stran06

Пикабушник
Дата рождения: 03 июня 1960
поставил 113 плюсов и 33 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
4961 рейтинг 138 подписчиков 3 подписки 18 постов 8 в горячем

Оптимальное строительство

Основные цели проекта:

- снижение цены квадрата (в разы), относительно рынка.

- снижение цены владения (в разы от стереотипов), т.е. в разы затраты на обогрев, а конструктивы, материалы, решения - как можно ближе к "необслуживаемо на весь срок службы"

- конструктивы обеспечивающие прочностные решения - по нормативам (IRC, либо наше СП по каркасникам)

- нормативные, либо топовые характеристики жилья (освещенность, жесткость перекрытий, воздухообмен, звукоизоляция, микроклимат...)

- любой мужик сможет (без ковычек). Не требует профи. Потребные навыки сведены к: отмерить рулеткой до миллиметра, отрезать торцовкой с лазером и кондукторами, жать на курок нейлера и таскать доски. Очень-очень-очень много досок... Мужик - ключевое в плане, чтоб не помер под шестиметровой доской 50*200 (50-60 кг).

- заточено под стройку в одну каску (но даже вдвоем, быстрее вчетверо)

- в проект (проект тут не конкретный дом, а совокупность подходов, решений, конструктивов, идей...) - включены элементы проектирования, ориентированные на людей без высшего образования (возможность менять что-то под себя, свои условия)

Короче, тут про быстро, дешево и качественно и в одну каску в одном флаконе, про мировую мечту и вот это вот все )

Проект объявлен свободным (freeware), бесплатным, без ограничений, можно брать все, или любую часть без ссылок на.

Проект вылржен в деталях (60 статей, включая подходы к проектированию) на Дзене, "Оптимальное строительство". Дзен, "Оптимальное строительство" https://dzen.ru/optim_stroi

В рамках проекта, для поверки практикой ряда решений, конструктивов, технологий был построен полноразмерный полигон с пятном застройки 160 м2.

Что получилось.

Размеры (по стенам, не по свесам крыши) дом 9*11 + гараж 5.5*7 + веранда 2*5.5 + терраса 3*4. Все, кроме террасы - в теплом контуре.

Жесткость перекрытия 1/1250. Впятеро жестче СП.

Слои утеплителя (и сопротивления), пол, стена, потолок: 400(13), 300(10), 550(18). Пеноизол. Не догма, спорный материал, но мне другой не привезти было. По дороге брод, фуры не идут, а в доме более 120 м3 утеплителя.

Оптимальное строительство Дом, Стройка, Строительство, Каркасный дом, Длиннопост

Правильный слой пола, пачка винстона для масштаба :)

Конструктивами стены ПОЛНОСТЬЮ РЕШЕНА ПРОБЛЕМА УСАДКИ УТЕПЛИТЕЛЯ. Может быть любой, теперь это не важно. Утеплитель - бесформенный, заливка, засыпка.

Слои утепления без мостиков холода, включая отсутствие мостиков по сопряжениям пол-стена, стена-потолок.

Двери 100 мм пеноплекса, без мостиков холода (исключая контур из дюймовки по периметру), до улицы две таких двери, третья обычная финка с тамбуром 300 мм.

Окна 12 м2 (на жилую 80 м2 с глубиной комнат 4 м), сопротивление 1.5 (два I-стекла, третье М, обе камеры аргон, 19 мм)

Отопление теплые водяные полы, электрокотел 5 кВт (ТЭНы 1.7 и 3.4 кВт, меньше не было). 3.4 кВт хватает до -35С, в доме +23-24С.

Построен на открытой местности (под Вологдой, полуброшенная деревня, зимуют два дома). Ниже -43С, еше было, в сороковник - полет нормальный.

Сейчас (ночью -5, днем +10, солнце) - две недели, как отопление отключено (пару раз ночью таки включал, было до -8С, к утру дом остывал до +20С).

Рекуператоры посчитаны, спроектированны (на теплоАКБ), но не сделаны ("и так сойдет", короче заленился). Вентиляция через приоткрытые окна, примерно 50-60 м3/ч на двоих, контроль по датчику СО2 (700-800ррм). Влажность зимой 40-45%. При -40С - на уличной стороне окон по зазору проветривания - иней, зазор на окнах начинает обмерзать, раз в пару дней, сантиметр льда, приходится скалывать, для Вологды (единицы таких дней) - решение ветиляции через окна на грани, но прокатит, для Воркуты (сороковник неделями) - не прокатит.

Электрика - топология звезда, к каждому потребителю свой кабель и автомат. В главном щите занято 49 мест на динрейке. На кухню, котел, санузел, гараж, улицу - дифавтоматы. Есть переключатель на резерв (генератор).

Сантехника без понтов, унитаз, ванна, две мойки.

Полы хороший линолеум, потолок ПВХ, стены обои и покраска по ГК.

Стройка в одну каску + на 5 недель нанимался мужик в помощь, примерно 15 тыс в неделю, за 12 часв в день, пятидневка. Стройка в 58 годиков, онкобольным (лейкоз). Это я к тому, что "пацаны, не очкуйте, стройтесь".

Старт 13 июня, под крышей и со стенами 5 октября. Этот этап в режиме упал, очнулся, к станку.

Заселение конец следующего июня (на все чуть больше года). Доделки по мелочи (плимтуса, полки, короба...) еще месяца три, без фанатизма.

Планировка затгчена под блочное строительство. Вначале санузел, прихожая, техкомната, кухня-гостиная, спальня. Появились дети - пристрой двух детских, не задевая жизнь в основном доме. Дети выросли и уехали, детские превращаются в гостевые, на зиму отсекаются от теплого коетура.

Цена квадрата ПОД КЛЮЧ, в ценах 2018 - 10 тыс. руб.

С отделкой, инженеркой, работой, материалами (без опыта, где чего и подешевле, стройка одновременно с переездом в новый регион), дорогими транспортными (по дороге брод, камаз-шаланда после долгих уговоров лезет за 18 тыс., фура не идет ни за какие деньги).

В цену не входит септик и скважина (уже были).

Тема для молодых, имеющих возможность дистанционого заработка. Или пенсионеров.

Бизнес план альтернативы ипотечной петли на пальцах: собираются деньги на материалы и землю (в полуброшенной деревне, у меня около 1000 р/сотка), пацан увольняется и с апреля стартует. Девчонка пашет на еду.

К июлю - дом под крышей.

В августе - можно въезжать на уровне "матрасик вон в том углу", отопление конвектором, электрика удлинителями, вода в колодце, туалет в зеленом домике, но за съем уже не платим.

К новому году - нормальная жизнь.

Строить нужно ТОЛЬКО БЫСТРО. На кураже, за сезон. Иначе... - плохо все иначе...

Вдвоем (два пацана) построят два дома, почти вдвое быстрей, чем каждый свой в одиночку.

Проблема одна (кроме заработка). Дети. Школа и секции. В деревне удручающе.

Оптимальное строительство Дом, Стройка, Строительство, Каркасный дом, Длиннопост

Зато за окошком, "моя прелесть" радует :)

ЗЫ. Планировки по просьбам трудящихся

Оптимальное строительство Дом, Стройка, Строительство, Каркасный дом, Длиннопост

Вариант 1, стартовый, до появление мелких.

Оптимальное строительство Дом, Стройка, Строительство, Каркасный дом, Длиннопост

Вариант 2, появились дети, пристрой двух детских.

Показать полностью 4

Пассивный дом в цене дачного

Маленько охренел от ипотечных ставок, думаю тема недорого дома получила новую актуальность, попробуем прикинуть, во что это обойдется.

СРАЗУ О РЕЗУЛЬТАТЕ:
утепленная (слоями до 550 мм) коробка 56 м2 (входит: фундамент с работой, фасад под покраску, финишная кровля, черный пол (дюймовка), финишный потолок, утеплитель, ГК на стенах) - 715 тыс. Цены брал даже не оптовые, розница в основном, регион - Вологда. Дерево - строганное, камерной сушки.

Напомню, основные цели этого (Оптимальное строительство) проекта:

  • существенно (в 5-8 раз) снизить цену квадрата, сохраняя топовые характеристики жилья.

  • так же существенно снизить цену владения (в основном это затраты на отопление), т.е. речь идет о пассивнике, со слоями утепления до 550 мм.

  • очень простая конструкция, ориентированная на возможность самостроя людьми без опыта и навыков стройки.

Особенности расчета.

Расчет берется из детального проекта в скечапе. Прямо из картинки (из динамических компонентов) вытаскиваются материалы, количества, длины, площади, массы, объемы и суммы.

