Серия «Вездеходы ТДН»

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание

Хабы.

Напомню схему трансмиссии: задний диф - сток, межосевой и передний дифы - заварены. Передние колеса на хабах, т.е. либо имеем заваренный наглухо передок, который очень хорошо лезет, либо недопривод с задним ведущим мостом.

Хабы ломал трижды. Один раз в хлам, два раза - ремонт на 5 мин. Потом научился не ломать :)

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание Ремонт авто, Поломка, Вездеход, Ремонт техники, Длиннопост

Модель хабов.

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание Ремонт авто, Поломка, Вездеход, Ремонт техники, Длиннопост

Внешний вид хаба.

Хабы - китай, , стоят в районе 1000, заходят в шлицы на треть, очень слабенькие, что в принципе хорошо, появляется слабое звено, которое в наглухо заваренных дифах - лучше иметь. Поменять хаб за 5 мин, лучше, чем полуось.

При этом, именно нагрузками ни одного хаба порвать пока не удалось, хотя были и прыжки на горках и выходах из воды, и вылезал почти свечкой из канавы, и на горки лез с тонной в кузове... Прочность достаточна для практических целей, менять на что-то более прочное - смысла не вижу.

Причины поломок:

  • Вначале хабы были забиты литолом, который на первом морозе окаменел, не дал полностью включиться, сожрало шлицы. Смазку удалил (оставил тонкий слой), недели три нормально ездил. По мне, это ближе к косяку производителя. Чем объяснять каждому, что хабы на новой машине нужно снять, разобрать, удалить литол - правильней удалить его на производстве.

  • Вторая поломка - разогнул направляющие. Хаб не включался, даванул плоскогубцами, сорвал. Плоскогубцы убрал нафиг, чтоб под руку не попадались, но - не помогло :)

  • Третья поломка - опять разогнул направляющие. Даванул со всей дури руками. Дури много. Согнул :)

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание Ремонт авто, Поломка, Вездеход, Ремонт техники, Длиннопост

Оранжевым, примерно глубина зацепления шлицов в хабе. Ну и видна царапина, которую оставил разжатый усик направляющей. Первый раз плоскогубцами, второй раз - руками.

Направляющие правятся легко, соотв. убитым необратимо оказался один хаб.

Что бы не ломать хабы - делаем две простые вещи:

  • При переключениях - проехали вперед и сдали на пару метров назад. Переключать нежно, двумя пальчиками, если не идет - покачать, либо опять вперед-назад на пару метров. Не давить, вещь нежная, китайская :)

  • На морозе, по приезду, перед стоянкой - ВКЛЮЧИТЬ хабы, пока ступица теплая. Выключить - потом сможете. А вот включить - не всегда, придется греть, либо разбирать.

Тросик газа.

По старой памяти, сразу пролил моторным маслом. После первой оттепели - тросику капец. Короче - не лейте туда ничего, слишком длинный. Тросик поменял, сухой - нормально.

Кулиса переключения передач.

Где-то через месяц поездок перестала включаться задняя, потом первая... короче ослаб болтик на 10, крепящий рычаг передач к кулисе. Подтянул аккуратно. Хватило на три дня. Подтянул не до одурения, но сильно. С тех пор забыл.

Рулевое.

Тоже через месяц, начало болтаться рулевое. Ослабла гайка карданчика руля. Тоже тянул два раза, Осторожно и посильней. Одновременно ослабло крепление баранки к валу, тоже подтянул.

Ремень

Как ослабевает, появляется лишняя вибрация под нагрузкой. Это еще до явного проскальзывания. Первая подтяжка - примерно через три месяца, вторая - понадобилась через год. Месяц в моей эксплуатации - примерно сто км.

Подшипники ступиц.

Разболтался примерно через полгода. Заметил случайно и не я, а сосед. Толкнул колесо, оно болтается. При езде - не заметно совсем. Короче, периодически - пинать колеса.

