blakcat

На Пикабу
поставил 1808 плюсов и 508 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
9023 рейтинг 138 подписчиков 24 подписки 19 постов 8 в горячем

Ответ на пост «Японский футбол»

У меня в детстве не было приставки, а вот у моего друга она была. Sega. По тем временам вообще супер аппарат. И частенько мы с другом ходили у нему играть в Mortal Kombat.
Так вот. После школы мы пошли гулять, а на дворе была то-ли осень то-ли зима, и мы сильно промочили ноги. Потом собственно мы пошли к другу домой, и чтобы не получить ремня, решили высушить кроссовки. В духовке.
Ну а сами, как в оригинальном посте, пошли играть в МК. Примерно через пол часа мы оторвались от игры из-за жуткой вони. В тот день ремня мы всё-таки получили.

Ответ на пост «Японский футбол» Игры на Денди, Лига тупых, Sega Mega Drive, Ответ на пост

Велосипед-мангал

Велосипед-мангал Велосипед, Нидерланды (Голландия), Амстердам, Мангал, Фотография, Длиннопост

Найдено мною на просторах Амстердама. К сожалению не снял с другого ракурса, но это и правда часть велосипеда.

Показать полностью 1

По мотивам «всем нужны деньги»

Доброго времени суток Пикабу!
Навеяно https://pikabu.ru/story/vsem_nuzhnyi_dengi_6595988
Вообще подобных историй много, но сегодня я поделюсь одной, которая запомнилась.
История произошла пару лет назад, когда я занимался перевозкой негабарита.

По мотивам «всем нужны деньги» Дорога, Длиннопост, Дальнобойщики, Негабарит

Большую часть времени я сидел в офисе и занимался логистикой. Но когда груз было особенно большой, во всех смыслах этого слова, приходилось выезжать на сопровождение.

По мотивам «всем нужны деньги» Дорога, Длиннопост, Дальнобойщики, Негабарит

Так было и в этот раз. Везли мы что-то из Санкт-Петербурга в Самару, шириной около 3,5 метров. И маршрут наш пролегал через московскую область.
Если кто не знает, негабарит возят по специальным разрешения. Оно так и называются «специальное разрешение».

По мотивам «всем нужны деньги» Дорога, Длиннопост, Дальнобойщики, Негабарит

Выглядит примерно так.
В разрешении четко, вплоть до метров прописывают все участки движения и повороты. Это очень важно, ведь если ты будешь находиться не на маршруте, это равносильно отсутствию разрешения, а это большие штрафы и эвакуатор. Весь маршрут согласовывается с местными властями, ГИБДД, росавтодором. Поэтому получение разрешения обычно затягивается на недели.
Теперь возвращаюсь к истории. Как я уже упоминал, маршрут пролегал по московской области. Саму Москву обычно не дают - дорого, да и нет большого удовольствия кататься с негабаритом по Москве. Поэтому маршрут был что-то типа «м10-а108-м5» (Санкт-Петербург - Москва - московское большое кольцо - м5 Урал). Маршрут знакомый и ехал я по нему уже наверное сотый раз. Вся загвоздка заключалась в повороте с м10 на а108. Этот поворот находится в г. Клин.

По мотивам «всем нужны деньги» Дорога, Длиннопост, Дальнобойщики, Негабарит

Выглядит перекресток так. Две дороги, по три полосы в каждую сторону, разделенные зеленой зоной. Как вы можете заметить на фотографии, слева стоит знак «движение грузовых автомобилей запрещено» со стрелкой на лево. Знак стоит вполне логично. После поворота на лево необходимо остановиться на перекрестке, между зелеными зонами и ждать зеленого сигнала светофора. В этом «кармане» помещается ровно один грузовик, если перед ним окажется легковушка, перекресток будет перекрыт. Поэтому через 300-400 метров, для грузовиков, предусмотрен разворот, с последующим поворотом на право. Все бы ничего, вот только в нашем случае имелось две проблемы. Первая - чисто юридическая. В разрешении было написано что-то типа «м10 47км - а108 0км» (сейчас могу ошибиться по поводу километра на м10). А столбик с 47км стоит прямо перед перекрестком. Это значит что нужно поворачивать именно тут. Если бы имелся ввиду разворот, было бы написано что-то типа «м10 47км+300м - ленинградское направление - м10 47км - а108 0км. Надеюсь вы поняли разницу. Вторая же проблема состоит в том, что разворот с негабаритом через три полосы - то еще развлечение. Поэтому большинство перевозчиков поворачивает именно на этом перекрестке, под запрещающий знак. Итак. Запераемся мы на перекресток. Я проезжаю вперед, чтобы негабарит мог занять место и никому не мешать, ждем разрешающий сигнал светофора. Слышу в рацию: «ну все, приплыли». Поворачиваю голову, и точно, стоит авто ГИБДД с маяками. Из-за авто ГИБДД, негабарит не поместился, перекресток перекрыт. Выхожу из машины, иду к «патрульке». Далее П - полицейский, Я - Я.
Я - Что случилось?
П - Почему нарушаем?
Я - Нет, не нарушаем.
П - Ну вот же, под запрещающий знак поворачиваете.
Я - *Показываю разрешение, объясняю все то, что написал выше: про километры, метры, разворот и прочее.*
П - Нужно было развернуться.
Я - Ага, и вы бы нас на той стороне приняли бы за то, что мы не на маршруте.
П - Я? Да ни за что. Вам что, разрешение дает право нарушать?
Я - Ну... вообще-то да. Раз так написано, значит так согласовано.
П - Что делать будем?
Я - Ничего, мы на маршруте, ничего не нарушили.
П - Ну все, щас протокол составим.
Я - Ок.
Отхожу от машины. Звоню знакомым, которые тут частенько ездят, ситуация наверняка уже случилась. Получаю ответ: вы на маршруте, ну и лесом их. Подхожу к водиле и говорю: Иди оформляйся, только в протоколе напиши «с протоколом не согласен, двигался согласно специальному разрешению №****». Дальше пускай сами разбираются. Иду к машине, только сел, слышу в рацию: все, поехали.
Я - ?????
В - Ну все, я им сказал что напишу в протоколе, они отпустили.
Я - Оо.

Кстати, хочу оговориться по поводу моей фразы, про то, что разрешение дает право нарушать правила. Это отчасти верно. Если в разрешении будет написано что-то типа «движение по дороге м10 на 120км осуществлять по встречной полосе движения», то мы вполне можем поехать по встречке, значит так согласовали с ГИБДД.