Пока статья на пробу, Упираться, если это никому не надо - не хочется. Т.е. ограничения:

Сам проект (в скечапе) не идеален, есть упрощения. Сводятся к:

  • лень сопрягать сплоченные доски в ростверке елочкой, соотв. доски на 50 мм входят друг в друга (в смете, небольшой перерасход деревяшек)

  • лень делать раскладку досок по длине, соотв. я гоню доску длиной под 9 метров

Ну и кроме того, не совсем ясно, какой вариант интересней, аналоги двушки 56 или 64 м2, или аналог четырехкомнатной (кухня-гостинная и три спальни), слой утеплителя 350, или 400, т.е. какой из проектов доводить

Пока, выкладываю подробную скечап-модель двушки 56 м2 и смету на материалы, до состояния:

  • Фундамент (материалы с работой)

  • Все каркасы

  • Стены. Состояние - снаружи под покраску, внутри гипсокартон

  • Пароизоляция

  • Кровля (без водостоков, снегозадержателей и пр)

  • Черные полы (доска- дюймовка)

  • Утеплитель, слои: 350 мм - стены, 400 мм - полы, 550 мм - потолок

Пассивный дом в цене дачного Недвижимость, Каркасный дом, Строительство, Дом, Длиннопост

Вот столько стоят основные материалы на дом. Колонки: К-количество, L-длина, S-площадь, V - объем, M-масса, C-цена

Пассивный дом в цене дачного Недвижимость, Каркасный дом, Строительство, Дом, Длиннопост

А это ориентировочные цены материалов. В основном розничные.

Это минимально возможный набор для состояния "сухо и тепло". Т.е. можно кинуть проводку удлинителями, подключить конвектор, бросить съемное жилье и жить доделывая внутрянку, на коврике вон в том углу, с водой из вон того колодца и туалетом вон в том зеленом домике.

Сразу про "дверь забыл" - нет, не забыл. Самопальная теплая дверь (100 мм пеноплекса) стоит примерно 3,5-4 тыс. руб. Мне лень ее рисовать на этом этапе.

Пожалуй поясню по окнам. По технологии, стены снаружи зашиваются в сплошную (так быстрее и меньше риски повредить листы), окна потом прорезаются лобзиком по каркасу проема, как по кондуктору, сразу образуя четверть под ПСУЛ, т.е. открытой дыры на улицу нет.

Когда строил, просто затянул проемы аж четырьмя слоями полиэтилена (каждый из каркасов с обоих сторон. Тепла хватало.

Чего нужно до финиша (что не посчитано):

  • Окна

  • Двери

  • Электрика

  • Отопление (разложить трубу теплого пола), технология без стяжки

  • Сантехника

  • Вентиляция

  • Покраска снаружи

  • Шпаклевка стыков ГК и покраска снаружи (обои - зло вообще).

  • Финишное покрытие пола

    Еще раз, будет интерес, посчитаю все.

Особенности дома

Это пассивный дом-трансформер

Первое обеспечено слоями утепления, 350 мм - стены, 400 мм - полы, 550 мм - потолок.

Второе - в конструктив заложена возможность поэтапного строительства, возможность пристроя. Т.е. молодая семья строит основной контур. Кухню-гостинную, санузел, прихожую, спальню, по сути, аналог обычной двушки.

Появляются дети, потребность в детских. Они строятся без затрагивания жизни внутри вообще. Вмешательство во внутренний ремонт - в конце стройки снимаем лист ГК с закрытых (заложенных в проекте) дверных проемов в новые спальни и убираем утеплитель и входим в уже готовые новые спальни.

Т.к. новые спальни за "капитальной" (со слоем утеплителя 350 мм) стеной, то после "дети выросли, уехали" остаются две гостевые/кладовки, которые можно не отапливать, или почти не отапливать, температура будет примерно половине градиента (например, в доме +24С, улица -6С, градиент 30С, в неотапливаемых комнатах будет 24-15=+9С

Детали расчетного проекта

Это аналог совр. двушки, 56 м2 жилой. По мне, меньше строить не стоит. Если брать вспомогательные (терраса, веранда, тамбур) то пятно застройки по стенам 93 м2, или 8,9*10,4 м.

Внутри спальня 12 м2, кухня гостинная 12+16м2, прихожая 4 м2, санузел 4 м2, техкомната (оно же типа котельной-кабинета-мастерской...) 9 м2.

Снаружи тамбур 5 м2, холодная кладовка (типа погреба зимой, с температурой выше +3С) 7,2м2, терраска 10 м2

Пассивный дом в цене дачного Недвижимость, Каркасный дом, Строительство, Дом, Длиннопост

Примерно такое. Не смущайтесь размерами, это по каркасу, в жилой будет за минусом толщины ГК и комнаты чуть больше целевых размеров, иначе в комнате шириной 4000, размотать рулон линолеума шириной 4000 - просто не реально.

Повторю, по мне, это минимальные размеры для жизни двоих.

Основной недостаток - 12 м2, это довольно тесная спальня.

Анонсы

Если к теме будет интерес, спроектирую и посчитаю те же идеи, но спальня в 16 м2, а общая жилая площадь 64 м2 со слоем утеплителя в стенах 400 мм.

После пристроя детских (две комнаты по 16 м2) общая жилая площадь такого дома будет 96 м2.

Это вполне нормально для четверых, с учетом своей земли.

У меня, например, при жилой площади 80 м2, только разных гаражиков уже давно за сотню квадратов. Последним был "домик для лопат и грабель", а перед ним, "домик для лисапедиков", это сразу после домиков для вездеходиков и снегоходиков )

Да, разумеется, все проекты свободны и бесплатны. Взять расчетный пример можно тут

https://disk.yandex.ru/d/aiLjAlc8xwDVDQ

ЗЫ. Проект давнишний, проверять его подробно - лениво (еще раз, не ясно, нужно ли это вообще кому-нибудь), если кто косяки заметит, пишите, поправлю.

ЗЗЫ По ценам утеплителя и дерева, возникли вопросы, добавляю скрины и ссылки

Дерево:

https://www.avito.ru/vologda/remont_i_stroitelstvo/doska_suh...

Пассивный дом в цене дачного Недвижимость, Каркасный дом, Строительство, Дом, Длиннопост

Смола для пеноизола

90р/кг, на куб - 20 кг, или 1800 руб/м3 Идет в бочках 200 л, одна бочка, примерно 10 м3 утеплителя

https://www.avito.ru/krasnodar/remont_i_stroitelstvo/smola_d...

Пассивный дом в цене дачного Недвижимость, Каркасный дом, Строительство, Дом, Длиннопост

Эковата

70 р/кг, на куб 30 кг, т.е. 2100руб/м3. Транспортный объем (прессованное) раз в шесть меньше конечного.

https://www.avito.ru/vologda/remont_i_stroitelstvo/sovremenn...

Пассивный дом в цене дачного Недвижимость, Каркасный дом, Строительство, Дом, Длиннопост
Показать полностью 6

Ответ на пост «Строиться надо! Жить-то где-то надо! Но иногда в таком доме можно умереть...»1

"На это я ответил, что лучшим вариантом решения проблемы является полная замена утеплителя"

Коротко уже отвечал, повторю:

а) совет хреновый. Безграмотный и дорогой для пользователя.

б) достаточно сделать нормальную пароизоляцию внутри. Что вообще штатное решение для каркасников, если они стоят не в Африке с круглогодичным кондеем. Более того, скорее всего прокатит и простое закрытие ГК.

Что там у них сделано, хрен знает.

Косяки в статье

Неизвестна конструкция. Неизвестна вентиляция. Неизвестный утеплитель (нет состава). Не занимался химией, физиологией. В совокупности с экспертными выводами, это ...

"начали слезиться глаза, будто что-то жжет"

"Девушка очень точно описала симптомы отравления формальдегидом."

- Это жеж чистА ФОРМАЛЬДЕГИД! - догадался Agrocult, в процессе чистки лука и перемалывания хрена! :)

какой-то фон будет попадать в помещение при его проветривании с внешней стороны, даже при полной изоляции внутренней части здания.

Главная херь и хрень. Делать выводы без количественных оценок и опыта. Причем на фоне нормальных, грамотных статей. Заболел?

Про ПДК

Вначале цитата, от ребят из института физической химии РАН:

"Проведённые исследователями, по санитарно-химической оценке, массива сосны и березы методом ГХ показывают, что выделение формальдегида из массива древесины сосны через 6 месяцев кондиционирования образцов в моделированных условиях эксплуатации при насыщенности 2,2 м2/м3, температуре 20, 40°С и газообмене 1 объём/ч составляет 0,15 мг/м3 и 0,165 мг/м3 и превышает ПДК формальдегида для воздуха жилых помещений в 15–17 раз"

https://chem-bus.ru/blog/2016/05/06/viktor-habarov-ob-obosno...

Перевожу на понятный:

В комнате, примерно 4*2.5м высотой 2.5 м, обшитой деревом в круговую, после полугода выдержки, с полной заменой воздуха каждый час - имеем 15-17 ПДК формальдегида.

