Серия «Inca Special: Преинкские цивилизации»

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Фото Наски - Diego Delso, delso.photo, License CC-BY-SA

С упадком культуры Чавин возникли другие: например, цивилизация Наска — это которые знамениты своими линиями на полях. Наверняка вы про них слышали. В Перу многие действительно считают, что эти линии — дело рук (или щупалец, или чего там) инопланетян. У-у-у, мистери.

Однако (возможно) первоначально чертить на земле громадные фигуры начали совсем не наскинцы/наскасиане, а более ранняя культура — Паракас. Да и инопланетного у них гораздо больше...

Обо всём по порядку.

ПАРАКАС

Цивилизация Паракас развивалась в период с 800/700 г. до н.э. по 200 г. н.э. южнее Чавин-де-Уантара в долине реки Ика. В случае с Паракасом занятно, что культуру эту изучают не по месту жизни, поселению Тахауана (Tajahuana) в долине реки (и другим более мелким), а по местам захоронений. И места эти находятся на побережье Тихого океана в 65 км от Тахауаны.

Дело в том, что от Тахуаны-то почти ничего не осталось — один геоглиф. И тот в 2022 году Министерство культуры Перу закрыло для охраны: люди ездили на машинах прямо по этому геоглифу...

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Google Maps

Слово «Паракас» на языке кечуа означает «дождь песка». Паракас — это и полуостров, и культура, и стиль в текстиле и керамике.

Регион Ика — это самая ветреная часть перуанского побережья. Местные ветры тоже называются «паракас». Они могут дуть со скоростью до 50-60 км/ч с порывами до 90 км/ч! Всё это создаёт серьёзные песчаные бури. Климат здесь сухой, местность пустынная, а пресная вода — редкий гость. Поэтому паракасинцам (паракасинянам) пришлось освоить системы ирригации и научиться грамотно распоряжаться водными ресурсами.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Побережье неподалёку от полуострова Паракас — свежий океан переходит бескрайнюю пустыню

Культура Паракас обнаружена в 1925-м году. Хулио Тельо, отец перуанской археологии, на склоне холма Серро Колорадо (см. карту выше) нашёл 39 гробниц в виде глубоких (до 7 метров) пещер-колодцев или шахт, имеющих форму бутылки. Такой тип захоронений называют шахтовыми. На дне этих пещер находились погребальные тюки: тела, обёрнутые многочисленными слоями ткани с узорами и окружённые керамикой, охотничьими инструментами, шкурами животных и едой. Сухой климат тихоокеанского побережья Перу и солёная почва очень хорошо сохранили тела древних жителей Паракаса, превратив их в мумии.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Вертикальный разрез захоронения Паракас / Julio C. Tello, "Antiguo Perú: primera época", 1929, p. 119

В 1927 году неподалёку обнаружили другое захоронение, похожее на серию братских могил или склепов. В этот раз нашли 429 прекрасно сохранившихся мумифицированных тел, также обёрнутых во множество накидок из шерсти и хлопка и рассованных по погребальным камерам. Относятся они к 300-200 гг. до н.э. Рядом с ними лежали и подношения: керамика, ремесленные инструменты. В захоронениях знатных людей найдены дублёные оленьи шкуры.

Скорее всего, каждая из камер принадлежала одной из знатных семей Паракаса и выполняла функции фамильного склепа. Качество и замороченность вышивок на тканях в Некрополе превосходит вообще всё, что находили ранее в Перу — посмотрим на эти накидки далее.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Так выглядели комнаты с тюками: на нижнем рисунке группа археологов исследуют находку / Сверху: Julio C. Tello, "Antiguo Perú: primera época", 1929, p. 128; Снизу: Jorge E.T. Silva Sifuentes, "Origen de las civilizaciones andinas"

Изначально Хулио Тельо полагал, что оба обнаруженных им места — кладбища цивилизации Паракас. Поэтому он разделил период существования культуры Паракас на два этапа: пещерный (Paracas Cavernas — до 200 г. до н.э.) и Некрополь (Necrópolis — после).

Много позже оказалось, что Некрополь был скорее крупным поселением, чем просто кладбищем, и над погребальными камерами ранее были жилые дома. Так или иначе, давайте посмотрим на погребальные тюки:

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Акварельные рисунки найденных погребальных тюков с мумиями внутри: есть и дорого-богато расшитые цветные кучи, есть и простые. Вон, один парень вообще сидит в корзинке без покрывал / Julio C. Tello, "Paracas. Primera parte", 2005

Накидки и плащи, в которые были обёрнуты покойные, представляют из себя большие (до 34 метров в длину!) полотна ткани из хлопка белого и тёмно-коричневого цвета и шерсти верблюжьих (лам и альпак). К основному материалу могли добавляться человеческие волосы и растительные волокна. Они украшались заморочистой и очень красивой вышивкой, а по периметру отделывались бахромой.