В конце, хотелось бы рассказать еще одну историю. На том перекрестке, о котором я рассказывал, мы простояли минут 15, все это время перекресток был занят, собралась большая пробка. Вообще иногда логику сотрудников не понять.

Ехали мы однажды где-то под г. Тюмень. Ехала колонна 3 негабарита по 3,5м ширины и две легковых сопровождения. Останавливают нас сотрудники ДПС. К слову, дорога была узкая, как и обочина. В итоге вся колонна заняла полностью полосу движения. Стояли минут двадцать. Отъезжаем, спрашиваю в рацию:
- Что хотели?
- Понятые на отстранение нужны были.
- Серьезно?
- Ну да.
ЧТО МЛЯТЬ? Остановить колонну негабарита, парализовать движение на 20 минут, потому что блин нужны понятые. Вокруг куча легковушек. Где логика то?
На сегодня все, всем спасибо за внимание.

Показать полностью 4

Про рекламу в приложении Пикабу.

Доброго времени суток.

Я, если честно, давно терпел. Но после этого поста у меня припекло.

В чем собственно суть? Дело в том, что приложение Пикабу на андроид, постоянно выдает мне рекламу женщин легкого поведения. И что самое смешное, что я не могу эту рекламу скрыть. В рекламе каких-нибудь автозапчастей или плюшек - крестик в углу рекламы есть. В рекламе женщин - нет. Соответственно я не могу и нажать далее "не интересна эта тема". Очень хотелось бы узнать почему так.

P.S. Жена скоро от такой рекламы на развод подаст.

Записки из Эстонии #5. Инструкция по применению.

Доброго времени суток Пикабу!
В данном посте я постараюсь рассмотреть во всех тонкостях проблемы связанные с переездом. Первая часть поста, скорее мое личное мнение относительно переезда. Остальные части написаны для всех, кто когда либо пожелает переехать в Эстонию. Я постараюсь описать весь процесс, от самого начала, до получения вида на жительство (ВНЖ).
Итак, поехали.

1. Мысль.
Для начала, стоит определиться, почему вы хотите переехать и почему именно в Эстонию. Я считаю что рассматривать Эстонию, в качестве цели переезда, можно в следующих случаях:
- минимальная зарплата в Эстонии, по вашей специальности, много выше, чем в РФ. И при этом близка к средней по Эстонии.
- Вы - высококласный специалист, которому Эстонский работодатель, будет готов платить двойную среднюю зарплату.
- У вас есть личные причины для переезда в Эстонию.

Про личные причины. У меня например есть знакомый (привет Евген), который мечтает переехать именно в Эстонию. Почему бы и нет.

Подробнее о правилах можно почитать на сайте полиции www2.politsei.ee.

Теперь мое личное мнение относительно переезда. Если вы получаете в РФ хорошую зарплату, вы хороший специалист, у вас нет личных причин для переезда, то переезжать не стоит. По крайней мере в Эстонию. Есть много других стран с лучшим уровнем жизни и зарплатами. Так же хочется сказать про знаменитое утверждение «вас там никто не ждет». Оно верно, но лишь от части. Расскажу пример из жизни. В РФ я работал в фирме, которая открывала филиал в ЕС. Мы столкнулись с проблемой поиска сотрудников. Найти толкового человека не просто. Помимо того, нам нужна была обслуживающая организация, которая занималась бы ремонтом и изготовлением тентов. Знаете сколько мы нашли таких фирм в радиусе 300км? Одну! С очередью 1-2 месяца. Так же, как я уже писал в одном из своих постов, есть проблемы с «узкими» специальностями. В той же Эстонии, найти толкового токаря - целая проблема. Поэтому если у вас светлая голова и золотые руки, вы нужны. Но в таком случае у вас нет и проблем с работой в РФ. А рукожопы и пьяницы не нужны нигде.
Если не брать в расчет все то, что я написал выше, то после переезда, вы скорее всего получите результат, прямо противоположный желаемому. Вы будете «сводить концы с концами», в чужой стране, в окружении чужих людей, на «птичьих» правах.

2. Первая виза.
На данном этапе, вам необходимо получить обычную туристическую визу в Шенген. Конечно, очень желательно чтобы виза была далеко не первой. Потому-что первую вам дадут только на пол-года. А чем больше у вас будет времени, тем лучше. Как получить Шенген, подробно описывать не буду - в интернете куча информации. Я считаю, что стоит упомянуть лишь о финансовой гарантии. Этот документ будут требовать у вас на всех этапах получения новых документов. По сути - это выписка с банковского счета, которая доказывает что у вас есть достаточное количество средств. Точную цифру не назову, я всегда делал с запасом - около 1000€.

3. Поиск работы.
Итак, вы получили тур.визу. Теперь самое время начать поиски работы. Сайтов для поиска работы хватает. Я использовал аналог hh - cvkeskus.ee. Есть версия на Русском. Все просто. Составляете резюме, ищите вакансии, отправляете свое резюме. Сами работодатели редко ищут сами, намного эффективней отправлять самому. Помните, что лучше отправить свое резюме, даже если вы немного не подходите и получить отказ, чем не делать ничего. Стоит также понимать, что скорее всего, ваше резюме будут рассматривать в последнюю очередь. Связано это с языковым барьером. Попробую привести аналогию. Работаете вы допустим в строительной фирме. И вам нужен прораб. К вам на стол падают два резюме. Одно от условного Финна, с хорошим образованием и большим опытом, но без знания русского. Второе от условного Васи, с гораздо меньшим послужным списком. На первый взгляд, выбор не очевиден. Но немного подумав, вы возьмете на работу Васю. Во первых у него не будет проблем с коммуникацией, во вторых вам будет достаточно лишь представить бухгалтера и кадровика которые будут очень «рады» вашей инициативе. Поэтому понятно, что если ваша специальность связана с общением с клиентами, работу найти будет очень не просто. Моя работа не связана с общением, поэтому у меня на поиски ушло около месяца. Я считаю что это достаточно быстро. Так же следует знать, что Эстонцы достаточно продвинуты в плане общения с техникой, поэтому собеседование вполне возможно провести по скайпу. Это особенно актуально, если вы живете не в приграничных регионах. Так же могут попросить выполнить тестовую работу. Если вас и работодателя все устраивает, то можно переходить к следующей ступени - оформлению документов. На данном этапе ваша задача - получить от работодателя два ваших первых документа на территории Эстонии. Первый документ - разрешение на работу. Его работодатель делает сам. В итоге разрешение придет к вам и работодателю на почту. Делают ~10 дней. Второй документ - трудовой договор. Желательно чтобы он был составлен на двух языках, чтобы вы понимали что там написано.

