богов (Тескатлипока, Уицилопочтли, Кетцалькоатль и Шипе Тотек – см. тут). Между этими стрелками есть ещё четыре, поменьше:

Эти промежуточные направления удобно указывают на четыре знака дня, чьими именами может называться год у ацтеков: Дом, Кролик, Тростник и Кремень.

4.4 Третье кольцо символов

Наконец, мы подобрались к внешнему кольцу, представляющему собой двух змей, Шиукóатлей (бирюзовых/огненных змей, Xiuhcóatl). Такая змейка олицетворяет огонь и выступает копьём бога Уицилопочтли.

Обе змеи буквально пылают (завитушки, похожие на тонущий Титаник или мёртвого динозаврика), а из пасти каждой в нижней части Камня торчит лицо. Одна из интерпретаций говорит, что это два наших главных затейника, Кетцалькоатль и Тескатлипока, которые навели шуму в процессе создания Вселенной.

Альтернативные версии: бог солнца Тонатиу и бог огня Шиутекутли; Кетцалькоатль-Венера и Тонатиу-Солнце как противостояние ночи и дня соответственно

Альтернативные версии: бог солнца Тонатиу и бог огня Шиутекутли; Кетцалькоатль-Венера и Тонатиу-Солнце как противостояние ночи и дня соответственно

Кто бы это ни был, языки змей касаются друг друга как олицетворение непрерывности времени и непрекращающейся борьбы богов между собой. Носы-хоботы загнуты и украшены символами покеболов-звёзд.

В верхней части камня меж хвостами змей помещена очередная дата, указывающая на год: «13 Тростник». О важности даты можно судить по его размеру, центральному расположению и тому факту, что Шиукоатли целиком состоят из повторяющегося глифа.

«13 Тростник» соотносят с 1479 годом: именно тогда родилось наше солнце, когда боги пожертвовали собой в Теотиуакане.

Из глифа «13 Тростник» исходят два Шиукоатля, как бы указывая на течение времени с момента сотворения Пятого солнца

Из глифа «13 Тростник» исходят два Шиукоатля, как бы указывая на течение времени с момента сотворения Пятого солнца

В начале статьи мы говорили о цикличности времени и о 52-летнем ацтекском цикле (или 4 четверти по 13 лет). «13 Тростник» – это последний год второй четверти цикла, а сразу за ним следует год «1 Кремень», с которым мы уже встречались. Иначе говоря, эти два года отмечают ровно середину цикла.

В силу цикличности эти два глифа могут указывать на разные года. Кроме того, они очень тесно взаимодействуют между собой, посмотрите сами:

«13 Тростник»

  1. 1427 год – фактически родилась ацтекская нация. Тогда тлатоани стал Ицкоатль. Ацтеки начали осознавать себя великими и ощущать свою историческую миссию, а Теночтитлан из плательщика налогов превратился в крупнейшего их собирателя в Мезоамерике.

  2. 1479 год – рождение Пятого солнца.

  3. 1531 год – и даже после завоевания в год «13 Тростник» произошло кое-что интересное! Считается, что именно в этом году впервые явился образ Девы Марии Гваделупской, наиболее почитаемой святыни в Латинской Америке. Совпадение? Не думаю.

«1 Кремень»

  1. Год отплытия ацтеков из Ацтлана, встреча с Уицилопочтли.

  2. 1376 год – коронация первого уэй тлатоани ацтеков Акамапичтли.

  3. 1428 год – ацтеки восстали против тепанеков и получили независимость, фактически начав свой путь к строительству будущей империи.

И исход из Ацтлана, и победа над тепанеками – завоевательные действия, которым благоволил Уицилопочтли. И обратите внимание, в каждой группе дат шаг составляет 52 года.

Таким образом ацтеки придавали вес своему правлению, ведь его начало связывалось с важнейшим событием вселенского масштаба в прошлом. Установление связи между мифическим прошлым и текущими событиями наверняка имело политические цели.

4.5 Боковая поверхность

На боковую поверхность Камня Солнца почти никогда не смотрят, её не фотографируют, не говоря уже об интерпретации. Вот она:

На вставке похожее на рельеф Камня Солнца изображение из Кодекса Борбоникус

На вставке похожее на рельеф Камня Солнца изображение из Кодекса Борбоникус

Рельеф шириной 20 см изображает ночной небосвод (или просто небосвод). Изображение сбоку можно разделить на две части. Верхняя часть в виде точек обозначает звёзды. Нижняя часть, отделённая от верхней двумя сплошными линиями, показывает Венеру (глиф похож на цветок), чередующуюся со сдвоенными кремневыми ножами.

Так ацтеки изображали солнце, заходящее в потусторонний мир, в Миктлан, в ночь, чтобы потом снова родиться на следующее утро. Кремневые ножи здесь обозначают его лучи, пронзающие небо.

Аналогичные изображения Венеры на верхнем и нижнем краю Календарного камня в музее Йельского университета

Аналогичные изображения Венеры на верхнем и нижнем краю Календарного камня в музее Йельского университета

5. Заключение

Загадку ацтекского Камня Солнца вот уже более 200 лет пытаются разгадать бесчисленные интерпретации. Однозначно одно: Камень Солнца – это сложное изображение, каждый элемент которого, объединяясь с другими, передаёт целостное сообщение о движении Солнца и звёзд по небу, о смене дня и ночи, об устройстве времени в понимании ацтеков, об истории и месте человека во Вселенной. Все эти смыслы можно найти в Камне Солнца.

