baiulia

На Пикабу
13К рейтинг 139 подписчиков 25 подписок 13 постов 7 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
1858

Читать всем мужчинам в преддверии 8 марта или Как победить нечистых на руку продаванов1

Итак, позволю себе отклониться от тем о работе потому, что имею что сказать мужчинам перед 8 марта.


Дорогие мужчины! Сыновья, братья, дяди, мужья, дедушки, друзья - кем бы вы ни были, если вы собрались порадовать своих прекрасных ювелирными изделиями, НИ ЗА ЧТО НЕ ПОКУПАЙТЕ НИЧЕГО В 585!


Если вам этого достаточно и вы верите мне на слово - можете дальше не читать :)  А кто любит истории о том, как всякие хитрые и ловкие продаваны были больно наказаны - вам ниже.


Итак, на Новый 2021 год (вот как давно история началась) я решила дополнить свой праздничный наряд серьгами с жемчугом. Примерно такими, как на картинке ниже.

Почему "примерно" - не знаю, совпадение, или нет, но именно такие, как были у меня, в ассортименте сайта уже не значатся.

ВАЖНО: серьги были куплены мне в подарок. При покупке продавец НЕ ДАЛА СЕРЬГИ В РУКИ и НЕ ПОЗВОЛИЛА ИХ РАССМОТРЕТЬ, скоро упаковав товар и умчавшись с ним на кассу. Но об этом обстоятельстве я узнала намного позднее.


Дорогие мужчины, ВСЕГДА НАСТАИВАЙТЕ НА ТОМ, ЧТОБЫ ИЗДЕЛИЕ ДАЛИ ВАМ В РУКИ или хотя бы ЧТОБЫ НА ВАШИХ ГЛАЗАХ ОТКРЫЛИ-ЗАКРЫЛИ ЗАМОЧЕК.Надеясь улестить вас, заговорить вам зубы и иными способами избежать непосредственной оценки вами изделия, продавцы, ЗНАЯ, что продают некачественный товар, пойдут на любые уловки: шантаж, лесть, манипуляция и так далее, лишь бы не дать рассмотреть его. НЕ ВЕДИТЕСЬ.

Почему я говорю о манипуляциях? Потому, что убедилась в том, что они активно там используются, и особенно интенсивно - против мужчин и в конфликтных ситуациях.

Подчеркну: в каждом эпизоде вынужденного общения с персоналом магазина я вела себя учтиво и вежливо, ни разу не повысив голос и не позволяя себе ни манипуляций, ни перехода на личности - ничего. Это, как мне позже пояснил независимый эксперт, меня уберегло, но обо всём по порядку.


В разгар веселья, обняв подругу, я услышала её "Ой!" и почувствовала, как серьга расстегнулась. Я поймала её на складке платья, но серёжка была уже без жемчуга. Мы с друзьями и родными коллективно искали жемчужину, я была расстроена и точно не хотела, чтобы праздник свернулся в поиск выпавшей из моей серьги вставки - жемчужинки.


Жемчужинку нашли, протестили вторую серьгу и обнаружили, что и у неё замок ненадёжный, он спонтанно расстёгивается, и в тот момент не расстегнулся только по везению. Мы решили посетить магазин 585, где и было приобретено изделие ненадлежащего качества и, сдав непригодные для носки серьги, получить назад деньги.


На входе нас встретила неправдоподобно счастливая девушка, с ходу начавшая оттирать нас к прилавкам. Услышав, что нам нужен администратор магазина, она мгновенно потеряла к нам интерес и махнула рукой в сторону двери служебного помещения в помещении справа от входа. Мы подошли туда. Так как дверь в служебное помещение была открыта, к нам вышла администратор и представилась. Я обозначила проблему: есть серьги (2 шт), обе из которых не застёгиваются, а из одной и вовсе выпадает жемчуг.


Тут-то и началось веселье, с которым ни я, ни мой спутник никогда не сталкивались ранее и не представляли, что такое возможно.


Администратор бесцеремонно выдернула из моих рук серьги, покрутила их в руках, поплотнее насадив жемчуг и погнув "флажок" застёжки и настойчиво всучила серьги мне в руки со словами: "Я починила, проверьте".


Мы обескураженно переглянулись. Администратор удалялась в служебное помещение, сделав вид, что уже забыла о нас. Я ещё раз проговорила проблему: застёжки не работают, жемчуг закреплён ненадёжно.


Администратор, остановившись и шумно вздохнув, нехотя повернулась ко мне и бросила: "Ну, хотите - напишите акт". Я должна написать акт?


Я ответила: акт пишет она, причём на бланке, где есть данные поставщика товара ненадлежащего качества. Я сдаю серьги, они проводят экспертизу (не верить же покупателям на слово и не верить же своим глазам), и возвращают мне деньги. Администратор покорно распечатала бланк акта и даже заявление.

Но, заполняя акт собственноручно, администратор на моих глазах, под мои протесты, спокойно проставила отметки: никаких, мол, изъянов у серег нет, я всё проверила. Клиент только пломбы нарушил. Не веря в такую оголтелую наглость, я потребовала акт и дописала ниже: "С актом не согласна, имеет место распайка звеньев и выпадение жемчуга". Уже позднее я заметила, что администратор то ли случайно, то ли умышленно отсканировала лист так, чтобы текст моего несогласия отобразился неполностью. Признаюсь, это я заметила только дома.

Администратор, стоя ко мне спиной, сообщила: экспертизу они проведут, она позвонит, когда можно подойти за результатом. По моей просьбе (настойчивой) так же с тяжёлым вздохом, вполголоса, стоя ко мне спиной, пояснила порядок рассмотрения заявления: они отправляют серьги на экспертизу (куда - не сказала), заявление и акт от меня - "в Москву" (с), решение принимает "Москва" и как только в магазин приходит ответ "от Москвы" (с) и результаты экспертизы, мне звонят и приглашают в магазин.