4. Жилье.
С того момента как вы «ударили по рукам» самое время озаботиться жильем. Для поиска жилья можно воспользоваться местным авито - okidoki.ee или профильными сайтами city24 и kv.ee. Разброс цен огромный. Я знаю что например в Ида-вирумаа можно найти квартиру и за 100€, а например в Таллине 400-600. Но и разброс зарплат нужно учитывать. Так же, я уже писал про бесплатные автобусы. Поэтому, как мне видится, лучше взять квартиру дешевле, на окраине и ездить на бесплатных автобусах. Итогом должен стать ваш третий документ - договор аренды жилья. Он вам обязательно потребуется в дальнейшем.

5. Виза D. Время.
Допустим вы получили тур.визу, нашли жилье и получили работу. Но расслабляться нельзя. На данном этапе ваш злейший враг - время. Дело в том, что на данный момент вы можете находиться на территории Эстонии всего 90 дней из 180. И это очень мало. Для тех кто не знает как считать Шенген. Вы отсчитываете 180 дней назад от сегодняшней даты, считаете количество дней которые находились в Шенгене, вычитаете это количество из 90. Получаете количество оставшихся дней. Поэтому вам необходимо получить долгосрочную национальную визу D. Подавать документы необходимо минимум за 10 рабочих дней, до окончания дней вашего пребывания. В принципе, можно было бы сразу получить визу D, без туристической. Но делать так не желательно, далее будет понятно почему. Помимо сбора документов, вам будет необходимо записаться в электронную очередь, на сайте broneering.politsei.ee. Это сэкономит вам время и нервы. Так же не советую тянуть до последнего. Мне пришлось подавать документы 3 раза, каждый раз заворачивали. Теперь по поводу документов. Список документов написан на сайте полиции. Помимо очевидных (типа паспорта) и тех трех что я отметил ранее, стоит остановиться на еще двух документах. Финансовой гарантии и страховке. Тут следует сделать отступление и рассказать о справках. Каждый Россиянин хоть раз сталкивался с системой форм справок. Например форма 9 - справка о прописке. Так вот, в Эстонии такие формы отсутствуют. Поэтому, если у вас просят справку - скорее всего нужен белый лист бумаги, на котором своими словами будет написано то, что от вас требуют. Например справка с места жительства - «я, такой-то такойтович, не против чтобы этот этович проживал по такому то адресу». Или справка о доходах - «я, такой-то такойтович подтверждаю, что этот этович работает в фирме «рога и копыта» и получает зарплату 100500евро». На это я потратил достаточно много времени, требуя образцы справок, а оказалось что все намного проще.
Теперь вернемся к финансовой гарантии. Она «почти» такая же как и на обычную визу. Вот только средств должно быть из расчета 100 евро/в день на весь срок пребывания. То-есть когда я пошел подавать документы у меня попросили справку, в которой должны были числится 34400 евро! На самом деле, мне кажется что должны были требовать справку из расчета 100 евро/день до зарплаты, но у меня отказались принять такой документ, сказав что надо именно на весь срок пребывания. Данную справку возможно заменить другим документом - справкой о доходе. Её можно предоставить только в том случае, если вы уже получили первую зарплату. Поэтому возвращаемся к вопросу о времени. На момент вашего первого рабочего дня, у вас в визе, должно быть «количество дней до зарплаты» + «10 рабочих дней» открытыми. То есть у меня на первый день работы должно было быть 54 открытых дня. Их было 40. Поэтому мне пришлось получать другой документ, в котором работодатель гарантировал, что возместит все мои расходы до зарплаты.
Теперь о страховке. С ней я намучился больше всего. Вам надо найти страховую, которая покроет все 365 дней вашего пребывания. В Эстонии такая страховая всего одна. Страховка стоит около 170 евро. Есть и другой вариант - получить эстонский личный код и Haigekassa (Эстонская система страхования), но он маловероятен. Если код получить легко, делается в ближайшем ЗАГСе за 5 минут, то с Haigekassa есть некоторые проблемы. Я получил только через 3 месяца работы, то-есть уже после получения визы D. Тем печальнее отдавать 170 евро, зная что работодатель страховку сделает все равно, но позже.

6. ВНЖ.
Вот теперь можно немного расслабиться и поговорить о квотах. Эстония выдает ВНЖ всего около 1000 человек в год. Есть исключения, когда вы можете получить ВНЖ в любое время, сверх квоты. В противном случае нужно учитывать что квота очень быстро заполняется. В 2019 году квота закончилась в середине января. Документы практически повторяют те, что вы подавали на визу. Все что от вас требуется - записаться на подачу документов, как можно ближе к началу года. Хоть второго января, в Эстонии нет каникул. Тут опять же важную роль играет время. По Эстонским законам, по визе D, вы можете находиться лишь 365 дней, после этого вам необходимо покинуть Эстонию на 90 дней. Поэтому вам необходим ВНЖ. Так же следует учитывать, что ВНЖ делают три месяца.

7. Деньги.
Ну и все кто дочитал до этого момента могут вместе со мной посчитать бюджет переезда. Я буду стараться брать максимальные цифры. Расходы на жилье и проезд вам надо считать самим, тут все может сильно отличаться. Ежемесячные расходы я буду умножать на два, потому как скорее всего первая зарплата будет не скоро, и на ежемесячные расходы придется потратиться дважды. Плюс к этому, я досиих пор получаю зарплату на чужую карту, за что налоговая стабильно имеет голову бухгалтеру. Дело в том, что если вы не резидент ЕС, счет в банке будет стоить вам 200 евро. Маленькие или большие это деньги, решать вам, но я их лучше потрачу на что-то более полезное.
- виза С ~100 евро.
- транспортные расходы ~ 200 евро
- гостиница на первые приезды ~100 евро.
- расходы на жилье ~400*2=800 евро
- питание ~200*2=400 евро.
- виза D ~100 + страховка 170 = 270 евро.
- счет в банке ~200 евро.
- ВНЖ 100 + страховка ~200 = 300 евро.
- итого ~ 3000 евро.

8. В заключении.

Многие могут спросить: А почему переехал ты?

