Панно, просто панно
Собственно, паношка коллективного изготовления. Мозаичный модуль 15мм. Я делал девушку и подушку.
скромно приложу ссылку на себя.
https://vk.com/kazanskiinmozaika
Собственно, паношка коллективного изготовления. Мозаичный модуль 15мм. Я делал девушку и подушку.
скромно приложу ссылку на себя.
https://vk.com/kazanskiinmozaika
Только-только произошла история, я художник, мне перекинул заказчика из мастерской, через знакомых. Сказали, что он их достал, если надо бери. Звоню. Там молодой человек с приятным голосом сообщает мне, что у них крупная компания и они готовятся к выставке, они хотят то-то, сколько будет стоит? Отвечаю, что не могу назвать цену не зная деталей, задаю вопросы, понимаю, что застал его в росплох и предлагаю созвониться на днях.
Звоню за днях, он просит меня позвонить другому сотруднику, который все знает. Звоню, слушаю про большую компанию, про подготовку к вытавке, задаю вопросы, понимаю, что застал в росплох, молча злюсь....
Звоню первому, слушаю про большую компанию, говорю, что его коллега не знает ничего, понимаю, что этот тоже забыл все о чем мы говорили, терпеливо повторяю ему содержание нашего прошлого разговора, он даёт мне ещё один телефон, я зверею и прощаюсь.
Звоню, опять тот же диалог, большая компания, ответов нет, предлагают созвониться позже.
Потом подумал, а зачем мне это? И написал в ватсап, что не буду с ними работать, даже не помню кому.
Вот так и делигируем
Меня никто никогда не спрашивал, что же такое матричная мозаика, но я отвечу.
Как ни странно, это мозаика которая укладывается по матрицам. В этом ее принципиальное отличие от художественной мозаики.
Результат напоминает пиксельную картинку. Это не позволяет прорабатывать сложные детали и мелкий рисунок, зато она проста в изготовлении и позволяет повторять рисунок с высокой точностью. Эта техника достаточно механистичная, но требует оборудования и навыка - эти свойства располагают к монументальности.
Так же, меня не спрашивали, как же ее делают. Но это я тоже расскажу.
Для этого нам понадобится найти мозаику заданного размера чипа и соответствующая матрица. Небольшие картинки можно набрать и от руки, или на глаз, кому как больше нравится выражаться. Но при более менее серьезной работе нужна утомительная эскизная работа.
Для это есть и софт, и множество лайфхаков.
Если есть желание попробовать свои силы, то вам помогут банальные схемы для вышивки. Есть специальные программы, которые переводят любой рисунок не просто в картинку, а в готовый эскиз. Естественно с учетом возможностей палитры производителя мозаики, который разработал ее.
Стоит добавить, что на складе может не оказаться нужного цвета и его придется заменить. Клиенту покажется, что ему виднее как сделать красиво. Будет много всего, что приведет вас в изумление по принципу: каждый раз как в первый раз. Когда эскиз будет готов, творческий ад закончится и останется только сидеть и собирать.
В итоге мы получим цельный матричный рисунок и раскладку для каждого фрагмента.
Особенно примечательно, что больше полноразмерный рисунок мы не увидим до конца работы, так что берем матрицу, эскиз и за работу!
Сама матрица представляет собой ячеистою пластину размером около 30 сантиметров, где ячейки совпадают с размером стандартных чипов мозаики. И да, у каждого производителя мозаики для каждого типа мозаики свои матрицы и в мастерской их много.
Результат работы заклеивается с лицевой стороны клейкой пленкой или бумагой. Не забываем нумеровать всё это безобразие. Можно делать сразу несколько одинаковых фрагментов и тут куча хутростей по ускорению работы, про которые я вам не скажу.
Когда все готово, вам предстоит составить схему, разложить работу на полу, удивиться и перепутать номера. Возможно придется заменить некоторые цвета.
Но думаю, что отдельные рукодельники не откажутся от того, что бы сделать себе подобную штуковину в дом.
В таком виде мозаичное панно передается на монтаж, но это уже совсем другая история, может ее обсудим отдельно.
Лично я не очень люблю возиться с матрицами, но все же это работа есть работа.
https://vk.com/rfpfycrbq
Думаю, что если вы сможете достать матрицу или приготовить ее сами, то можно попробовать свои силы, это не слишком сложно.
