Великолепный фильм «Полосатый рейс» появился благодаря императору Эфиопии. Имеется в виду официальный визит Хайле Селассие в Москву летом 1959 года.
Никита Хрущев повел заграничного гостя в легендарный советский Цирк. Император сильно удивился тому, что в России есть не только медведики, а ещё и тигры. В конце представления, к ним в ложу принесли тигрят. А кто принес? Так точно, дрессировщица Маргарита Назарова. Хрущев искренне удивился, почему о ней до сих пор не сняли фильм. И по всем киностудиям страны был брошен клич: немедленно сделать фильм про Маргариту Назарову. Директорат - на дыбы. Стали искать сценарий.
И сценарий нашелся. Его авторами стали советский драматург Алексей Каплер и писатель Виктор Конецкий. Реальная история из жизни Конецкого, к слову, профессионального моряка, капитана дальнего плавания, легла в основу будущего сценария. Конецкий вспоминал: ««Мы везли с острова Врангеля трёх медведей. Для цирка в Мурманске. Один выбрался из клетки и стал метаться по пароходу. Зверюги эти очень страшные. Кое-как, вооружившись пожарными шлангами, загнали его обратно».
Идея сюжета очень понравилась директору «Ленфильма», а впоследствии и Маргарите Назаровой с Константином Константиновским, которому, к слову, предложили роль режиссера-дрессировщика. А раз пошла такая пьянка, Конецкий, не теряя времени даром, активно включился в работу над сценарием и переделал «своих» медведей в тигров и львов. По предварительной смете съемки «Полосатого рейса» должны были обойтись киностудии в 15 млн рублей, поэтому было принято решение несколько «укрепить» молодого сценариста более опытным Алексеем Каплером, благодаря которому в фильме появилась любовная линия.
Для того, чтобы актёры и тигры смогли вместе работать, за несколько месяцев до съёмок всех поселили на старом судне «Матрос Железняк», пришвартованном в Ленинграде. Перед этим артисты подписали разработанный дрессировщиками и Комиссией по охране жизни и здоровья артистов документ, в котором была инструкция по обращению с хищниками. Там были такие пункты: «Если в каюту неожиданно войдет тигр и, предположим, возьмет вашу ногу в пасть — ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмет челюсти. Нужно небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду. Ему станет неинтересно, и он уйдет»…
И все равно страх актёров перед животными и нервозность зверей в новой обстановке давали о себе знать даже на съёмках. Больше всех боялся Евгений Леонов, которому по роли как раз приходилось общаться с тиграми очень часто. В сцене с ванной он согласился сниматься при условии, что его отгородят от тигра пуленепробиваемым стеклом. Во время съёмок оказалось, что стекло дает блики и, пока актёр намыливался и нырял, его тихо убрали. Тигр сразу заинтересовался процессом в ванной, а Леонов, открыв глаза и обнаружив рядом морду, прямо нагишом в ужасе убежал из кадра. Этот момент и вошел в фильм…
Не обошлось без приключений во время съёмок эпизода с подплыванием тигров к берегу. Клетку с животными отвезли на катере в море и открыли, предполагая, что хищники сами поплывут к суше. Операторы стояли на крыше клетки, готовясь снимать, однако, один из тигров прыгать в воду не стал и залез на клетку — плавать пришлось перепуганным операторам. При второй попытке снять сцену все тигры поплыли к берегу, но потом двое решили вернуться на катер. Операторы моментально попрятались в каюты, а один даже залез на мачту… Когда тигры все-таки доплыли до берега и сцену сняли — одна из тигриц перепрыгнула через ограждение и оказалась среди отдыхающих на пляже. Началась паника, но ситуацию спасла девушка-осветитель — она резко стукнула тигрицу по носу брезентовой перчаткой, и испуганная хищница тут же убежала назад.
Маргарита Назарова вспоминала: «Дублей в этом фильме не было, а были варианты. Зверь не может дважды повторить задание. Приходилось мгновенно реагировать на неожиданные повороты».
В сцене, где старпом борется с тигром, вместо актёра Ивана Дмитриева снялся Константиновский, а многих других актёров дублировал тренер-дрессировщик Аркадий Рудин.
Единственным, кто отказался от дублера, был Алексей Смирнов, который, к слову, сам придумал множество опасных моментов: в частности, эпизод с радиорубкой, где он держится за хвост тигра. Чтобы завоевать расположение полосатых, Смирнов на протяжении месяца ходил вокруг клеток и подкармливал животных.
А теперь фишка для настоящих олдфагов.
Художественный фильм «Полосатый рейс», поставленный на киностудии «Ленфильм» режиссёром Владимиром Фетиным, стал в 1961 году лидером отечественного проката. Его посмотрели более 45,8 млн зрителей!
И сегодня он смотрится просто шикарно. Хотите верьте, хотите нет.
Ничто так не спасает в поздний осенний период, когда накатывает вот это вот всё, как старый добрый английский юмор. Внезапно, вы обнаруживаете в своей руке штопор. Чпок! И добрый вечер.
Оригинальное название сериала — «Black books», что можно перевести как «Книги Блэка», отсылает к идиоматическому выражению «находиться у кого-то в чёрном списке», т.е. быть у кого-то не в чести.
Плюсы сериала:
Не нужно следить за сюжетом. Тут его нет. Как и смысла в жизни.
Блестящий английский юмор.
Всё кратко, ёмко, ярко - всего 18 серий длительностью в 25 минут .
И, конечно же, океан жизненной мудрости.
Минусы никто никогда не вернёт :
Закадровый смех, как и во всех старых ситкомах.
Но он тут не приклеенный. Снято при живых зрителях, так что не раздражает.
Образ мрачного владельца книжного магазина возник, потому что стендупер Дилан Моран считал книжные магазины обречёнными предприятиями:
"Владеть магазином подержанных книг — это гарантированный коммерческий провал. Это целая философия. Я посещал такие книжные магазины и был неизменно поражён одиночеством и упорством этих людей, которые пилотировали эти корабли смерти."
Книжный магазин Блэка - это приятный, но короткий британский сериал с теплой атмосферой, яркими персонажами и креативным юмором.
Посмотрев этот сериал, вы узнаете:
как создать лучшее мороженное
как написать детскую сказку на тысячу страниц про любовь, предательство и ГУЛАГ
как научить читать опасного преступника
как имитировать игру на рояле с помощью гениального друга
как же прекрасен старый, добрый алкоголизм дома
Ну и сегодня крайне приятно поностальгировать по миру 20-эти летней давности. Когда конец света ещё даже не начинался.
Идея снять фильм в жанре истерн по аналогии с американским вестерном возникла у руководителей Экспериментальной творческой киностудии (ЭТО) ГригорияЧухрая и Владимира Познера ещё в далёких чёрно-белых 60-х годах.
Работать над новым проектом предложили Андрею Кончаловскому – он в соавторстве с Фридрихом Горенштейном за несколько недель написал сценарий под названием «Басмачи». По сюжету милицейский отряд, поддавшись вражеской агитации, переходит на сторону басмачей. Однако командир проникает в логово врага и, рискуя жизнью, возвращает своих бойцов под красные знамёна.
Этот сценарий не вдохновил руководителей киностудии, и Кончаловскому предложили работать с другими сценаристами – Валентином Ежовым («Баллада о солдате») и Рустамом Ибрагимбековым.
Надо сказать, поначалу опытный Ежов отбивался от этой работы как мог: «У нашего народа совершенно иной менталитет, и нравы американского Дикого Запада будут выглядеть на нашей почве просто смешно». Сложность состояла еще и в том, что ни один из авторов сценария ни разу в жизни не бывал в пустыне, где развиваются события фильма. Да и исторический фактаж толком не знали.
Тогда решили искать свидетеля Гражданской войны в Средней Азии. Когда его наконец нашли, он пересказал давно известные байки и, прощаясь, вспомнил про то, как степные ханы бросали в боях свой гарем и как потом трудно было в пустыне с этими женщинами в паранджах. Так появился новый сценарий с рабочим названием "Спасите гарем". Но вскоре режиссеру сделали предложение, от которого тот не смог отказаться, — экранизировать «Дворянское гнездо» к 150-летию Тургенева. Окрыленный Кончаловский тут же охладел к гарему, охраняемому красноармейцем Суховым, а руководители Экспериментальной творческой киностудии принялись искать нового режиссера. Сначала выбор пал на Витаутаса Жалакявичюса, снявшего «Никто не хотел умирать», но он отказался под предлогом занятости на Литовской киностудии. Не вдохновил «Гарем» и режиссера Юрия Чулюкина, автора легендарного фильма «Девчата». После чего её неожиданно предложили… Андрею Тарковскому! В то время его «Андрея Рублева» положили на полку, он сидел без работы, но на историю про басмачей не согласился даже «на безрыбье». Следующим кандидатом стал Владимир Мотыль.
После идеологически невыдержанного кино о войне «Женя, Женечка и «Катюша» ему не доверяли съемки новых фильмов, и, по идее, он не должен был сильно привередничать. Но и Мотыль, прочтя сценарий, ответил отказом. Владимир Яковлевич мечтал снять глубокий и волнующий фильм о декабристах, и анекдот про гарем, охраняемый красноармейцем, не нашел никакого отклика в его сердце.
