Вездеход ТДН. Поломки, регулировки, обслуживание
Хабы.
Напомню схему трансмиссии: задний диф - сток, межосевой и передний дифы - заварены. Передние колеса на хабах, т.е. либо имеем заваренный наглухо передок, который очень хорошо лезет, либо недопривод с задним ведущим мостом.
Хабы ломал трижды. Один раз в хлам, два раза - ремонт на 5 мин. Потом научился не ломать :)
Модель хабов.
Внешний вид хаба.
Хабы - китай, , стоят в районе 1000, заходят в шлицы на треть, очень слабенькие, что в принципе хорошо, появляется слабое звено, которое в наглухо заваренных дифах - лучше иметь. Поменять хаб за 5 мин, лучше, чем полуось.
При этом, именно нагрузками ни одного хаба порвать пока не удалось, хотя были и прыжки на горках и выходах из воды, и вылезал почти свечкой из канавы, и на горки лез с тонной в кузове... Прочность достаточна для практических целей, менять на что-то более прочное - смысла не вижу.
Причины поломок:
Вначале хабы были забиты литолом, который на первом морозе окаменел, не дал полностью включиться, сожрало шлицы. Смазку удалил (оставил тонкий слой), недели три нормально ездил. По мне, это ближе к косяку производителя. Чем объяснять каждому, что хабы на новой машине нужно снять, разобрать, удалить литол - правильней удалить его на производстве.
Вторая поломка - разогнул направляющие. Хаб не включался, даванул плоскогубцами, сорвал. Плоскогубцы убрал нафиг, чтоб под руку не попадались, но - не помогло :)
Третья поломка - опять разогнул направляющие. Даванул со всей дури руками. Дури много. Согнул :)
Оранжевым, примерно глубина зацепления шлицов в хабе. Ну и видна царапина, которую оставил разжатый усик направляющей. Первый раз плоскогубцами, второй раз - руками.
Направляющие правятся легко, соотв. убитым необратимо оказался один хаб.
Что бы не ломать хабы - делаем две простые вещи:
При переключениях - проехали вперед и сдали на пару метров назад. Переключать нежно, двумя пальчиками, если не идет - покачать, либо опять вперед-назад на пару метров. Не давить, вещь нежная, китайская :)
На морозе, по приезду, перед стоянкой - ВКЛЮЧИТЬ хабы, пока ступица теплая. Выключить - потом сможете. А вот включить - не всегда, придется греть, либо разбирать.
Тросик газа.
По старой памяти, сразу пролил моторным маслом. После первой оттепели - тросику капец. Короче - не лейте туда ничего, слишком длинный. Тросик поменял, сухой - нормально.
Кулиса переключения передач.
Где-то через месяц поездок перестала включаться задняя, потом первая... короче ослаб болтик на 10, крепящий рычаг передач к кулисе. Подтянул аккуратно. Хватило на три дня. Подтянул не до одурения, но сильно. С тех пор забыл.
Рулевое.
Тоже через месяц, начало болтаться рулевое. Ослабла гайка карданчика руля. Тоже тянул два раза, Осторожно и посильней. Одновременно ослабло крепление баранки к валу, тоже подтянул.
Ремень
Как ослабевает, появляется лишняя вибрация под нагрузкой. Это еще до явного проскальзывания. Первая подтяжка - примерно через три месяца, вторая - понадобилась через год. Месяц в моей эксплуатации - примерно сто км.
Подшипники ступиц.
Разболтался примерно через полгода. Заметил случайно и не я, а сосед. Толкнул колесо, оно болтается. При езде - не заметно совсем. Короче, периодически - пинать колеса.
Подтянул, заодно проверил и поправил схождение. Развала там нет.
Через год - разболтался подшибник сзади. И, одновременно самая серьезная авария - разбило шпильки (ниже). После подтяжки подшипника, люфт уменьшился, но не исчез.
Провернул шпильки колес.
Люфт не исчез, потому что болтался диск (ослабли гайки). Причем гайки не просто ослабли, проклепало резьбу и завернуть гайки не удалось, провернулись шпильки. Пожалуй самая серьезная поломка за всю эксплуатацию. Ремонт:
выдергиваем полуось (пять мин, отвернуть 6 болтов)
снимаем колесо вместе со ступицей.
переворачиваем колесо, прихватываем сваркой головки болтов, откручиваем гайки
Шлицы шпилек оказались слизанными, поэтому потом, просто приварил шпильки к ступице. Ну и купил сгоряча новую ступицу, сейчас валяется.