И, это без учета эфиров, скипидара и пр. ароматических.

Как жить... :)

А в сосновом лесу, в жаркий июньский полдень - пара десятков ПДК формальдегида - легко

И чО!? Давайте сожжем все деревянные дома к хренам и в лес ни шагу?

А с формальдегидом в крови, чо делать будем? (это метаболит человека, без него невозможен синтез ДНК), пИсать, кстати, тоже нельзя, там ваще этого формальдегида....

Ладно. Ликбезы.

По формальдегиду.

С ПДК - те еще грабли... Проблема в том, что формальдегид - растет. Нет, это не наша (человеков) химия, нам такие объемы слабо. Это фотохимия метана в верхних слоях атмосферы. Болота северов тают, метан прет, за ним формальдегид.

ПДК формальдегида.

Если коротко, то с ними хрень. Начинается прямо с 0.05 мг/м3 в воздухе улицы, в сочетании с 0.01 мг/м3 среднесуточной в помещении.

Кто и как изымает формальдегид в процессе вентиляции, ребята молчат, как рыба об лед, зато предлагают аж 0.5 мг/м3 в рабочей зоне.

Диапазон ПДК в 50 (ПЯТЬДЕСЯТ, мать их) раз, добавляет особое уважение к обоснованности наших ПДК (нет).

На деле, в разных районах страны, летом стабильно несколько ПДК формальдегида.

Канцерогенность.

Бедных мышей травили формальдегидом лет 20, канцерогенность доказать не удавалось, от отравы мыши дохли раньше, чем развивался рак. Сравнительно недавно, современными методами, удалось таки обнаружить колонии раковых клеток, до того, как мышка сдохла, после чего, формальдегид попал в канцерогены для животных, для человека - "может быть, но пока не доказано". Наряду с красным мясом (тоже канцероген).

Были попытки найти рак у бальзамовщиков, купающихся в формалине (это водный раствор формальдегида), вроде даже нашли назальные формы, но быстро выяснили, что частота не превышает популяционной.

В целом, получить онкологию от формальдегида в быту - не реально. Искомые концентрации лежат за органолептикой (воняет, глаза, кашель...)

Резюме:

Формальдегид, таки конкретная отрава. Но отрава относительно безопасная, в плане того, что опасные концентрации конкретно воняют, режут глаза - короче убежишь до получения отравления.

Концентрации в статье.

"Прибор" от заливщиков, по сути показывают режим проветривания "открытое окно" (судя по концентрациям СО2), на них вообще не нужно ориентироваться

Доверять не стоит, в т.ч. и заключению лабы. Эти ребята до сих пор не выучили про растворение формальдегида в воде, без стабилизации метанолом, мерят через жопу (но по инстркуции). Реальные концентрации выше, глаза режет при миллиграмме на куб.

Карбохимпласт.

С вероятностью в 99.99%, это всем известный пеноизол. Он же, карбамидно-формальдегидный пенопласт.

Очень непростой, проблемный материал, но с рядом привлекательностей.

Производитель - тот еще жук, молчит про хим.состав, про пеноизол и про его проблемы. Брешет, как дышит про в 2-3 раза лучше других.

Открытый - будет ГОДАМИ фонить формальдегидом.

При этом, закрытый обычной крашеной фанерой - по сути не не дает эмиссии. Это из опытов родоначальников пеноизола в СССР, там были очень профессиональные ребята.

Поэтому заключению роспотреба по карбохимпласту об отсутствии эмиссии формальдегида, я склонен верить, они замеряли "в конструкции", т.е. качественно обнесли материал полиэтиленом, обеспечили нормальную вентиляцию, естественно, получили отсутствие формальдегида.

Основная проблема материала не в химии (это решаемо), а в усадке. При высыхании - садится. Сильно, до нескольких процентов. В результате - трещины, лишние теплопотери.

Именно поэтому, пеноизол (заливка), ушел из моего проекта, несмотря на идеальное удобство и скорость монтажа. У меня на слой утеплителя 550 мм, для дома 9*11, ушло полдня в одну каску. Это не сравнимо вообще ни с чем.

Вторая проблема заливки - совмещение монтажа с ПРОИЗВОДСТВОМ материала. В любом производстве, возможны косяки, брак. Использование ГОТОВОГО материала, позволяет эти косяки отбраковать до монтажа, исключив риски производства.

Соотв. заливка - зло, а вот использование готовой крошки материала, вполне себе вариант. При условии нормальной парозащиты изнутри.

Впрочем, для заливки, есть своя приемлемая ниша - заполнение вентзазора в кирпичной кладке.

Проблемы крошки по сути, сводятся к ее количеству. У себя, я просто недооценил потребные объемы (в доме полторы сотни кубов утеплителя). Заливка, сушка, крошка материала в таких количествах, является отдельной производственной задачей, не решаемой параллельно стройке в режиме "мимо проходил".

В заключение.

Нет, не нужно удалять этот утеплитель.

Нужно обеспечить пароизоляцию помещений.

Безопасных утеплителей - нет.

Пароизоляция, в т.ч. и защита от утеплителя.

Показать полностью

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание. Часть 2. 1700 км

Продолжаю дневник эксплуации.

Машина прошла 170 моточасов, это примерно 1700 км.

Поломки

Заварка переднего дифа.

Примерно на 120 часах - навернулась заварка дифа переднего моста.

Убил заварку весной, на выходе из ручья (снег с водой, примерно по грудь). Спрессовал этот снег с водой на выходе, задняя ось на плаву, впереди - по сути вертикальная ледяная стена по грудь. Пробивал долго и нудно, но пробил. После этого, заметил, что одно колесо стоит, второе - крутится. Вывесил, проверил - обычный диф. Звуков, тресков - нет

Фокус скорее всего в следующем, в том мосту 4 сателлита, видимо два были заварены и рассыпались, оставшиеся два - пашут. Решил в качестве эксперимента не ремонтировать, поглядеть, что будет. С этого момента прошел уже больше 500 км. Пока все норм.

Шестерня редуктора и состояние редуктора.

Где-то на 1500 км - металлический стук, непонятно, вроде в движке. Уже по дороге домой, с ним с километр проехал.

Скинул ремень - стук пропал, понятно, что редуктор. Разобрал - обломился зуб у малой шестерни. Шестерня эта от задней передачи, коробка ВАЗ-копейка.

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание. Часть 2. 1700 км Вездеход, Путешествия, Поломка, Длиннопост

Сломанный зуб

Скорей всего попалась с раковиной, потому что износа нет вообще. Т.е. даже намека на выработку зубьев нет, как из магазина. Подшипники тоже без люфтов, что за полторы тыщи км - радует..

Да, еще в редукторе было масла грамм тридцать (это пятая часть от того, что нужно), но сухих деталей не было, т.е. даже такого количества масла, хватало для хорошего разбрызгивания.

Масло ушло через сапун, чтоб не повторялось, одел на него трубку сантиметров 30, вывел вертикально. Через 200 км проверил - с уровнем все Ок.

Ремень

За 1500 км, стал где-то на 0.8 мм уже. Трещин, лохмотьев - нет. Цепляю старый на фоне нового. Менять пока не собираюсь.

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание. Часть 2. 1700 км Вездеход, Путешествия, Поломка, Длиннопост

Старый на фоне нового. Отличить визуально, разве, что по стертым надписям.

Крепление рулевого редуктора.

Где-то на 1400 км, начал прямо на глазах (в одной поездке) - расти люфт рулевого.

В этой машине, не стандартное решение в редуктором руля. Обычно, его жестко крепят к раме, тут, по сути притянут к раме двумя хомутами.

Смысл - введение "слабого звена", в случае удара, не будет рвать тяги, ломать редуктор, он просто проскользнет под хомутами.

Короче, эти хомуты ослабли и редуктор спокойно болтался под ними. Затянул - поехал.

Да, еще обнаружил, что порвал чехлы на тяге рулевого редуктора. Менять пока не стал, лень. Ну и воды/грязи у меня, чтоб по бампер, практически нет.

Колеса.

У меня с завода, спускало правое переднее. Со временем, все меньше. Пузырьков не видать, вплоть до вывешивания колеса в воде делал.

Где-то на 1600 км, начало спускать правое заднее. Тоже потихоньку самозалечивается, тоже микродырка - не видно пузырьков.

В остальном, с колесами нормально, несколько ламелей на 2-4 мм начали отдираться, пока не критично.

Движок. Поплавковая камера, клин. Интересный способ заводки без подсоса.

1650 км, завожу - клинит. Выкрутил свечку, крутанул, оттуда, как из пожарного шланга - бензин струей. Все понятно, не держит запорный клапан поплавковой, бензин потихоньку заливает цилиндр полностью, обычная беда лифанов и клонов.

Случайно выяснилась интересная побочка и одновременно диагностический признак:

Если в поплавковой повышенный уровень, то теплый движок уверенно заводится без подсоса!