«Когда я отказался, — рассказывает Мотыль, — мой спаситель Григорий Наумович Чухрай сказал: «Ну смотри, другого шанса у тебя не будет». Однажды на рассвете, на грани пробуждения, я увидел во сне будущую Катерину Матвеевну: в воде стояла красивая дородная баба с коромыслом — и я понял, что вот же она, любовь Сухова!
Когда в моем воображении появилась Катерина Матвеевна, Сухов перестал быть плакатным солдатом революции, насаждающим новую власть. И объяснение его поведению появилось. А то что же это: солдат, мужчина, постоянно находится при гареме, его представительницы вешаются ему на шею, а он на них ноль внимания! В чем причина такой аномалии? А тут он мечтает о своей зазнобушке, мысленно разговаривает с ней… Вначале написал закадровые монологи. Но они мне самому не понравились. И подумалось, что он не говорит с ней, а письма пишет. Только самому их писать уже времени не было. А тогда мы дружили с молодым театральным режиссером Марком Захаровым, который сочинял для радио остроумные юморески, — в нем я и увидел будущего соавтора эпистолярного романа моего Сухова...»
На роль разлюбезной Катерины Матвеевны Мотыль просмотрел десятки профессиональных актрис и крестьянок, но русская красавица из сна на пробах ни разу не появилась. Зазноба Сухова попалась режиссёру в коридорах «Останкино». Галина Лучай работала редактором, и перспектива стать кинозвездой её не манила.
«У меня телевизионные программы, грудной ребенок! В конце концов, муж будет против!» — отбрыкивалась будущая Катерина Матвеевна. Ей пообещали, что съемки займут всего несколько дней, договорились с начальством.
Гарем Абдуллы был так же далёк от кино, как Катерина Матвеевна.
Только три жены басмача работали актрисами: Татьяна Кричевская, которая говорила: «Когда я была любимой женой, мы видели нашего господина каждую ночь» сыгравшая Зухру Татьяна Ткач — позже она сыграет любовницу Фокса в фильме «Место встречи изменить нельзя»
и Галина Умпелева, лицо которой в этой картине Мотыль так и не показал, зато через 22 года снял уже без паранджи в фильме «Расстанемся пока хорошие».
Самой высокой женой стала баскетболистка из Риги Велта Дэглав, старшую жену всё тот же Конюшев увидел на заводской проходной, а ещё одну — в магазине «Ткани». Самая авторитетная жена была в реальной жизни научным работником и знала несколько языков.
Гюльчатай же играли целых две девушки. Первую, Татьяну Денисову, нашли в Московском цирковом училище. Но во время долгого перерыва в съёмках ей предложили выступать в цирке с собственным номером, и сниматься она уже не могла. Тут вспомнили о юной ученице балетного училища, которая раньше замещала одну из жён в эпизоде.
На роль молодого красноармейца Петрухи пробовались многие актеры: Савелий Крамаров, Юрий Чернов, а утвердили Годовикова. Он, кстати, тоже был не профессиональным актёром, а рабочим на заводе, но снялся в «Республике ШКИД». В этом фильме его заметил Мотыль и задействовал в эпизоде «Жени, Женечки и «Катюши».
У Годовикова сложились очень теплые отношения с Павлом Луспекаевым. Когда жена Луспекаева Инна уезжала на время со съемок, она просила Годовикова: «Коль, ты приглядывай за дядей Пашей».
Невозможно представить «Белое солнце» без Верещагина, а ведь изначально в сценарии эта роль была эпизодической. «С пьянчужкой, которого убивали бандиты в середине сценария, — рассказывает Мотыль. — был связан только один яркий эпизод — с икрой. Но я задумал Верещагина былинным богатырем.
И Павел Луспекаев, который его сыграл, по своей сути — такой же былинный герой! К началу съемок он уже был инвалидом, после операции на ногах у него остались только пятки, мне и в голову не приходило позвать Пашу сниматься в пустыне на ужасающей жаре. После того как вышел из больницы, он гениально сыграл в телеспектакле Ноздрева, но в той роли он хотя бы сидел... А тут мне говорят, что Луспекаев, оказывается, прочитал сценарий и мечтает о роли в моем фильме. Я шёл к нему в гости, зная про объявление, которое он повесил на своей двери: «Прошу визитами не беспокоить». Он страдал от чужой жалости, она его унижала. Луспекаева предупредили, что я к нему собираюсь, и он записку убрал. Встретил меня сам, да не на костылях, а просто с палочкой. И хвастался мне, как ловко умеет передвигаться на одних пятках… Гениальность его никуда не делась, а даже ещё ярче проявилась. К тому же он оставался физически необыкновенно сильным, крепким человеком. Отлично плавал, вода для него была как воздух, там он не ощущал своего увечья. В Каспии заплывал очень далеко, один раз мы его чуть не потеряли и отправили шхуну на поиски. Когда Павел увидел, что к нему плывут на помощь, у него случился прилив сил и он сам доплыл до берега. Вышел из воды и признался: «Уж думал, что каюк…» Он отказывался от съёмок баркаса в павильоне и шёл навстречу всем трудностям с готовностью. Только после съемок сидел, опустив ноги в море.
Режиссер предлагал Луспекаеву сниматься на костылях: Верещагин – бывший офицер, инвалид Первой мировой. Или таможенник, раненный контрабандистами в обе ноги. На что Луспекаев отвечал:
– Давай сперва я сыграю то, что написано в сценарии, а уж потом какого-нибудь инвалида.
«Когда я пробовал актёров на роль Абдуллы (актера на эту роль я искал дольше всех), — вспоминает режиссёр, — мне очень понравился неизвестный тогда Кахи Кавсадзе: точеное лицо, стать, рост! Только зажатый был, но оно и понятно: до этого снялся лишь в одном фильме, и то в эпизоде. И я захотел, чтобы этот красавец джигит раскрепостился и показал себя в деле, в котором он чувствует себя по-настоящему уверенно. Я попросил: «Проскачи-ка на коне круг галопом». Кахи дали чудесного резвого коня. Кавсадзе лихо вскочил на него, сделал круг, только вот спрыгнул неловко: запутался в стремени и упал в песок. И только тут он мне признался: «Владимир Яковлевич, сэйчас все пройдет. Просто я пэрвый раз в жизни на коня сел». И я обратил внимание, какой он бледный. Привыкнешь к стереотипу, что, раз с Кавказа, значит, лихой наездник, а человек, может, лошадей только на картинах видел. Выясняется, что Кавсадзе из интеллигентной семьи, где все больше музыканты, а не джигиты. «Но как же ты, — изумляюсь, — справился с конем?» — «Я повэрил, что я наэздник… И конь… мне повэрил».
На роль Саида пробовался Игорь Ледогоров, но досталась актёру Театра сатиры Спартаку Мишулину.
У Мишулина с режиссером фильма Владимиром Мотылем были очень добрые отношения еще со времен совместной работы в Омском драмтеатре в пятидесятые годы. Поначалу актер снимался тайно: руководство столичного Театра сатиры, в котором тогда служил, запрещало своим актерам сниматься в кино. Потому каждые выходные Мишулин тайно покидал Москву, летел самолетом до Ашхабада, затем - до райцентра Мары, откуда добирался к месту съемок еще километров тридцать на машине. Дабы театральное начальство не догадалось, что он «подрабатывает» на стороне, киношные гримеры соорудили парик - из его же остриженных волос. Идя в театр, Спартак надевал его. Но однажды, здороваясь, приподнял кепку, а вместе с ней… и парик. В результате начальство дало «добро» на съемки у Мотыля.
Съёмки шли тяжело и были плохо организованы. Осенью 1968 года в СССР создавалась киноэпопея «Освобождение», и туда были брошены лучшие кинематографические силы и все ресурсы. «Белому солнцу…» даже не досталось съёмочного крана — его пришлось мастерить прямо на площадке из подручных средств.
Но тем не менее, фильм стал значимой частью советской культуры, приобрёл статус культового, фразы героев устойчиво вошли в разговорную речь и стали поговорками. Жанр истерна и такие его представители как «Неуловимые мстители», «Даурия», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пустыни» стали значимым явлением советского кинематографа, вызвав волну подражаний 60—70-х годов как на центральных студиях, так и на киностудиях среднеазиатских республик. Весь мир узнал, что наши тоже умеют, могут.
Фильм стал одним из талисманов наших космонавтов. Перед каждым стартом космонавты обязательно пересматривают фильм, а вместе с ними и товарищи иностранцы.
Командир корабля Союз ТМА-17 Олег Котов: «Просмотр «Белого солнца пустыни» стал для нас традицией в результате подготовок предыдущих экипажей по съёмкам. Этот фильм используется в качестве пособия для обучения космонавтов киносъёмкам. Как строить план, как работать с камерой, как выставлять сцены. Белое солнце пустыни — эталон операторской работы… …космонавты знают этот фильм более чем наизусть».
«Засим разрешите откланяться. Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Фёдор Иванович».
Что будет, если в "Американский пирог" добавить пучок "Догмы", поперчить "Криком" и обмазать MTV? Культовый сериал 90-х, на который и сегодня приятно взглянуть.