Сборка - обычно, кроме установки колеса.
ВНИМАНИЕ:
Как и подшипник, прослабленные гайки колесного диска - при езде не ощущаются, и, что самое неприятное, если ослабли давно и расклепало резьбу - ключом НЕ ПОДТЯГИВАЮТСЯ. создавая иллюзию, что все Ок.
Вариант один - периодически пинать колесо.
Установка колеса в одну каску.
Колесо не то, чтоб сильно тяжелое, килограмм 50, поднять легко. Но вот поднять и на вытянутых руках одеть - нифига не легко.
Короче, протрахавшись с полчаса, почти сорвав спину, обложив всячески ступицы, колеса и ихнюю маму, разум - таки победил бездушное железо!
Последовательность установки колеса в одну каску и не напрягаясь вообще:
Кантуем и кладем колесо под ступицу, так, что подняв вертикально, оно примерно упрется в шпильки
Подкладываем под колесо доски, так, что бы отверстия диска после подъема колеса в вертикальное положение оказались выше шпилек примерно сантиметров на 5.
Подняли колесо, стоит примерно под правильным углом (если надо, крутим ступицу), но гораздо выше шпилек.
Потихоньку открываем кран колеса и легко, с точностью до миллиметра, спуская колесо опускаем диск точно до шпилек.
Толкаем колесо вперед, наживляем гайки
Поднятое колесо, перед открытием крана и посадкой на шпильки.
Метод годится и для владельцев ТДН на ВАЗовских мостах, там еще хуже с установкой.
Тормоза.
По сути - не было. Усилитель тормозов (вторая нога на педаль) - тоже не помогал.
Собственно не парился, пока не улетел в обрыв. Оказалось, были недоразведены колодки. Объем цилиндра мал, усилителя нет, просто не хватало хода. Дел в регулировке - на пару минут.
Тормоза в результате не смертельные, но вполне приемлимы, в ручьи-канавы, теперь не падаю, а сползаю :)
Замена масла.
В движке - по букварю, первая 20 часов, вторая - 100 часов. Заменять - хреново, не берите Лончин, там до слива - фиг доберешься, Лифан - норм.
В редукторе - поменял через 100 часов.
В коробке смысла менять не вижу.
Масло на щупе коробки, после 100 часов (примерно 1000 км). Похоже, коробка будет вечной.
Техобслуживание ДВС
Через 100 часов, после замены масла, решил обслужить фильтр, подстроить клапана, промыть карб. Фильтр довольно чистый, езда в основном по снегу, либо траве. Промыл поролон, продул бумагу, про проблему с ними зимой в курсе, если вылезет (конденсат и обледенение бумаги), просто сделаю фильтр нулевого сопротивления (все выкидываешь, обматываешь в несколько слоев москиткой, ставишь на место). На зиму - нормально, на лето покупаешь новый.
Клапана были перетянуты почти на 5 соток.
А с карбом - было эпично!
Снял, промыл, продул, поставил - нет холостых.
Опять снял, продул.. - нет. При этом мощностной режим нормально, а как газ бросишь - глохнет напрочь.
Дальше пошло колдунство и шаманство, потому что идей - никаких. Регулировка ХХ, замена свечек, повторная регулировка клапанов, угрозы сдать в металлолом ... - не помогли!
Короче сломался, решил плюнуть до утра. Утром, совершенно случайно (на свету), увидел какую-то хрень с прокладками... - короче, что было:
Вездеход на улице, темень, в теплом гараже светло, вездеход за спиной. У карба две прокладки, к впускному и воздушнику.
Заканчиваю с карбом, дальше, чтоб ТОЧНО НЕ ПЕРЕПУТАТЬ, беру прокладку впускного в правую руку, воздушника в левую, ПОВОРАЧИВАЮСЬ (меняя лево с право) и по темноте, гордо ставлю их наоборот! ДВА, блин, раза! :)
В результате, прокладка закрывала дырку, через которую шел воздух в байпасный канал (канал ХХ) и подсасывал топливо. Соотв. при закрытии дросселя, ни воздуха, ни топлива, хоть стреляйся.
Вот, собственно все, про ремонты и обслуживание машины на первой 1000 км. В смысле все моменты, когда техника на тебе, а не ты на ней.
Пока - оно очень радует (стучу по дереву).
Да, ремень пока - без признаков износа.