Судя по всему, чем важнее и знатнее человек был при жизни, тем в больше слоёв ткани он заворачивался.

Центральный сюжет тканей Паракаса — традиционная андская триада животных (змеи, птицы или кошки), сверхъестественные существа или шаманы, держащие в руках отрубленные человеческие головы. Как правило, персонаж полотна изображается в шахматном порядке, причём каждая его копия отличается от других.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Фрагмент накидки с 74-мя шаманами: мужчина в церемониальном облачении держит трофейную человеческую голову, атрибут победителя в ритуальном бою. Обратите внимание, что рука с головой, к примеру, меняется в каждом ряду на противоположную

Очень часто встречается так называемое Глазастое Существо. Выглядит оно как нечто с огромными дикими глазами, кошачьим ртом и символами на теле. Этот персонаж мог быть вдохновлён кроличьим сычом или человеком в трансе (за счёт увеличенных глаз).

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Верхний ряд: слева — The British Museum, CC BY-NC-SA 4.0; справа — Brooklyn Museum, CC BY 3.0 DEED

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Ещё один пример Глазастого. Есть версия, что это местный бог Кон (аналог бога с двумя посохами из Караля и Чавина) — в каждой руке по предмету / The Metropolitan Museum of Art

В общем, культура Паракас умела шить такие текстильные вещицы, которые на тот момент даже не снились всему остальному миру! У них там до 50 нитей на квадратный сантиметр (это где-то половинка компьютерной клавиши). Подумать только: ткани, изготовленные более двух тысяч лет назад, до сих пор поражают не только орнаментом, но яркостью красок. Все ткани выше — оригинальные изделия.

Откуда же такая долговечность? Всё дело в натуральных красителях и отсутствии влияния солнечного света на протяжении последних 2 500 лет. Красители для нитей изготавливались из растений и минералов: насчитывается более 190 оттенков зелёного, красного, жёлтого!

И всё бы ничего, да ткани времён Некрополя не Паракасом сделаны, а другой местной культурой — топарá. Как так? Дело в том, что Хулио Тельо изначально отнёс Некрополь к одному из двух этапов развития Паракаса. И хотя позже археологи сошлись во мнении, что Некрополь — это целая отдельная цивилизация, во многих источниках это место до сих пор считается частью Паракаса. Друзья, сегодня у нас две культуры по цене одной.

Так или иначе, посмотрим теперь на сами тюки с мумиями, похожие на конфету «Золотая Осень». Обычно умершие внутри свёртка находились в позе эмбриона (сидя, с подтянутыми к груди коленями). Тело стягивалось верёвками и крепилось к корзине. В мужские захоронения клали рыболовные инструменты, в женские — веретена с пряслицами, куски тканей, мотки волос. В шахтовых захоронениях «пещерного периода» среди подношений нашлись предметы повседневного быта, яркая одежда и головные уборы, золотые украшения и бусы из ракушек.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, перевод mexicalli

«Неестественное удлинение черепа»? Да, головы людей в тюках похожи на инопланетные: они вытянуты или сплющены. Посмотрите сами:

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Вытянутые и сплюснутые черепа / Сверху: LatinAmericanStudies.com, Снизу: Robrrb, CC BY-SA 3.0 DEED

Да, конечно, есть версия, что это инопланетяне. Прилетели на некогда плоскую планету Земля насаждать шарообразность. На самом деле, жители Паракаса просто достигли вершин науки деформации черепа.

Изменение параметров собственного тела, кстати, довольно распространённая вещь среди древних цивилизаций по всему миру. Если кратко, люди просто хотели быть не как все, хотели иерархически отличить себя от других представителей той же расовой группы.

В случае с Паракасом деформация осуществлялась, скорее всего, в подтверждение высокого социального статуса или по религиозным причинам.

Как это делалось? Череп новорождённых состоит из нескольких частей, соединённых родничками — что-то типа хрящей. Такое строение помогает при родах, когда череп должен деформироваться. Так вот после рождения, пока роднички не окостенели, детишкам верёвками закрепляли на голове специальные деревянные пластины, которые и придавали черепу вытянутую форму.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Наглядное изображение устройства для деформации черепа. Оно использовалось с 6 месяцев и до двух лет / Jean Pezzali, CC BY-SA 3.0 DEED

Но и это ещё не всё. В разное время «в моде» были разные виды деформаций. Например, в «пещерный период» Паракаса была распространена так называемая двудольная деформация: за счёт верёвок, давящих на теменную часть, череп как бы делится надвое (как на картинке выше через одну — нижний ряд черепов на красной ткани). В захоронениях Некрополя черепа были более вытянутые — как на той же картинке в верхнем ряду. А вообще археологи выделяют аж четыре способа достижения красоты по-паракасски:

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Национальный музей археологии, антропологии и истории Перу, перевод mexicalli

И как будто этого было недостаточно. Среди тюков были найдены обсидиановые лезвия, ножи-туми (лезвие в виде полумесяца), скальпели и пинцеты, вата, марли и бинты.