Удивительно, но отправка на экспертизу, сама экспертиза, а также коммуникации "с Москвой" уложились в час. Потому, что мне перезвонили через час и пригласили зайти в магазин завтра (8 января 2021). В течение этого часа мне пришло сообщение (см. прикреп в конце), утверждающее, что мне согласован возврат.


Вы не поверите, какой адский цирк разыгрался в этом красноярском магазине "585" 8 января :)


Когда я зашла в магазин и поздоровалась со стоящей у входа продавщицей, она и остальные, стоящие за прилавками, как по команде, отвернулись и не удостоили ответом моё приветствие :) Грузный охранник, грозно сдвинув брови, напротив, буравил меня взглядом и дёргался в мою сторону на каждое моё открывание-закрывание карманов и рюкзака. Словом, каждый сотрудник магазина давал мне понять, что я здесь персона нон-грата, только зазря уважаемых людей от работы отрываю.


Со слов администратора, за вечер и ночь (я пришла утром следующего дня) произошло следующее:

- экспертизу они провели прямо в магазине (см. картинку ниже);

- изделия качественные, возврату не подлежат, к тому же исправность проверила комиссия (обратите внимание на то, как перечислены должности) и показала мне оригинал вчерашнего акта;

- я конечно, могу написать претензию, но.... (тут администратор обменялась ироничными взглядами с сотрудницей, стоявшей неподалёку) и не договорила, что означает это "но". И снисходительно предложила: не нравится - сдайте изделие в наш ломбард. Ставка - 40 рублей за грамм. Сказать, что я была ошеломлена - ничего не сказать.



Претензию мы написали, конечно.

Поняв, что сотрудники настроены на попытки меня спровоцировать своим глумлением, я оставила претензию в магазине и попрощалась. Как на входе, ответом меня никто не удостоил.


Ответ "из Москвы" на самом деле почему-то пришёл из Новосибирска, был уже с печатью и подписала его от имени гражданина, упомянутого внизу ответа, почему-то сама администратор, опять же у меня на глазах.

Пик попыток провокаций пришёлся на этот момент. Полностью уверенные в своей неуязвимости и безнаказанности, сразу три сотрудницы магазина собрались за прилавком, чтобы вручить мне этот ответ с улыбками и хихиканьем. Не видя смысла продолжать диалог с ними, я поблагодарила их и попрощалась. Но не скрою, меня глубоко возмутила и эта уверенность, с которой администратор на глазах у меня заполнила акт, отметив везде "не имеется", несмотря на мои протесты, и эта наглость при вручении - с глумлением, эти попытки провокации и эта неистребимая уверенность в том, что всё закончится письмом "от Москвы" из Новосибирска.

Я начала поиски независимого эксперта, результаты экспертизы которого ввиду достаточности и подтверждённости его квалификации, послужат достаточным основанием для обращения, например, в суд. Сразу оговорюсь, я не сталкивалась с подобными ситуациями и нисколько юридически не "подкована", прошу сильно тапками не кидаться, если вы более опытны в таких вопросах :)

Львиная доля времени ушла на поиски. Эксперт сначала нашёлся, но за городом. Потом нашлась такая организация как "Торгово-промышленная палата", но эксперт из неё оценил свои услуги в 10 000 рублей с учётом отправки серег ненадлежащего качества уже точно в Москву, а не "в Москву" - в Новосибирск, как у администратора магазина "585". Этот вариант отпал ввиду неопределённости сроков окончания экспертизы, тем временем нашёлся-таки первый эксперт, который уже находился не за городом. Прошло полтора месяца, но экспертизы я добилась. К чести эксперта, он посоветовал мне сначала просто привезти серьги на визуальный осмотр (возмездный) и уже потом говорить о необходимости именно заключения договора, проведения объёмной экспертизы, получения экспертного заключения и обращения в Роспотребнадзор и дальше.


Серьги я привезла. Эксперт, повозившись с мудрёными микроскопами, лупами, весами и порывшись в отраслевых стандартах и ГОСТах, объявил мне следующее:

- на поверхности "флажка" застёжки обнаружены раковины, заусенцы - сразу 2 из трёх возможных нарушений отраслевого стандарта (п. 1.1.7); 

- получаются такие раковины и заусенцы из-за непролива металла в форме, а сам непролив - скорее всего из-за бракованной формы, что подразумевает, что изделие на 100% бракованное (то есть оно как раз-таки НЕНАДЛЕЖАЩЕГО качества, в чём меня разубеждала администратор и гражданин Кузьминов);

- на нелицевых поверхностях обнаружены многочисленные следы инструмента (это как раз на "флажках" и на штифте, на который была насажена жемчужина).

Эксперт объяснил: жемчуг только приклеивают, никак иначе на крепления такого типа его не насадишь. Штифт по технологии аккуратно обрабатывается, наносится специальный клей и жемчужинка насаживается надёжно. Здесь же ни следа клея, зато штифт короткий и со следами инструмента. Странно, что вторая жемчужина держится.


Выслушав подробности моих обращений в магазин, эксперт заявил следующее:

- никогда и ни при каких обстоятельствах НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО ПОКУПАТЬ в "585", "Соколове" и "Санлайт". НИ ЗА ЧТО;

- посоветовал пойти в магазин с этой инфо, по необходимости разрешил назвать его ФИО и дать телефон и попробовать полюбовно (с целью сберечь время, которого и так было потрачено много, да и нервы, и деньги) договориться о возврате денег. Отметил, что такие продажи ЗАВЕДОМО БРАКОВАННОГО товара - не редкость, продавцы идут на любые ухищрения и манипуляции, лишь бы продать без осмотра, поэтому наверняка они, услышав слова "я провела независимую экспертизу" сразу изменят линию поведения.


Ну а если нет - то я обращаюсь к нему и он помогает мне на всех этапах наказания этих нечистых на руку "585" в Роспотребнадзоре и мировом суде.


