Свадьбы: как было в 20-м веке
Начитался я туточки постов про "забавное на свадьбах", и решил добавить свои пять копеек.
Как говорил Паниковский, я уже старый и больной, и меня девушки не любят. И я застал советские свадьбы всяких форматов, как городские, так и сельские. Как в застойные года, так и в последующие десятилетия.
Самая первая, которая запомнилась мне из детского возраста ( 70-е) это свадьба родственников из секты евангельских христиан-баптистов, или коротко - баптистов. В СССР эта организация была легальной, и достаточно широко распространенной. Мой дед, помоему, даже был каким-то значимым чином в городской организации баптистом, типа пастора, или проповедником.
Надо отметить, что в те годы в понятие "а свадьба громко пела и плясала" действительно имело место, но вся движуха происходила под игру музыкантов из народа, как правило, популярных в родне или среди знакомых гармонистов, баянистов, балалаечников, иногда скрипачей. Всегда находились специалисты по бубну. Так,на фоне дефицита музыкантов, я заработал первые в своей жизни 10 рублей. В тот день соседи по улице накрыли во дворе своего дома свадебные столы, до них дошло, что в без музыки на свадьбе никуда-печалька получается. Так, как профессионалы и тогда недешево обходились, ( а жили соседи небогато) они обратились к моей маме с просьбой выделить в аренду на пару-тройку часов меня с инструментом - тогда только окончившего 1-й клас музыкальной школы по классу аккордеона. Я вначале стеснялся, но артистическая натура меня переборола, и я согласился. Уверенно юный тапер мог исполнить только " Жили у бабуси, два веселых гуся". Все три часа я рипел эту мелодию. Наверное, у молодых и на том свете звучит детский аккордеон. Заработок я с гордостью принес в семью.
Но я отклонился от темы. На свадьбу ( по-моему, моя двоюродная сестра выходила замуж за баптиста из другого города) собрались верующие не только из нашего провинциального города, но и из всей республики, и даже! из Москвы. Столы вместимостью около 100 человек также располагались во дворе частного дома. Накрыты они были простой едой - борщ, картофель, мясо, может жаренная рыба, и много сладостей - от ситра до конфет, что по тем временам было огромное счастье для детишек.
Сначала за столом сидели братья и сестры по вере со всего Союза. Началось все проповедью, затем все перешли к еде. Упаси бог, никакого алкоголя. Молодые сидели не шелохнувшись. Наевшись, вип-гости освободили столы, и предоставили место единоверцам помельче- из области и местным. Та- же последовательность. Молодые - сидят. Наконец - то, пришла очередь сесть за стол шушере- из тех гостей, кто по соседски пришел ( другой веры или атеистов), женщинам, разносивших еду, ну и конечно, ребятишкам ( вот радость то)!
Ну а музыка? Тоже была. Чуть поодаль от столов сидела пара женщин с музыкальными инструментами. Одна играла на арфе, вторая на баяне, и обе пели тоненькими голосами на тему различных религиозных сказаний в течении всей свадьбы.
Про свадьбы следующего десятилетия - в продолжении.