Всё это — инструменты для ... трепанации.

Причём анализ характера повреждений на головах усопших говорит о том, что люди за свою жизнь могли подвергаться вскрытию черепа не один раз! И выживали, Карл!! Вот лишь некоторые из находок:

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

1 — Отверстие заделано золотым листом; 2 — Следы тренировок местных врачей на черепах умерших людей; 3, 4 — Отверстия от смертельных трепанаций

С помощью обсидианового лезвия срезали кожный покров, затем ножом-туми соскабливали кость или делали отверстие круговыми движениями (как сверлом — см. фото 2 выше). После операции отверстие закрывалось пластинами из золота или из тыквы-горлянки. Дальше рана (в теории) заживала.

Зачем же так со своей головой-то, а? Я подозреваю, всё дело в том, что при удлинении головы кости черепа, находясь под неестественным напряжением, часто ломались или трескались. Это вызывало, уверен, дичайшие боли и проблемы со внутричерепным давлением. А кровопускание через дырку в черепе — проблем нет. Иногда никаких и навсегда...

Также частой травмой Андского региона на протяжении веков были травмы головы от удара тупым предметом — дубиной. Таким образом можно подарить недругу серьёзную гематому или раздробить часть черепа. В этом случае удаление кусочков кости очень даже кстати.

Археологи отметили, что непропорционально большое количество трепанированных черепов имеют повреждения в лобной и теменной области. Очень много повреждений и на левой стороне головы — это соответствует ударам, нанесённым противниками-правшами во время боя.

Наконец, трепанацию могли считать мистическим ответом на разные психические недуги — при вскрытии черепа из человека выходили злые духи.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Сцена трепанации в представлении художника. Можно только догадываться о том, какую палитру эмоций и чувств испытывал пациент за 2000 лет до изобретения анестезии / Robert Thom, “Trephining in Ancient Peru”

Как археологи поняли, что люди выживали после таких процедур? На многих трепанированных черепах есть костные мозоли в области отверстия — такие штуки образуются только у живого человека и не сразу.

В общем, голова для цивилизации Паракас была очень важна. Сюжеты с головой часто встречаются на тканях, черепа видоизменялись, а ещё и трепетно обслуживались. Вероятно, голова считалось источником жизненной силы. Местом в теле, где находится дух.

Что ж, нам осталось лишь посмотреть ещё на один тип предметов, найденных в захоронениях в большом количестве — керамику. На гончарное дело времён «пещерного периода» Паракаса значительно повлияла некогда вездесущая культура Чавин. Однако позже, с появлением Глазастого Существа как на текстиле, так и на керамике, Паракас представил собственный стиль. Его потом, к слову, мы увидим у культуры-последователя Паракаса, Наски.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

1, 3, 6, 7 — The Metropolitan Museum of Art; 2 — The Brooklyn Museum; 4, 5 — LatinAmericanStudies.com

Основной формой керамики был сосуд с двойным носиком и перемычкой. Часто носик имеет форму головы птицы (как на фото 1) и выполняет функцию свистка, издавая тихий звук, когда жидкость из сосуда выливается. Сосуд на фото 1 украшен резным изображением кошки, а сосуд на фото 5 и есть кошка — это и есть чавинское наследие. Зубы, рот, глаза — всё отсылает к стеле Лансон в Чавине.

На фото 2 — музыкальный инструмент, дудочка; на фото 3 — плошка из тыквы-горлянки (не совсем керамика, но поглядите, до чего резная-красивая!).

Фото 4, 6 и 7 — это уже чисто паракасский стиль, изображающий то самое Глазастое Существо-божество. На фото 4, кстати, оно похоже на каральского и чавинского бога с двумя посохами.

Завершу рассказ геоглифами. Наверняка все знакомы так или иначе с линиями Наска — это огромные рисунки на земле, видимые с космоса. Если же не особо, то в следующей серии о культуре Наска мы на них посмотрим. А пока лишь скажу, что геоглифы, скорее всего, начали делать ещё во время Паракаса. Вот, например, «канделябр»:

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Найденную здесь керамику датируют 200 г. до н.э., но был ли канделябр делом рук Паракаса — неизвестно / Alex Zanuccoli, CC BY-SA 2.0 DEED

Может это моряки в качестве маяка сделали. Или масоны. Ну или инопланетяне.

