itron182

На Пикабу
поставил 76 плюсов и 68 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1975 рейтинг 101 подписчик 14 подписок 9 постов 8 в горячем

«Ты же там богатенький Буратино, займи мне денег»

Прочитал пост и тут же в тему приключилась история.
Есть у меня экс-коллега, с которым достаточно хорошо общались, работающий на неплохой должности с приличной зарплатой (100к+ на периферии РФ), машина, квартира, все как надо. Но присутствует у него при этом одна черта: ежемесячно занимает 500-2000 рублей до аванса/зарплаты. Куда он вжаривает всю свою зарплату и зарплату жены, я ума не приложу (есть мысль, но об этом в постскриптуме). Отдает долг, но приходится регулярно напоминать об этом. А нет ничего противнее, чем напоминать том, что тебе должны.
Я уже сменил место работы, уехал в другой город и, как вы могли догадаться, просьбы занять денег не прекратились. Один раз занял, выбивал 2 месяца 400 рублей)
Неделю назад общались ВК, спрашивал как дела, как жизнь на новом месте, вроде все прилично.
И вот вчера приходят сообщения ВК:
- привет, у тебя там вроде все хорошо, ты же там богатенький Буратино, займи мне денег. 2к до 15 надо.
Чувствую, общаться мы с ним больше не будем. Достал.
P.S. От другого экс-коллеги узнал, что взял этот товарищ кредит на 2 ляма, чтобы, внимание, два раза сгонять в Доминикану и купить б/у range rover, так как, на работе кто-то ездит на такой же машине и ему тоже хочется. Да и постоянное употребление гашиша тоже в копеечку вылетает.

Особенности крупного медицинского учреждения на периферии РФ

После ординатуры, в силу отсутствия мест по достаточно узкой специальности в столичном городе, было принято решение разослать резюме по городам России, с целью разузнать возможность трудоустройства.

На 85% запросов ответа не было получено, что характеризует отношение вышестоящих коллег к молодому специалисту (не считают нужным даже сообщить об отсутствии мест), однако, из оставшихся 15%, пару раз звонили даже профессора – руководители интересующих меня направлений и достаточно корректно описывали ситуацию. На два запроса я получил подтверждение и, взвесив все за и против, выбрал одно. Трудоустроился (весь процесс описывать не буду, но в определенный момент хотел уже все бросить и уехать. Будет интересно – запилю отдельный пост).


Крупная больница, в городе с населением 700к+ человек. Регион, так или иначе, примазанный к нефтяным деньгам. Больница 600+ коек. Взял дополнительный амбулаторный прием к работе в отделении, т.к. было желание научиться работать в условиях поликлиники и освоить кое-какие дополнительные навыки.


Далее, постараюсь по пунктам, вытекающим один из другого.


1. Люди, ждут приема врача моей специальности в очереди по 3-4 месяца.

Это при том, что в некоторых случаях, ситуация становится критической, и если ее пропустить, то следующим этапом будет инвалидизация человека (минус конечность).


2. Регион не хочет адекватно готовить и трудоустраивать свои кадры.

В городе есть медицинский ВУЗ, ребята поступают в ординатуру и тут начинается цирк. На них скидывают все бумажную работу в отделении и, на выходе, получается секретарь (подай-принеси). После окончания ординатуры их не трудоустраивают (хотя потребность есть и об этом постоянно говорит заведующий на пятиминутках), а просят на выход. И тот дефицит кадров, который выливается в п. 1, сохраняется, даже при наличии докторов с нужным сертификатом, знающих особенности работы конкретно в этой клинике, и желанием работать. Заведующему и «старичкам» докторам в отделении проще привезти человека из другого города, с уже имеющимися навыками (как в моем случае), чем пытаться обучить своих.


3. Все исследования (ультразвуковая диагностика, КТ, МРТ) только по согласованию с начмедом или главным врачом.

Нельзя просто так, даже по всем имеющимся показаниям, в соответствии со стандартами, назначить дорогостой (КТ, МРТ), с ультразвуком проще, но тоже очередь. Необходимо заполнить, минимум 3 листа формата А4 с развернутым обоснованием, почему это требуется это исследование (хочешь посмотреть еще одну анатомическую зону, пиши еще лист), и все равно тебе могут не согласовать и вернут с формулировкой: недостаточно обосновано. Иными словами, не понравилась формулировка начмеду. Позже я узнал, что начмед другой специальности и поэтому не понимает нюансы, ему проще вернуть документы врачу обратно, а пациент посидит, подождет. А далее, выяснилось, что за отказы в дорогостоящих методах исследования, больница получает премии (главврач, начмед и заведующий отделением лучевой диагностики), за сэкономленные средства.


4. Опытные доктора, не хотят приезжать ночью и оперировать сложных экстренных больных.

Привозят ночью экстренного больного, есть все показания к экстренному оперативному вмешательству. Дежурит молодой доктор, который в силу отсутствия достаточного опыта или предполагаемого большого объема экстренного оперативного вмешательства в ночное время, не может в одиночку взять экстренного больного с такой патологией на стол. Звонок заведующему с описанием ситуации. Ответ заведующего: не поеду, нам вот тогда-то, за границей, рассказывали, что такие все равно умирают. Сидишь, ломаешь голову, как писать бумаги, чтобы не сесть в тюрьму, потому что пациент в ближайшее время умрет. Наутро заведующий на вопрос начмеда о ситуации переобуется и скажет: мои доктора не предоставили по телефону полную картину, так бы я, конечно же, приехал, а вот мои доктора пидорасы. Однажды я психанул и спросил прямо, мы в Следственном комитете так же будем объяснять причину отказа в операции? Он картинно замялся и чет промямлил, ну нет, конечно же. Потому что ему НИЧЕГО НЕ БУДЕТ, все повесят на тебя – дежурного доктора. И никого не будет интересовать объем предполагаемой операции и твоя аргументация. Ты был дежурным в больнице – ты виноват.


5. Всегда будешь виноват ты.

Начмед вернул тебе правильно заполненные бумаги (не понял он, что реально нужно делать) – пациента вызовут позже, он справедливо возмутится и напишет жалобу в департамент на врача. Не приехал заведующий оперировать экстренного больного ночью – пациент умер, родственники пишут жалобу, виноват дежурный врач. В Следственный комитет поедет дежурный врач. Заведующий скажет фразу из п.4. И так во всем.


6. Эффективный менеджмент с перекладыванием своих (уже непосредственных) должностных обязанностей на простых докторов

Все руководство занимается эффективным менеджментом (привет Сова), т.е. чем угодно, нот только не обеспечением доступности медицинской помощи. В лифте расклеивают рекламу, завели отдел маркетинга, чтобы следить за инстаграмом и группой вконтакте. Заведующий постоянно требует написать ему красивые отчеты в департамент и постоянно они ему требуются завтра. Т.е. он даже из дома дергает докторов в ночь в больницу, чтобы они ему писали отчет. Отчет, отчет, отчет. Больные лечатся отчетами. А то, что происходят предыдущие пункты, это фигня (см. картинку ниже, взятую из другого поста). В департаменте, по отчетам заведующий золотой, вот как работу поставил, на деле в отделении пиздец, кругом дыры. Вообще, заведующий уже ничего сам не делает, он раздал все свои должностные обязанности врачам в отделении: отчеты, первичная экспертиза историй болезни, формирование списка закупок необходимых материалов, список ВМП и т.д. В свободное время его невозможно найти в отделении, чтобы решить непосредственные вопросы с больными, которые решаются только на его уровне (он в кабинете закрывается и спит на диване, сам признавался). Но он нализал главному врачу и через жопу, но залез на заведование, его не снимут. По отчетам все красиво, а на больных срать, ему все равно ничего не будет. Полетят шишки на простых докторов. Вообще, менеджмент в исполнении зава, достоин отдельного поста.

Особенности крупного медицинского учреждения на периферии РФ Медицина, Больница, Периферия, Врачи, Мат, Длиннопост

7. Оптимизация фонда заработной платы

Зарплата формируется следующим образом: оклад + корректирующие (их распределяет на свое усмотрение заведующий). Не написал отчет ему, в чем-то не согласился, хуй тебе, а не корректирующие. На голом окладе будешь (20к рублей). Летом, когда наступает основная пора отпусков, наступает время оптимизации. То есть ты работаешь за себя, и за своего коллегу в отпуске (объемы то никто не корректирует с поправкой на отпускников), а получаешь раза в 2-2.5 меньше, потому что оптимизация фонда заработной платы, мать ее. По договору, вообще коррекцию всю можно порезать, что и происходит с неугодными, и ничего ты не предъявишь. Есть оклад + 500 рублей за вредность, все свободен.