И вы таки не поверите :)


Действительно, когда я пришла в магазин и сказала 4 волшебных слова "Я провела независимую экспертизу", весь магазин пришёл в движение:

- продавщица на входе ловко оттёрла меня в угол магазина и помчалась прямо ко входу, чтобы под локоток уводить покупателей в противоположную сторону;

- администратор была учтива и вежлива;

- охранник не буравил взглядом.


При обращении к той же администратору выяснилось следующее:

- первый акт они выкинули ("не знаю, где он, надо смотреть" по словам администратора, и она быстренько составила новый, отметив, что выпадение вставки всё-таки имеется);

(Опять же: обратите внимание на то, как указаны должности. На сей раз экспертиза была проведена молниеносно в моём присутствии: администратор, похоже, "от балды" написала фамилии и эти самые должности и сама же троекратно расписалась. Вот такая экспертиза от 585 :)


Составили заявление на возврат:

Я упорно пыталась выяснить, почему мы составляем второй акт, если есть первый (и показывала копии, которые захватила с собой и которые прикрепила выше), на что слышала сладки голоса администратора и другой сотрудницы:

- "Это уже другая ситуация!";

- "Так положено!";

- "Ситуация изменилась!"


На мои прямые вопросы о том, почему ситуация изменилась, если серьги те же, они либо делали вид, что не слышат вопрос, либо мотали головами.


На сей раз "связь с Москвой" и прочие процедуры заняли опять час. Нам позвонили через час и пригласили с банковской картой, с которой была совершена покупка. Деньги вернулись через 2 дня.


Дорогие женщины! Если просите у своих мужчин ювелирные украшения, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не отправляйте их в 585. Дорогие мужчины! НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не покупайте НИЧЕГО в 585 :)


Я не люблю ругаться. Но уверена, что с такими "хитрыми" и "умными" людьми бороться можно и нужно. Да, это время и силы.


Но это зло, наживающееся на том, что наши братья, отцы, мужья и другие родственники постесняются настаивать на просмотре товара, не решатся спорить с милой продавщицей, которая смотрит на них с мольбой и трогательной улыбкой, и купят заведомо бракованный товар, ДОЛЖНО быть наказано.


UPD: всем, кто решит поспорить со мной о правомерности предоставления данных администратора и продавцов - во-первых, данные администратора, ВКЛЮЧАЯ ЕЁ ТЕЛЕФОН, написаны на двери магазина, а её ФИО - у неё на бейдже. В тексте же поста эти данные не упоминаются, решение о публикации имеющихся у меня копий документов принимаю я сама. У магазина, расположенного по указанному в документах адресу, есть вывеска. А лица из "комиссии", чьи "должности" указаны в актах, там вообще не числятся. Как я узнала? Первый раз - по тому, что фамилии не совпадали с бейджами. Второй - потому, что своими глазами видела, как все три графы за всех троих членов "комиссии" бегло заполнила и подмахнула сама администратор.

UPD 2: на бирке цена была в 2 раза выше, чем по факту.

UPD 3: то самое сообщение об "обмене" - это то самое издевательское "Не нравится - сдайте в наш ломбард, ставка - 40 рублей за грамм".


Всех с наступающим 8 Марта! Ювелирным магазинам 585 от меня пламенный привет и пожелания высоких продаж! Прошу репостов :)

Показать полностью 10
1508

Ответ на пост «Открытое письмо маркетологу "Ниндзя пиццы"»1

@Marmazyabr и другие недовольные красноярцы. Два года назад я отбила свой микрорайон от этой гадости, спама ниндзя-пиццы, но ненадолго. Как? 1. Я нашла сотовый маркетолога и позвонила ему, включив запись и предупредив его об этом. 2. В разговоре несколько раз попросила не распространять спам и предупредила, что иначе предам наш разговор огласке. 3. Выслушала длинную речь о том, что маркетолог (тогда это был мужчина) на ручке вертел любой закон, он никого и ничего не боится. 4. Вежливо распрощалась и отправила аудио на местный телеканал "Афонтово". 5. Афонтовцы дали материал в вечернем выпуске и попросили для стенд-апа на следующий день собрать жителей, таких же недовольных. И ТУТ СЛУЧИЛСЯ ГЛАВНЫЙ ПРОВАЛ. Мои дорогие соседушки, только что жаловавшиеся мне на то, как же их достала макулатура в подъезде, похвалили меня, но вписаться в коллективное интервью наотрез отказались. Согласились буквально 3-4 человека, но в день интервью они слились и сбрасывали звонки. Через три месяца спам вернулся. Поэтому, ребята, кто готов основательно заняться наказанием обнаглевших от безнаказанности и защитить свои дома от спама, милости прошу, давайте вместе.

UPD, ответ от маркетолога: #comment_183284489

15

Как не нужно ходить на лекции, семинары, тренинги и тому подобное

Всем "здравствуйте".


На сей раз кейс из моей прямой работы. Всё упомянутые персонажи вымышлены, совпадения с реальностью случайны :)


Начала я вести лекции о работе и работодателях ещё в "доковидную" эпоху.  И чтобы вы не обвинили меня в "коучизме" : каждая лекция чётко обозначалась в части темы и результата. Пример: лекция такого-то числа в таком-то месте о рынке труда нашего региона. Востребованные специальности, распределение настоящего кадрового резерва по отраслям. Результат для слушателя: актуальные кадровые дефициты внутри региона + анализ "плохих" и "хороших" вакансий в нашем регионе + портрет работодателя нашего региона в тех отраслях, которые представлены наиболее объёмно. Раздаточный материал в бумажном и/или электронном виде входит в стоимость. Сначала вела занятия бесплатно. Теперь стоимость - 300 р/90 минут. Место - отличное креативное пространство в центре города.