Возвращаясь к началу поста: по личным причинам. Все что написано выше, я никогда не сделал бы сам, если бы не моя жена, которая живет в Эстонии. Она очень мне помогала на всех этапах этого пути, за что ей огромное спасибо. Сам бы я вряд ли когда-нибудь переехал бы в Эстонию или любую другую страну. Живя в Санкт-Петербурге, меня в принципе устраивала и зарплата и уровень жизни. Но сложилось, как сложилось, и я не о чем не жалею.

Всем спасибо за внимание.

Показать полностью

Записки из Эстонии #4. Про Русский язык.

Пост 1.

Пост 2.

Пост 3.

Внимание! Важный дисклеймер:
Данный пост носит исключительно информационно-развлекательный характер и не несет собой цель оскорбить кого-либо или разжечь срач. Данный пост будет без тега «политика», потому как я постараюсь максимально абстрагироваться от нее. Вторая часть данного поста, по большей части, описывает мнение жителей южной Эстонии. Это мнение может, и даже совершенно точно, будет не совпадать с мнением людей, проживающих в северной части, жителей РФ, жителей третьих стран. Я осознаю, что рискую нарваться на хейт, но мне хочется рассказать о мнении, о котором не говорят по телевизору. Если в процессе прочтения второй части данного поста, вы почувствуете жжение ниже спины - переходите к третьей части. Если это не поможет - очень прошу свернуть пост, поставить минус и воздержаться от негатива. Всем котяток!

1. Значение Русского языка в жизни Эстонца.
Современные Эстонцы практически не изучают русский язык. Очень редко можно встретить этнического Эстонца, моложе 30, который бы знал русский. В комментариях к предыдущим постам писали, что приезжая в Эстонию, люди вполне свободно могли общаться с жителями на русском. По большей части молодыми людьми, которые говорят на русском, являются либо приезжие из РФ(как я), либо дети, чьи родители остались в Эстонии после распада СССР.
Молодые Эстонцы не учат русский язык по довольно простой причине - а зачем? Молодой Эстонец никак не связывает свою жизнь с Россией. Рассказывать про уровень жизни и зарплат я тут не буду, об этом уже сложен не один пост. Еще одна причина - Российское миграционное законодательство. Во время проведения ЧМ можно было слышать, как иностранцы говорили, что если бы не ЧМ, они вряд-ли бы приехали в РФ. Вообще было бы хорошо, если бы нашелся пикабушник готовый описать тонкости переезда из ЕС в РФ. Я же могу оперировать лишь слухами. И по слухам, такой переезд - тот еще геморрой. Эстонцам выгоднее учить в первую очередь английский, либо язык страны в которую они хотят в дальнейшем переехать, например немецкий, финский, шведский. Но по правде сказать, причины выучить русский, все же есть. Во первых это контент. Контент на Эстонском не отличается качеством и разнообразием. И речь тут не о каких-нибудь узкоспециалезированых статьях. Простой бытовой пример - кино. В Эстонских кинотеатрах сеансы разделены примерно следующим образом.
- 5% ленты на Эстонском языке. Преимущественно детские фильмы/мультфильмы, Эстонские киноленты.
- 25% ленты на Русском языке. В основном популярное мировое кино, например те же мстители. А также ленты изначально на русском языке.
- 70% ленты на языке оригинала с Эстонскими и Русскими субтитрами.
Но даже при таких обстоятельствах намного выгоднее учить тот же Английский.
Вторая причина - бизнес. Любой бизнесмен понимает, что русский клиент - тоже клиент. Например мой начальник способен изъясняться на четырех языках. И каждый язык это несколько «лишних» клиентов в месяц. Ну и практически в любой организации есть человек, который может говорить по-русски.
2. Роль Эстонского языка в жизни Русскоязычного.
Собственно это и является основным «камнем преткновения». Чтобы была понятна точка зрения Эстонцев, попробую привести аналогию.
Допустим, живете вы в России. И вот к примеру в страну начинают приезжать граждане другой страны. Пускай Китая. И через каких-нибудь условных 50-70-100 лет количество этнических Китайцев будет составлять четверть от населения России. И вот вы едете в условный Екатеринбург, и с удивлением видите, что на улицах города нет ни одной вывески на Русском. Приходите в кафе, пробуете заказать кофе. Но официант вас не понимает - он говорит только на Китайском. Звучит странно, не правда ли? Примерно в таком мире живут Эстонцы. В той же Нарве найти человека, говорящего по-эстонски - целая проблема. Одни растяжки, в прошлом году, гласящие «Нарва - тоже Эстония» чего стоят. С этой точки зрения, проблема выглядит не «как запретить Русский язык», а «как научить Русскоязычных Эстонскому». То есть проблема на самом деле состоит в тотальном нежелании Русскоязычного населения учить Эстонский, язык страны в которой они проживают. За примерами даже ходить никуда не надо. В комментариях к предыдущим постам уже были люди «30 лет живу в Эстонии и не знаю Эстонского, мне норм». Поэтому правительство делает все возможное, чтобы научить людей языку. Да, в том числе и запрещая преподавание на Русском в государственных школах. Правда не всегда успешно, а иногда с очень странным результатом. У меня есть знакомая семья, где родители разговаривают исключительно на Русском, а дети исключительно на Эстонском, и дети не понимают что говорят их родители. При этом во всех регионах постоянно открыты группы для изучения языка. Обучение проходит бесплатно. Что мешает условному жителю Нарвы пойти и выучить язык - не понятно. Все доводы сводятся к «Я живу в Русскоязычном городе, мое окружение Русскоязычное, мне не надо учить язык. И вообще, заставляете учить язык страны в которой я живу, значит угнетаете меня, как Русскоязычного». Как-то так.

3. Поддержка национальных меньшинств.
А вот теперь самая «мякоть». То, о чем не говорят по телевизору. В Эстонии существует множество НКО, представляющих национальные меньшинства. Мне известно как минимум о Русском, Украинском, Армянском обществе. Но их очень много. При этом на каждое меньшинство может быть несколько НКО, Российских только штук десять, в одном Таллине. Все эти НКО финансируются из бюджета, на Эстонские налоги. На эти средства организуют воскресные школы, с обучением на родном языке. Изучают язык, культуру и историю родной страны. Проводят мастер-классы и конференции для детей и взрослых. Люди, работающие в этих НКО получают зарплату, опять же из налогов. Зная эти факты, говорить о том, что Русский язык в Эстонии угнетают - как минимум глупо.


На сегодня все. Спасибо за внимание.

Показать полностью

Записки из Эстонии #3. Транспорт.

Доброго времени суток Пикабу!
Пост 1
Пост 2
Сегодня я постараюсь максимально раскрыть тему транспорта в Эстонии.