8. НЕЖЕЛАНИЕ ИЗУЧАТЬ НОВЫЕ МЕТОДИКИ

Это главный минус медицины за пределами городов-миллионников (да и в них, местами, не все хорошо с этим). Регулярно катаются на конференции за счет бюджета больницы, в т.ч. и за рубеж, но ничего нового не привозят, кроме фразы «да, круто было». Ничего не внедряется нового, не пытаются даже попробовать. Все на уровне: ой, вот в Европе они так делают. Блять, а что тебе, бывшему там 4 месяца за счет бюджета больницы, и видевшего все своими глазами, мешает это попробовать сделать? Никому ничего не надо, а в результате страдают пациенты, потому что сужается спектр заболеваний, при которых можно помочь и отсрочить или вообще исключить инвалидность. В отделении, банально, у докторов не принято ходить в палаты, смотреть своих больных, там ходил один я на обходы ежедневные, потому что так научили. На дежурствах, мне задают текущие вопросы и говорят, что лечащего своего не видели. Однако, все без исключения местные доктора, себя позиционируют как звезды. Потому что в области, к сожалению, им альтернативы нет, поэтому так все и остается. Население области, в большинстве своем, даже не знает, что может быть иначе.


PS. Картинка взята из другого поста в ленте, как самая подходящая по теме.

Показать полностью 1

Что я видел в медицинском ВУЗе

Пока писал посты о системе медицинского образования в РФ, вспомнил время, когда учился сам. И хочу поведать о некоторых удивительных моментах из того периода.

Прежде чем начать, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все нижеописанные события я наблюдал своими глазами, в некоторых из них непосредственно или косвенно участвовал, и приводятся они на примере одного отдельно взятого медицинского ВУЗа (академии, занимающей 23-ю строчку рейтинга медицинских ВУЗов России), где мне довелось учиться после 2010 года. Итак, начнем.

1. О преподавательском составе.
На собрании перед началом учебного процесса, куратор группы сразу сделал объявление следующего содержания: преподаватель, какой бы он не был – всегда прав. В дальнейшем это правило принимало самые извращенные формы, в зависимости от степени придурошности препода. Администрация (деканат факультета) и преподаватели (кафедры) работают в диаметрально противоположных плоскостях, заложником чего, в конечном итоге, становится студент. К примеру, у студента умер близкий родственник, студент заболел и т.д., деканат выдает ему освобождение от учебы или же, у студента имеется больничный лист. Пропустив по этой причине (которая официально подтверждена документами), несколько дней учебы, студент приходит и предъявляет документ преподавателю или же заведующем кафедры, с целью закрыть пропуски и слышит, ставшую уже крылатой, фразу: в медицинском ВУЗе единственной уважительной причиной отсутствия студента на паре/семинаре может быть только смерть студента, приходите на пересдачу. Так, вне зависимости от причины пропуска, приходится отрабатывать все в полном объеме у 95% преподавателей. Примерно такой процент преподов плевать хотели на личные проблемы студентов. Отсюда вытекает очень интересное следствие. Многие сейчас ругают врачей, пеняя на то, что часть врачей утратила чувство сострадания к пациентам. Это происходит не в процессе работы в медицинской организации, а уже на студенческой скамье. В медицинском ВУЗе создана среда, которая закаляет черствость характера. И правда, кому захочется входить в положение другого человека, если в течение 6-ти лет, его ситуацию никто ни разу не понимал. Да плевать он хотел на других тоже.
Иногда создается впечатление, что многих преподавателей просто по жизни пинали, и теперь они все это вымещают на студентах и самоутверждаются, дорвавшись хоть до какой-то власти. Отдельно это справедливо для преподавателей педиатрических кафедр. У нас это просто наглухо конченые мрази. Объявляя оценки, преподы чуть ли не подпрыгивают на месте от радости, когда кто-то получает “неуд” и вся их работа направлена не на обучение, а на создание проблем студенту – походи на пересдачи несколько раз, прочувствуй, как это, учиться на врача. Написали один вариант теста, вроде все подготовились и получили неплохие результаты; а давайте-ка напишем еще парочку или поменяемся вариантами, больше оценок будет (читай – авось кто-нибудь да получит “неуд” и нужно будет пересдавать). А схема пересдачи такая: пришел отрабатывать в том же семестре, когда получил долг – бесплатно (только не на всех кафедрах работает, на некоторых сразу все платно), в следующем семестре и позже – только платно. И в деканат ты не пожалуешься, потому что потом не сдашь. Отсюда и заинтересованность в большем количестве двоек.
На протяжении определенного периода обучения, акцент почему-то ставился на предметы, никак напрямую не связанные с медициной – физика, философия, история медицины, культурология, история и т.д. Это были самые жесткие предметы и на первых курсах на них уходила большая часть времени, отрываемая от анатомии, гистологии, физиологии. Преподаватели просто бесконечно драли студентов, и получить зачет с первого раза на таких кафедрах считалось большим шиком. В результате получился огромный пробел по базовым медицинским предметам, важным для каждого врача.

2. О студентах
Как не парадоксально, хуже всех живется студентам, которые учатся хорошо. Именно с них самый большой спрос на любом зачете, экзамене и занятии. Дурака, который прыгает с двойки на тройку, и ходит по пересдачам, никто на экзамене спрашивать не будет. Он вальяжно заходит на экзамен и получает свою тройку за несколько минут (если не с первого раза, так со второго – точно), не потратив при этом на подготовку ни времени, ни нервов. Студент с отличной зачеткой будет отвечать на все вопросы досконально и еще в конце ответа услышит: ой, ну что-то вы как-то не очень вот тут, тут и еще тут. Даже не знаю что делать, а давайте еще дополнительный вопрос, если хотите хорошую/отличную оценку. Справедливости ради, стоит заметить, что иногда зачетка все-таки срабатывает в пользу студента, но это не частое явление.
Избранные ответы, за которые студент получал 3 и доучивался в ВУЗе:
Вопрос на экзамене по анатомии (2 курс): покажите, где находится селезенка? Студент показывает на почки. В итоге получил как-то тройку и учится спокойно дальше.
Вопрос на экзамене по хирургии (5 курс): откуда выходит аорта? Ответ – из легких. Получает опять же тройку и переходит на 6 курс. Дорога к диплому ВРАЧА (!).
Для того, чтобы отчислиться из нашего ВУЗа нужно было быть клиническим идиотом. Пары можно не посещать, все дело в цене вопроса: если очень богатый и со связями, можно вообще не ходить, если только деньги, то один раз в месяц надо бы появиться. Цена пропуска 3-х месячного цикла по госпитальной терапии на 6 курсе была ~60 тысяч рублей. Любой экзамен покупается легко или у преподавателя (будет дороже), или на стадии билета у лаборантов (будет дешевле). Хочу отметить, что у некоторых ребят, которые постоянно пропускали и покупали экзамены, диплом в итоге оказался лучше, чем у тех, кто постоянно ходил на пары и все сдавал сам.
С иностранными студентами все вышеописанное принимает просто гиперизвращенные формы. Иностранцы (африканцы, индусы и др.) не знают русского языка в том объеме, который необходим для обучения медицинской науке. Я не могу представить, чтобы меня взяли в любой зарубежной стране учиться на врача, без достаточного знания и экзамена по языку, на котором ведется обучение. У нас это легко. Вот они сидят на парах как дерево, но при этом чувствуют себя лучше всех. Я не знаю, откуда это пошло, наверное, из времен советского периода, когда ради показухи перед иностранцами отбирали последнее у своего народа, так и тут, администрация испытывает какое-то благоговение перед ними. Ничего не зная, сходу получают все зачеты и экзамены и ржут над нами. Сверху им выдана охранная грамота от любых неприятностей в процессе обучения, любой их вопрос решается в первоочередном порядке. После получения диплома им предлагалась, без вступительных испытаний, ЛЮБАЯ специальность по программам клинической ординатуры. Если хочет гражданин РФ в ординатуру – добро пожаловать на вступительные испытания, где ты можешь еще и не пройти по конкурсу даже на коммерцию. При этом, иностранцы уедут, а Россия не подготовит узкоквалифицированных специалистов для собственной системы здравоохранения. И потом начинаются в СМИ выступления чиновников: врачей не хватает, надо готовить, и притягивается за уши куча надуманных проблем, почему же это происходит. Опять же, я не могу представить, чтобы в любой, уважающей себя стране, ее гражданин имел второстепенный приоритет перед иностранцем. У нас же для них договор на ординатуру был готов еще до окончания госаттестации и напечатан диплом.
Небольшая цитата из разговора с индусом: “в России иностранный студент = денежный мешок. С нас везде постоянно просят деньги. Пока не занесешь, ничего не будет. Ничему нас не учат, просто платишь и получаешь оценки. Многие уехали на родину и там делают ошибки, многих людей уже убили”. С другой стороны, многие из них не хотят и не могут учиться (в силу языкового барьера), и знают, что им и так все проставят.
Еще пример: приехал в апреле на 6 курсе к нам какой-то перец. Говорит, что учился в США. По ходу, не может там получить диплом. Не знаю, сколько он занес в ректорат, но в июне, он получил на всех государственных экзаменах "отлично" (естественно не посещая их), и тут же получил на руки диплом, отпечатанный на двух языках (русском и английском) из рук ректора (я лично видел этот момент, пока подписывал себе выписку у секретаря ректора). Теперь вы понимаете, почему наш диплом врача ни во что не ставят на Западе.
Почему троечники оказываются впереди отличников? Все дело в амбициях. Немногие из ребят, закончивших ВУЗ с отличием, стремятся куда-то в престижное место (сужу по нашему выпуску). А троечники поголовно лезут туда. Их и берут, за неимением других претендентов. Ситуация у нас: девушка с отличием поступила в интернатуру, а парень троечник, ходивший по пересдачам заранее договорился, побегал и поступил на ту же специальность, но в ординатуру.
Многие студенты за шесть лет обучения так и не избавились от иллюзий и розовых очков. Большинство сидит на жопе ровно и свято верит в то, что их куда-то позовут, непременно на хорошую должность, непременно руководить, и им ничего не придется для этого делать.