Кроме того, Камень Солнца отражает двойственность, присущую ацтекской философии и искусству. Уицилопочтли и Мотекусома II как отражение разных категорий солнца (один – мифическое, другой – «солнце ацтекской нации»), солнце и земля, день и ночь...

Наконец, Камень Солнца служит напоминанием о былой славе ацтеков, о разрушенном порядке мироздания и о свергнутом правителе, бывшем в центре всего этого.

Мексиканские песо, образующие вместе «портативный» Камень Солнца

Мексиканские песо, образующие вместе «портативный» Камень Солнца

Так или иначе, если вы читаете эти строки – поздравляю вас! Теперь в определённом смысле вы знаете Камень Солнца в деталях как свои пять пальцев и сможете рассказать друзьям значение каждого его элемента в мельчайших подробностях.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке.

Буду очень рад вашей поддержке!

(c) mexicalli

Использованные для подготовки статьи источники литературы и изображений указаны здесь.

Показать полностью 32
363

Древняя мексиканская игра: патолли

Рис. 1: Патолли из Флорентийского кодекса. Изображены игровое поле, четыре фасолины и несколько ценных предметов (медные колокольчики, нефритовые бусины и перья кетцаля), которые используются в качестве ставок

Рис. 1: Патолли из Флорентийского кодекса. Изображены игровое поле, четыре фасолины и несколько ценных предметов (медные колокольчики, нефритовые бусины и перья кетцаля), которые используются в качестве ставок

Азартные игры были неотъемлемой частью жизни ацтеков. Люди каждую веинтену (период из 20 дней) участвовали в больших и малых праздниках, и испанский монах и летописец Диего Дуран отмечал «множество различных танцев, фарсов и игр», при этом мрачно подчеркивая даже в названии посвященной играм главы потенциально фатальные последствия проигрыша:

«Глава XXII: В которой рассказывается об играх, которыми индейцы развлекались и веселились в праздничные дни. [Эти игры] также использовались для того, чтобы проиграть свою жизнь и стать рабом навечно»

— Диего Дуран, «Книга о богах и ритуалах, и о древнем календаре»

Дуран пишет, что игра, называемая древними мексиканцами «патолли», «была настолько уничтожена и искоренена, что о ней уже не осталось никаких воспоминаний». Судя по скромным данным, что можно встретить у историков, можно подумать, что игра действительно исчезла. Однако это не так. В эту игру до сих пор играют! Например, коренные жители муниципалитета Сапотитлан, потомки тотонаков, и жители соседнего муниципалитета Уицилан, говорящие на науатле.

«Многие игры индейцев были чрезвычайно тонкими, умными, хитрыми и очень изысканными. [Жаль], что в них было столько язычества и идолопоклонства»

— Диего Дуран, «Книга о богах и ритуалах, и о древнем календаре»

Да уж, жаль. При этом современный человек очень даже разделяет любовь к азартным играм с ацтеками XVI века. Эта любовь, кажется, в принципе присуща человеку любой эпохи. Да что уж там — мы сами являемся результатом бесчисленных эволюционных игр, в которые играли наши предки, выбирая правильные ответы на вопросы неопределенности.

Сегодня мир предпочитает научные объяснения, однако кто из нас не бросал кубики с мыслями «Давай 6, давай 6!». Бездоказательная вера в то, что мысли или действия, часто имеющие форму ритуала, могут контролировать неопределенный результат — это есть наше древнее магическое мышление. Именно с помощью него мы можем понять традиционные культуры, сравнив их опыт борьбы с неопределенностью с нашим. Сегодня приглашаю вас сделать это на примере мезоамериканской игры патолли.

Изображения патолли

Изображения игры встречаются во Флорентийском кодексе (рис. 1, заглавная иллюстрация), в кодексе Мальябекки (рис. 2), у Диего Дурана (рис. 3) и в кодексе Шолотль (рис. 4):

Рис. 2: Патолли в кодексе Мальябекки

Рис. 2: Патолли в кодексе Мальябекки

Рис. 3: Патолли у Диего Дурана

Рис. 3: Патолли у Диего Дурана

Рис. 4: Патолли из кодекса Шолотль. Кодекс изображает знатного господина из города Маштла, играющего с двумя господами из города Тлальнепантла

Рис. 4: Патолли из кодекса Шолотль. Кодекс изображает знатного господина из города Маштла, играющего с двумя господами из города Тлальнепантла

Кроме того, немецкий археолог Герман Бейер обнаружил патолли в районе Мехико Педрегаль-де-Сан-Анхель (рис. 5). Кажется, это единственный подлинный ацтекский экземпляр, сохранившийся до наших дней. А в 2024 году вдоль железнодорожного пути Поезд Майя нашли сразу 7 полей для патолли. Однако патолли у майя — отдельная тема, у них тоже была похожая игра.