Т.е. если движок начал заводится без подсоса - либо закрывай краник бензобака на стоянке, либо разбирайся с клапаном поплавковой камеры.

Проехал в таком режиме километров 20, посмотрел свечку, особо богатой смеси - нет. Увеличение расхода, изменение тяги - тоже не заметил, если оно и есть, то на ноль целых, хрен десятых, на практике необнаружимо.

Была мысль поиграть с уровнем в поплавковой, но штатной регулировки там нет, а хороших вариантов колхоза не придумалось. Короче просто починил клапан. Дело было в пружинке, начало как-то развернулось, примерно оборот стал бОльшего диаметра, непонятно почему. Подогнул, как было, пока все хорошо. Заводка на теплую, увы, пропала.

Ну и опыт по движению с перегрузом: 9 человек (трое мелких), по маршруту с илистым ручьем, выше пояса, пара бродов с выходами на уступ - на удивление нормально. Колеса качал до 110.

Показать полностью 2

Вездеходы ТДН. Настройки, регулировки. Часть 1

Идея этих статей сделать что-то среднее между наставлением мехвода и мануалом к машине.

Оглавление - можно потом сделать. Структура, обычна, рама и все про нее, рулевое - все про него и т.д.

У кого какие идеи - дополняйте. Общий смысл - в одном месте все характеристики, настройки с параметрами, допиливания...

Ступицы.

Регулировка подшипников, тормозов заднего моста - по букварю УАЗ. Если лезем в регулировку схождения, то вначале проверяем регулировку подшипников ступицы и (для перфекционистов, пара градусов особо ничего не дает и не заметна) углов поворота, т.е. добиваясь равных углов в обе стороны. Нужно ли это делать - см. чуть ниже, про геометрию.

Геометрия. Рама, мосты, колеса... нужно ли доводить до идеала?

Как говорил Жириновский, мама у меня - русская, а папа - юрист!
Рама машины - варится в кондукторе (с миллиметровой точностью), а мосты - УАЗ!

Погрешности геометрии мостов УАЗ

Источники искажений геометрии:

  • колея мостов гуляет до 20 мм (напомню, мосты не с разборки, с завода, типа так задумано, гуляют за счет ступиц). На раме под это есть спец. прорези, т.е. мост можно подвигать влево-вправо (не нужно, на заводе уже подвигали, лучше не будет).

  • геометрия колеса гуляет на 30-40 мм - легко, как за счет "потому что ободрыши", так и за счет возможно разных давлений в разных колесах.

  • крепление мостов к раме (развороты и сдвиги)

Варианты искажений сводимы к картинке:

Вездеходы ТДН. Настройки, регулировки. Часть 1 Вездеход, Внедорожник, Путешествия, Видео, YouTube, Длиннопост

Как видно из картинки, любые варианты (и их сочетания) геометрических искажений приводят к одному - к расширению колеи.

Т.е. даже если мост стоит криво, но машина будет ехать прямо, но с расширением колеи (зимой будет немного заметно).

Учитывая что речь идет о расширении в 10-20 мм, при том, ширина колеи только за счет накачки гуляет на 50 мм - легко, выполняем обязательный ритуал: Поднимаем правую руку высоко вверх, потом резко опускаем со словами: - "Ну и хрен с ним!" (с)

Т.е. смысла догонять геометрию до идеала - никакого. Но, возможности есть.

Углы поворота, развал, схождение, рулевой редуктор.

Развал

Не регулируется (подвески нет)

Углы поворота

В принципе, можно забить и не парится, эта регулировка больше для перфекционистов.

Имеется ввиду поворот рулевых колес на равный угол в обе стороны. Если смотреть на вариант картинки с развернутым мостом, то такая машина будет поворачивать влево круче, чем вправо.

Учитывая искажения геометрии (см. картинку с разворотом осей), нужно поймать положение колес при движении по прямой. Вариантов два:

  • Едем прямо, дожидаемся пока машина перестанет поворачивать - встаем, запоминаем положение руля. Предпочтительный вариант.

  • Вывешиваем передок, обтягиваем 4 колеса шнурком по периметру, поворачиваем рулевые колеса добиваясь параллельности с задними. Вариант, если хотите посмотреть на свою геометрию мостов.

Запоминаем положение руля, считаем обороты влево-вправо от этого положения. Если разница до 45 градусов - плюем. 45-120 - тут борьба между ленью и перфекционизмом, больше - надо править.

Правка сводится к:

  • Вернули руль начальное положение (при котором машина шла прямо)

  • Измерили расстояние от поворотного кулака до рамы (угла бампера)

  • Нашли центральное положение рулевого (одинаковый угол в обе стороны)

  • Опять замерили расстояние от поворотного кулака до рамы. Запомнили, какое колесо, на какое расстояние нужно довернуть, чтоб при центральном положении руля машина ехала прямо.

Вездеходы ТДН. Настройки, регулировки. Часть 1 Вездеход, Внедорожник, Путешествия, Видео, YouTube, Длиннопост

Вот примерно так (про замерили расстояние)

Регулировка схождения.

Ставим маркером точки на центре беговой дорожки передних колес. Прокручиваем колеса вперед - замеряем расстояние между точкими. Прокручиваем назад - опять замеряем.

Разница между замерами должна быть 10 мм. Будет больше - труднее поворачивать, меньше - неустойчивость на курсе. Про износ колес не пишу, на этих скоростях и мягком грунте не актуально.

Рулевой редуктор.

Реечный, от десятки (вроде), особенность в креплении. Обычно, его насмерть присобачивают к корпуса, тут из посадки редуктора сделали аварийный демпфер рулевого. Закреплен на корпусе не сваркой, не жесткой конструкцией, а по сути, притянут к корпусу двумя хомутами.

При ударе - гарантированно сдвинется, оставшись целым.

При этом, требует периодической подтяжки, у меня окончательно разболтался примерно через 1000 км.

Полуоси

Для тех, кто не имел дело с УАЗом, обрадую. По сравнению с нивами, полуось сзади выдергивается за пару минут. Откручивается 6 болтов на фланце и центральная гайка (которой регулируют подшипник). Ну и по надобности замены, сроку службы полуоси - короткий ролик. Состояние полуоси после 1000 км пробега. Износа нет вообще. Это полуось заднего моста, который процентов 80 пробега работал в одиночку.

Шины

Накачка шин, пистолет для накачки, рабочее давление.

Если качаем лодочным насосом (лягушкой) и колеса КРАЗ-лапоть, то:

  • - 10 качков - в тяжелый снег, ползком. Давление около 30 мм.рт.ст.

  • - 20 качков - нормальное, крейсерское давление для не перегруженной машины, 60 мм.рт.ст.

  • - 30 качков - давление под перегруз, или плавание. На дороге с двумя человеками прыгает, как мячик, ехать не комфортно. 80 мм.рт.ст.

    Зимой количество качков умножаем на полтора.

Внешне увидеть спущенное колесо - смотрим на протектор. Если накачано - протектор заходит на боковины, пустое колесо - протектор на земле.

Пистолет.

По идее, нужно два тройника (отвод к манометру и дефлятор для спуска). Решение простое, дефлятор мостырим из клапана от бойлера, соотв. конструкция сводится к сгон - тройник к манометру - клапан бойлера (дефлятор) - сгон. На второй сгон (который к колесу), одеваем мягкую, толстую шайбу из полиуретана, позволяет плюс-минус оборот, чтоб манометр лицом наружу был.

Чтоб не убить манометр при централизованной подкачке, или накачке компрессором - в шланг к манометру, плотно, забиваем фильтр от сигареты, будет демпфер давления.

UPD:

Добавки.

Колеса.

Давление.

Чем выше, тем дольше отходят. Критичный параметр, без необходимости - не спускаем. Ресурс меняется в РАЗЫ.

Особенно хреново сочетание спущеных колес и высокой скорости. Ресурс падает катастрофичнски, вплоть до убивания за десяток км.

Установка колеса в одну каску.

Накачиваем колесо до сотки. Подпихиваем колесо под ступицу лежа и поднимаем за край. Смотри, высоту посадочных, относительно моста. Если ниже, поднимаем колесо, т.е. кладем назад, подкладываем доски. Задача сделать так, чтоб поднятое колесо было вые посадочных моста сантиметров на 5.

Дальше просто потихоньку открываем кран, спускаем колесо, опуская его центр хоть по миллиметру.

Регулировка схождения

- критичный параметр по износу.

Простой тест - при нормальных углах - руль при отпускании в повороте возвращается назад, примерно, как в легковушке, не выоывает руки, не остается в повернутом положении.

Но периодически стоит проверять.

См. https://vk.com/wall-76341053_3958?reply=3959

Показать полностью 2 2

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание

Хабы.