Подтянул, заодно проверил и поправил схождение. Развала там нет.

Через год - разболтался подшибник сзади. И, одновременно самая серьезная авария - разбило шпильки (ниже). После подтяжки подшипника, люфт уменьшился, но не исчез.

Провернул шпильки колес.

Люфт не исчез, потому что болтался диск (ослабли гайки). Причем гайки не просто ослабли, проклепало резьбу и завернуть гайки не удалось, провернулись шпильки. Пожалуй самая серьезная поломка за всю эксплуатацию. Ремонт:

  • выдергиваем полуось (пять мин, отвернуть 6 болтов)

  • снимаем колесо вместе со ступицей.

  • переворачиваем колесо, прихватываем сваркой головки болтов, откручиваем гайки

  • Шлицы шпилек оказались слизанными, поэтому потом, просто приварил шпильки к ступице. Ну и купил сгоряча новую ступицу, сейчас валяется.

Сборка - обычно, кроме установки колеса.

ВНИМАНИЕ:

Как и подшипник, прослабленные гайки колесного диска - при езде не ощущаются, и, что самое неприятное, если ослабли давно и расклепало резьбу - ключом НЕ ПОДТЯГИВАЮТСЯ. создавая иллюзию, что все Ок.

Вариант один - периодически пинать колесо.

Установка колеса в одну каску.

Колесо не то, чтоб сильно тяжелое, килограмм 50, поднять легко. Но вот поднять и на вытянутых руках одеть - нифига не легко.

Короче, протрахавшись с полчаса, почти сорвав спину, обложив всячески ступицы, колеса и ихнюю маму, разум - таки победил бездушное железо!

Последовательность установки колеса в одну каску и не напрягаясь вообще:

  • Кантуем и кладем колесо под ступицу, так, что подняв вертикально, оно примерно упрется в шпильки

  • Подкладываем под колесо доски, так, что бы отверстия диска после подъема колеса в вертикальное положение оказались выше шпилек примерно сантиметров на 5.

  • Подняли колесо, стоит примерно под правильным углом (если надо, крутим ступицу), но гораздо выше шпилек.

  • Потихоньку открываем кран колеса и легко, с точностью до миллиметра, спуская колесо опускаем диск точно до шпилек.

  • Толкаем колесо вперед, наживляем гайки

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание Ремонт авто, Поломка, Вездеход, Ремонт техники, Длиннопост

Поднятое колесо, перед открытием крана и посадкой на шпильки.

Метод годится и для владельцев ТДН на ВАЗовских мостах, там еще хуже с установкой.

Тормоза.

По сути - не было. Усилитель тормозов (вторая нога на педаль) - тоже не помогал.

Собственно не парился, пока не улетел в обрыв. Оказалось, были недоразведены колодки. Объем цилиндра мал, усилителя нет, просто не хватало хода. Дел в регулировке - на пару минут.

Тормоза в результате не смертельные, но вполне приемлимы, в ручьи-канавы, теперь не падаю, а сползаю :)

Замена масла.

В движке - по букварю, первая 20 часов, вторая - 100 часов. Заменять - хреново, не берите Лончин, там до слива - фиг доберешься, Лифан - норм.

В редукторе - поменял через 100 часов.

В коробке смысла менять не вижу.

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание Ремонт авто, Поломка, Вездеход, Ремонт техники, Длиннопост

Масло на щупе коробки, после 100 часов (примерно 1000 км). Похоже, коробка будет вечной.

Техобслуживание ДВС

Через 100 часов, после замены масла, решил обслужить фильтр, подстроить клапана, промыть карб. Фильтр довольно чистый, езда в основном по снегу, либо траве. Промыл поролон, продул бумагу, про проблему с ними зимой в курсе, если вылезет (конденсат и обледенение бумаги), просто сделаю фильтр нулевого сопротивления (все выкидываешь, обматываешь в несколько слоев москиткой, ставишь на место). На зиму - нормально, на лето покупаешь новый.