Именно так мне сказал гид на экскурсии. Короче, инфа сотка.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 3 Археология, Древние артефакты, Инки, Перу, Анды, Длиннопост

Какие мы сегодня молодцы — можно сказать, три культуры затронули. Паракас и его «пещерный период», культуру топара и Некрополь. Многое в культуре Паракаса навсегда останется загадкой: что-то скрыто в пелене веков, где-то на геоглифе построили дорогу, а что-то тупо затопило из-за близости к сельскохозяйственным угодьям (такая судьба постигла один из городов цивилизации Паракаса).

Учитывая, что наследие Паракаса приняла соседняя культура Наска, мы ещё и о ней (совсем) немножко узнали. А подробно поговорим уже в следующей серии.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке. Буду очень рад вашей поддержке!

© mexicalli

Показать полностью 18

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото Наски — Diego Delso, delso.photo, License CC-BY-SA

ЧАВИН

Сегодня мы посетим ещё одну крупную цивилизацию Анд — Чавин (Chavín), существовавшую с 1 500 по 200 гг. до н.э. Но сначала — кое-что о мировоззрениях древних.

Культура Чавин и цивилизации Южной Америки в целом обеспечивали своё существование исключительно сельским хозяйством. Поэтому основная их головная боль — чтобы циклы природы постоянно повторялись без значимых перемен.

Пусть земля всегда плодородит, климат благоприятствует, а вода была в достатке.

Следовательно, мир этих людей состоял из трёх уровней:

  1. Небо, откуда падают дожди;

  2. Земля, которую нужно возделывать;

  3. Подземный мир, откуда появлялись плоды земли и куда уходили усопшие.

Вот они, три священных мира — всё очень похоже на мировосприятие в Мезоамерике. Как и у ацтеков, сапотеков, ольмеков и т.д., у андских цивилизаций эти три мира находили выражение соответственно в хищной птице (кондоре, сове, орле), представителе семейства кошачьих (ягуаре, пуме) и змее или пауке. Думаю, вы уже поняли, почему у многих культур часто встречаются изображения разных животных и птиц. Они были сакральны.

По мере развития цивилизаций в их мифологии появляется персонаж, объединяющий своими чертами человека и эти три мира. Он — воплощение сил всех составляющих вместе взятых, призванное решить новые проблемы, встающие перед растущим населением. Так появлялись боги.

А теперь — Чавин.

Главное архитектурное наследие Чавин — храм Чавин-де-Уантар (Chavín de Huántar), центр религиозной жизни этой цивилизации и всего региона в то время, что-то вроде местной Мекки или Иерусалима. По совокупности фактов об этом храме можно вполне заключить, что место это настолько мистическое и таинственное, даже зловещее, что лавкрафтовский Иннсмут покажется солнечной деревней в прекрасный летний день.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

LatinAmericanStudies.com

Храм Чавин-де-Уантара строился в два этапа: Старый храм (где стоит Лансон) и Новый храм (где стоит стела Бога с посохами) [О Лансоне и стеле — далее]. В эпоху Старого храма основная площадь была круглой и небольшой. Позже площадь стала похожа на впалую мезоамериканскую — квадратную.

Во-первых, чавинцы (чавиняне) известны, в первую очередь, как религиозный культ, достаточно быстро распространившийся по всей северной части Андского региона. Причём географически храм расположен таким образом, что пройти мимо в те времена было невозможно. Нужно соприкоснуться с культом, а может даже стать его частью. Возможно даже, что в Чавин-де-Уантаре жил оракул, к которому на приём стекались люди со всех сторон.

Во-вторых, множество находок на территории храма прямо кричат о том, что с галлюциногенными растениями здесь не просто на «ты» — на «ты, сюда подошёл!»

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Вид на Новый храм. По центру можно различить проход наверх с каменными воротами/ Martin St-Amant (S23678), CC BY 3.0 DEED

А теперь пройдёмся по основным достопримечательностям религиозного центра культуры Чавин. Уникален храм (помимо всех секретов и тайн древних) наличием продуманной системы дренажных каналов, спасавших строение в сезон дождей. А ещё, когда дождевая вода стекала по этим каналам, внутри раздавались звуки — будто бы ревел ягуар. Учитывая, что коридоры здесь узкие и не имеют окон, есть тупики, крутые повороты, а высота пола постоянно меняется, Чавин-де-Уантар та ещё комната страха...