За время существования проекта сформировался костяк постоянных слушателей. Мы вели горячие дискуссии об образе труда будущего и о многом другом :) Многие нашли работу. Некоторые счастливо поменяли работу. Кто-то вообще поменял регион и я получаю письма с благодарностью за помощь в изменении отношения к работе. Конечно, это вдохновляет и стоит всех трудозатрат.


НО. Во времена бесплатных лекций я всё чаще начала встречаться с людьми, диалоги с которыми навели меня не мысль сделать эти занятия платными.


Итак, если вы решили посетить лекцию (нормальную, без вдохновлений, наставлений и "коучизма"), то никогда не ведите себя как:


1. "Да вы вообще не то говорите".

Повадился ко мне ходить слушатель, который отрицал вообще всё, что я говорю. Пытался сорвать лекцию. Переключал внимание аудитории на себя. Как он потом признался, так он "проверял меня на стрессоустойчивость", потому что хотел совместно поработать. Ведь эта тема - рынок труда и всё, что с ним связано - такая важная, он так хочет ею заниматься! Я ввела плату за вход. Проверка на стрессоустойчивость пройдена, проверка платным входом - нет.


2. "Сам себе аудиторию не наберу, поэтому воспользуюсь твоей".

Человек, который не разбирается в теме, не знает, куда и на что он пришёл, но очень хочет пообщаться. Его выступления выглядели так: Я - я, Он - он.

Я: "А теперь сравним методологии lean и agile с привязкой к периодам, когда они были...

Он: "Да-да, это всё интересно, но я вот что думаю: я тут одну книгу написал и хотел бы вам всем о ней рассказать... "


3. "Я пришёл вас проверять".

Человек, который спонтанно "выстреливает" репликами:

"А покажите диплом? Не носите его с собой? Понятно, понятно, да... ";

"А почему вы это слово так произносите? Что значит "так правильно?" Правильно вот так!" И насилует слух присутствующих: "кэстинг", "грйединг", "чаар" (так, по его мнению, правильно произносится" hr");

"И что, что у вас лекция? Вход свободный, что хочу, то и спрашиваю! Телефончик дайте! В бар пойдём после вашего тренинга-х*енинга, гы-гы-гы!".


Сейчас, не успели мы очнуться от последствий первой волны коронавируса, идёт вторая. Однако люди по-прежнему теряют и ищут работу. Рынок консультативных услуг в области карьеры весьма разнообразен, везде есть, из чего выбрать. Поэтому, уважаемые читатели, учитесь разделять пользу и имитацию пользы, а когда разделили - получайте пользу от других сами и не мешайте делать то же другим :) Труд преподавателя не так лёгок, как кажется. Если чувствуете, что лекция не нравится - просто уйдите. Если лекция платная, то нормальный лектор вернёт деньги.


Всем новых и полезных знаний!

Показать полностью
4598

Как организовать "текучку" ещё на этапе собеседований. Мастер-класс от двух действующих руководителей2

Всех приветствую!


Как и всегда, имена и фамилии действующих лиц, названия упоминаемых организаций не раскрываю. Догадки не подтверждаю и не опровергаю.


Итак, отдел закупок и логистики в оптово-розничной компании небольшой. Начальник отдела работает третий месяц, её прямой руководитель (директор компании) - год.


С приходом начальника отдела началась текучка, а пока ещё оставшиеся немногочисленные сотрудники (работают более 5 лет), с её слов, саботируют процесс и вообще работают на другие отделы, чтобы ей навредить. Текущие кадровые потребности - один закупщик и один оператор 1С.


У компании... ой, то есть Компании (все сотрудники должны писать это слово с большой буквы, а вслух произносить это слово с особой интонацией) есть "Корпоративная культура". Так называются таблички с довольно безграмотным (орфографически) текстом о том, что каждый сотрудник - член команды Компании. И прописаны критерии "хорошего сотрудника" и "плохого сотрудника" (sic!)


Идём с вышеупомянутыми сотрудницами (директор оптово-розничной компании и её подчинённая - начальник отдела закупок и логистики) на собеседования с потенциальными закупщиками и операторами 1С.


Сит. 1: соискателя-закупщика погоняли по вопросам о работе, он во всём разбирается.

директор, интонационно и поведенчески (полуприкрытые глаза) показывая пренебрежение, задаёт вопрос соискателю:

Д: "У нашей Компании есть ценности. Вот вы готовы задерживаться, если это нужно Компании?"

С: "Можно и задержаться иной раз, если нужно. Я на машине, ничего стра... .


Тут часы бьют 17:00, в это время заканчивается рабочий день. Директор на полуслове соискателя поднимается, выходит из-за стола, бросив всем нам "Мой рабочий день окончен" и, не говоря ни слова более, покидает аудиторию с соискателем и своим подчинённым :) Соискатель от стажировки отказался.


Сит. 2. Толковый соискатель на вакансию оператора 1С. Погоняли по рабочим вопросам - всё знает. Зовём на стажировку. Девушка соглашается, но прежде просит рассказать, как начисляется ЗП (оклад + KPI. В тексте вакансии указан диапазон с большим разбегом). На что начальник отдела ей заявляет: вы, мол, сначала выйдите, а потом я скажу, сколько вы получите, сейчас не скажу. Соискатель отказывается от стажировки.


Версия директора и начальника отдела: "персональщики" назло ищут самых вредных людей, которые, цитата "не доверяют Компании на входе - зачем они такие нужны Компании?", только время отнимают.


Версия моя: 1. Нельзя говорить о ценностях взаимоуважения и посвящения своего времени Компании, и тут же красиво молча выходить с собеседования ровно в 17:00;

2. Никто в здравом уме и твёрдой памяти не пойдёт работать на загадочных условиях за загадочные деньги. Надо сначала разработать твёрдую сетку KPI, раз мы их так хотим, прописать чёткие правила и цифры начисления/не начисления, а потом каждому соискателю максимально подробно её объяснять.