Напомню схему трансмиссии: задний диф - сток, межосевой и передний дифы - заварены. Передние колеса на хабах, т.е. либо имеем заваренный наглухо передок, который очень хорошо лезет, либо недопривод с задним ведущим мостом.

Хабы ломал трижды. Один раз в хлам, два раза - ремонт на 5 мин. Потом научился не ломать :)

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание Ремонт авто, Поломка, Вездеход, Ремонт техники, Длиннопост

Модель хабов.

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание Ремонт авто, Поломка, Вездеход, Ремонт техники, Длиннопост

Внешний вид хаба.

Хабы - китай, , стоят в районе 1000, заходят в шлицы на треть, очень слабенькие, что в принципе хорошо, появляется слабое звено, которое в наглухо заваренных дифах - лучше иметь. Поменять хаб за 5 мин, лучше, чем полуось.

При этом, именно нагрузками ни одного хаба порвать пока не удалось, хотя были и прыжки на горках и выходах из воды, и вылезал почти свечкой из канавы, и на горки лез с тонной в кузове... Прочность достаточна для практических целей, менять на что-то более прочное - смысла не вижу.

Причины поломок:

  • Вначале хабы были забиты литолом, который на первом морозе окаменел, не дал полностью включиться, сожрало шлицы. Смазку удалил (оставил тонкий слой), недели три нормально ездил. По мне, это ближе к косяку производителя. Чем объяснять каждому, что хабы на новой машине нужно снять, разобрать, удалить литол - правильней удалить его на производстве.

  • Вторая поломка - разогнул направляющие. Хаб не включался, даванул плоскогубцами, сорвал. Плоскогубцы убрал нафиг, чтоб под руку не попадались, но - не помогло :)

  • Третья поломка - опять разогнул направляющие. Даванул со всей дури руками. Дури много. Согнул :)

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание Ремонт авто, Поломка, Вездеход, Ремонт техники, Длиннопост

Оранжевым, примерно глубина зацепления шлицов в хабе. Ну и видна царапина, которую оставил разжатый усик направляющей. Первый раз плоскогубцами, второй раз - руками.

Направляющие правятся легко, соотв. убитым необратимо оказался один хаб.

Что бы не ломать хабы - делаем две простые вещи:

  • При переключениях - проехали вперед и сдали на пару метров назад. Переключать нежно, двумя пальчиками, если не идет - покачать, либо опять вперед-назад на пару метров. Не давить, вещь нежная, китайская :)

  • На морозе, по приезду, перед стоянкой - ВКЛЮЧИТЬ хабы, пока ступица теплая. Выключить - потом сможете. А вот включить - не всегда, придется греть, либо разбирать.

Тросик газа.

По старой памяти, сразу пролил моторным маслом. После первой оттепели - тросику капец. Короче - не лейте туда ничего, слишком длинный. Тросик поменял, сухой - нормально.

Кулиса переключения передач.

Где-то через месяц поездок перестала включаться задняя, потом первая... короче ослаб болтик на 10, крепящий рычаг передач к кулисе. Подтянул аккуратно. Хватило на три дня. Подтянул не до одурения, но сильно. С тех пор забыл.

Рулевое.

Тоже через месяц, начало болтаться рулевое. Ослабла гайка карданчика руля. Тоже тянул два раза, Осторожно и посильней. Одновременно ослабло крепление баранки к валу, тоже подтянул.

Ремень

Как ослабевает, появляется лишняя вибрация под нагрузкой. Это еще до явного проскальзывания. Первая подтяжка - примерно через три месяца, вторая - понадобилась через год. Месяц в моей эксплуатации - примерно сто км.

Подшипники ступиц.

Разболтался примерно через полгода. Заметил случайно и не я, а сосед. Толкнул колесо, оно болтается. При езде - не заметно совсем. Короче, периодически - пинать колеса.

Подтянул, заодно проверил и поправил схождение. Развала там нет.

Через год - разболтался подшибник сзади. И, одновременно самая серьезная авария - разбило шпильки (ниже). После подтяжки подшипника, люфт уменьшился, но не исчез.

Провернул шпильки колес.

Люфт не исчез, потому что болтался диск (ослабли гайки). Причем гайки не просто ослабли, проклепало резьбу и завернуть гайки не удалось, провернулись шпильки. Пожалуй самая серьезная поломка за всю эксплуатацию. Ремонт:

  • выдергиваем полуось (пять мин, отвернуть 6 болтов)

  • снимаем колесо вместе со ступицей.

  • переворачиваем колесо, прихватываем сваркой головки болтов, откручиваем гайки

  • Шлицы шпилек оказались слизанными, поэтому потом, просто приварил шпильки к ступице. Ну и купил сгоряча новую ступицу, сейчас валяется.

Сборка - обычно, кроме установки колеса.

ВНИМАНИЕ:

Как и подшипник, прослабленные гайки колесного диска - при езде не ощущаются, и, что самое неприятное, если ослабли давно и расклепало резьбу - ключом НЕ ПОДТЯГИВАЮТСЯ. создавая иллюзию, что все Ок.

Вариант один - периодически пинать колесо.

Установка колеса в одну каску.

Колесо не то, чтоб сильно тяжелое, килограмм 50, поднять легко. Но вот поднять и на вытянутых руках одеть - нифига не легко.

Короче, протрахавшись с полчаса, почти сорвав спину, обложив всячески ступицы, колеса и ихнюю маму, разум - таки победил бездушное железо!

Последовательность установки колеса в одну каску и не напрягаясь вообще:

  • Кантуем и кладем колесо под ступицу, так, что подняв вертикально, оно примерно упрется в шпильки

  • Подкладываем под колесо доски, так, что бы отверстия диска после подъема колеса в вертикальное положение оказались выше шпилек примерно сантиметров на 5.

  • Подняли колесо, стоит примерно под правильным углом (если надо, крутим ступицу), но гораздо выше шпилек.

  • Потихоньку открываем кран колеса и легко, с точностью до миллиметра, спуская колесо опускаем диск точно до шпилек.

  • Толкаем колесо вперед, наживляем гайки

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание Ремонт авто, Поломка, Вездеход, Ремонт техники, Длиннопост

Поднятое колесо, перед открытием крана и посадкой на шпильки.

Метод годится и для владельцев ТДН на ВАЗовских мостах, там еще хуже с установкой.

Тормоза.

По сути - не было. Усилитель тормозов (вторая нога на педаль) - тоже не помогал.

Собственно не парился, пока не улетел в обрыв. Оказалось, были недоразведены колодки. Объем цилиндра мал, усилителя нет, просто не хватало хода. Дел в регулировке - на пару минут.

Тормоза в результате не смертельные, но вполне приемлимы, в ручьи-канавы, теперь не падаю, а сползаю :)

Замена масла.

В движке - по букварю, первая 20 часов, вторая - 100 часов. Заменять - хреново, не берите Лончин, там до слива - фиг доберешься, Лифан - норм.

В редукторе - поменял через 100 часов.

В коробке смысла менять не вижу.

Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание Ремонт авто, Поломка, Вездеход, Ремонт техники, Длиннопост

Масло на щупе коробки, после 100 часов (примерно 1000 км). Похоже, коробка будет вечной.

Техобслуживание ДВС

Через 100 часов, после замены масла, решил обслужить фильтр, подстроить клапана, промыть карб. Фильтр довольно чистый, езда в основном по снегу, либо траве. Промыл поролон, продул бумагу, про проблему с ними зимой в курсе, если вылезет (конденсат и обледенение бумаги), просто сделаю фильтр нулевого сопротивления (все выкидываешь, обматываешь в несколько слоев москиткой, ставишь на место). На зиму - нормально, на лето покупаешь новый.

Клапана были перетянуты почти на 5 соток.

А с карбом - было эпично!

Снял, промыл, продул, поставил - нет холостых.

Опять снял, продул.. - нет. При этом мощностной режим нормально, а как газ бросишь - глохнет напрочь.

Дальше пошло колдунство и шаманство, потому что идей - никаких. Регулировка ХХ, замена свечек, повторная регулировка клапанов, угрозы сдать в металлолом ... - не помогли!

Короче сломался, решил плюнуть до утра. Утром, совершенно случайно (на свету), увидел какую-то хрень с прокладками... - короче, что было:

Вездеход на улице, темень, в теплом гараже светло, вездеход за спиной. У карба две прокладки, к впускному и воздушнику.

Заканчиваю с карбом, дальше, чтоб ТОЧНО НЕ ПЕРЕПУТАТЬ, беру прокладку впускного в правую руку, воздушника в левую, ПОВОРАЧИВАЮСЬ (меняя лево с право) и по темноте, гордо ставлю их наоборот! ДВА, блин, раза! :)

В результате, прокладка закрывала дырку, через которую шел воздух в байпасный канал (канал ХХ) и подсасывал топливо. Соотв. при закрытии дросселя, ни воздуха, ни топлива, хоть стреляйся.

