Мой отец-человек очень своеобразный. Недавно, на мой день рождения, когда мы отмечали его в кругу семьи, при всех родственниках, он как обычно долго и упорно рассказывал одни и те же истории о том, какой он умный, какая у него феноменальная память и далее по списку, и произнёс такую речь, обращаясь к моей маме: "Это ты во всём виновата, что она такая выросла. Вечно ей говорила, не лезь, не выделяйся. Вот я..." Тут я уже не выдержала, говорю, дескать, мама тут совершенно ни при чём, просто кто-то с детства опускал мою самооценку ниже плинтуса. Что тут началось! Столько обиды, психов и истерики я давно не слышала. Он не разговаривал со мной две недели, ждал, что я буду извиняться и просить прощения. Я уж и сама стала думать, а не дала ли я маху и стала вспоминать самые яркие моменты из моего детства. Далее, Я-собственно я, П-папа.
Я заканчиваю четвертый класс школы, в четверти получаю четвёрку по русскому языку. Прибегаю к папе и происходит такой диалог.
Я: "Папа, смотри, у меня по всем предметам пятерки, только по русскому языку-четвёрка."
П: "Как можно иметь четвёрку по русскому языку? Да у вас там программа элементарная, дураком надо быть, чтобы получить четвёрку, у тебя должны быть только пятерки! Я вот школу с золотой медалью закончил, поступил в один из лучших ВУЗов страны, успевал работать ночами и учился на одни пятерки!"
Мне 6 лет, захотела пойти в музыкальную школу, т.к. многие мои одноклассники в неё записались. А чтобы попасть туда, нужно было пройти вступительное испытание. Само это испытание проводила директор музыкальной школы, попасть в ученики именно к ней было большой удачей. И мне повезло, она сказала, что берет меня к себе. (Правда, проучилась я у неё не долго, как-то быстро и неожиданно она уехала в другой город). Диалог с отцом после этого события был следующий.
Я: "Папа, представляешь, сама директриса берет меня к себе в ученицы!"
П: "И что? Я вот сам научился играть на гитаре, потом на бас-гитаре, потом на пианино. У меня идеальный слух. Да я так играл, что даже в группе выступал, да на нас столько народа всегда ходило-толпы!"
Третий класс музыкальной школы, получаю четверку в конце года.
П: "Как можно было получить четверку? Ты же дома играешь без ошибок? Как ты допустила ошибку? Ты либо не была собрана, либо мало занимаешься!"
Меня отправляют выступать на концерте в соседнем городе.
П: "И что? Я постоянно везде выступал. Смотри, только не как обычно, опять ошибок наделаешь."
Музыкалку я закончила кое-как, из-за постоянной концентрации отца на моих ошибках, я сама перестала верить, что смогу хорошо играть и интерес к учёбе совершенно пропал.
Следующее воспоминание, мне лет 12, на уроке физкультуры наш класс играл в баскетбол. После занятия ко мне подошла учительница по физкультуре и предложила походить на баскетбольную секцию, правда туда берут только с 7 класса, но у меня хороший рост и уже вроде как получается играть. Диалог с отцом.
Я:"Папа, представляешь, сегодня учительница физкультуры пригласила меня на секцию и сказала что у меня хорошо получается."
П: "И что? Я в детстве играл в футбол, баскетбол, волейбол и хоккей. Выступал на всех соревнованиях, везде были первые места. Да я до сих пор стреляю лучше полковников с которыми был на стрельбищах, хотя оружие в руках не держал лет 20"
С баскетболом у меня тоже не задалось. Во время тренировки, девочка, которая была в команде соперников, попросила пас и я, как-то затупив в тот момент, отдала ей мяч. Мне было неимоверно стыдно, соперники все смеялись надо мной, и после этого я не смогла ходить туда больше.
Класс девятый. Я: "Папа, помоги решить задачу по физике, у меня не получается."