Обе версии представлены генеральному директору, ждём решения. Говорят, оно неочевидно :)

Показать полностью
973

"Я знаю, что так не работает. А вы сделайте, чтоб работало!"

Итак, это небольшой конгломератик небольших торговых сеточек, объединнных руководящей «головой» и поставщиками. Профиль у компаний — оптово-розничная торговля и оказание услуг.


Проблема: прибыль перестала динамично расти.


Задача: найти корень зла.


Начинаем с обзора бухгалтерских отчётов. Видим, что есть перекос: три компании работают ровно, четвёртая тянет всех вниз. Копаем в этом направлении. Выясняем, что из трёх торговых точек этой четвёртой компании одна работает в «ноль», две остальные работают в убыток (данные за предыдущий год и за два квартала года текущего).


Уже неплохо. Но копаем дальше. И вскрываем ряд феноменальных фактов:


1. Директор «сети» работает на своём месте 12 лет. За это время сеть не стала прибыльной: раньше все точки работали в "ноль". Потом "сдалась" первая, вторая, и, наконец, сеть пришла к нынешнему состоянию. При этом собственник доволен результатами директора (!!!);

2. Средняя продолжительность работы сотрудников — 1,8 года (текучка адская);

3. Коллектив «конгломератика» относится к этому директору сети как к неизбежному злу. Попытки поставить под сомнение его компетентность и способность работать пресекались или спускались на тормозах, и теперь все живут, как семья алкоголика: о проблеме знаем, но молчим, терпим и делаем вид, что всё хорошо. Так, в том числе, замалчиваются текущие финансовые результаты;

4. Директор обвиняет в своих неудачах всех подряд, но запрашивает огромные рекламные бюджеты на цели, которые ставит и просчитывает сам. Пример 1: заставил запустить и выбил деньги под два одинаково некачественных и малоинформативных сайта. Конверсии нет. Лидогенерация не происходит. Никаких привязок к 1С, никаких соцсетей — просто два бездарных, но красочных (вся суть продаж в интернете — в красочности сайта, уверен директор) лендинга. Пример 2: Заказал входные рекламные обвесы на двери и часть здания на 200 000 рублей. Из-за таких решений бюджет «конгломератика» получает ощутимый ущерб, продажи не растут, люди бегут, но директор не виноват. Кто угодно, но не он.


Собираем данные в папочку, прилагаем расчёты и прочую «фактуру». Объясняем собственнику ситуацию. Далее И - исполнитель анализа, С - собственник.

С: надо оставить всё, как есть. Директор — да, возможно (!!!), профнепригоден, но не уволю. У него есть масса других достоинств.

И: так не работает.

С: я знаю, что так не работает. А вы сделайте, чтобы работало!

Показать полностью
20

На самом деле KPI нужны

Всем "здравствуйте".

Уговоримся сразу: названия компаний из поста и имена лиц, замещающих упоминаемые должности, не раскрываю. Догадки не подтверждаю и не опровергаю.


KPI. Key perfomance indicators. Ключевые показатели…. Просто «ключевые показатели», ну или «ключевые производственные показатели». Если совсем углубиться в смысл и уйти от дословного перевода - «ключевые показатели производственных процессов». Без «эффективности». Динамический показатель.


Но в нашей стране они с чьей-то лёгкой руки и в неправильном переводе превратились в «КПЭ» - «ключевые показатели ЭФФЕКТИВНОСТИ», которые подавляющее большинство работодателей по незнанию или умышленно превращают в карательный инструмент, режущий зарплату. Не динамический показатель. Скорее статичный.


KPI как инструмент был благой идеей, так как был призван делать процесс, А НЕ РЕЗУЛЬТАТ, работы прозрачным для менеджера, который ею занимается. Отображать динамику, а не выдавать статику.


Прозрачность хода ключевых процессов позволяла:

- повышать информированность вовлечённых в эти процессы представителей других подразделений и ведомств;

- оперативно использовать эту информацию всем сопричастным к работе;

- точно оценивать отклонения и принимать решения по исправлению ситуации без бюрократии.

Определить автора этой методики довольно сложно, ведь попытки качественно и/или количественно оценить работу кого-либо или чего-либо предпринимались с давних времён. Своего рода КПЭ являлись наскальные рисунки охотников — кто сколько мамонтов убил. КПЭ можно назвать татуировки на телах индейцев-охотников. Звёздочки на бортах боевых самолётов. Ордена и медали — многое можно отнести к способам оценки эффективности работы. (В этой поливариантности с одной стороны и понятийной (а также законодательной) неопределённости и кроется корень зла, но пока вернёмся к истокам понятия).


Одно имя из плеяды оптимизаторов и гениев аналитики производства, подаривших человечеству полезные и нужные идеи в менеджменте процессов, всё-таки выделить можно. Это имя — Роберт Каплан.

Профессор Гарвардской школы бизнеса университета Карнеги и адепт стратегического планирования, Каплан разработал систему АВС и более нам интересный в контексте KPI подход — систему сбалансированных показателей.


Кратко суть этой системы можно изложить так:

- отслеживание через призму именно стратегических целей;

- отслеживание небольшого сегмента данных (а до этого — заблаговременное определение этих показателей, важных именно стратегически);

- определение показателей для оценки процессов из финансового и нефинансового сектора для большей объективизации аналитики.


Я ещё раз подчеркну: KPI в своём первоначальном значении — инструмент повышения ПРОЗРАЧНОСТИ процессов.


Здорово? По-моему, блестящая идея.

Хотите быстро понимать, как работает ваш бизнес, в любой момент времени?

1. Определите стратегические цели. Например: в течение 3 лет открыть + 3 магазина к текущему их числу, нарастить прибыль + 25% в действующих магазинах по сравнению с прошлогодними показателями, повысить среднюю продолжительность работы сотрудников в компании на 3 года относительно текущих показателей (снизить текучку кадров).