Рис. 5: Патолли из Педрегаля

Рис. 5: Патолли из Педрегаля

Количество клеток на досках в кодексах везде разное. Во Флорентийском кодексе мы видим 64 клетки: две стороны креста по 16 клеток, две — по 14 и 4 в центре. Патолли в кодексе Мальябекки имеет 66 клеток: по 16 на трёх сторонах креста и 14 — на четвёртой плюс 4 в центре. Диего Дуран вовсе изображает 60: по 14 на каждой стороне и 4 в центре. Патолли из района Педрегаль имеет 68 клеток. И именно патолли из Педрегаля кажется наиболее правдоподобным, ведь рисунки — это рисунки, они лишь отражают общую концепцию, не являясь точной копией игры

Название игры

Одна из версий происхождения названия говорит, что patolli происходит от patoa, «делать ставку». Tlapatolli означает «что-то, что было поставлено кем-то» также, как tlaxcalli — «что-то поджаренное». То есть это «игра в ставки».

Ещё одна версия — от мексиканского антрополога Альфонсо Касо. Сегодня эту игру потомки науа называют Petol, тотонаков — Lizla. Оба слова происходят от названия бобов фасоли (patoles) или кусочков тростника (lizla) соответственно, которые использовались и продолжают использоваться в качестве игральных костей. То есть патолли — это «игра в кости».

«Иногда Мотекусома смотрел, как люди играли в патолицтли, которая очень похожа на игру в кости и в которую играют с помощью бобов или расколотых фасолей, … которые называются патолли; которые они перебирают обеими руками и бросают на циновку или на землю, где нанесены определённые линии…»

— Франциско Лопес де Гомара, «История завоевания Мексики»

С течением лет слово патолли в науатле стало общим термином, обозначающим игру в целом. В классическом словаре середины XVI века, составленном Алонсо де Молиной спустя каких-то 20-30 лет после завоевания, уже встречаются слова для европейских игр: amapatolli (амапатолли, «бумажный патолли») для игральных карт и quauhpatolli (куаупатолли, «деревянный патолли») для шахмат.

Патолли, или игра в широком смысле, была центральным элементом жизни ацтеков. Один поэт науа сказал:

«О, вы, друзья,
Вы, орлы и тигры,
Поистине, это
Как игра в патолли!
Как мы сможем
чего-то добиться в ней?
О, друзья…!
Мы все должны играть в патолли:
Мы должны отправиться в место тайны.
Поистине, перед его лицом я лишь тщетен,
нищий перед Дарителем жизни…
»

Как в эту игру играли

У игроков были фишки (камушки или зёрна кукурузы) красного или синего цвета, для их передвижения по полю-кресту кидались бобы фасолины (или кусочки тростника) с отметками количества очков.

В игру могли играть 2, 3 или 4 игрока, игроки также могли делиться на команды (но играли всё равно по одному избранному от команды человеку). Игроки по очереди бросали бобы с нанесёнными на них точками на циновку и перемещали свои фишки по полю на столько клеток, сколько выпало точек на бобах. Бобов могло быть от 4 до 6: у Саагуна их 4 или 6, у Дурана — 5 или 6. Фишек — по 6 на человека при игре вдвоём, по 5 — втроём и по 4 — вчетвером.

Каждый игрок располагался на своей стороне креста, там у каждого из них была своя стартовая клетка. Цель игры заключалась в том, чтобы довести фишки до финиша, продвигаясь в соответствии с результатом броска кубиков, или выиграть у противника все его запасы ставок (о них — далее).

Достичь цели — это пройти всеми фишками до центра, затем свернуть на ближайшую сторону креста, пройти до конца креста, развернуться, пройти до противоположного конца, снова развернуться, дойти до центра и свернуть в сторону конца, откуда начинали (то есть пройти буквой Т против часовой стрелки):

Рис. 6: путь фишки в патолли. Источник: PATOLLI / Reglamento correcto / C&#xF3;mo se juega al PATOLLI? (<!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/drevnyaya_meksikanskaya_igra_patolli_13525363?u=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DuKQLlBS-yPs&t=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DuKQLlBS-yPs&h=3f9d20ff9c73db01fd24427da24f71fc7e0bfd1e" title="https://www.youtube.com/watch?v=uKQLlBS-yPs" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://www.youtube.com/watch?v=uKQLlBS-yPs</a><!--/noindex-->)

Рис. 6: путь фишки в патолли. Источник: PATOLLI / Reglamento correcto / Cómo se juega al PATOLLI? (https://www.youtube.com/watch?v=uKQLlBS-yPs)

В центре креста на четырёх клетках можно «съесть» фишку соперника, если очки от броска фасолей позволяют вашей фишке встать ровно на ту же клетку.

Во время игры как игроки, так и зрители делали ставки на то, кто из соперников выиграет. А ставок было очень много, практически на каждом ходу.

Ставки

Суть и количество ставок зависели от обстановки. Когда играли правители, слуги приносили «всё, что правитель должен был поставить на кон в игре... плащи... губные украшения, золотые ушные украшения,... золотые ожерелья». Правители также ставили «зелёные драгоценные камни, прекрасную бирюзу, рабов, драгоценные плащи, ценные набедренные повязки, возделанные поля, дома, кожаные повязки на ноги, золотые браслеты, нарукавники из перьев кетцаля, плащи из утиных перьев, тюки какао».