3. Об отмывании денег в ВУЗе (некоторые схемы)
Подлог документов - наше все.
Достаточно большой процент справок, предоставляемых студентами для получения социальной стипендии, является поддельным. Сведения, отражающие прожиточный минимум, являются недостоверными. Такие справки делаются родителями по личной просьбе на работе. В последнее стипендии часто задерживают (“денег нет, но вы держитесь там, всего хорошего”), в связи с этим бывают проверки прокуратуры по жалобам студентов. Не знаю, почему прокуратура не додумалась проверить подлинность предоставляемых документов, по которым начисляются деньги.
Как сделать себе материальную помощь в несколько десятков тысяч рублей? Очень просто. Иногда случается такое счастье – выдача материальной помощи от государства. Объем ее на каждого студента ~1 тысяча рублей. Необходимо написать несколько заявлений на матпомощь, отдельно на каждую позицию (активист, спортсмен, КВН и т.д.), и дружить с секретарями в деканате. В итоге ваша матпомощь может вырасти до 20 тысяч рублей ежемесячно. Но с деньгами стало похуже, матпомощь бывает раз в год.
Как регулярно получать материальную помощь от ВУЗа? Дружить с секретарями в деканате. Необходимо сформировать список людей (чем больше, тем лучше), которых проведут как активистов. Им начислят материальную помощь (но тут она больше, до 2-3 тысяч рублей, т.к. ее выплачивает ВУЗ). 50% этой матпомощи они отдадут вам, которую вы занесете секретарям в деканат. Остальные 50% вы поделите между собой, как договоритесь. В итоге в месяц можно делать до 40 тысяч рублей (сумма зависит от количества людей в поданном списке).
Несколько слов о вымогательстве денег. Государственная аттестация проводилась в три этапа: тест, практика, теория. На каждый этап студентами накрывался стол. В мой год сдавали по 700 рублей с человека на каждый этап. 10 групп по 20-25 человек. Старостам групп выдается список-меню, где указано то, что необходимо купить. Несмотря на это, после экзамена могут передать “чет как-то маловато было”. В процессе сдачи экзаменов может поступить предложение от администрации что-нибудь купить (оргтехнику и т.д.). Нам озвучили следующее: нужен лазерный цветной принтер в деканат, а то дипломы выдадим поздно (будто они их там печатать будут). Ну и, разумеется, подарок ректору.

4. О некоторых нюансах процесса обучения
В предыдущих пунктах уже были описаны некоторые моменты. Здесь же я расскажу отдельно пару особых случаев, которые мне довелось видеть.
Как сделать свой диплом лучше (не работает с дипломами с отличием, т.к. к ним повышенное внимание)? Дружить со старостами. Старосты заполняют отчетные листы для деканата, по которым потом печатают вкладыши к дипломам, куда переписываются все сведения из зачеток студентов. И по вашей просьбе староста может поставить вам любую оценку. Эта информация в деканате никак не проверяется. Некоторые студенты исправляют себе до 6-7 удовлетворительных оценок на отличные. Сами понимаете, что так можно абузить средний балл, чтобы иметь приоритет в конкурсном поступлении на программы последипломного обучения перед теми, кто так не сделал.
После сессий, в регистрационный журнал деканата проставляются оценки из экзаменационных ведомостей. И это тоже делают старосты (обычно староста курса). Тут тоже можно нарисовать, что пожелаешь.
Удивляет, что все медицинские учебные заведения являются государственными, но каждое заведение имеет свои собственные правила касательно проставления зачетов и сроков выдачи дипломов. Когда хотят тогда и поставят/выдадут. Почему нельзя обязать проставлять зачет по окончании учебного цикла. Нет, потом в конце года приходится бегать по клиникам и кафедрам, искать врачей, чтобы они тебе поставили зачет. И почему нельзя сделать общую дату, в которую будут выдаваться дипломы по всей стране. Зачетку, правда, можно подписывать и самому. Потому что сведения о том, кто получил зачет, кто не получил никак деканатом не проверяются. Была реальная ситуация: парень пришел поступать в интернатуру (т.е. он закончил ВУЗ, получил диплом), а его не узнали, т.к. никогда не видели на учебе, подняли журнал, и оказалось, что он вообще цикл не посещал по той специальности, куда пришел поступать. А зачет у него проставлен и ВУЗ он закончил.

5. Заключение
- неудивительно, после всего вышеизложенного, что у многих студентов пропадает желание звать кого-то из преподавателей и администрации на выпускной вечер. Так в деканатах просто требуют приглашения: “а вы нас позовете на выпускной”, ”почему вы нас не зовете”, “когда уже позовете”, “не позовете, получите дипломы позже всех”.
- можно совершенно не учиться, но иметь хороший диплом.
- я никогда не слышал о таком свинском отношении, и в таких масштабах, к студентам со стороны преподавателей, ни в одном ВУЗе иного профиля. И это отношение волей-неволей прививается большинству студентов, которые потом становятся врачами, к которым вы пойдете.
- я окончил ВУЗ, и мне удалось избежать многих неприятностей, которые описаны выше. Однако, кое-чего избежать не удавалось никому. Где-то приходилось хитрить, кое-где договариваться, иначе никак. Я очень рад тому, что мне встретились ~5% замечательных преподавателей, которые меня научили правильному отношению к людям на своем примере.
- если вы желаете поступить в медицинский ВУЗ или посоветовать такую перспективу своим детям, то готовьте их к тому, что это будет непросто и про свои личные проблемы на шесть лет они должны забыть.

У кого-то было по-другому. Я описал то, что видел сам. Если у вас было не так, это не значит, что этого не существует.

Показать полностью

Порядки в современном медицинском образовании. Часть 4 (заключительная): Перспективы и некоторые советы

Предыдущая часть 3: https://pikabu.ru/story/poryadki_v_sovremennom_meditsinskom_...

Итак, теперь вы в целом представляете, что вас ждет, если вы решили выбрать стезю врача в РФ. Что делать и какие у вас перспективы после того, как вы прошли все испытания и стали врачом-специалистом.

Первым делом, вам необходимо позаботиться о будущем месте работы, еще в тот момент, когда вы учитесь в ординатуре. Летом, после первого года ординатуры, потратьте время, просмотрите все возможные вакансии, поговорите с докторами на месте вашего обучения (может что-то посоветуют и даже подскажут через кого можно получить протекцию) и затем, во время своих каникул, явитесь лично в выбранное вами учреждение. Побеседуйте с руководителем направления или заведующим отделением. Если возможности приехать нет, то, необходимо составить резюме, написать рекомендательное письмо за подписью вашего руководителя/заведующего отделением и приложить прошение с просьбой рассмотреть возможность вашего трудоустройства после окончания ординатуры и направить этот пакет документов по почте в интересующее вас лечебное заведение. Хотя, стоит обязательно изыскать возможность нанести визит, в пару учреждений, которые вам кажутся самыми привлекательными. Не оставляйте эти дела на конец ординатуры, иначе можно остаться ни с чем. Времени на это уходит немало, пока вашу кандидатуру обсудят с главным врачом, пока еще сделают массу бумажных дел, в общем, быстро это не решить.