Вот сидел я на работе и тут мне пришла в голову офигенная идея, как мне тогда казалось... Текстура камня с необработанной стороны выглядит довольно занятно и фактурно и надо сделать что то интересное, вот прямо срочно.
Начну с пояснения про какой камень, в принципе, идет речь. Камнем называют мозаику из натурального камня, чаще всего это мрамор самых удивительных цветов. Его режут на чипы, полируют или шлифуют лицевую сторону, клеят на монтажную сетку и в таком виде продают. Кстати, горе тем, кто думает, что мрамор бывает только белым. Нет, нет, нет, и еще раз нет! Он бывает самых разных цветов и оттенков: красный, зелёный, коричневый и даже охристый.
По прибытию в мастерскую мы отрываем материал он сетки и приступаем к работе, как бы странно и бессмысленно это не казалось. Именно на этом этапе я и воодушевился новой затеей.
Раз работаем с фактурным материалом, то нужно и изображение фактурное, а раз мозаика - декоративный материал, то и изображение должно быть декоративным… Логично? Логично. Погнали!
План был надёжным как швейцарские часы. Но я никогда так не ошибался! Камень пришлось клеить непосредственно на монтажную сетку, так как я не придумал другого способа ее собрать, а это очень долго. А текстурный материал, который я так легко изобрел, оказался неподатлив к колке. Неровная лицевая поверхность не схватывается щипцами и колется как угодно, кроме того как мне надо.
Работа интересная вышла, но браться за это снова я, скорее всего, не буду. А буду браться за работы которые лежат у меня в ВК https://vk.com/rfpfycrbq
В десятом веке широко известный князь Владимир перенял у Византии христианство. К нему в комплекте шло много полезного: военная помощь могучего соседа, культурное единство подвластных ему территорий, идеологическая концепция данной богом власти и много чего полезного. Но подобно тому, как операторы связи пихают пакетом к подключению странные наборы ненужных услуг, так и к христианству шло комплектом много дополнительных культурных особенностей и условий, написанных мелком шрифтом. Например, соблюдение заповедей и невозможность жениться направо и, главное, налево. Среди них возникла и потребность строить храмы по христианским традициям и канонам, а Византийские храмы, как я говорил в предыдущих постах, украшались мозаикой.
Мозаиками по византийскому образцу были украшены храм Св. Софии в Киеве (1019—1037). Надо сказать, что мозаика влетала новоиспеченному христианскому государству в копеечку. Все работы выполнялись с участием византийских мастеров, да еще и материалы приходилось закупать в Византии, которая была монополистом в производстве смальты и диктовала цены.
Желание сэкономить и природная хитрость помогли нашим предкам найти выход. Оказалось, что храмы необязательно украшать исключительно мозаикой и ее начали сочетать с фресками. Довольно быстро фреска вытеснила мозаику из интерьеров храмов и бизнес по продаже смальты прогорел, что очень расстроило византийцев. Известны мозаики Михайловского златоверхого монастыря, созданные русскими мастерами, считающиеся с фресками (1111—1113).
Русские зодчие перекрестились и забыли разорительную практику использования мозаики для украшения интерьеров как страшный сон. Вспомнили про нее только в середине восемнадцатого века, в елизаветинскую эпоху. В 1753 г. указом великой императрицы Елизаветы Петровны в собственность великому ученому М. В. Ломоносову было передано совсем невеликое село Усть-Рудицы Копорского уезда (близ Ораниенбаума) для великих целей. Село, «где есть глина, песок и дрова», в представлении императрицы являлось лучшим местом, что бы создать с нуля производство смальты и возродить искусство мозаики, а спорить с ней было себе дороже, и Михаил Васильевич взялся за дело.
Уже в 1754 Ломоносов наизобретал цветов на портрет Петра I, который настолько понравился публике, что его сразу отправили в Эрмитаж и до сих пор он хранится там. Сам ученый принялся за эксперименты, а из их продуктов создавал мозаичные панно. Позже он подрядил себе в помощь художников рисовальной палаты Российской Академии Художеств.
Мозаичная икона работы Ломоносова, которая до середины XX века хранилась у ректора МГУ, и особо набожные профессора прикладывались к ней по праздникам.
Ломоносов писал трактат «Новая теория о цветах, утверждённая новыми опытами», где скрупулезно описал рецептуру 112 тонов и более тысячи оттенков цветных смальт, чем утёр нос признанным мастерам Ватикана.
