В городе Якутске мелкое чиновничество и купечество разговаривают на своих вечеринках по-якутски, как-бы на французском языке.
Правда, в языке якутов нет тех полубормотных,
полугортанных и полуносовых глухих первобытных звуков, как, например, у тунгусов;
их язык обладает известной твердостью, определенностью и весьма схож,
как с татарским, так и с турецким.
Но не по одному только языку,
а также и по внешности и по своим наклонностям и способностям якуты резко отличаются от сибирских инородцев,
Якуты заняли в Сибири всю реку Лену, начиная от верховья ее до Ледовитого океана.
Они занимались прежде коневодством, потом скотоводством,
а в позднейшее время возделывают рожь, косят для скота сено, и стали, по общим отзывам,
во главе земледелия и скотоводства всей Северной Сибири.
В качестве пастухов, они сумели распространить лошадь до берегов Ледовитого океана,
и при том на самом крайнем Северо-Востоке,
в то время, когда под полярным кругом и в более теплом климате Западной Сибири,
Правительство для достижения этой цели принесло большие жертвы.
Якуты хорошие ремесленники,
а также плотники, печники и каменотесы.
и в г. Якутске мебель делается исключительно ими.
Жены их хорошие швеи, кухарки, работницы.
Кроме того искусству якутов принадлежат и лучшие поделки из мамонтовой кости, как шкатулки, ящики,
гребни и другие мелкие вещи.
Но помимо такого рода мелких вещей и помимо таких-же металлических изделий, красиво убранных серебром, как пояса,
серьги и тому подобное, их топоры, рогатины, ножи,
серпы, ножницы, трубки, огнива, разукрашенные узорами,
славятся по всей Сибири и принадлежат к мастерским исполнениям.
Но он производит не одни мелкие поделки;
он способен сделать и чайник, а затем более сложную вещь, как самовар,
или винтовку с нарезным дулом и замком;
у него на все есть сметка, и во всем видно терпение и настойчивость.
Он вынослив также и при искусных, продолжительных работах.
В долгие Зимние ночи, мурлыкая песенку, или прислушиваясь к речетативу не менее длинной,
чем сама ночь, сказки, он готов тысячу раз примерить, подстрогать, прирезать,
пока наконец предмет не примет соответствующую его вкусу форму.
Он советуется с окружающими,
с удовольствием выслушивает похвалы и живо обсуждает возражения.
Вот почему каждая вещь, даже самая пустяшная,
выходит из рук якутского мастера с особым отпечатком;
она всегда вещь более или менее художественная.
во всем у него особый шик;
будет-ли это столь же удобная, как и простая,
но все-таки красивая рыбная ложка, которую он делает для русского, или большая ступка для толчения,
которая также делается из дерева, – тут не может быть и речи о механической подражательности. Везде проглядывает своеобразность».
Таким образом якутский вкус остался и до сих пор независимым, вследствие этого у них выработался и свой стиль, позволяющий отличать их изделия, узоры и украшения,
от изделий и узоров других северных инородцев.
Даже позаимствованным вещам они придают своеобразный отпечаток, подобно тому,
как русской рубахе и винтовке они успели уже придать некоторые характерные особенности.
Но и помимо искусности в разных ремеслах якуты ловкие торговцы.
Казаки, занимающиеся торговлей пушных зверей в Сибири, не в силах на этом поприще бороться с ними.
По общим наблюдениям всех путешественников и жителей Сибири,
якут действует в торговле, как еврей.
Миддендорф видел, как якут в глухой тайге в дебрях станового хребта писал прошение тунгусу на имя, никого иного,
а прямо Министра государственных имуществ.
Якут очень любит, по словам Миддендорфа, учиться писать, читать;
по мнению Миддендорфа, что среди этого способного народа грамотность можно распространить весьма быстро.
Он склонен, как к ремеслам, так равно к искусствам, и обладает превосходной памятью.
Главные черты его характера,
– это осторожность, внимательность и находчивость.
Вследствие осторожности – он скрытен,
а вследствие внимательности – он догадлив.
В то время, когда другие думают, что он ничего не знает,
он только притворяется ничего не знающим и остается себе на уме.
Находчивость якута вошла как-бы в поговорку.
«возьми якута, раздень его до нага,
и так оставь среди пустынной степи;
когда-же через год вернешься, то увидишь этого якута, окруженного скирдами хлеба,
стогами сена и владеющего табунами лошадей и стадами рогатого скота».
никто из инородцев Сибири так терпеливо не переносит стужу, как якуты.
Они чуть не голые спят на нарах или лавках, устроенных вдоль стен всей юрты;
спят на глиняном полу юрты,
и спят едва прикрытые, даже в лесу,
на открытом воздухе во время самых сильных морозов.
В Якутске при сорока градусах мороза часто встречаются якуты,
стоящие в одной рубашке и в полушубке на улице и весело между собой беседующие, точно в весенний, прекрасный день.
В Сибири якутов вследствие этого называют железными людьми,
и они действительно закалены с детства.
Наряды якутов доходят зачастую в ценности до 300 и более рублей;
и мужья не прочь поважничать богатыми нарядами своих жен.
Но и сами мужья носят такие же дорогие костюмы и такие же шапки.
которое приняли якуты давно, они переняли от русских, кроме костюмов,
и многое другое; но переняли так,
что рядом с могильными крестами ставят и шесты с медвежьими черепами,
а наряду с венчанием совершают и языческие обряды.
Таким образом, скажем в заключение,
что такой способный народ,
как якуты, все еще, как мы видим, дикари,
сохраняющие отчасти свое старое языческое и тут же переиначивающие и толкующие по - своему свое новое христианское.
Переход от кочевья к оседлости совершился у якутов весьма быстро, в каких-нибудь тридцать-сорок последних лет;
и, нет сомнения, что теперь,
когда при оседлости пройдут повсюду из поселка в поселок хорошие пути сообщения,
якуты из настоящего все еще полудикого своего состояния также быстро займут и самое выдающееся место среди инородцев Сибири.
Они и теперь уже идут во главе всех их к развитию.
Александров, Н.А., Народы России.
Этнографические рассказы для детей. Инородцы лесов (Сибири), Москва, 1899.