Вообще, медицинский рынок РФ перенасыщен или, в ближайшие два-три года станет таковым, по “крутым” специальностям. Очень трудно устроится работать пластическим хирургом, кардиохирургом и т.д., на хорошие условия и зарплату, потому что представлены эти направления, как правило, в крупных центрах, а там все переполнено. В частной клинике требуется опыт и рекомендации, с улицы в хорошую частную клинику с потоком пациентов не попасть. Еще одна особенность крупных центров в том, что от вас запросто могут избавиться в любой момент, когда у кого-то из “своих” нарисуется родственник с такой же специальностью. Вы самый молодой, поэтому первым пойдете в расход.

В любом случае, решать каким врачом стать, только вам, никто может забрать у вас мечту. Просто готовьтесь к тому, что в некоторых специальностях, вам придется приложить массу усилий, начиная с этапа обучения и до этапа трудоустройства и, неизвестно, чем это все увенчается. Главное, научитесь хорошо выполнять необходимый минимум доктора вашей специальности, чтобы после ординатуры не бояться смело себя представлять на собеседовании и далее работать.

Первая задача после окончания ординатуры - устроиться на работу по специальности так, чтобы вы продолжали прогрессировать, у вас шел рабочий стаж, и была более-менее приличная зарплата. Идеальный вариант называется - “на ставку”. Почему это надо? Пример: работает доктор в отделении кардиохирургии, но не на ставку, а на 0,5 ставки, дежурантом. Не имеет стажа (он идет только на ставку), нет льгот (год за полтора) и т.д. Что ему пишут в трудовой книжке, одному Богу известно. И вот приходит момент, когда он решает закончить с этим, и подворачивается хорошее место. Он приезжает и на новом месте, на собеседовании, его спрашивают: а вы, собственно, кто? Он отвечает: кардиохирург. У него открывают трудовую книжку и говорят: какой вы, нахрен, кардиохирург. Потому что написана у него там полная ерунда.

После трудоустройства работать придется много, дежурить и, желательно, сразу же начинать писать кандидатскую диссертацию с последующей защитой. Таким путем вы повысите свою стоимость, как специалиста, и, в дальнейшем, будет легче переходить на повышение. Не хотите писать сами, заплатите, за вас напишут. Предложений сейчас масса. Получите дополнительное образование через профессиональную переподготовку, пока ее не упразднили.

По ходовым и дефицитным специальностям, все гораздо проще. Вакансии есть всегда. Там нужно смотреть по условиям работы и оплаты. Как правило, там очень большая нагрузка, невысокая зарплата и текучка кадров.

В любом случае, проверяйте все варианты, в том числе и частный сектор. Знакомьтесь и дружите с коллегами во время ординатуры, задать вопрос по поводу трудоустройства можно всегда. За спрос денег не берут. Неожиданно может фартануть.

Краткое резюме: перспективы в РФ для простого выпускника-специалиста крайне туманные, но может нарисоваться хороший вариант, однако это редкость. Оплата, как правило, не высокая, особенно с учетом нынешней ситуации в экономике. Любой прирост зарплаты (если он есть) очень быстро нивелируется скачком цен.

Если вы желаете много зарабатывать, будучи врачом, работать в хорошей клинике и быть уважаемым в обществе, не имея при этом необходимых связей? Пока учитесь в ВУЗе выбирайте страну для эмиграции, интенсивно учите ее язык, сдавайте языковой экзамен, попутно подтверждая диплом и поступайте в резидентуру. При удачном исходе дела, вы уедете из РФ, будете учиться в резидентуре (3-5 лет, но бесплатно, т.к. в большинстве стран резидентура бесплатная), да еще и минимальная ежемесячная стипендия в евро/долларах выплачивается, на уровне зарплаты российского специалиста с приличным стажем. При наличии должной подготовки вы можете перевестись в зарубежный ВУЗ и закончить его там, получив соответствующий диплом. На процедуру подтверждения диплома и поступления в резидентуру сразу после окончания ВУЗа, вам, в самом лучшем случае, потребуется год, в зависимости от выбранной страны (везде свои порядки). В это время надо будет что-то делать, и, вы можете пойти сразу работать или же поступить в ординатуру. Пока работаете/учитесь, наберетесь опыта, завершите все дела и уедете из страны. Если вы опомнились после ВУЗа, то, естественно, времени на подготовку вы потратите больше и придется работать здесь, чтобы себя как-то обеспечивать.

Общие тенденции:

1. Как заявила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова: число бюджетных мест в медвузах увеличится в 2019 году.


"Мы увеличиваем число мест в ординатурах... в 2,5 раза. У нас в позапрошлом году было 4 тыс. мест, а на будущий год у нас будет уже 11,5 тыс.", - сказала она.
Министр отметила, что это даст "возможность покрыть все дефициты отраслевые".
"Мы вкладываем беспрецедентные ресурсы в развитие кадрового направления. Мы увеличиваем количество бюджетных мест - специалитет в вузах, это 5-6-летнее образование. На будущий год у нас бюджетных мест будет уже 22,5 тыс. в год", - добавила Скворцова.

Увеличение количества бюджетных мест в ординатуре, за редким исключением, идет за счет целевых квот. Это не совсем общий конкурс. Одновременно с этим, в геометрической прогрессии, растет стоимость обучения в ней. А вот бюджетные места в ВУЗах на свободный конкурс, возможно, и увеличиваются. Все это направлено на то, чтобы любой ценой заполнить поликлиники врачами-терапевтами, сразу после ВУЗа и отдаленные лечебные учреждения специалистами через целевой договор. О том, что часть ребят лишится мечты, и, возможно, никогда в будущем не сможет получить желаемую специальность через ординатуру, никто не думает.


2. Даже после прохождения ординатуры, вам никто не гарантирует трудоустройства. Даже по по целевому направлению. Не раз были случаи, когда заявленное при подписании договора не соответствовало действительности, а так как человеку уже было некуда деваться, он шел отрабатывать свой договор по остаточному принципу - куда и на какую должность закинет министерство. Или откупался, но сейчас уже особо не откупишься, правила изменились. Будете вертеться сами и очень велик шанс остаться ни с чем. Ничего нового у нас не открывается, не появляется и не развивается, а специалисты выпускаются ежегодно. Причем в больших количествах. Вы можете с большим трудом найти работу и сидеть там на три копейки большую часть жизни.


3. Система обучения врачей в нашей стране представляет собой следующее: сам поступи, сам учись, сам стань специалистом, сам ищи себе работу. На что существовать, тоже думай сам. А мы на все это посмотрим и подкинем тебе еще пару реформ, чтобы скучно не было.

Желающие стать врачами, сядьте дома с родителями, подробно обсудите все ваши перспективы, оцените ресурсы семьи, как финансовые, так и связи в мире медицины и после этого принимайте решение как быть. Родители станут вашими главными спонсорами на ближайшие 6-8 лет, если вы все-таки ввяжетесь в это приключение. А что будет в отрасли здравоохранения РФ, когда вы подойдете к моменту выпуска, никто вам сейчас не скажет. У нас можно ожидать всего, чего угодно. Так что, в добрый путь. На свой страх и риск.

Показать полностью

Порядки в современном медицинском образовании Часть 3: Ценообразование и что вы получаете за свои деньги.

*Предыдущая часть 2: https://pikabu.ru/story/poryadki_v_sovremennom_meditsinskom_...

Стоимость обучения в ВУЗе и ординатуре регулируется документом под длинным названием: “Об изменениях значений нормативных затрат на оказание государственных услуг образовательными организациями высшего образования, дополнительного профессионального образования и профессиональными образовательными организациями, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации, в качестве основных видов деятельности и научными организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственными Министерству здравоохранения Российской Федерации”. Ниже рассматриваются данные на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

В дополнение к нему существует документ под названием: “Об изменениях коэффициента выравнивания (понижающего коэффициента) к общему объему бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственной программе “Развитие образования” на 2018 год”.

Все документы целиком, желающие найдут в интернете.

В этих документах установлены МИНИМАЛЬНЫЕ допустимые значения на обучение в образовательных учреждениях по РФ. Реальная цена будет выше. Находите интересующее вас учебное заведение, и смотрите, чего стоит там поучиться, если вы не попали на бюджетное место.

Я приведу скриншот заглавной страницы документа и страницы, где упоминается учебное заведение, на примере которого мы рассмотрим динамику цен в ординатуре. Это будет ФГБУ “Национальный медицинский центр им. В.А. Алмазова”, расположенный в городе Санкт-Петербурге.