2. Найдите среди данных, которыми располагаете, те цифры, индексы, на основе которых сможете определять, насколько приближаетесь к целям. Возможно, вам нужно будет придумать формулу или построить график, куда вы будете выгружать текущие данные и на их основе получать синтетический показатель (по моему опыту так и было).

3. Определите шаг измерений, меры по коррекции и алгоритм внедрения (смотрим наши ки пи ай раз в месяц, обсуждаем отклонения, разрабатываем меры по коррекции и сразу их внедряем руками ответственных лиц).


Но во что превратились KPI в российской трактовке? В «КПЭ». В «ну-у, это такие показатели, которые знает ваш начальник — спросите у него!», «это, короче, оценка вашей работы объективная и то что зарплату вы получаете на этой основе».


Позволю себе ознакомить вас с попытками определения этого понятия, которые лично встречала у своих работодателей. Потенциальных и фактических.


- «У нас есть ки пи ай. Сделаете их — получите зарплату нормально, не сделаете — получите оклад.

- А что входит в ки пи ай?

- (удивлённый взгляд) А вам это знать не положено. Это руководитель решает.

- Но как же я пойму, на каком основании вы не заплатили мне?

- (ещё более удивлённый взгляд) А вам зачем это понимать? Ваша задача — работать».

(с) руководитель среднего звена одной из местных производственных компаний.


- «Будете работать по ки пи ай. Сейчас никто не работает без ки пи ай, а мы продвинутая фирма (честное слово, так и сказали!)

- «Что входит в ки пи ай?»

- «Ну-у, там три показателя… (перечисляет)»

- «А как оценивается их выполнение?»

- «Руководитель отмечает. Применяются ки пи ай в нашей компании поэтапно: в первый месяц один показатель, во второй месяц — первый и второй, в третий — третий. Выполнение по факту: «да» - да, «нет» - нет». Меняются они ежемесячно. Мы же современная фирма".

(с) руководитель верхнего звена одной из местных компаний.



А что нам говорит ТК на такие заявления эффективных менеджеров?


ст. 138 ТК РФ:

" Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

Примечание от автора: федеральные законы здесь — законы, которые регулируют исполнительные производства. Короче говоря, по воле работодателя удержания НЕ МОГУТ превышать 20 процентов от заработной платы".


ст. 137 ТК РФ:

" Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Примечание от автора: как мы все понимаем, «ки пи ай», придуманные в конкретной конторе конкретным работодателем не являются ни «случаями, предусмотренными настоящим Кодексом», ни «иными федеральными законами».


А дальше, господа, начинается форменное веселье. Как же можно не веселиться, если реальность настолько далеко уходит от того, что должно быть по закону. Переходим к ст. 136 ТК РФ:

1) При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

“1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.”



Да-да. Размер каждой вашей честно заработанной получки должен обосновываться. Наиболее честные и адекватные работодатели для простоты процедуры выдают расчётные листы.


Читаем статью дальше: «Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.»


А из чего вообще должна/может состоять заработная плата?

Обращаемся к ст. 143-154, регулирующим формы оплаты разного труда (в ночное время и праздники, нормированного и ненормированного и т. д.). Я их здесь с вашего позволения приводить не буду, но вы можете поверить мне на слово: ни одного упоминания о применении ки пи ай к расчётам ЗП там нет. Не верите на слово — перечитайте вышеперечисленные статьи самостоятельно.


Есть ст. 155 ТК РФ «Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей». Право совершить удержание, согласно это статье, наступает «при невыполнении норм труда». Как вы наверняка догадались, и среди «норм труда» никаких ки пи ай нет. Справедливости ради приведу толкование «норм труда»:

«Статьей 159 Трудового кодекса РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором. Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. Для определения количества выполняемой работы служат нормы труда. Нормы труда служат также для расчета трудоемкости работ, стоимости затрат на виды работ.

Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 804.”


С очень большой натяжкой можно попробовать утвердить версию о том, что нормы труда можно обозвать «ки пи ай», но тогда наступает смысловое противоречие: с одной стороны у нас показатели, учитывающие:

- квалификацию работника;

- сложность условий работы;

- количество работы;

- качество выполненной работы;

- трудоёмкость работ (да, она упомянута отдельно),

а с другой нетолкуемый обрубок - «ки пи ай». Понятие «норм труда» раскрыто куда определённее и понятнее, согласитесь.



Поэтому, уважаемые читатели, когда вам пытаются навязать невнятные, необоснованные «ки пи ай» вместо чётко изложенных и измеримых норм труда в расчёте вашей заработной платы, помните о том, что такое НА САМОМ деле KPI.


Уволиться от дурака-начальника, попробовать объяснить ему истинное значение этого показателя, собрать коллег и составить коллективный договор — решать вам. Но теперь вы точно стали чуточку грамотнее.


Благодарю всех, кто ранее комментировал мои посты, упоминая KPI. Вы навели меня на мысль о том, что я сама толком не знаю, что это такое. Поэтому я поискала нужную инфо, переоценила свой опыт и знания, и решила поделиться своими открытиями с вами.


Отдельно оговорюсь для тех оппонентов, которые начнут опровергать саму возможность работать по ТК: есть такая возможность. Спорить с работодателями, отстаивая свои права, можно и нужно. Это моё субъективное мнение, которое может отличаться от вашего. Убедительно прошу не пытаться меня переубедить в этом :)


И ещё: сама я не работаю по KPI.


Всё :) Спасибо за внимание.

Показать полностью
3658

Что будет, если позволить руководить "финикам" и "бухам"? Реальный пример из личного опыта

Всем "здравствуйте".

Как вы помните, названия компаний и имена людей, занимающих упоминаемые в посте должности, не называю. Догадки не подтверждаю и не опровергаю.