В 1992 году никому не известный Джосс Уидон написал в пику голливудским штампам сценарий, в котором хрупкая девушка не умирала от рук чудовищ, а становилась их самым страшным кошмаром. На студии «Двадцатый век Фокс» сценарий приняли, но распорядились им по-своему. В итоге на экраны вышла банальная комедия о вампирах, не снискавшая в прокате особых лавров.
К счастью, идею «школьного ужастика» не похоронили окончательно. Через несколько лет Уидону предложили снять на основе его сюжетных наработок телесериал. Казалось бы, чем может заинтересовать сериал, в котором миниатюрная блондинка кулаком и добрым словом вышибает дурь из монстров? Внимание на экран!
Один из главных козырей сериала, как это ни парадоксально, — жизненность и актуальность. Да, герои постоянно соприкасались со сверхъестественным, но подчас гораздо больше неприятностей им доставляли банальные житейские неурядицы: плохие оценки в школе, безответная любовь, конфликты с учителями… В общем, все то, что окружает любого нормального подростка — главного потребителя фантсериалов. Зрителям было легко сопереживать героям, которые жили почти такой же жизнью, как и они сами, только чуть более интересной и насыщенной — с охотой на вампиров и спасением мира.
Да и сюжеты в «Баффи» были на любой вкус. Сквозные сюжетные линии соседствовали с самостоятельными сериями: комедийными, драматическими, романтичными, многие из которых были сняты не хуже, чем полнометражные ленты. Не оставались внакладе и те, кто смотрел шоу серия за серией: в каждом сезоне появлялся новый могущественный противник Баффи и ее друзей.
Не менее значимым достоинством «Баффи» стал юмор — ненавязчивый, самоироничный, органично вплетенный в канву повествования.
Кроме того, в легкой форме, доступной молодому поколению, Джосс Уидон постоянно говорил о серьезных, по-настоящему важных предметах. Сериал взрослел вместе с его героями и зрителями.
Музыкальное сопровождение «Баффи» всегда играло значительную роль. Музыка передавала настроение и атмосферу серий.
Лишь один эпизод «Баффи» совершенно лишен музыки и это оправданно сюжетом.
Зато другая серия, «Еще раз и с чувством», — настоящий сорокаминутный мюзикл. В 2002 году вышел одноименный альбом с песнями из этого эпизода. Также за время существования сериала появилось еще три пластинки саундтреков.
Сериал начинается как лёгкий детектив для школьников, но есть нюанс. Первые эпизоды «Баффи — истребительницы вампиров» давали небольшие намеки на грядущее величие этого сериала(в одной из серий детишки буквально съедают директора школы средь бела дня). Финал первого сезона окончательно показал, что Уидон вряд ли будет подстраиваться под ожидания зрителей. Шоураннер «Баффи» пошел во все тяжкие, когда совершенно неожиданно и бескомпромиссно… убил главную героиню прямо на их глазах и бросил помирать в какой-то луже. А что вы хотели? Девочке 16 лет. Какое спасение мира?
В сериале подростки прогуливают уроки, курят за гаражами, пьют пиво и занимаются "этимсамым". Это безобразие волновало взрослых больше, чем повышенная смертность в школе.
А ещё сериал мистически связан с реальностью.
Серия «Голоса», показанная по телевидению США на неделю позже из-за массового убийства в школе «Колумбайн» ‒ одна из самых впечатляющих во всем сериале. После заражения телепатией, Баффи слышит, как кто-то планирует убийство в школе. Душераздирающая серия и финальный трюк в стиле Агаты Кристи.
3 сезон, 18 серия
Сюжетная ветка с секретным подземным бункером не лучшим образом повлияла на репутацию четвертого сезона, который, по мнению многих, был одним из самых слабых в сериале.
Впрочем, всё тот же четвёртый сезон подарил совершенно уникальный эпизод под названием «Тишина», на протяжении которого ни один из персонажей шоу не произносит ни звука. Джентльменов, безусловно, можно назвать наиболее кровожадными и элегантными злодеями в истории телевидения. Они крали голоса, приходили в гости, стучали в дверь и вырезали сердца без шума и пыли. Учитывая тот факт, что «Баффи» во многом сделала себе имя благодаря остроумным и хлестким диалогам, решение выпустить абсолютно молчаливый эпизод было своего рода большим риском. К счастью, «Тишина» оказалась совершенно феноменальной серией. Тук- тук!
«Тишина» (4-й сезон, 10-я серия)
Пятый сезон превратил мрачную фантастику в настоящую драму.
Баффи и её друзья переживают смерть близкого человека, не от вампира или демона, как обычно, а от ужасно реального аневризма мозга.
В 16 серии пятого сезона музыка впервые затихает. На протяжении всего эпизода — начиная с момента, когда Баффи находит тело, и заканчивая сценой, в которой отправляется вместе с ним в морг, — камера безотрывно следует за героиней. Из всех неожиданных смертей, которые являются ярким подчерком Уидона – эта причиняет боль намного сильнее, поскольку обыденна. Боль кажется реальной, даже слишком реальной, и она заденет за живое даже случайного зрителя сериала. Это не только самая лучшая серия «Баффи ‒ истребительницы вампиров», «Тело» считается одной из лучших серий телевидения.
«Тело» (5-й сезон, 16-я серия)
Помимо довольно интересного взгляда на психологию взаимоотношений главной героини, седьмой эпизод последнего сезона дарит нам Холдена «Уэбса» Вебстера, лучшего одноразового персонажа. Многие персонажи «Баффи — истребительницы вампиров» умирают быстрой смертью от заточенной палки, однако далеко не все из них удостаиваются чести для заключительного поклона. Примечательно, что сценарий к этому пугающе прекрасному эпизоду написал Дрю Годдард, который через несколько лет станет автором таких хитов, как «Хижина в лесу», «Кловерфилд, 10», «Марсианин».
«Беседы с мертвецами» (7-й сезон, 7-я серия)
Призраки, мумии, оборотни, вампиры, древние ордена, банды малолеток, безумные ведьмы, колдуны - ботаники, параллельные миры, банальные насильники, серийные убийцы, самки богомолов, демоны и даже сам граф Дракула — казалось бы, что еще можно добавить к этому перечню?
В конце каждого сезона «Баффи» поклонники оставались в уверенности, что теперь-то все свежие идеи исчерпаны, и дальше начнется высасывание сюжетов из пальца. И всякий раз Джосс Уидон находил, чем удивить им же самим избалованного зрителя.
Семь лет подряд отважная Баффи вела неравную борьбу с силами зла, умирала и возвращалась к жизни, находила и теряла любовь, друзей, цель в жизни… Но всему приходит конец: в 2003 году сериал был закрыт. Оно и понятно - девяностые то закончились. Чужие 90-е, которые мы любим.
Но Злу не стоит расслаблять булки, ибо потёмным улицам летит Ночной Дозор по пыльным американским дорогам, под классический рок, уже мчится чёрная Chevrolet Impala 1967 года...
Через двести лет после гибели главной героини трёх предыдущих фильмов военные учёные клонируют женщину, чтобы заполучить эмбрион «королевы»-матки инопланетных чудовищ, который вызревал в теле героини на момент её смерти. Из-за смешения ДНК клон получается человекоподобным, но обладающим некоторыми инопланетными способностями – в частности, кислотной кровью. Когда новая героиня узнает, как она появилась на свет, и вспоминает, как умерла в прошлой жизни, она интересуется, растет ли вырезанный из её тела эмбрион. Получив утвердительный ответ, она саркастично улыбается и констатирует: «Она принесёт потомство. Вы умрёте».
Плыву я сквозь волны и ветер к единственной маме на свете.
Вышедший в 1992 году «Чужой 3» снимался как завершение цикла. У него не могло быть продолжения, поскольку главная героиня «Чужого» Эллен Рипли в финале погибала, пожертвовав собой ради уничтожения зародыша матки инопланетных монстров. Но для Голливуда нет ничего невозможного. Особенно когда речь идет об одном из самых известных фантастических киносериалов. И потому в 1997 году Сигурни Уивер вернулась на экран.
«Чужой 3» был пыткой для многих работавших над ним творцов, и никто из них, включая продюсеров из курировавшей цикл студии Brandywine Productions, не горел желанием возвращаться в мир галактических монстров. Но межгалактическая корпорация Fox не могла игнорировать мировые сборы картины в 160 миллионов долларов (при бюджете в 50-55 миллионов долларов). Это, правда, была не та сумма, при которой сиквел начинают снимать немедленно, не обращая внимания на все сомнения и возражения. Однако Fox видела, что коммерческий потенциал цикла ещё не исчерпан. И она искала того, кому можно было доверить возвращение Чужих из, в общем-то, могилы.
типичный сериал для школьников в 90-х
В середине 1990-х такой человек нашелся. В год выхода «Чужого 3» в американском прокате появилась молодежная картина «Баффи - истребительница вампиров»(не путать с шикарным сериалом), сочиненная дебютировавшим в кино сценаристом Джоссом Уидоном, ранее работавшим над семейными ситкомами. «Баффи» не произвела большого впечатления на зрителей и критиков, но зато запомнилась тем продюсерам, кто искал свежий, оригинальный сценарный голос. И Уидон (будущий режиссер «Мстителей» и автор культовых сериалов «Баффи – истребительница вампиров» и «Светлячок») в последующие годы официально и неофициально приложил руку к множеству сценариев известных картин. В частности, он работал над «Скоростью», «Историей игрушек» и «Водным миром».
