AnikaAxe

AnikaAxe

Кузница с Урала, делаем топоры, которые прослужат вам всю жизнь. Сайт: http://urmanika.ru/ Топоры и квесты: https://vk.com/urm_anika
На Пикабу
2238 рейтинг 71 подписчик 0 подписок 9 постов 5 в горячем
20

4 ноября в Москве пройдут соревнования по рубке

Соревнования пройдут в рамках выставки Клинок: традиции и современность. Они будут двух видов: спортивные и лесные.

4 ноября в Москве пройдут соревнования по рубке

Спортивные пройдут в два этапа. Количество участников ограничено, участвуют те, кто прошел предварительный отбор.

На первом этапе соревнующимся предстоит разрубить бревно диаметром 25 см, горизонтально лежащее в стойке. Соревноваться участники будут попарно, для каждого участника засекается время рубки.

По итогу остается трое тех, кто справился быстрее всего. Один человек получает приз за третье место, а двое, показавших лучший результат, проходят в финал.

В финале нужно будет перерубить толстое бревно диаметром около 50—60 см. Древесина будет сырая, лиственных пород, мягкая и свежая. Кто перерубит бревно первым, тот и станет победителем.

Для всех участников будут памятные сувениры, а для трех победителей — особые призы от Клинка и организаторов соревнования — кузницы УРМ Аника.

Участники работают собственным инструментом, который им привычен и удобен. К соревнованию допускаются топоры с весом головы от 1500 граммов до 1800 граммов. На длину рукояти ограничений нет. Не участвуют спортивные валочники, так как участники должны находиться в равных условиях, а такой тип топоров мало распространен в России, при этом он на голову превосходит другие в вопросах валки и рубки.

Для тех, кто не участвовал в отборе, но хочет участвовать, организаторы подготовят дополнительные активности и выделят инструмент на месте.

Приходите 4 ноября с 10 утра по адресу Ул. Шарикоподшипниковская, 13с33. Билеты на выставку можно купить на месте или на сайте организатора.

Планируете участвовать или смотреть?

Показать полностью
60

История самого редкого финского топора

Речь пойдет о модели Billnäs №61.1. Модель появилась в начале двадцатых годов XX века. Billnäs выпускал ее в двух размерах и обозначал соответственно как №61.1 и №61.2.

Вырезка из каталога Billnäs 1928 года с фото и размером голов. Разница незначительная

Вырезка из каталога Billnäs 1928 года с фото и размером голов. Разница незначительная

В то время, как завод Kellokoski производил почти такой же топор в трёх размерах и обозначал их как модели 15.1, 15.2 и 15.3.

Вырезка из каталога Kellokoski тех же лет. Очень похож на Billnäs

Вырезка из каталога Kellokoski тех же лет. Очень похож на Billnäs

Эти топоры были универсальны в хозяйстве. Они были компактными и сразу вошли в обиход у ремесленников, охотников и рыбаков. Традиционная классическая финская голова с ударным обухом и глубоким стаканом позволяла этому топорику выполнять многие задачи. Во время Советско-финляндской войны топор стали использовать как окопный, наряду с Billnäs Kemin 12.3. Об этом мы знаем благодаря тому, что в местах боев часто находили коробчатые чехлы от этого топора.

Архивные фото времен Советско-финляндской войны

Архивные фото времен Советско-финляндской войны

Находка времен Советско-финляндской войны

Находка времен Советско-финляндской войны

После Второй мировой Fiskars выкупил Billnäs, модельный ряд стал меняться, и маркировка большинства топоров тоже. Billnäs № 61.1 и №61.2 получил номера 1300 и 1301.

Слева — топор Billnäs №61.2, справа — Fiskars 1301. Найдите десять отличий

Слева — топор Billnäs №61.2, справа — Fiskars 1301. Найдите десять отличий

Сейчас именно этот тип головы встречается редко и ценится теми, кто интересуется топорами. При этом именно в этой модели удачно сочетаются компактность, малый вес, удобство и выносливость классической финской головы.

Находок оригинальных голов почти не осталось. Но УРМ Аника делает аналогичную модель с такой же геометрией и размерами у себя на производстве.

Статья написана УРМ Аника при участии Валентины Сеньковой.

Показать полностью 5
25

Как выбрать топор для леса часть 1. Голова

Мы, УРМ Аника, уже десять лет мы куем топоры для туризма, охоты и выживания и различный плотницкий инструмент. В этой статье мы расскажем, как выбрать удобный и качественный топор для леса.

Во время выбора важно понять:

  • Какие топоры вообще не пригодны для использования из-за своего низкого качества.