1. Автобусы.
Автобус в Эстонии - однозначно самый удобный, дешевый и простой вид транспорта. Сеть автобусных маршрутов невероятно развита. На автобусе можно добраться до любой точки страны и за её пределы. Например автобусы в Россию, в часы пик, ходят чуть ли не каждые пол часа. Стоимость проезда разнится в зависимости от направления и маршрута. Например стоимость проезда из Таллина в Санкт-Петербург составляет около 30 евро. Из Нарвы в Таллин около 10. Следует знать, что если покупать билеты сильно заранее, цена может быть во много раз ниже. Например можно уехать ТЛН-СПБ за 5-10 евро. Или из Нарвы в Таллин за 1-5 евро.

Записки из Эстонии #3. Транспорт. Авто, Топливо, Парковка, Полиция, Эстония, Правила, Длиннопост, Дорога

В прошлом году в новостях писали, что автобусы в Эстонии стали бесплатными. Но это не совсем правда. Бесплатными стали только внутригородские и некоторые пригородные маршруты. Причем не во всех областях. Например в Тарту все автобусы в городе остались платные. Плюс к этому, чисто теоретически, автобусы бесплатны только для жителей конкретного региона. Допустим если бы я жил в Нарве, где автобусы бесплатные, и поехал бы в Таллин, то там я по идее должен оплачивать проезд в автобусе. Проезд стоит около 1 евро. Опять же зависит от маршрута и способа оплаты. Можно приобрести студенческий билет, либо карту, либо оплачивать сразу проездной на 10, 30, 90 дней (для Тарту 7, 15 и 35 евро соответственно). Пенсионерам - бесплатно. При посадке в автобус, необходимо приложить карту к специальному терминалу, так же можно приложить банковскую карту. Можно этого не делать и попробовать проехать зайцем - кондукторов в автобусе нет. При этом велика вероятность, что на следующей остановке в автобус войдут кондукторы, заблокируют терминалы, и попросят весь автобус предъявить билеты. Штраф «всего каких-то» 40 евро. Поэтому зайцев не так уж и много.

2. Такси.
В крупных городах с такси все очень хорошо. Правят балом всевозможные уберы, таксифай и даже яндекс-такси. В маленьких же городах ситуация похожа на Российскую, возят в основном частники, иногда можно встретить организованный таксопарк. При этом таксисты либо знакомые, либо номера гуглятся. Поэтому вполне нормальная история, позвонить таксисту, а он вам ответит что ему сейчас лень, поищите другого. После отмены платы в автобусах, цены на такси упали. Я надеюсь в комментах найдутся жители Таллина и озвучат сколько стоило раньше. В последний раз я уезжал в Таллине на яндексе за 3-5 евро.

3. Автомобиль.
Данная часть будет очень обширна, я постараюсь описать очень много интересного из жизни автомобилиста в Эстонии.
3.1. Покупка автомобиля.
Если вы захотите передвигаться на авто, логично что для начала его необходимо купить. В Эстонии существует несколько площадок для покупки и продажи, аналоги нашего авито и авто.ру. Выбор и цены в принципе сопоставимы. Разница в том, что во первых более широко представлены модели европейских и американских производителей, и меньше китайцев. Во вторых, по моему чисто субъективному мнению, автомобили менее «ушатаны». Причиной тому - лучше дороги и отсутствие соли (об этом ниже).
Для сравнения цен, возьмем допустим какой-нибудь популярный авто. Пускай это будет Шкода октавия 2010 года и 150к пробега. На авто.ру средняя цена около 450т.р Разбег достаточно большой, нужно смотреть более конкретные комплектации и состояние. На эстонском аналоге цена около 6000 евро что также около 450т.р. Самое смешное, что изначально я брал 100к пробега и в Эстонии таких авто не оказалось. Наверное эстонцы много ездят? Да нет, пробег не крутят. И сейчас я расскажу почему. Дело в том, что все автомобили зарегистрированные в Эстонии, входят в единую базу данных. Эта база полностью открыта, и любой желающий может получить оттуда информацию. Необходимо знать лишь номерной знак авто. Данная фишка очень удобна при покупке запчастей - сообщаешь номер авто продавцу, и у него на экране сразу все данные по автомобилю. Что же можно узнать из базы данных? Это марка, модель, VIN, модель и объем двигателя, тип трансмиссии, дата производства и постановки на учет, количество владельцев и еще куча мелочей. Но самое главное - все данные по тех.осмотру. Там будет написаны все неисправности выявленные при осмотре, а так же график изменения пробега. Тех.осмотр обязателен и все его проходят. Поэтому нету никакого смысла скрывать пробег, все сразу будет видно на графике. Можно конечно скручивать перед каждым осмотром, но понятно что так никто не делает. Во-вторых там же есть информация о ДТП, где написано когда, где, и с какими другими участниками у автомобиля было ДТП. Так же очень размыто пишут информацию о страховой выплате. Данная информация очень не однозначна, но если вы видите что авто было в ДТП с грузовиком и получило от страховой более 2000 евро - это повод задуматься.

Записки из Эстонии #3. Транспорт. Авто, Топливо, Парковка, Полиция, Эстония, Правила, Длиннопост, Дорога

Итак. Допустим вы выбрали авто, «пробили», смотрели, встретились с продавцом и вас все устраивает. Что дальше? Оформлять дкп, ехать ставить на учет, стоять в очереди? Можно конечно и так. Но в Эстонии для оформления документов вам необходим лишь ноутбук, специальный считыватель(который есть у всех) и ID-карта (о ней не буду, она тоже есть у всех, что-то типа электронного паспорта). Старый владелец заходит на сайт автоинспеции, записывает вас как нового владельца, вы платите пошлину. И... ВСЕ! Документы придут вам по почте. Никаких поездок в МРЭО. Можно конечно по старинке, с бумажным дкп, и поездкой в автоинспекцию. Правда с таким подходом очередей нет, как нет и осмотра авто.

Записки из Эстонии #3. Транспорт. Авто, Топливо, Парковка, Полиция, Эстония, Правила, Длиннопост, Дорога

Вообще, лично меня, такой подход несколько смущает. Я понятия не имею как полиция в Эстонии, с такой процедурой регистрации, борется с угонами. Но оставим это за кадром.

Записки из Эстонии #3. Транспорт. Авто, Топливо, Парковка, Полиция, Эстония, Правила, Длиннопост, Дорога

Хочу сразу оговориться. Я в курсе, что в РФ есть базы и законодательство в плане регистрации авто шагает вперед. Но в Эстонии все это происходит сегодня, сейчас. И работает не один год.