Художественный фильм "Скорость" разогнал популярность этой парочки до мировой
Среди прочих проектов Уидону предложили подумать над новой серией «Чужого». Поскольку Fox знала, что Уивер с готовностью «убила» своего персонажа в «Чужом 3», потому что не хотела больше сниматься в цикле, продюсеры студии решили, что героиней нового фильма может стать взрослая Ньют – маленькая девочка из «Чужих», погибшая в промежутке между второй и третьей картинами. Мол, Ньют вернули к жизни с помощью клонирования, чтобы превратить в воюющего с монстрами спецназовца. Ведь если она единственная из всей своей колонии пережила нападение Чужих, хотя в то время была крохотной девчушкой, то она станет супервоином, когда вырастет и пройдет специальное обучение. Как автор фильма о сражающейся с вампирами старшекласснице, Уидон был идеальным сценаристом для такого проекта.
С готовностью взявшись за дело, большой поклонник «Чужого» и «Чужих» за несколько месяцев подготовил для студии 30-страничную сценарную разработку и занялся полноценным сценарием. Но пока Уидон сочинял, продюсеры Fox перечитали финансовые сводки «Баффи» (это было несложно – студия была прокатчиком ленты) и осознали, что выпускать «Чужого» с молодой героиней, которая не так известна публике, как Эллен Рипли, – слишком большой риск. Поэтому вместо фактического перезапуска цикла продюсеры решили сделать Уивер финансовое предложение, от которого та не сможет отказаться, и вернуть её героиню в кадр. Уидону же было приказано сочинить новый сценарий, где клонировали уже Рипли.
Сценарист был от нового замысла не в восторге. Он уже прикипел душой к истории Ньют, и возвращение к жизни героини, которая героически погибла ради спасения человечества, казалось ему надругательством над памятью Рипли. Ньют, напротив, погибла во время криосна, и она толком не успела пожить. Так что ее «второй шанс» был логичным и уместным.
Однако Уидон был слишком амбициозным и влюбленным в фантастику автором, чтобы по собственной воле передать «Чужого 4» другому сценаристу – вполне возможно, менее талантливому и хуже разбирающемуся в цикле. Поэтому Уидон, поскрипев зубами, взялся за новый текст, который он решил выстроить вокруг мысли о том, что клонирование Рипли – чудовищное преступление, приводящее к новой масштабной трагедии и даже ставящее под угрозу Землю. Такая вот фига в кармане в адрес студийных боссов.
Хотя в новом сценарии главной героиней вновь была Рипли, это была уже не та женщина, которую зрители привыкли видеть в кадре. Во время клонирования военные ученые не смогли полностью разделить Рипли и созревавшую в ее теле матку Чужих, и потому новая Рипли унаследовала некоторые генетические черты своего паразита – начиная с кислотной крови и повышенных рефлексов и заканчивая способностью понимать Чужих и сочувствовать им. Это не только гарантировало, что четвертый «Чужой», названный «Чужой: Воскрешение», будет заметно отличаться от трех предыдущих серий, но и обеспечило Сигурни Уивер интересный «художественный вызов» – возможность сыграть старую героиню в новом, причудливом ключе. Именно это в первую очередь привлекло Уивер к проекту.
Хотя 11 миллионов долларов гонорара и полномочия сопродюсера также пришлись очень кстати. По воспоминаниям Уидона, Уивер требовала, чтобы он сделал Рипли как можно более странной и «нечеловечной», чтобы её было как можно более интересно играть.
К тому времени когда Уивер подписала контракт на участие в съемках, Fox уже наняла Вайнону Райдер на вторую главную женскую роль картины. Если в предыдущих сериях «Чужого» роботы-андроиды выглядели как мужчины, то Уидон сделал андроида «Воскрешения» женщиной, чтобы провести феминистскую параллель между роботом и мутантом. Как новая Рипли, так и новый андроид – сильные и независимые «женщины», которые не уверены в своём праве на существование. В отличие от мужчин, которые об этом даже не задумываются, обе героини проводят весь фильм, прежде чем решают, что всё же должны жить дальше. Несмотря на то, что обе они – преследуемые и потенциально опасные отщепенки. Это, заметим, очень часто встречающаяся идея в сценариях Уидона – отщепенцы собираются вместе, находят общий язык, становятся лучшими друзьями и помогают друг другу разглядеть смысл своих жизней.
Поскольку Райдер ранее играла роли совсем другого плана (Мина в «Дракуле», Ким в «Эдварде Руки-ножницы»…), студийные продюсеры сомневались, что очень популярная в 1990-х актриса согласится сыграть робота. Но оказалось, что Райдер – большая поклонница «Чужого», и долго уговаривать её не пришлось.
Подбирая картине режиссёра, продюсеры по традиции искали начинающего, но амбициозного постановщика с ярким художественным видением. Очевидным кандидатом в то время был британец Дэнни Бойл, который уже выпустил «Неглубокую могилу» и приступил к съемкам «На игле», но с ним договориться не удалось. Не сговорились продюсеры и с новозеландцем Питером Джексоном (будущим режиссером «Властелина Колец»), и с американцем Брайаном Сингером, которому Fox в дальнейшем доверила «Людей Икс». А вот француза Жан-Пьера Жёне, постановщика весьма специфических «Деликатесов» и «Города потерянных детей», голливудское приглашение увлекло.
Вообще-то Fox пыталась нанять Жёне вместе с его напарником и соавтором Марком Каро, поскольку в то время они считались неразлучным дуэтом. Но если Жёне хотел попробовать себя на «фабрике грез», то Каро это было совершенно неинтересно. В результате их дуэт распался, и Жёне и Каро больше как сорежиссёры не работали. Впрочем, этот «развод» был мирным, и Каро, художник и дизайнер по первой специальности, даже помог бывшему напарнику с дизайном скафандров для «Воскрешения».
С самого начала Жёне поставил Fox два существенных условия. Во-первых, он был готов снимать лишь при условии, что ему позволят создать картину в его фирменном мрачно-эксцентричном стиле, с гротескным юмором. Продюсеры на это согласились, поскольку они меньше всего хотели, чтобы новый «Чужой» оказался шаблоннной, ничем не примечательной лентой. Во-вторых, Жёне потребовал, чтобы ему разрешили привлечь к проекту нескольких ведущих членов съемочной группы, с которыми режиссёр работал во Франции. Прежде всего, это были оператор-постановщик Дариус Хонджи (уроженец Ирана, проведший детство во Франции и молодость в США) и супервайзер визуальных эффектов Питоф (Жан-Кристоф Комар), будущий режиссёр «Видока» и печально известной «Женщины-кошки». Студия согласилась и на это. Позднее Жёне шутил, что над фильмом работало столько французов, что «Воскрешение» было французской картиной – просто снятой в Америке на голливудские деньги.
Вместе с закадровыми сотрудниками Жёне нанял двух «своих» актёров – американского здоровяка Рона Перлмана, героя «Города потерянных детей» и будущего героя «Хеллбоя», и французского комика Доминика Пинона, играющего у Жёне во всех его картинах.
Также наёмников сыграли Майкл Уинкотт и Гэри Дурдан. Дэн Хедайя из «Коммандо» изобразил руководящего экспериментами генерала Переса, а Брэд Дуриф из хоррор-цикла «Детская игра» сыграл доктора Гедимана, экспериментирующего с Чужими и Рипли. Также в картине засветился Рэймонд Крус, будущий герой полицейских сериалов «Ищейка» и «Особо тяжкие преступления». Он сыграл солдата из охраны корабля, который вместе с наемниками и Рипли пытается сбежать от разбушевавшихся Чужих.
Позднее Джосс Уидон признался, что ему не нравился кастинг второстепенных ролей в «Воскрешении», поскольку у каждого из персонажей их характер был буквально на лице написан, и это не оставляло места для «неожиданных сюжетных ходов» («Зрители думают, что этот персонаж нормален, а он внезапно оказывается психопатом!»). Но это была особенность режиссёрского видения Жёне – набирать актёров с яркими, эффектными лицами, не требующими долгих пояснений («И так видно, что этот герой из себя представляет!»).
Подчеркнутая визуальность подхода Жёне сразу стала очевидна всем членам группы, когда они увидели подготовленный им совместно с Уидоном режиссёрский сценарий. Каждый фрагмент, даже сугубо разговорный, сопровождался раскадровочным рисунком, поясняющим, как эта сцена будет сниматься. Конечно, подробными раскадровками в Голливуде никого не удивишь. Но даже те режиссёры, кто обожает их рисовать, редко включают их непосредственно в сценарий. При этом после завершения картины обнаружилось, что большинство сцен было снято в точном соответствии с раскадровками Жёне. Это тоже редкость, потому что съемочная площадка часто подсказывает лучшие решения, чем те, которые сложились в голове постановщика до начала съемок. И нужно быть абсолютным «визуалом», чтобы найти все наилучшие ракурсы задолго до появления в павильоне.