При этом господа не всегда хорошо воспринимали собственный проигрыш. Историк и писатель Фернандо де Альва Иштлильшочитль отмечает:

«В 1473 году император Ашайакатль попытался выиграть сады в Шочимилько у их владельца, поставив на кон свой собственный рынок и озеро вокруг него... Проиграв, он приказал задушить своего соперника из Шочимилько, не желая терять такое сокровище в пользу господина более низкого ранга»

Дуран сообщает, что профессиональные игроки «ставили на кон драгоценности, камни, рабов, дорогие ткани, набедренные повязки, свои дома, драгоценности своих жён. Они ставили на кон свои земли, поля, зернохранилища, поля с агавой, деревья и сады». Каким-то образом, вероятно на больших праздниках, бедняки могли ставить свои скромные пожитки против ставок тлатоани или господина, и в случае выигрыша получали ценные вещи. В правилах патолли даже есть оговорка о том невероятном случае, когда фасоль-кубик при броске встаёт на ребро — тогда игрок забирает всё. А если такая оговорка есть, есть и вероятность, что такое на самом деле случалось. Представляете чувства игрока, чьи фасолины встали на ребро?

Самой серьезной ставкой в азартных играх была собственная жизнь: игроки ставили её на кон, когда проиграли всё остальное. Чтобы отыграться, они были вынуждены отдавать себя в рабство победителям. Ацтеки относились к этому практично: игрок, неспособный оплатить свои долги, был подобен вору и становился собственностью своих кредиторов. Если должник не мог погасить долг, то его могли продать в рабство на рынке, где купцы и господа покупали людей для жертвоприношений.

Важный момент: кроме собственно игроков в патолли участвовал сам бог-покровитель игры, Макуильшóчитль, что переводится как «Пять Цветок». Именно в его честь фасолин для бросков было пять. Игроки обязательно взывали к нему, когда бросали бобы. Перед броском их немного покатывали в руках, а затем, бросая на коврик, громко взывали к Макуильшочитлю и хлопали в ладоши.

«Макуильшочитль был единственным [богом] этой игры в кости; однако существовало ещё одно божество, обычное для всех этих игр. Его имя было Ометочтли, что означает «Два Кролик». Таким образом, в этой игре (как и в других), когда хотели, чтобы выпало число два, выкрикивали одно и то же заклинание, бросая камушки и хлопая в ладоши: "Ометочтли!"»

— Диего Дуран, «Книга о богах и ритуалах, и о древнем календаре»

У Макуильшочитля было своё место на игровом поле: вон он сидит и наблюдает за игрой на изображении в Кодексе Мальябекки. Ему же предназначалось большинство ставок — для этого рядом с полем был банк ставок, назовём это так.

Кому платили ставки? Два варианта:

  1. В основном — в «банк» Макуильшочитля. Там они копились, чтобы в конце достаться победителю. А пока суть да дело ставки находятся у бога.

  2. Какие-то ставки (например, при ликвидации фишки соперника в центре креста) платятся активному игроку. Вот я съел чужую фишку — мне платит ставку тот, чью фишку я съел.

Отношение ацтеков к азартным играм

Самые отпетые азартные игроки обитали, разумеется, во дворцах тлатоани. Да и сам Мотекусома поигрывал. Уж его ресурсы были огромны и вряд ли могли значимо уменьшиться из-за проигрышей. Азартные игры не запрещали, но и не поощряли — их терпели. Все знали о связанных рисках и о том, что некоторые люди обречены играть и, возможно, потерять всё.

Как известно, судьбу ацтеков предсказывали по знаку дня, в который человек рождался. Знаки дня разделялись в интерпретации на хорошие, нейтральные и плохие. Неблагоприятный знак обычно предвещал жизнь, полную лени, прелюбодеяния, воровства и пьянства. Но лишь один знак, «1 Дом», считался поистине злым, ведь человек, рождённый под этим знаком, жил

«в опасной роскоши, ... полностью отдавшись игре в мяч и патолли… Он проигрывал; он проигрывал имущество других... Он ставил на кон всё, что было в его доме… Все сокровища и поддержку своих любимых матери и отца он уносил с собой, даже если спрятано было лишь что-то небольшое…»

— Бернардино де Саагун, Флорентийский кодекс

А чтобы, видимо, поменьше людей играло в азартные игры, испанский монах предусмотрительно записал исходы на все случаи жизни:

«Говорили, что мужчины, рождённые под этим знаком [«1 Дом»], были большими ворами, похотливыми людьми, азартными игроками и расточителями, которые всегда заканчивали плохо. А женщины, рождённые под этим знаком, были ленивыми, сонными и бесполезными для чего-либо хорошего.

Говорили, что те, кто родился под этим знаком, умрут насильственной смертью, поэтому все ожидали их ужасного конца. Говорили, что [такой человек] либо умрет в бою, либо станет пленником, либо будет заколот на камне; либо его сожгут заживо, задушат сеткой или раздавят. Либо вырвут ему внутренности через пупок, либо заколют копьём в воде...


А если он не умрёт одной из этих смертей, то впадет в прелюбодеяние, и тогда его убьют вместе с прелюбодейкой, раздавив им обоим головы. А если этого не произойдет, то, по их словам, он станет рабом, продаст себя и весь свой заработок будет тратить лишь на еду и питьё.