3.2 Парковки, цены на топливо.
Начну пожалуй с цен на топливо. Они ожидаемо выше, где то около 1.3 евро за литр (96 рублей). Где-то в предыдущем посте давали ссылку на актуальные цены. При этом около половины авто на дизеле, хотя он тут нисколько не дешевле бензина. Наверное где-то 70% бензиновых двигателей переведены на газ. Автомобили на газу я вижу значительно чаще чем в России. Какое количество гибридов и электромобилей я сказать не могу, но их опять же больше чем в РФ. Зарядки есть на многих парковках.

Записки из Эстонии #3. Транспорт. Авто, Топливо, Парковка, Полиция, Эстония, Правила, Длиннопост, Дорога

Эти места специально обозначены и их никто не занимает.
Кстати, хочу сказать что в том же Стокгольме, электромобилей в разы больше. А зарядки есть чуть ли не в каждом дворе.
Плавно переходим к теме парковок.
В Таллине и Тарту, в центре, в будние дни, парковки платные. В зависимости от зоны, от 1 до 5 евро в час. Оплата производиться с помощью мобильного телефона - деньги списывают со счета. При въезде на большинство парковок будет висеть знак, например 30 min tasuta. Это означает что вы можете припарковаться на 30 минут бесплатно. Контроль осуществляется с помощь специальных парковочных часов.

Записки из Эстонии #3. Транспорт. Авто, Топливо, Парковка, Полиция, Эстония, Правила, Длиннопост, Дорога

Можно конечно использовать бумажку и ручку, никто не запрещает. Если простоите больше - может ничего и не случится. А может именно сегодня мимо вашего авто пройдет контролер. В таком случае ждите штраф.
Так же стоит сказать что в некоторые дворы запрещен въезд или парковка для не жителей домов. Если вы захотите припарковаться в таком дворе, у вас должна быть специальная табличка, дающая такое право. В противном случае, старший по дому может сфотографировать ваше авто и сообщить «куда надо». Тогда вам опять же придет штраф. Это жутко не удобно и далеко за примером ходить не надо. Однажды мне нужно было в аптеку, а рядом с ней парковка вовсе запрещена. Во всех дворах в округе висит знак - въезд запрещен. Ближайшая парковка в 10 минутах ходьбы, но со знаком 15 минут бесплатно. Пришлось парковаться в соседнем квартале.
3.3. Дороги, полиция, штрафы.
Начну пожалуй с дорог. В целом, они лучше чем в РФ. И поверьте, я знаю о чем говорю, я за свою жизнь объездил большую часть нашей необъятной Родины. Но опять же, до немецких автобанов очень далеко. Ямы и знаменитый «наноасфальт», который сходит со снегом, присутствует.
Есть и один огромный минус - очень узкие обочины, машина на них не помещается, треть всегда остается на дороге. Не смотря на то, что оборудованные остановки тут встречаются достаточно часто, факт узких обочин меня удручает. В случае чего, вы не сможете остановиться не создав аварийную ситуацию. Еще к минусам могу отнести, что трассы достаточно плохо чистят и посыпают, по крайней мере без химии. Обувь и кузов авто говорят спасибо, а вот как это сказывается на безопасности - вопрос. При этом в Эстонии есть активисты, которые борются с шипованными шинами (зимние шины на сезон обязательны, но разрешена всесезонка). Например в этом году проводили акцию, где дарили сертификаты на автотовары тем, кто отказался от шипов в пользу всесезонки. Совместно с тем фактом, что на дороге скользко, для меня это выглядит как минимум странно.

Записки из Эстонии #3. Транспорт. Авто, Топливо, Парковка, Полиция, Эстония, Правила, Длиннопост, Дорога

Максимальная разрешенная скорость 50, 90, 110. Для города, трассы и некоторых участков соответственно. На зиму, знаки 110 убирают. При этом погрешность, на сколько я знаю, что-то около 4км/ч. А штрафы, по Российским меркам, «конские». Стартуют штрафы с 3евро за каждый превышенный километр. Причем это будет «предупредительный» штраф. В ином случае вы вполне можете получить 120 евро штрафа, за превышение до 20км/ч. За большее превышение вы получите намного более жесткий штраф, а также лишитесь прав.
Полицейские стоят редко, чаще передвигаются, причем на «гражданских» авто. Поэтому если вы кого-то обогнали через сплошную - не стоит удивляться, если сзади вас появятся мигалки. Определить - полицейская ли это машина, хоть и сложно, но возможно.

Записки из Эстонии #3. Транспорт. Авто, Топливо, Парковка, Полиция, Эстония, Правила, Длиннопост, Дорога

Нарушают ли при этом Эстонцы? Да, нарушают. Хоть и с заметно меньшей скоростью чем у нас. Поток машин небольшой и движется равномерно. В этом кстати есть недостаток. По европейским дорогам очень тяжело долго ехать без остановки. Однажды мне довелось проехать по Прибалтике около 700км, пришлось менять водителя каждые два часа.

Вроде на этом сегодня все, всем спасибо что дочитали, милости прошу в комментарии.

Показать полностью 8

Записки из Эстонии #2. Про цены, магазины и доступность.

Доброго времени суток, Пикабу!

Сегодня хотелось бы продолжить тему про жизнь в Эстонии. И сегодня мы поговорим про цены и магазины. Сразу скажу, в данном посте не будет сравнения, в основном по причине того, что я в последний раз был в РФ еще до нового года. А цены могли измениться. Если найдется пикабушник, готовый сравнить, буду только за. И помогу чем смогу. Единственное, прошу помнить, что цены актуально сравнивать без отрыва от доходов. Например в той же Швеции перекусить в кафе будет стоить ~15 евро, но зарплата будет тысячи три. Ах да, и не забываем по девяток яиц.

Медианная (не средняя) зарплата в Эстонии на 4 квартал 2018 равняется 1058 евро или 78405,74 рублей.

Итак, поехали.


1. Цены.

Цены в целом, как мне кажется выше, но я надеюсь мы узнаем. Цены буду давать по курсу ЦБ на сегодня. Первая - в евро, вторая - в рублях.


Кура охлажденная - 1,85*кг - 137,1р*кг.

Томаты - 1,69*кг - 125,24р*кг.

Рис пропаренный - 1,29*кг - 95,6р*кг.

Сыр в нарезке - 4,58*кг - 339,48р*кг.

Лимон - 1,29*кг - 95,6р*кг.