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

А так религиозный центр мог когда-то выглядеть. В лучших традициях древности, строить храм из местных материалов никак нельзя — нужно где-то найти белый гранит и чёрный известняк и притащить их издалека. Так и сделали

В самом центре храма, словно ось мироздания, соединяющая земной мир и небесный, стоит каменная стела Лансон (Lanzón — исп. «копьё»). Сюда просто так не попасть, только посвящённые могли лицезреть этот идол и поклоняться ему. Да и вообще всем заправляли жрецы — власть им якобы дана самими богами. В этом кстати одна из отличительных черт с Мезоамерикой — там правители и жрецы хоть и были элитой, но равными богам они себя не считали.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото 1: Silvia Rodriguez-Sama de Kembel, фото 2-4: LatinAmericanStudies.com

В конце тёмного-тёмного коридора за решёткой находится Лансон. Разлиновка являет нам человекоподобное существо с пастью ягуара, волосами-змеями, когтями на руках и ногах и головным убором из голов ягуара...

Каменный стержень высотой 4,5 метра стоит в центре храма в кромешной тьме. Лишь в дни весеннего и осеннего равноденствия солнце на некоторое время освещало скульптуру, знаменуя о начале и окончании сельскохозяйственного сезона. Вероятно, это главное божество Чавина, имеющее отношение к плодородию. Полностью его увидеть нельзя — лишь кусочек с каждой из четырёх сторон. На разлиновке всё более-менее понятно, но это совсем не то, что видит человек вживую. Не то, что предполагалось создателями. Что-то необъятное, что-то непостижимое, сидящее где-то там, во тьме...

На коридоры можно посмотреть с 1:22: если сложить длину всех обнаруженных проходов, то выйдет около 2 км / UNESCO TV, © NHK Nippon Hoso Kyokai

Как вы уже могли догадаться, основной способ художественной мысли культуры Чавин — резьба по камню. Типичный чавинский арт — это затейливые переплетения ртов, глаз, змей и геометрических фигур, связанные с центральной фигурой человека, животного или бога. Запутанность эта объясняется присущей культуре Чавин метафоричностью: змеи волос, хвосты языков. Причём почти все рты изображаются ягуаровыми (с клыками). Главные персонажи — ястребы, орлы, крокодилы, ягуары. В общем, представители каждого из трёх миров.

Вы можете спросить: что крокодилы и ягуары забыли в высокогорье? Они ж тут не водятся. Есть несколько теорий: либо чавинцы изначально жили в амазонских лесах и позже пришли сюда, либо переняли эти изображения от «посетителей».

Другая важная черта стиля Чавин — использование техники контурного контраста. Суть в том, что линии изображения можно прочитать по-разному в зависимости от того, как мы смотрим на него. Культ Чавин достаточно элитарен и своей иконографией отделял своих членов от тех, кто не в теме.

Кроме того, очень часто изображения симметричны.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Фото слева: latinamericanstudies.org; разлиновки справа от Tomato356, CC BY-SA 3.0 DEED

Стела Раймонди (из Нового храма), изображающая чавинского Бога с посохами. Занятно, что перевёрнутое изображение меняет настроение: был бог с закатанными глазами, а стал весёлым.

Изображение по центру являет нам достаточно злобного бога, в каждой руке у него по посоху или по священному кактусу Сан-Педро (галлюциногенному за счёт мескалина, что намекает об основном «хобби» чавинских элит - общение с богами). Пояс бога — это лицо, чьи уши — змеи. Уши самого бога — тоже змеи. Головной убор его очень замысловатый и в виде крокодилов.

Если же перевернуть изображение (справа), то грозное божество сразу добреет. Головной убор превращается в кучу-малу из добрых крокодильчиков, да и сам бог по-крокодильи улыбается во все клыки. Неожиданно и на посохах появляются лица.

Здесь мы приходим к важной идее всех Андских цивилизаций — идея двойственности природы и жизни, идея трансформации мира через переворачивание стелы (ну, или через приём волшебного кактуса). А сочетание черт разных животных и человека в одной фигуре указывает на то, что Бог с посохами мог быть главным божеством Чавина.

А вот найденное в 2003 году свидетельство наличия в культуре Караль похожего Бога с посохами. Возможно, это самое раннее изображение Бога в Америках в принципе (и он похож на Коржика). В дальнейшем этот Бог будет встречаться нам постоянно в разных частях региона у разных цивилизаций.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Science

Ещё одно свидетельство тесного сотрудничества элит культуры Чавин с мескалиновым кактусом — «стела с кактусоносцем». Найдена она была в самом сердце религиозного культа, в центре Чавин-де-Уантара, на круглой площади перед Старым храмом.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

На стеле изображено антропоморфное существо с волосами-змеями, клыкастым ртом, поясом из змей и когтями. В правой руке что-то похожее на кактус Сан-Педро. И таких стел на площади было четыре / Marcelo Rodríguez Escudero CC BY-SA 4.0 DEED

Может быть, во время ритуалов участники культа под действием веществ не только соприкасались с богами, но и действительно приобретали черты змеи, ягуара и крокодила...