Клапана были перетянуты почти на 5 соток.

А с карбом - было эпично!

Снял, промыл, продул, поставил - нет холостых.

Опять снял, продул.. - нет. При этом мощностной режим нормально, а как газ бросишь - глохнет напрочь.

Дальше пошло колдунство и шаманство, потому что идей - никаких. Регулировка ХХ, замена свечек, повторная регулировка клапанов, угрозы сдать в металлолом ... - не помогли!

Короче сломался, решил плюнуть до утра. Утром, совершенно случайно (на свету), увидел какую-то хрень с прокладками... - короче, что было:

Вездеход на улице, темень, в теплом гараже светло, вездеход за спиной. У карба две прокладки, к впускному и воздушнику.

Заканчиваю с карбом, дальше, чтоб ТОЧНО НЕ ПЕРЕПУТАТЬ, беру прокладку впускного в правую руку, воздушника в левую, ПОВОРАЧИВАЮСЬ (меняя лево с право) и по темноте, гордо ставлю их наоборот! ДВА, блин, раза! :)

В результате, прокладка закрывала дырку, через которую шел воздух в байпасный канал (канал ХХ) и подсасывал топливо. Соотв. при закрытии дросселя, ни воздуха, ни топлива, хоть стреляйся.

Вот, собственно все, про ремонты и обслуживание машины на первой 1000 км. В смысле все моменты, когда техника на тебе, а не ты на ней.

Пока - оно очень радует (стучу по дереву).

Да, ремень пока - без признаков износа.

Показать полностью 5

Вездеход ТДН. Технико-прозаический дневник

Вводная

В эксплуатации с 8.12.22 (почти год, на момент написания нетленки). В работе сотня часов, это около 1000 км.
Аппарат не самоделка, выпускает вот эта команда https://vk.com/tdn400 (там же ссылка на сайт)

Почему тут, а не в ВК - собственно только из-за функционала соцсетей, ориентированного в основном на "даней милохиных" и обитателей "дома два". Пруф: - ну, самое простое, люди, примерно тыщ пять лет назад, таки додумались, что картинки, следует помещать там, где о них идет речь, а не где-то кучей в конце. В ВК и прочем ... гм.. - короче не додумались. Потом еще копию себе на форум кину (Вездеходы Странник).

Классификация техники.

Я бы отнес к каракатам, вологодским вездеходам... т.е. простым, относительно недорогим машинам, небольшой (до полутонны) грузоподьемности, на 4 колесах-ободрышах, без подвески, с китайским слабеньким движком (20-30 лс)...

Отличия от.

Это не переломка (задний мост - качалка, передние колеса рулевые)

Вездеход ТДН. Технико-прозаический дневник Вездеход, Вездеход амфибия, Бездорожье, Длиннопост

Это колесо в яме

Вездеход ТДН. Технико-прозаический дневник Вездеход, Вездеход амфибия, Бездорожье, Длиннопост

А это на кочке.

При этом, все колеса еще на земле. Ход колеса - оценивайте сами, его диаметр 1200 мм. Собственно за год эксплуатации, вывесить колесо удалось один раз. Когда слетел в канаву метра полтора глубиной.

В сравнении с переломкой

Недостатки:

Вездеход ТДН. Технико-прозаический дневник Вездеход, Вездеход амфибия, Бездорожье, Длиннопост

Худшая управляемость рамной. У переломки на повороте - две колеи, у рамной - четыре. Там, где на переломке проходишь поворот впритирку между елками, на рамной будет - ХРЯСЬ.

  • неповоротливость (бОльший радиус поворота)

  • меньшая скорость ползанья в торфяных/грязевых лужах (переломка ползет за счет складывания, как змея)

Преимущества:

  • Устойчивость на склонах, рельефе, безопасность. Там, где в переломке секция уже кувыркается, рамная уверенно стоит.