Йогурт - 0,99 - 73,37р.

Крабовые палочки 150г - 0,65 - 48,17р.

Морковь мытая - 0,65*кг - 48,17р*кг.

Огурцы - 2,29*кг - 169,71р*кг.

Макароны - 2,59*кг - 191,94*кг.

Кефир -0,65*л - 48,17р*л.

Молоко -0,59*л - 43,72р*л.

Яйцо с1 10шт -1,19 - 88,19р.

Фейри 1,91 - 141,55р.

Сметана 500г -0,88 - 65,21р.

Фарш говяжий 400г - 2,19 - 162,3р.

Порошок стиральный 5,2кг -9,99 - 740,33р.

Мука -1,29*кг - 95,6р*кг.

Творог 2,7*кг - 200р*кг.

Хлеб белый 500г 0,75 - 55,58р.

Свинина корейка 3,49*кг - 258р*кг.


Все цены взяты из чека. К сожалению в чеке не написано сколько было картошки, но за мешок мытого картофеля (думаю 3кг) получилось 3,59(266р). Многие цены были по акции(об этом чуть ниже), и в то же время многие позиции были не самые дешевые в магазине. Например картофель, макароны, томаты есть много дешевле. И в то же время порошок и свинина были по акции, и в обычное время стоят дороже. К сожалению чек немного тупорылый и в нем нет начальной цены от акционных товаров. Алкоголь я не покупал, но пиво примерно 1,5 евро бутылка. А вот курить в Эстонии дороговато, сигареты в среднем около 3,5 евро за пачку.


2. Магазины и ассортимент.

Сами магазины в Эстонии по большей части в формате "мини-гипер". То есть они меньше чем гипермаркет, но больше чем обычная пятерочка. При этом в отличии от Российских мегаполисов их не так много. Например на последней улице, где я жил в РФ, было 4 магазина на 400 метров. Тут скорее один магазин на район. Очень популярная тема - кассы самообслуживания. В некоторых магазинах можно сразу на входе взять считыватель штрих-кодов. В процессе покупок "пробиваешь", на выходе ставишь считыватель на специальную стойку. И все, можно сразу расплачиваться. Сам ассортимент, в плане разнообразия товаров, опять же ближе к гипермаркету. Можно купить и одежду, и канцелярию, китайская мелкая бытовая техника так же в наличии. А вот ассортимент каждого товара, как мне показалось, похуже чем в России. В Российском супермаркете будет 3-4 производителя молочки, несколько производителей сыра, колбасы. Сравнивать с Российскими гипермаркетами, где производителей - десяток, точно бесполезно. В эстонском магазине как правило будет два производителя сыры, два колбасы и два молочки. С ценами ситуация тоже немного отличается. В России реально купить одну и ту же позицию товара как за 100р, так и за 1000р (утрировано), хоть и с большой разницей в качестве. В Эстонии же, почти все позиции близки по цене, а потому на вопрос "что мы будем есть сегодня", чаще всего отвечает "а что сегодня по акции".


3. Сфера обслуживания.

В этом разделе по большей части будет чистая "отсебятина". Это скорее всего просто ощущение от переезда из Российского мегаполиса, в Эстонский город, который в 50 раз меньше.

В основном я столкнулся с проблемами, плавно вытекающими из предыдущей части поста. Например может быть сложно купить запчасти для авто. То что в России можно купить за один день, в Эстонии может растянуться на несколько недель. Тоже самое с узкими специалистами и услугами по ним, очереди могут достигать нескольких месяцев, а некоторых специалистов и вовсе бывает не найти.


На сегодня все, милости прошу в комментарии. Спасибо за внимание.

Показать полностью

Из практики автослесаря. Про внимательность.

Доброго времени суток Пикабу!
Решил записать три истории о внимательности. В посте будет множество технических подробностей, а потому он вряд-ли будет интересен людям, ремонтом не занимающихся.
Итак, поехали.


1. История первая. Цапфа.
Довелось мне как-то ремонтировать транзит 94-го модельного года.

Из практики автослесаря. Про внимательность. Авто, Ремонт, Запчасти, Рукожоп, Длиннопост

Примерно такой.
Проблема была в том, что провернуло ступичный подшипник на оси. Не в первый раз. Позвонив токорям и поняв что проще дождаться рака на горе, было принято решение махнуть весь кулак.

Из практики автослесаря. Про внимательность. Авто, Ремонт, Запчасти, Рукожоп, Длиннопост

Поставил новый кулак, все собрал. Попутно «сломал» две ступичные гайки и наконец-то выпросил у начальства динамо-ключ. Колесо "полюфтил", все ок. Поехал прокатиться. Проехал метров 500, чую что-то не то. Останавливаюсь, ну да, приехали. Колесо "раком". Повезло что встал почти напротив магазина с запчастями. Еще и транзит был рабочий, сделанный под выездные ремонты, в нем инструмента было больше чем в мастерской. Быстренько купил новый подшипник, срезал старый, поехал обратно. Приезжаю, колесо "кипит". Снимаю кулак, ставлю на верстак рядом со старым. БИНГО. Ось нового на 1мм длиннее старого. Причем не за счет длины резьбы, а за счет длины посадочного. Тогда я впервые услышал "ну что ты как дурак, сразу рядом поставить не мог?". Проблему в итоге решили, но запомнил я на долго.


2. История вторая. Кольца не той системы.

Тот же транзит, время прошло около года. Пропала компрессия. Затеял капиталку, делал как для себя: проточка, втулки, вкладыши, ремонт гбц, поршня, кольца. В общем полный набор. И так получилось, что начальство не очень хотело согласовывать чек на запчасти, поэтому эти самые запчасти я покупал не в магазине где я покупал обычно. В магазине где я покупал всегда, сидели продавцы которые на транзитах собаку съели. Но у меня не было выбора, и я поехал в магазин где дешевле и где сидели эффективные менеджеры продавцы.

В итоге двигатель собран, поставлен на авто, первый пуск. А нет первого пуска. Не заводится. Проплясал я вокруг него с неделю. Удалось запустить с помощью быстрого старта (знаю, не правильно). Но "холодного" пуска нет. Как раз к этому времени притащили компрессометр. 12. ДВЕНАДЦАТЬ. На только что собранном дизеле. Ну приехали. Выкорячиваю двигатель обратно. Попутно ищу проблему. С ГБЦ накосячили (делал не сам)? Кольцо  сломал? ВТФ? Вынимаю поршня. БИНГО. Компрессионные кольца на всех четырех поршнях залегли. Ну офигеть теперь. Сначала думал на масло. Потом плюнул, взял кольца, поехал в правильный магазин.