Вот, собственно все, про ремонты и обслуживание машины на первой 1000 км. В смысле все моменты, когда техника на тебе, а не ты на ней.

Пока - оно очень радует (стучу по дереву).

Да, ремень пока - без признаков износа.

Показать полностью 5

Вентиляция. Независимая по помещениям, с рекуперацией, управлением по СО2, возможностью реорганизации потоков

Вентиляция, для которой не нужно делать вообще ничего, обсуждалась тут
Коль читаем дальше, простой вариант не прокатил, начинаем создавать систему.

Смысл вентиляции: - выкинуть воздух из комнаты на улицу, заменив его уличным. Замечу очень важный момент - улица у нас вот прям тут. Прямо за стенкой.

А если глянуть на системы вентиляции, там черт ногу сломит в трубах, каналах, т.е. мы перед тем, как выкинуть и взять, воздух еще и транспортируем. Ставим вентиляторы, что бы преодолеть сопротивление каналов, ломаем голову, куда эти каналы спрятать..

Это оправдано в многоэтажке, там нельзя взять вот прям из-за стенки, потому что там будет то, что выкинул сосед.

Это оправдано в частном доме для сложных, дорогих рекуператоров, где железка (рекуператор) одна, комнат много, соотв. тащим воздух воздуховодами по комнатам.

Ну и собственно учитывая два этих посыла:

  • воздух брать прямо из-за стенки

  • рекуператор должен мелким, простым, дешевым

- мы уже практически все решили. Рекуператор на теплоаккумуляторе, расположенных прямо в стене.

Идея простая, воздух из комнаты гоним через железку (теплообменник, теплоАКБ), железка естественно нагревается (в пределе до комнатной). Меняем направление потока и гоним через эту же железку воздух с улицы. Железка отдает тепло, подогревая воздух.

Конструктив - дыра в стене, в нее труба 110 (обрезок серой, канализационной), в трубе (начиная со стороны помещения):

  • Два вентилятора, соединенных встречно. Кулеры 12 В на 30-60 м3/ч, параметры можно глянуть тут

  • Теплообменник (теплоАКБ). Потом разберем что и как.

  • фильтр нулевого сопротивления (москитка в пару слоев).

Бюджет на трубу и вентиляторы - 1000 руб .

Вентиляция. Независимая по помещениям, с рекуперацией, управлением по СО2, возможностью реорганизации потоков Отопление, Строительство дома, Видео, YouTube, Длиннопост

Кому мало москитки - фильтр от КАМАЗа

Подходы к конструкции ТА

Довольно очевидны, нужно что-то, имеющее большую площадь поверхности, в ограниченном объеме и с малым аэродинамическим сопротивлением.

Под такие требования подходят радиаторы (но с ними сложнее и дороже) и регулярные насадки (кольца Рашига, седла Палля, Инталокс...).

Вентиляция. Независимая по помещениям, с рекуперацией, управлением по СО2, возможностью реорганизации потоков Отопление, Строительство дома, Видео, YouTube, Длиннопост

Кольца Рашига, для примера.

Юзают в большой химии, ну и самогонщики еще подтянулись, короче там, где требуемый процесс идет на поверхности, этих поверхностей в заданном объеме нужно много и этот объем должен иметь минимальное аэродинамическое сопротивление.

Далее, для выхода конкретику (размеры, вес, параметры..). - ТА придется считать. Хотя бы на уровне ориентиров (почти на пальцах), на примере колец Рашига.

Труба 300*110, кольца Рашига, металлические, Ф10 (10*10*0,3).

Насыпная плотность - 1890 кг/м3. Поверхность - 520 м2/м3. Количество 949000 шт/м3. Слой 300 мм (в трубе 110 мм) - объем 2,85 литра. Вес 1890*0,00285=5,4 кг.

Поверхность этих колечек: 520*0,00285=1,5м2 (для понимания, площадь всех ламелей радиатора у ЗИЛка - около 6м2), т.е. это довольно серьезный теплообменник.

Площадь самой трубы при этом, всего 0,11*3,14*0,3=0,1м2

Есть керамика, есть металл. Почему лучше металл? Ну, самое простое - много радиаторов с керамическими пластинами? Впрочем, рассмотрим чуть подробнее.

От чего зависит время переключения (между реверсами приток-вытяжка)?

Снизу (время) ограничено объемом воздуха за такт. Если объем будет соизмерим с объемом трубы - вентиляции не будет вообще. Один и тот же воздух будем гонять туда-сюда. Т.е. время, должно обеспечить перекачку объема много бОльшего, объема рекуператора.

Рассуждаем про ограничение сверху. У нас - ТеплоАКБ. Соотв., как у всякого аккумулятора, у него есть Емкость и Мощность.

Емкость (теплоемкость) сколько джоулей (энергии, тепла) нужно впихнуть в АКБ, чтоб температура поднялась на градус.

Мощность - сколько джоулей в секунду, способен воспринять (или отдать) АКБ (все что выше этого предела, пролетит мимо, на улицу, или в дом, без передачи тепла).

Теплоемкость у нас объемная (теплоемкость АКБ заданного объема). Т.е. сколько джоулей нужно впихнуть в литр объема, чтоб поднять температуру этого объема на градус. Теперь считаем:

Вентиляция. Независимая по помещениям, с рекуперацией, управлением по СО2, возможностью реорганизации потоков Отопление, Строительство дома, Видео, YouTube, Длиннопост

ТХ разных насадок.

300 мм Ф110 - 2,8 литра, пусть у нас будет 2,5 л колечек.

Теплоемкость

Теплоемкость керамики - 0,77 кДж/кг*С, стали - 0,46 кДж/кг

Керамика М15 - 0,59*2,5=1,475 кг. теплоемкость АКБ - 0,77*1,48=1,14 кДж/С

Сталь М10 0,96*2,5=2,4 кг, теплоемкость 0,46*2,4=1,104 кДж/С

Теплоемкость керамических - на 3% выше, разница не существенна.

Мощность.

Определена мощностью потока теплопередачи, функции трех величин, т.е. пропорционална:

  • коэф теплоусвоения,

  • площади контакта,

  • дельте температур.

Коэф. теплоусвоения керамики 3,3 Вт/м2*К, стали 126 Вт/м2*К. Отношение 38 (!!!) раз

Площадь контакта (из таблицы) соотносятся как 500/330=1,5 раз

Разница в мощности сталь/керамика в 57 (!!!) раз.

На пальцах. У керамики, очень быстро прогревается внешний слой, падает дельта температур, прекращается теплообмен. Кроме того, толщина керамики в 4 раза больше, чем у стали. Прогреваться будет дольше. В результате, тепло уйдет вместе с воздухом.

Т.к. тепловая мощность в потоке воздуха - задана (потребным воздухообменом), то АКБ недостаточной мощности, просто не успеет снять тепло.

А что до емкости нашего АКБ - она влияет на время между реверсами, т.е. недостаток емкости, компенсируется более частыми переключениями.

Ну и вдогонку, прикинем, какое время потребуется, чтоб насытить наши АКБ, при условии, улица -20, дом +20, вытяжка и вход - 0С (КПД 50%), расход 60 м3/ч, или 17 л/сек (скорость в трубе Ф110 1,7 м/сек).

В кубе воздуха - 1,2 кг, т.е. 20 грамм в сек.

Теплоемкость воздуха 1кДж/кг, т.е. каждый градус дает поток в 0,02 кДж/сек. 20 градусов, дадут 0,41 кДж/сек.

Емкость нашего АКБ 1,1 кДж/К, на 20К будет 22 кДж, время "зарядки" - 22/0,41=53,6 сек.

Т.е. переключения, для данных условий - примерно через минуту.

Система управления вентиляцией.

Критерий управления.

По СО2. Это крайне удобный маркер присутствия и активности человека. Его применение, позволяет построить вентиляцию, которая "ходит за людьми".

Принцип, очень простой. Подавай на вентиляторы напряжение, пропорциональное СО2. Люди из комнаты ушли - вентиляция придушилась.

Датчики СО2.

Сегодня не дорогие. В принципе, можно разделить на два простых типа. ИК датчики (NDIR) и датчики на оксидах металлов (обычно олова). Разумеется, все есть у китайцев, ИК датчик - MH Z19B, оксид олова CCS811 HDC1080 - копейки, но нужно паять. Есть уже готовое (ниже).

Второй датчик (оксидный), кроме СО2, реагирует на углеводороды. От метана, до сигарету выкурил. И соотв. будет увеличивать проветривание. Кроме того, в нем есть датчик влажности, что позволяет переводить дом в режим консервации с более низкой температурой, не опасаясь конденсата. Идея простая. Если система видит, что дальнейшее снижение температуры ведет к рискам конденсата, то включается дополнительное проветривание, система убеждается, что влажность упала и продолжает снижать температуру. Разумеется и такие возможности, есть уже готовые.