Порядки в современном медицинском образовании Часть 3: Ценообразование и что вы получаете за свои деньги. Длиннопост, Образование, Медицина, Ординатура, Цены, Стоимость
Порядки в современном медицинском образовании Часть 3: Ценообразование и что вы получаете за свои деньги. Длиннопост, Образование, Медицина, Ординатура, Цены, Стоимость

Обратите внимание на приведенную ниже динамику цен по направлениям ординатуры, и оцените, в каком направлении все движется и каков прирост стоимости. В Москве ситуация еще хуже (на скриншоте выше можно посмотреть, там минималка теперь 300 тысяч рублей с лишним за год), по регионам ситуация чуть лучше, но и там цены выросли на порядок. Список специальностей может быть больше в зависимости от учреждения, но принципиально стоимости это не меняет. 

Порядки в современном медицинском образовании Часть 3: Ценообразование и что вы получаете за свои деньги. Длиннопост, Образование, Медицина, Ординатура, Цены, Стоимость

Пруфы с сайта:

Порядки в современном медицинском образовании Часть 3: Ценообразование и что вы получаете за свои деньги. Длиннопост, Образование, Медицина, Ординатура, Цены, Стоимость
Порядки в современном медицинском образовании Часть 3: Ценообразование и что вы получаете за свои деньги. Длиннопост, Образование, Медицина, Ординатура, Цены, Стоимость
Порядки в современном медицинском образовании Часть 3: Ценообразование и что вы получаете за свои деньги. Длиннопост, Образование, Медицина, Ординатура, Цены, Стоимость

То есть вам сходу запулили +100 тысяч рублей за год. А вот, примерно, такой будет ваша стипендия (это если вы учитесь бесплатно). Привел цифры для того, чтобы вы понимали, какая пропасть между стоимостью обучения и стипендией. И теперь прикиньте, что можно сделать на эти деньги в СПб с нынешними ценами в магазине.

Порядки в современном медицинском образовании Часть 3: Ценообразование и что вы получаете за свои деньги. Длиннопост, Образование, Медицина, Ординатура, Цены, Стоимость

Срок обучения в ординатуре на данный момент составляет 2 года. Таким образом, в СПб, за 2 года ординатуры, на сегодняшний день, вам придется заплатить почти полмиллиона рублей. Плюсом к этому идет съем жилья (для иногородних) и существование в целом.

Что вы получите за эти деньги?

Ровным счетом ничего, кроме возможности посещать выбранное вами заведение. Вы заносите деньги в кассу/делаете онлайн перевод, отдел образования получает информацию о платеже и все. До выпуска вы больше этих бравых товарищей не увидите. Ах да, корочки вам еще сделают, которые торжественно вручат после окончания ординатуры.

Дальше вы будете вертеться сами. Вас выбросят в отделение, и там придется самостоятельно пытаться чему-то научиться (пока не слышал нигде о наличии четкой программы обучения в ординатуре, реализуемой на деле, а не на бумаге; на сегодняшний день каждое заведение учит, так, как ему удобно). Максимум для вас организуют несколько лекций. Все сведется к принципу: что в ординатуре ухватил – то твое. За что платить такие деньги в нынешних условиях, лично мне непонятно. Минздрав объясняет такой прирост стоимости, увеличением затрат на обучение. Каким образом? Если в 2017 году специалиста можно было подготовить, условно, за 100 тысяч рублей, а сейчас на то же самое требуется уже 200 тысяч. Это абсолютная ложь, потому что как в 2017, так и в 2018 году, ординатор придет в то же самое отделение, к тем же самым докторам. Ничего кардинально не изменится. Они же новую клинику не отгрохают для вашей подготовки.


ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО ОРДИНАТУРЫ: пришли в профильное отделение, сразу же обзаведитесь наставником из работающих там докторов (посмотрите у кого больше всего практики, особенно в хирургических специальностях и проситесь к нему в ученики). Это будет тот человек, которому вы, на протяжении ординатуры, будете хоть как-то интересны, и он вас будет, более-менее системно, учить. Те, кто останутся без наставника, будут болтаться как говно в проруби все два года и на выходе будут полностью нулевыми. А по количеству принимаемых ныне в ординатуру (за счет платных мест), наставников в отделении на всех не хватит.

Запомните, что никому из врачей-практиков, работающих в отделении, вы не нужны. У них у всех завал по работе, семьи, а тут еще и нулячий ординатор, которого надо учить. И их можно понять. Из тех денег, что вы внесли за обучение – ваши доктора-наставники не увидят НИ КОПЕЙКИ. Никаких доплат им не идет, за то, что они возятся с вами, а обучение ординатора это очень энергозатратный процесс: необходимо объяснить, показать, рассказать, а на выходе еще и проконтролировать, чтобы не было косяка. То есть за свое реальное обучение, вы на деле не платите; ваши деньги ушли в какое-то другое место, а не вашему наставнику. Мне повезло попасть к врачу старой закалки, который действительно меня учил и в отделении, и в операционной, поэтому после ординатуры, я устроился на работу практически на своих условиях (тут еще был отдельный фарт с местом, которое потрудился найти), потому что многое умел. У меня не было блата, связей и денег. Поэтому то, кем вы будете после ординатуры и на что сможете претендовать, в настоящее время, зависит только от вас – как вы впишетесь. Молодые доктора, к которым идут ординаторы, в большинстве своем, учить ничему не хотят (зачастую не умеют и не могут из-за отсутствия опыта), а просто скидывают на вас всю свою бумажную работу, а сами сваливают домой. Попасть к таким, это сущее наказание.

Работать, дежурить в отделении вы будете бесплатно. Это вам не бездуховная Европа. На что существовать – ваши проблемы. Многие пойдут работать, учеба отойдет на второй план, будете проседать в подготовке. Наставники очень не любят, когда ординатор пропускает дни, потому что если вы ведете с ним пациентов и пропустили день, то на следующее утро после пропуска вы ничего не знаете о больных, и вас заново приходится вводить в курс дела. На этой почве, многие доктора отказываются продолжать дальше ваше обучение. Вот в такие условия вы поставлены в современной системе медицинского последипломного образования.


Еще пару слов о наставничестве:

Принять в 2018 году федеральный закон о профессиональном наставничестве предложили участники сессии "Наставничество и призвание в медицине", которая состоялась в рамках консилиума заслуженных врачей России "Медицина народного доверия". Об итогах этой работы 28 июня эксперты докладывали большому жюри в Администрации Президента РФ.

Как сообщил лидер сессии, президент Ассоциации залуженных врачей России, председатель оргкомитета консилиума Виктор Егоров, в этом году необходимо внести в Министерство труда и социальной защиты РФ проект профессионального стандарта "Наставник" с учетом требований здравоохранения и провести научно-практическую конференцию по наставничеству в медицине с международным участием.

«Мы рассматриваем наставничество и добровольчество как единый механизм развития здравоохранения и возможность тиражирования успешных практик, – сказал Виктор Егоров. – Сегодня у медицинских сотрудников отсутствует мотивация к наставничеству. Должен быть введен статус наставника, который бы присваивался на основе определенных критериев и предусматривал ряд материальных и социальных выгод для самого наставника и медучреждения. Необходимы действия власти для того, чтобы наставничество стало нормой».

Не хватит на всех ординаторов наставников в существующих условиях. Не хватит. Не сможет один врач более-менее прилично обучить за 2 года больше одного ординатора. А уж если специальность, к примеру, сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия, акушерство и гинекология, то дело вообще труба, тут сил вкладывать надо столько, что с одним бы учеником справиться.

Тупо бизнес

Обратите внимание на количество платных мест и отдельно на позиции выделенные красным цветом (это все тот же Центр Алмазова):

Порядки в современном медицинском образовании Часть 3: Ценообразование и что вы получаете за свои деньги. Длиннопост, Образование, Медицина, Ординатура, Цены, Стоимость

И давайте вспомним недавний скандал, когда Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава Татьяна Семенова  отчитала ректоров медвузов за нежелание анализировать кадровую ситуацию в стране. Суть претензии состояла в том, что руководители учебных заведений игнорируют контрольные цифры приема в ординатуру по дефицитным специальностям, которые выставляет Минздрав, а набирают ребят по "крутым" специальностям в избыточном количестве. Например, набор 2018 года по специальности "Пластическая хирургия" в ПМГМУ им. И.М. Сеченова составил 53 ординатора, в РМАНПО – 14, в РНИМУ – пять.