  • Сколько вы готовы потратить и готовы ли дорабатывать топор после покупки.

  • Для чего планируете использовать топор. От этого будет зависеть геометрия и вес.

Какими качествами должна обладать голова хорошего топора:

Сталь. Хороший топор должен быть из инструментальной стали. Однако большинство топоров дешевого сегмента изготовлены из конструкционной стали. У некоторых из них есть твердое поверхностное покрытие, которое называют цементированием. Но оно не продержится долго. А если марка стали не указана вовсе, остается только проверить термообработку.

Термообработка. Проверить ее можно по двум пунктам:

— Проверьте нет ли трещин на лезвии. При неправильной термообработке лезвие может лопнуть еще на этапе производства, но эти трещины маленькие, незаметные с первого взгляда, поэтому инструмент отправляется на прилавок. Если их не заметить, они дадут о себе знать, когда топор просто лопнет во время работы.

— Тест с надфилем. Возьмите с собой надфиль и проведите надфилем по режущей кромке так, как будто затачиваете лезвие. Надфиль должен слегка царапать сталь, но не скользить по ней и не «точить» лезвие.

Форма головы. Обращайте внимание на три вещи:

— Проушина. Проушина должна быть длинной. Чем глубже проушина, тем надежнее всад.

— Геометрия головы. Большинство топоров привычной нам «советской» формы — плотницкие. У них сильно вынесен вперед носик и длинная режущая кромка. Эти топоры удобны для ремесленных и плотницких работ, но будут малоэффективны в рубке и колке.

— Обух. В лесу пригодится ударный обух, чтобы что-нибудь заколачивать или вбивать. Для этого обух должен быть толстым и правильно термообработанным. Большинство производителей указывают в описании товара, что обух не ударный. Если обух не ударный, голова топора может лопнуть при попытке что-либо забить этим обухом.

Вот так выглядит ударный обух на наших топорах

Вот так выглядит ударный обух на наших топорах

Заточка и сведение. Большинство топоров в магазине заточены, как зубило, и требуют перетачивания. Остается проверить, чтобы у топора была правильная толщина лопасти. Она должна быть достаточно тонкой, чтобы вгрызаться в древесину, но не должна быть плоской, как мачете. Плоский топор не сможет выдавливать щепу и будет застревать в древесине.

Форма лезвия. Лезвие должно быть в форме дуги. Прямое и плоское лезвие удобно для плотницких работ, но при рубке будет отдавать в руку. Лезвие с радиусом помогает топору врубаться и не застревать и к тому же гасит отдачу.

Так выглядит лезвие с радиусом

Так выглядит лезвие с радиусом

В следующий раз разберемся, какой должна быть рукоять и посадка головы.

Показать полностью 2
24

Спрятали топор в горах Кавказа

Мы, мастерская Аника, уже несколько лет прячем топоры в горах по всей стране и предлагаем вам отправиться в приключение и найти инструмент, который прослужит долгие годы.

В этот раз топор спрятан в Кабардино-Балкарии, в долине реки Тютю-су. Точки расположены на горе Тютю-Баши и немного на Чегете. Кроме топора, спрятали 6 флажков, которые дают скидку на заказ в мастерской.

Вот такой топор ждет своего хозяина в горах Кавказа

Вот такой топор ждет своего хозяина в горах Кавказа

Размер скидки зависит от сложности маршрута. Топор находится в самой труднодоступной точке, это альпинистский маршрут, желательно не ходить туда без подготовки.

Правила такие: выбирайте точку, отправляйтесь на маршрут. Когда найдете клад, снимите небольшое видео или сделайте фото с ним и отправьте его организатору квеста в Телеграм.


Один приз в одни руки, либо флажок, либо топор. За этим будем следить и публиковать новости о вскрытых точках. Если вы пришли на место, а флажка/топора нет, уточните у организатора. Если флажок сорвала непогода, считается, что он принадлежит первому, кто отметился на этой точке.

На данный момент забрали флажок с первой точки, все остальные призы на месте.