П: "Как можно не решить эту элементарную задачу? Я не буду тебе ничего помогать, у меня нервов не хватает объяснять тебе такие простые задачи! Ты должна сама решить. Что значит ты не понимаешь как? Это же детский сад"
В том же году, перед летними каникулами, одноклассники решили пойти в лес на пикник. Я пришла домой и спросила у родителей, можно ли мне пойти. Родители сказали, что им нужно подумать. Я ушла к себе в комнату, откуда мне было очень хорошо слышно, как отец стал говорить маме, что они туда идут без учителей, по-любому будут пить водку, а она у нас алкоголь не пробовала. Они её будут этим чмырить и заставят пить, а там плотина. Вдруг она напьется и утонет? На что мама ответила, что у меня есть голова на плечах, и что я так не поступлю. А если не утонет, то вдруг они её изнасилуют?-продолжил отец.- Мне это на хер не надо сидеть тут и переживать, как она там и что делает! Минут через пять меня позвала мама, я спросила, что они решили. Отец молчит в тряпочку и делает вид, что смотрит телевизор. Мама, видимо поняв, что отец не собирается сам говорить, тяжело вздыхает и говорит: «мы не разрешаем». То же самое было, когда я упросила своего дядю прокатить меня на мотоцикле. Отец пришёл к маме, и завёл шарманку, дескать, на кой черт мамин брат взял меня прокатиться, да он же жопорукий, да они сейчас же попадут в аварию. Короче говоря, накрутил маму он тогда знатно. Поэтому когда буквально через пять минут мы благополучновернулись, мама была на взводе и отругала меня, а папа стоял и делал вид, что он тут вообще как бы и ни при чём.
Когда меня отправили на олимпиаду по физике (совершенно случайно, кстати говоря, только потому что я ходила на факультатив, единственная из двух десятых классов).
Я:"Папа, меня отправляют на районную олимпиаду!"
П: "И что? Я вообще на все олимпиады, которые только были, ездил. А на всех олимпиадах по физике занимал первые места. Там же задачи элементарные."
Когда заняла четвертое место на олимпиаде по обществознанию.
Я": Папа, я заняла четвертое место!"
П: «И что? Я был лучший на олимпиадах по черчению, физике, математике, русскому и английкому."
Когда зашёл разговор о том, что у знакомых дочка поехала на олимпиаду, отец говорил только о своих первых местах. Когда я попыталась сказать, что я как бы тоже, аж два раза была на олимпиадах, отец посмотрел на меня как на умалишенную и сказал, что не помнит такого, да и кто в трезвом уме стал бы отправлять меня куда.
Очередной диалог школьных лет.
Я: "Папа, проверь, пожалуйста, моё сочинение."
П: "Тут запятой нет, тут в слове ошибка. Да как ты так пишешь? Почему столько ошибок таких глупых? Тебе нужно больше читать."
Я: "Папа, можешь проверить у меня стихотворение по литературе?"
П: «Почему ты его так долго учила? Почему ошибаешься? Вот у меня память, я с первого раза всё запоминаю. Да мне стоит один раз только прочитать и я всё наизусть помню. Да я вообще никогда ничего не учил, а отвечал и экзамены сдавал на одни пятерки. Тебе нужно развивать память. Читай больше! Ну и что, что ты и так много читаешь?"
Таких случаев было огромное множество. И вот что получается в итоге, я всё жизнь пыталась получить одобрение отца, и у меня даже мысли не возникало, что проблема-то не во мне, проблема в нём. Что если я не оправдала его ожидания, так это же его ожидания, почему я из-за этого переживаю и загоняю себя в депрессию? Отец практически никогда не унижал словесно, только подчеркивал, что до его уровня я не дотягиваю. Да вот только самооценка моя стала равна нулю. Любую хорошо выполненную задачу я искренне считаю случайной, а любой косяк-очередным поводом отругать себя и подтвердить что я - тупень. А отец, он вон, до сих пор искренне уверен, что моя безынициативность и его разочарование, из-за того что мама один раз в первом классе сказала мне не высовываться и быть как все.