Ах да, фишка архитектуры Нового храма — 56 как бы висящих в воздухе каменных голов, символизирующих жрецов во время превращения в животных под действием галлюциногенов. У этих голов смешиваются человеческие и животные черты, а у некоторых из носа будто что-то течёт: при употреблении мескалина через нос из носа потом вытекает слизь.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Таинственные головы-гвозди: на стене храма осталась лишь одна голова — остальные либо пропали, либо растащили по музеям / LatinAmericanStudies.com

Но, пожалуй, достаточно мистики на сегодня. Как мы можем видеть, стиль культуры Чавин достаточно просто определяется, так что его влияние легко отследить в других частях региона.

Чем ещё интересен Чавин? У них были домашние ламы — на них не вспашешь поле, но таскать тяжести они вполне могут. А ещё из лам можно делать солёное вяленое мясо — джерки, что как раз и пошло от слова ch'arki на кечуа. Сегодня джерки — это закуска под пивко и важная часть рациона астронавтов NASA. Для чавинцев и последующих культур вяленое мясо тоже было незаменимым в рационе: весит мало, а калорий много. К тому же, джерки активно продавали в другие регионы. Так с развитием торговли была создана первая система дорог.

Таким образом, именно Чавин способствовал развитию соседских культур, распространив технологии, мировоззрения, идеи (и лам) по всему Андскому региону.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 2 Археология, Древние артефакты, Перу, Анды, Инки, Видео, YouTube, Длиннопост

Помимо мясной торговли и мескалиновых турне чавинцы умели плавить металлы и неплохо управлялись с золотом / LatinAmericanStudies.com

А теперь о том, чем вся эта культовая история закончилась. Находки в Чавин-де-Уантаре свидетельствуют о социальной нестабильности и даже перевороте, случившихся в период с 500 по 300 гг. до н.э. Начался период упадка культуры Чавин. При этом, как и в Карале, здесь не нашли свидетельств наличия в Чавин-де-Уантаре оружия, армии или их изображений.

Город опустел, а потом вновь был заселён, но уже не выполнял никаких важных функций — новые жители сделали себе дома из частей священных некогда построек, нарушив при этом дренаж. Поэтому комплекс сегодня находится в посредственном состоянии.

Чавинская культура имела довольно большое влияние на соседние цивилизации. Одной из таких цивилизаций была культура Паракас, о которой мы поговорим в следующий раз.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке. Буду очень рад вашей поддержке!


(c) mexicalli

Показать полностью 10 1

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

Фото Наски - Diego Delso, delso.photo, License CC-BY-SA

В истории мира известны 6 колыбелей человечества – регионов, где независимо друг от друга появились первые цивилизации. Это Китай, Индия, Месопотамия, Египет, наша любимая Мезоамерика и... Перу, или Андский регион.

Перу – знаменитая родина инков. Только ведь инки - это лишь вершина целого айсберга культур и последняя из цивилизаций доиспанской Южной Америки. В одном только Перу можно насчитать до 100 (!) разных культур:

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

Просто оцените масштабы: видите узенькую полоску сверху таблицы, которая слева называется Late Horizon ("Поздний период" - название эпохи)? Вот это инки / "Peru Before the Incas", Edward P. Lanning

В этом цикле статей мы познакомимся с некоторыми из культур Андского региона, оказавшими наибольшее влияние на то, что потом будет называться Империей инков. Это путешествие имеет самое прямое отношение к инкам, ведь в процессе мы узнаем основополагающие принципы восприятия мира в этой части света.

Вы же не думали всерьёз, что инков освоим за один подход? :)

Доисторический период

Мы с вами уже знаем (и можно узнать здесь), что человек как вид родился в Африке и потом расселился по всему свету. В Южной Америке он появился около 12 тысяч лет назад.

Дальше история примерно та же, что и в Мезоамерике: первые охотники-собиратели, одомашнивание различных культур (прежде всего, хлопка, тыквы и кабачков), переход к осёдлости, первые поселения, первые города. Со временем человек научился выращивать кукурузу (куда ж без неё), батат, арахис, картофель (коего здесь более 150 видов!), киноа, бобовые и перчик чили.