⛳ флажок №1 и №2 скидка 10%
Координаты: 43.23998, 42.49408 и 43.29814, 42.87486

Так выглядит точка № 2

Так выглядит точка № 2

⛳ флажок №3 скидка 20%
Координаты: 43.27360, 42.87889

Так выглядит точка № 3

Так выглядит точка № 3

⛳ флажок №4 и №5 скидка 30%
Координаты: 43.27259, 42.87384 и 43.27229, 42.87304

Так выглядит точка № 4

Так выглядит точка № 4

Так выглядит точка № 5

Так выглядит точка № 5

⛳ флажок №6 скидка 40%
Координаты: 43.27042, 42.86900

Так выглядит точка № 6

Так выглядит точка № 6

🪓 Главный приз, топор, место также промаркировано флажком, а сам топор прикопан камнями.
Координаты: 43.25230, 42.86303

Так выглядит финальная точка, место, где спрятан топор

Так выглядит финальная точка, место, где спрятан топор

Показать полностью 7
7

С валашкой по Кавказу. Мишки, горы и спрятанный топор

«В детстве мечтал найти какой-нибудь клад. Да и сейчас тоже мечтаю: найти какую-нибудь там гробницу, к которой не прикасались тысячелетиями. Поэтому я без раздумий согласился на эту авантюру, я прямо сразу сказал: «да, да, конечно, я потащу этот топор в горы, без проблем!»

Мы мастерская Аника с Урала и уже несколько лет прячем по России топоры собственного производства. Назвали это дело незайтейливо #топорквест.


В этом году в #топорквесте нам помогали наши друзья и коллеги. Один из них — Тема Бердочкин. Путешественник, блогер, автор канала BushcraftTime на YouTube и группы БУШКРАФТ•BushcraftTime•Путешествия в ВКонтакте. Он спрятал наш фирменный томагавк и прошел категорийный маршрут по Северному Кавказу с валашкой (традиционный топор горцев) в руках. Поговорили с Артемом о походе, валашке и квесте.


Это Артем ↓

— Как выбирал, куда отправиться, почему именно Домбай?


Я уже лет 5 вожу людей в горы, у нас что-то вроде маленькой организации такой. Я сам давно хожу, плюс страйкболом занимаюсь, бушкрафтом. Серьезно стали ходить года 4 назад. По большей части я все делаю сам: строю маршруты, разрабатываю план акклиматизации и так далее, закончил альпинистские курсы, в следующем году, думаю, в альплагеря поедем.


Домбай выбрали, потому что там можно организовать лайтовый поход и взять ребят, которых пока не очень хорошо знаем. Точнее, мы думали, что будет лайтово, а вблизи поселка оказалось, что все по-другому. Когда приехали, там были адские дожди, все затопило, в новостях про это даже показывали. Мчс, службы, лесничества, все говорили, что реки переполнены, маршруты закрыты и выходить нельзя.


Нам пришлось через знакомых с МЧС договариваться: выпустили нас только когда поняли, что мы не рядовые туристы, а люди, которые умеют в альпинизм и справятся со всеми сложностями. Так бы не отпустили.

— Кому пришла в голову идея спрятать томагавк?


Мы с Ильдаром (директор УРМ Аника) когда-то обсуждали топорквест, и я уже не помню, кто из нас это предложил. Он знал, что мы в этом году не уезжаем далеко куда-нибудь на Тянь-Шань, как обычно, и мы поняли, что можно спрятать топорик.


— Чем тебе нравится идея топорквеста, почему решил помочь с организацией?


Ну, во-первых не каждый день есть возможность спрятать топор от Аники, особенно эксклюзивный. Во-вторых, мне нравится сама идеология: подарить человеку не топор, а приключения, это же просто бомба, это отличная идея. И я сам в детстве мечтал найти какой-нибудь клад. Да и сейчас тоже мечтаю: найти какую-нибудь там гробницу, к которой не прикасались тысячелетиями. Поэтому я без раздумий согласился на эту авантюру — помочь с квестом, я прямо сразу сказал: «да, да, конечно, я потащу этот топор в горы, без проблем!»


Один из этих ↓

И мне в какой-то мере приятна обратная связь от людей. Когда мы проходим какие-нибудь перевалы, на вершинах обычно есть тур — складка из камней. В ней спрятана капсула, в капсуле альпинистские записки. И вот мы приходим туда и снимаем записку альпинистов, которые там до нас прошли. Вот в прошлом году мы сняли записку, которой два года. И мы просто такие: вау, два года на этом перевале не ступала нога человека. И это очень круто и прикольно. Это нас зацепило. Мы всегда оставляем свою записку с нашими контактами, там, Нельзяграм или ВК. Чтобы люди, которые там пройдут, нам потом отписались. И вот не так давно нам с этого же перевала отписались. Год спустя нашу записку нашли и нам написали, и это тоже эмоции. Ты общаешься с человеком, мол, ну как там, что там произошло, что изменилось за год на этих голых камнях и ледниках. И, в общем, это классно.


И вот с квестом спрятать топор это для меня почти то же самое, что и с записками на перевале. Только тут человек еще что-то получает. И вот ты получаешь от него обратную связь о том, что он съездил, добрался, слазил, нашел, забрал, получил, отписался Анике и ты еще с ним пообщался. И это тоже приносит мне эмоции.