Но даже если бы ничего из этого не произошло, он всегда жил бы печальной, несчастной жизнью. Он стал бы вором, разбойником, грабителем, уличным бандитом или большим азартным игроком; и он был бы мошенником в игре или потерял бы всё, что имел, в патолли. И он даже украл бы всё, что имели его отец и мать, чтобы играть в азартные игры. И у него не будет одежды и никаких драгоценностей в его доме. И даже если он захватит в плен нескольких человек и за это его сделают текиуа (tequihua), всё равно всё для него закончится плохо. И независимо от того, сколько он будет каяться с детства, он не сможет избежать несчастья»

— Бернардино де Саагун, Флорентийский кодекс

Отношение к людям, выбравшим азартные игры в качестве профессии, можно узнать из Кодекса Мендоса. В нём показаны возможные пути развития молодых людей: большинство из них получают образование, становятся добросовестными взрослыми ацтеками, проходят профессиональную подготовку и совершенствуются. Но на правой стороне страницы показаны бездельники: бродяги и воры, сплетники и пьяницы, азартные игроки, игрок в мяч и игрок в патолли. В пояснении говорится:

«…им даётся хороший совет отказаться от праздности и бродяжничества, которые приводят к тому, что они становятся ворами и игроками в мяч или в патолли… Из-за этих игр они всё больше воруют, чтобы … обеспечить их пороки, что приводит их только к плохому концу, как показано на рисунках»

— Кодекс Мендоса

Рис. 7: фрагмент изображения игрока в патолли (в правом нижнем углу). Плащ, лежащий рядом с фасолью, не сложен, а завязан узлом, «как будто его импульсивно сняли [и поставили на кон]... в отчаянной ставке почти обнаженного игрока»

Рис. 7: фрагмент изображения игрока в патолли (в правом нижнем углу). Плащ, лежащий рядом с фасолью, не сложен, а завязан узлом, «как будто его импульсивно сняли [и поставили на кон]... в отчаянной ставке почти обнаженного игрока»

Возможное значение игры

На патолли фишка за круг с начала и до возвращения в исходную точку проходит 52 клетки, а два игрока в сумме 104. Оба этих числа имеют основополагающее значение в астрономии и мировоззрении мешика. Первое число — количество лет в ацтекском веке; второе — количество лет в Великом веке.

В конце первого периода совпадают тональпоуалли, ритуальный календарь из 260 дней, и солнечный 365-дневный год. В конце второго совпадают также обороты планеты Венера, поскольку 104 солнечных года составляют 65 венерианских лет из 584 дней.

Кроме того, 5 фишек игрока, прошедшие по 52 клетки каждая, это 260 клеток — количество дней в ритуальном календаре тональпоуалли.

Есть и другие указания на то, что игра имела астрономическое значение, связанное с солнцем. Макуильшочитль, покровитель этой игры, был богом лета, солнечным богом. Занятно, что патолли из Педрегаля ориентирован точно по четырём сторонам света.

Известно и то, что две другие игры ацтеков тоже имели астрономическое значение. Для игра в мяч, тлачтли, у главного храма в Теночтитлане, Темпло Майор, было построено две площадки: одна называлась Теутлачко (Teutlachco), второе — Тескатлачко (Tezcatlachco), что, по-видимому, относится к солнцу и луне.

Патолли, вероятно, был широко распространен во всей долине Мехико и, возможно, был известен также культурам Центральной Америки и Юкатана. После завоевания эта игра была запрещена, потому что индейцы предавались суеверным практикам, прося милости и удачи у Макуильшочитля, покровителя этой игры, и Ометочтли, бога пульке и игр в целом. Преследование было настолько эффективным, что к концу XVI века игра патолли исчезла из мест, расположенных вблизи центров испанского влияния, поэтому Саагун и Дуран, которые видели, как в него играют, считали его исчезнувшим, когда писали свои труды. Тем не менее, он смог сохраниться и передаваться до наших дней в таких местах, как Уитцилан и Сапотитлан, которые находятся вдали от центральных путей сообщения. Несомненно, он сохранился и в других местах.

*****

Ну и напоследок несколько слов от Диего Дурана по поводу азарта и игр в нашем бренном мире:

«Оставляя тему пьяниц, я вернусь к игрокам, которые призывали бога, когда играли, восклицая: «Ометочтли! Дай мне удачу!». А поскольку проклятый дьявол так злобен, он должен был немедленно прийти им на помощь, чтобы его лучше обслуживали и уважали. Я помню, что гражданские судьи однажды пытались искоренить эти игры, арестовать и наказать азартных игроков суровыми наказаниями, а расписные лотерейные коврики были уничтожены. Вся эта строгость применялась для искоренения суеверий и несчастья, которые ассоциировались с этой игрой, а также для искоренения порока, настолько поглощающего, что тот, кто играл в азартные игры весь день, не сеял, не возделывал и не ухаживал за своими полями и землями. Из-за этого некоторые вместе со своими детьми бродили бедными и полуголыми, а другие умирали от голода. Помимо страданий, причиненных им, их женам и детям, [азартные игроки] уклонялись от личных обязанностей и общественных мероприятий, поскольку проводили весь день, сидя за азартными играми. По воле нашего Господа суровость и страх, вселенные в них, были настолько эффективны, что эти явления были искоренены, уничтожены, так что о них уже забыли. Вместе с ними исчезли многие другие идолопоклоннические обычаи и пороки»

— Диего Дуран, «Книга о богах и ритуалах, и о древнем календаре»

Pис. 8: Казнь игрока в патолли. Его доска, кости, фишки сжигаются. Historia de Tlaxcala, fol. 241r

Pис. 8: Казнь игрока в патолли. Его доска, кости, фишки сжигаются. Historia de Tlaxcala, fol. 241r

Играйте на здоровье! 🌞

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке. Буду очень рад вашей поддержке!