К слову, лошади, как и в Северной Америке, здесь тоже водились. На них, а ещё на ленивцев, верблюдовых, лам (которые на латыни будут Lama glama glama) и альпак активно охотились переселенцы.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

Примерная карта Андского региона и культуры, с которыми нам предстоит познакомиться. Как видно, инки впоследствии завоюют территории их всех и даже больше / Карта от worldinmaps.com с моими навыками фотошопа

Перу – страна географических крайностей. Климат здесь меняется от очень даже приятного до самого жестокого, в котором когда-либо жил человек. Всего на нескольких сотнях километров с запада на восток уместились засушливые пустыни, полноводные зелёные долины, ледяные горные вершины и плато и, наконец, душные тропические джунгли Амазонки.

На западе царит засуха, а ценность у пресной воды и древесины запредельная. На востоке, наоборот, царство лесов и плодородных долин. Пока поля и дома на побережье заносит песком, тропические ливни в высокогорье вызывают оползни, сносящие целые деревни. История Перу (да и, в общем-то, всего мира) – это история приспосабливания человека к динамичным внешним условиям природы.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

Тяжело представить, что в этих бесплодных пустынях, обдуваемых дикими тихоокеанскими ветрами, могли зародиться целые цивилизации! Здесь почти нет дождей, высокая вулканическая активность, частые землетрясения

Несмотря на сложные условия, вдоль побережья буквально штабелями пролегают долины рек, стекающих с гор. Изобретение искусных систем ирригации позволило выращивать кукурузные поля посреди пустыни и на самых крутых горных склонах. А обширная система дорог позволяла перевозить продукты через высоченные горные массивы. Сквозь века навыки и технологии передавались с побережья в горы и наоборот, игнорируя природные барьеры.

Но это всё ерунда, потому что потом пришли инки и всех завоевали.

Первые деревни региона появлялись на побережье и развивались за счёт рыболовства (6 500 - 5 500 гг. до н.э.). Чуть подальше в долинах рек развивались сельскохозяйственные деревни. И те, и другие через пару тысяч лет будут основной первых южноамериканских цивилизаций. Однако, оставим за скобками эти общины каменного века и сразу перейдём к делу.

Мы сейчас находимся в районе 3 500 г. до н.э. В это время почти все долины на побережье были засеяны едой, появляются первые общественные постройки: храмы, пирамиды, алтари. Зарождаются первые архитектурные стили и стили в искусстве.


КАРАЛЬ

Первая крупная цивилизация не только региона, но и обеих Америк объединяла около 30 поселений и называлась Карáль (или Караль-Супе, или Норте-Чико) с одноимённой столицей. И существовала она в период с 3 500 по 1 800 гг. до н.э. Несмотря на почтенный возраст этой культуры, о её важности стало известно лишь в 1994 году, когда столицу, наконец, раскопали как следует. С тех пор именно Караль считается первостепенной культурой, из которой появятся большинство последующих (включая и инков более чем через 4 000 лет).

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

Спутниковый снимок Караля 2016 года: отмечены 7 основных зданий и главный жилой комплекс в центре / Sitio arqueológico de Caral. Imagen del PerúSAT-1, Ministerio de Defensa del Perú

Культура настолько древняя, что керамики здесь не нашли вообще - гончарное дело отсутствовало. Зато есть впечатляющие холмообразные платформы-пирамиды с круглыми площадями. Столица Караль была построена к 2 500 г. до н.э. - где-то в одно время с пирамидами Гизы и за тысячу лет до ольмеков.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

Панорамный вид на Караль. Каждое здание своей лестницей повёрнуто на определённую звезду - в лучших традициях астрономического гения древности / Zona Arqueológica Caral, Ministerio de Cultura del Perú

Основа экономики Караля - сельское хозяйство да рыболовство на ближайшем побережье. Однако каральцы были весьма продвинутыми. Стены вокруг города не строили, оружия не делали и, видимо, вообще не воевали - менялись ресурсами, товарами и опытом не только с соседями по побережью, но и с жителями высокогорий.

Например, в Карале найдены моллюски, характерные для тропической части Эквадора, минерал содалит из Боливии, а погребальные традиции похожи в некоторых случаях на культуру Чинчорро из Чили (если кратко, они делали мумии: убирали кожу, мышцы, органы, налепляли на кости новое "тело" из глины и поверх натягивали кожу и парик на голову). Всё это говорит о том, что Караль имел хорошие связи с другими культурами, порой очень удалёнными.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

Вид на главное пирамидальное здание, Каральский Темпло Майор / "Así eran los altares del fuego de la ciudad sagrada de Caral (Perú)", National Geographic

В Карале строились монументальные здания общественного значения, а это указывает на наличие иерархии, социального расслоения. Поскольку свидетельств наличия оружия и, следовательно, армии в городе не найдено, можно предположить, что система общественного принуждения работала за счёт религии. Считается, что все последующие культуры элементы государства явно заимствовали от предшественников, а Караль - первопроходец в вопросах государственности.