Да простят меня толковые финансовые директора и бухгалтеры. Но и в их рядах, как среди представителей любой другой профессии, есть выдающиеся вредители. И когда они дорываются до "порулить", всё идёт не так, как нужно. Особенно это губительно для производства. Но, как я выяснила, для торговли тоже.


Этот анализ я сделала добровольно и бесплатно во время попытки трудоустройства в эту компанию.


Межрегиональная сеть аптек. Требуется толковый hr с функциями операционного директора. В подчинении маленький отдел и" куст" аптек. Проблемы:

- форсированная текучка кадров в аптеках;

- среди тех, кто ещё не "утёк" - жёсткое сопротивление любым реформам, исходящим из офиса (а некоторых руководов вообще в лицо посылают в нехорошие места, поэтому приехать в любую аптеку и поговорить они боятся - знают, что будут посланы);

- кризис творчества у работников офиса, ответственных за маркетинг и продажи: что ни придумают - ничего не внедряется;

- кризис на местном рынке труда: хорошие специалисты закончились (по мнению тамошних hr-ов), набирать некого, процесс найма в моём случае растянулся на 2 месяца.


Итак, я прохожу собеседование. Мне там миловидная девушка 26 лет озвучивает все эти проблемы, но в своей трактовке. Говорит она как бы устами офиса, и по версии офисных руководителей:

- текучка потому, что персонал пошёл весь сплошь дрянной.

На этом мне уже не понравилась подача, я попросила пояснить, с чего они это взяли. Попробовала разрядить обстановку шуткой, мол, не бывает, чтобы все как на подбор были плохие. Меня заверили, что бывает, ведь "Нам не нужны провизоры и фармацевты. Нам нужны МПМ, менеджеры продаж медикаментов" . Когда это слышат соискатели, некоторые встают и уходят, а некоторые пытаются доказать, что подход неправильный. "Я же говорю, сотрудники пошли некачественные" - вздохнула девушка.

- жёсткое сопротивление, как пожаловалась она же, происходит, когда сотрудниц аптек разными методами (привязкой KPI к продажам конкретных позиций, поральным давлением, угрозами, переводами из аптеки в аптеку и т. д.) заставляют буквально навязывать медикаменты из списка от отдела продаж;

- кризис творчества от невозможности внедрить все необходимые новинки (например, заставить провизоров и фармацевтов зубрить скрипты продаж) вызвал тоску в отделе маркетинга и продаж. Некоторые очень ценные специалисты оттуда даже лениво рассуждают об увольнении. Если уволятся они, это будет крах. А провизоры и фармацевты пусть уходят, ибо в этой компании тоже "за забором очередь". Уу, эти нехорошие ПМП!

- кризис на местном рынке труда, по мнению девушки, напрямую связан с "перепроизводством специалистов старой закалки". Здесь позволю себе ремарку: в глазах hr, которая меня собеседовала, "работник старой закалки" - это слишком качественно обученный специалист, которого сложно обмануть и переубедить тому, кто менее образован. Вообще в её розовых мечтах в аптеках должны работать обычные продавцы, которым достаточно выучить расположение медикаментов на витринах.


Сказать, что я была слегка ошарашена - ничего не сказать. Но стало жутко интересно поговорить с теми самыми плохими провизорами и фармацевтами. Поехала в самые "злые аптеки", где могут послать офисных креаторов.


Обнаружила там интеллигентных строгих советских фармацевтов, которые по моей просьбе спокойно продавали мне дешёвые аналоги знаменитых препаратов. В аптеках, где работники были "хорошими" я так и не добилась продажи ибупрофена вместо "Нурофена", а кетонал для меня нашёлся только по цене 200 рублей. В соседней аптеке точно такая же упаковка того же производителя стоила 104 рубля.


Тем временем я почти нашла другую работу, но в аптечной сети медленно продвигалась по трём этапам собеседований. Было интересно узнать, кто же с таким упоением бьётся головой о стены сам и бьёт подчинённых. Второе собеседование пропущу, там была такая же девочка, только её мнение о своём профессионализме было чуть выше, а о ничтожестве её подчинённых - пониже. Настало третье, с самым главным.


Готовясь к собеседованию, я думала, что там какой-то опытный бизнесмен. Может быть, сам провизор или фармацевт, построивший карьеру от простого сотрудника аптеки до директора одной из сетей.


Реальность была куда интереснее :)


Действительно, все эти насилующие здравый смысл инициативы исходили от него. А был он бухгалтером по образованию, по работе финдиром, а затем директором сети.


Не то, чтобы переубедить - даже вызвать тень сомнения в верности выбранного ими курса у меня не вышло. Напротив, я узнала, что:

- вообще нет таких профессий - "провизор", "фармацевт". Есть ПМП - продавец медицинских препаратов. Кто употребляет первые два названия (то есть я) - неграмотный "плохой человеческий материал", с которым они вынуждены работать;

- утекают сотрудники не только сами - оказывается, тех, кто не хочет обманом продавать людям дорогущие и ненужные препараты, этот бухгалтер увольняет сам! В текучке проблемы не видит, потому что "компания просто временно в поиске достойных членов команды", а за забором, как мы помним, очередь.


Собственников всё устраивает, они довольны назначением талантливого финдира с образованием бухгалтера на должность руководителя сетью. Правда, на каждом портале типа чёрного списка работодателей компания стала притчей во языцех, соискателей всё меньше. Но продажи-то прут!


Ах, да. В пандемию они продавали марлевые маски, сшитые заключёнными мест не столь отдалённых (об этом свидетельствовал ярлычок, на нём были адрес и казённое название) по 75 рублей. Себестоимость не знаю, но другая компания закупила эти же маски у того же поставщика по 25 рублей).