Показать полностью 8
46

Дары рек и озёр

Серия #AztecEat

Помимо привычного нам мяса и овощей, которые мы уже рассмотрели в рубрике #AztecEat, ацтеки не забывали и про речные и озёрные дары. Европейцев же эти дары шокировали.

«Рынки всегда полны тысяч видов вредителей, сырых, варёных, жареных на масле или на огне, продаваемых специально для пропитания бедняков» — Франсиско Хавьер Клавихеро, мексиканский историк

Думаю, многие одобрят использование слова «вредители» в описании Клавихеро. Одним из них был ашая́катль (axayacatl), или водяной клоп (фото 1). Эти насекомые откладывают яйца — это тоже ели, называя ауáутли (ahuauhtli, перекочевавшее в современный испанский), что означает «водный амарант»: вероятно, из-за зернистой текстуры яиц. Этих клопов, представителей семейства Гребляки (Corixidae), собирали в сети, измельчали, формировали шарики, панировали в кукурузной шелухе и варили. Яйца клопов собирали на неплотно скрученные верёвки с привязанными к ним пучками травы, которые бросали в озеро. В этой траве насекомые и множились. Далее верёвку с пучками сушили на солнце и стряхивали ауаутли, из которых делали тортильи, тамале или панировали в шелухе и поджаривали. Что-то вроде рыбьей икры: и по вкусу, и по виду. Ауаутли также ели птицы, например, попугаи в зоопарке Теночтитлана.

Дары рек и озёр

Ашаякатли и их яйца — очень питательные продукты, богатые незаменимыми аминокислотами, витамином B, железом и белком (ашаякатль: 63% белка; ауаутли: 57% белка).

Клопы были не единственными насекомыми в рационе ацтеков. Ицкауитли (izcahuitli) — это крошечные черви, которых ловили сетями в озере. Готовили с солью и чили, отчего они становились черноватыми и приобретали консистенцию хлебного мякиша. Из них делали тортильи, которые сушили и получали тотопос, что-то вроде начос.

Дары рек и озёр

Ещё были черви агавы, белые личинки вида Aegiale hesperiaris, а также розовые личинки Comadia redtenbacheri — те самые, что могли встречаться вам в бутылках с мескалём и вызывать ужас:

«На мéтле, стебле агавы, у корней, заводятся беловатые черви толщиной с перо дикой индейки и длиной с полпальца. Зажаренные и посоленные эти черви очень вкусны. Я много раз ел их в постные дни» — Торибио де Бенавенте (Мотолиния), монах-францисканец

Американский антрополог и историк еды (!) Софи Ко пишет, что в современной Мексике произошла любопытная история с участием этих личинок. Из-за загрязнения и чрезмерного вылова эти насекомые оказались на грани исчезновения, стали невероятно модными и почти национальными символами. Белые черви агавы, обитающие в сорте агавы для изготовления пульке (а её теперь выращивают реже из-за сокращения потребления напитка), продаются по высоким ценам в считанные рестораны, которые сделали эту экзотику своей визитной карточкой. То, что раньше даже через чёрный ход едва ли могли занести, теперь стало пищей элит. Ешь ананасы, червяков жуй...

Дары рек и озёр

Ели и более приемлемых по нашим меркам озёрных обитателей. Среди них были несколько видов озерных раков (Cambarus или Cambarellus montezumae, карликовый мексиканский рак или рак Монтесумы), лягушек (Oh là là!) и множество мелких озёрных рыб. Причём отдувались не только лягушки, но и их потомство — головастики. Последних по-разному готовили и продавали на рынке, и ацтеки любили их гораздо больше, чем индейку, которую они оставляли европейцам.

Дары рек и озёр

Наконец, аксолотли, или ашолотли (axolotl, «водяная собака»), — вид крупных личинок саламандр, которые навсегда застряли в детстве. Их тоже ели. Клавихеро писал, что они нелепые уродцы и на вкус как угри. Но что для Клавихеро уродцы, то нам — ути-пути 🐒

Есть насекомых — звучит, конечно, экзотично, но наверняка каждый второй пробовал сушёных сверчков в Тайланде или другой стране.

А какую экзотику довелось отведать вам?

Показать полностью 4
68

Путешествие в Миктлан

Путешествие в Миктлан

Закончил перевод небольшого рассказа от Национального института коренных народов Мексики (INPI), делюсь с вами. Эта трогательная история — прекрасное дополнение к статье про смерть в восприятии ацтеков.

«Путешествие в Миктлан» повествует об ацтекском мальчике по имени Синтиопильмаленький бог кукурузы»), который покинул этот мир слишком рано. Перед смертью он получает наставления отца, который рассказывает, что будет происходить том свете, какие опасности ожидают его душу на пути к вечному покою по Миктлану... Вместе с Синтиопилем мы пройдём по каждому из девяти так называемых «уровней» Миктлана (очевидно, названных так европейцами — в рассказе используется слово «дом») и увидим, как воспринимали ацтеки жизнь после смерти.

Ссылка на пдфку на дисках: Яндекс, Гугл.