-Ба, так у вас кольца неправильные!

- ????

-Ну у вас кольца на двигатель до апреля 97-го, а в вашей машине двигатель после апреля 97-го.

-?????????

-Вот, смотри.

Достает электронный штангенциркуль, разница в толщине кольца 0,06мм.

Купил тут же новые кольца, собрал, завел без приключений.


3. История третья. Прокладка между рулем и ключом.

Собственно эта история случилась пару недель назад, и она то и сподвигла меня написать данный пост.

Приезжает на ремонт вояджер.

Из практики автослесаря. Про внимательность. Авто, Ремонт, Запчасти, Рукожоп, Длиннопост

Примерно такой, только сильно уставший.

Операция на данном автомобиле достаточно распространенная - замена рулевой рейки. Поднимаю машину, снимаю рейку, ставлю новую. И вот в этот момент мне бы задуматься. Рулевой кардан никак не хочет одеваться на шток рейки - упирается в кузов. Ну ладно, нам не сложно. "Отпустил" рейку, одел кардан, прикрутил рейку на место. Все собрал, опускаю машину, лезу в салон, забиваю шплинт. Кручу руль. Приехали. Не крутится. Лезу смотреть в чем дело. Кардан упирается в кузов. Иду к начальству.

- Там это, рулевой кардан в кузов уперся.

- Щас глянем.

Ковыряем каталог и.... Третье БИНГО. Рейка на пол года старше машины. Разница в наклоне штока ~5 градусов.


В общем эти три истории, я надеюсь, научили меня: перед тем как ставить запчасть, даже новую, даже по каталогу, неплохо было бы лишний раз сравнить со старой. Спасибо за внимание.

Показать полностью 3

Записки из Эстонии #1. Про мусор и уборку улиц.

Доброго времени суток Пикабу!
Решил открыть серию постов про жизнь в Эстонии. Пока планирую сделать 4 поста: про мусор, про транспорт, про магазины. Отдельным постом хотелось бы затронуть тему Русского языка.
Сразу оговорюсь, все что я буду писать, будет касаться региона, где я проживаю, в других регионах может быть все по другому. Так же жду вопросы в комментариях, надеюсь получится запилить еще несколько интересных постов.
Итак, поехали.
1. Сортировка мусора.
Сортировка мусора на бытовом уровне, в привычном понимании этого слова, отсутствует. Но есть несколько исключений. Во-первых это тара(бутылки). Придя в любой эстонский магазин и пожелав купить напиток, вы увидите на ценнике два числа - стоимость напитка и стоимость тары.

Записки из Эстонии #1. Про мусор и уборку улиц. Длиннопост, Эстония, Мусор, Уборка улиц, Сортировка

Например тут 1.49+0.10€.
Тару сортируют отдельно от всего мусора обсалютно везде. Дома, на работе, даже иногда в гостинице вы можете увидеть отдельный пакет для тары. Когда бутылок соберется достаточное количество, пакет берется в руку и несется в ближайший магазин (аналог наших пятерочек). Там как правило стоит taaraautomaat(сколько букв а).

Записки из Эстонии #1. Про мусор и уборку улиц. Длиннопост, Эстония, Мусор, Уборка улиц, Сортировка
Записки из Эстонии #1. Про мусор и уборку улиц. Длиннопост, Эстония, Мусор, Уборка улиц, Сортировка

В этот автомат вы загружаете бутылки - на выходе получаете чек. Тут же в магазине обмениваете чек на деньги, либо на скидку к покупками. Самое интересное, около полугода назад, подобная инициатива была в Госдуме РФ, но почему-то пролетела. За раз вполне реально получить до 10 евро. Кстати бутылки автомат принимает почему-то только эстонские, пробовали загружать из других стран - выплевывает.
Скажу еще что сортировка при этом может присутствовать на работе. У нас например отдельные контейнеры для бумаги, металла и загрязненных отходов. Но как я понял, тут уже сама организация определяет рамки.
2. Станции сбора отходов.
Представим ситуацию. Вы сделали весеннюю генеральную уборку. У вас скопилось 3 телевизора «горизонт», 5 пакетов с тряпьем и стиральная машинка. Куда это все девать? Ответ - станция сбора отходов. Такая станция есть практически в любом городе.

Записки из Эстонии #1. Про мусор и уборку улиц. Длиннопост, Эстония, Мусор, Уборка улиц, Сортировка

Она же и есть второе исключение к теме сортировки. Въезд на территорию и сдача мусора бесплатны. Единственное условие - сортировка мусора. На территории пункта стоит много разных контейнеров. Под бумагу, металл, текстиль, пластик, резину итд. На территории всегда есть человек, который поможет рассортировать если что-то не понятно.
3. Вывоз мусора.
В моем городе мусор вывозится практически так же как и в любом другом городе. Есть ровно одно отличие. Контейнер с мусором вывозится по мере заполнения. За этим следит старший по дому. В этом есть свои минусы и плюсы. Основной минус в том, что если старший по дому завтыкает (а такое в моем доме не редкость) то мусор будет некуда выбрасывать. Зато есть один офигенный плюс. Мы платим за фактическое количество вывезенного мусора. Никаких оплат по метрам или по количеству человек. Только фактический мусор, только хардкор.
Так же хочется рассказать про особенности вывоза мусора в одном из небольших городов. Есть один город на карте Эстонии с населением всего около 15000 человек. В этом городе всего 2 мусорных контейнера на весь город. Зато два раза в день по городу курсирует мусоровоз. Я бы даже назвал это мусоробусом. Потому-что этот мусоровоз ездит по расписанию и сос своими остановками. Жители города знают когда и где он останавливается, и начинают к нему паломничество с пакетами. Не успел? Ничего страшного, между остановками мусоробуса не очень большое расстояние. А вот если сильно опоздать, придется топать до контейнера пару километров. Ну или ждать следующий приезд.
4. Уборка улиц.
Не могу сказать как с этим в Таллине или других городах, но у меня в городе с этим какой-то адъ. Дело в том, что тротуар относиться к дому. Поэтому чисто на нем или нет, зависит только от жителей дома к которому этот тротуар прилегает. Зимой можно наблюдать очень интересную зебру. 50 метров почищено, 50 не почищено. Тоже самое осенью с листьями. Город убирает только автобусные остановки.

В целом все, всем спасибо, жду вопросов и комментарии.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!