Приступая к голливудскому проекту, Жёне полагал, что в Америке всё будет совсем не так, как во Франции. Доверяя популярному мифу, он думал, что американские продюсеры с готовностью тратят деньги, но вставляют режиссёрам палки в колеса, когда те начинают художественные эксперименты и отходят от голливудских стандартов. Но на деле Жёне работал в Штатах так же, как во Франции. Продюсеры переживали из-за съемочных проволочек и лишних трат (бюджет в 70 миллионов долларов был достаточно существенной суммой, чтобы в неё можно было уложиться без сверхъестественных ухищрений), но позволяли Жёне снимать так, как он считал нужным. Так что, в отличие от настрадавшегося из-за конфликтов с продюсерами режиссёра «Чужого 3» Дэвида Финчера, француз здорово провел время на съемках своего «Чужого».
Конечно, это не означало, что снимать «Воскрешение» было просто, легко и приятно. Но Жёне должен был лишь решать художественные проблемы, а не, как в свое время Финчер, днем пахать на площадке, а по ночам ругаться с продюсерами и студийными чиновниками по другую сторону Атлантики.
Не спать ночами Жёне не приходилось ещё и потому, что, в отличие от трех предшественниц, его картина полностью снималась в Америке, на студии Fox в Лос-Анджелесе. На этом настояла Сигурни Уивер, которая сочла, что переезды из страны в страну выматывают группу и только мешают работать.
Съемки, которые проходили с октября 1996 года по февраль 1997 года, начались с самой сложной и опасной сцены – эпизода, в котором персонажи погружаются под воду и проплывают через затопленный корабельный камбуз. Этот фрагмент длится лишь несколько минут, но его съемки заняли целый месяц, и они потребовали основательной подготовки всех участвовавших в них актёров и членов группы.
Главная трудность этой сцены заключалась в том, что камбуз был полностью затоплен, и актёры в промежутках между дублями не могли всплывать на поверхность, чтобы подышать воздухом. Поэтому за пределами кадра звезд страховали водолазы с баллонами с воздухом и дыхательными трубками. Благодаря этому актёры могли десятки минут проводить под водой. Но, конечно, это все равно было неприятно и опасно. Особенно поначалу. Предварительно звёзды провели несколько недель, тренируясь в обычном бассейне, но есть большая психологическая разница между нахождением под водой в открытом бассейне и в закрытом «аквариуме».
Хуже всего пришлось Вайноне Райдер, которая в 12 лет едва не утонула и с тех пор панически боялась глубокой воды. Она надеялась, что ее сможет подменить дублерша, но, поскольку у ее героини была очень короткая прическа, лицо Колл было хорошо видно на экране. Так что Райдер пришлось победить страх и плыть вместе со всеми.
Для подводных съемок можно было арендовать большой «аквариум», но ближайшее место с достаточно большим бассейном было в калифорнийском городе Сан-Диего, и студия Fox решила, что лучше построить бассейн в одном из студийных павильонов и в дальнейшем использовать его для съемок других лент. Так что подводная декорация была оборудована в специально построенном аквариуме глубиной в 4,5 метра и длиной и шириной в 45 и 36 метров. Это позволило оператору-постановщику заранее определить, какое подводное освещение ему понадобится, и приказать надежно и безопасно вмонтировать источники света в стены сооружения. Поэтому актёрам и подводным операторам не угрожал случайный удар током от протянутых под водой кабелей и установленных в аквариуме подводных софитов.
Съемки сцены, в которой Рипли играет в баскетбол и попутно «надирает задницы» наемникам в рукопашной схватке, таких ухищрений не потребовали, но они также заставили Уивер основательно потренироваться. Жёне решил, что, чтобы продемонстрировать новые способности Рипли, героиня должна не глядя и небрежно, через себя, забросить мяч в корзину. Во время подготовки к картине Уивер научилась это делать с приличной точностью (она попадала один раз из шести бросков). Но в ходе съёмок оказалось, что актрисе придётся бросать мяч с куда большего расстояния, чем во время тренировок. На репетиции Уивер ни разу не поразила корзину, и Жёне смирился с мыслью, что придется потратиться на спецэффектный «бросок» с помощью компьютерной графики. Но, когда включили камеру, актриса после серии неудачных попыток все же точно забросила мяч в кольцо! Тоже снимавшийся в этой сцене Рон Перлман был так поражен, что вышел из образа и воскликнул «О боже!». К счастью, это не испортило дубль.
В то время компьютерная графика уже входила в моду, но еще не использовалась постоянно, и многие спецэффектные сцены «Воскрешения» были созданы по старинке. Космические корабли были изощренными миниатюрными моделями, взрослые Чужие – каскадерами в костюмах, а монстры поменьше и побольше – хитроумными куклами-марионетками. Во многих сценах Чужого играл Том Вудрафф, руководитель спецэффектной студии Amalgamated Dynamics, ранее работавшей над «Чужим 3». Поскольку Вудрафф ранее был подчинённым Стэна Уинстона, он также трудился над «Чужими».
Перед началом съемок Жёне с ближайшими сотрудниками тщательно изучил три предыдущих ленты о Чужих, чтобы в своей работе не перечеркнуть достижения предшественников, а вдохновиться ими и пойти дальше – например, сделать дизайн монстров более детальным и убедительным. Наибольшую фантазию режиссёр и его коллеги проявили, когда работали над своим уникальным вкладом в цикл – «гибридным Чужим», соединившим в себе инопланетные и человеческие гены. Его главным отличием от предшествующих монстров были большие, почти собачьи глаза. Также у гибрида, по замыслу режиссёра, должен был быть стандартный пенис пикабушника, но студия решила, что без этой анатомической детали мутант как-нибудь обойдется.
«Чужой: Воскрешение» вышел в прокат 26 ноября 1997 года. В Америке он прошел заметно хуже, чем его предшественник, но зарубежные сборы это скомпенсировали, и во всем мире 70-миллионная картина заработала столько же, сколько «Чужой 3», – 160 миллионов долларов. То есть она едва окупила студийные расходы.
Критики писали о ней более лестно, чем о фильме Дэвида Финчера, но даже защитники фильма признавали, что это в лучшем случае полуудача. Потому что Чужие у Жёне получились нестрашными, а картина – скорее причудливой, чем увлекательной, и больше смешной, чем драматичной. Со временем к хору критиков присоединился даже Джосс Уидон. Презрев голливудскую традицию не выносить сор из избы и не критиковать коллег и сотрудников, он как-то сказал в интервью, что «Воскрешение» – потрясающий пример того, как можно извратить сценарий за счет одних лишь ошибочных постановочных решений (кастинга, операторской и дизайнерской работы и так далее). Это была удивительно жёсткая критика, но Уидону, очевидно, надоело, что многие обвиняют его сценарий в художественном провале фильма.
Если «Чужого 3» со временем стали ценить всё выше и выше, то «Воскрешение» критиковали едва ли не чаще, чем тогда, когда лента вышла в прокат. Пока не начали клепать нечто без Рипли. Тут-то зритель и обомлел.
Нет, господа-товарищи! Давайте считать настоящего "Чужого" только с Эллен Рипли(или её клоном).
Итак, у нас есть четыре фильма. И все они разных жанров: триллер, боевик, драма, приключения. И все они по своему прекрасны(главное не смотреть их в рафинированном дубляже, где зеки и вояки, увидев инопланетную тварь, пожирающую их товарища, говорят элегантное "ох, какая досада").
У «Воскрешения» есть определенные достоинства, и одно из них – его позитивность. Если в предыдущих лентах к финальным титрам почти никто не оставался в живых, то в «Воскрешении» от Чужих помимо Рипли спаслось несколько наёмников и немало военных. Так что, когда героиня в начале картины произносит запомнившуюся зрителям фразу о том, что размножение Чужих сулит неминуемую смерть, она преувеличивает. И её ошибка вселяет во вдумчивых зрителей надежду, что их собственные пессимистические прогнозы тоже могут оказаться преувеличением.
Ну а финал фильма даёт нам, поклонникам вселенной ксеноморфов, надежду, на то, что когда-нибудь, когда-нибудь мы увидим «Чужой 5: Fallout».
— Афанасий! А ты не знаешь, что там ООН насчёт Гондураса решил? — Кто он?
В 1975 году художественный фильм «Афоня» посмотрело 62 миллиона зрителей. И чем больше проходило лет, тем больше зритель понимал насколько это гениальная картина.
Это первый фильм сценариста Александра Бородянского. Это потом по его сценариям снимут множество фильмов: и «Зимний вечер в Гаграх», и «Мы из джаза», и «Курьер» ... А тогда он вообще работал штукатуром-маляром и учился заочно на сценарном отделении ВГИКа. Жизнь автора чем-то напоминала жизнь его героя, и Александр сначала хотел сделать Афоню маляром, но в семидесятых сантехники были популярнее, про них все время сочиняли анекдоты, в газетах писали критические статьи.
И вот Бородянский придумал историю про сантехника, про человека, который прозевал собственную жизнь. В этой идее прожигании жизни и скрывается смысл и суть фильма «Афоня». Получилась вещь в лучших традициях русского критического реализма, и при этом комедия. Что с ней делать? Приятель посоветовал отправить на конкурс сценариев о жизни рабочего класса. Смех, да? Афоня — бездельник, пропойца... но ведь рабочий же? Бородянский отправил, сценарий дебютанта занял призовое место. Он был очень счастлив, когда получил телеграмму: снимать фильм «Афоня» будет Данелия!
"Милый, чё, да милый, чё навалился на плечо?"