И ещё ПС. Собеседования растягивались на три месяца, моё резюме теряли, про меня забывали. И однажды утром, когда я была уже на другой работе, мне позвонила одна из девочек hr-отдела и грустным голосом сообщила, что "директор долго думал и  отдал предпочтение другому кандидату". Ну ладно :) Только вот через неделю мне снова пришло письмо об открытии этой вакансии и возобновлённом приёме резюме.


Контакты hr-a уже были другие. Та девушка, которая собеседовала меня, в компании уже не значилась.


Такой вот эффективный менеджмент от бухгалтера-финансового директора :)

Показать полностью
338

"Текучка кадров" и очевидно-неочевидные способы выявления её причин, добытые опытным путём. Ч. 2

Продолжаю вот ("Текучка кадров" и очевидно-неочевидные способы выявления её причин, добытые опытным путём. Ч. 1)

Снова всем "здравствуйте". Названия компаний и имена реальных людей не указываю, догадки не подтверждаю и не опровергаю.

Довольно крупная компания города-миллионника, состоящая из нескольких торговых сетей. Специализация - закуп в одном месте и продажа с наценкой в другом. Два собственника.

Проблемы:

1) уже несколько лет снижается прибыль (по личным ощущениям собственников, ощущения не основаны на расчётах и анализе);

2)Текучка кадров по совершенно непонятным причинам.

Начинаем с отдела кадров. И сразу нащупываем первый способ их выявления.

Дело в том, что отдел кадров собирает с сотрудников так называемые "адаптационные анкеты" в момент увольнения. Собирает он их в прямом смысле: выдал-забрал заполненную анкету, положил в нужную папочку и успокоился.

Там они хранились, никем не востребованные, несколько лет. Как раз в пору усиливающейся "текучки".

Поэтому берём и изучаем их. Что видим из анкет:

- лидер причин увольнения - "Я не понимал(а), чего от меня требует руководитель".

- вторая причина увольнения - "Зарплата не соответствует нагрузке".

- третья, самая любопытная причина для меня - "слишком много человек, которые не имеют причастности к отделу рекламы, вносят свои коррективы, из-за этого получается продукт низкого качества".


Теперь смотрим укомплектованность штата. В некоторых организациях для этого используются хорошие программы типа 1С ЗУП, но здесь доступ положен только троим, и никому больше. Запросить у них эту инфо нельзя (не спрашивайте, корпоративная неустраняемая странность), поэтому вычисляем её по штатному расписанию, которое рассылается раз в месяц. Пустых граф в списке руководящего состава - 6 штук. По торговым точкам - нехватка персонала в среднем по 2 человека. Точек всего 20 по городу. Идём по этим точкам и наблюдаем за работой.

В магазинах нервная обстановка: большая нагрузка на каждого продавца, самый ходовой товар быстро заканчивается и редко подвозится, цены выше, чем у любого конкурента. Но главная причина "текучки" - скотская, простите за грубость, позиция руководов. И звучит она не "клиент всегда прав", а "работник всегда неправ", во-первых. А во-вторых, чего я ранее нигде не встречала - ну очень много проверяющих из самых разных подразделений. Генеральный директор, директор, начальник отдела кадров, менеджер отдела кадров, директор магазина, заместитель директора магазина, администратор магазина - каждый из них в любой момент, на свой субъективный взгляд может, ввалившись в магазин и начав сверлить глазами работника, написать докладную, где безосновательно заявит, что продавец где-то ошибся. Права и возможности защититься у продавца нет - и знаете, почему? Он просто может не знать об этих докладных ровно до того момента, пока не получит расчётку с уже совершённым вычетом на руки.

Теперь к организационным странностям, провоцирующим "текучку" в рядах офисных работников.



1. На всех собеседованиях руководы с чрезвычайной гордостью сообщают, что все процессы "жёстко регламентированы", забывая добавить, что иным регламентам уж минуло 10-15 лет, изложенные в них процессы поменялись, но переписывать эти талмуды никто не берётся. "Изюм" этих регламентов в чудовищных грамматических, орфографических, стилистических и даже логических ошибках. Почему так - объясняю в п. 3;

2. Одна из "строчек мотивации" или пунктов боготворимых KPI (что является грубым нарушением ТК, кстати) - штраф за опоздание. Минута опоздания - минус час рабочего времени в табеле. Но это замечательное и необходимое правило, конечно же, нисколько не распространяется на руководителей.

3. Та же петрушка с оцениванием. Времена изменились, на рынок труда пришло уже несколько новых поколений с момента основания компании, поэтому между основателями, руководами-"старичками" и новичками в части знаний, умений, а подчас и просто инлеллекта пропасть. Здесь кроется причина низкого качества т. н. "управленческих" документов и текстов, а также упомянутая в анкетах причина увольнения "я не понимал, что руководитель от меня хочет". Я задавалась вопросом, как же так может быть, пока не услышала своими ушами распоряжение такого толка (это цитата) : "Эту часть премии продавец получает, если выражает покупатель улыбку и желание помочь, выражаемое в готовности слышать и делать, как хочет покупатель". Вы поняли, что должны сделать, чтобы получить долю премии за работу в магазине на должности продавца? Попросить пояснить бесполезно, объяснение будет таким же бессвязным набором слов.

4. Компания, конечно же, хочет нанимать умных и продвинутых сотрудников. К слову, такие к ним и приходят. Только вот почитают эти регламенты, послушают эти распоряжения, и "делают ноги".


Как видно, в разных сегментах работы разные организационные пороки и разные причины "текучки кадров". Как я вижу решения проблемы:

- исправление упомянутых пунктов: регламенты вообще убрать, лишить полномочий проверять и карать сотрудников всех, кроме прямого руководителя;

- внешняя независимая оценка компетенций ВСЕХ руководителей и увольнение профнепригодных;

- внешний экономический анализ эффективности управления магазинами, принятие решений о пересмотре орг. структуры, а также перечня поставщиков, логистики и ценообразования;

- реформа процесса обучения и найма новичков всех сегментов.

А вы что бы предприняли?

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!