Михаил Васильевич добился разрешения изготовить за государственный счет панно на тему «Полтавская битва» для собора, но все пошло не по плану. Он взял себе в помощники немецкого художника, полагая, что все сделанное в Германии должно работать отлично. Но живописец Карл Людвиг Христинек оказался дураком – его эскиз не годился для мозаики, а Ломоносов был слишком упрям, что бы признать свои ошибки. Еще и взошедшая на престол Екатерина II была не в восторге от мозаики – она не соответствовала эстетике Екатерининского классицизма... Говоря современным языком, Ломоносов залажал работу, его затроллили и президенту Академии Художеств поручили поискать для произведения Ломоносова «какого-либо другого приличного места», на что Ломоносов обиделся и умер. Саму работу долго пытались пристроить, но все с ужасом отнекивались и только в 1925 г. (к двухсотлетию Академии Наук) её установили на верхней площадке главной лестницы здания Академии наук на Васильевском острове в Петербурге.
Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж
Любящая жена захотела сделать подарок мужу на годовщину. И что может быть лучше семейного портрета? Можете не отвечать, вопрос сугубо риторический.
Люди давно вместе и создали большую дружную семью. А семья – это прекрасно, но поддерживать мир и любовь в доме ох как непросто. И такой подарок лишний раз напомнит о красоте, мире и уюте.
Портрет я делал по фотографии. Спасибо заказчице за хорошие и профессиональные кадры. Из фотографии готовится «картон» - распечатка в натуральный размер с соответствующими корректировками. Далее следует подбор палитры и прочие привычные подготовительные моменты.
На портрет взял максимально мелкий материал с простой и лаконичной цветовой гаммой, чтобы не перегружать холст и работа вышла легкой и приятной. Но вот картон сыграл со мной злую шутку. Работа большая, но размер лиц я не рассчитал. Пришлось работать с очень мелким модулем. Почти за гранью возможного, как мне показалось. Пришлось изрядно попотеть, что бы справится с таким заказом.
Отдельной историей оказался подбородок мужа. Узкий и покатый такой подбородок. Как выяснилось, он фамильный и очень ценный, почти семейная реликвия. А вот на фото у него широкий и массивный, английский, так сказать. Тут спасение пришло в виде дополнительных фотографий. В процессе у меня, как художника, рождались новые затеи - добавить живописности, например. Но вместе с заказчицей решили придерживаться изначального плана и отказались от экспериментов. Надеюсь, подарок поможет поддержать ясную погоду в доме и ещё сильнее укрепить такую большую семью.
А я только могу похвастать своими работами. https://vk.com/rfpfycrbq
Катабан - очень великое государство на юге Аравии, как думали населявшие ее катабанцы, существовало во втором и первом тысячелетии до нашей эры. А столица, Тимна, была настолько огромна и прекрасна, что ее обнаружили археологи только в пятидесятые годы двадцатого века. Во время этих раскопок были найдены мозаичные пластины из Катобана, являющиеся настолько важным памятником древнего искусства, что я не смог найти их в интернете.
Восточная Римская империя была больше ориентирована на Восток, что, в принципе, логично, и долгая война с персами была ее главной заботой.
Для этого они сделали гассанидов своими вассалами. Эти люди славились тем, что уже зарекомендовали себя в этой роли. Гассанидскаят культура была настолько древней, что надоела даже самим гассанидам и они быстренько приняли христианство и переняли культуру новых начальников, и мозаику в том числе.
В доисламский период в Персии тоже все были в теме, но так, втихаря, не влияя на соседей и ничего не перенимая. От этого она стала называться Хатам и приняла необычный вид. Традиционный хатам – шестигранный узор из очень мелких треугольников. Более сложные узоры – это десятигранные, однако хатам больше известен шестигранным узором. Некоторые мастера за века достигли такого совершенства в вырезании треугольничков, что разглядеть все их детали стало невозможно и это направление искусства зашло в тупик.
Видимо ушлые римляне изловчились повлиять на них, так как есть единственный значимый пример фигурной персидской мозаики. Мраморная мозаика на полу сасанидской эпохи, изображающая танцовщиц, музыкантов, куртизанок , если понимаете о чем я.
Дворец Шапур, Бишапур, Иран, около 260 г. н.э.
Может дело пошло бы лучше, но пришли арабы, устроили форменное завоевание, принесли ислам и запретили изображать фигуры, танцовщиц, куртизанок, а музыканты сами разбежались. В итоге мозаичисты, в том числе и персидские остались без работы.
Исламские архитекторы быстро взяли их в оборот используя мозаичную технику для украшения религиозных зданий и дворцов после мусульманских завоеваний восточных провинций Византийской империи.
Сначала мозаики внутри купола скалы в Палестине (около 690 года), потом украшение мечети Омейядов в Дамаске и пошло-поехало. Концепция мозаики исламского мира была проста: «Хотим как у Римской Империи, но больше золота и никаких изображений людей!»
По примеру римских патрициев халифы заказывали мозаичные полы для своих дворцов. Например, баня дворца Хишама в Палестине, которая была сделана около 744 года.
В восьмом веке суровые парни из Северной Африки переплыли Средиземное море и завоевали много чего, в том числе и Испанию. Немедленно обозвавшись маврами, они принялись строить мечети. А в мечетях что? Угадал – мозаика, золото, узоры. Золотые мозаики в михрабе и центральном куполе Большой мечети в Кордубе.
К восьмому веку мозаикой было отделано все что можно и нельзя, а художников-мозаичистов расплодилось больше чем менеджеров в наше время. Стоило кому-нибудь выкрасить стену в однотонный цвет и уйти спать, он рисковал обнаружить утром на стене мозаику и нахально ухмыляющегося художника со счетом на круглую сумму. Такая ситуация не могла не напрягать население и люди обратились к художникам-керамистам.
А у этих ребят было готовое решение – гирих! Гирих – это расписная плитка или плитка готовых геометрических форм под определенную схему выкладки.
Гладкие стены это не спасло, но новые художники протягивали домовладельцам по утрам куда более скромные счета. Со временем эта техника вытеснила мозаику из исламской культуры.
Крайне интересный опыт. Мозаикой я занимаюсь давно, но портрет для меня это что-то новое. К тому же, я получил творческую свободу. Конечно, мне доводилось делать и фигуру, и лицо, но, грубо говоря, в рамках стаффажа. То есть просто человека, без конкретной привязки к личности. Но там все проще, нет тонкостей как таковых: два глаза, нос, рот, и уже неплохо.
С портретом все сложнее. Знать где находится нос – уже недостаточно. Скажу честно, я сильно страдал над портретом и давался он мне тяжко. К тому же, как говорил мой преподаватель Дубровин Виктор Михайлович у меня « выходил не натурщик, а какой-то его родственник. Иногда близкий, иногда дальний». Но шли годы… Я вырос, стал большим мальчиком, набрался опыта… но вернемся к теме.
Итак. Мозаика…
В мозаике есть особенность – ее предельная декоративность. В этой технике нет ни линий, ни растушевки как таковой. Работать можно только пятнами и строго заданными цветами этих пятен. В виду скромного размера растяжка тоже весьма условная. Цвет в мозаике и размеры чипов (элементов), это отдельная история. Единственное, что скажу –тут тоже все непросто.
Считаю, что тут будет уместно добавить про технику пуантилизм. Чуть-чуть.
Это техника работы мелкими пятнами, где переход цветов достигается не смешением красок, а их последовательностью, если упрощенно. Это помогло избавиться от необходимости использовать большое количество цветов и сделать растяжки интереснее и проще. Ну и творчески похулиганить, куда без этого. Благодаря тому, что накопилось много разномастных остатков работа выходит интересная и разнообразная. Я доволен собой и позволю себе предаться греху гордыни! Так же, отдельно скажу, что есть мнение, что мозаику монтируют на бетон, так вот— это не так. Во-первых –есть специальный клей и затирка, схожие по свойству и применению с материалами для кафельной плитки. Во-вторых – есть клеи и затирки на эпоксидной основе. В-третьих – есть еще на силиконовой основе, но тут я не в теме, только слышал.
Я использую совсем новый состав в качестве клея: эпоксидный клей-затирка. В идеале это средство, которое позволяет на него и приклеивать, и им же затирать. Но для меня важно, что он цветной и позволяет придать нужный оттенок полупрозрачному материалу. В общем выставляю его на ваш суд. Хорошо ли, плохо ли - судите сами. Заодно, если заинтересуетесь, можете посмотреть на другие работы моей скромной персоны.