  • Несравнимо устойчивей на воде. Впрочем, тут переломки приспособились блокировать секции от проворота по оси. Если не забудут...

  • Возможность скомпоновать единое обитаемое пространство

  • бОльшая грузоподъемность, большая общая прочность, жесткость, надежность, ресурс

  • бОльшая живучесть. Ну, например возможность вернутся из леса своим ходом на трех колесах

  • Несравнимо более высокая проходимость. Да, тут нет ошибки, несмотря на то, что в торфяном окне, переломка при прочих равных пойдет быстрее, проходимость выше у рамной. Поясню:

Про проходимость.

Это параметр, а любой параметр желательно измерять, сравнивать и пр.

Как измерить проходимость?

Да, очень просто, по времени прохождения маршрута. Кто быстрей прошел, тот и проходимей. Еще раз, время всего маршрута, а не время прохождения лужи возле вон той помойки. .

Скорость по помойкам - это для жиперов. Для вездеходчиков - маршрут.

.Смотрим на картинку ниже.

Вездеход ТДН. Технико-прозаический дневник Вездеход, Вездеход амфибия, Бездорожье, Длиннопост

Представляем на месте этой машины, заднюю секцию переломки, на борту сидит мужик и переломка спрыгивает с пенька высотой 40 см. Мужик при этом говорит ..ять! А на рамной - ничего такого не говорит, там даже кузов не накренился.

На практике, относительно скорости переломки, еду на передачу быстрее. Чем ухабистей дорога, тем бОльший разрыв. Через поле поперек борозды - разница в (комфортных) скоростях, практически вдвое. Догнать эту машину на переломке - без шансов.

Собирают из НОВЫХ запчастей
Движок 20 лс. Лончин. В реале (и паспорте) это 10 кВт, т.е.14 лс, расчет по оборотам и моменту - тоже 10 кВт, но на всех сайтах, магазинах, эти китайцы стоят как 20 лс, не знаю почему 14 (13,6) округляется до 20, видать так солиднее :)
Расположение движка - посередине машины, можно нырять мордой, до движка не достанет.
Колеса - ВИ-З (КРАЗ -лапоть), 1300*520, ободранные 1200*530, давление 60-80 мм рт.ст. В снегу 20-60 мм рт.ст.
Трансмиссия: - движок-ремень-самопальный понижающий шестеренчатый редуктор - коробка 10-ки - карданы-мосты УАЗ.
Дифы коробки и переднего моста - заварены. Колеса переднего моста отключаются/включаются хабами. Т.е. два варианта:

  • недопривод (задние ведущие с дифом, как на легковушке)

  • полный привод с блокировкой межосевого дифа и дифференциала переднего моста).

И что, на переломках ставим крест?

Нет конечно. Всегда вопрос цены, собственного веса, грузоподъемности, местных условий, целей...

При этом, если речь идет о машинах с уазовскими мостами, на колесах размеров ВИ-3, весом за 800 кг и близкими ценами - есть простой критерий выбора:

  • Если примерно половину времени всех своих маршрутов Вы идете в режиме активного ползания "змеей", то Ваш выбор - переломка.

  • Если нет - рамная машина. На ней маршрут будет пройден быстрей.

Причем, если совсем тяжкие маршруты, болота категории III (желтый редкий мох, болото заполненное растекающимся торфом, плавающей торфяной коркой) - то в рамках караката, либо забываем про уазовские мосты, т.е. это колеса начиная от ВИ-3 (или больше), на жигулевских мостах, предельно облегченная техника с минимальной загрузкой.

Далее, будет собственно про эксплуатацию, поломки/ремонты/хотелки/доделки...

А пока, для пытливых: кто догадается, нафига две эти дырки в заднем борту? :)

Вездеход ТДН. Технико-прозаический дневник Вездеход, Вездеход амфибия, Бездорожье, Длиннопост
Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!