Ну или на канале в Телеграме можете найти, если кому удобно.

Какой из домов (уровней) вам запомнился больше всего?

Показать полностью 1
102

Койольшауки против Коатликуэ

Койольшауки против Коатликуэ

Согласно мифу, КоатликуэЕё юбка из змей») забеременела от пучка перьев, подметая храм на вершине горы Коатепек. Её сыном был Уицилопочтли, бог-покровитель ацтеков. Дети Коатликуэ, Койольшаукиукрашенная бубенцами» или «та, что с бубенцами на щеках») и 400 её братьев-богов звёзд юга, оскорбились, что мать так их опозорила и задумали её убить.

Однако в самый важный момент резко родился и выпрыгнул из мамы (причём в полном вооружении!) Уицилопочтли и раскидал раскидал всех на раз: братьев отправил на небо и те стали звёздами, а зачинщицу-сестру он расчленил так, что голова улетела на небеса и стала Луной (чтобы мама могла её видеть — всё-таки дочь родная), а всё остальное разлетелось по миру. Стало быть, Уицилопочтли стал олицетворением Солнца, которое ежедневно убивает Луну — сюжет повторяется снова и снова.

На иллюстрации интерпретация ацтекских божеств от Пола Гинана (Paul Guinan). Он же — один из авторов комикса «Ацтекская империя», выпуски которого можно найти в оглавлении канала (ссылка). А первая часть здесь.

Показать полностью 1
72

День рождения Уицилопочтли

Вы когда-нибудь праздновали свой день рождения больше одного дня? Уицилопочтли — да, целых двадцать!

Пятнадцатый месяц назывался Панкецалицтли (Panquetzaliztli, «Поднятие знамён») и длился с 22 ноября по 11 декабря.

День рождения Уицилопочтли

Это фестиваль с рекордно долгой подготовкой: на следующий день после Очпаництли, одиннадцатого месяца, жрецы начинали восьмидесятидневный ритуал покаяния в знак почтения к празднику. Они делали подношения пихтовых или лавровых ветвей во всех храмах в городе и в горах. Попутно они играли на раковинах, рожках и свистках, постоянно чередуя их. В конце месяца Кечолли они начинали петь и танцевать. Была специальная песня под названием «Тлашотекáйотль» во славу Уицилопочтли, которую заводили вечером и заканчивали в полночь.

🏺 Старейшины кальполли приносили воду из источника Уицилатль недалеко от города Уицилопочко для омовения тех, кому суждено было умереть. За девять дней до жертвоприношения по кувшину воды выливалось на голову каждого раба. Их переодевали в бумажные одежды, в которых им предстояло умереть. Руки и ноги рабов красили в светло-голубой цвет, а кожу полосовали глиняными черепками. Лица раскрашивались в жёлтый и синий цвет, в полосочку. Каждый нёс свой бумажный флаг, отсюда и название месяца.

🛁 За пять дней до жертвоприношения хозяева рабов начинали поститься, они ели только в полдень, а в полночь купались. Перед купанием они протыкали уши шипами агавы: один бросали в воду, другой втыкали на берегу, а ещё два подносили в храме. Разумеется, никаких возлежаний с противоположным полом (а хозяевами рабов могли быть и женщины).

День рождения Уицилопочтли

🪞 Рабы прощались с хозяевами и родственниками. Они несли с собой чашу с чёрной, красной или синей краской и пели. Да так громко, что, казалось, грудь порвётся. В домах хозяев и родственников они окунали обе руки в свою чашу и прикладывали ладони к дверным косякам, оставляя свои цветные отпечатки. Ещё они накрывали на стол: кто-то ел, в то время как другие, думая о скорой смерти, есть не могли. В полночь рабам отрезали волосы на макушке, которые хозяева потом хранили как реликвии у себя дома.

🏟 На рассвете, перед восходом солнца, с вершины храма Уицилопочтли спускали на носилках огромную статую бога из амарантового теста. Это изображение называлось Пайналь, оно отправлялось на площадку для игры в мяч, Теотлачко, где в жертву приносили четырёх пленников: по два в честь богов игры в мяч Амáпана и Уаппáтцана. Тела убитых протаскивались по полю, оставляя кровавый след...

🛕 Далее начинался марафон: четыре жреца несли амарантового Пайналя по всему городу с остановками в важных местах, где тоже происходили жертвоприношения. В то же время происходила ритуальная битву между рабами, которые представляли Уицилопочтли, и военнопленными, представлявшими Уицнауа (звёзды), симолизируя миф о рождении покровителя ацтеков. В конце битвы, когда Пайналь возвращался к главному храму, все выжившие приносились в жертву. Пайналь из амаранта по частям раздавался людям для еды.

На следующий день пожилые мужчины и женщины, женатые мужчины и знатные особы пили пульке. В этот день они пили матлалоктли, «голубую пульке», потому что они окрашивали её в синий цвет. Ещё проходила битва между воспитанниками школ тельпочкалли и кальмекак, которые «дрались» ветками и натирали недруга смолотыми листьями агавы (а они жгут кожу). Победитель забирал всё: проигравших запирали в их учебном заведении, попутно забирая себе всё, что попадётся.

Как говорил классик, «Уицилопочтли, батя, с днюхой тебя, с 1000-с-чем-то летием!»