Теперь еще раз смотрим количество людей, которые будут обучаться вообще в целом и особенно, по выделенным на картинке и озвученным в тексте позициям. Это только один год обучения. А еще существует второй год обучения, который обучается на тех же базах, и примерно в таком же количестве. И представьте, сколько ординаторов одновременно толкается в одном и том же отделении. А специальности-то какие: пластическая хирургия, нейрохирургия, сердечно-сосудистая хирургия и т.д. Как думаете, какое количество ребят после выпуска будет реально что-то знать и уметь по этим специальностям? Мощностей и людей, чтобы их всех обучить хватит? Дай бы Бог, двое-трое будут что-то уметь. Остальные это просто балласт, который выпустится и будет плодить ошибки и осложнения, если куда-то устроится. Об этом же говорит заведующий кафедрой пластической и челюстно-лицевой хирургии РМАНПО Александр Неробеев, комментируя такой набор по специальности "Пластическая хирургия":

Заведующий кафедрой пластической и челюстно-лицевой хирургии РМАНПО Александр Неробеев сказал, что в нынешнем году он планировал взять трех ординаторов, а вуз принял 14. «Одного на бюджет, остальных – за деньги. В позапрошлом году приняли 20 человек, хотя мы ходили в Минздрав и просили уменьшить набор. Мне стыдно, так как все эти люди будут потом называть мою фамилию и говорить, что учились у меня, – говорил он. – Но учиться они не хотят. Они знают, что будут колоть филлеры и ставить нити. На серьезные операции не ходят, так как заранее знают, что будут делать только веки, грудь и нити».

А собственно, зачем ректорам и директорам брать народ по дефицитным специальностям в стране, когда ординатура по ним стоит дешевле, чем по "крутым". Да и дефицитные специальности меньше востребованы у поступающих, потому что потом зарплата потом мизерная и они думают, что получив "крутую" специализации по сертификату они будут грести миллионы сходу. И всем им наплевать, какие специалисты выпустятся и что будет потом. Учреждение получило бабки, выпускник сертификат. Что он умеет, никого не интересует, зачастую даже самого выпускника, потому что большая часть поступающих идет в ординатуру неизвестно зачем, они не учатся, и даже не появляются все два года в клинике, приходя лишь за сертификатом. Но они платят деньги. А с учетом нынешних цен на обучение, это деньги немалые. А если еще увеличить сроки обучения в ординатуре до 3-5 лет, да и цены будут расти ежегодно. Это теперь - тупо бизнес.


*Следующая часть будет заключительной.

Показать полностью 8

Порядки в современном медицинском образовании. Часть 2: Последипломное образование (ординатура) в РФ

*Предыдущая часть 1: https://pikabu.ru/story/poryadki_v_sovremennom_meditsinskom_...

Я не буду описывать процесс обучения в медицинском ВУЗе, так как в каждом заведении свои особенности, порядки и рассказать обо всем не представляется возможным. Программа обучения на 6 лет везде плюс-минус одинаковая, а в остальном все слишком индивидуально. В заключительной части, я постараюсь кое-что пояснить исходя из своего собственного опыта, а пока перейду к общему описанию перспектив и порядка, после получения диплома медицинского ВУЗа.

После окончания ВУЗа у выпускника два пути (в настоящее время обязательной отработки после ВУЗа не существует для всех, кроме целевиков. Условия целевиков прописаны в их договоре):

1. Сразу же пойти работать

Это вариант является самым простым и, как сейчас говорят в кулуарах – для бедных или невезучих. Для тех, кому не повезло набрать несколько баллов для прохождения по конкурсу на бюджет, а для обучения на платном отделении нет финансовой возможности. Или же отсутствуют нужные связи, чтобы получить место в ординатуре. За счет этих ребят будет закрываться недостаток врачей в поликлиниках, причем не самых лучших (на это очень сильно упирает Минздрав, которому любой ценой необходимо заполнить первичное звено). В хорошую поликлинику без рекомендаций и должного уровня образования не попасть. Считается, что сразу после ВУЗа необходимыми знаниями выпускник не обладает (возможно, спустя некоторое время и после осознания новых порядков допуска к самостоятельной медицинской деятельности это мнение изменится). Довелось мне общаться с одним главврачом приличной поликлиники по этому вопросу. Получил следующий комментарий: что я могу предложить выпускнику после аккредитации даже при наличии места? Минимум 6 месяцев неоплачиваемой стажировки в поликлинике под руководством уже работающего врача и только после этого, с учетом мнения стажирующего врача, принимать решение о приеме на работу. Потому что если терапевт или хуже, педиатр, на нашем участке завалит/получит осложнения у взрослого или ребенка, первым делом огребу я.

Важный момент: та работа, на которую вы попали сразу после ВУЗа, это ваш потолок. Никакого вертикального карьерного роста не будет. Вы не специалист (у вас нет ординатуры), вы не можете претендовать на профессиональную переподготовку (там иные условия, она не для вас и вскоре вообще будет упразднена), в крупный стационар по лечебной специальности вас никто не возьмет, там берут только после ординатуры.

Что можно порекомендовать этим ребятам: устраиваться всеми правдами и неправдами на работу (пусть даже это будет не топовое лечебное заведение в городе/районе), чтобы была хоть какая-то оплата и стаж, а тем временем работать по схеме с зарубежной страной (будет описана в заключительной части), если задумались об этом только сейчас, а не во времена студенчества. Или же копить деньги, чтобы пойти по второму пути.

2. Поступить в ординатуру по желаемой специальности

*По окончании  ВУЗа рекомендую ознакомиться со списком специальностей, на которые вы можете поступать со своего факультета.

До введения аккредитации прием в ординатуру складывался из нескольких составляющих:

- подача документов, за которые начислялись дополнительные баллы (т.н. индивидуальные достижения);

- обязательное очное собеседование.

В зависимости от учебного заведения список учитываемых индивидуальных достижений и баллов за них существенно разнился, а на собеседовании отсеивались откровенные дуболомы и неадекваты. Конечно же, блатные поступали в любом случае, платно или бесплатно, тут уж кто как договорился.

После введения аккредитации поступают в ординатуру только на основании подаваемых документов с учетом индивидуальных достижений (теперь они все строго регламентируются документами Минздрава) и аккредитационного теста (вспомните первый этап аккредитации 60 вопросов за 60 минут – это именно он). Теперь претендента на место в ординатуру не требуется воочию лицезреть на этапе отбора. Документы могут меняться, необходимо следить за актуальной информацией.

Небольшое отступление: РФ является уникальной страной, где для поступления в медицинский ВУЗ не требуется сдавать экзамен по языку, на котором ведется обучение (в большинстве случаев это русский). Да и в другие учебные заведения он или не сдается, или не представляет трудностей. Вы только вдумайтесь. В любой приличной стране с вами никто не будет разговаривать на эту тему до тех пор, пока вы не предоставите результаты лицензированного языкового экзамена уровнем не ниже B2-C1 (это очень высокий уровень).

Именно поэтому многочисленные представители бывших советских республик (особенно южных), и прочие индусы, африканцы, беспрепятственно поступают в ВУЗы и ординатуру. Всего-то нужно написать/списать тест, приложить пару документов и ждать списков, поступить может вообще любой. А потом у нас начинают работать, как заметил один из комментаторов – “вчерашние плиточники”. Я учился вместе с таким товарищем, и в первый день ординатуры, мой наставник написал для нас подробную запись в истории болезни, для того, чтобы мы могли ознакомиться с нюансами заполнения документов по профилю отделения. Мы сели читать и тут он выдает фразу: читай, пожалуйста, вслух, я не понимаю что тут написано. Он так же не понимал, что написано в книгах, заключениях специалистов, с трудом говорил на русском языке и т.д., но закончил вместе со мной и мы получили одинаковые сертификаты специалиста. Таких ребят становится все больше, уже сейчас в ординатуре соотношение минимум 50/50 (иностранцы/россияне). Чтобы отчислиться из ординатуры необходимо приложить массу усилий, так что в 99% случаев закончат все.

Порядок поступления в ординатуру:

Порядки в современном медицинском образовании. Часть 2: Последипломное образование (ординатура) в РФ Длиннопост, Образование, Медицина, Ординатура

Как выбрать специальность?

Опять же, каждый выбирает то, что ему ближе, и то, что ему нравится. Если подходить к вопросу более прагматично, то лучше иметь специальность, которая “состоит из двух слов” (анестезиология-реаниматология, акушерство и гинекология, сердечно-сосудистая хирургия и т.д.) или же дает возможность работать по большому спектру направлений в государственной и частной клиниках одновременно (функциональная диагностика). Это нужно для того, чтобы у вас был выбор и запасной вариант, если что-то пойдет не так. К примеру, вы поступили в сердечно-сосудистую хирургию и хотите быть кардиохирургом. К концу первого года ординатуры вы понимаете, что кардиохирургом у вас стать не получится (оказалось не ваше, понимаете, что не устроитесь), и вы спокойно посвящаете второй год обучения сосудистой хирургии, из которой вообще есть еще два выхода: большая сосудистая хирургия в стационаре или флебология в условиях частной клиники. Таким образом, с одним сертификатом сердечно-сосудистого хирурга у вас сформирован приличный пул направлений, что гарантирует вам больше возможностей трудоустройства. Или возможность уйти в частную клинику, если что-то не получается/надоело в государственной.