По сценарию Афоня нравился женщинам, поэтому играть его должен был кто-то убедительный. Были претенденты на главную роль фильма: Владимир Высоцкий (и тогда Афоня должен был взять гитару и спеть что-нибудь, разрывающее душу) и Леонид Куравлев.
Данелия насчет Куравлева сомневался: слишком популярный, после роли в фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» вся страна его просто обожает. А тут алкоголик - раздолбай. Казалось бы идеальная роль для Высоцкого. Но. Афоню в исполнении Высоцкого зрители просто возненавидели бы.
Куравлев в фильме «Афоня» покорил зрителей. Простодушный и даже в низостях обаятельный Афоня Куравлева вызывал какое-то удивительное сочувствие. И может быть, это милосердие.
И всем остальным героям фильма невольно сочувствуешь. Когда фильм «Афоня» вышел в прокат и начались творческие встречи, оказалось, что публике ужасно понравился Федул, которого играл актёр Борислав Брондуков. Его всегда встречали горячими аплодисментами. Роль Федула была сначала микроскопической, но Брондуков так понравился режиссёру, что он расширил её до нескольких сцен. Борислав Брондуков - великий актёр второго плана.
К слову о великих. Не бывает маленьких ролей - бывают маленькие актёры.
Самым главным фаворитом зрителей оказался вообще Савелий Крамаров, сыгравший маленькую роль Егозы, друга детства Афони. Казалось бы, появился на пять минут...
На роль Кати, влюбленной в Афоню еще со школьных лет, Данелия сразу утвердил Евгению Симонову, студентку Щукинского училища. Она была такой светлой, трогательной — если кто и может спасти пустоглазого сантехника, то вот этот ангел. Интересным фактом создания фильма «Афоня» стало то, что Симонова уже отправлялась в Башкирию сниматься в «Пропавшей экспедиции». Данелия злился, искал новую Катю, но второй такой найти не мог. И тогда директор картины полетел в Башкирию, как-то там договорился, всех убедил и Евгения на три дня прилетела с ним в Ярославль, сниматься у Данелии в фильме «Афоня». За это отдельная благодарность.
В СССР секса не было. Была любовь.
Любовную сцену снимали, преодолевая сопротивление Куравлёва. Ему неловко было сниматься в любовной сцене с девушкой на 20 лет моложе, и он наотрез отказался снимать штаны: впрочем, в СССР сцены соития до перестройки часто снимали именно так. Секс в советском кино — это когда её голова лежит у него на плече, они разговаривают и смотрят друг на друга. Эту сцену сняли за один дубль. Кончили и разбежались. Никакой срамоты!
Художественный фильм про сантехника Афоню должен был закончиться трагедией. Сценарист написал честный финал этой истории, и мы понимаем, что по карме и справедливости могло быть только так. Афоня валяется в алкогольном угаре на лётном поле в провинциальном аэропорту, ему всё равно куда лететь, его жизнь — полный провал. Женщина, в которую он влюблен, даже не помнит о его существовании. Влюблённую в него девушку Катю он жестоко бросил. Тётя Фрося, которая воспитала его и была вместо матери, умерла год назад, а он и не знал.
Что совсем добило Афанасия, так это пачка писем, которые тётка присылала себе от его имени: пусть в деревне знают, племянник её не забыл..
Итак, здесь, на маленьком аэродроме на краю географии, Афоня понимает, что оказался в полном тупике, и жизнь можно закрывать...
К нему подходит милиционер, просит предъявить документы. Афоня достает паспорт: на фотографии веселый беззаботный парень, кудрявый, с открытой улыбкой. А милиционер (и мы!) видит бесцветного мужчину с пустыми глазами и пустой душой. Конец.
Афоня в полной мере заслужил такой мрачный финал, но Данелии он не нравился. Справедливо, но разве любовь не выше справедливости? Разве не заслуживает надежды даже такая пропащая душа? Возможно, вы сказали бы — нет. Вы усадили бы медсестру Катю с ангельской внешностью актрисы Евгении Симоновой рядом, налили бы чаю и объяснили кое-что про настоящие ценности. «Ох, сестрёнка, поверь, что нет такого мужчины, за которым стоит бегать по провинциальным аэропортам. И разве ты забыла, как жестко он тебя обманул?»
Но есть женщины в русских селеньях. Они не считают зазорным спасать своей чистой любовью даже и таких, как Афоня. А главное, конечно, Данелия. Георгий Данелия не хотел рассказывать сказку с несчастливым концом. Он хотел, чтобы в финале был хотя бы проблеск надежды. "Афоня" - это "Золушка" для мальчиков мужиков.
И они со сценаристом Александром Бородянским придумали такое: в Аэропорту Афоню окликает Катя: «Афанасий, мне кто-то позвонил, я подумала, что это вы».
Легендарный сериал «Секретныематериалы» вышел 30 лет назад. Создатели хотели поразить зрителя инопланетянами и теорией заговора. Но зритель, внезапно, поразился химией двух напарников ФБР и интересными "проходными" сериями. Как оказалось, жизненные и околонаучные темы гораздо ближе телезрителям, чем "инопланетяне, Малдер, инопланетяне".
Серии, никак не влияющие на основной сюжет, получились как отдельные хорошие фильмы и их и сейчас приятно пересматривать.
Помните "человека" способного проникать через вентиляцию? Не как Брюс Виллис, а через настоящую вентиляцию, где и кошка не пролезет. Он периодически просыпался и кушал печёночку человеков, чтобы впасть в спячку на 30 лет. Он появился в третей серии первого сезона. 30 лет назад.
Этот парень был из тех, кто прославил сериал, хотя абсолютно никак не был связан с сюжетом. Создатели, внезапно, поняли, что можно делать проходные серии. Человек, переключающий каналы, может наткнутся на серию и посмотреть её полностью, хотя ничего не знает о сюжете сериала. И "монстр недели" стал фишкой.
А самым страшным этого монстра делает то, что такие "форточники" существуют среди нас.
Есть среди проходных серий и не такие жуткие. И даже комедийные.
4х20 Small Potatoes [Пустая картошка]
Вероятно, одна из любимых серий шипперов, где герой Дарина Моргана (да на этот раз он исполнил роль, а не написал сценарий), обладающий способностью менять свою внешность, принимает облик Малдера и решает соблазнить Скалли. А так как он таким способом умудрился обрюхатить нескольких жён, то вероятно Скалли ждала та же участь.
Привет, блудливая Калифорния!
Не брезговал сериал и отсылками к классике научпопа.
1х07 Ice [Лёд]
Классический эпизод и наиболее любимая фанатами серия, снятая в стиле «Нечто»Карпентера. На Арктической базе в Аляске при таинственных обстоятельствах пропадает связь с группой учёных. Малдер и Скалли, геолог, доктор, биолог и лётчик по прозвищу «Медведь» прибывают на место происшествия и сталкиваются с чужеродным организмом, который проникает в людей и вызывает у них агрессию, словно в фильме «Сумасшедшие»Джорджа Ромеро. Завораживающий саспенс, чувство неуютной клаустрофобии, параноидальное недоверие друг к другу превращают данный эпизод в нехилый такой интригующий триллер. Ещё раз: серия смотрится как отдельный фильм!
Или вот фильм серия с экшоном!
5x18 The Pine Bluff Variant [Вариант Пайн-Блафф]
Эффектный и очень энергичный эпизод с классным музыкальным сопровождением. Квинтэссенция непрерывного драйва замиксованного в бурный коктейль из хитрых террористов, биологической угрозы, сломанных пальцев Малдера, ограбления банка и кучи трупов. Просто феерия какая-то.
Только не подумайте, что сериал превратился в "Сопрано". Вот вам серия с чёрным юмором из того же сезона.
5x12 Bad Blood [Плохая кровь]
Винс Гиллиган, вероятно, написал самый смешной эпизод всего сериала, который очень сильно любит сама Джиллиан Андерсон. Гиллиган берёт структуру «Расёмон» и декларирует историю про вампиров с разных точек зрения, а именно от лица Скалли и от лица Малдера. И каждая из этих версий может похвастаться плеядой смешных моментов и нелепых ситуаций. Малдер, который использует вместо распятия хлебные булочки и уверяет Скалли, что шериф деревенщина и у него кривые зубы, достоин аплодисментов.
Есть мнение, дескать все сериалы нужно кончать на третьем сезоне. Но "Секретные материалы" имели это ввиду! В пятом сезоне сериал раскрывает мякотку. Откиньте всё и насладитесь четвёртой серией пятого сезона.
5x04 Detour [Объезд]
Это словно сюжет «Хищника» с Арнольдом Шварценеггером перекочевал во вселенную «Секретных материалов» только без явной темы маскулинности, но с явным экологическим подтекстом. Впечатляющий эпизод, сделанный на высоком режиссёрском уровне с изобретательными визуальными эффектами, интригующим сюжетом и бодрым ритмом.
И да, рыжее на зелёном выглядит великолепно! Теперь и в 4к!
От визуала к сценарию.
3х04 Clyde Bruckman's Final Repose [Последний покой Клайда Брукмена]
Лучшая написанная работа Дарина Моргана, которая вошла в список «10 величайших эпизодов в истории телевидения по версии TV Guide». Могран мастерски держит баланс между комедийными и драматическими моментами, где герой Клайд Брукман – экстрасенс, который умеет предсказывать смерть – под своими ироничными остротами, скрывает свою настоящую добрую душу. Не зря актёр Питер Бойл получил премию Эмми за роль Клайда Брукмана. Прекрасная и очень трогательная серия.