— Как выбирал место для закладки?


У меня было место на примете, но из-за погоды нам пришлось изменить маршрут, поэтому место тоже пришлось поменять. В итоге в сам поход томагавк и не брал даже. Уже после похода мы несколько дней в поселке провели, как раз было время, чтобы спрятать. Были варианты спрятать его жестче, я спрашивал Ильдара, в итоге решили сделать такой середнячок: чтобы и не слишком сложно, и не слишком легко. Запрятали на хребте, который достаточно доступный. Мамы с детьми не полезут, конечно, но нормальный здоровый мужик спокойно слазит без всякой подготовки. Хотя исходя из того, как быстро его нашли, появились мысли, что в следующем году надо жестить по-полной, – смеется.


А пока Артем и его товарищи закладывают камнями спрятанный клад.

— Расскажи немного о самом походе, как все прошло, как тебе Кавказ?


Сам поход прошел сложно. Мы поменяли маршрут, были постоянные дожди, молоко, туман, медведи. Второй раз в жизни увидел медведя. Первый раз был со стороны Адлера в Кавказском заповеднике, встреча была метрах в 5 друг от друга. В этот раз он был на склоне вдалеке.

У нас в команде были непроверенные люди, и это дало о себе знать, когда шли по бурелому. В походе провели где-то 6 с половиной дней, прошли порядка 50 км. Я, кстати, шел с валашкой в руках, чему был очень рад.


Артем с товарищами и валашкой в руках ↓

Про Кавказ… Мы до этого были немного на Кавказе, в Кабардино-Балкарии лазили, на Эльбрус ходили. Это был новый участок Северного Кавказа, и он… достаточно удивил. Обычно в горах особо нет растительности, много альпийских лугов, нет сумасшедших насекомых, не кусают комары и мошкара. А тут растительность была выше головы, были буреломы, мы ночью как-то раз шли 400 метров в районе 3 часов. Там пользовался топором, когда нужно было прямо прорубаться сквозь какие-то адовые заросли со всякими неожиданными бродами.


Было 3 перевала категорийных, были радиальные выходы. Хотя радиальные были неудачные: погода была опасной, и мы уже на подходе просто отказывались лезть на гору, потому что была жесть полная. Камни, ледники, камнепады. Лавин вот не было. Видели много туров, горных козлов, и были мишки. В день мог быть перепад высоты вплоть 1 600 метров. Когда уже спускались с маршрута, нужно было немного набрать, а потом спуститься в поселок, и получился перепад больше 1 000 метров, хотя по-хорошему лучше людей на нагружать перепадом более 1 000 метров, даже если это спуск.


Горные козлы ↓

Мы после этого похода стали шутить, что для нас Кавказ это, как жена, которую мы любим и уважаем, но вот есть Азия (тот же Тянь-Шань), которая, как любовница — к ней постоянно хочется попасть. Потому что там горы приятнее, там нет такой жести, как на Кавказе.


(А к жести прилагаются вот такие виды ↓)

— Почему именно валашка?


Мы с Ильдаром давно хотим сделать серию обзоров на топоры, вот я и спросил, мол, вот у вас валашка есть, давай я ее в реальных условиях испытаю. Ильдар, конечно, согласился.

— И как тебе?


Мне, в целом, очень понравилось. Сомневался в обратном всаде, думал, что голова будет падать, потому что стучишь по камням палкой, боялся, что будет неудобно. Ну, она, конечно, падала, но не так, чтобы уставать от этого. Наоборот хорошо, что обратный всад был.

Мы один раз в медвежатнике ночевали: трава выше головы, сыро, нужно было срочно развести костер, все мокрые, ночью минус. Это территория заповедника, поэтому костры там жечь нельзя, но мы обсуждали этот момент с МЧС, и они сказали, что, с учетом такой погоды, если очень припрет, то можно.


В итоге вот за весь поход был один момент, когда реально нужно было быстро развести костер. Валашкой с обычным всадом я бы вряд ли много нарубил, она все-таки не такая удобная. А так перенасадил быстро на короткую рукоять, сделали дрова, и все были очень благодарны, что я все это время тащил с собой топор. Обсуждали потом, что, может, стоит включить его в список необходимого снаряжения. К тому же не могу сказать, что я его тащил. Он у меня все это время был вместо второй треккинговой палки и спокойно выдержал. Даже железный наконечник. Я думал, что он отвалится в первый же день, а он ничего, выстоял. Стерся, скруглился, конечно, но все выдержал. И сама палка выдержала.

— А что касается веса? Валашка точно тяжелее треккинговой палки. Не мешало в походе?


По весу да, есть нюанс. Я использую проф.оборудование, карбоновые Black diamond'ы, они очень легкие, и я думал, что вес валашки на что-то повлияет, но на самом деле нет. Первые пол-дня я шел без головы и вообще нормально было. А когда зашли в медвежатники и появилась опасность медведей, я голову надел и уже всю неделю вообще не снимал. Единственное, чего не хватает, если в горы брать такой топорик, это отверстия под темляк наверху. Чтобы не беспокоиться за нее. Потому что когда идешь по ледникам, одна ошибка и все, уехала бы валашка по этому леднику обратно на Урал. Не знаю, конечно, насколько его удобно делать. Но было много моментов, когда с 30 кг за спиной ты идешь по траверсу, уже достаточно большой склон, больше 50 градусов, и это по сути уже скалолазание, а ты ладонь разжать не можешь.


В остальном же крутой экспириенс получился.

Вернувшись из похода, Артем снял видео-обзор на валашку и скоро выложит его на своем канале BushcraftTime. Следите за новостями на его канале и не забывайте заглядывать к нам в профиль и на страничку в ВК, впереди у нас еще несколько историй о #топорквесте. А один квест идет прямо сейчас и, чтобы принять участие, нужно просто посмотреть подсказки и отправиться на поиски.

Показать полностью 7 1
670

Зачем кузнецы с Урала прячут в горах топоры?

Вот уже несколько лет мы, мастерская Аника, прячем в горах топоры собственного производства и даем в своих соцсетях подсказки, где их искать. Победителю достается топор и пожизненная гарантия от мастерской.

Как появилась идея?


Идея пришла неожиданно, как и многие творческие идеи. Просто показалось, что это классно. Когда мы задумывались, зачем мы вообще куем топоры, мы пришли к выводу, что производим не просто хороший инструмент, мы хотим, чтобы наши изделия помогали людям получать впечатления. Справляться с трудностями на природе, открывать для себя мир, ходить в походы, согреваться в лесу, чтобы потом было, что рассказать. Аника это приключения. Вот мы и решили устроить себе и подписчикам небольшое приключение.

О первом квесте.


Первый топор заложили у себя на Урале, на Таганае. Мы часто туда ездим, и в одну из поездок просто взяли топор с собой. Нашли место такое, чтобы спрятать можно было удобно: чтобы не нашли случайные туристы, но и свои по опознавательным знакам могли бы отыскать. Оставили с топором записку и уехали.


Вот так выглядел самый первый квестовый топор:

А так обычно выглядят «ключевые точки».

Делали на свой страх и риск. Боялись, что либо случайные люди найдут, либо вообще никто не поедет этот топор искать. Написали у себя в соцсетях о закладке, а через пару недель получили фото: один из наших подписчиков поехал в парк и нашел там наш топор. Радости не было предела. Такой азарт сразу проснулся. Круто: людям это интересно, люди едут в горы, карабкаются там куда-то по туманам и дождям, ищут наш топор, потому что для них это приключение, им тоже это нравится.


Вот этот человек придал нам бодрости, наш первый победитель Вячеслав Гневышев.

О неудачном квесте.


Так вдохновились, что следующий топор заложили в Крыму, недалеко от Севастополя, где наш основатель и главный руководитель отдыхал у родни. Все сделали впопыхах, подсказки дали неясные. В итоге стали получать сообщения, что люди приезжают на место, а топор не находят. Зато один подписчик написал, что мы своим квестом подарили им с женой яркие и приятные воспоминания. Они узнали о квесте, подорвались, поехали искать топор, в итоге топор не нашли, зато впервые за долгое время выбрались куда-то, встречали рассвет на горе, и это стоило потраченных усилий.

Сам топор тогда так и не нашли. Точнее, нашли, но, видимо, кто-то не из наших подписчиков, хотя мы оставляли записку с контактами и просьбой сообщить о находке.


А делали все так поспешно, что даже фото толком не осталось.

Об историях от подписчиков.


Следующий квест делали зимой, снова на Таганае. Топор нашли в те же выходные, что мы выложили последнюю подсказку. И снова нам присылали истории о том, как люди просто срывались и ехали. Одна девушка занимается спортивным туризмом, ее товарищ оказался нашим подписчиком, подбил ее съездить на поиски. Она потом писала у себя на страничке, что ползла на вершину в метели, преодолевая непростой рельеф и непогоду, ничего не нашла и решила вернуться, чтобы не травмироваться. Видимо, зашла не с той стороны, с какой мы думали, что люди будут подходить к вершине, и трек оказался труднее, плюс, с погодой не повезло. Но и это впечатления. Это целая история. А топор тогда, похоже, забрали буквально перед ней. Победитель нам отписался, фото прислал. А в комментариях дискуссии прямо разразились о том, кто мог оказаться первым и почему.


Победитель второго квеста, Евгений Никитенко.

И места, в которых ему пришлось побывать, чтобы добыть клад:

В этом году прятали топор на Пайере. Мы думали, он там год лежать будет, и мы же сами и поедем его забирать. А его нашел человек, который вообще не был на нас подписан, и случайно наткнулся на пост с квестом. И прямо каким-то волшебным образом совпало: у человека многодетная семья, в том году землю получили, в этом он дом собрался строить. Он и на Пайере почти что случайно оказался, и квест увидел за день до выезда. И мы в этот раз заложили не туристический, а скорее ремесленный топор. Рассказывает, что и сам воспринял находку как символ. А для нас такие истории лишний раз подтверждают, что не зря мы это делаем.


Вот такой топор заложили на этот раз:

А вот так наш фотограф и столяр Юрий нес топор к вершине. Победителю пришлось одолеть такой же маршрут, чтобы найти закладку.

Зато и красот повидали немало:

О концепции квеста.


Нам часто пишут, мол, положите топор у меня в саду. Или: когда в Москве? Но мы делаем квест не чтобы просто дать людям топор и попиариться за счет этого, пиара с квеста немного, мы только сейчас стали задумываться о том, чтобы вообще рассказать о нем где-то. Мы делаем квест, чтобы дать людям приключения, воспоминания и впечатления. Топор и купить можно, наш или нет, все это доступно и просто. А вот найти, побороться за него, сходить в горы, это совсем про другое. Аника это не топоры, это приключения.


К тому же, нам кажется, что это классная тема для развития туризма в регионе. Мы сейчас пробуем разные места, разные локации, но точно продолжим прятать топоры на Урале, это наш родной край, и нам кажется, на Урале есть где побывать и что посмотреть. В идеале хотим, чтобы люди специально приезжали сюда ради поисков.


Вот сюда например:

О планах на будущее.


В этом году квест сильно вырос. Мы провели три квеста за три недели и еще один через месяц после. Открыли для себя новые точки: Пайер, подмосковье и Кавказ. В этом году нам уже помогали друзья, которые искали места для закладки, писали художественные тексты к квесту, брали топор в категорийный поход и везли его из Москвы на Кавказ. Подписчики находили топоры моментально: в Подмосковье нашли едва ли не раньше, чем мы успели все подсказки выдать, хотя местность была глухая. На Кавказе через неделю или две забрали. Даже на Пайере спустя пару недель топор нашли. Поэтому сейчас думаем над тем, как усложнить квест. Что такого сделать, чтобы стало сложнее, но интереснее, как разнообразить задания. Хотим попробовать закладывать топоры на редких маршрутах, в необычных местах. Но и Урал не оставим без внимания.

Показать полностью 12
173

Как мы ковали топор из фильма про Хоббита

Чтобы получить крутое изделие, нужно смешать свободный полет мысли творца, пытливый ум технического гения и вдохновляющий пендель. Взболтать и настаивать. Настаивать, что надо сделать.


Мы реконструкторы. Юность мы провели, вытаскивая из прошлого в настоящее различные приспособы для быта и битвы. Это хорошо помогает отличать реальность от вымысла. И порождает дурную привычку: верить, что любую дичь можно воспроизвести и заставить работать.


Так получилось и с Гундабадом.


В наши руки попали артбуки от Weta Workshop. Это компания, которая делала декорации и костюмы к фильмам о Хоббите. Тут мысли двух гениев: творца и техника – столкнулись с оглушительным скрежетом. И в этой искре родился он – топор, вдохновленный копями Мории.

Задумка вместила в себя элементы от разных изделий. Вдохновлялись и топорами, и тесаками, и даже столовыми приборами гномов.

Для каждого гнома Weta Workshop создали индивидуальный набор инструментов, от боевых до бытовых. Дизайнеры говорят, что основной задачей было сохранить единый стиль и то самое ощущение «гномости». Частично стиль уже задали художники, работавшие над Гимли во Властелине колец. Так что думая над внешним видом и предметами для компании Торина Дубощита, дизайнеры ставили себе задачу, чтобы зритель, уже знакомый с Гимли, точно узнавал в персонажах представителя его народа, но при этом мог бы легко отличить и самого Гимли, и гномов внутри отряда.

Дизайнеры сошлись на том, что общую концепцию оружия будут задавать квадраты и ромбы, пропилы и клепки в форме граненых алмазов. Таким образом они смогли создать инструменты абсолютно разными, но сохраняющими общий стиль.

Всего для съемок сделали около 500 макетов, и у каждого оружия было несколько вариантов. Были тяжелые копии для эпичного замаха, облегченные, которые можно удобно держать в руках или нести на спине во время бега, копии для метания, для крупного и среднего плана. Большинство макетов делали из полимеров и только для кадров крупного плана создавали варианты из уретана, либо непосредственно металла.

Во время работы над реквизитом, дизайнеры собирали в числе прочего и обратную связь от актеров с репетиций: насколько удобен в обращении тот или иной вариант топора.

И все-таки есть несколько нюансов. Оружие, которое создавали Weta Workshop, не должно было держать настоящую ударную нагрузку. В удобстве оно приспосабливалось под нужды актера: чтобы им было удобно замахиваться или нести на спине. Но эти макеты не рассчитаны на долгие однообразные движения и работу с весом реального железа. Кроме того, топоры создавались скорее как метательные и боевые, а полимеры и удачные ракурсы съемки позволял художникам больше вольностей, чем было у нас.

Наша же задача была отковать гномий топор из инструментальной стали, сделать его рабочим и не нарушить общего стиля.

Рисовать пришлось с нуля, так как практически ни один из топоров в артбуке не годился для полноценной работы. Да и копировать чужое изделие — не спортивно.


Первые эскизы выглядели так:

За основу взяли наработки наших единомышленников из Weta Workshop:

Перво-наперво нужно было создать основную форму и оттянуть ей усы.

Это не потому, что мы в детстве котов не мучили, это потому, что голове топора нужно на чем-то держаться. Усы – это вот эти длинные вытянутые линии, идущие вниз от головы. Обычно такие элементы приваривают электрической сваркой, это куда проще и удобнее. Но мы оттягивали их вручную из цельного куска стали. Во-первых, так надежнее. Во-вторых, хотелось добиться аутентичности не только во внешнем виде, но и в процессе работы. Вряд ли дети Дурина орудовали сварочными аппаратами. Значит, и нам не подойдет все, что невозможно создать ковкой.

Следующим испытанием стали клепки и рельефы. Технической необходимости в них не было, но заданный художниками стиль требовал конкретных форм. Мы придумали, что подобные грани на щеке топора могли бы служить своеобразными ребрами жесткости, которые облегчают голову и при этом сохраняют ее ударную прочность.

А чтобы сделать такие ребра пришлось изобрести кузнечный штамп. А точнее, штамп для штампа для штампа.


Выглядело это все вот так:

Две отзеркаленных тонких пластины задают рельеф для твердой подкладки. Подкладка кладется под пресс во время ковки и отпечатывается на голове.


Затем берется вот такая приспособа и прошивает отверстие в щеке топора ↓

Ромбовидная клепка и накладка вверху головы нужны не только для создания характерного стиля, но и для дополнительной фиксации. Две части головы и накладку стягивает между собой штырь, на конце которого находятся ромбы без навершия. То есть, со срезанной вершинкой. Чтобы фиксировать сам штырь, сверху робма расклепывается клепка, которая благодаря расклепыванию и полировке становится единым целым с основанием и формирует вершину «пирамидки».

В мире Толкина топор служил бы вовсе не для рубки деревьев. Это оружие, которым защищают себя в бою и атакуют. Поэтому на обухе мы сформировали подобие шипов, которые могли бы пробивать доспех.

После завершения головы оставалось доработать рукоять и стенд, который будет презентовать изделие.

Дизайнеры и мастера Weta Workshop много писали о том, как старались сделать оружие аутентичным. Как выстраивали для него целые истории, и из этих историй рождался внешний вид. Говоря о материалах, они упоминали кожу дракона, и нам так понравилась эта идея, что мы решили сделать «рептилоидную» фактуровку для фартука на рукояти. Чтобы кожа не елозила в руках и не слезла с рукояти, столяры сформировали на дереве небольшой паз, а кожевенные мастера проклеили все слои и закрепили концы оплетки за саму рукоять металлическим шайбами.

Кстати о рукояти. Ее форма хоть и украшена характерными ромбами и легким геометрическим изломом, на самом деле вполне соответствует стандартной форме рабочего топора, благодаря чему она спокойно выдерживает нагрузку и создает нужный баланс для работы.

Стенд решили сделать максимально лаконичным, простым. С одной стороны, на это повлияла нехватка времени — заказчик уже прозрачно намекал, что притомился в ожидании шедевра. С другой — подобной форме и не требовались сложные решения, хотелось сохранить боевой вид топора, четкость и простоту линий и аскетичный вид.

