Начало всего (5)

Продолжаем знакомиться с книгой Гребера и Уэнгроу "Начало всего. Новая история человечества".


Все части сложены здесь.


Коротко для ЛЛ: конкистадоры застали в Америке не только жестокие империи, но и свободные республики. Которые имели давние традиции. Теперь, когда мы знаем, что древние знали цену свободе, остаётся спросить: как мы её потеряли?


Пройдя с запада на восток Азию, авторы обратились за поиском древнего равноправия к Америке. И нашли его в Теотиуакане. Его жители смогли обойтись без правителей.

Начало всего (5) Книги, Обзор книг, История, Индейцы, Древний мир, Нон-фикшн, Государство, Длиннопост, Археология, Равенство

Панорама Теотиуакана.


Монархи оставляют следы, не стирающиеся тысячелетиями: дворцы, захоронения и монументы, прославляющие завоевания. Всего этого в Теотихуакане нет. Такое впечатление, что стены расписывал ученик Брейгеля старшего. В них масса народу, но нет короля. Профессор Эстер Пастори, долгое время изучавшая их искусство, пришла к радикальному выводу: жители Теотиуакана были знакомы с королевскими традициями Майя и сознательно обращали их культуру, противопоставляя себя им.

Начало всего (5) Книги, Обзор книг, История, Индейцы, Древний мир, Нон-фикшн, Государство, Длиннопост, Археология, Равенство

Теотихуаканская фреска


Эксперты соглашаются между собой, что этот город был организован "вдоль некоторого рода сознательных эгалитарных линий". Но вот беда: на некоторых изображаниях Майя можно увидеть сидящие на троне фигуры, облачённые явно в теотихуаканское платье. Вот тебе и эгалитарии! Авторы объясняют, что это, скорее всего, залётные джентльмены удачи, которых выгнали из родного города. Конечно, это всего лишь предположение.


Наибольшее впечатление Теотиуакан оказывает не пирамидами Солнца и Луны, нет. А тем, что их окружает: многими гектарами многоквартирных добротных строений, в которых было  комфортно жить в своё время.

Начало всего (5) Книги, Обзор книг, История, Индейцы, Древний мир, Нон-фикшн, Государство, Длиннопост, Археология, Равенство

План Теотиуакана


Чем не социальное жильё? Вместо того, чтобы строить дворцы и элитные апартаменты, граждане занялись городским обновлением, обеспечив комфортабельными квартирами почти всё население города, независимо от богатства и статуса.


Но началось всё не сразу. Хоть город начал расти с начала тысячелетия, лишь в районе 300-го года что-то произошло. Храм Пернатой Змеи был сожжён и разграблен. Строительство новых пирамид - остановлено. Ритуальные человеческие жертвоприношения - прекращены. А вот социальное строительство продолжилось. Обездоленных осталось мало. Да и следов насилия сохранилось тоже мало. Конечно, трудно восстановить социальное устройство без письменных источников. Но вряд ли это была вертикальная система администрации. Скорее власть была распределена между местными собраниями, которые, возможно, держали ответ перед правящим советом.


Однако под поверхностью гражданского общества ощущалось напряжение между этническими группами. В шестом веке социальная ткань города затрещала по швам, и система развалилась изнутри. Население разбежалось. Такой процесс концентрации и дезинтеграции несколько раз повторялся в доколумбовой Мексике.


Неужели всё это прошло без следа? Нет. Эгалитаризм был унаследован племенами, с которыми пришлось столкнуться уже Эрнану Кортесу. Тому нужны были союзники при завоевании Теночтитлана. Он нашёл их в лице тлашкальтеков. Это был примечательный народ: они управлялись не монархом, а республикой. Кортес сравнивал правление в Тласкале с Венецией, Генуей и Пизой. Республиканские традиции появились там не на пустом месте. Это были наследники Теотиуакана, которые мыслили себя антиподами ацтеков с их Монтесумой. Тласкала была организована совершенно по-другому, нежели Теночтитлан. Археологи подтверждают: у них не было ни дворца, ни храма, ни даже центральной площади. Только лишь добротные дома. Их политические традиции не были аномалией. А лежали в русле тысячелетней городской традиции, коренящейся в социальном эксперименте Теотиуакана. Не кто иной, как ацтеки прервали эту традицию, создав хищную империю в духе доминантных политических моделей Европы того времени.


У тлашкальтеков были старые счёты с их заклятыми врагами ацтеками, которые они закрыли, объединившись с испанцами. Примечательно, в сохранившемся описании совета, где они принимали решение, вступать ли в союз с Кортесом, сказано, что заслуженный старейшина Ксинотенкатль предостерегал от этого решения. Он предупреждал, что в конечном счёте ненасытные испанцы поработят их народ. Сто тысяч трашкаланцев бились плечом к плечу с тысячей испанцев против ацтеков. Независимой туземной республике, управляемой советом избранных, пришёл конец. Хоть от налогов их освободили, но к моменту независимости Мексики от сотен тысяч тлашкальтеков осталось 700 человек.


Мы убедились, что жизнь вполне реальна без государственной машины принуждения. Откуда тогда происходит государство? Авторы говорят нам: "Ниоткуда!" Для начала они пытаются определить, что есть государство. Организация, имеющая монополию на насилие в пределах данной территории? Защитник власти правящих классов? Аппарат управления? Все эти определения предполагают, что государство необходимо для функционирования большого и сложного общества. Но авторы показали нам, что древние обходились и без него. Если ещё учесть, что структуры доминирования и принуждения, а также наука и философия тоже могут обходится без государства, то станет ясно: нужно ставить другие вопросы. Что общего имели древние города, королевства и империи? И было ли у них общее? Что это говорит нам об истории свободы и равенства? И как умудрилось человечество порвать с ними?


--------------------------


Рассказ авторов убедителен: у тлашкальтеков была республика. У меня остаётся один маленький вопрос: была ли эта республика государством? Похоже, авторы говорят, что ответ - отрицательный.

Книжная лига

22.3K постов78.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.