Пришельцы, Малдер, пришельцы!
Проходные серии были настолько хороши, что я выключал серии, при первом же намёке про пришельцев. Главная тема с "они среди нас" такое УГ, что...
Однако! Эта серия меня поразила!
Если бы режиссёру М. Найт Шьямалану предложили снять какой-нибудь эпизод «Секретных материалов», то у него получилось что-то вроде серии «Полевая поездка». Сюжет иллюзорно сообщает, что история каким-то образом будет связано с темой инопланетян, а в действительности имеет совсем иное содержание, бесспорно удивляющее неожиданными и приятными твистами, после которых охота крикнуть: вот это поворот!
6х21 Field Trip [Полевая поездка]
Bad boys, bad boys. Watcha gonna do, watcha gonna do When they come for you.
В конце 90-х, начале 2000-х было очень популярно шоу про работу мериканских копов. И как же было приятно увидеть в этой псевдодокументалистике работу двух агентов ФБР Малдера и Скалли.
"Копы икс" (7 сезон, 12 серия)
- Ты понимаешь, что нас снимают? Своими разговорами об оборотне ты лишишься карьеры.
- Какой карьеры, Скалли?!
Были у сериала и комиксовые герои.
Пушер (3 сезон, 17 серия)
Роберт Патрик Моделл, человек который обладает способностью заставлять других делать абсолютно всё, что он хочет. Просто попросив. Как с такой силой остаться человеком?
А ещё агенты ФБР занимаются, как это ни странно, детективщиной. И почти всегда дела в стиле "собака Баскервилей".
Начало серии под названием "Надувательство" включает в себя классическое введение в заблуждение. Показана таинственная фигура, пробирающаяся в бассейн на заднем дворе с двумя братьями. После минуты напряженного ожидания он появляется и пугает мальчиков. Фигура, которая их пугает, известна как Человек-аллигатор и является любящим отцом мальчишек. "Милый розыгрыш" - думаешь ты. В кой то веки в начале серии монстр никого не уби... И тут на Человека-аллигатора нападает монстр.
Скалли и Малдера привлекают к расследованию дела, которое, как мы узнаем, является новейшим дополнением к 28-летней серии подобных нападений. Действие эпизода происходит в сообществе бывших цирковых артистов, и эта мрачная история действительно превращается в Цирк на ножках.
Надувательство (2 сезон, 20 серия)
Что вас заставило думать, что я работал в Цирке?
Вообще, в "Секретных материалах" довольно много комедии. Очередная юморестка называется Постмодернистский Прометей (5 сезон, 5 серия).
После появления в "Пусть говорят" "Шоу Джерри Спрингера" мать-одиночка просит Малдера рассказать интригующую историю о паранормальных явлениях — она утверждает, что была оплодотворена неизвестным существом 18 лет назад. Теперь произошло аналогичное нападение, и женщина снова беременна. В конце концов, расследование Малдера и Скалли приводит их к своего рода сумасшедшему ученому. "Постмодернистский Прометей" - забавный пересказ классической истории Франкенштейна и напоминает нам, что, хотя саспенс и ужас являются основными элементами "Секретных материалов", создатели сериала знают, как повеселиться.
А ещё создатели знают, что самые страшные существа живут не где-то там в космосе, а тута.
Серия с названием "Дом" стала эталоном ужасов на телевидении с тех пор, как впервые вышла в эфир в октябре 1996 года. Как сообщила "Нью-Йорк таймс", серия поставила под сомнение систему рейтингов телевидения и была запрещена к показу в течение трех лет(!) после его первоначального показа. «Дом» стал единственной серией, которую ни разу не повторяли ни в одном марафоне «Секретных материалов» на Fox. В некоторых странах эту серию и не видели, ибо она была изъята из двд коллекции.
Это 2 серия 4 сезона.
Серия начинается с того, что ребята со средней полосы США закапывают ребёнка в поле и продолжают свои интересные семейные дела до самого конца. Это настоящий монстр недели в сериале "Секретные материалы", который показал нам, что его создатели не боятся выходить за рамки дозволенного.
Хорошо в деревне летом. Ты только приезжай.
Великолепных серий в "секретных материалах" великое множество. Проще упомянуть сюжетные серии с пришельцами:
1X09 Падший ангел Fallen Angel 19.11.1993
1X16 В.Б.О. E.B.E. 18.02.1994
1X23 Колба Эрленмейера The Erlenmeyer Flask 13.05.1994
2X01 Маленькие зелёные человечки Little Green Men 16.09.1994
2X04 Бессонный Sleepless 07.10.1994
2X05 Дуэйн Бэрри Duane Barry 14.10.1994
2X06 Восхождение Ascension 21.10.1994
2X08 Один вздох One Breath 11.11.1994
2X10 Красный музей Red Museum 09.12.1994
2X16 Колония Colony 10.02.1995
2X17 Конец игры End Game 17.02.1995
2X25 Анасази Anasazi (навахо) 19.05.1995
3X01 Благословенный путь The Blessing Way 22.09.1995
3X02 Скрепка Paper Clip 29.09.1995
3X09 Нисэй Nisei (яп.) 24.11.1995
3X10 731 731 01.12.1995
3X15 Пайпер Мару Piper Maru 09.02.1996
3X16 Апокриф Apocrypha 16.02.1996
3X20 "Из открытого космоса" Джо Чанга Jose Chung'S 'From Outer Space' 12.04.1996
4X07 Мечты курильщика Musings of a Cigarette Smoking Man 17.11.1996
4X08 Тунгуска Tunguska 24.11.1996
4X09 Терма Terma 01.12.1996
4X14 Помни о смерти Memento Mori (латынь) 09.02.1997
4X17 Время летит Tempus Fugit (латынь) 16.03.1997
4X18 Макс Max 23.03.1997
4X21 Нулевой итог Zero Sum 27.04.1997
4X24 Гефсиманский сад Gethsemane 18.05.1997
Возвращение Redux 02.11.1997
5X03 Возвращение II Redux II 09.11.1997
5X05 Рождественский гимн Christmas Carol 07.12.1997
5X07 Эмили Emily 14.12.1997
5X13 Пациент «Икс» Patient "X" 01.03.1998
5X14 Красное и чёрное The Red and the Black 08.03.1998
5X20 Конец The End 17.05.1998
6X01 Начало The Beginning 08.11.1998
6X04 Страна грёз Dreamland 29.11.1998
6X05 Страна грёз II Dreamland II 06.12.1998
6X10 Резолюция Сената №819 S.R. 819 17.01.1999
6X11 Два отца Two Fathers 07.02.1999
6X12 Один сын One Son 14.02.1999
6X22 Биогенез Biogenesis 16.05.1999
7ABX01 Шестое вымирание The Sixth Extinction 07.11.1999
7ABX02 Шестое вымирание II: Любовь к судьбе The Sixth Extinction II: Amor Fati (итал. ) 14.11.1999
7ABX10 Бытие и время Sein Und Zeit (нем.) 06.02.2000
7ABX11 Закрытие Closure 13.02.2000
7ABX15 По-дружески En Ami (фр.) 20.03.2000
7ABX22 Реквием Requiem 21.05.200
8ABX02 Снаружи Without 12.11.2000
8ABX13 Вручную Per Manum (латынь) 18.02.2001
8ABX14 Этого не может быть This Is Not Happening 25.02.2001
8ABX15 Живой мертвец Deadalive 01.04.2001
8ABX16 Три слова Three Words 08.04.2001
8ABX18 Они идут Vienen (исп.) 22.04.2001
8ABX20 Сущность Essence 13.05.2001
8ABX21 Существование Existence 20.05.2001
9ABX01 Ничего особенного сегодня не случилось Nothing Important Happened Today 11.11.2001
9ABX02 Ничего особенного сегодня не случилось II Nothing Important Happened Today II 18.11.2001
9ABX08 Не верь никому Trust No 1 06.01.2002
9ABX10 Происхождение Provenance 03.03.2002
9ABX11 Провидение Providence 10.03.2002
9ABX17 Уильям William 28.04.2002
9ABX19 Истина The Truth 19.05.2002
Все остальные, без пришельцев, смотрятся на отличненько. Любую серию можно включить и посмотреть как отдельный фильм.
Пост написан человеческим человеком с планеты Земля
Ну а лучшей серией сериала является, как это ни странно, пилот. Первая серия первого сезона.
Пилотный эпизод сериала эффективно закладывает основы сюжета, быстро развивая персонажей Фокса Малдера и Даны Скалли. Последнюю изначально приводят в отдел "Секретных материалов", чтобы развенчать Малдера и его теории, но в их первом совместном расследовании так много необъяснимых факторов, что она не может не блуждать дальше по кроличьей норе. Это хрестоматийный пример того, как запустить успешный сериал.
И, как это ни странно, основной сюжет в сериале совсем не нужон. Ну какие прышельцы, Малдер? Когда у нас тут, на планете Земля столько вкуснятины!
Именно проходные серии "Секретных материалов" сделали сериал великим. Самоирония авторов вдохновила других создателей телешоу на подобные эксперименты.
Некоторые из них были удачными. Но это уже совсем другая история.
— Дамы и господа, говорит стюардесса. Нет никаких причин для паники. Приятного вам полёта... Кстати, есть кто-то на борту, кто бы смог посадить самолёт?
Канадский актёр Лесли Нильсен всю жизнь считал себя шутником и приколистом. Его близкие были полностью с этим согласны. Зрители, однако, десятилетиями ничего не знали об истинной страсти исполнителя с датскими корнями и слабым слухом (Нильсен почти всю жизнь носил звуковой аппарат).
Когда в конце 1940-х актер начал сниматься в США, режиссеры по кастингу видели рослого парня с мужественным лицом только в серьезных ролях – героических и злодейских, главных (редко) и второстепенных (как правило). Нильсен не возражал. В начале карьеры он, как иностранец, боялся спорить с голливудцами, а потом привык играть полицейских, врачей и военных. Самой известной из его ранних ролей был астронавт Джон Адамс из популярнейшей фантастической ленты «Запретная планета» (1957). Это был большой успех, но он не позволил Нильсену выбиться в звезды, и два следующих десятилетия актер преимущественно провел на ТВ.
В конце 1970-х он был абсолютно уверен, что закончит карьеру ролями благообразных дедушек. Однако судьба преподнесла ему подарок, о котором он не мог и мечтать. В 1979-м режиссеры Дэвид Цукер, Джэрри Цукер и его брат Джим Абрамс предложили Нильсену второстепенную роль доктора Румака в своей дебютной картине. Год спустя эта лента открыла миру Нильсена-комика и фактически создала новый жанр – «пародия с непроницаемыми лицами».
В отличие от Лесли Нильсена, который пришел в кино по стопам своего дяди Джина Хершолта (второстепенного датско-американского актера и переводчика сказок Андерсена на английский язык), у братьев Цукеров и их школьного приятеля Абрамса не было родни в Голливуде. Однако они с детства подозревали, что будут профессионально развлекать людей. Неразлучная троица, известная как ZAZ, постоянно участвовала в школьных представлениях, отрабатывала свое чувство юмора на учителях и одноклассниках и учила наизусть номера журнала Mad – культового сатирического издания, которое привило нескольким поколениям американцев любовь к изобретательным пародиям и шуткам с нарушением «четвертой стены».
После школы парни попытались взяться за ум и освоить «настоящие» профессии, но надолго их не хватило. В 1971 году они создали в родном штате Висконсин комик-труппу. Поскольку они планировали выезжать к зрителям на дом, их труппа была названа в честь забегаловок быстрого питания: Kentucky Fried Theater («Кентуккский жареный театр»). В итоге, однако, они открыли полноценный комический театр в городе Мэдисон, основной «фишкой» которого было сочетание «живого» выступления с демонстрацией видеороликов, специально снятых или смонтированных из фильмов и телепередач. Когда ребята довели шоу до ума и пригласили репортеров, в газетах вышли настолько восторженные рецензии, что билеты были раскуплены на несколько месяцев вперед.
Вдохновившись триумфом на «малой родине», ZAZ перевезли Kentucky Fried Theater в Лос-Анджелес. Когда им и там сопутствовал успех (пусть и не столь громкий, как в Висконсине), они сочли, что пора заняться кинематографом.
Художественный фильм "Час Зеро".
Собирая материал для пародий на дурацкие рекламные ролики, парни каждый день записывали на видео ночной телеэфир (по ночам в США показывают самую дешевую и глупую рекламу). Однажды они обнаружили на кассетах целый фильм – триллер 1957 года «Час Зеро», в котором случайно оказавшийся на борту пассажирского самолета бывший военный пилот должен был сесть за штурвал и посадить лайнер, так как все летчики и некоторые пассажиры отравились рыбой.
Картина, сценарий которой написал знаменитый в будущем романист Артур Хейли (автор «Отеля» и «Аэропорта»), была снята на полном серьезе. ZAZ, однако, нашли ее сюжет идиотским, а ее пафос – уморительным. А так как это было именно то, что они искали в подходящих для пародирования рекламных роликах, парни решили, что их первая картина будет пародией на «Час Зеро!» и другие авиационные фильмы-катастрофы (в частности, «Аэропорт 1975», откуда в картину попали больная девочка и поющая монахиня). Со временем ZAZ купили права на «Час Зеро!», чтобы дословно или близко к тексту заимствовать оттуда реплики.
Первая версия сценария «Аэроплана!» была написана в середине 1970-х, однако в то время ZAZ не смогли никому ее продать. Зато они познакомились с молодым безработным режиссером Джоном Лэндисом (первый фильм Лэндиса «Шлок», пародировавший хорроры о монстрах, в 1973 году провалился в прокате, и режиссер после этого несколько лет подрабатывал чем придется). Лэндис предложил перенести на экран лучшие, проверенные на зрителях скетчи Kentucky Fried Theater. Так ZAZ и поступили. В 1977 году на экраны вышла придуманная ZAZ и поставленная Лэндисом киноантология The Kentucky Fried Movie («Солянка по-кентуккийски»), в которой помимо коротких скетчей и пародий на рекламу, фильмы, сериалы и даже порнографию была довольно длинная пародия на ленту с Брюсом Ли «Входит дракон».
Когда «Солянка» многократно окупила бюджет (20 миллионов долларов мировых сборов при бюджете в 650 тысяч долларов), голливудцы начали воспринимать ZAZ всерьез. Особенно на студии Paramount, где пришельцев из Висконсина поддержали продюсер-ветеран Говард Кох и студийные боссы Майкл Айзнер и Джеффри Каценберг (будущие руководители студий Disney и DreamWorks Animation). Благодаря этой троице ZAZ стали не только сценаристами, но и режиссерами «Аэроплана!». При этом начальство почти не вмешивалось в их работу, хотя подход ZAZ к постановке комедии был необычным и экспериментальным.
Традиционно комедия в Голливуде была миром комиков, способных спасти даже слабый сценарий своими ужимками, смешными голосами и так далее. ZAZ, однако, верили в свой сценарий, и они нанимали не комиков, а трагиков. Точнее, актеров из второсортных фильмов и сериалов, привыкших с апломбом и с непроницаемыми лицами произносить нелепые реплики вроде: «Жизнь всех людей на борту зависит от одного – сможем ли мы найти того, кто сможет управлять самолетом и кто не ел на ужин рыбу». ZAZ считали, что если подчеркнуть абсурдность подобных фраз и вложить их в уста актеров, которые обычно их произносят в серьезных постановках, то зрители умрут от смеха.
Также свежеиспеченные режиссеры решили положиться на визуальные приколы и каламбуры, не требующие или почти не требующие комикования. Они хотели, чтобы зрители смеялись над фильмом, а не над смешными актерами. Едва ли не единственным комиком в картине, которому было разрешено откровенно комиковать, стал близкий друг ZAZ Стивен Стакер. Он сыграл «альтернативно ориентированного» диспетчера Джонни. Через несколько лет после съемок он умер от СПИДа.
Не все актеры сразу поняли, чего ZAZ от них хотят. Некоторых из них пришлось долго уговаривать сняться в «Аэроплане!». Питер Грейвз, например, поначалу считал, что звезде сериала «Миссия невыполнима» негоже изображать летчика-педофила. Лесли Нильсен, однако, поймал идею ZAZ на лету. И он сразу загорелся картиной. Он признался своему агенту, что готов сниматься бесплатно – лишь бы сыграть доктора Румака.
Одной из причин того, что начинающим режиссерам позволили работать почти автономно, была сравнительно небольшая стоимость ленты (по меркам остросюжетных триллеров, которые картина пародировала). На фильм было выделено 3,5 миллиона долларов, в то время как вышедший два года спустя «Инопланетянин» Спилберга стоил в три раза дороже. Почти вся работа над «Аэропланом!» проходила в одном павильоне, куда удалось запихнуть все декорации ленты – от салона самолета до офиса авиадиспетчеров. Роль аэропортов прибытия и отбытия сыграл международный аэропорт Лос-Анджелеса. В наши дни снять там кино вряд ли бы позволили. И, кстати, открывающую фильм перепалку дикторов о красной и белой зоне озвучили актеры, ранее записавшие для аэропорта стандартные дикторские сообщения. В том числе о зонах для выгрузки и погрузки.
Когда «Аэроплан!» был завершен, он оказался долгим и нудным. Сказалась неопытность постановщиков, которые так мало знали о кино, что учились операторскому и монтажному искусству по фильмам, которые они пародировали. К счастью, ZAZ знали отличный способ сокращения картины. Выступая в Kentucky Fried Theater, они выбрасывали из программы скетчи, над которыми публика не смеялась. С «Аэропланом!» они поступили точно так же. Режиссеры ездили с черновой версией фильма по университетам, показывали ее студентам и вырезали сцены, не вызывавшие бурного хохота.
Так постепенно сложилась битком набитая приколами полуторачасовая картина, которую ныне считают одной из самых смешных и удачных комедий в истории Голливуда. В 1980 году «Аэроплан!» заработал почти 85 миллионов долларов и сделал ZAZ и Лесли Нильсена звездами мировой величины.
А затем был блестящий "Голый пистолет", но это уже совсем другая история. Всем пока!