Проектирование

Что хорошо - можно отложить до любого этапа стройки. Вплоть до после новоселья. Пожили в таком варианте, не устроило - дырявим стены, где удобно, втыкаем рекуператоры, управление оборотами простейшее, реостатиком.

Надоело ручку крутить - колхозим автоматику.

Возможности такой системы управления.

Кроме традиционной цели - автоматизировать воздухообмен с мин. затратами ( т.е. по СО2), возможны совершенно новые функции:

  • Как уже выше писалось - возможность экстремального снижения температуры в нежилых (консервация) помещениях.

  • Реорганизация потоков. Например, пришли гости, кухня совмещена с гостинной, два окна, 4 установки. Две включаются на приток, две на вытяжку. Получаем удвоенный расход. Можно подключать вентиляторы из соседних комнат, по сути свободное управление, жесткая привязка точек притока и вытяжки - уходит со всеми вытекающими.

Практика.

Один из вариантов рекуператора на ТА

Вот, пример. Единственно, у парня шарики в качестве рабочего тела ТА. Кольца Рашига, эффективнее почти на порядок.

Есть многочисленные фабричные установки, например теплая форточка. КПД - 70-80%.

Цены, перспективы колхозить.

Труба, вентиляторы - пусть 1000 руб.

Теплообменник - навалом разных у самогонщиков, но цена - печалька. Если медь, то от 1600 руб/кг (покупаем медную трубу, резак и долгими зимними вечерами...), остальное в два-три раза дороже.

Поэтому лучше искать в промышленности например тут колечки 15 мм - 1200 руб/кг. Пусть 3600 на трехкилограммовую загрузку, т.е. 4600 - цена железки.

Готовый монитор СО2, (ароматических углеводородов, формальдегида... ZigBee) 1116 руб

Так, на каждое жилое помещение. Что еще хорошо, не нужно ставить воздуходувку на 100500 кубов, теперь все децентрализовано, вплоть до потери понятий и локализаций приток-вытяжка. Учитываем возможность управляемых перетоков между помещениями (при нехватке вентиляции) и типовое кол. людей в помещении, т.е. производительность 30-60 м3/ч на комнату.

Пример системы управления на ZigBee

Показать полностью 3 2

Вентиляция

Тоже, как и отопление, два варианта. Предельный (когда не нужно делать ничего) и "как надо", если халява не прокатывает.

Халява (окна с микропроветриванием).

Сводится к неплотному прикрытию окон (ручка под 45 градусов вверх, либо вниз не полностью), либо "летний" вариант прижима.
Идея очень простая, любая вертикальная щель порождает три области движения воздуха:

  • инфильтрации (низ)

  • нейтральную (середка)

  • эксфильтрации (верх)

Понятно, что окна с открытые на противоположных сторонах дома - будут еще реагировать на ветер.

Так как для реализации такого воздухообмена не требуется делать ничего вообще, грех было в экспериментальном жилье пройти мимо такого. Забегая вперед - сразу результат:

Для двух жильцов - вполне нормально, для трех - на грани, для севера (арктика) - непригодно.

Про мифы, сказки, стереотипы...

Будет дуть от окон. Нет, не будет. Стоя вплотную у подоконник, рукой невозможно определить какое-то движение, поток холода и пр. Возможно, и более того, вероятно, эти сказки идут из опыта обычных окон, люди радиационные потери путают с "от окна дует", точно так же "дует" от герметичной, но холодной стены.

Вентиляция Строительство, Строительство дома, Отопление, Дом, Вентиляция, Длиннопост

От нормальных окон - не "дует" Поверхность стекла изнутри 17,4 при тридцатнике на улице. Конденсат, тем более изморозь на стеклах внутри - исключены.

Не хватит воздухообмена. Практика - предельная нагрузка на такой вариант при 5 окнах (высота 1400) + дверка для кошек (до улицы два тоннеля + 4 дверки) - три человека.

Вентиляция Строительство, Строительство дома, Отопление, Дом, Вентиляция, Длиннопост

Тоннель (второй такой же). Ттут, кстати, можно оценить толщину слоя утепления

Практика:

  • Четыре и больше чел. - периодическое открывание окон, проветривание, вся вот эта хрень и суета. Нужна нормальная система вентиляции.

  • Три человека. CO2 1000-1300 ppm.

  • Два человека. 800-1100 ррм

  • Один человек. 600-900 ррм.

    Вот, как сейчас. Один человек. Безветрие. Окна практически закрыты, 895 ррм. Это соотв. воздухообмену около 30 м3/ч
Вентиляция Строительство, Строительство дома, Отопление, Дом, Вентиляция, Длиннопост

Окна почти закрыты. Ручки не трогались неделе две наверное.

Если "СО2 > 1000 ррм - мы все умрем":

  • В хрущевках с пластиком - 2000 ррм легко. С 60-ых годов, люди на зиму заклеивали окна. Сначала газеты, потом полоски такие продавались... вот прям варили клейстер и по осени клеили. Некоторые (люди) живы до сих пор.

  • В школьных классах к концу урока, меньше 3000 ррм не бывает, до 4000 - легко.

  • "Душновато", у самых чувствительных, начинается с 1500 ррм. Причем, как правило этот триггер срабатывает не на СО2, а на сочетание температуры и влажности (типа в хамаме).

Ну и кому интересна биохимия - 6% СО2 в крови (арт.) - все Ок. 3% - в ПИТе все на ушах, потому что дальше гипокапния и смерть.
Кислород упал на 20% - всем плевать. ничего не будет.
СО2 - газ, без которого мы не можем жить (нет, это не повод одеть полиэтиленовый мешок на голову, это просто к слову, чтоб не было бреда про страшный яд).

За 5 лет эксплуатации, косяк (ограничивающий область применения такого решения) - вылез один. Сильные морозы, ниже -35. Вначале начинают обмерзать окна снаружи.

Вентиляция Строительство, Строительство дома, Отопление, Дом, Вентиляция, Длиннопост

Пара дней -35С

Вентиляция Строительство, Строительство дома, Отопление, Дом, Вентиляция, Длиннопост

Еще пару дней и лед начинает намерзать в щели приоткрытого окна, приходится раз в пару дней отковыривать.

В связи с этим, предел по применения такого решения - климат Вологды.
Пару раз в году, когда дня четыре стоит ниже -35 (далеко не каждый год) , придется отковырять лед (минуты три делов).
Воркута - однозначно нет, там такая фигня может месяц подряд, ковырять замучаешься.
Москва - прокатит легко, Питер - тем более.

Как часто приходится "регулировать" (чуть прижать, чуть отжать повернув ручку...) - ну, может раз в месяц, может в неделю, в основном, когда ветер от 15 м/с (редко).

Как определить, что нужно открыть/закрыть. Нет, не по самочувствию.
Мимо приборчика проходишь, а там ажно 630 ррм, т.е. тепло на ветер, ну придавил ручку.
Через день (ветер стих) глянул - .1100 ррм, - ну отпустил ручку и не подходишь пару недель.

Нет, проветривания типа регулярно открыть форточку и вот это вот все - не практикуется.
Но, если в кухне-гостинной (30 м2) пяток здоровых мужиков "обсуждают вообще за жисть" - через полчаса, СО2 переваливает за 2000, тогда да, просто открывается окошко. Тогда проветривание.

В целом. В эксплуатации - не напряжно, для двоих проживающих и не в арктике - абсолютно живое решение.

Хотел все сразу в одной статье, но будет совсем много буков. Поэтому в следующей статье будет, про:

асинхронную, независимую по помещениям, со свободно перестраиваемыми потоками, без воздуховодов (управляемых задвижек и прочей хрени стоимостью в эскадрилью истребителей), в бюджете пары-тройки тыщ на комнату. С рекуперацией, управлением по СО2 и следящей за присутствием людей - вентиляцию! (во я завернул!)

Ну и заодно - это система, которую вовсе не обязательно строить, проектировать сразу. Ее можно добавить в любой момент (попробовали халяву, не прокатило - строим вент.систему).

ЗЫ. И черкните, систему вентиляции описывать только на уровне идей, конструкций, или с цифрами, расчетами?

Показать полностью 5

Отопление

Отопление, довольно громко, потому что речь пойдет конкретно про теплые полы и еще более конкретно, по деревянному (осбишному, фанерному...) основанию. Про остальные варианты - добавлять особо нечего, инфы навалом. Поехали:

Электро (ИК пленки, греющий кабель) или вода?

Однозначно вода (или пропиленгликоль). Просто потому, что электро нельзя накрывать. А это значит, что мне нужно предсказать, где у меня через десять лет будет стоять сундук. А я - не якутский шаман, мне слабо. Зачем мне сундук - не знаю, но сам факт таких ограничений - напрягает.

Почему вообще теплый пол, который греет эл. котел, почему не конвекторы - комфортно, нет труб/радиаторов и пожалуй главное - многотопливность. Прижмут с тарифами электро, будет ТТ-котел, тепловой насос, гелиоколлектор, вакуумные трубки...