Важные нюансы:

1. Перед поступлением обстоятельно все осмыслите, кем вы хотите быть, чтобы не получилось, так, как я видел во время приемной кампании: человек подавал документы на кардиологию, сердечно-сосудистую хирургию и психиатрию одновременно, искренне считая, что разница-то невелика. Вам потом с этой специальностью работать большую часть жизни. Конечно, можно уйти после первого года ординатуры, поступить заново, но зачем вам этот головняк, когда можно все обдумать на старте.

2. Если вы успели пройти интернатуру и хотите получить более узкую специализацию, для вас есть два варианта:

- профессиональная переподготовка (ПП): возможности и специальности регулируются приказом Минздрава России от 08.10.2015 №707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки".

- ординатура: бесплатная, если выбранную вами специальность можно получить только в ординатуре, вы выдержали общий конкурс на бюджет, если у вас есть целевое направление и вы выдержали конкурс среди целевиков. Если же по выбранной специальности есть ПП, то ординатура для вас платная. Пример: после интернатуры по терапии нельзя поступить в бесплатную ординатуру по кардиологии (есть ПП по кардиологии), но можно поступить на бюджет в ординатуру по эндокринологии (нет ПП по эндокринологии).

3. Отслеживайте правила приема и изменения в них. Я хорошо помню приемную кампанию 2017 года, когда прошли все адекватные сроки публикации каких-либо изменений в правилах приема Минздравом РФ, и народ уже готовился поступать по старым правилам, как во второй половине мая были опубликованы принципиально новые правила приема. Чтобы вы понимали: вторая половина мая, в июне государственные экзамены и аккредитация в ВУЗе и следом поступление в ординатуру по внезапно новым правилам. Народ сходил с ума от таких качелей. Я никому не желаю оказаться в такой ситуации, но помните, что, даже отслеживая актуальную информацию, все может измениться в последний момент. Это Россия.

Куда поступать в ординатуру?

По моему глубокому убеждению, обучаться в ординатуре необходимо в ведущем медицинском центре, специализирующемся на выбранном вами направлении (сейчас это национальные/федеральные медицинские центры) или в крупных лечебных учреждениях, где это направление присутствует. Только там вы сможете познакомиться с современнейшими методами диагностики и лечения на деле, увидеть сложные случаи, о которых вы до этого только слышали только от преподавателей и читали в учебниках и посмотреть, как их лечат, посетить актуальные конференции, зачастую с международным участием и много чего еще весьма полезного и интересного. При последующем трудоустройстве будет очень важно, где вы проходили ординатуру и у кого. Вывеска учебного заведения и фамилия руководителя направления при собеседовании будут играть за вас, а дальше – как уж вы себя покажете. Когда я устраивался на работу, работодатель, в лице заведующего/руководителя направления, во всех случаях отмечал наличие хорошей школы в месте моего обучения и большое уважение к моему руководителю. После этого разговор строился уже в более удобном для меня направлении. Поступить в такие центры крайне непросто, особенно на бюджет (количество заявлений переваливает за 1400 на все направления, а количество мест крайне небольшое), и это, в подавляющем большинстве случаев, переезд в другой город (чаще всего Москву или Санкт-Петербург), что дополнительно увеличивает бюджет приключения. К тому же, сейчас, это превращается тупо в бизнес (подробности в следующей части).

Показать полностью 1

Порядки в современном медицинском образовании. Часть 1: Кратко о поступлении в медицинский ВУЗ (специалитет)

*Этапы медицинского образования в РФ рассмотрены в предыдущем посте (сознательно не описана аспирантура, т.к. это уже подготовка не специалиста, а научно-педагогических кадров и заслуживает отдельного поста): https://pikabu.ru/story/kratko_ob_yetapakh_meditsinskogo_obr...

Несмотря на многочисленные негативные отзывы о работе врачом, количество желающих стать им год от года растет. Итак, 11 класс, и по окончании школы вы решаете попробовать себя в медицине. Для этого вам необходимо определиться, на какой факультет вы желаете поступить и какие экзамены (ЕГЭ) вам необходимо для этого сдать (рассматриваются только те факультеты, которые готовят непосредственно врачей):

Порядки в современном медицинском образовании. Часть 1: Кратко о поступлении в медицинский ВУЗ (специалитет) Длиннопост, Образование, Медицина, Поступление, Специалитет

После того, как пришла ясность с факультетом, необходимо понять, в каком порядке вы будете поступать:

Порядки в современном медицинском образовании. Часть 1: Кратко о поступлении в медицинский ВУЗ (специалитет) Длиннопост, Образование, Медицина, Поступление, Специалитет

Как понять какие у вас примерно шансы?

Просматриваете архивы приемной комиссии на сайте интересующего вас ВУЗа за предыдущие годы с количеством абитуриентов, конкурсе на место и проходными баллами. Готовьтесь к жесточайшей конкуренции в любом (особенно общем) конкурсе, если вы хотите попасть в более-менее приличное заведение. Проходя мимо СЗГМУ им. И.И. Мечникова в 2017 году, в пик приемной кампании, я обратил внимание на 5-метровый стенд рядом с приемной комиссией. Там были вывешены ранжированные списки абитуриентов на листах формата А4. На первом листе я не увидел ребят с количеством баллов ниже 280, по сумме трех предметов, на лечебный факультет (проходной балл на лечфак в тот год составил 260, все что ниже – мимо). Количество поданных заявлений переваливало за 1300. Да, часть ребят подает документы в несколько ВУЗов и на несколько факультетов, но это дела не меняет, даже если они выберут другое учебное заведение. При таком количестве заявлений, необходимый балл все равно будет оставаться очень высоким.

Порядки в современном медицинском образовании. Часть 1: Кратко о поступлении в медицинский ВУЗ (специалитет) Длиннопост, Образование, Медицина, Поступление, Специалитет

Как выбрать ВУЗ?

Каждый выбирает то, что ему ближе и то, что ему нравится. Составьте список интересующих вас ВУЗов в порядке убывания их приоритета и подайте в них документы, но не более, чем в 5 ВУЗов одновременно (на 2018 год). Подавайте документы и на бюджет и на внебюджет (о наличии такой возможности необходимо проконсультироваться в приемной комиссии или посмотреть информацию на сайте учебного заведения).

По моему мнению, не имеет принципиального значения, в каком ВУЗе сидеть за партой (естественно существуют ВУЗы-аутсайдеры, это можно посмотреть по рейтингу медицинских ВУЗов, туда соваться не стоит). Иногда, учеба в провинциальном образовательном учреждении бывает более качественной ввиду меньшего количества понтов и гонора у преподавательского состава, нежели в столичном. На красивый профессорский состав на сайтах ориентироваться не стоит, потому что не факт, что вы к ним попадете, да и у профессуры своя жизнь, им, как правило, не до студентов. Программы обучения везде одинаковые (исключение МГУ) и если вы учитесь, то выучитесь в любом месте, если не учитесь, то вас в два счета выпнут отовсюду. В дальнейшем, всем будет плевать, откуда вы выпустились. Принципиальное значение имеет место, где вы будете проходить последипломное обучение. Вот тут стоит подсуетиться (об этом в следующих постах).

Бюджет или внебюджет?

Все зависит от конкурса в конкретном ВУЗе, на конкретный факультет в этом году и количества набранных вами баллов. Не прошли на бюджет в приоритетный ВУЗ, смотрим следующий по списку. Не получилось на бюджет, начинаем смотреть внебюджет, одновременно поглядывая в прейскурант на образовательные услуги и в ваш кошелек, рассчитывая перспективу на 6 ближайших лет, минимум. Если никуда не получилось поступить, что ж, удачи в следующем году.

Показать полностью 3

Кратко об этапах медицинского образования в РФ

Решил написать серию постов, посвященных системе медицинского образования в РФ, удивительному порядку ценообразования в этой системе, особенно в сегменте последипломного образования (ординатуры) и грядущих перспективах. Информация будет полезна не только людям, желающим поступить в медицинский ВУЗ, но и тем, кто уже числится студентом в этих прекрасных заведениях и не надумал уходить из медицины, а готовится стать специалистом.


Какие ступени обучения на врача существуют в РФ?

1. Медицинский ВУЗ (срок обучения - 6 лет)

В процессе обучения студент осваивает обширную программу, сдает многочисленные экзамены. Итог всего этого: прохождение государственной аттестации и процедуры аккредитации специалиста (с января 2016 года) на 6 курсе и получение диплома + сертификат об аккредитации специалиста (позволяет работать сразу после ВУЗа, см. п.2). До января 2016 года - только государственная аттестация и выдача ТОЛЬКО диплома без права самостоятельной работы в качестве врача.