Показать полностью 2
101

Витраж «Пять Солнц»

Витраж «Пять Солнц»

Миф о создании Вселенной от Axolitoo.

🌊 Сверху — Омейокан, Место двойственности, где живут Ометеотль, единство Ометекутли и Омесиуатль. Ниже расположились звёздное небо и Луна.

🌞 Далее владыки пяти эпох, Пять Солнц: Тескатлипока, Кетцалькоатль, Тлалок, Чальчиутликуэ и Тонатиу.

🐊 В самом низу расположился гигантский крокодил-кайман Сипактли, из которого была сформирован наш мир, земля.

А подробнее о мифологии ацтеков, в том числе и историю про Пять Солнц, вы можете почитать на канале.

Показать полностью 1
90

Ацтеки и собственность

Обычный день, еду в метро, вижу перед собой рекламу недвижимости. Снизу сайт, содержащий слово mortgage (англ. ипотека). Задумался: mort — это же как Волан де Морт, как испанское muerte. Что-то, связанное со смертью. Погуглил этимологию слова mortgage и удивился. Оказалось, что это слово появилось в латыни (mortuus, мёртвый), перешло в старофранцузский, где к нему добавился gage, залог. Получился буквально «мёртвый залог», или обязательство до смерти. Ну, чем не ипотека.

Дальше мысль занесла меня, разумеется, в Мезоамерику: смерть у ацтеков была, а была ли ипотека?

Или как они землями и домами распоряжались?

Как-то раз мы с вами говорили про ацтекское общество и довольно жесткую систему социальных классов. Если кратко: общество делилось на текутли (высшая знать), пипильтин (знать попроще) и масеуáлтин (простолюдины, объединённые в кальполли), а ещё ниже — майéке (крестьяне-арендаторы, прикреплённые к земле) и тлакóтин (рабы). Наибольшая пропасть была между пипильтин и масеуалтин. Первые две категории жили в больших комплексах из нескольких домов, дворцах. Все остальные, или около 95% населения, жили в маленьких однокомнатных домах. Большинство простолюдинов были аграриями, которым нужно было наснимать урожаев не только чтобы прокормить свою семью, но и для уплаты «оброка» знати, владевшей полями (+ налоги, + на пиво). И ещё на долю тлатоани должно было что-то остаться.

Ацтеки делили земли на две категории: земли в общественном и в частном владении.

1️⃣ Общественные земли могли принадлежать тлатоани как должностному лицу (текпантлáлли, «дворцовые земли»), храму или школе (теотлáлли, «земли богов» или «священные земли»).

👑  Первые — это государственные земли для содержания придворных. Текпанпоукелюди, принадлежащие дворцу»), несомненно, были знатными и пользовались большим уважением. Напомню, что деньги ацтеки использовали только для обмена, т.е. зарплат не было. Поэтому в качестве жалованья вельможи получали урожай с текпантлалли + труд тех, кто их обрабатывал. Тлатоани за выдающиеся заслуги выдавали украшения из золота, нефрита или перьев, а также богато расшитые накидки.

🛕 Теотлалли приносили кукурузу, пульке, птицу, дрова, древесный уголь и т. д. в качестве дани храмам и школам. Молодёжь из школ кальмекак и тельпочкалли возделывала школьные земли.

🛡 Ещё были земли для покрытия военных расходов, самые обширные и богатые: мильчималли, «земли щита», и какаломилли, «земли жареных лепёшек». На первых выращивали кукурузу для изготовления напитка пиноле, на вторых — для поджаренных тортилий.

2️⃣ Земли в частном владении были трёх видов: родовые земли тлатоани, земли знати и земли кальполли.

👑 Родовые земли переходили к тлатоани по наследству или в результате завоевания.

💎 Собственность знати была личной и включала как землю, так и тех, кто жил на ней, майеке (что-то вроде средневековых феодальных крепостных). Эта категория не могла покидать земли, к которым принадлежала, и занималась тяжёлым трудом: мужчины строили дома своих господ, носили воду и дрова, засеивали поля и собирали урожай; женщины мололи кукурузу и пекли тортильи, пряли ткани и одежду. При продаже или наследовании земли они переходили вместе с ней к новому владельцу. Собственность знати передавалась по наследству, а если наследника не было, земля возвращалась тлатоани. Далее он мог передать её кому-то как награду или подарок.

👴 Альтепетлаллигородские земли») разделялись на земли кварталов-кальполли, с которых платилась дани господину и кормились жители кальполли. Каждая семья владела урожаем со своего участка земли, пока продолжала его обрабатывать. Дома и земли передавались детям по наследству. Семьи при этом не прикреплялись к земле, как майеке. В случае переезда в другой район или город участко возвращался в кальполли и перераспределялся в пользу других жителей. То же происходило, если участок не обрабатывался два года подряд или в случае нарушения закона.

Такая вот земельная история.

Короче говоря, нет ипотеки — нет проблемы. А вы как считаете? :)

Показать полностью 4
545

Фрагмент мурала из Теотиуакана

Фрагмент мурала из Теотиуакана

На нём изображён кетцаль в профиль, из его клюва выглядывает цветок и завиток, указывающий на звук (птичка поёт).

На груди он держит щит с изображением человеческой руки в центре.

А хотите ещё прекрасных теотиуаканских животных в понедельник? Их есть у меня 🌞

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества