Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поддержала предложение РЖД по дерегулированию пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах. Об инициативе монополии и позиции службы следует из письма главы ФАС Максима Шаскольского, которое он отправил 19 августа первому вице-премьеру и председателю совета директоров РЖД Андрею Белоусову. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил источник в Союзе операторов железнодорожного транспорта (объединяет крупнейших железнодорожных операторов, на которые приходится более 70% парка грузовых вагонов).
Это письмо является ответом на поручение Белоусова от 27 июля «принять согласованное решение» по предложениям железнодорожной монополии. Аналогичное поручение получили Минэкономразвития, Минтранс и Минфин, следует из документа (РБК направил запросы в ведомства).
Представитель РЖД отказался комментировать межведомственную переписку. «Однако считаем, что любые изменения в части регулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах должны быть направлены на безусловное сохранение их доступности для населения», — отметили в пресс-службе железнодорожной монополии. Представитель Белоусова отказался от комментариев. В ФАС на момент публикации на вопросы РБК не ответили.
Как формируется цена на билеты
Сейчас тарифы на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования регулируются государством — их ежегодно индексирует ФАС на уровень не выше инфляции. Так, с 1 января 2021 года они выросли на 3,7%. Под регулирование не попадают только тарифы в вагонах купе, СВ и люкс, для которых применяется система динамического ценообразования: стоимость билетов формируется в зависимости от сезона, дня недели, спроса и количества проданных мест — при высоком спросе они растут.
«ФАС поддерживает предложения РЖД по изменению механизма субсидирования и дерегулирования пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в плацкартных и общих вагонах», — пишет Шаскольский Белоусову. Сейчас в случае убыточности пассажирских перевозок по регулируемым ценам государство частично компенсирует потери железнодорожных операторов в виде субсидий. Например, в конце апреля 2021 года правительство приняло решение направить на стабилизацию финансового положения пассажирских компаний в пригородном и дальнем следовании более 11 млрд руб., из которых 5,5 млрд руб. предназначалось ФПК.
Какие еще изменения предлагают РЖД и ФАС
Одновременно с дерегулированием пассажирских перевозок глава ФАС вслед за РЖД также предлагает адресно субсидировать перевозки детей до 18 лет в купейных, плацкартных и общих вагонах. «Вместо компенсации за непроданные места в поездах, как в действующем механизме, считаем необходимым субсидировать, как предлагает РЖД, перевозку детей по льготным ценам», — пишет он.
Два года назад бывший на тот момент руководителем ФАС Игорь Артемьев также сообщал, что действующие механизмы регулирования и субсидирования тарифов РЖД «компенсируют плохую работу перевозчика» — непроданные места в плацкартных и общих вагонах (это влечет за собой убытки, которые сейчас частично компенсируются из бюджета). Он тогда как раз предлагал перестать субсидировать перевозки в таких вагонах в целом, выделив взамен ряд «социально значимых» направлений, на которые и будут направляться госсубсидии.
Переход к адресным льготам — это хорошая инициатива, потому что она поможет снизить убытки РЖД от пассажирских перевозок и меньше их субсидировать, замечает Бурмистров. Но программа требует доработки, так как не очень понятно, почему сейчас выделили перевозки только детей, а других льготников, включая пенсионеров, — нет, добавляет эксперт.
Программа субсидирования семей с детьми до 18 лет уже начала действовать. Согласно июньскому постановлению премьера Михаила Мишустина, льготный тариф для поездок в купейных вагонах для них рассчитывается как разница между стоимостью билета по выбранному маршруту (по России) в купе и 50% его стоимости в плацкартном вагоне. На компенсацию этой льготы в 2021 году в бюджете предусмотрено более 1,3 млрд руб.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/25/08/2021/6124e8f99a7947cf2ba8c...