Кроме того, другими культурами позже будут переняты и архитектурные элементы Караля: круглые площади, утопленные в землю (для проведения ритуалов и общественных собраний); ниши и технологии строительства устойчивых к землетрясениям зданий; оформление дверных проёмов; каскадные платформы. Мы будем их видеть в будущем повсюду.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

Вид на храм с амфитеатром - масштабы, конечно, исполинские. На больших аренах (перед главным зданием и этим), вероятно, проводились публичные ритуалы / "Así eran los altares del fuego de la ciudad sagrada de Caral (Perú)", National Geographic

На вершине всех этих строений была комната (или храм), спроектированная таким образом, чтобы огонь в её центре (очевидно, ритуального значения) никогда не погасал. Думаю, работало это аналогично вытяжке или вентиляции - за счёт ветра обеспечивался постоянный приток воздуха к огню.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

В этих комплексах, скорее всего, проводились религиозные церемонии, включавшие сожжение подношений божествам / "Así eran los altares del fuego de la ciudad sagrada de Caral (Perú)", National Geographic

Каким образом вся эта красота вообще была построена? Ведь по сути это будто целый город из теотиуаканских Пирамид Солнца - колоссальный труд! В случае с Каралем для строительства пирамид использовались специальные мешки из растительных волокон - шикры. Они наполнялись камнями и укладывались в кучу, а вокруг них строили стены и платформы.

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

Помимо удобства для строителей шикры являлись технологией против землетрясений. При сильном подземном толчке камни здания хоть и двигались, но ограниченно - ведь они тесно уложены в мешки / Håkan Svensson Xauxa, CC BY-SA 3.0 DEED

Ещё одной удивительной находкой, буквально перевернувшей представления о ходе истории в Андском регионе и об инках в частности, стала вот эта штука, найденная в начале 2000-х:

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

Не самое удачное фото, но лучше нет / Zona Arqueológica Caral

Э-э, древний доширак?

На самом деле это одновременно система счёта и такой тип письменности - узелковое письмо. Конкретно это "устройство" называется кипу. Смысл как раз в узелках. На шнурках из хлопка или шерсти лам/альпак определённым образом с помощью цвета нитей и узелков "кодировали" информацию - числа и даже слова и предложения. Инки такими активно пользовались.

Как это работает - голову можно сломать. И мы её обязательно сломаем, но в другой раз.

Этому кипу около 4 500 лет! И это почти на 3,5 тысячи лет старше, чем кипу 9 века нашей эры, ранее считавшийся наиболее древним. Получается, что кипу Караля замыкает топ-3 первых письменностей человечества, уступая лишь шумерской клинописи и египетским иероглифам. Эта находка доказывает, что доинкские цивилизации достигли уровня развития, который и представить себе раньше было трудно.

Ну и напоследок важный вопрос - приносили ли здесь людей в жертву богам? Городского кладбища пока не нашли (если оно и было), но на вершине главного пирамидального здания нашли останки молодого человека (20-25 лет) в позе эмбриона. Состояние костей рассказало исследователям, что при жизни этот бедолага мог быть строителем, которого, судя по всему, позже замуровали против его воли. Однако это единичный случай, поэтому о массовости жертвоприношений говорить не приходится - по крайней мере, пока...

Inca Special: Преинкские цивилизации — часть 1 Археология, Древние артефакты, Перу, Инки, Южная Америка, Длиннопост

"Human Remains at Caral, Peru: The Earliest Human Sacrifice?", Guido P. Lombardi & Uriel Garcia, Journal of Biological Research 2005 n.I - Vol. LXXX

Рисунок на основе найденных останков: руки скрещены за спиной, на черепе присутствуют полученные до смерти переломы, некоторых пальцев не хватает. Альтернативная версия - это пленник.

Что же случилось с Каралем? Со временем климат начал стремительно меняться и превратил плодородную долину реки Супе в пустыню с дюнами. Кроме того, примерно в 1 800 г. до н.э. на континенте произошло сильнейшее землетрясение (9,5 баллов!). Короче, не повезло каральцам: неурожаи становились нормой, рыболовецкие деревни на побережье вообще снесло ливнями - всё это привело к тому, что Караль и другие поселения этой цивилизации были заброшены.

Однако неподалёку уже зарождается другая культура, в гости к которой мы пойдём в следующий раз.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, вы можете поддержать канал по ссылке. Буду очень рад вашей поддержке!


(c) mexicalli

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!