И нет, теплый пол особо не экономичней. Да, низкая температура, но поток (мощность) это температура и ПЛОЩАДЬ. Сказки про снизить температуру, мол с теплыми полами +19С комфортно - это сказки. Комфортно 22-24. Относительно конвекторов-радиаторов, ну может на градус можно снизить при равном комфорте.

Конструкции.

Рассмотрю две. Предельный эксперимент (у меня) и как надо было.

Предельный (по простоте) вариант.

Собственно был предварительный расчет, вроде как со скрипом, но пролезал, поэтому рискнул. Практика расчет подтвердила, при -43С улицы, потребная температура теплоносителя - +55С - +58С на подаче.

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

Улитку ведем дюймовкой.

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

Шаг трубы - 200 мм, обрезки дюймовки используем, как калибр. Если в середке слишком большой зазор - втыкаем доп. петлю, нарушая шаг.

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

Там где не воткнуть доп. петлю, просто бросаем доску-опору.

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

Вся котельная. Правильней, было бы подачу сделать сверху, тогда можно играться с т.н. гидрострелками, но забил, почему, уже не помню. Вместо стрелки стоит диф.клапан (хреновина с черной ручкой между подачей и обраткой).

Вверху группа безопасности, предохр. клапан, манометр, расширительный, воздушник. Воздушники кроме этого, стоят на коллекторах подачи и обратки.

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

Трубы крепятся вот такими скобками, саморезы с прессшайбой, 16 мм.

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

Процесс заливки теплоносителя. И, в "котельной", имейте в виду, что вот эта куча труб рядом - классная сушилка для обуви. Я не сообразил, когда в доме куча народа, места для сушки маловато.

Ничего сложного, главное заливать по одному контуру, закрывая остальные и не забыть открыть все воздушники. Заливаем в коллектор подачи, через прозрачный шланг, периодически включая насос. Пока, при включении, уровень не перестанет уходить. Закрываем этот контур, открываем следующий. Потом, некоторое время скидываем воздух (воздушниками, подливаем теплоноситель по мере выхода воздуха из системы.

Сверху, все это накрыто ОСП 9 мм (не потому что правильно, а потому что вон в том углу лежало) и линолеумом. В паре спален - крашенный оргалит.

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

Так выглядит через пять лет

Сколько стоит.

  • Полкилометра трубы PE-RT2

  • 60 литров пропиленгликоля

  • циркуляционный насос

  • коллектор на 7 контуров (краны подачи, термоголовки обратки, два воздухоотводчика, краны слива/залива)

  • эл. котёл 5 кВт

  • настраиваемые байпасный клапан,

  • группа безопасности (предохранительный клапан, расширительный бак, воздухоотводчик, манометр).

  • фитинги

  • крепеж трубы

  • Всего на 56 тыс. руб. Цены начала 2019-го

Теплоносителя, кстати не хватило, примерно 10 литров, хотя брал с запасом (расчетным) 5 литров. Видимо либо трубы расширяются, либо внутренний диаметр чуть больше указанного.

Что хорошо, что хреново в таком решении, в чем риски.

Хорошо цена, простота, время монтажа.

Хреново - температурная зебра, рост температуры теплоносителя и как следствие рост теплопотерь (перегрев пола). Для обычных конструктивов пола (слои утепления 150-200 мм с кучей мостиков холода) - решение не приемлимо вообще. В моем случае, схема рабочая, но на грани. Тепловая зебра заметна при старте разогрева. Потом, даже босиком не замечаешь, но, если искать специально, обнаружить можно (на грани чувствительности). По температуре теплоносителя при -43С, уже говорил, 55С, это много.

Правильная конструкция (без стяжки)

Точно так же кладем улитку трубы. Шаг 200 мм, для такого дома, более, чем достаточен, для любого климатического района страны.

Между трубами, укладываем полоски ГВЛ, 20 мм, либо два слоя по 10. Швы и над трубами, заливаем плиточным клеем. На этот же клей, кладем сверху ЦСП 10 мм, стыкую без зазора в центра, оставляя зазор у стен. Далее, любое финишное покрытие.

Как это проектировать

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

"Ветка". Была такая игрушка. Т.е. просто раскладываете свою котельную на столе, полу...

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

Дальше, то что сложилось, рисуете в скече "на стенке" модели дома. От нарисованного в размере (разумеется в отдельном слое), ведете линию контура трубы. Нарисовали - объединяете в группу. В свойствих группы, получаете точную до миллиметра длину трубы.

Гидравлика. Ну, если у Вас площади отдельных контуров не более 20 м2 (а больше и не стоит) и контуров до десятка, то гидравлический расчет сводится к берем самый дохлый циркуляционный насос, шланг 16, шаг 200 мм. Все прокачает и на этом гидравлический "расчет" закончен.

Если иное, или просто охота посчитать, качаем VALTEC.PRG.3.1.3. Программа для теплотехнических и гидравлических расчетов и развлекаемся.

Теплопотери и мощности. Достаточная (про мощность двигателя ролс-ройса). Тут примерно так же. Шаг 200, площадь контура до 20 м2 - достаточна по тепловыделению до -50С.

Практика. При -43С улицы, +23С дома, отапливаемой площади 80 м2, двоих чел. в доме, концентрации СО2 порядка 800-1000 ррм (воздухообмен около норматива, 60 м3/ч) - потребная мощность отопления 4-4,5 кВт (от ветра).

Если кому прям вот нужно посчитать - сделаю отдельную статью. Но обычно, такие расчеты никто не считает.

В целом - ведете улитку указанной трубой с указанным шагом, ограничивая указанную площадь контура и этим, все расчеты можете считать завершенными.

Как настраивать и управлять.

В зависимости от целей. Если Вы живете в доме, и задача ограничена поддержанием заданной температуры, то достаточной вот такого устройства

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

Слева. Стоит рублей 500, настраивается все, от порогов, до гистерезиса, не забывает настройки при отключении питания, коммутирует до 1,5 кВт. Аналогов дофига.

Включают в последовательно биметаллической релюшке котла. Регулятор котла (температуры теплоносителя) выкручиваем градусов на 60, он теперь будет аварийным.

Соотв. приблуда отключает/включает релюшки управления ТЭНами.

Открываете полностью краны тех комнат, где постоянная обитаемость, ну и прихожую заодно. Остальные прикрываете кранами обратки и(или) подачи соотв. контура.

Насколько прикрываете - метод тыка. Ориентировочно речь идет о 90% диапазона регулирования на первых полутора оборотов крана. Я обычно в спальнях делаю попрохладней, регулирую шагами, по 45 градусов.

Никаких регулирующих термоголовок, расходомеров в этом случае нафиг не нужно.

Тяжелый случай

Приеду послезавтра к 18:00, хочу чтоб автоматика обеспечила +22 на кухне и +18 в спальне, причем строго к 18:00, и шоб не было лишнего перетопу!

Короче, если нужны такие извраты, то:

  • Ищем (на али) приблуду "thermostat electric actuator valve head" На момент написания - 250 руб, на каждый контур. Приблуда - умеет управлять краном коллектора ТП.

  • Для включения приблуды, ищем самые дешевые оптосимисторы (без снабберной части, не нужна).

  • Оптосимистор цепляем к ардуинке, черри... (раньше была замечательная отладочная платформа на ванвайре - Бенукс, увы - померла). Ну и развлекаеся со скриптами, начиная с парсинга прогнозов погодных сайтов, кончая расчетными модельками разных переходных процессов.

Мне, такое, как-то не понадобилось :) Хотя в эскизах, системку накидывал (под Бенукс).

Что лить в систему.

Либо дистиллированную воду, либо пропиленгликоль, либо разбавленный спирт/паленка/водка.

Лучший теплоноситель - вода (теплоемкость, вязкость), минус один - риск заморозить, если надолго отключить и уехать.

Пропиленгликоль - народ говорит про замены край через 5 лет, пока идет шестой год, отличий в работе не заметно.

Косяки спирта - баланс между рисками замерзания и пожароопасностью. Пара физ. фактов:

  • 5% (объемные проценты) спирт, на границе ГЖ и ЛВЖ (горючая и легко воспламеняемая жидкости). ГОСТ 12.1.044-89, граница между ГЖ и ЛВЖ - +61С, этанол 5% - как раз +61,8С

  • Эти 5%, замерзают уже при -2.

Ну и пара табличек в пруфы:

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

Видим, что даже 5% можно воспламенить, нагрев предварительно до +62С.

Отопление Отопление, Строительство дома, Строительство, Дом, Длиннопост

А тут видим, что толку в концентрации менее 30-40% - никакого.

В целом, если спирт, то от 40% и с пониманием, что оно горючее и его много (более 60 л на площадь пола 80 м2)

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!