2. Аккредитация (регулируется приказом № 334н от 2 июня 2016 года)

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, то есть прошедшие процедуру аккредитации специалиста.


• Первичная аккредитация

После освоения образовательных программ медицинского, фармацевтического или иного образования в соответствии с ФГОС в медицинском ВУЗе).

В настоящее время все выпускники медицинских ВУЗов на 6 курсе проходят процедуру первичной аккредитации. Аккредитация совмещена с государственными экзаменами, что увеличивает нагрузку на выпускников.


Процедура первичной аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации лица:

- тестирование (60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения РФ; время теста 60 минут);

- оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях на станциях;

- решение ситуационных задач.


*База тестов, паспорта станций и задач находится в открытом доступе.

*Результат прохождения этапа аккредитации оценивается как "сдано" или "не сдано". Аккредитуемый допускается к следующему этапу в случае оценки результата прохождения предыдущего этапа как «сдано».

*На каждый этап дается 3 попытки. В случае несдачи соответствующего этапа повторно пройти процедуру аккредитации возможно не ранее, чем через 1 месяц в соответствии с графиком работы аккредитационной комиссии ("не ранее, чем через 1 месяц" и "через 1 месяц" не одно и то же).

*Аккредитуемый признается не прошедшим этап в случае:

- нарушения требований порядка прохождения аккредитации, в т.ч. использование средств связи;

- неявки;

- оценки комиссией этапа аккредитации как "не сдано".


Тут есть один очень важный нюанс: если раньше, выпускник не имел права практиковать сразу после окончания ВУЗа, то теперь он имеет право занимать медицинскую должность и работать самостоятельно. Разъяснения этого момента содержатся в письме Министерства здравоохранения РФ от 20 июля 2017 г. N 16-5/10/2-4889 "О праве лиц на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в РФ, получивших медицинское или фармацевтическое образование в РФ в соответствии с ФГОС и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста":

в настоящее время в организациях здравоохранения, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, могут осуществлять медицинскую деятельность на должностях; "Врач-стоматолог" (специальность "Стоматология общей практики"), "Врач-терапевт участковый" (специальность "Лечебное дело"), "Врач-педиатр участковый" (специальность "Педиатрия"), "Врач клинической лабораторной диагностики" (специальность "Медицинская биохимия"), "Врач функциональной диагностики" (специальность "Медицинская биофизика"), "Врач-статистик" (специальность "Медицинская кибернетика"), "Врач-эпидемиолог" и "Врач по общей гигиене" (специальность "Медико-профилактическое дело") или фармацевтическую деятельность на должностях: "Провизор" и "Провизор-технолог" (специальность "Фармация"), специалисты успешно прошедшие в 2017 году процедуру первичной аккредитации специалистов, имеющие выписку из протокола аккредитационной комиссии и не получившие до настоящего времени свидетельство об аккредитации специалиста.
Министерство здравоохранения Российской Федерации полагает возможным допуск указанных специалистов к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности и просит довести данную информацию до сведения территориальных органов Росздравнадзора.

• Первичная специализированная аккредитация

После ординатуры (выпуск ординаторов 2018 года избежал этого, по причине отсутствия стандартов аккредитации) и профессиональной переподготовки - "первички", а также в отношении лиц, получивших образование на территории иностранного государства (с 2018 года).

Этапы те же, что и при первичной аккредитации.


• Периодическая аккредитация

Каждые 5 лет в течение всей профессиональной деятельности (с 2021 года).

Периодическая аккредитация включает в себя следующие этапы:

- оценка портфолио (по результатам НМО - см. п.5);

- тестирование.


Аккредитация полностью упразднила бывшую ранее сертификацию врачей (при этом, сертификаты специалиста, выданные до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока, далее предстоит прохождение аккредитации), хотя и не подменяет её по своему понятию. Сертификация предполагала лишь подтверждение квалификации врача, аккредитация помимо этого, означает еще и постоянное повышение его профессиональных навыков (см. п.5), а так же возможность освоения смежных специальностей. Аккредитация, по задумке законодателей, будет стимулировать врачей на повышение их профессионализма. Кроме того, следует отличать аккредитацию и сертификацию от лицензирования медицинской деятельности. Лицензия оформляется только на медицинскую организацию (т.е. на юридическое лицо) или на ИП.


3. Ординатура (срок обучения - 2 года)

После упразднения интернатуры (см. п.4) остается единственным возможным вариантом получить специализацию. В настоящее время идут активные дискуссии об увеличении срока обучения в ординатуре на западный манер (до 3 лет - терапевтические специальности, до 5 лет - хирургические специальности). С 2018 года стоит неподъемных для большинства населения РФ денег, особенно в крупных медицинских центрах и по "крутым специальностям", а уровень подготовки зависит исключительно от тебя - как сумеешь вписаться (об этом будет отдельный пост). По окончании ординатуры проводится государственная аттестация и сертификационный экзамен, а затем выдается диплом + сертификат специалиста (на 2018 год, в связи с тем, что не были разработаны стандарты аккредитации ординаторов). Заинтересованным лицам могу только посоветовать отслеживать эту информацию, т.к. к выпуску 2019 года очень хотят наконец ввести аккредитацию на выходе из ординатуры.


4. Интернатура (срок обучения составлял 1 год).

*Упразднена с 1 сентября 2017 года.

В интернатуре можно было получить образование и освоить практические навыки по широкому спектру медицинских специальностей, и в дальнейшем, уже работать врачом-специалистом. Прохождение этого этапа последипломного обучения, до введения аккредитации, являлось необходимым минимумом для начала самостоятельной практики в качестве врача-специалиста. По окончании интернатуры проводилась государственная аттестация и выдавался диплом + сертификат специалиста.


5. Непрерывное медицинское образование (НМО)

В некотором виде является составной частью аккредитации (периодической). Становится обязательной (пока неофициально) для всех уже с 2017 года. Смысл заключается в том, что врач должен будет каждые 5 лет набирать определенное число (250) кредитов. Из них 180 кредитов - актуальные вопросы специальности (это различные крупные циклы повышения квалификации, как очные, так и заочные); 70 кредитов - мероприятия (сюда входит посещение разнообразных мастер-классов, конференций и т.д.). Учитывая финансирование медицинской отрасли, не стоит думать, что все эти приключения врачу будет оплачивать работодатель. Большую часть придется оплатить самому. Также, интересно, как и за чей счет будут добираться до конференций, проводимых обычно в крупных городах, врачи из отдаленных и небольших населенных пунктов. Учитывая, что на сегодняшний день максимум кредитов за конференцию составляет 12, придется скататься на конференцию не один раз.

Для входа в систему НМО необходимо зарегистрироваться на сайте https://ssmf.edu.rosminzdrav.ru, при регистрации будет связка с сайтом http://www.sovetnmo.ru. На сайте есть подробная инструкция как и что делать, поэтому не вижу необходимости ее здесь пересказывать. Мне представляется, что в качестве портфолио в комиссию по периодической аккредитации будет подаваться распечатанный отчет с сайта, где будут указаны все пройденные циклы и мероприятия за 5 лет с количеством полученных кредитов. Никто из врачей в периодической аккредитации еще не участвовал, поэтому достоверной информации о порядке ее прохождения нет.


Резюме

1. В настоящее время идет тотальная реорганизация всей системы медицинского образования.

2. В результате реформ сам процесс медицинского образования, особенно в последипломном его сегменте, радикально не изменяется, меняется лишь форма выпускных экзаменов и вид выдаваемого документа.

3. Происходит попытка насильственного наполнения амбулаторного звена низкоквалифицированными, в большинстве случаев, кадрами (разрешение самостоятельно практиковать сразу после ВУЗа, подкрепленное урезанием бюджетных мест в ординатуре и введением космических цен на обучение в ней). Дискуссии о введении обязательного распределения после ВУЗа и увеличении сроков обучения в ординатуре способствуют этому.

4. Происходит процесс внесения изменений в целевые договоры о порядке возмещения средств потраченных на подготовку специалиста, при его одностороннем отказе исполнить свои обязательства по договору. Раньше возмещались только средства потраченные учреждением, выдавшим целевое направление, теперь же планируется обязать возмещать всю сумму, с учетом трат из федерального бюджета. Таким образом, сумма возмещения по новым правилам будет такой, как-будто выпускник учился в ВУЗе платно.

5. Крайне смешно выглядит следующее мнение наших законодателей: введение аккредитации будет выгодно для самих медицинских работников, поскольку позволит им теперь беспрепятственно осуществлять свою профессиональную деятельность на территории всех стран ЕС.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!