В результате получили наш самый первый гномий топор. На тот момент он казался сложным, заставил нас осваивать новые технологии и выходить на новый уровень. Но после он стал первым в целой серии подобных изделий и даже своего рода типовой моделью.

Показать полностью 18
236

Топор для генерала Мороза

Делали мы как-то топор по запросу «в традиционном стиле, что-нибудь славянское и брутальное».


Начать решили с простого – с геометрии. Пересмотрели источники и отковали голову на манер традиционных русских топоров. Не реконструкцию, не подражание. Фантазию на тему с отсылками к первоисточнику. Сделали топору характерный подбородок – оттянутая на молоте часть проушины, которая защищает голову от слетания, а рукоять от попадания щепы.


Чтобы топор стал поинтереснее, попараднее, наварили на щеки дамаск и решили оксидировать (термо-химический процесс, в ходе которого верхний слой стали окисляется и становится синим, фиолетовым, либо черным). Но топору все еще чего-то не хватало, и пару дней художники подозрительно косились на поковку, не зная, что из нее вылепить, куда ее вести дальше.

Идея пришла случайно. Спрессованные слои стали, залитые синим цветом, напоминали морозные узоры на стекле. Такие, как в детстве были, пока еще пластиковые пакеты не везде поставили.

Первое о чем подумали, это топор-Дед Мороз. Или топор-Морозко. Вспомнился добродушный мужик в длинной шубе, приветливо улыбающийся из-под бороды и задающий каверзные вопросы, чтобы отличить хороших девочек от плохих. И выдать хорошим мешок золота и подснежники в декабре.


Поначалу решили, что больно это… мило. Топор Деда Мороза это такой добродушный симпатяга в красном чехольчике? И что предполагается таким делать? Рубить мешки с конфетами?


А потом летящей походкой в нашу жизнь вошел Яков Пропп, ученый, изучающий сказки с точки зрения этнологии. Поставил все на свои места и по пути уничтожил фантазии о героях детства. Согласно ему, Морозко — аналог Бабы Яги, хозяин зверей и леса, воплощение хтонической силы, символ элемента природы. И испытующий дух в обряде инициации.


Как тебе такое, Илон Маск?


Кажется, мы со своим центральным отоплением и югами в любое время года стали забывать, что изначально мороз – штука злая и опасная. И бурю наслать может, и за попу укусить.


Топору нужна была агрессия. Сила, сочетание стати со скрытой опасностью. Отчасти такой эффект уже давала форма, подражающая русскому боевому топору – удлиненная ручка, характерная форма головы. Но это отсылки, понятные только знатоку оружейного дела.

Сделать отсылки более очевидными мы могли при помощи узоров на голове и рукояти. Для эскиза головы взяли за основу орнаменты, которыми писцы украшали буквицы (крупные узорные буквы, с которых начинаются главы в старых книгах).

Вдохновились стилем, характерным для Великого Новгорода в раннее средневековье. Именно новгородцы первые начали использовать образы зверей для оформления буквиц, дело было в XII веке.

Новгородцы любили экспериментировать и диктовать моду. А звери любили новгородцев вываливать язык и демонстрировать лапищи и зубищи. Что мы и взяли на вооружение.


Получилось вот так:

Тот же стиль использовали для узора на рукояти.

Добавили обтяжку и оплетку кожей, чтобы окончательно завершить образ боевого оружия. Вышло ладно. Лепо, как сказали бы средневековые новгородцы.

А потом подумали. Топор будут дарить. Даже не дарить, а торжественно вручать при гостях и полном параде. Не в пакет же его положить. К тому же, его потом хранить нужно. Желательно, хранить удобно и красиво.


Так топор оброс стендом и… ларцом.

Ларец в вопросах традиционности вещь незаменимая. Именно там хранится все самое ценное, именно из него выскакивают те самые два разгильдяя, которые могли бы все сделать за нас, и которых все никак не дождаться.


Чтобы не быть голословными, закопались в источники. Насмотрелись на множество оковок, на приятные глазу завитки и разнообразие форм.


И породили свой вариант.

В нашем случае ларец составил цельную композицию с подставкой и должен был использоваться в том числе как стенд. Эдакий цельный постамент. Как постамент памятника возвышает его над толпой, так и ларец с подставкой должны были преподносить, возвышать, увековечивать топор.


Топор в итоге получил имя Морозко. Простое, звучное, знакомое. Получилось изделие про мороз, который щиплет щеки и покрывает волосы инеем. Про сосульки в бороде. Про ветер и кромки льда, ползущие по стеклу. Про валенки, ушанки и теплый тулуп. О генерале Морозе, который держит топор в руках и гонит им прочь все дурное из своих владений.

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества